Рыбный Мурман. 1987 г. Февраль.

f » Из блокнота журналиста С ОРОК СЕМЬ суток я жил, рабо­ тал с моряками транспортного рефрижератора «Космонавт Гагарин» управления «Севрыбхолодфлот». Вме­ сте переживал и радости, и горести, холод Бареицева моря и тропическую жару Африки, штили и штормы, та­ скал в трюм 30-килограммовые рыб­ ные брикеты и ел из одного котла. И так же, как и все, с нетерпением ждал прихода в Мурманск. Эти за­ метки — плод полуторамесячных наг блюдений. На полноту показа всей жизни экипажа, промысла они, понят­ ное дело, не претендуют. Нельзя объ­ ять необъятное, однако по мере сил и возможностей я стремился к глав­ ному — узнать и прочувствовать, чем и как живут наши моряки. А на­ сколько это удалось, не мне судить... * * * Количество децибелов увеличива­ лось, обстановка накалялась. Очень хотел новый моторист попасть в рейс и громко отстаивал это право с помощью голосовых связок. Волно­ вался, но особо не выступал другой моторист, закрепленный за этим суд­ ном. Он, естественно, имел больше прав, не первый год ходит на Т Р , был с ним в ремонте. Получилось, как в кино: на одно место продано два билета. Один «вы­ дал» отдел кадров флота, другой — администрация судна. И лишь капитан-директор транс­ портного рефрижератора Семен Алек- сеевич Галкин был невозмутим. Не суетился, не хватал лихорадочно те­ лефонную трубку и не звонил в уп­ равление. Он точно знал: все равно «победит» отдел кадров. Так оно и вышло. Вот и получилось: вроде по Уставу комплектует экипаж капитан (в конце концов ему же работать с людьми и отвечать за них), а на практике... Не хочу обидеть того, вновь пришедшего моториста, в рей­ се парень оказался стоящим. Просто уже с первых минут отхода судна в рейс стало ясно и понятно: мы толь­ ко глаголем о стабильности, закреп­ лении экипажей. Засловоблудились до такой степени, что уже перестали ви­ деть жизнь такой, какая она есть. Но все проходит. Исчерпал себя и ..конфликт. А тем временем вся-коман­ да собралась на борту. Не было ни опоздавших, ни задержавшихся. Учеб­ ные тревоги, комиссии, последние проверки... Отход был назначен на утро 28 октября. В том, что так и будет, никто не сомневался. Правда, мне на берегу скептики говорили: '«Н е спеши, порой неделю все отходят и отходят». Может быть, так когда- то и было, только не на этот раз. В пять часов «Космонавт Гагарин» снялся с якоря. Прощальный гудок Мурманску. Капитан на мостике. Он (непременное требование) выводит судно из Кольского залива. Сигарета за сигаретой... Двое суток на ногах. Еще несколько часов — и уходит в каюту («не спать, а отдыхать: капи­ тан никогда не спит, он иногда отды­ хает», — поправил меня штурман). Взят курс на промысел. * * * Потекли будни. В семь — подъем, в половине восьмого — завтрак, в полдвенадцатого — обед, в 15.30 — чай, в 19.30 — ужин. А в койку тог­ да, когда уже ноги не держат, — та­ кова журналистская планида. Блок­ нот пухнет от фамилий, цифр, приме­ ров. За каждым фактом, событием — явление. * * * В первый же день прошел по каю­ там матросов. Зашел в одну из них и приятно поразился: тут тебе и те­ левизор, и проигрыватель, холодиль­ ник, на полу — дорожки, на пере­ борках — приятные картины, со вку­ сом — поделки. Сразу окунулся в домашний мир уюта, покоя, безмя­ тежности. Увы, так не везде. Зача­ стую встретишь аляпистые вырезки из журналов с полуголыми девицами, разбросанные куски пищи по порван­ ному линолеуму, грязную одежду. «Ну что же вы, ребята?» «Все равно здесь не задержимся», — вот ответ. Вернемся к старому вопросу: почему же отдел кадров тасует экипаж, как карточную колоду? Удивлению нет предела: оказывается, кто-то где-то боится, что в постоянном коллективе образуются... дружба, сплоченность. И покрывательство друг друга, осо­ бенно по части контрабанды. Неверие рождает перестраховку. Перестра­ ховка убивает веру. В человека. * * * Идем вдоль норвежских берегов. Свинцовое небо, кажущиеся черными фиорды, серые птицы... Все чужое. Норвежское телевидение показывает ферму по выращиванию семги в сад­ ках. Хозяева улыбаются, чему-то ра­ дуются. «Еще бы, — делится кто-то из моряков, — мы как-то привозили им на Т Р мойву. Владелец говорил, что в год имеет до миллиона крон прибыли». Помолчали. А я вспом­ нил, что наши рыбозаводы — на Кольском полуострове — убыточные. Пора бы вплотную заняться товар­ ным выращиванием семги, ведь за рыбой-то идем вон куда — аж к Аф­ рике. Дорогая получается, золотая. , it it it На переходе, полным ходом пульси­ рует жизнь. Готовимся к промыслу. На корме сверкают огни газосварки, на палубе матросы готовят к буду­ щим швартовкам тросы,. концы. И важная составляющая всех переходов — собрания, беседы, лекции, на про­ мысле этим некогда будет занимать­ ся. После'обеда — комсомольское со­ брание, после чая — профсоюзное. Тема одна: о проведении комсомоль- где шла речь о субботнике, к админи­ страции был такой вопрос: «Какой процент премии ожидается за преды­ дущий рейс?» Встал второй помощ­ ник капитана С. А . Анисимов: «Пре­ мию смайнают за пересортицу», — спокойно произнес. Прошел ропот, но быстро стих. Но ведь кто-то кон­ кретно виноват в этом безобразии? Почему же страдает весь экипаж? Вот это уже непонятно. Если сделали промашку Анисимов и те, кто выгру­ жал рыбу, — накажите их. При чем же здесь, скажем, мотористы или радисты? Обезличка. В такой мутной воде вольно чувствуют себя халтур­ щики, бракоделы. А каково честному человеку? Где же здесь социальная справедливость? * ★ ★ Хуже мы, наверное, стали. Облепи­ лись. Не возражайте, все равно не соглашусь, ибо не видел (за редким исключением), чтобы на корабле в свободное время люди занимали се­ бя чем-нибудь полезным или стреми­ лись‘к этому. Да и сами моряки счи­ тают: если раньше почти массово за­ нимались выжиганием, чеканкой или еще чем-то, то сейчас — в койку и набок. Вот и весь «отдых». Зато все больше охотников до домино. В са- ского субботника. Решили с команди­ ров в фонд субботника удержать но пять, с рядовых — по три рубля. Если такие, с позволения сказать, «субботники» проводятся везде и всюду, то настала, видимо, пора бить тревогу. Явно извращена сама суть праздника труда. Именно Труда (под­ черкнем и поставим прописную бук­ ву), превращенного, к несчастью, в бухгалтерскую операцию. И что по­ разило: никто не возмутился, все мол­ ча проголосовали. Впрочем, с казен­ но-бюрократическими явлениями, к которым многие привыкли, пришлось встретиться в море не единожды. Поделился с помполитом Владими­ ром Васильевичем Лановенчиком. Политработник он. опытный, умница во многом. Оказывается, такая «уста­ новка» о субботнике пришла из коми­ тета ВЛКСМ флота. И такие ЦУ идут мощной волной. На столе у него — список добровольных об­ ществ. Их ни мало ни много — аж девять. За членство в каждом — пла­ ти, рыбак, хочешь ты этого или нет. Напрочь забыты уставы этих-органи­ заций, где доминантой выступает пер­ во-наперво добровольность. Но по­ пробуй не вступи. Глядишь, и появит­ ся в характеристике фраза: «...игно­ рирует общественные организации». Тогда — прощай, виза. Вот и несут свои кровные... Откровенно говорят моряки: «Не настала ли пора пере­ смотреть необходимость их существо­ вания? Где прок, скажем, от общест­ ва книголюбов? И за что мы платим взносы?» Правда, в конце рейса с берега пришла РДО, согласно кото­ рой экипажу выделили ...одну подпи­ ску на четырехтомник Шолохова. И это на 69 человек! Решили разыграть в лотерею. По иронии судьбы счаст­ ливый билет выиграл... помполит. Нет, я не хочу утверждать, что мо­ ряки — народ запуганный, но бессло­ весность, безразличие ко многому были видны невооруженным глазом. Почему так? Да потому, что нередко решения принимаются не только в обход их, без совета с ними. Мол, смолчат, стерпят. На том собрании, лоне — звон от стука костяшек. «Те­ левизор бы», — слышится то здесь, то там. Нет его. На многих кораблях мне приходилось побывать в море, но тут впервые столкнулся с полнейшим безразличием и судового комитета, и профкома флота к тому, как люди бу­ дут отдыхать, чем заниматься в сво­ бодное время. Судовой комитет ждал, что при­ везут телевизор, что кто-то об эки­ паже позаботится. Но ведь под лежа­ чий камень вода не течет. Не знаю, какие великие вопросы решает проф­ ком управления, но то, что он от­ несся пренебрежительно, по-барски к экипажу, — факт неоспоримый. Да­ же такую мелочь, как волейбольный мяч, никто не удосужился принести на судно. А то, что люди -хотели и , хотят заниматься спортом, стало вид­ но с первых дней рейса, когда на па­ лубу выходили десятки людей, ут­ ром и вечером бегали, тягали ганте­ ли... Дней через пять лишь один сварщик Ярослав Коропецкий неуго­ монно мерял километры по ютовой палубе. Один. И так до конца рейса. Вывод? Одними словами любовь к спорту не привьешь. А что же физ­ орг судна? Завпрод Павел Козлов, он же физорг, занимался и в стоян­ ку, и в рейсе чем угодно, но только не исполнением своего общественно­ го поручения. Вечером почему-то было тревож­ но. Да еще ночью в каюту (а посели­ ли меня в лоцманской) что-то всю ночь стучало со стороны шлюпок. Долго не спалось. Причина нездо­ ровья (а оно могло быть вызвано по­ нижением атмосферного давления) в обед прояснилась: идет шторм. О том узнали из факсимильной сводки по­ годы, которую передают английские синоптики. На самом деле: вдруг, после обеда, налетел шквал, закача­ ло. Но потом все успокоилось. По­ смеялись над прогнозистами, мол, все они одинаково врут. И напрасно. Вечером поднялись ветер, сильные волны. Заливает палубу. Ходишь но судну с одной мыслью, как бы удер­ жаться на ногах, как бы чём-нибудь не пришибло. Много и часто пишут 0 качке на море, но в основном как явлении почему-то чисто романти­ ческом. Далеко это не так. Пред­ ставь себе, читатель: сидишь в крес­ ле, читая газету, а тебя поднимает то вверх метра на три, то опускает вниз, то резко бросает влево, а по­ том клонишься вправо, все ниже и ниже... Вот-вот перевернешься... Ж у т­ ко становится. Не три, не пять ми­ нут так, а днями, неделями, месяца­ ми. Работать к тому же надо в по­ добной обстановке, есть, пить. Жить. «Жен бы наших сюда на денек, гля­ дишь, крепче бы любили», — шутят моряки. Особо сложно машинной команде. Здесь идет профилактический ремонт оборудования. «Больная» для людей тема — ремонт. С содроганием вспо­ минают Клайпеду. Разговорились с главным механиком Михаилом В а ­ сильевичем Яциной. — Сейчас транспорты ходят че­ тыре года без капитального ремонта, — рассуждает он. — А ведь в се­ редине 70-х годов кое-кто хотел про­ длить этот цикл до 6—8 лет. Но во­ время запротнвились механики су­ дов. И правильно сделали, ибо в этом случае корабли добили бы до ручки. А вот бедные тралфлотовские БАТы , видимо, добьют, — высказы­ вается М. В . Яцина по поводу деся­ тилетнего цикла ремонта траулеров без капремонта. — Некому остано­ вить эту поспешную, экономически не выверенную «инициативу». Михаил Васильевич первый раз идет главным механиком. Дело свое знает твердо, да и как человек доб­ рый, даже мягкотелый. С ним при­ ятно общаться и, наверное, работать. Только вот опыта руководства с людь­ ми пока явно не хватает. А в чем, спросите, должен проявиться этот опыт? Наверное, в широкой осведом­ ленности и не только того, что ка­ сается механизмов. Впрочем, это не вина, а скорее беда его да и многих других командиров. А речь веду вот о чем. В одном из кубриков жарко от спора. Члены машинной команды горячо обсуждают переход с перво­ го января на новые условия хозяй­ ствования, точнее на работу сокра­ щенными экипажами. Вот их мысли: — Всегда продовольствием зани­ мался третий штурман. Теперь — завпрод. Зачем его вводили в штат? Бездельничает он в море, не работа­ ет. Сократить надо и его, и старше­ го электромеханика. — Но их почему-то не трогают. Говорят, уберут двух мотористов, слесаря, токаря. А кто же тогда вста­ нет к станку? Я , что ли? Но в этом деле — ни бельмеса. — Ладно, втулку как-нибудь вы­ точим. А вот на подвахты, на раз­ грузку в трюм ходить придется каж­ дый день. Потом — на очередную вахту. Вымотаемся ведь до предела. — Какой умник все это придумал? Сюда бы, в машину, его на полгода. Спросил я ребят: «А что — еще не известно, кого сократят?» Ответ был на редкость удивительным: на предотходном собрании был замести­ тель начальника ОТиЗ, но ничего кон­ кретного не сказал о новых штатах, мол, будут — и все. Ясности ни у кого не было. Зато брожение в умах посеяно. Наверное, следовало бы руководству судна по­ требовать у администрации ^ флота конкретного разъяснения, дабы пре­ сечь* кривотолки. Впрочем, этот факт оказался типичным. Слухов в море о сокращении много. Но полной ин­ формацией никто ни на одном суд­ не не владел. Безобидно ли это? Отнюдь. Вспо­ минается, как несколько лет назад бывшие руководители рыбного порта вот так же, не посоветовавшись с людьми, не объяснив им вразуми­ тельно суть нововведений, по-волюн­ таристски решили повысить произво­ дительность труда. Слишком поздно были пресечены их действия. Нельзя принимать людей за пешек — вот чему учит история в порту. Но урок из нее (это почувствовалось в рейсе) не извлечен. 1 А. ВИЛОВ. Атлантика — Мурманск. (Продолжение следует). РЫБНЫЙМУРМАН 1 13февраля 137 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz