Рыбный Мурман. 1987 г. Декабрь.
ПНРПЛПЕЛИ Сотрудничество Под парусами дружбьГ Из опыта работы первого помощника капитана Талант и трудолюбие В экспериментальный рейс экипаж ТР «Кольский залив» вышел без 14 моряков. Это потребовало серьезной под готовки к предстоящей рабо те всего коллектива, но осо бая нагрузка легла на перво го помощника капитана К . С. Атрощенкова. Сначала по документам, а потом в неторопливых бесе дах изучал Константин Стефа нович деловые качества и чер ты характера моряков, толь ко что направленных в рейс. Первый помощник обращал внимание на семейное . поло жение, интересовали его взгляды и интересы, увлече ния и степень политической зрелости, психологические особенности каждого челове ка. В общем-то Атрощенков всегда умел проникнуть в ду шу собеседника, ненавязчиво, мягко поговорить, убедить. Но в этом рейсе талант общения первого помощника был осо бенно важен, поскольку на много меньше стало у экипа жа свободного времени, а фи зические и психологические нагрузки возросли. Потребо валась взаимозаменяемость специалистов, а выпускникам учебно-курсового комбината, как всегда, недостает прак тических навыков, учеба же их на судне —г процесс дли тельный, да и когда учить? Не улучшилась, к сожале нию, материальная и техниче ская база флота. Не решен вопрос пакетирования тары. Немало негативных разгово ров у моряков порождает не совершенство системы преми рования, особенно в услови ях сокращения штатов. Слиш ком мал арсенал технических средств пропаганды, инфор мационного и методического материала. Все это резко увеличило тя жесть работы первого помощ ника капитана, потребовало четкой координации деятель ности идеологического акти ва. Решили: минимум собраний и совещаний. Центр тяжести идеологической и воспита тельной работы переместился на рабочие места моряков, в каюты, читальный и спор тивный залы. Атрощенкова можно было увидеть среди моряков на палубе, в трюме или машин ном отделении (заметим, что Константин Стефанозич в про шлом — механик), в красном уголке и в каютах. В непри нужденном разговоре проще было найти ответы на многие вопросы, легче убедить. Вместе с руководством суд на Атрощенков заботился о совершенствовании профес сионального мастерства спе циалистов, о том, чтобы без укоризненно работало судо вое оборудование и меха низмы. Поэтому рейс прошел без сбоев, с высокой эффек тивностью. „ Изменение условий потре бовало нового подхода к пла нированию политико-воспита тельной работы. Атрощенков всякий раз продумывал план на два-три дня, исходя из кон кретной обстановки: то ли это решение производственных задач, то ли вопросы сохра нения доброго микроклимата в коллективе. Основные про блемы вырисовывались на оперативках командного со става (они проходили дваж ды в неделю). Константин Стефанович вслушивался, на мечал ближайшие, неотлож ные дела, советовался с идео логическим активом, с члена ми лекторской группы. Ведь несмотря на то, что к экспериментальному рей су готовились с начала ны нешнего года, когда обсуж дали материалы январского Пленума ЦК КПСС, вопросов у моряков было много. На часть из них ответили руко водители флота и специали сты отделов и служб управ ления, работники парткома и общественных организаций на предрейсовом собрании. Но повседневная жизнь вызы вала множество новых вопро сов. Особенно интересовали моряков оплата труда, пла нирование рейсового задания, определение суммы прибыли экипажа. И первый помощник не жа лел сил и времени, чтобы объяснить реальную выгоду работы сокращенным шта том. Конечно, ему в этом пла не несколько легче, чем дру гим помполитам: позади у него финансово-экономиче ский институт и должность начальника финансового отде ла флота. А главное — есть у Атрощенкова редкое и очень ценное для первого по мощника качество: умение слушать и до конца понять собеседника. А отсюда и тон беседы: то ли с шуткой (а юмора ему не занимать), то ли очень серьезно, но всегда — с желанием помочь чело веку. Люди ценят это, и по тому так слаженна работа на ТР «Кольский залив», так мно го творческой мысли и ини циативы вкладывают моряки в эту работу. Только за пол года подано 12 и внедрено 9 рацпредложений семнадцати авторов. Это — официально. Кроме того, только за послед ний рейс судовые рационали заторы подали 35 предложе ний, 25 из них уже внедрены. Все творческие идеи направ лены на улучшение условий труда. Право, такому массо вому творчеству можно иск ренне позавидовать! Значит, грамотно, умело была организована политико воспитательная работа на суд не. И не случайны высокие показатели труда экипажа в экспериментальном рейсе: пе ревыполнено задание, про мысловикам сэкономлено шесть судо-суток. Надо сказать, еще и до введения новшества моряки ТР «Кольский залив» работа ли с перевыполнением рейсо вых заданий. Но этот период — экспериментальный рейс — с особой силой высветил талант и трудолюбие Констан тина Стефановича. Доказал, что такому человеку по пле чу самые сложные задачи по- литико-зоспитательной рабо ты в экипаже. О. ШАМИН, инженер группы загран- плавания ВРПО «Севрыба», С. ЛАЗАРЕВ, начальник отдела загран- плавания «Севрыбхолод- флота». Польское судостроение хорошо и давно известно в Советском Союзе. И не только морякам, но и работникам портов, кур сантам морских училищ, глубоководным нефте- и газодобытчи кам. Вот об этом и беседа в постоянном Московском пред ставительстве «Центромора» — польского внешнеторгового объединения, поставляющего суда в Советский Союз. Расска зывает директор представительства товарищ Ежи ХИНЦ. — Недавно нами была осу ществлена передача только что построенного для морско го флота СССР учебного па русного судна «Дружба». Оно имеет 109 метров в длину, три мачты почти пятидесяти метровой высоты, а общая площадь его парусов превы шает три тысячи квадратных метров. Штурвалы продубли рованы системой электрон ного управления. Судно осна щено новейшим навигацион ным оборудованием, вспомо гательными двигателями. На барках такого типа будут проходить практику дальних походов курсанты средних и высших мореходных училищ из портовых городов. Это — событие в судострое нии, и не только в польском: в последние годы ни одна верфь мира не берется за выполнение таких заказов. Гданьская же верфь имени В. И. Ленина с энтузиазмом занимается проектированием и воплощением в реальность парусного флота уже несколь ко лет, подарив для начала своему морскому училищу парусник «Дар молодежи», который удачно участвовал во многих регатах. Построены также — немножко меньшими по размеру — аналогичные суда для научно-исследова тельских целей Польской Ака демии наук. Так что бело крылая «Дружба», сконцент рировав в себе наш опыт, уже несколько отличается от «Дара молодежи». Считаю, Увидеть все своими глазами Фестиваль Сове тский ф е с ти в а л ь од на из гл а в н ы х тем в ы с т уп л е ний индийской п еч а ти , телеви* д ен и я , радио , о нем го вор я т на улиц е , д е л я т с я планами по сещ ения его про грамм . Конеч но, не все однозначно в с тр е ти ли ф е с ти в а л ь в Индии , но скеп ти че ски е мнения и голоса б укв ально то н у т в океане доб ры х и вы со ки х оценок э то го пра здни ка индийско - сове тской др уж бы . Ф е с ти в а л ь , с ч и таю т мно гие , д ем о н с тр ир уе т не то л ь ко традиционно добрые о тно ш ения между нашими с тр а н а ми , но и широкие п ер спек ти вы и х р а зв и ти я . В о т что го ворят индийцы , пр ед стави тели р а з ли ч ны х слоев общ ества . Видж ая С уббарм ан , домохо зя й к а из Дели : «Со ве тский ф е с ти в ал ь в Индии — ещ е одно проявление взаимного интере са н аш и х народов д р у г к д р у г у . В стречи д а д у т во зможность ближе по знаном и ться с сове т скими лю дьми , с и х проблема ми , забо там и . Мне лично х о т е ло сь бы в с тр е ти ть с я с со ве т скими ж енщ ин ам и , у з н а т ь , нак они ж и в у т , и х радости и пе чали . Ф е с ти в а л ь придет в са мые дальние у го л ки моей ро ди ны , и Индия рада э том у » . М. Ч анди , с т у д е н т Д елий ско . го у н и в е р си те т а : «Год назад , у зн а в о проведении ф е с ти в а л я ССС Р в Индии , я очень обра довался возможности поближе по зн аком и ть ся с наш им вели ким соседом . Из к н и г я немало у зн а л о Советском Сою зе, его к у л ь т у р е и и с к у с с т в е , тепер ь у меня е с т ь во зможность у в и д е т ь все своими гл а зам и . Я рад во зможно сти побы ва ть на со в е т с к и х в ы с т а в к а х , р а с с к а зы в аю щ и х о д о с тиж е н и я х на у к и и т е х н и к и , в с тр е ти т ь с я со сп ециали с там и и ученым и » . Вина С и н г х , преподаватель ан глий ской л и т е р а т у р ы : «Что мож е т бы ть л учш е живо го че ловеческо го общ ения . Ф е с ти в аль д а е т нам е го . Я приехала в Дели д л я то го , чтобы у в и д е т ь о ткры ти е со ве тско го ф е с ти в а л я . Н адею сь , что мне у д а с т с я побы ва ть на больш ин с тв е сп ен таклей и концертов , ко торы е б у д у т про ходи ть в сто лиц е . Об этом се годня меч т а е т б ольш ин с тво индийцев» . А . Т К А Ч Е В , корр . АПН . ее дебют имеет этапное значе ние как для советского мор ского флота, так и для наше го судостроения. — Конечно , с п у с к на воду очередного п л ав ср ед с тва — это всегда большой пр а здни к д л я моряков Сове тско го Союза ,ч Польш и и вообще для р а з ви тия п о л ь ско -со в е тски х о т нош ений . А ско л ь ко т а к и х .пра здников б уд е т у нас до 1990 года? — Мы спустим на воду де сятки судов, в экспортном спи ске немало типов кораблей. Это свидетельствует, с одной стороны, о модернизации и расширении профессий флота Советского Союза, у которого появляются все новые повы шенные технические требова ния, а с другой, что наше польское судостроение — про мышленность зрелая и автори тетная, способная на выполне ние любого, самого сложного заказа. — Ти пы судо в . Каково . и х н а зн ач ение , м ор ская специаль ность? —- Хотел бы определить их назначение в трех основных сферах. Первая — транспорт ные суда М о р ф л о т а типа «РО- РО» с горизонтальной и вер тикальной погрузкой. Вторая — рыболовецкие и рыбооб рабатывающие суда-базы. Од на такая база будет изготавли вать за восемнадцать часов 550 тысяч крнсервных банок. В распоряжение советских ры баков поступят также трауле ры, специализированные су да — буксиры, толкачи. Третья, самая большая группа, олицетворяет собой наши вза имные достижения в новой специализации, связанной с добычей газа и нефти на мор ских шельфах. Мы строим де сятки разных судов для этой программы. Среди них — на учно-исследовательские, зон дирующие морское дно на глубине 2 0 0 метров и на мел ководье — - д о 1 0 метров. Здесь же — суда-снабженцы, пассажирские, крановые, про тивопожарные и целый ряд других. — Кораблестрои тели С СС Р И ПНР д р уж а т и обмениваю тся опы том очень давно . А ка ки е те хн и ч е с к и е до стиж ени я со в е т с к и х ко лле г вы применяете се годня на верфи Польши? — Я считаю, что такой оче редной ценной и интересной новинкой станут автономны' плавучие доки. Приступаем J их строительству. Они 6 y ,jf ;. иметь возможность прямо в море докировать судно, полу чившее повреждение, и ре монтировать его. Это очень сложная задача. — А с ущ е с т в у е т л и , товарищ Х ннц , п ер сп ек ти ва совместной Постройки судов и продажи их в тр е тьи с тр аны ? — Существует. Пока же мы работаем вот в таком контак те : строим суда для Советско го Союза по польской доку ментации. А в СССР покупа ем и устанавливаем на них большой объем новейшего оборудования. Одновременно поставляем на советские су достроительные заводы обо рудование, изготовленное ; у нас. Такое . сотрудничестве осуществляется все полнее этого требуют научно-техниче ский прогресс, бурное разви тие морского транспортногс и рыболовного флотов. Беседу вег С. БРАТУХИН ТАМОЖНЯ Улица Володарского. На двери одного из подъездов не приметная синяя табличка — «Мурманская таможня». Обыч ная контора с тесным «пятачком» для посетителей. Скром ный, но уютный кабинет начальника таможни Василия Пав ловича СОКОЛОВА . Сюда заглядывают редко, но все же посетители бывают. — Каких только испове дей не наслушаешься от ме стных нарушителей, — ус мехается Василий Павлович. — По нашим таможенным меркам, нарушители мелкие, но суть-то одна — контрабан да, незаконное перемещение через государственную грани цу товаров, валюты, ценно стей. Повторяю: незаконное! Независимо от того, идет речь о деньгах, предметах повы шенного спроса или порногра фических журналов. Послед ний тип контрабанды, как правило, ^оказывается бесхоз ным при досмотре — конкрет ных виновников практически не найти, а вот ответ держать за такие факты моральной распущенности отдельных членов экипажа приходится совершенно другим людям, как правило, капитану и пер вому помощнику капитана. Вот самый, как говорится, свежий пример: из Финлян дии вернулось судно мор ского пароходства, ледокол «Капитан Драницын». Обна ружена контрабанда: 11 жур налов «порно», а к ним еще четыре солидных вкладыша такого же содержания. Кон трабанда была ловко спрята на в одном из трюмов судна. — Василий Павлович, в таможне вы работаете уже давно, с пятидесятых годов, если не ошибаюсь. За трид цать с лишним лет повидали, наверное, всякого. Ваше мне ние профессионала, почему наши моряки иногда нару шают таможенные правила? Если сравнить времена трнд- цатилетней давности и дни сегодняшние, нарушений ста ло меньше? — В Мурманской тамож не я работаю уже 37 лет, и вы совершенно правы — по видал всякого. Были и круп ные аферы, и помельче. По лучается парадокс: чем луч ше иному моряку живется и работается, тем сильнее у него проявляется тяга к приобретению, к наживе. Еще раз оговорюсь: речь идет об очень небольшой, но весьма стойкой категории людей. Не будем анализиро вать недостатки рыбацких будней, проблем у рыбаков действительно много. Но раз ве не наводит на определен ные выводы тот факт, что некоторые из моряков при возят из-за кордона товары того или иного наименования (в зависимости от спроса) партиями, не в меру собст венных потребностей, а с целью продажи. Так было например, во времена пла точков с люрексом, джинсо 4 декабря 1987 года @
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz