Рыбный Мурман. 1987 г. Февраль.

Решения XXV II съезда КПСС-6 жизнь! Работать по-новомуI вношу предложение... «...работать по-новому — значит решительно отка­ заться от старых привычек и методов». Из доклада М. С. Горбачева на январском Пленуме ЦК КПСС . I Не надо изобретать велосипед Хотелось бы через вашу газе­ ту обратиться к руководителям флотов ВРПО «Севрыба» с набо­ левшим вопросом. Речь пойдет о механизированной обработке ры­ бы на судах. Уж очень много об этом говорится, пишется, но •Равным «механизмом» продол­ жает оставаться шкерочный нож, качество которого, кстати, тоже оставляет желать лучшего. ' Не секрет, что выпускаемые нашей промышленностью маши­ ны, станки далеки от совершен­ ства. На судах их очень мало, да й, честно говоря, те, что есть, в основном ржавеют, гниют, ждут своей очереди на списание. В институтах, разных КБ лома­ ют себе головы: как же облег­ чить труд моряка? Какие такие придумать линии, чтобы он не гнул спину напрасно? Мне кажет­ ся, не надо изобретать велоси­ пед, а следовало бы шире ис­ пользовать, растиражировать дав­ но изобретенные судовыми спе­ циалистами станки УРТО-3 и А8ИФ4-Р. Головорубочный станок УРТО-3 прост, надежен, дешев в из­ готовлении и способен выпускать максимальное количество про­ дукции. Для этого надо лишь из­ менить ГОСТ, который предписы­ вает иметь прямой срез. Что из _ jo rо, что срез косой! Ведь он выполнен машиной, а не тупым шкерочным ножом. Да и какое дело хозяйке — криво или пря­ мо обрезана тушка. Вот и хочет­ ся спросить ВРПО, министерство: люди для ГОСТов или ГОСТы для людей? Теперь о филетировочном станке А8ИФ4-Р, выпускаемом нашими береговыми предприятия- мерить восторг. Выли у нас уже «Кинешма» тралового флот* пятилетка качестве, и «ЗЫак ка- Н. П. Шиловского «Монумент у чества»... И все-таки хочется, крана». В ней описывались мы- чтобы от слов скорее перешли к тарства экипажа судна, связанные делу. Но кое-кто, видимо, на « выгрузкой якорь-цепей. И это свой лад переиначил ускорение. ■=• н* частный случай, а порочная И вот на свет появилась вер- система, которую нужно основа- шина канцелярской «мудрости» тельно поменять, ми. Неплохая машина, да и про- — приказ родного министерства п изводительность дает хорошую, о сокращении штата рыболовец- ь зывает удивление ответ на Только есть в ней одна неувязка: ких судов. О необходимости по- * I V kl° в0 втоРом номвР* ежене- она не удаляет брюшную кость аышения производительности . л ника 31 этот Г°А и* °* на“ и черную пленку с филейчика. труда говорилось на съезде, и CaunnnHrfn™ Н° п ° порт5 Потому-то для дообработки ры- министерство поспешило бодро сообщил: ви- вы на один станок надо, как отрапортовать о проведенном ме- ” ВНи * * простов сУДна наказа- минимум, ставить пять человек, роприятии. А наш новорожден- * * ввдь матвР иа£ Ьь|л напи- А может быть, есть смысл пока ный профсоюз работников рыб- н* для тог°/ чт0®ы на кого- оставлять эту кость и пленку? ной промышленности набрал по ® упал КараЮ^ И?А м>4* 0чен^ Таким образом, выпуск филе уве- этому поводу воды а рот (или ЛОВКО ушвл Д■М ‘ Со>«>ловскии личится значительно. Только еще говорить не научился?) * двл^ Нв увидел или нв опять вопрос упирается в «желе- В Конституции СССР записано, _ т л зам* тить главного* мо- зобетонные» ГОСТы. что продолжительность рабочей " росил п«Р^троить систему Изменить стандарты надо хотя недели — 41 час. Для половины у г^ и вае * cyAJ >B' котоРая не бы на то время, пока наша про- личного состава рыболовецких у т" т ры вков* мышленность развернется, пока судов она составляет 72 часа. Вот как мы ее понимаем в но- изготовит хорошие высокопроиз- Правда, в море условия особые, вом качестве, водительные машины. Другого но каторжными быть не должны. пути облегчения труда рыбаков Я же считаю, что уменьшать Рыбный порт заблаговременно не вижу. штаты, повышать производитель- собирает заявки с флотов, в И еще хотелось бы сказать ность надо, но вот в таком ва- которых должно быть указано: вот о чем, коли идет речь о тех- рианте. какой на борту имеется груз, нологическом оборудовании, — Надо сократить численность сколько его, куда и когда необ- о ленточных транспортерах. Они комплексных смен (вахт) на одну ходимо его погрузить или выгру- будут служить вдвое, втрое доль- треть. А из высвобожденного зить. Согласно этому заказыза- ше, если их не соединять соеди- личного состава создать третью ется транспорт. Далее. Необхо- нительными замками, а сращи- смену. В итоге — трехсменка, по димо создать специализирован- вать путем вулканизации или восемь часов каждая (сейчас же ные комплексные бригады, в ко- склеивания. Преимущество тут работаем по 12 часов). Или я, по торые входили бы крановщик, большое, а затрат меньше. Ведь своей наивности, слишком бук- электрик, стропальщик, сигналь- настоящие замки изготавливают- вально понимаю заботу о чело- щик. В точно назначенный час ся из легированных сталей, да и веке? приходит вышеуказанная брига- заклепки у них медные. При переходе на восьмичасо- да, которая предварительно про- Мои предложения, думаю, не вь,е вахты высвободятся денеж- инструктирована. У нее провере- требуют капитальных вложений. ные средства, выплачиваемые ны- ны удостоверения, клейма об ис- И ВАНЧУГОВ не за переработку, которые и пытании стропов. Такая схема по- механик-наладчик БМРТ «Де- пойДУт на повышение тарифных зволила бы с той работой, кото- мянск» объединения «Мур- ст?,вок и следов. рую мы выполняли, справиться Конечно, подобное решение за полтора часа, использовать потребует от руководителей ми- всего одну автомашину. А при нистерства отказа от сложивших- существующей организации про­ ся стереотипов, и вряд ли воп- изводства мы затратили девять с рос будет решен до 2000 года, половиной часов, прибегли к по- Если только профсоюз не разго- мощи трех автомашин, ворится. Н. ДАНИЛИН, Разница в цифрах видна и не- матрос объединения «Мурман- вооруженным глазом. Вот поэто- манрыбпром». Перейти на трехсменку рыбпром». Здравствуйте, уважаемая ре­ дакция! Заранее извините, что заметку ни с кем не согласовал. Пишу, потому что считаю нуж­ ным. После XXV II съезда КПСС у всех на устах и в мыслях пере­ стройка. Какой-то она будет? кабря прошлого года была опуб- Багаж прожитых лет заставляет ликована статья боцмана ПСТ Зри в корень В «Рыбном Мурмане» 12 де- му мы за новую структуру. На­ деемся, что к голосу моряков прислушаются руководители пор­ та. А. КИКОТЬ, капитан ПСТ «Кинешма» Мур­ манского тралового флота. Давайте посчитаем Пишу письмо, прочитав статью «Пусть пироги печет йирожник» («РМ» N* 5 от 30.01.87). $ после окончания МВИМУ третий год работаю в управлении «Севрыб- холодфлот», (начала был инже- нером-технологом, сейчас — старшим мастером по приемке рыбопродукции н| транспортных рефрижераторах. С тем, что напи­ сано в статье, полностью согла­ сен. Высылаю вам свой отчет за первый рейс после изменения условий оплата труда мастеров- приемщиков. После этого двух­ месячного рейса мне с окладом 165 рублей начислено 650 руб­ лей, то есть щ два раза меньше^ чем уборщице. Раньше, хотя бы по оплате труда, было видно, что делаешь нужное дело, потому и работали с огоньком, проверяя с дефро- стацией не по 300 тонн рыбопро­ дукции на одного технолога, а по тысяче, иногда и более, внеш­ не осматривался практически весь груз. Да и на промысле я раньше в свободное время спускался в трюм и помогал команде прини­ мать продукцию. Поэтому и от­ ношение ко мне было не то, что сейчас. Никто не считал, что в моем лице везут «балласт». Вот так по чьей-то вине губит­ ся полезное дело. А ведь если вдумчиво подойти, то сколько бы пользы имело министерство от присутствия на ТР технологов! Один пример. Скажем, технолог проверяет на промысле рыбопро­ дукцию, и она отгружается в порту без повторного .осмотра «Севрыбинспекцией». Получается экономия, Допустим, одних суток в порту. А ^то означает для iP типа «Сибирь» — 5058 сбережен­ ных рублей, типа «Карл Либк- нехт» — 5162 рубля. Так неужэли затраты на зарплату технологов не стоят такой экономии? И. НИКОНОВ, старший мастер-приемщик ТР «Хибинские горы» управления «Севрыбхолодфлот». по Пленуму сверяя время х о з я и н в д оме ? чащие врачи. При их помощи стало возможным про­ вести анализ недостатков некоторых руководителей, психологи помогают и избавиться от этих недостатков. Несколько в другом плане работают социологи тралфлота. Они ориентируют командный состав на последовательное преодоление ступеней роста. Раз­ работали вопросы, рекомендации, положения, как бы приподнимающие человека, раскрывающие ему новые горизонты. Полезная, нужная работа. Как и деловые игры, про­ водимые в тралфлоте. Кстати, рамки этих игр рас­ ширились, и в настоящее время они проводятся уже с участием первых руководителей, ведущих специали­ стов «Севрыбы». Ведется «мозговая атака» на пробле- му структуры всего бассейна, составляются проекты. — Немало горьких слов было сказано на Пленуме о перерожденцах, приспособленцах, конъюнктурщиках, карьеристах... — И нас не миновала чаша сия. Не выходит из па­ мяти, призывает к ответственности и принципиально­ сти история с недобросовестными руководящими деятелями отдела кадров «Мурманрыбпрома». Сей­ час мы разбираемся еще с некоторыми людьми, по­ рочащими звание руководителя. Как-то слышал даже такое высказывание: «А для чего занимать кресло, если не использо­ вать его в личных целях». Думаю, этот товарищ с руководящей должностью расстанется. Сейчас, в условиях гласности, критики и самокритики, в условиях, когда человек на виду, на виду и все его поступки, невозможно с такими взгля­ дами «удержаться на поверхности». Они будут подоб­ ны грязному пятну на светлой скатерти. — Звонкая, фраза, лозунги о перестройке стали своего рода защитой для «хамелеонов». Они быст­ ренько сменили окраску. Насколько, по вашему мне­ нию, опасно такое явление! — Время все расставит по своим местам. Дело, кон­ кретное дело — вот та лакмусовая бумажка, кото­ рая поможет отличить истинного ревнителя пере­ стройки от пустозвона. — Александр Сергеевич, под занавес беседы — самый наболевший вопрос. В редакцию идут письма, идут люди, взволнованные своим будущим, с тре­ вогой думающие о сокращении штатов. Для них мно­ гое не ясно. — И у нас двери не закрываются. Что сказать? Кое- что и для нас остается не ясным. Так что поразмы­ шляем о том, что не вызывает сомнений. Вот приказ Министерства рыбного хозяйства о совершенствова­ нии организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства. Данные о будущей зарплате есть на всех уровнях: от начальника объединения до машинистки, буфет­ чицы, почтальона. Зарплата будет выше. Права руководителя — шире. Он будет иметь право классному специалисту значи­ тельно повысить оклад. Возрастет роль премий. Но фонд зарплаты останется тем же. Откуда взять день­ ги? «Направлять на повышение тарифных ставок и дол­ жностных окладов всю экономию фонда заработной платы, включая экономию, полученную за счет умень­ шения численности персонала, совершенствования структуры заработной платы, пересмотра норм выра­ ботки и других норм трудовых затрат...» — так сказа­ но в приказе. Экономия этого фонда изъятию не подлежит. Необходимость в сокращении штатов очевидна. Но подходить к этой работе необходимо осторожно, взвешенно, самым тщательным образом подготовить­ ся к ней. То есть предусмотреть все и чуть больше для того, чтобы не наломать дров. Опытные кадровики уже сейчас берут этот процесс в руки. К примеру, идет естественный отсев во флотах, принимаются новые люди. Каждодневная работа. Можно чуть уменьшить приток? Безусловно. Можно уже теперь уважительно беседовать с людьми, кото­ рым море определенно «не светит»? Предложить другое место, посоветовать использовать отпуск в этих же целях? Нужно. Далее. Мы более интенсивно стали обучать людей вторым и третьим профессиям. Для одних это станет палочкой-выручалочкой на будущее, для других возможностью заменить ушедшего. Проблема сложная, и решать ее надо гибко, разно­ сторонне, ни в коем случае не с позиций голого ад­ министрирования. Высокая квалификация, отличный труд, отсутствие нарушений — вот те мерки, которы­ ми будем руководствоваться.. Повысится не только оп­ лата, но и интенсивность труда. Механизация произ­ водства, взаимозаменяемость тоже будут играть важ­ ную роль. Сложнее будет выполнять план. Непогода, переходы, «рыба — дело водяное» — все эти поме­ хи компенсировались за счет, чего греха таить, ав­ ральной работы. Теперь такие возможности неизме­ римо снизятся. Во время экспериментальных рейсов с меньшей численностью экипажей выявилось и то, что резко возрастает роль береговых служб, готовящих судно в море. Понятно: каждая поломка — это потери времени. Подготовка ведется по всем направлениям, и дума­ ем, что сможем организованно провести трудную ра­ боту. Не исключено, что будут и недовольные. Это понятно: прощание с морем не может пройти без­ болезненно. Кстати, вновь о роли профсоюзных о р г а н и з а ц и й . Следует помнить о том, что ни одно увольнение не будет действительным без согласия профкома. Вот где профсоюзы будут держать экзамен на зрелость, вот где будет видна их активная позиция. — Спасибо за беседу , Александр Сергеевич. Вел беседу В. МИЛЮТИН. * рыбный мурман 13 февраля1987 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz