Рыбный Мурман. 1987 г. Февраль.
• Встреча с министром • В ПЕЧАТИ уже сообщалось о том, что в Заполярье с ра бочим визитом находился министр рыбного хозяйства СССР Н. И. Котляр. В ВРПО «Севрыба» состоялась его встреча с руководителями флотов, предприятий, организаций Север ного бассейна. Предлагаем вниманию читателей отчет о со вещании. Н а ч а л ь н и к мурманского тралового флота Л. В. Евграфов сказал о том, что коллектив с начала года не справляется с выполнением государственного плана в ос новном из-за отсутствия тран спортных рефрижераторов на промысле. В море, в трюмах судов находится немало про дукции, а вывозить ее нечем. Вторая проблема, которую флот самостоятельно решить не в состоянии, — это обе спеченность моряков жильем. В настоящий момент жилье получают те, кто встал на очередь в 1961 году, а всего ожидают благоустроенных квартир 5 тысяч человек. Правда, сейчас флот начал строительство домов хозспо собом, однако здесь возмож ности тралфлота ограниченны. Н. И. Котляр: — Есть ли у вас программа развития фло та, насколько она обеспечена сырьевой базой? Л. В. Евграфов: — Да, в прошлом году, например, предвидели ситуацию с отсут ствием мойвы и вывели суда в Юго-Восточную Атлантику. Н. И. Котляр: — Если это так, то почему же провалили январь? ч Л. В. Евграфов: — Мы сра ботали лучше, чем в прошлом году, но не было транспор тов. Н. И. Котляр: — Так почему же не заключили договор с «Севрыбхолодфлотом» на вывозку продукции? Л. В. Евграфов: — Он до говор не заключает. Н. И. Котляр: — Какой у вас аппарат управления? Л. В. Евграфов: — 430 че ловек. Где и как разместить ко шельковый флот? Этот вопрос остро встал перед объедине нием в связи с отсутствием сырьевой базы в Баренцевом море, заявил и. о. генераль ного директора «Мурманрыб прома» А. И. Кухтин. Исполь зовали суда в ЦВА, однако вылавливаемый ассортимент практически не дает прибыли, наоборот, только «съедает» валюту и зарплату. Положе ние усугубится еще и тем, что флот в этой пятилетке не будет пополняться крупнотон нажными судами, а придут СТР. Вот почему «Мурманрыб- пром» ждет от министерства открытия новых промрайонов. Известно, что объединение а 1979 году получило новые суда проекта В-408, однако министерство выделяет мало средств на их ремонт, закуп ку за границей запчастей. «Ахиллесовой пятой» про должает оставаться разделка рыбопродукции, что ставит под сомнение приказ минист ра о дальнейшем повышении заработной платы. Получает ся парадокс: на новых - ко раблях установлены современ нейшие поисковые навигацион ные приборы, а в рыбцехах — техника на уровне 20-, а то и 30-летней давности. Министерству, соответству ющим ведомствам, по мнению А. Иг Кухтина, следует также снять ограничения по зара ботной плате с плавсостава Северного бассейна, которая сейчас сравнялась с «Азчер- рыбой» и «Запрыбой». Только в этом случае можно закре пить кадры. Живуч бюрократизм в ми нистерстве, особенно в «Соз- рыбфлоте». За полгода туда подаются заявки на отправку членов экипажей в инпорты. За это время порой в судь бах моряков происходит не мало перемен, открываются или закрываются районы про мысла, однако «Соврыбфлот» упорно не желает вносить из менения в судовые роли или это делает, но с большим на жимом, порой и угрозами. В заключение А . И. Кухтин попросил внести ясность: ес ли Минрыбхоз перешел на новые условия хозяйствования и теперь во главу угла ста вится показатель выполнения задания по поставкам, то по чему же партийные органы на местах требуют прежде всего вал? Он поддержал выступление предыдущего оратора по по воду ТР и жилья. И в «Мур- манрыбпроме» сложная об становка с отсутствием реф- емкостей. Что же касается квартирной проблемы, то мо- управления «Севрыбпромраз- ведка» Г. А. Сторожев. Новые суда слабо приспособлены для работы в дальних райо нах, их емкости не могут удовлетворить нужды поиско виков и научных работников. Требует перемен и сам статус управления, ибо в настоящее время зарплата научных ра ботников на 20—30 процентов меньше, чем у специалистов ПИНРО. — Мурманский рыбный порт, — заявил его началь ник В. В. Кусков, — стоит на одном из первых мест в Сою зе по переработке грузов, но по механизации — на послед нем. Выступающий отметил, что за последний год интенсив ность обработки увеличилась на 15 процентов, но за счет ручного труда. Он попросил министра отдать то необходи мое количество техники, кото рое было не отдано согласно заявкам, и проконтролиро вать в целом, насколько спра ведливо по бассейнам страны Л Е Ш Н Г [ИЕР 11 Г 1 EiEEEill ■результате рыбаки Заполярья терпят немалые убытки. Прямо и откровенно гово рил об истощении сырьевой базы в Баренцевом море ди ректор ПИНРО Г. И. Лука. Наука считает: назрела край няя необходимость вести ре гулируемое рыболовство. От сутствие его привело к де прессивному состоянию запа сов мойвы. И здесь основная вина ложится на промышлен ность, которая давила тяже лым прессом на ее промысел. Это сказалось и на треске, и на пикше, которые практиче ски остались без питания. И не мудрено, что жирность пе чени трески находится на чрезвычайно низком уровне. О механическом, волюнта ристском подходе министер ства к сокращению численно сти экипажей говорили началь ник отдела мореплавания, связи и электрорадионавига ции П. В. Виноградов и глав ный экономист отдела орга низации труда и заработной платы ВРПО Н. И. Хуснетди- ТОПЕ ряки стоят в очереди на по лучение жилья с 1963 года. С болью говорил о сокра щении численности населения в колхозах Терского берега председатель правления Мур манского рыбакколхозсоюза П. И. Голубев. Правлением в настоящее время принима ются энергичные меры, од нако одних усилий северян явно недостаточно — нужна конкретная, деловая помощь от министерства. Это касается размещения проектных работ, поставок сборных домов, тех ники. К сожалению, Всесоюз ное объединение рыболовец ких колхозов, сломав старые, испытанные связи с «Севры бой», не стремится наладить новые. Отсюда и сбои в снаб жении, ремонте судов. Наращивание объемов про изводства кормовой муки тре бует скорейшего ремонта ры бомучных плавбаз «Рига» и «Северодвинск», которым ис полняется уже четверть века, отметил и. о. начальника уп равления «Севрыбхолодфлот» В. Ф . Корельский. А для этих целей необходимо выделение четырех миллионов рублей. Расширение ассортимента рыботоваров и сокращение выпуска изделий, не пользую щихся спросом, диктуют не обходимость приобретения иностранного оборудования: рыборазделочных машин и линий. Одновременно флот нуждается и в плавмастер- ской типа мурманрыбпромов- ского «Резца». Острая ситуация с отсутст вием необходимого количест ва транспортов, что повлекло за собой срыв планов промыс ловыми флотами, еще раз подчеркнула: Северному бас сейну нужно 12 ТР типа «Кри сталл-2». Сейчас же не спа сает положение и Мортранс- флот, который не заключает договоры на всю продукцию, необходимую к вывозке из дальних районов. Упрек конструкторам кораб лей высказал и. о. начальника распределяется новая техни ка. Более 50-ти лет порту,, есте ственно, требуются реконструк ция и расширение котельной, обновление коммуникаций, однако вот уже в течение де сяти лет коллектив заказыва ет экскаватор, но заявку на него Минрыбхоз не берет. Такая обструкционистская «по литика» не позволяет портови кам полностью обеспечить нужды всего рыбацкого кон вейера. Ясно, что тяжелый физиче ский труд докеров не назо вешь престижным, тем не ме нее и здесь социальные воп росы отстают от требований дня. Так, чтобы получить бла гоустроенную квартиру, пор товику надо отработать на производстве не менее двад цати лет. Экономически обоснованные претензии к двум объедине ниям министерства — «Союз- рыбсбыту» и «Соврыбфлоту» — предъявила начальник уп равления «Севрыбсбыт» О. Л. Соколова. Более десяти лет «Союз- рыбсбыт» откровенно отказы вается работать со всеми ви дами продукции Северного бассейна, сбывая лишь рыбо товары улучшенного ассорти мента. Этой вредной пози ции придерживается и заме ститель министра А. Н. Гуль- ченко. Но ведь если перешли на новые условия, то и рабо тать надо по-новому, а не снимать министерству сливки. Имеющаяся возможность боль_ шей реализации ставриды, другого видового состава сдерживается . позицией Мин- рыбхоза. В таком случае, счи тает О. J1. Соколова, есть не обходимость полностью пере дать сбыт северной продук ции «Севрыбсбыту». Далее. Пора перестроиться и «Соврыбфлоту», который от казывается заключать с «Сев рыбой», рыбсбытом Север ного бассейна договоры, а в нов. В частности, новые шта ты на ТР, спущенные на днях из Минрыбхоза, предваритель но не были согласованы с рыбаками. Немало энергии, валюты бы ло затрачено на закупку им портного завода по выращи ванию смолта лососевых по род рыб, который уже полу чен. Однако министерство, проектные организации не оправданно затягивают его проектирование, привязку к местности, отметил начальник отдела по делам внутренних водоемов «Севрыбы» В. А. Несветов. Ряд пожеланий и просьб высказали также директор ЦПКТБ А. В. Анцевич, на чальник автобазы И. А . Гаври лов, начальник УМТС ВРПО И. И. Лукичев, начальник МВИМУ А . А. Панченко, на чальник среднего мореходного училища Ю. Б. Прутков, глав ный технолог «Севрыбы» Е. И. Лобова, первый заме ститель начальника ВРПО Э. К. Наумов и другие. Председатель исполкома Мурманского городского Со вете народных депутатов В. И. Горячкин обратил внимание министра на то, что из 430-ты- сячного населения города-ге роя 46-ти тысячам семей не обходимо улучшить жилищ ные условия, а это почти 150 тысяч человек. Только в «Сев рыбе» 16 тысяч 600 человек ждут своей очереди на полу чение жилья. Минрыбхозу, «Севрыбе» следует круто из менить свое отношение к со циальным вопросам. , * * ★ Министр рыбного хозяйства СССР Н. И. Котляр подвел не которые итоги своего пребы-* вания в Заполярье. — Мне понравилось, — сказал он, — отношение ру ководителей ко всему новому. По всем направлениям люди думают, стараются общими усилиями изменить старое, отжившее. Тем не менее, заязил он, объединение не справилось с планом января. Февральские задания должны быть выпол нены обязательно. Самого пристального внима ния к себе требуют социаль ные вопросы. Нельзя это де ло пускать на самотек. И оценка работы руководителей будет по тому, насколько и как они решат эту проблему. Фонды социального разви тия сейчас примерно в два раза меньше фондов разви тия производства. Как испра вить положение? Министерст во дает разрешение пред приятиям на самостоятельное проектирование домов, объек тов соцкультбыта. Финансиро вать хозспособ следует из собственных источников дохо да, но для этого надо хоро шо работать. Права пред приятиям даны большие, сле дует ими широко пользовать ся. А коли не хватает на все сил, значит, придется закон сервировать начатое- строи тельство производственных объектов. Иначе за 15 лет жи лищную проблему не решить. Второй немаловажный мо мент — сырьевая база. Она Оскудела. Флот выловил боль ше, чем намечалось. Мойвы нет. Появился дефицит тран спортов, так как они ушли в дальние районы. А где же были раньше? Вина тут и нау ки, и производства, и отдела промрыболовства «Севрыбы». Много разговоров идет о мезопелагических рыбах. Но уже сейчас надо думать: ка кую из них выпускать про дукцию, какая должна быть ей цена, чтобы не остаться внакладе. Много хорошего делается на Северном бассейне, под черкнул Н. И. Котляр. Однако начатое не всегда доводится до конца. Следует принимать решения более ответственно. — Мы, — заявил министр, — перестроились теоре тиче ски. :— Очень часто звучит: дайте то, дайте это. Но ведь на каждое «дай» нужна спер ва отдача. В министерстве один-два человека отвечают за тот или иной участок работы, и за всем не углядишь. Значит, в первую очередь надо наво дить порядок на местах. Все флоты, предприятия, органи зации должны быть связаны между собой договорами, чтобы была на деле, не фор мальная, а по существу ответственность друг перед другом. В противном случае появляется абсурд: «Севрыб холодфлот» свои планы вы полняет, а промысловые фло ты — нет. Не последнюю роль дол жна играть наука. Но связь с производством носит фор мальный характер. Ее реко мендации промышленности должны быть точными, объек тивными. Отрасли предстоит значи тельно усилить свою внешне экономическую деятельность. Предстоит в этом году рабо тать напрямую с заграничны ми партнерами, создавать с ними совместные предприя тия. Часть заработанной валю ты останется непосредственно в коллективах. Значит, нужно будет ею умело распорядить ся: и корабли, и дома стро ить, покупать технику, техно логию. Деньги, безусловно, поправят дела в отрасли. Эту деятельность следует всемер но развивать. Министр выразил надежду, что рыбаки Мурмана успеш но справятся с поставленными перед ними задачами. Все замечания, предложения^ вы сказанные в трудовых коллек тивах, на совещании, будут внимательно рассмотрены Ми нистерством рыбного хозяй ства СССР. А. ВАСИЛЬЕВ. рыбный мурман 3 27 февраля 1987 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz