Рыбный Мурман. 1987 г. Февраль.

Решения XXVII съезда КПСС-в жизнь! Наука — производству Аквариальная будет расширена Посреди бухты, на берегах которой расположены жилыё дома поселка Дальние Зелен­ цы и Мурманский морской би­ ологический институт, покачи­ ваются на волнах понтоны. Это — садок, в котором под­ растает молодь семги: ученые отрабатывают технологию вы­ ращивания ценной рыбы в промышленных масштабах. — Для более эффективной работы нам нужны дополни­ тельные площадй, — расска­ зывает заместитель директора ММБИ по общим вопроса!^ И. Д. Павлов, — поэтому й было заложено еще одно зда­ ние мореной аквариальной. Его размеры в плане — 17 метров на 17, двухэтажное... Заглянем в старую аквари- альную. Здесь в специальных садках обитают рыбы и мор­ ение животные, создана модель морского дна. Снуют за толстым стеклом большеротый морской бычок, ерш, камбала, окунь, зубатка. Не спешат морские звезды.., — Они могут иметь три, пять н больше щупалец, — говорит наш «гид», . заведую­ щий научно t энсперименталь* ной базой В. А. Голубцов, — бы­ вают даже похожими на... под­ солнух. Здесь же мидии (род моллюсков класса двустворча­ тых), рановины у них черные, могут быть длиной до 20 сан­ тиметров. Обитают в прибреж­ ной зоне северных морей, не­ редко нарастают на днищах судов, съедобны, являются объектом промысла, так же, как и голотурии — морские огурцы (могут достигать двух­ метровой длины!) В большом садне — зубатки. Эти рыбины вырастают до 2,5 метров в Длину, & синяя зу ­ батка, например, Может нагу» ливать на морских пастбищаЯ двухпудовый вес. Около пятисот видов камбаг лы обитает в водах Мирового океана. 34 из них — в аква­ тории (пелагиали) Советского Союза. Представители отряда костистых рыб, к которым от­ носят камбалу, могут быть длиной от семи сантиметров до чуть ли нб пяти метров. В 1985 году ноллектив ин­ ститута отмечал свое 50-ле­ тие. Это научное учреждение к нынешнему времени выросло в крупнейшее в Заполярье... Значителен вклад ММБИ в разработку теоретических принципов рациональной эк­ сплуатации биологических ре­ сурсов, повышения продуктив­ ности ценных видов живот­ ных и водорослей, планомер­ ного перехода к культурному морскому хозяйству. В. МАТВЕЙЧУК. пос. Дальние Зеленцы. Курсом НТП Сушилка... для чудес В конце 1985 года в еженедельни­ ке 0ыло опубликовано интервью . р главным 'Технологом Архангельского водорослевого комбината Е. М. Бо­ ковой. Йосле описаний чудо-препара- ТРВ, получаемых из водорослей, Е. м. Бокова вздохнула: «И Добыча водорослей ведется по- прежнему полукустарным способом... Сегодня, полтора года спустя, мож­ но сказать, что кое-что из технолог Рйи добычи ценного сырья механи­ зировано. А именно: просушка мор­ ской капусты. Группа специалистов из «Гипро- рыбфлота» по заданию Минрыбхоза занимается разработкой проектной документации на установку для су­ шения водорослей. Проект разработан Совместно с сотрудниками ПТО «Сев- техрыбпром». Три сушилки будут установлены 'на БМРТ «Алексей Куз­ нецов» Архангельского тралового флота, их производительность — до 40 тонн в сутки. На снимне: группа разработчиков из «Гипрорыбфлота»: И. М. Наумов, В. П. Филатов, А. А. Кузнецов, В. Р. Гнетнев. А. К. Барышкин, JI М. Конд­ ратюк, 3. It. Попова, Л. В. Шалавина. рабочую гарантию рейс после ремонта тоже шел тяжело: не удава­ лось устранить течь масла че­ рез разъемы подшипников. Пришлось подключить судовых специалистов. С главными машинами и главными турбинами особых проблем не было: разобрали, сделали необходимое, предъ­ явили Регистру СССР, собра­ ли. Побаивался, все ли так? Контроль, конечно, за работой был постоянный. Беспокоило, однако, то, что бригада по­ стоянно имеет дело с двига­ телями внутреннего сгорания, а тут — мощные паровые ма­ шины и турбины. В срок к 15 октября ни один цех с ра­ бо там и не справился. Потом сроки переносились и перено­ сились. Только 6 ноября с недоделками по корпусу плав­ базу выпустили на швартовные испытания. За короткий период дважды становились в док. Ремонт ве­ ла укрупненная комплексная бригада О. Р. Швыркина. Бригадира знаю давно, его людей тоже, труженики в кол­ лективе есть добросовестные. § пятый док за последние 4— 5 лет становились уже третий раз. Но, по-видимому, не все относятся добросовестно к работе. Некоторые ведут себя недостойно. Чуть что — сразу мат-перемат. Сделают по- своему и как захотят. Дело порой доходит до скандала. И в этот раз при пробном спу­ ске из дока потекли проклад­ ки сразу у пяти кингстонов, дейдвудную сальниковую на­ бивку пришлось добавлять. Эта набивка играет большую роль в процессе работы гребных валов. Она должна слегка про­ пускать воду, вал от трения не должен нагреваться, иначе все это может обернуться большой бедой. Швартовные испытания не выявили особых отклонений в работе механизмов, и плавбаза была допущена к ходовым ис­ пытаниям. Они показали, что при сборке левой главной ма­ шины нарушено парораспре­ деление, кормовой подшипник левой турбины пережат — греется, левый дейдвудный сальник требует замены. Все эти неисправности были в пор­ ту устранены, и 22 ноября мы полностью предъявились Реги­ стру СССР, получили соответ­ ствующие документы, а в ночь на 23 ноября вышли на промысел. Через двое суток полного хода послышались стуки в ле­ вой главной машине. Остано­ вили. Оказалось, что поршень цилиндра высокого давления носового блока ослаб на што­ ке — гайка была затянута сла­ бовато. Через сутки останови­ ли правую машину по такой же причине. Потом левую ма­ шину выводили из работы из-за стука в мотылевом под­ шипнике. Пока шли до ЦВА, главные машины для устра­ нения неисправностей выводи­ ли четыре раза. Уже на промысле, в конце декабря, стало невозможно работать левой главной маши­ ной — дейдвудный сальник течет. Пробуешь поджать — начинает греться, да и под­ жимать стало некуда — все выжалось. Встал вопрос, как на плаву набить сальник. Ра­ бота не сложная, но ответст­ венная. Продумано было все до мелочей. Риск свели на нет, гарантия в успехе стопроцент­ ная. С этим я и отправился к капитану-директору А. И. Нуй- кину. Прекрасно сознавал всю тяжесть ответственности, знал, что такие работы в море без помощи водолазов проводят очень редко. У капитана с карандашом и бумагой долго отстаивал свою технологию ре­ монта. Зная меня, Александр Ильич дал «добро». Выбрали затишье, отсутствие промыс­ ловиков у борта и, сделав дифферент на нос, начали ра­ боты. Управились за 4 часа. Даже смогли вытащить одно старое кольцо. Новое кольцо зашло плотно. Все. Сальник стал работать нормально. Пра­ вый сальник, если не прирабо­ тается, придется переделывать таким же образом. Это, воз­ можно, будет последний устраняемый нами в море брак судоремонта, хотя до окончания рейса еще немало — приход в порт 19 марта. Да, такой ремонт запомнит­ ся надолго. Нам есть за что обижаться на судоремонтни­ ков. Как немой укор небреж­ ности, халатности, равнодушия — приклеенный вкривь и вкось желтый линолеум среди зеле­ ного на палубе коридора, как раз напротив моей каюты. Сиротливо стоящий на полу­ баке ролик якорной цепи, ко­ торый почему-то перестал вра­ щаться на четвертом спуске якоря, и многое другое. Заканчивая письмо о ремон­ те на Мурманской судоверфи, я бы в заключение хотел ска­ зать вот о чем. Да, настало время думать, жить и рабо­ тать по-передовому. Всячески надо добиваться ускорения в работе, а уж волоките, бюро­ кратизму не должно быть ме­ ста в нашей работе. Необхо­ димо четко наладить взаимо­ отношения между цехами, от­ делами, службами. Оплату инженерно-технических работ­ ников увязывать с выполне­ нием плана рыбодобывающих организаций и транспортных флотов, а премии и надбавки тем более: все мы живем от рыбы. Премии же за досроч­ ный выход кораблей увели­ чить, но выплачивать их по истечении гарантийного срока ремонта. За работы же, про­ изводимые личным составом судов в период гарантий по механизмам, корпусу, обору­ дованию и т. д ., взыскивать с ремонтного предприятия по предъявляемым судовым ак­ там и ведомостям. Админист­ рации судов необходимо иметь какой-то резерв нормо-часов на непредвиденный небольшой ремонт. Использовать этот ре­ зерв только по договоренно­ сти с прорабом, оформив со­ ответствующие ремонтные ве­ домости. Тогда, думаю, услуги судо­ ремонта будут приближены к тем требованиям, которые предъявляет проект Закона о государственном предприятии. Ускорения в ремонте и ка­ чественного его выполнения можно добиться только благо­ даря совместным усилиям эки­ пажей судов и ремонтников. Давно пора покончить с прак­ тикой приписок, приема в ре­ монт выгодных и невыгодных работ. Здесь должен быть по­ рядок. Ю. ДЕНЬГИН, главный механик плавбазы «Северодвинск». Человеческий фактор Не работой единой Восемнадцатого февраля у при­ чала рыбного порта встал ПСТ «Костополь». Траулер приходил «по зеленой». Через несколько дней предстояло продолжить рейс, но некоторые итоги можно уже подвести. — С прошлого захода в порт задел был неплохой, — говорит помполит «Костополя» И. В. Би­ рюков, — да и люди в экипаже замечательные. Задел был действительно хо­ роший. Перед этим (в последний раз «по зеленой» приходили в январе) рыбаки «Костополя» взя­ ли на борт больше 120 тонн ры­ бы, то есть выполнили основную часть рейсового задания. А лю­ ди... Стабильный и крепкий на траулере экипаж. Капитану И. Ф . Никулину и его помощникам уда­ лось создать здоровый мораль­ ный климат на судне. — Даже трудно выделить луч­ ших, — считает помполит. — Стармех Владимир Сергеевич Долгих — очень грамотный спе­ циалист, никогда у него сбоев нет, и ветеран наш Юрий Бори­ сович Питухин, и комсомольцы Сергей Горячев, Андрей Немти- нов, и Саша Солодовников, и Михаил Бобрецов, и... Похоже, что комиссар рад пе­ речислить всю команду, о каж­ дом есть у него доброе слово. Мы видим, что рыбаки делают в море все от них зависящее. Приходы в порт «по зеленой», кроме всего прочего, словно бы для того и есть, чтобы подво­ дить некоторые итоги работы бе­ реговых служб. Что было не так в подготовке рейса? Что изме­ нить, от чего пора избавиться? В большинстве своем — от ста­ рого. Бесконечные конфликты с плавбазами. Отсутствие новых тралов. Есть ведь такие, отвечаю­ щие всем современным требова­ ниям. Но рыбаки их почти не видят. «Будь у нас новый трал, мы бы в два раза больше рыбы дали!» — печалится помполит. А как велика еще доля ручного тру­ да! Ведь существует техника для обработки рыбы. Но на наших судах шкерочный нож — главное техническое средство. Конечно, такого рода проблемы в несколько дней не решить. Но можно же сменить фильмы в судовой фильмотеке? И не поме­ нять одну скучную ленту на другую, а привезти интересный фильм, который хорошо посмот­ реть после тяжелой работы. — Все рыба да рыба, по во­ семь часов на нее смотришь. На­ до же отдохнуть, ведь нервы могут и не выдержать, — гово­ рит помощник мастера обработ­ ки рыбы Андрей Немтинов. Нет хороших фильмов на судне. Сколько ни пытался Андрей вспомнить хотя бы одно назва­ ние, ничего, кроме «Звезды и смерти Хоакина Мурьеты», в голову не пришло. Проблема свободного времени одними фильмами, конечно, не исчерпывается. Есть у членов экипажа стремление общаться, собираться вместе, да и как ему не быть. Помполит рассказывал о стихийных читательских конфе­ ренциях, о спорах вокруг фильма или книги. На «Костополе» боль­ шая (17 человек) комсомольская организация, и кому как не ей заняться свободным временем. Мало его у рыбаков, но тем острее проблема. Вот такой ворох сложностей судно приносит с собой. И ду­ мается: стоит ли тащить их об­ ратно в море? По крайней мере, часть проблем можно решить во время прихода «по зеленой». О. ЕЛЬНИКОВА. РЫБНЫЙМУРМАН 27 февраля1987 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz