Рыбный Мурман. 1987 г. Февраль.

• Круглый стол «РМ»* СО ЗНАКОМ МИНУС... почему нынче мы работаем хуже, чем в прошлом году?-— — - Н. Г. Яковенко («Сев- рыбхолодфлот»): «Моряки героически преодолевают трудности, которые созда­ ют береговые службы и подразделения...» В . К . Малашенко (ВРПО «Севрыба»): «Мы очень надеемся на . по­ мощь судоверфи...» В . С. Погорелов («Мур­ манская судоверфь»): «Не стоит устраивать полеми­ ку типа «мы — вы». На­ до работать...», — О. Г. Ерохов (траловый флот): «Но почему-то в крутой оборот берется мо­ ряк, а руководители ока­ зываются ни при чем...» Ф. М. Трояновский («Севрыбпромр а з в е д- ка»): «Обратить внимание флотов на то, что сырье­ вая база используется ими плохо...» днях министерство . пообеща­ ло, что будет заключен до­ говор на тот объем вывоза, который нам нужен. Но мы прекрасно понимаем, что не­ обходимое количество продук­ ции Мортрансфлот не доста­ вит в Мурманск. Тут главное — иметь рыбакам официаль­ ный документ, который заста­ вил бы смежников отвечать за свои обязательства. Н. Г. Яковенко: — Мы го­ ворим сейчас о старых болез­ нях, которые лечатся очень медленно. Я имею в виду ве­ домственные барьеры, слабую помощь науки. Много лет назад было из­ вестно, что со временем ближ­ ние районы исчерпают себя и надо уходить в дальние. Зна- лк^о том в «Севрыбе», мини­ стерстве. На что надеялись? А на работу транспортного фло­ та обижаться нельзя. Люди ра­ ботают самоотверженно. Толь­ ко наш экипаж в прошлом году сэкономил промыслови­ кам около 30 судо-суток. Что же предпринимается флотом, чтобы сгладить проблему де­ фицита. транспортов. Вводятся в практику так называемые линейные рейсы, то есть в дальние районы один за дру­ гим отправляются крупнотон­ нажные суда, в подспорье им следуют среднетоннажные ти­ па «Сибирь». Несколько ТР мы арендовали у Мортранс- флота. Частично напряжен­ ность снимается. В то же вре­ мя хочу подчеркнуть вот та­ кую мысль: надо больше уде ­ лять транспортам внимания. А то ведь до сих пор продол­ жаем говорить о простоях ТР в порту под выгрузкой и неповоротливости снабженцев. Это ведь тоже известно ВРПО, ;ф ... Вот и получается, что мо­ ряки героически преодолева­ ют те трудности, которые со­ здают береговые службы и подразд!ления. Нужны сейчас конкретные дела. Иначе раз­ говор о перестройке останет­ ся модной фразой, а не дей­ ствием. Просим судоверфь ус­ корить ремонт ТР «Отто. Гро- тезоль». УСКОРИТЬ РЕМОНТ В. с. Погорелов: — Внесу ясность. «Отто Гротеволь» для ремон­ та — сложный корабль. Ре­ гистр потребовал вынуть греб­ ной вал, а это приведет или к его замене, или к замене облицовки. Работа оказалась непредвиденной. Чтобы выпу­ стить на днях ТР в море, судо­ владельцу вместе с «Севры- бой» нужно решить вопрос с Регистром о продлении срока плавания транспорта хотя бы на год. А ТР «Полярный круг» закончим за неделю до конца февраля. В. И. Шулюпин: — Мы при­ нимаем сейчас все меры, что­ бы ликвидировать отставание. Два отстойных судна — «Пла­ нета» и «Мир» — работают в пресервном варианте. В янва­ ре они дали свыше чем на полмиллиона рублей товарной продукции. С учетом мнения экипажей продлеваются рей­ сы. Значительно сокращен срок ремонта БМРТ «Про­ гресс». Задействованы и два списанных ППР. Чтобы испра­ вить положение, нужна по­ мощь судоверфи, на которой сейчас идет ремонт четырех судов типа «Алтай». Просьба — ускорить их выход в море. Н,- Н. Мошков: — К сожале­ нию, сроки готовности судов срывались не раз... В. С. Погорелов: — Не сто­ ит устраивать полемику типа «мы — вы». Надо работать. Январские морозы нас крепко выбили из колеи, «помогают» и снабженцы. В начале года мы вообще оказались без ли­ стового материала. Приходит­ ся стоять с протянутой рукой и просЛъ то трубы, то пило­ материалы. Вот и крутимся. В. ф. Никитин: — Но зача­ стую суть не в нехватке чего- то, а в привычке работать по- старому. Вот пример. Все на­ ши предприятия испытывают нехватку материалов. При про­ верке выяснилось, что в Верх- нетуломском леспромхозе на­ чинают работать с семи часов, автобаза «Севрыба» — с вось­ ми утра. Пока приедут наши машины, пока оформят доку­ менты... И только в 15—16 ча­ сов становятся под погрузку. А некоторая часть «КамАЗов» вообще не успевает пройти все формальности и возвра­ щается домой пустой. Вопию­ щий факт. В. С. Погорелов: — Боль­ шие простои транспорта име­ ются и на металлобазе управ­ ления «Мурманснабсбыт». А это отражается на ходе ре­ монта судов. О. Г. Ерохов: — Я поддер­ живаю мнение: перестраивать­ ся надо в первую очередь службам управления на бере­ гу. Мы только что вернулись из Центрально-Восточной Атлан­ тики. Из 120 рейсовых суток 32 дня лежали в дрейфе. А в целом группа тралфлотовских судов за октябрь — ноябрь — декабрь потеряла сто судо-су­ ток. Но почему-то в крутой оборот берется моряк, а ру­ ководители оказываются ни при чем. Неужели никто не понесет наказания за простои? НАУКА ПРЕДУПРЕЖДАЛА Ф . М. Трояновский: — Если посмотреть в корень сего­ дняшних бед, то они кроются не только в отсутствии тран­ спортов, которым мы сейчас уделили слишком большое внимание. Причина недолова состоит в том, что еще в начале 1986 го­ да промразведка советовала: судам надо срочно из Барен­ цева моря леребазироваться в другие районы. Но флоты че­ го-то ждали... Кто — мойву, кто — треску... И вот итог: в начале этого года очень мно­ го судов оказалось вблизи родного дома. Сейчас, прав­ да, хватились, но поезд-то, что называется, ушел. Если бы так поступили во второй половине прошлого года... Сло­ вом, задержка флота, несом­ ненно, сказалась на том недо­ лове, который имеем. В даль­ них районах сейчас очень хо­ рошая промысловая обстанов­ ка, сырьевая база достаточно надежная. Корр.: — Значит, если берег сумеет создать условия для рыбаков, то план первого квартала выполним? Ф . М. Трояновский: — Да. И мне хотелось бы обратить внимание флотов на то, что сырьевая база используется ими плохо. Управления ориен­ тируют . моряков: вырабаты­ вайте экспортную продукцию — она выгодна. А между тем есть возможность ловить и другие виды рыб — пелами­ ду , луфаря, пристипому, зуба- на, тунца... О чем пока фло­ ты не думают. Они гонятся за валом, но не за расширением ассортимента. Виноват тут и «Севрыбхолодфлот», который не принимает мелкие партии рыб. Л. Я. Гудина: — На рыбо­ комбинате простаивают мощ­ ности по переработке кревет­ ки. Есть ли надежда, что они вновь заработают? Ф . М. Трояновский: — Кре­ ветка в Баренцевом море та­ кая, что надо прекращать ее вылов. Появилось много тре­ ски, которая ее активно по­ едает. Так что треска внесла коррективы в работу линии. Поэтому надо срочно опреде­ литься: какие объемы трески и креветки возьмем, оставить несколько судов, которые с этим справятся, а остальным — уходить. Реплика: — Когда в свое время шел разговор о кре­ ветке, то специалисты «Сеа- рыбпромразведки» заявили: «Да, креветка будет». И подпи­ сали соответствующий доку­ мент. Так где же она сейчас? Ф . М. Трояновский: — Пра­ вильное тогда было принято решение. Вы поймите, что ес­ ли бы хоть два года эффек­ тивно использовалось закуп­ ленное оборудование, то оно себя бы давно окупило. Здесь Валерий Тихонович го­ ворил, что СТРы вряд ли надо было выводить из Баренцева моря. Я с этим не совсем со­ гласен. Надо! Больше того, следует думать и о выводе БМРТ, крупнотоннажных судов, причем смелее направлять их в дальние районы. Переобо­ рудовать суда, внедрять ярус­ ный лов, светоловы. Нельзя больше цепляться за старое. Руководители флотов должны перестроить свое мышление. НУЖНЫ ли НОВЫЕ ТРАУЛЕРЫ! Л. Я. Гудина: — Не противо­ речим ли мы себе, когда ут­ верждаем, что надо выводить флот в дальние районы, и в то же время говорим о труд­ ностях вывоза рыбы оттуда? В. К. Малашенко: — Если мы будем все дальше уходить от родного порта, то, естествен­ но, дефицит транспортов ста­ нет острее. Тут надо пере­ смотреть нашу стратегию. Во- первых, в первую очередь на­ до быстрее ремонтировать транспортные суда. Во-зто- рых, сейчас тралфлот собира­ ется пополнять свой флот, хо­ тя, по-моему, его и так в из­ бытке на промысле. Зачем нужны новые? Чтобы стоять? А вот транспорты необходимы как воздух. У меня есть такое предложение: использовать часть ППР, БМРТ в транс­ портном варианте. И вот тог­ да мы можем разрубить гор­ диев узел. Ведь не секрет, да­ же с учетом поступления но­ вых ТР тоннажа нам недоста­ точно, а ведь предстоит спи­ сание ТР типа «Сибирь»... В. И. Шулюпин: — Неверная точка зрения. Нельзя промыс­ ловые суда превращать в транспортные. Надо идти' дру­ гим путем: поставить вопрос перед министерством о новых ТР для «Севрыбы». Реплика: — Ставим и ставим вопросы, а когда за дело возь­ мемся? Г. В. Степахно: — Понятно, что организационное, произ­ водственное, научное обеспе­ чение — это первооснова для успешного выполнения планов и обязательств. Но не менее важно и идеологическое обес­ печение. К сожалению, слабо используются возможности на­ глядной агитации, плохо про­ пагандируется передовой опыт. Руководителям управлений надо чаще встречаться с людь­ ми, бывать в экипажах. В. Ф. Никитин: — Всем уча­ стникам рыбацкого конвейера сейчас, в эти нелегкие дни, надо повернуться лицом друг к другу, а береговым служ­ бам, предприятиям прийти на помощь рыбакам, забыть о личных, ведомственных инте­ ресах, думать больше о госу­ дарственных. Это сегодня — главное. Что показал «круг­ лый стол»? Перестройки у нас еще в рыбной отрасли не про­ изошло — ни в экономике, ни в социальной сфере. Созда­ лась тревожная атмосфера, од­ нако не надо ее драматизиро­ вать. Трезво оценивая ошибки и промахи, нужно прямо ска­ зать: да, во многом просчита­ лись, порой были не настой­ чивы, самоуспокоились, ус­ пешно закончив прошлый год. Благодушию надо положить конец. По-новому каждый, от начальника флота до матроса, должен взглянуть на свое де ­ ло, перестроить его и приба­ вить в работе. Другого пути у нас быть не должно. Обсуждение за «круглым столом» позволило взглянуть на беды Северного бассейна с новой точки зрения. Расставим точки над «/». Да, ТР отчасти не хватает. Но не настолько же, чтобы прикрывать ими неумение работать, не видеть перспек­ тиву. И хронический дефицит транспортов намного бы снизил­ ся, если... Если, во-первых, уменьшились бы простои ТР в порту, во-вторых, на деле, не на словах велась комплексная обработка транспортов в море, в-третьих, *активнее промысло­ вики искали свои резервы. И еще. Многие беды проистекают от безнаказанности. Дого­ ворные обязательства должны стать нормой взаимоотношений между смежниками. Мало заострять вопросы. Требуется вне­ дрение экономических методов, которые сейчас подменяются волевыми решениями, дающими лишь сиюминутную выгоду. Разговор закончен. Теперь «нужно действовать, действовать и еще раз действовать — активно, смело, творчески, компетент­ но», — так было сказано на январском Пленуме ЦК КПСС. Сейчас в район промысла направляются транспортные суда ««Роза Люксембург», «Комиссар Полухин», ««Демьян Коротчен- ко», «Иван Шишкин», «Алмазный берег». Надо надеяться, что напряженность на море с их приходом снизится и промысло­ вые флоты, наконец-то, выйдут на плановые рубежи. А. ВАСИЛЬЕВ, В. МИЛЮТИН. рыбный мурман 5 20 февраля 1987 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz