Рыбный Мурман. 1987 г. Февраль.

т % Решения XXVII съезда КПСС-в жизнь! Анкета «Рыбного Мурмана»' ПЕРЕСТРОЙКА: Спроси с себя! Заработал деньги К 1 Перестройка во весь ■ голос заявила о себе и в подразделениях «Севры- бы>^ Они обрели самостоя­ тельность и право распоря­ жаться средствами по свое­ му усмотрению. Так, в 1986 году практически половина капитальных вложений (15,6 миллиона рублей) на бере­ говое строительство привле­ чена из фондов предприятий. В дальнейшем удельный вес собственных средств будет все больше увеличиваться. Такая ориентация позволяет, что называется, убить не­ скольких зайцев. С одной стороны, изжи­ вут себя иждивенческие на­ строения: вы, мол, нам дай­ те средства на реконструк­ цию, на новое оборудование, на строительство соцкульт­ быта. Теперь эти средства надо заработать. Самим за­ работать. Чем выше у пред­ приятия будут прибыли, тем больше денег заведется в его кармане и на совершенство­ вание производства, и на все прочие нужды. С другой стороны, пред­ приятия и раньше отчисля­ ли средства государству, а взамен могли получить «дыр­ ку от бублика». Деньги бы­ ли обезличены. Они шли на нужды народного хозяйства вообще, но не конкретного предприятия. В материалах январского Пленума ЦК КПСС об этой и подобных ситуациях было сказано: «Особенно тяжелые последствия имели ограни­ чения хозрасчетных прав предприятий и объединений. Это подрывало основы мате­ риального стимулирования, препятствовало достижению высоких конечных результа­ тов, вело к снижению трудо­ вой и социальной активно­ сти людей, дисциплины и порядка». Теперь же каждое пред­ приятие само распоряжается своими средствами, само ре­ шает, что, когда и сколько строить. А Министерство рыбного хозяйства, сообра­ зуясь с предложениями сни­ зу, выделяет материалы, ли­ миты по труду, лимиты на подрядчика. Но следует сказать, что к такой самостоятельности не все еще привыкли. К тому же по-прежнему не в полном объеме поставляются обору­ дование, вычислительная техника. Поэтому в прошлом году освоено было лишь 10,7 миллиона рублей из более чем пятнадцати мил­ лионов. Большие возможности су­ лит в будущем строитель­ ство хозяйственным спосо­ бом. Мы еще только в нача­ ле пути, но и первые ре­ зультаты обнадеживают. Так, в среднем за прошлую пя­ тилетку хозспособом строи­ ли на 350 тысяч рублей, а в 1986 году выполнено строи­ тельно - монтажных работ уже на 1 миллион 100 тысяч рублей. * Год назад мы начали строить хозспособом 20 про­ мышленных объектов и объ­ ектов соцкультбыта. Нынче к ним прибавилось еще 10. 2 Что мешает ускорению? • И об этом было чет­ ко сказано на январском Пленуме: «Медленно разру­ шается и сдает позиции сло­ жившийся за многие годы механизм торможения соци­ ально-экономического разви­ тия, еще не потеряли силу и влияние консерватизм, инер­ ция, устаревшее мышление». Не хватает у нас смелых, оригинальных, перспектив­ ных решений. . Хозяйствен­ ники робко заглядывают за рамки пятилетки. Предпоч­ тение и до сих пор отдается экстенсивным методам раз­ вития. К призеру, па Мур.иап-. ской судоверфи критическая плотность застройки. Вся территория — под крышами. А судоремонтники продол­ жают идти прежней дорогой. Предлагается упрятать под крышу и пространство меж­ ду цехами. Но ведь ясно, что притока трудовых ресурсов ожидать неоткуда. Ясно, что расширение площадей не ре­ шает главной задачи: сокра­ щения стояночного времени судов в ремонте. Следова­ тельно, вести поиск нужно в коренном изменении структу­ ры судоремонта. Такого по­ иска нет. Заслуживает, ска­ жем, внимания секционный ремонт, успешно применяе­ мый во многих развитых странах. Мы на этот уровень еще не вышли. Иные хозяйственники ра­ туют за хозспособ, мало то­ го, дают крупномасштабные обещания, а на деле... Пом­ нится, в начале прошлого года руководители судовер­ фи требовали не менее по­ лумиллиона рублей, выделе­ но им было 247 тысяч, а ос­ воили хозспособом лишь 103 тысячи рублей. Грандиоз­ ные замыслы были у трал- флотовцев.. Остановились на сумме в 176 тысяч рублей. Освоили — 5 тысяч. В «Мурманрыбпроме» же много не шумели, а спокой­ но выполнили свой план, за­ тем прибрали к рукам не­ освоенные средства тралфло- та. В общем, сделали дел на 435 тысяч рублей, чуть ли не половину того, что пла­ нировалось всем подразде­ лениям «Севрыбы». Начал хорошо и рыбоком­ бинат, но отсутствие железо­ бетонных конструкций при­ остановило реконструкцию. Вообще стройиндустрия оказалась самым слабым звеном как в развитии хоз­ способа, так и в освоении капитальных вложений. 1. Какие перемены произо­ шли в вашем коллективе пос­ ле XXV II съезда КПСС* 2. Что, на ваш взгляд, ме­ шает ускорению? 3. Что зависит лично от вас! Л. Ваши предложения по со­ вершенствованию хозяйствен­ ного механизма. 3 Сейчас поставил перед собой узкую цель: убедить руководителей в том, что хозспособ — ре­ альная сила, способная во многом снизить остроту жи­ лищной проблемы, позволить предприятиям реконструиро­ вать и обновлять мощности. Как говорил выше, нас сдерживает плохое снабже­ ние железобетоном. Чтобы выйти из положения, строим собственную производствен­ ную базу в СМУ «Севрыбы». Там будут цех железобетон­ ных конструкций, растворно­ бетонный узел, деревообра­ батывающий__цех, а в даль­ нейшем — и цех металло­ конструкций. Само же стро­ ительное подразделение дол­ жно выйти па уровень тре­ ста. Многое надо продумать для совершенствования про­ ектного дела. И здесь есть положительные сдвиги. Если раньше документацию го­ товили только специализиро­ ванные организации, то сей­ час конструкторским бюро предприятий дано право раз­ рабатывать и утверждать проекты на техническое пе- р сво о р улееггпо суммой до 2,5 миллиона рублей. с*то — значительный шаг гзпе- ред. Он, кстати, позволит од­ новременно с разработкой проектов вести и строитель­ ство. Но нам нужно будет не-, сколько изменить структуру К В , ввести в их состав опыт­ ных разработчиков - строи­ телей. Приходится констатиро­ вать тот факт, что гориспол­ ком как будто до сих пор не знаком с положением об от­ ведении лучших площадей, об оказании всемерной по­ мощи предприятиям, веду­ щим строительство жилья хозяйственным способом. С большими трениями ре­ шаются вопросы об отвещ^- нии площадей под застрой­ ку. Трудно складываются -и взаимоотношения с «Мур? манскгражданпроектом». Все это опутывает живое дело паутиной формализма, •уби­ вает время. 4 Есть такой запрет: • сборные железобетон­ ные конструкции из-за пре­ делов области не завозить. Это-де нарушает транспорт­ ную схему, создаст желез­ ной дороге дополнительные трудности. Однако же мы знаем массу примеров нера­ ционального использования подвижного состава. Скажем, пустую бочку везут в наши северные края с Дальнего Востока только затем, чтобы здесь ее разбить на клепки. В то же время мы распо­ лагаем информацией, что в Молдавии, в Прибалтике бы­ ли бы рады нашим заказам, поскольку мощности строй­ индустрии там недогружены. По-моему, вышестоящие ин­ станции здесь, на месте, в силах решить этот вопрос. Ю. КИВ6А, начальник отдела капиталь­ ного строительства ВРИО «Севрыба». «ВЕЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ» Вечный двигатель, как объясняет наука, нереален. А «вечные проблемы», как показывает практика, возможны. Они поднимают­ ся, заостряются, ставятся во главу угла, устаревают, но... оста­ ются неразрешимыми. Почему? Ответ дает январский Пленум ЦК КПСС: «По сути дела, возникла целая система ослабления эконо­ мических инструментов власти, образовался своего рода механизм торможения социально-экономического развития, сдерживания прогрессивных преобразований, позволяющих раскрывать и ис­ пользовать преимущества социализма...» Их много, этих трудно решаемых проблем, и в нашей редак­ ционной почте. Но нарастают, углубляются преобразования в эко­ номической, социальной и духовной сферах общества, и есть уверенность, что наметившиеся положительные сдвиги приобретут необратимый характер. Есть, следовательно, уверенность, что в нужную, в добрую сторону решатся и те вопросы, которые под­ нимают читатели в письмах. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию только два типич­ ных письма из редакционной почты. И надо сказать, что вопросы, поставленные в них, не новы. Они порождены несовершенством организации труда, путаными инструкциями, спущенными «свер­ ху». Хочется верить, что необратимые перемены, которые проис­ ходят в процессе социально-экоиомического развития общества, помогут наконец-то ответить на все «вечные проблемы». Дайте нам работу Написать письмо заставляет на­ дежда, что словом или делом сможете помочь нам. Дело в том, что слесари-судоремонгни- ки плавмастерской «Резец», в частности бригады Мамаева, Бо­ рисова и Клинтухова, часто оста­ ются без работы. На наши прось­ бы загрузить нас делом началь­ ство «Резца» только разводит ру­ ками. Каждый год месяца три- четыре мы сидим без работы. В последнее время плавма- стерская перешла на ремонт су­ дов под класс Регистра. Это пред­ определяет большой объем ре­ монта, замену сложных узлов и деталей, а изготавливать их на «Резце» не под силу. Да и на складе они не всегда бывают. В связи с этим затягиваются сроки ремонта до 2—3 лет. Вот мы и ждем, когда будут детали. А ведь за простой нам не платят, так как работа сдельная. Если бы каждый месяц был равномерно загружен, то ника­ ких претензий с нашей стороны не было бы. ЛОБАНОВ, КАМАЛОВ, КУШ- НИР, ТЕРСКИХ, ВОЛОЦКИЙ... всего 17 подписей. Письмо судоремонтников комментирует главный инженер объ­ единения «Мурманрыбпром» Виталий Иванович САМЦОВ. — Не скрою, бывает на «Резце» и неравномерная загрузка, не­ четок график ремонта судов. Эти беды долго , еще будут нас пре­ следовать, от них наскокрм не избавиться. Но я хочу посмотреть на письмо с иной стороны,'* с точки зрения перестройки нашего мышления. Судоремонтники пишут о том, что они не загружены делом. Я хорошо знаю положение на «Резце» и могу авторитетно заязить, что такой загрузки, о какой они мечтают, не будет отныне и вплоть, как говорится, до двухтысячного года. Хватит смазывать масло с хлеба. Ведь что получалось? И что получается? Да, стоят корабли и по два, по три года. Но зачастую не из-за отсутствия де­ талей. А из-за того, что самые выгодные, самые дорогие работы на них выполнены, , средства выбраны, а до мелочей, как обычно, руки не доходят. Это — не вина рабочих. Всех нас «воспитал» ва­ ловый подход, в ущерб качеству. Пришла пора перевоспитывать­ ся. Слова могу подтвердить фактами. «Пристыл» к плавмастерской СТР «Сыктывкар». Стоит третий год. Вернуться на него и закон­ чить работу особого желания никто не изъявляет. Можно вести работу на БМРТ «Кронштадт» и «Быково», на СТР «Светловодск», «Сосновка»... Но это не та «загрузка». Да, мы стали выполнять работы под класс. Это требует большей ответственности, лучшего качества, поскольку Регистр халтуру не примет. В нас же еще бродят отголоски старого, когда «Резец» выполнял небольшие профилактические ремонты, элементарную работу, которая хорошо оплачивалась, да к тому же создавала предпосылки для приписок. С этим покончено. Подобные небольшие ремонты под силу са­ мим экипажам. Впредь ориентируемся на то, чтобы как можно меньше судов стояли на ремонте. Они нужны на промысле. Старая практика, когда много кораблей, когда можно «снять сливки», изжила себя. Будущее — за повышением качества ремонта, за созданием комп­ лексных бригад, за организацией двухсменной работы. Вновь о продолжительности рейсов Прочитал выступление началь­ ника отдела организации труда и заработной платы В. И. Крюкова («РМ» № 39, 1986 г.). Наверняка, немало вопросов поступило в связи с этим в редакцию. Их не может не быть, поскольку един­ ственным* мерилом продолжи­ тельности рейса, как я понял, яв­ ляется длина судна между пер­ пендикулярами. Позвольте присоединить к уже поступившим и свои вопросы. Первый. В зависимости от про­ должительности рейса и типа суд­ на хотелось бы знать, сколько по­ ложено суток на междурейсовую стоянку? •Второй. Если администрация не РЫБНЫЙ мурман 3 сможет предоставить положен­ ные трое суток, то какая будет стоянка судна, зашедшего в порт на отдых? Третий. Если в число трех суток вошли воскресный или празднич­ ный день, продлевается ли отдых на соответствующее количество дней? И последний вопрос. Будет ли по-прежнему в конце рабочей недели, вместо заработанного отдыха, назначаться отход в мо­ ре? Вот отходы БМРТ «Калмыко­ ве» в 1986 году: 2 февраля — во­ скресенье, 24 мая — суббота, 11 октября — суббота. Б. БОЙКО, боцман. 6 февраля 1987 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz