Рыбный Мурман. 1987 г. Декабрь.

ПНРПЛПЕЛИ Сотрудничество Под парусами дружбьГ Из опыта работы первого помощника капитана Талант и трудолюбие В экспериментальный рейс экипаж ТР «Кольский залив» вышел без 14 моряков. Это потребовало серьезной под­ готовки к предстоящей рабо­ те всего коллектива, но осо­ бая нагрузка легла на перво­ го помощника капитана К . С. Атрощенкова. Сначала по документам, а потом в неторопливых бесе­ дах изучал Константин Стефа­ нович деловые качества и чер­ ты характера моряков, толь­ ко что направленных в рейс. Первый помощник обращал внимание на семейное . поло­ жение, интересовали его взгляды и интересы, увлече­ ния и степень политической зрелости, психологические особенности каждого челове­ ка. В общем-то Атрощенков всегда умел проникнуть в ду­ шу собеседника, ненавязчиво, мягко поговорить, убедить. Но в этом рейсе талант общения первого помощника был осо­ бенно важен, поскольку на­ много меньше стало у экипа­ жа свободного времени, а фи­ зические и психологические нагрузки возросли. Потребо­ валась взаимозаменяемость специалистов, а выпускникам учебно-курсового комбината, как всегда, недостает прак­ тических навыков, учеба же их на судне —г процесс дли­ тельный, да и когда учить? Не улучшилась, к сожале­ нию, материальная и техниче­ ская база флота. Не решен вопрос пакетирования тары. Немало негативных разгово­ ров у моряков порождает не­ совершенство системы преми­ рования, особенно в услови­ ях сокращения штатов. Слиш­ ком мал арсенал технических средств пропаганды, инфор­ мационного и методического материала. Все это резко увеличило тя­ жесть работы первого помощ­ ника капитана, потребовало четкой координации деятель­ ности идеологического акти­ ва. Решили: минимум собраний и совещаний. Центр тяжести идеологической и воспита­ тельной работы переместился на рабочие места моряков, в каюты, читальный и спор­ тивный залы. Атрощенкова можно было увидеть среди моряков на палубе, в трюме или машин­ ном отделении (заметим, что Константин Стефанозич в про­ шлом — механик), в красном уголке и в каютах. В непри­ нужденном разговоре проще было найти ответы на многие вопросы, легче убедить. Вместе с руководством суд­ на Атрощенков заботился о совершенствовании профес­ сионального мастерства спе­ циалистов, о том, чтобы без­ укоризненно работало судо­ вое оборудование и меха­ низмы. Поэтому рейс прошел без сбоев, с высокой эффек­ тивностью. „ Изменение условий потре­ бовало нового подхода к пла­ нированию политико-воспита­ тельной работы. Атрощенков всякий раз продумывал план на два-три дня, исходя из кон­ кретной обстановки: то ли это решение производственных задач, то ли вопросы сохра­ нения доброго микроклимата в коллективе. Основные про­ блемы вырисовывались на оперативках командного со­ става (они проходили дваж­ ды в неделю). Константин Стефанович вслушивался, на­ мечал ближайшие, неотлож­ ные дела, советовался с идео­ логическим активом, с члена­ ми лекторской группы. Ведь несмотря на то, что к экспериментальному рей­ су готовились с начала ны­ нешнего года, когда обсуж­ дали материалы январского Пленума ЦК КПСС, вопросов у моряков было много. На часть из них ответили руко­ водители флота и специали­ сты отделов и служб управ­ ления, работники парткома и общественных организаций на предрейсовом собрании. Но повседневная жизнь вызы­ вала множество новых вопро­ сов. Особенно интересовали моряков оплата труда, пла­ нирование рейсового задания, определение суммы прибыли экипажа. И первый помощник не жа­ лел сил и времени, чтобы объяснить реальную выгоду работы сокращенным шта­ том. Конечно, ему в этом пла­ не несколько легче, чем дру­ гим помполитам: позади у него финансово-экономиче­ ский институт и должность начальника финансового отде­ ла флота. А главное — есть у Атрощенкова редкое и очень ценное для первого по­ мощника качество: умение слушать и до конца понять собеседника. А отсюда и тон беседы: то ли с шуткой (а юмора ему не занимать), то ли очень серьезно, но всегда — с желанием помочь чело­ веку. Люди ценят это, и по­ тому так слаженна работа на ТР «Кольский залив», так мно­ го творческой мысли и ини­ циативы вкладывают моряки в эту работу. Только за пол­ года подано 12 и внедрено 9 рацпредложений семнадцати авторов. Это — официально. Кроме того, только за послед­ ний рейс судовые рационали­ заторы подали 35 предложе­ ний, 25 из них уже внедрены. Все творческие идеи направ­ лены на улучшение условий труда. Право, такому массо­ вому творчеству можно иск­ ренне позавидовать! Значит, грамотно, умело была организована политико­ воспитательная работа на суд­ не. И не случайны высокие показатели труда экипажа в экспериментальном рейсе: пе­ ревыполнено задание, про­ мысловикам сэкономлено шесть судо-суток. Надо сказать, еще и до введения новшества моряки ТР «Кольский залив» работа­ ли с перевыполнением рейсо­ вых заданий. Но этот период — экспериментальный рейс — с особой силой высветил талант и трудолюбие Констан­ тина Стефановича. Доказал, что такому человеку по пле­ чу самые сложные задачи по- литико-зоспитательной рабо­ ты в экипаже. О. ШАМИН, инженер группы загран- плавания ВРПО «Севрыба», С. ЛАЗАРЕВ, начальник отдела загран- плавания «Севрыбхолод- флота». Польское судостроение хорошо и давно известно в Советском Союзе. И не только морякам, но и работникам портов, кур­ сантам морских училищ, глубоководным нефте- и газодобытчи­ кам. Вот об этом и беседа в постоянном Московском пред­ ставительстве «Центромора» — польского внешнеторгового объединения, поставляющего суда в Советский Союз. Расска­ зывает директор представительства товарищ Ежи ХИНЦ. — Недавно нами была осу­ ществлена передача только что построенного для морско­ го флота СССР учебного па­ русного судна «Дружба». Оно имеет 109 метров в длину, три мачты почти пятидесяти­ метровой высоты, а общая площадь его парусов превы­ шает три тысячи квадратных метров. Штурвалы продубли­ рованы системой электрон­ ного управления. Судно осна­ щено новейшим навигацион­ ным оборудованием, вспомо­ гательными двигателями. На барках такого типа будут проходить практику дальних походов курсанты средних и высших мореходных училищ из портовых городов. Это — событие в судострое­ нии, и не только в польском: в последние годы ни одна верфь мира не берется за выполнение таких заказов. Гданьская же верфь имени В. И. Ленина с энтузиазмом занимается проектированием и воплощением в реальность парусного флота уже несколь­ ко лет, подарив для начала своему морскому училищу парусник «Дар молодежи», который удачно участвовал во многих регатах. Построены также — немножко меньшими по размеру — аналогичные суда для научно-исследова­ тельских целей Польской Ака­ демии наук. Так что бело­ крылая «Дружба», сконцент­ рировав в себе наш опыт, уже несколько отличается от «Дара молодежи». Считаю, Увидеть все своими глазами Фестиваль Сове тский ф е с ти в а л ь од­ на из гл а в н ы х тем в ы с т уп л е ­ ний индийской п еч а ти , телеви* д ен и я , радио , о нем го вор я т на улиц е , д е л я т с я планами по­ сещ ения его про грамм . Конеч­ но, не все однозначно в с тр е ти ­ ли ф е с ти в а л ь в Индии , но скеп ти че ски е мнения и голоса б укв ально то н у т в океане доб­ ры х и вы со ки х оценок э то го пра здни ка индийско - сове тской др уж бы . Ф е с ти в а л ь , с ч и таю т мно гие , д ем о н с тр ир уе т не то л ь ­ ко традиционно добрые о тно ­ ш ения между нашими с тр а н а ­ ми , но и широкие п ер спек ти вы и х р а зв и ти я . В о т что го ворят индийцы , пр ед стави тели р а з ­ ли ч ны х слоев общ ества . Видж ая С уббарм ан , домохо ­ зя й к а из Дели : «Со ве тский ф е ­ с ти в ал ь в Индии — ещ е одно проявление взаимного интере­ са н аш и х народов д р у г к д р у ­ г у . В стречи д а д у т во зможность ближе по знаном и ться с сове т­ скими лю дьми , с и х проблема­ ми , забо там и . Мне лично х о т е ­ ло сь бы в с тр е ти ть с я с со ве т­ скими ж енщ ин ам и , у з н а т ь , нак они ж и в у т , и х радости и пе­ чали . Ф е с ти в а л ь придет в са ­ мые дальние у го л ки моей ро­ ди ны , и Индия рада э том у » . М. Ч анди , с т у д е н т Д елий ско . го у н и в е р си те т а : «Год назад , у зн а в о проведении ф е с ти в а л я ССС Р в Индии , я очень обра­ довался возможности поближе по зн аком и ть ся с наш им вели­ ким соседом . Из к н и г я немало у зн а л о Советском Сою зе, его к у л ь т у р е и и с к у с с т в е , тепер ь у меня е с т ь во зможность у в и ­ д е т ь все своими гл а зам и . Я рад во зможно сти побы ва ть на со в е т с к и х в ы с т а в к а х , р а с с к а ­ зы в аю щ и х о д о с тиж е н и я х на ­ у к и и т е х н и к и , в с тр е ти т ь с я со сп ециали с там и и ученым и » . Вина С и н г х , преподаватель ан глий ской л и т е р а т у р ы : «Что мож е т бы ть л учш е живо го че­ ловеческо го общ ения . Ф е с ти ­ в аль д а е т нам е го . Я приехала в Дели д л я то го , чтобы у в и ­ д е т ь о ткры ти е со ве тско го ф е ­ с ти в а л я . Н адею сь , что мне у д а с т с я побы ва ть на больш ин ­ с тв е сп ен таклей и концертов , ко торы е б у д у т про ходи ть в сто лиц е . Об этом се годня меч­ т а е т б ольш ин с тво индийцев» . А . Т К А Ч Е В , корр . АПН . ее дебют имеет этапное значе­ ние как для советского мор­ ского флота, так и для наше­ го судостроения. — Конечно , с п у с к на воду очередного п л ав ср ед с тва — это всегда большой пр а здни к д л я моряков Сове тско го Союза ,ч Польш и и вообще для р а з ­ ви тия п о л ь ско -со в е тски х о т ­ нош ений . А ско л ь ко т а к и х .пра здников б уд е т у нас до 1990 года? — Мы спустим на воду де­ сятки судов, в экспортном спи­ ске немало типов кораблей. Это свидетельствует, с одной стороны, о модернизации и расширении профессий флота Советского Союза, у которого появляются все новые повы­ шенные технические требова­ ния, а с другой, что наше польское судостроение — про­ мышленность зрелая и автори­ тетная, способная на выполне­ ние любого, самого сложного заказа. — Ти пы судо в . Каково . и х н а зн ач ение , м ор ская специаль ­ ность? —- Хотел бы определить их назначение в трех основных сферах. Первая — транспорт­ ные суда М о р ф л о т а типа «РО- РО» с горизонтальной и вер­ тикальной погрузкой. Вторая — рыболовецкие и рыбооб­ рабатывающие суда-базы. Од­ на такая база будет изготавли­ вать за восемнадцать часов 550 тысяч крнсервных банок. В распоряжение советских ры­ баков поступят также трауле­ ры, специализированные су­ да — буксиры, толкачи. Третья, самая большая группа, олицетворяет собой наши вза­ имные достижения в новой специализации, связанной с добычей газа и нефти на мор­ ских шельфах. Мы строим де­ сятки разных судов для этой программы. Среди них — на­ учно-исследовательские, зон­ дирующие морское дно на глубине 2 0 0 метров и на мел­ ководье — - д о 1 0 метров. Здесь же — суда-снабженцы, пассажирские, крановые, про­ тивопожарные и целый ряд других. — Кораблестрои тели С СС Р И ПНР д р уж а т и обмениваю тся опы том очень давно . А ка ки е те хн и ч е с к и е до стиж ени я со­ в е т с к и х ко лле г вы применяете се годня на верфи Польши? — Я считаю, что такой оче­ редной ценной и интересной новинкой станут автономны' плавучие доки. Приступаем J их строительству. Они 6 y ,jf ;. иметь возможность прямо в море докировать судно, полу­ чившее повреждение, и ре­ монтировать его. Это очень сложная задача. — А с ущ е с т в у е т л и , товарищ Х ннц , п ер сп ек ти ва совместной Постройки судов и продажи их в тр е тьи с тр аны ? — Существует. Пока же мы работаем вот в таком контак­ те : строим суда для Советско­ го Союза по польской доку­ ментации. А в СССР покупа­ ем и устанавливаем на них большой объем новейшего оборудования. Одновременно поставляем на советские су­ достроительные заводы обо­ рудование, изготовленное ; у нас. Такое . сотрудничестве осуществляется все полнее этого требуют научно-техниче ский прогресс, бурное разви­ тие морского транспортногс и рыболовного флотов. Беседу вег С. БРАТУХИН ТАМОЖНЯ Улица Володарского. На двери одного из подъездов не­ приметная синяя табличка — «Мурманская таможня». Обыч­ ная контора с тесным «пятачком» для посетителей. Скром­ ный, но уютный кабинет начальника таможни Василия Пав­ ловича СОКОЛОВА . Сюда заглядывают редко, но все же посетители бывают. — Каких только испове­ дей не наслушаешься от ме­ стных нарушителей, — ус­ мехается Василий Павлович. — По нашим таможенным меркам, нарушители мелкие, но суть-то одна — контрабан­ да, незаконное перемещение через государственную грани­ цу товаров, валюты, ценно­ стей. Повторяю: незаконное! Независимо от того, идет речь о деньгах, предметах повы­ шенного спроса или порногра­ фических журналов. Послед­ ний тип контрабанды, как правило, ^оказывается бесхоз­ ным при досмотре — конкрет­ ных виновников практически не найти, а вот ответ держать за такие факты моральной распущенности отдельных членов экипажа приходится совершенно другим людям, как правило, капитану и пер­ вому помощнику капитана. Вот самый, как говорится, свежий пример: из Финлян­ дии вернулось судно мор­ ского пароходства, ледокол «Капитан Драницын». Обна­ ружена контрабанда: 11 жур­ налов «порно», а к ним еще четыре солидных вкладыша такого же содержания. Кон­ трабанда была ловко спрята­ на в одном из трюмов судна. — Василий Павлович, в таможне вы работаете уже давно, с пятидесятых годов, если не ошибаюсь. За трид­ цать с лишним лет повидали, наверное, всякого. Ваше мне­ ние профессионала, почему наши моряки иногда нару­ шают таможенные правила? Если сравнить времена трнд- цатилетней давности и дни сегодняшние, нарушений ста­ ло меньше? — В Мурманской тамож­ не я работаю уже 37 лет, и вы совершенно правы — по­ видал всякого. Были и круп­ ные аферы, и помельче. По­ лучается парадокс: чем луч­ ше иному моряку живется и работается, тем сильнее у него проявляется тяга к приобретению, к наживе. Еще раз оговорюсь: речь идет об очень небольшой, но весьма стойкой категории людей. Не будем анализиро­ вать недостатки рыбацких будней, проблем у рыбаков действительно много. Но раз­ ве не наводит на определен­ ные выводы тот факт, что некоторые из моряков при­ возят из-за кордона товары того или иного наименования (в зависимости от спроса) партиями, не в меру собст­ венных потребностей, а с целью продажи. Так было например, во времена пла точков с люрексом, джинсо 4 декабря 1987 года @

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz