Рыбный Мурман. 1987 г. Февраль.
т % Решения XXVII съезда КПСС-в жизнь! Анкета «Рыбного Мурмана»' ПЕРЕСТРОЙКА: Спроси с себя! Заработал деньги К 1 Перестройка во весь ■ голос заявила о себе и в подразделениях «Севры- бы>^ Они обрели самостоя тельность и право распоря жаться средствами по свое му усмотрению. Так, в 1986 году практически половина капитальных вложений (15,6 миллиона рублей) на бере говое строительство привле чена из фондов предприятий. В дальнейшем удельный вес собственных средств будет все больше увеличиваться. Такая ориентация позволяет, что называется, убить не скольких зайцев. С одной стороны, изжи вут себя иждивенческие на строения: вы, мол, нам дай те средства на реконструк цию, на новое оборудование, на строительство соцкульт быта. Теперь эти средства надо заработать. Самим за работать. Чем выше у пред приятия будут прибыли, тем больше денег заведется в его кармане и на совершенство вание производства, и на все прочие нужды. С другой стороны, пред приятия и раньше отчисля ли средства государству, а взамен могли получить «дыр ку от бублика». Деньги бы ли обезличены. Они шли на нужды народного хозяйства вообще, но не конкретного предприятия. В материалах январского Пленума ЦК КПСС об этой и подобных ситуациях было сказано: «Особенно тяжелые последствия имели ограни чения хозрасчетных прав предприятий и объединений. Это подрывало основы мате риального стимулирования, препятствовало достижению высоких конечных результа тов, вело к снижению трудо вой и социальной активно сти людей, дисциплины и порядка». Теперь же каждое пред приятие само распоряжается своими средствами, само ре шает, что, когда и сколько строить. А Министерство рыбного хозяйства, сообра зуясь с предложениями сни зу, выделяет материалы, ли миты по труду, лимиты на подрядчика. Но следует сказать, что к такой самостоятельности не все еще привыкли. К тому же по-прежнему не в полном объеме поставляются обору дование, вычислительная техника. Поэтому в прошлом году освоено было лишь 10,7 миллиона рублей из более чем пятнадцати мил лионов. Большие возможности су лит в будущем строитель ство хозяйственным спосо бом. Мы еще только в нача ле пути, но и первые ре зультаты обнадеживают. Так, в среднем за прошлую пя тилетку хозспособом строи ли на 350 тысяч рублей, а в 1986 году выполнено строи тельно - монтажных работ уже на 1 миллион 100 тысяч рублей. * Год назад мы начали строить хозспособом 20 про мышленных объектов и объ ектов соцкультбыта. Нынче к ним прибавилось еще 10. 2 Что мешает ускорению? • И об этом было чет ко сказано на январском Пленуме: «Медленно разру шается и сдает позиции сло жившийся за многие годы механизм торможения соци ально-экономического разви тия, еще не потеряли силу и влияние консерватизм, инер ция, устаревшее мышление». Не хватает у нас смелых, оригинальных, перспектив ных решений. . Хозяйствен ники робко заглядывают за рамки пятилетки. Предпоч тение и до сих пор отдается экстенсивным методам раз вития. К призеру, па Мур.иап-. ской судоверфи критическая плотность застройки. Вся территория — под крышами. А судоремонтники продол жают идти прежней дорогой. Предлагается упрятать под крышу и пространство меж ду цехами. Но ведь ясно, что притока трудовых ресурсов ожидать неоткуда. Ясно, что расширение площадей не ре шает главной задачи: сокра щения стояночного времени судов в ремонте. Следова тельно, вести поиск нужно в коренном изменении структу ры судоремонта. Такого по иска нет. Заслуживает, ска жем, внимания секционный ремонт, успешно применяе мый во многих развитых странах. Мы на этот уровень еще не вышли. Иные хозяйственники ра туют за хозспособ, мало то го, дают крупномасштабные обещания, а на деле... Пом нится, в начале прошлого года руководители судовер фи требовали не менее по лумиллиона рублей, выделе но им было 247 тысяч, а ос воили хозспособом лишь 103 тысячи рублей. Грандиоз ные замыслы были у трал- флотовцев.. Остановились на сумме в 176 тысяч рублей. Освоили — 5 тысяч. В «Мурманрыбпроме» же много не шумели, а спокой но выполнили свой план, за тем прибрали к рукам не освоенные средства тралфло- та. В общем, сделали дел на 435 тысяч рублей, чуть ли не половину того, что пла нировалось всем подразде лениям «Севрыбы». Начал хорошо и рыбоком бинат, но отсутствие железо бетонных конструкций при остановило реконструкцию. Вообще стройиндустрия оказалась самым слабым звеном как в развитии хоз способа, так и в освоении капитальных вложений. 1. Какие перемены произо шли в вашем коллективе пос ле XXV II съезда КПСС* 2. Что, на ваш взгляд, ме шает ускорению? 3. Что зависит лично от вас! Л. Ваши предложения по со вершенствованию хозяйствен ного механизма. 3 Сейчас поставил перед собой узкую цель: убедить руководителей в том, что хозспособ — ре альная сила, способная во многом снизить остроту жи лищной проблемы, позволить предприятиям реконструиро вать и обновлять мощности. Как говорил выше, нас сдерживает плохое снабже ние железобетоном. Чтобы выйти из положения, строим собственную производствен ную базу в СМУ «Севрыбы». Там будут цех железобетон ных конструкций, растворно бетонный узел, деревообра батывающий__цех, а в даль нейшем — и цех металло конструкций. Само же стро ительное подразделение дол жно выйти па уровень тре ста. Многое надо продумать для совершенствования про ектного дела. И здесь есть положительные сдвиги. Если раньше документацию го товили только специализиро ванные организации, то сей час конструкторским бюро предприятий дано право раз рабатывать и утверждать проекты на техническое пе- р сво о р улееггпо суммой до 2,5 миллиона рублей. с*то — значительный шаг гзпе- ред. Он, кстати, позволит од новременно с разработкой проектов вести и строитель ство. Но нам нужно будет не-, сколько изменить структуру К В , ввести в их состав опыт ных разработчиков - строи телей. Приходится констатиро вать тот факт, что гориспол ком как будто до сих пор не знаком с положением об от ведении лучших площадей, об оказании всемерной по мощи предприятиям, веду щим строительство жилья хозяйственным способом. С большими трениями ре шаются вопросы об отвещ^- нии площадей под застрой ку. Трудно складываются -и взаимоотношения с «Мур? манскгражданпроектом». Все это опутывает живое дело паутиной формализма, •уби вает время. 4 Есть такой запрет: • сборные железобетон ные конструкции из-за пре делов области не завозить. Это-де нарушает транспорт ную схему, создаст желез ной дороге дополнительные трудности. Однако же мы знаем массу примеров нера ционального использования подвижного состава. Скажем, пустую бочку везут в наши северные края с Дальнего Востока только затем, чтобы здесь ее разбить на клепки. В то же время мы распо лагаем информацией, что в Молдавии, в Прибалтике бы ли бы рады нашим заказам, поскольку мощности строй индустрии там недогружены. По-моему, вышестоящие ин станции здесь, на месте, в силах решить этот вопрос. Ю. КИВ6А, начальник отдела капиталь ного строительства ВРИО «Севрыба». «ВЕЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ» Вечный двигатель, как объясняет наука, нереален. А «вечные проблемы», как показывает практика, возможны. Они поднимают ся, заостряются, ставятся во главу угла, устаревают, но... оста ются неразрешимыми. Почему? Ответ дает январский Пленум ЦК КПСС: «По сути дела, возникла целая система ослабления эконо мических инструментов власти, образовался своего рода механизм торможения социально-экономического развития, сдерживания прогрессивных преобразований, позволяющих раскрывать и ис пользовать преимущества социализма...» Их много, этих трудно решаемых проблем, и в нашей редак ционной почте. Но нарастают, углубляются преобразования в эко номической, социальной и духовной сферах общества, и есть уверенность, что наметившиеся положительные сдвиги приобретут необратимый характер. Есть, следовательно, уверенность, что в нужную, в добрую сторону решатся и те вопросы, которые под нимают читатели в письмах. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию только два типич ных письма из редакционной почты. И надо сказать, что вопросы, поставленные в них, не новы. Они порождены несовершенством организации труда, путаными инструкциями, спущенными «свер ху». Хочется верить, что необратимые перемены, которые проис ходят в процессе социально-экоиомического развития общества, помогут наконец-то ответить на все «вечные проблемы». Дайте нам работу Написать письмо заставляет на дежда, что словом или делом сможете помочь нам. Дело в том, что слесари-судоремонгни- ки плавмастерской «Резец», в частности бригады Мамаева, Бо рисова и Клинтухова, часто оста ются без работы. На наши прось бы загрузить нас делом началь ство «Резца» только разводит ру ками. Каждый год месяца три- четыре мы сидим без работы. В последнее время плавма- стерская перешла на ремонт су дов под класс Регистра. Это пред определяет большой объем ре монта, замену сложных узлов и деталей, а изготавливать их на «Резце» не под силу. Да и на складе они не всегда бывают. В связи с этим затягиваются сроки ремонта до 2—3 лет. Вот мы и ждем, когда будут детали. А ведь за простой нам не платят, так как работа сдельная. Если бы каждый месяц был равномерно загружен, то ника ких претензий с нашей стороны не было бы. ЛОБАНОВ, КАМАЛОВ, КУШ- НИР, ТЕРСКИХ, ВОЛОЦКИЙ... всего 17 подписей. Письмо судоремонтников комментирует главный инженер объ единения «Мурманрыбпром» Виталий Иванович САМЦОВ. — Не скрою, бывает на «Резце» и неравномерная загрузка, не четок график ремонта судов. Эти беды долго , еще будут нас пре следовать, от них наскокрм не избавиться. Но я хочу посмотреть на письмо с иной стороны,'* с точки зрения перестройки нашего мышления. Судоремонтники пишут о том, что они не загружены делом. Я хорошо знаю положение на «Резце» и могу авторитетно заязить, что такой загрузки, о какой они мечтают, не будет отныне и вплоть, как говорится, до двухтысячного года. Хватит смазывать масло с хлеба. Ведь что получалось? И что получается? Да, стоят корабли и по два, по три года. Но зачастую не из-за отсутствия де талей. А из-за того, что самые выгодные, самые дорогие работы на них выполнены, , средства выбраны, а до мелочей, как обычно, руки не доходят. Это — не вина рабочих. Всех нас «воспитал» ва ловый подход, в ущерб качеству. Пришла пора перевоспитывать ся. Слова могу подтвердить фактами. «Пристыл» к плавмастерской СТР «Сыктывкар». Стоит третий год. Вернуться на него и закон чить работу особого желания никто не изъявляет. Можно вести работу на БМРТ «Кронштадт» и «Быково», на СТР «Светловодск», «Сосновка»... Но это не та «загрузка». Да, мы стали выполнять работы под класс. Это требует большей ответственности, лучшего качества, поскольку Регистр халтуру не примет. В нас же еще бродят отголоски старого, когда «Резец» выполнял небольшие профилактические ремонты, элементарную работу, которая хорошо оплачивалась, да к тому же создавала предпосылки для приписок. С этим покончено. Подобные небольшие ремонты под силу са мим экипажам. Впредь ориентируемся на то, чтобы как можно меньше судов стояли на ремонте. Они нужны на промысле. Старая практика, когда много кораблей, когда можно «снять сливки», изжила себя. Будущее — за повышением качества ремонта, за созданием комп лексных бригад, за организацией двухсменной работы. Вновь о продолжительности рейсов Прочитал выступление началь ника отдела организации труда и заработной платы В. И. Крюкова («РМ» № 39, 1986 г.). Наверняка, немало вопросов поступило в связи с этим в редакцию. Их не может не быть, поскольку един ственным* мерилом продолжи тельности рейса, как я понял, яв ляется длина судна между пер пендикулярами. Позвольте присоединить к уже поступившим и свои вопросы. Первый. В зависимости от про должительности рейса и типа суд на хотелось бы знать, сколько по ложено суток на междурейсовую стоянку? •Второй. Если администрация не РЫБНЫЙ мурман 3 сможет предоставить положен ные трое суток, то какая будет стоянка судна, зашедшего в порт на отдых? Третий. Если в число трех суток вошли воскресный или празднич ный день, продлевается ли отдых на соответствующее количество дней? И последний вопрос. Будет ли по-прежнему в конце рабочей недели, вместо заработанного отдыха, назначаться отход в мо ре? Вот отходы БМРТ «Калмыко ве» в 1986 году: 2 февраля — во скресенье, 24 мая — суббота, 11 октября — суббота. Б. БОЙКО, боцман. 6 февраля 1987 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz