Рыбный Мурман. 1987 г. Февраль.
f » Из блокнота журналиста С ОРОК СЕМЬ суток я жил, рабо тал с моряками транспортного рефрижератора «Космонавт Гагарин» управления «Севрыбхолодфлот». Вме сте переживал и радости, и горести, холод Бареицева моря и тропическую жару Африки, штили и штормы, та скал в трюм 30-килограммовые рыб ные брикеты и ел из одного котла. И так же, как и все, с нетерпением ждал прихода в Мурманск. Эти за метки — плод полуторамесячных наг блюдений. На полноту показа всей жизни экипажа, промысла они, понят ное дело, не претендуют. Нельзя объ ять необъятное, однако по мере сил и возможностей я стремился к глав ному — узнать и прочувствовать, чем и как живут наши моряки. А на сколько это удалось, не мне судить... * * * Количество децибелов увеличива лось, обстановка накалялась. Очень хотел новый моторист попасть в рейс и громко отстаивал это право с помощью голосовых связок. Волно вался, но особо не выступал другой моторист, закрепленный за этим суд ном. Он, естественно, имел больше прав, не первый год ходит на Т Р , был с ним в ремонте. Получилось, как в кино: на одно место продано два билета. Один «вы дал» отдел кадров флота, другой — администрация судна. И лишь капитан-директор транс портного рефрижератора Семен Алек- сеевич Галкин был невозмутим. Не суетился, не хватал лихорадочно те лефонную трубку и не звонил в уп равление. Он точно знал: все равно «победит» отдел кадров. Так оно и вышло. Вот и получилось: вроде по Уставу комплектует экипаж капитан (в конце концов ему же работать с людьми и отвечать за них), а на практике... Не хочу обидеть того, вновь пришедшего моториста, в рей се парень оказался стоящим. Просто уже с первых минут отхода судна в рейс стало ясно и понятно: мы толь ко глаголем о стабильности, закреп лении экипажей. Засловоблудились до такой степени, что уже перестали ви деть жизнь такой, какая она есть. Но все проходит. Исчерпал себя и ..конфликт. А тем временем вся-коман да собралась на борту. Не было ни опоздавших, ни задержавшихся. Учеб ные тревоги, комиссии, последние проверки... Отход был назначен на утро 28 октября. В том, что так и будет, никто не сомневался. Правда, мне на берегу скептики говорили: '«Н е спеши, порой неделю все отходят и отходят». Может быть, так когда- то и было, только не на этот раз. В пять часов «Космонавт Гагарин» снялся с якоря. Прощальный гудок Мурманску. Капитан на мостике. Он (непременное требование) выводит судно из Кольского залива. Сигарета за сигаретой... Двое суток на ногах. Еще несколько часов — и уходит в каюту («не спать, а отдыхать: капи тан никогда не спит, он иногда отды хает», — поправил меня штурман). Взят курс на промысел. * * * Потекли будни. В семь — подъем, в половине восьмого — завтрак, в полдвенадцатого — обед, в 15.30 — чай, в 19.30 — ужин. А в койку тог да, когда уже ноги не держат, — та кова журналистская планида. Блок нот пухнет от фамилий, цифр, приме ров. За каждым фактом, событием — явление. * * * В первый же день прошел по каю там матросов. Зашел в одну из них и приятно поразился: тут тебе и те левизор, и проигрыватель, холодиль ник, на полу — дорожки, на пере борках — приятные картины, со вку сом — поделки. Сразу окунулся в домашний мир уюта, покоя, безмя тежности. Увы, так не везде. Зача стую встретишь аляпистые вырезки из журналов с полуголыми девицами, разбросанные куски пищи по порван ному линолеуму, грязную одежду. «Ну что же вы, ребята?» «Все равно здесь не задержимся», — вот ответ. Вернемся к старому вопросу: почему же отдел кадров тасует экипаж, как карточную колоду? Удивлению нет предела: оказывается, кто-то где-то боится, что в постоянном коллективе образуются... дружба, сплоченность. И покрывательство друг друга, осо бенно по части контрабанды. Неверие рождает перестраховку. Перестра ховка убивает веру. В человека. * * * Идем вдоль норвежских берегов. Свинцовое небо, кажущиеся черными фиорды, серые птицы... Все чужое. Норвежское телевидение показывает ферму по выращиванию семги в сад ках. Хозяева улыбаются, чему-то ра дуются. «Еще бы, — делится кто-то из моряков, — мы как-то привозили им на Т Р мойву. Владелец говорил, что в год имеет до миллиона крон прибыли». Помолчали. А я вспом нил, что наши рыбозаводы — на Кольском полуострове — убыточные. Пора бы вплотную заняться товар ным выращиванием семги, ведь за рыбой-то идем вон куда — аж к Аф рике. Дорогая получается, золотая. , it it it На переходе, полным ходом пульси рует жизнь. Готовимся к промыслу. На корме сверкают огни газосварки, на палубе матросы готовят к буду щим швартовкам тросы,. концы. И важная составляющая всех переходов — собрания, беседы, лекции, на про мысле этим некогда будет занимать ся. После'обеда — комсомольское со брание, после чая — профсоюзное. Тема одна: о проведении комсомоль- где шла речь о субботнике, к админи страции был такой вопрос: «Какой процент премии ожидается за преды дущий рейс?» Встал второй помощ ник капитана С. А . Анисимов: «Пре мию смайнают за пересортицу», — спокойно произнес. Прошел ропот, но быстро стих. Но ведь кто-то кон кретно виноват в этом безобразии? Почему же страдает весь экипаж? Вот это уже непонятно. Если сделали промашку Анисимов и те, кто выгру жал рыбу, — накажите их. При чем же здесь, скажем, мотористы или радисты? Обезличка. В такой мутной воде вольно чувствуют себя халтур щики, бракоделы. А каково честному человеку? Где же здесь социальная справедливость? * ★ ★ Хуже мы, наверное, стали. Облепи лись. Не возражайте, все равно не соглашусь, ибо не видел (за редким исключением), чтобы на корабле в свободное время люди занимали се бя чем-нибудь полезным или стреми лись‘к этому. Да и сами моряки счи тают: если раньше почти массово за нимались выжиганием, чеканкой или еще чем-то, то сейчас — в койку и набок. Вот и весь «отдых». Зато все больше охотников до домино. В са- ского субботника. Решили с команди ров в фонд субботника удержать но пять, с рядовых — по три рубля. Если такие, с позволения сказать, «субботники» проводятся везде и всюду, то настала, видимо, пора бить тревогу. Явно извращена сама суть праздника труда. Именно Труда (под черкнем и поставим прописную бук ву), превращенного, к несчастью, в бухгалтерскую операцию. И что по разило: никто не возмутился, все мол ча проголосовали. Впрочем, с казен но-бюрократическими явлениями, к которым многие привыкли, пришлось встретиться в море не единожды. Поделился с помполитом Владими ром Васильевичем Лановенчиком. Политработник он. опытный, умница во многом. Оказывается, такая «уста новка» о субботнике пришла из коми тета ВЛКСМ флота. И такие ЦУ идут мощной волной. На столе у него — список добровольных об ществ. Их ни мало ни много — аж девять. За членство в каждом — пла ти, рыбак, хочешь ты этого или нет. Напрочь забыты уставы этих-органи заций, где доминантой выступает пер во-наперво добровольность. Но по пробуй не вступи. Глядишь, и появит ся в характеристике фраза: «...игно рирует общественные организации». Тогда — прощай, виза. Вот и несут свои кровные... Откровенно говорят моряки: «Не настала ли пора пере смотреть необходимость их существо вания? Где прок, скажем, от общест ва книголюбов? И за что мы платим взносы?» Правда, в конце рейса с берега пришла РДО, согласно кото рой экипажу выделили ...одну подпи ску на четырехтомник Шолохова. И это на 69 человек! Решили разыграть в лотерею. По иронии судьбы счаст ливый билет выиграл... помполит. Нет, я не хочу утверждать, что мо ряки — народ запуганный, но бессло весность, безразличие ко многому были видны невооруженным глазом. Почему так? Да потому, что нередко решения принимаются не только в обход их, без совета с ними. Мол, смолчат, стерпят. На том собрании, лоне — звон от стука костяшек. «Те левизор бы», — слышится то здесь, то там. Нет его. На многих кораблях мне приходилось побывать в море, но тут впервые столкнулся с полнейшим безразличием и судового комитета, и профкома флота к тому, как люди бу дут отдыхать, чем заниматься в сво бодное время. Судовой комитет ждал, что при везут телевизор, что кто-то об эки паже позаботится. Но ведь под лежа чий камень вода не течет. Не знаю, какие великие вопросы решает проф ком управления, но то, что он от несся пренебрежительно, по-барски к экипажу, — факт неоспоримый. Да же такую мелочь, как волейбольный мяч, никто не удосужился принести на судно. А то, что люди -хотели и , хотят заниматься спортом, стало вид но с первых дней рейса, когда на па лубу выходили десятки людей, ут ром и вечером бегали, тягали ганте ли... Дней через пять лишь один сварщик Ярослав Коропецкий неуго монно мерял километры по ютовой палубе. Один. И так до конца рейса. Вывод? Одними словами любовь к спорту не привьешь. А что же физ орг судна? Завпрод Павел Козлов, он же физорг, занимался и в стоян ку, и в рейсе чем угодно, но только не исполнением своего общественно го поручения. Вечером почему-то было тревож но. Да еще ночью в каюту (а посели ли меня в лоцманской) что-то всю ночь стучало со стороны шлюпок. Долго не спалось. Причина нездо ровья (а оно могло быть вызвано по нижением атмосферного давления) в обед прояснилась: идет шторм. О том узнали из факсимильной сводки по годы, которую передают английские синоптики. На самом деле: вдруг, после обеда, налетел шквал, закача ло. Но потом все успокоилось. По смеялись над прогнозистами, мол, все они одинаково врут. И напрасно. Вечером поднялись ветер, сильные волны. Заливает палубу. Ходишь но судну с одной мыслью, как бы удер жаться на ногах, как бы чём-нибудь не пришибло. Много и часто пишут 0 качке на море, но в основном как явлении почему-то чисто романти ческом. Далеко это не так. Пред ставь себе, читатель: сидишь в крес ле, читая газету, а тебя поднимает то вверх метра на три, то опускает вниз, то резко бросает влево, а по том клонишься вправо, все ниже и ниже... Вот-вот перевернешься... Ж у т ко становится. Не три, не пять ми нут так, а днями, неделями, месяца ми. Работать к тому же надо в по добной обстановке, есть, пить. Жить. «Жен бы наших сюда на денек, гля дишь, крепче бы любили», — шутят моряки. Особо сложно машинной команде. Здесь идет профилактический ремонт оборудования. «Больная» для людей тема — ремонт. С содроганием вспо минают Клайпеду. Разговорились с главным механиком Михаилом В а сильевичем Яциной. — Сейчас транспорты ходят че тыре года без капитального ремонта, — рассуждает он. — А ведь в се редине 70-х годов кое-кто хотел про длить этот цикл до 6—8 лет. Но во время запротнвились механики су дов. И правильно сделали, ибо в этом случае корабли добили бы до ручки. А вот бедные тралфлотовские БАТы , видимо, добьют, — высказы вается М. В . Яцина по поводу деся тилетнего цикла ремонта траулеров без капремонта. — Некому остано вить эту поспешную, экономически не выверенную «инициативу». Михаил Васильевич первый раз идет главным механиком. Дело свое знает твердо, да и как человек доб рый, даже мягкотелый. С ним при ятно общаться и, наверное, работать. Только вот опыта руководства с людь ми пока явно не хватает. А в чем, спросите, должен проявиться этот опыт? Наверное, в широкой осведом ленности и не только того, что ка сается механизмов. Впрочем, это не вина, а скорее беда его да и многих других командиров. А речь веду вот о чем. В одном из кубриков жарко от спора. Члены машинной команды горячо обсуждают переход с перво го января на новые условия хозяй ствования, точнее на работу сокра щенными экипажами. Вот их мысли: — Всегда продовольствием зани мался третий штурман. Теперь — завпрод. Зачем его вводили в штат? Бездельничает он в море, не работа ет. Сократить надо и его, и старше го электромеханика. — Но их почему-то не трогают. Говорят, уберут двух мотористов, слесаря, токаря. А кто же тогда вста нет к станку? Я , что ли? Но в этом деле — ни бельмеса. — Ладно, втулку как-нибудь вы точим. А вот на подвахты, на раз грузку в трюм ходить придется каж дый день. Потом — на очередную вахту. Вымотаемся ведь до предела. — Какой умник все это придумал? Сюда бы, в машину, его на полгода. Спросил я ребят: «А что — еще не известно, кого сократят?» Ответ был на редкость удивительным: на предотходном собрании был замести тель начальника ОТиЗ, но ничего кон кретного не сказал о новых штатах, мол, будут — и все. Ясности ни у кого не было. Зато брожение в умах посеяно. Наверное, следовало бы руководству судна по требовать у администрации ^ флота конкретного разъяснения, дабы пре сечь* кривотолки. Впрочем, этот факт оказался типичным. Слухов в море о сокращении много. Но полной ин формацией никто ни на одном суд не не владел. Безобидно ли это? Отнюдь. Вспо минается, как несколько лет назад бывшие руководители рыбного порта вот так же, не посоветовавшись с людьми, не объяснив им вразуми тельно суть нововведений, по-волюн таристски решили повысить произво дительность труда. Слишком поздно были пресечены их действия. Нельзя принимать людей за пешек — вот чему учит история в порту. Но урок из нее (это почувствовалось в рейсе) не извлечен. 1 А. ВИЛОВ. Атлантика — Мурманск. (Продолжение следует). РЫБНЫЙМУРМАН 1 13февраля 137 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz