Рыбный Мурман. 1987 г. Февраль.
С промысла~с победой • •Исполнительская дисциплина Правофланговые Рейс первый, рейс последний Как обманули делегата Н АКАНУНЕ отъезда он зашел в редакцию. Был ко нец рабочего дня, а потому до автобусной оста новки мы шли вместе. — Ну вот и все... — произнес Юрий Григорьевич странную фразу. — Что — все? — не поняла я его. — Москва — последняя инстанция. Если и там кон цов не найду, то не знаю, что делать дальше. Говорить было не о чем. Все слова сказаны-пере- сказаны в том году, который прожил Юрий Григорье вич Баскаков, вернувшись со съезда. (Его, трубопро водчика объединения «Мурманская судоверфь», об ластная партийная организация избрала делегатом на XXV II съезд КПСС). Год после съезда пролетел как один день. Как хлопотный, беспокойный и для него, скажем прямо, безрадостный день. СЕВЕРЯНЕ, А ГОРЯЧИЕ С чего все началось? Да, пожалуй, со встречи с ми- нистром Минрыбхоза СССР В. М. Каменцевым, ныне — заместителем Председателя Совета Министров СССР. Их, «рыбных» делегатов, пригласили на прием. Еще когда Баскаков собирался на съезд, рабочие на собрании цеха наказали: «Увидишь министра — ска жи ему, что не на чем работать». И вот он, министр, напротив сидит. Слушает. Секре тари ведут протокол. Много желающих высказаться. Юрий Григорьевич смотрит на часы. Каменцев пой мал взгляд: — Вы торопитесь? — Да нет, боюсь, мне времени не хватит. Дали слово. Позже Юрий Григорьевич признался, что боялся не то сказать, забыть главное. Напрасно боялся. Рассказал, что эффективность труда трубо проводчиков зависит от оборудования («Пилить трубу ножовкой или обрезать станком — есть разница?»), что станки устарели, что многого вообще не хватает. Но самая большая беда — отсутствие трубогибочных станков. Современных, работающих на токах высокой частоты («ТВЧ называются»). Есть примитивнейший способ: надо набить трубу песком и гнуть ее молотками. Несколько лет назад заводские умельцы сделали один станок ТВЧ. Но это — как капля в море... Они долго разговаривали, доходило до спора. По том сфотографировались на память. Интересно: все лица веселые, и только Баскаков мрачный. Никак не мог отойти от разговора. Думал: поможет ли рабо чим эта встреча? Будет ли толк от разговоров? И когда одевался, тоже думал. Потом не выдержал, схва тил куртку — и обратно в зал. Министра уже не бы ло, остался один из его заместителей — Ю. Н. Быст ров. — Вы говорили, — обратился к нему Юрий Гри горьевич, —- что нам выделили средства на разви тие судоремонта. Нельзя ли честь этих средств уже сейчас направить на закупку станков? Собеседник улыбнулся: — Мы уже об этом думали. Через день в гостинице Баскаков встретил органи затора приема в министерстве. Тот спросил: — Как настроение? Министр говоэил: «Какие мур манчане интересные люди. Северяне — а горячие...» ТВОЙ СТАНОК После XXV II съезда КПСС в трубопроводном цехе состоялось рабочее собрание. Юрий Григорьевич под робно рассказал обо всем и, конечно, о разговоре с министром. О том, что Каменцев обещал разобрать ся и помочь. С тех пор этот не существующий, но ожидаемый станок обрел имя. К Баскакову подходили и спраши вали: «Ну что твой станок, будет?» или «Ну когда нам твой станок выделят?» И вот в апреле по цеху прозвенела радостна* весть: пришло письмо от Каменцева. Юрий Григорье вич показывал его в цехе. «Ваша просьба о выделе нии Мурманскому судоремонтному объединению тру богибочного и токарно-винторезного станко* мини стерством внимательно рассмотрена, — сообщалось письме. — «Севрыбой» выделен объединению на 1986 год трубогибочный станок. Выделить в текущем году токарно-винторезный станок не представляется возможным из-за отсутствия ресурсов. Потребность в указанном станке будет рассмотрена совместно с «Севрыбой»...» Это была победа. К тому времени на руках у Баскакова было еще од но письмо, из ВРПО «Севрыба», подписанное его на чальником М. И. Каргиным. Одна копия адресована в министерство, другая пришла на судоверфь. По су ти, письмо было аналогичным тому, что пришло из министерства. Оставалось ждать. Но прошли месяц, второй, третий... А о станке ни слуху ни духу. В начале осени Баскакову позвонили из управления материально-технического снабжения ВРПО «Севрыба». У аппарата был начальник одного из отделов А . В. Ельцин. — Баскаков? Я насчет вашего станка. Здесь вот ка кое дело... Не будет вам его. Баскаков, ошарашенный, молчал. — Алло? Вы меня слышите? Что ж вы неправиль но информируете министерство? Говорите, что тру- .богибочный станок, а какой именно, не сказали. Надо было уточнить — ТВЧ. — Но я именно так и говорил! — Короче, получилось так, что мы сообщили в ми нистерство, что станок вам выделен, но это, оказы вается, совсем другой станок. — Как так получилось? — кричал в трубку Баска ков. — Исполнитель ошибся, — отвечал А . В. Ельцин, стараясь быть спокойным. Мысли путались. Мрачный вернулся в цех. Подошел друг, Гриша Баюсов: «Что-нибудь с твоим станком?» Лучше б не спрашивал! Что потом было? Еле-еле «вытянули» А, В. Ельцина сюда, в цех. Хотели поговорить на рабочем собра нии, чтоб объяснил, как так получилось. А поговори ли келейно, в узком кругу: начальник цеха Н. М. Ма леев, секретарь партбюро цеха В. А . Коноплев и сам Баскаков. Выяснилось, что после XXV II съезда КПСС из ми нистерства пришел запрос в «Севрыбу» о положении со станками для трубопроводного цеха. Выяснилось, что М. И. Каргин ответил в министер ство: «На 1986 год «Севрыбой» для объединения «Мурманская судоверфь» по их заявке был заказан один трубогибочный станок ТВЧ, который выделен им транзитом. В настоящее время станок находится в отгрузке». Выяснилось, что это была неправда. Исполнитель, готовивший для М. И. Каргина сие письмо, имел в ви ду совсем другой трубогибочный станок, не ТВЧ... Так «вкралась ошибка». . Искаженная информация пошла к министру. По следний написал письмо Ю. Г. Баскакову (то самое, которое получено в апреле) и, выходит, тоже непро извольно, обманул делегата. Но самое горькое то, что, считая 'просьбу Баска кове- исполненной, никто ни в «Севрыбе», ни в мини стерстве не позаботился о нужных рабочим станках. Только осенью, когда конфликт обещал лопнуть, как пеоезрелый плод, стали выяснять уже изложенное выше. «ВКРАЛАСЬ ОШИБКА» Вы обратили внимание, что слова эти взяты в ка вычки? Их сказал мне при встрече А. В. Ельцин. Мой звонок и тема предстоящей беседы,- конечно, не выз вали у него душевного подъема, и я даже некоторым образом сочувствовала человеку, в чьем отделе про изошла .такая, мягко говоря, неприятность. Но моему сочувствию не суждено было долго жить. Первые слова А. В. Ельцина были такие: «Себя и сво их сотрудников я не считаю виновными». Это была не защита, не первая реакция.' Это —• убеждение. Несколько раз он повторил эту фразу. — А кто же тогда виноват? — Никто, — он улыбнулся и развел руками. Вот как... Допустим, что ничего не случится, если еще год-два рабочие погнут трубы дедовским спосо бом. Но как же быть с моральной стороной вопроса? Сам Баскаков с его угрызениями совести («получает ся, .что я — трепач»), рабочие, уже с известной до лей скептицизма вспоминающие послесъездовскую борьбу делегата за «свой» станок... На какую чашу весов поставить это? Вполне возможно, где-то в глубине души А. В. Ель цин осознает, что ошибка в подготовленном письме влечет за собой нечто большее, чем просто недо вольство делегата. Как человек, он может не найти в себе смелости признать это. Но как коммунист, как начальник одного из отделов управления материально- технического снабжения ВРПО «Севрыба», он должен смотреть правде в глаза. И тем более недостойно выкручиваться и выгора живать подчиненных. Кстати, подчиненные в отделе были так же безмятежно настроены, как и начальник. Так же разводили руками. Улыбались. Я это пишу к тому, что никто так и не признался лично, кто же готовил информацию М. И. Каргину. А . В. Ельцин, когда мы были один на один, сказал: — Я — руководитель. Мне принесли — я подписал. Кто принес? А не помню. Впрочем (и тут он назвал фамилию одного из сотрудников отдела) — он. Идем к нему. — Вы готовили письмо? — Не я. — Улыбка. Смотрю на А. В. Ельцина. Тот смотрит в окно. Его уже раздражает эта канитель. — Да кто бы ни был! При чем здесь мы? К ваше му сведению, этих станков (ТВЧ) в наших списках-то нет. Мы их никогда не заказывали. — А как же именно станок ТВЧ попал в подготов ленное вашим отделом письмо? — Ошибка вкралась... Как? Не знаю. * * * Со страниц газет, по телевидению и радио слышим: в сегодняшнее переломное для всей страны времз!^т исполнительности каждого зависит, сможем ли мы «двинуть» нашу экономику вперед. Большинство рабо чих понимают это. Стараются преодолеть трудности, порой — самих себя. И вот на фоне этого — элементарная исполнитель ская небрежность. Пострадало не только дело — ни с чем не сравнить моральный урон, нанесенный рабо чим. «Так в «Севрыбе» «перестраиваются», — услыша ла я в цехе. Ирония отчасти несправедлива. В ВРПО стараются работать в духе времени. Поэтому особенно недопу стимо именно сейчас дискредитировать начатое дело. И это еще один аспект происшедшего. Вот такая история. Как говорится, нет худа без добра. В ходе разбирательств Баскаков обнаружил, что в течение последних лет судоверфь ни разу не оформляла заявку на дефицитный станок. «До сих пор не могу понять почему? — удивляется Юрий Григорьевич. — Я чего-то требую, а выходит, и на ша вина во всем случившемся есть». Осенью судоверфь оформила- дополнительную за* явку. В министерство пошло еще- одно письмо. Бас каков взял отпуск и отправился в Москву. Ко гд» вы будете читать этот материал, он уже в*рнется. Конеч но, Юрий- Григорьевич расскажет своим товарищам где был, чего добился. Или чего пытался добиться. Но повеоят ли рабочие на этот раз делегату? С. САВИНА, На днях состоялась торжест венная встреча посольно-свежье- вого траулера «Землянск» трало вого флота. Окончив лов трески и палтуса, он вернулся из Барен цева моря. Задания выполнены экипажем по всем показателям. Николаю Сергеевичу MAHOLU- КИНУ этот приход, наверное, за помнится надолго, ведь это был первый рейс, который он совершил как капитан. А старшему механику, комму нисту Ивану Ивановичу ДУДИ НУ (на снимке) плавание на <г Землянске» тоже будет памят- Иван Иванович прощается с флотом и уходит на заслужен- отдых. Он оставляет себе смену. Среди его учеников и мо лодые ребята моторист Бахруз ЗЕИНАЛОВ и четвертый меха ник Владимир МУКОВСКИИ. Фото В. КОРЕЦКОГО. после съезда: тормоза ускорения
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz