Рыбный Мурман. 1987 г. Февраль.
Решения XXVII съезда КПСС-6 жизнь! Анкета «Рыбного Мурмана» ПЕРЕСТРОЙКА: Начни с себя! 1. Какие переме ны произошли в ва шем коллективе по сле XXVII съезда КПСС? 2. Что, на ваш взгляд, мешает ус корению? 3. Что зависит лично от вас? 4. Ваши предло жения по совершен ствованию хозяйст венного механизма. Не «давить» авторитетом 1 Коллектив рыбокомбина- * та в основном женский, ну а женщины, в силу психо логических особенностей, мне кажется, всегда острее, чув ствительнее воспринимают из менения в нашей жизни. * Ак тивность тружеников комбина та приобретает новое внут реннее содержание. И сущность его заключает ся в том, что значительная часть рабочих осознанно по чувствовала себя хозяевами предприятия. Их отношение к делу, к социалистической соб ственности меняется в кор не. Вот, скажем, лишь один факт: в 1986 году по сравне нию с предыдущим число хи щений* на холодильном заводе № 2 снизилось в 5 раз. Сегодня на рабочих собра ниях жестко, требовательно ставятся вопросы содержания основных производственных фондов, оборудования, эко номии сырья и материалов, качества выпускаемой продук ции, на обсуждение выносятся социальные проблемы. Улучшилась дисциплина тру да. Так, лишь за год число прогульщиков сократилось по чти вдвое (опять же в срав нении с 1985 годом). Это характерные штрихи по- слесъездовских изменений В коллективе. Вы знаете, что на комбина те идет перестройка. Уже есть изменения в структуре аппа рата управления, в организа ции труда некоторых заводов. Есть (по-видимому, как и везде) сторонники и противни ки предлагаемых схем пере стройки. Были утверждения: нельзя, мол, рушить то, что проверено десятилетиями прак тической работы. Но чем даль ше идем мы вперед, тем мень ше сомневающихся, тем стро же с нас (я имею в виду верх ний уровень руководства ком бината) спрашивают трудовые коллективы за результаты пе рестройки, за практическое улучшение условий труда, ор ганизации производства, до справедливую оплату труда, за строительство жилья и т . д. А это значит, что перестрой ка как факт, как реальность работниками рыбокомбината принята. И уже есть практи ческие результаты. Прошлый год был чрезвычайно трудным. Тем не менее коллектив уве личил объем производства поч ти на 9 миллионов рублей. Производительность труда уве личилась на 5,8 процента, а на производстве пищевой продук ции — более чем на 30 про центов. О И все же перестройка• идет медленно. Нет, творческая мысль на комбинате не оскудела. Труд нее добиться психологическо го перелома устоявшихся взглядов на организацию про изводства. Этот процесс пере стройки исподволь, медленно, но набирает силу. У нас еще велика доля руч ного труда, тяжелого и ма локвалифицированного. Мед ленно сокращается количест во' дискомфортных, несовре менных рабочих мест. А ре альная ситуация, еще раз под черкиваю, такова, что боль шинство тружеников комбината — женщины. Каково им в таких условиях? Старым заводам комбината необходима реконструкция. А для технического перевоору жения старых производств — принципиально новая техни ка. Эти вопросы решаются с большим трудом... З Что лично зависит от ру-/ • ководителя? Да все то, о чем говорилось выше. И то, о чем не скажешь на всей га зетной странице. Медленно идет перестройка — значит, где-то я недорабатываю, зна чит, в чем-то надо прибавить. В чем? В иных ситуациях сказывается нехватка опыта: третий год как руковожу пред приятием. В других — не всег да правильно организую рабо чее время. То, что часто при ходится «прихватывать» выход ные дни, считаю неверным. В то же время высказыва ются иногда мнения о том, что мне не хватает жесткости. В этом могу поспорить. Глу боко уверен в том. что вре мена «накачек», «фитилей», времена жесткого пресса и «размахивания шашечкой» должны уйти безвозвратно. Своим специалистам, своему аппарату надо доверять. И опираться на него. Причем опору искать не среди тех, кто всегда со всем соглашает ся, а у тех, кто сопротивляет ся, кто может убежденно от стаивать свое мнение. Не принуждать, а убеждать — вот что сегодня главное. Да, приходилось и наказывать. Но, честное слово, потом пе реживаю, наверное, не мень ше провинившегося: а верно ли поступил? А Для совершенствования *• хозяйственного меха низма (вновь вернусь к выше сказанному) будем менять структуру управления. Разра ботки таковы: преобразовать комбинат в производственное объединение (в идеале — в научно-производственное объ единение). Объединить род ственные заводы по технологи ческому принципу: коптильное производство, консервное, производство мороженой и соленой рыбопродукции, про изводство технической про дукции. Но вот в чем сложность. Собрались у меня все ди ректора заводов. Прошу вы сказывать мнения. Все — за централизацию производства. Коснулось индивидуальной ра боты, коснулось личностей — дело затормозилось. Почему? Потому что сегодняшний ди ректор должен завтра, к при меру, стать начальником цеха. Так сказать, поступиться не то что зарплатой, поступиться престижем. К таким переме нам не все сегодня готовы. Но, думаю, все это моменты рабочие, моменты решаемые. Будем работать. В. ЗЕЛЕНСКИЙ, генеральный директор Мур манского рыбокомбината. Размышления после единого политдня Такие встречи нужны Труженики кольской земли, как и весь со ветский народ, проявляют глубокий интерес к решениям партии и правительства по пе рестройке самых различных сфер жизни на шего общества. В ходе недавно прошедшего единого политдня в трудовых коллективах выступили члены бюро обкома КПСС, руко водящие работники облисполкома и облсов- профа, областных ведомств и организаций, рассказав труженикам заполярного края об итогах работы январского Пленума ЦК КПСС. Доброжелательная атмосфера всеобщей заинтересованности в преодолении застойных явлений в социальной сфере, в экономике, в развитии социалистической демократии, стремление людей к честному, открытому разговору с руководителями — вот что ощу щалось в ходе этих встреч. Представители судовых экипажей, руководи тели, специалисты служб, береговых пред приятий, управления тралового флота встре тились с членом ЦК КПСС, первым секрета рем областного комитета партии В. Н. ПТИ- ЦЫНЫМ. Встреча вызвала у моряков особый интерес. Выступление первого секретаря обкома пар тии никого, пожалуй, не оставило равнодуш ным. Участники политдня подняли множест во острых проблем, внесли конкретные пред* ложения. Выступающих было много. Среди них — и Александр Николаевич БАДОГИН, старший мастер добычи тралового флота, ко торый решил поделиться* своими впечатле ниями об этой встрече. С КАЖУ ПРЯМО: то, что к нам, морякам, на откровенный разговор пришел первый секретарь обкома, ме ня очень удивило. За девять лет работы в траловом флоте не помню подобной встречи. Что ж, остается только радо ваться, что сейчас в нашей стране происходят такие боль шие перемены. Пришло время всем — от рядового рабочего до хозяйственного, партийного руководителя — учиться ра ботать по-новому, по-совре менному, в обстановке глас ности, активного участия всего народа в управлении социа листическим обществом. Счи таю, что кадровая политика нашей партии верна. Но для того, чтобы наступил порядок по всей стране, не обходимы усилия каждого предприятия, коллектива, каж дого человека. И меня, моих товарищей очень беспокоят проблемы, которые из года в год существуют на наших флотах. Траловый флот — не исключение. Слабое обеспечение судов промысловым вооружением, плохое ведение ремонта, не хватка современного техноло гического оборудования — вот три важные причины, тормозящие четкую работу флота. Смешно сознавать, что мы, добывающий флот, почти целиком зависим от смежни ков! Это факт. Интересная си туация получается: тот, кто ловит рыбу, зачастую отстает, а вспомогательные организа ции план выполняют! У нас же срывы происходят не В одном, так в другом: то тран спорта не хватает, то рыбный порт не успевает выгружать, а рыбокомбинат обрабатывать, то задержка с ремонтом, а тут еще поставок снабжения нет... Короче, бед хватает... Я не удержался и тоже вы ступил, спросил товарища пер вого секретаря, до каких же пор, например, Кандалакшский опытный машиностроительный завод будет так безобразно v нас обеспечивать оборудова нием, ведь мы не просим че- го-то сверх, только самый минимум — и все равно недо получаем! Товарищ В. Н. Птицын прав: руководители тралового фло та обязаны быть требователь нее к администрации завода, так как нарушается главная за поведь смежников: выполне ние договорных обязательств по поставкам промыслового вооружения. А за такие вещи надо наказывать. И строго. Я очень внимательно .слушал все выступления мор/ков, от веты первого секретаря обко ма. Мне понравилось, что он ни разу не уклонился от кон кретного ответа, а если нель зя было сказать ничего утеши* тельного, то так прямо об этом и говорил. Думаю, что подобного рода встречи пой* дут всем на пользу, а значит, будет толк и в делах. Качеству — <г Качество продукции, работ и услуг является определяю щим в общественной оценке результатов деятельности каж дого коллектива». Из проекта Закона СССР о государственном предприятии (объединении). н П ИСАТЬ о судоремонте сложно и ответственно, но необходимо. Ответственно написать — это написать правду. Я так и делаю: все основано на фак тах. Начну с того, что в ию ле 1985 года нам предписыва лось составить ведомости по всем частям на ремонт судна, который должен был начаться в мае 1986 года. Указан объ ем — 100 тысяч нормо-часов. Ремонт планировалось закон чить к сентябрю 1986 года. Плавбаза пришла в порт 22 апреля. Личный состав еще на переходе начал усиленно го товиться к ремонту — чистить и мыть топливные танки. 28 мая, вернувшись из отпуска, я был удивлен тем, что ремонт еще и не начинался. Как же так? Встретившись с бригади ром слесарей Д. П. Крикуном, бригада которого должна ве сти работы по механической части, узнал, что судоремонт ники полностью загружены, но с понедельника бригадир по обещал направить 5 человек и начать демонтаж механизмов. 3 июня, в понедельник, нача лись работы: бригадир слово сдержал. 11 июля я, капитан и представитель судоремонта «Севрыбхолодфлота» были вы званы в кабинет В. И. Патри кеева, исполнявшего в то вре мя обязанности заместителя директора по производству Мурманской судоверфи. Там нам заявили, ■ что «Северо двинск» принимают в ремонт. Т р у д е н Начало его — 15 июля. Уди вительно! Ведь судоремонтни ки работают с 3 июня, как же так? «Мы ничего не знаем!» — заявило начальство. Как же не знало? Знало! Но так выгодно судоверфи. Официальный срок ремонта с середины июля. Значит, и окончание его по позднее, да и задел есть хо роший: 5—6 человек работа ли больше месяца. О сроках окончания мы так и не были проинформированы. Лишь по том выяснилось, что они пе ренесены на 15 октября. Когда в процессе работы возникала острая необходи мость сделать что-то дополни тельно, то получал железобе тонный отказ. Как же, ведь сроки. По своей наивности все- таки долго пытался кое-что пробить, долго ходил с допол нительными ремонтными ведо мостями по кабинетам. Побы вал у Зорина, Лизина, Сучко ва, Широчкина. Чем больше ходил, тем яснее сознавал, что они мне не помогут. Сложи лось впечатление, будто люди делают все для того, чтобы запутать неискушенного про сителя, посылая его из каби нета в кабинет. «Это не берем, это не делаем, это не ко мне!» — вот их девиз. Таким образом был затянут ремонт грузового устройства (правка грузовых стрел) и еще много других работ по корпусу. Не могли сдать заказ на изготов ление труб гидравлики гид ропрессов. Уж на что простой агрегат — мельница муки. Что сложного сделать новую? Но, узнав, что при сборке ей нуж на динамическая балансиров ка, сразу почему-то все пуга ются. Ведущий прораб судоверфи Б. Б. Михайлов — сравнитель но молодой специалист. За порученное дело болеет, но действует только в рамках устных и письменных инструк ций на сей счет — дополни тельного в ремонт ничего не брать! Жалко, если вместе с опытом наберется от старших коллег умения разводить во локиту. Другое дело работать с прорабом СРЗ-1 А. И. Джу- лай и прорабом докового це ха Е. С. Барановым. С ними легко и просто. Ничего плохого не скажешь о слесарях бригады Дмитрия Петровича Крикуна. Сам он в июле ушел в отпуск, оставив своим заместителем толково го работника, слесаря высокой квалификации М. Хабибулина. Ребята добросовестные, осо бенно В. Миронов, А. Ерофе ев. Обладают высокой культу рой, технически грамотные. Они на деле чувствуют неу вязки, которые идут от цеха к цеху, от отдела к отделу. К примеру, выполнялся ремонт главного циркуляционного на соса с приводом — паровой машиной. У паровой машины требовалась замена штока. Его изготовили, но не того разме ра. Размеры были сняты с чертежей архива конструктор ского бюро, а не в цехе, где находились и старый шток, и паровая машина. Крылатки на соса отливали долго. Одну так и не смогли сделать: все брак да брак. Ремонт турбин генераторов 27 февраля1987 года рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz