Рыбный Мурман. 1987 г. Февраль.
Решения XXVII съезда КПСС-в жизнь! Наука — производству Аквариальная будет расширена Посреди бухты, на берегах которой расположены жилыё дома поселка Дальние Зелен цы и Мурманский морской би ологический институт, покачи ваются на волнах понтоны. Это — садок, в котором под растает молодь семги: ученые отрабатывают технологию вы ращивания ценной рыбы в промышленных масштабах. — Для более эффективной работы нам нужны дополни тельные площадй, — расска зывает заместитель директора ММБИ по общим вопроса!^ И. Д. Павлов, — поэтому й было заложено еще одно зда ние мореной аквариальной. Его размеры в плане — 17 метров на 17, двухэтажное... Заглянем в старую аквари- альную. Здесь в специальных садках обитают рыбы и мор ение животные, создана модель морского дна. Снуют за толстым стеклом большеротый морской бычок, ерш, камбала, окунь, зубатка. Не спешат морские звезды.., — Они могут иметь три, пять н больше щупалец, — говорит наш «гид», . заведую щий научно t энсперименталь* ной базой В. А. Голубцов, — бы вают даже похожими на... под солнух. Здесь же мидии (род моллюсков класса двустворча тых), рановины у них черные, могут быть длиной до 20 сан тиметров. Обитают в прибреж ной зоне северных морей, не редко нарастают на днищах судов, съедобны, являются объектом промысла, так же, как и голотурии — морские огурцы (могут достигать двух метровой длины!) В большом садне — зубатки. Эти рыбины вырастают до 2,5 метров в Длину, & синяя зу батка, например, Может нагу» ливать на морских пастбищаЯ двухпудовый вес. Около пятисот видов камбаг лы обитает в водах Мирового океана. 34 из них — в аква тории (пелагиали) Советского Союза. Представители отряда костистых рыб, к которым от носят камбалу, могут быть длиной от семи сантиметров до чуть ли нб пяти метров. В 1985 году ноллектив ин ститута отмечал свое 50-ле тие. Это научное учреждение к нынешнему времени выросло в крупнейшее в Заполярье... Значителен вклад ММБИ в разработку теоретических принципов рациональной эк сплуатации биологических ре сурсов, повышения продуктив ности ценных видов живот ных и водорослей, планомер ного перехода к культурному морскому хозяйству. В. МАТВЕЙЧУК. пос. Дальние Зеленцы. Курсом НТП Сушилка... для чудес В конце 1985 года в еженедельни ке 0ыло опубликовано интервью . р главным 'Технологом Архангельского водорослевого комбината Е. М. Бо ковой. Йосле описаний чудо-препара- ТРВ, получаемых из водорослей, Е. м. Бокова вздохнула: «И Добыча водорослей ведется по- прежнему полукустарным способом... Сегодня, полтора года спустя, мож но сказать, что кое-что из технолог Рйи добычи ценного сырья механи зировано. А именно: просушка мор ской капусты. Группа специалистов из «Гипро- рыбфлота» по заданию Минрыбхоза занимается разработкой проектной документации на установку для су шения водорослей. Проект разработан Совместно с сотрудниками ПТО «Сев- техрыбпром». Три сушилки будут установлены 'на БМРТ «Алексей Куз нецов» Архангельского тралового флота, их производительность — до 40 тонн в сутки. На снимне: группа разработчиков из «Гипрорыбфлота»: И. М. Наумов, В. П. Филатов, А. А. Кузнецов, В. Р. Гнетнев. А. К. Барышкин, JI М. Конд ратюк, 3. It. Попова, Л. В. Шалавина. рабочую гарантию рейс после ремонта тоже шел тяжело: не удава лось устранить течь масла че рез разъемы подшипников. Пришлось подключить судовых специалистов. С главными машинами и главными турбинами особых проблем не было: разобрали, сделали необходимое, предъ явили Регистру СССР, собра ли. Побаивался, все ли так? Контроль, конечно, за работой был постоянный. Беспокоило, однако, то, что бригада по стоянно имеет дело с двига телями внутреннего сгорания, а тут — мощные паровые ма шины и турбины. В срок к 15 октября ни один цех с ра бо там и не справился. Потом сроки переносились и перено сились. Только 6 ноября с недоделками по корпусу плав базу выпустили на швартовные испытания. За короткий период дважды становились в док. Ремонт ве ла укрупненная комплексная бригада О. Р. Швыркина. Бригадира знаю давно, его людей тоже, труженики в кол лективе есть добросовестные. § пятый док за последние 4— 5 лет становились уже третий раз. Но, по-видимому, не все относятся добросовестно к работе. Некоторые ведут себя недостойно. Чуть что — сразу мат-перемат. Сделают по- своему и как захотят. Дело порой доходит до скандала. И в этот раз при пробном спу ске из дока потекли проклад ки сразу у пяти кингстонов, дейдвудную сальниковую на бивку пришлось добавлять. Эта набивка играет большую роль в процессе работы гребных валов. Она должна слегка про пускать воду, вал от трения не должен нагреваться, иначе все это может обернуться большой бедой. Швартовные испытания не выявили особых отклонений в работе механизмов, и плавбаза была допущена к ходовым ис пытаниям. Они показали, что при сборке левой главной ма шины нарушено парораспре деление, кормовой подшипник левой турбины пережат — греется, левый дейдвудный сальник требует замены. Все эти неисправности были в пор ту устранены, и 22 ноября мы полностью предъявились Реги стру СССР, получили соответ ствующие документы, а в ночь на 23 ноября вышли на промысел. Через двое суток полного хода послышались стуки в ле вой главной машине. Остано вили. Оказалось, что поршень цилиндра высокого давления носового блока ослаб на што ке — гайка была затянута сла бовато. Через сутки останови ли правую машину по такой же причине. Потом левую ма шину выводили из работы из-за стука в мотылевом под шипнике. Пока шли до ЦВА, главные машины для устра нения неисправностей выводи ли четыре раза. Уже на промысле, в конце декабря, стало невозможно работать левой главной маши ной — дейдвудный сальник течет. Пробуешь поджать — начинает греться, да и под жимать стало некуда — все выжалось. Встал вопрос, как на плаву набить сальник. Ра бота не сложная, но ответст венная. Продумано было все до мелочей. Риск свели на нет, гарантия в успехе стопроцент ная. С этим я и отправился к капитану-директору А. И. Нуй- кину. Прекрасно сознавал всю тяжесть ответственности, знал, что такие работы в море без помощи водолазов проводят очень редко. У капитана с карандашом и бумагой долго отстаивал свою технологию ре монта. Зная меня, Александр Ильич дал «добро». Выбрали затишье, отсутствие промыс ловиков у борта и, сделав дифферент на нос, начали ра боты. Управились за 4 часа. Даже смогли вытащить одно старое кольцо. Новое кольцо зашло плотно. Все. Сальник стал работать нормально. Пра вый сальник, если не прирабо тается, придется переделывать таким же образом. Это, воз можно, будет последний устраняемый нами в море брак судоремонта, хотя до окончания рейса еще немало — приход в порт 19 марта. Да, такой ремонт запомнит ся надолго. Нам есть за что обижаться на судоремонтни ков. Как немой укор небреж ности, халатности, равнодушия — приклеенный вкривь и вкось желтый линолеум среди зеле ного на палубе коридора, как раз напротив моей каюты. Сиротливо стоящий на полу баке ролик якорной цепи, ко торый почему-то перестал вра щаться на четвертом спуске якоря, и многое другое. Заканчивая письмо о ремон те на Мурманской судоверфи, я бы в заключение хотел ска зать вот о чем. Да, настало время думать, жить и рабо тать по-передовому. Всячески надо добиваться ускорения в работе, а уж волоките, бюро кратизму не должно быть ме ста в нашей работе. Необхо димо четко наладить взаимо отношения между цехами, от делами, службами. Оплату инженерно-технических работ ников увязывать с выполне нием плана рыбодобывающих организаций и транспортных флотов, а премии и надбавки тем более: все мы живем от рыбы. Премии же за досроч ный выход кораблей увели чить, но выплачивать их по истечении гарантийного срока ремонта. За работы же, про изводимые личным составом судов в период гарантий по механизмам, корпусу, обору дованию и т. д ., взыскивать с ремонтного предприятия по предъявляемым судовым ак там и ведомостям. Админист рации судов необходимо иметь какой-то резерв нормо-часов на непредвиденный небольшой ремонт. Использовать этот ре зерв только по договоренно сти с прорабом, оформив со ответствующие ремонтные ве домости. Тогда, думаю, услуги судо ремонта будут приближены к тем требованиям, которые предъявляет проект Закона о государственном предприятии. Ускорения в ремонте и ка чественного его выполнения можно добиться только благо даря совместным усилиям эки пажей судов и ремонтников. Давно пора покончить с прак тикой приписок, приема в ре монт выгодных и невыгодных работ. Здесь должен быть по рядок. Ю. ДЕНЬГИН, главный механик плавбазы «Северодвинск». Человеческий фактор Не работой единой Восемнадцатого февраля у при чала рыбного порта встал ПСТ «Костополь». Траулер приходил «по зеленой». Через несколько дней предстояло продолжить рейс, но некоторые итоги можно уже подвести. — С прошлого захода в порт задел был неплохой, — говорит помполит «Костополя» И. В. Би рюков, — да и люди в экипаже замечательные. Задел был действительно хо роший. Перед этим (в последний раз «по зеленой» приходили в январе) рыбаки «Костополя» взя ли на борт больше 120 тонн ры бы, то есть выполнили основную часть рейсового задания. А лю ди... Стабильный и крепкий на траулере экипаж. Капитану И. Ф . Никулину и его помощникам уда лось создать здоровый мораль ный климат на судне. — Даже трудно выделить луч ших, — считает помполит. — Стармех Владимир Сергеевич Долгих — очень грамотный спе циалист, никогда у него сбоев нет, и ветеран наш Юрий Бори сович Питухин, и комсомольцы Сергей Горячев, Андрей Немти- нов, и Саша Солодовников, и Михаил Бобрецов, и... Похоже, что комиссар рад пе речислить всю команду, о каж дом есть у него доброе слово. Мы видим, что рыбаки делают в море все от них зависящее. Приходы в порт «по зеленой», кроме всего прочего, словно бы для того и есть, чтобы подво дить некоторые итоги работы бе реговых служб. Что было не так в подготовке рейса? Что изме нить, от чего пора избавиться? В большинстве своем — от ста рого. Бесконечные конфликты с плавбазами. Отсутствие новых тралов. Есть ведь такие, отвечаю щие всем современным требова ниям. Но рыбаки их почти не видят. «Будь у нас новый трал, мы бы в два раза больше рыбы дали!» — печалится помполит. А как велика еще доля ручного тру да! Ведь существует техника для обработки рыбы. Но на наших судах шкерочный нож — главное техническое средство. Конечно, такого рода проблемы в несколько дней не решить. Но можно же сменить фильмы в судовой фильмотеке? И не поме нять одну скучную ленту на другую, а привезти интересный фильм, который хорошо посмот реть после тяжелой работы. — Все рыба да рыба, по во семь часов на нее смотришь. На до же отдохнуть, ведь нервы могут и не выдержать, — гово рит помощник мастера обработ ки рыбы Андрей Немтинов. Нет хороших фильмов на судне. Сколько ни пытался Андрей вспомнить хотя бы одно назва ние, ничего, кроме «Звезды и смерти Хоакина Мурьеты», в голову не пришло. Проблема свободного времени одними фильмами, конечно, не исчерпывается. Есть у членов экипажа стремление общаться, собираться вместе, да и как ему не быть. Помполит рассказывал о стихийных читательских конфе ренциях, о спорах вокруг фильма или книги. На «Костополе» боль шая (17 человек) комсомольская организация, и кому как не ей заняться свободным временем. Мало его у рыбаков, но тем острее проблема. Вот такой ворох сложностей судно приносит с собой. И ду мается: стоит ли тащить их об ратно в море? По крайней мере, часть проблем можно решить во время прихода «по зеленой». О. ЕЛЬНИКОВА. РЫБНЫЙМУРМАН 27 февраля1987 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz