Рыбный Мурман. 1987 г. Декабрь.
Специальный выпуск «Рыбного Мурмана» П П Р Я П Л Е Л И в помощь идеологическому активу и морякам заграиплавания ------------- — № 13 ---------------- Семинар по контрпропаганде Состоялся очередной бассейновый семи нар старшего комсостава, членов судовых идеологических групп и организаторов 'нонтрпропаганды объединения «Севрыба». На семинаре выступил заместитель на чальника Управления по работе с моряка ми заграиплавания Минрыбхоза А. В. Шленцов, который ознакомил собравших ся с мерами, принимаемыми министерст вом по улучшению культурно-массового, социально-бытового и медицинского обслу живания рыбаков. Проблемам формирова ния политической культуры плавсостава посвятил свое выступление консультант Дома политпросвещения обкома партии В. Ф . Марарица. Об особенностях органи зации контрпропагандистской работы и пе рестройке атеистического воспитания рас- сказал инструктор обкома партии Г. П. Дмитренко. В. щиклин, старший инженер по работе с моряка ми загранплавания ВРПО «Севрыба». ---------------- Гпазами советского моряка ---------------- ДВА РЕЙСА В КОРНЕР-ЕРШ С Анатолием Максимовичем Демянчуком, первым помощником капитана управления «Севрыбхолодфлот», мы знакомы не первый год. На этот раз разговор зашел о предсто ящей встрече М. С. Горбачева с президентом Р. Рейганом. Ведь сейчас, когда у обеих сто рон есть осознание необходимости переве сти переговоры в плоскость практических ре шений, все ждут от СССР и США конкрет ных и крупных результатов. «Не только мы, советские моряки, надеем ся на потепление международной обстанов ки, — сказал Анатолий Максимович. — Все здравомыслящие люди планеты за путь пере говоров. В этой связи лично для меня памят ны рейсы, сделанные на транспортном реф рижераторе «Валентин Серов» в канадский порт Корнер-Брук сразу после прошлогод ней встречи на высшем уровне в Рейкьяви ке». Я попросил своего собеседника расска зать об этих рейсах, поделиться мыслями о роли флотских комиссаров в перестройке. — Наши суда не частые го сти а этом небольшом город ке на острове Ньюфаундленд. Поэтому еще накануне рейса в отделе по работе с моря ками загранплавания я не смог получить какой-либо ин формации о возможных кон тактах экипажа с членами ме стного общества дружбы «Ка нада — СССР». Так что все зависело от личной инициати вы уже по приходе в порт, где мы стояли четверо суток. И, надо сказать, подобные контакты удалось устанозить довольно-таки легко через представителя Минрыбхоза СССР. Так что уже на второй день стоянки моряки были приглашены в дом руководи теля местного общества друж бы Денниса А. Бартолса на чашку чая. О чем шла речь? Да прак тически обо всем. Женщины живо интересовались положе нием женщин в СССР : как они одеваются, какие имеют пра- t ва, где работают, какие дол жности занимают. И были приятно удивлены, узнав о льготах для матерей, о наших . женщинах-руководителях про изводств. Интересовались ду- . ховной жизнью советских лю дей — много ли в городе те атров, кто приезжает на гаст роли... Но о чем бы ни гозо- рили, так или иначе беседа переходила на международ- ' ные темы. Кстати, наши хозяе ва — а на встрече были в ос новном преподаватели уни верситета, где служит и сам господин Бартолс, будучи док тором теологических наук — единодушно осуждали полити ку Рейгана, стремящегося на вязать с помощью силы свою волю народам других стран. В какой-то мере слышать это было даже странно от людей, чья страна граничит с США. Однако хозяева дали нам по нять, что этого мнения при держиваются не только члены общества дружбы «Канада — СССР», показав местную газе ту, издающуюся на русском РЫБНЫЙМУРМАН языке. На ее страницах была напечатана статья о советском офицере, ставшем Героем Со ветского Союза во время бое вых действий в Афганистане. Статья, выдержанная в интер национальном духе и ничуть не умаляющая роли советской военной поддержки афганско му народу. Был, правда, и один «каверз ный» вопрос, заданный бабуш кой лет 65-ти, очевидно, ма мой кого-то из присутствовав ших на встрече канадцев. Она спросила: «А есть ли у совет ских людей в квартирах холо дильники?» Честно скажу, что отвечать мне не пришлось — этот вопрос вызвал смех, и са ми хозяева объяснили бабуш ке неуместность ее наивного вопроса. На следующий день состо ялся ответный визит канадцев. Мы показали им судно, пода рили сувениры, накормили флотским борщом. И наши гости сетовали лишь на крат ковременность стоя-нки совет ского транспортного рефри жератора в порту, что не по зволило морякам принять уча стие в митинге протеста, под готовленном канадцами против агрессивной политики США. Естественно, что в следую щий заход в Корнер-Брук нас уже встречали, как добрых друзей. Новые встречи прохо дили на самом высоком уров не гостеприимства и отлича лись теплотой человеческих отношений. Даже на улицах го рода незнакомые люди, узнав в нас советских моряков, под ходили и приветствовали, го воря по-русски: «Здравствуй те, рашин...» А Деннис А. Бар толс оставил в судовой книге визитов такую запись: «Луч шие пожелания и счастья в Новом году! Пожалуйста, воз вращайтесь в Корнер-Брук. Мы хотим очень видеть вас снова. Пусть будут мир и дружба между Канадой и СССР». Подобные контакты, вне со мнений, важны для наших на родов. И они должны стать обыденными. Сделать это — задача первых помощников капитана, чья роль неизмери мо возрастает в наши дни. Что греха таить: еще несколь ко лет назад при заходе в иностранный порт у отдель ных членов экипажа не было других интересов, как только побыстрее и повыгоднее ото вариться в фирменных мага зинчиках. Как правило, пове дение таких моряков осужда лось в самом коллективе. Ны не же прослеживается четкая динамика роста иных запро сов моряков, запросов, чей круг не ограничивается мер кантильными интересами. Это прежде всего экскурсии, все возможные культурные меро приятия, дружеские, непри нужденные встречи с местны ми жителями. Вот здесь-то и нужна самая активная под держка со стороны первого помощника капитана. Однако при этом флотский комиссар в первую очередь должен быть сам кристально чистым, чтобы иметь моральное право при необходимости сказать в глаза каждому правду-матку. Иначе в экипаже может воз никнуть атмосфера недоверия* друг- к другу, перестраховки. И как следствие этого — случаи нарушения правил по ведения советского моряка за рубежом. Вот тогда уже ни о каких доброжелательных и от крытых контактах с жителями инпортов не может быть и речи. А ведь именно совет ских моряков можно по пра ву назвать проводниками столь нужной нам сейчас народной дипломатии. Из результатов сотен и тысяч встреч простых людей всех стран складывает ся общественное мнение, от них зависят в конце концов и результаты встреч на самом высоком уровне. Зависят ис ход переговоров и мир на Земле. . Рассказ А. М. ДЕМЯНЧУКА записал В. ГЕОРГИ. - Мы — интернационалисты --------- Познакомились с новым миром ППР «Буссоль» после про мысла в далекой Атлантике возвращался в родной порт. Уже прошли экватор, когда ка- пнтана-директора В. П. Молча нова пригласили в радиорубку для связи с БМРТ «Куропат- кин». Его капитан просил при нять на борт для доставки на Канарские острова экипаж па русного тримарана «Кон-Тина», потерпевшего бедствие в Ю ж ной Атлантике. Траулер толь ко начинал свой рейс, поэтому для доставки в ближайший порт экипажа «Кон-Тины» пришлось бы потерять много промыслово го времени. Капитан Молчанов принял решение изменить курс. После того, как моряки ППР «Буссоль» помогли подняться на борт преподавателю Лос- Анджелесского университета норвежцу Кристиану Фронсда- лу, студентам-медикам из Гам бурга гражданке Ф Р Г Аннет Форстер и голландцу Маркусу Гуферсу, судно взяло курс на Канарские острова. Мы не ставили своей задачей создать иностранным гражда нам какие-то идеальные, осо бые условия, а постарались по знакомить их с жизнью и бы том наших моряков, показать судно, рассказать о Советском Союзе. И это экипажу удалось. За дни нашего совместного плавания Кристиан. Аннег и Маркус подружились с коман дой, много узнали о нашей стране. Иностранцев очень ин тересовала система образования в СССР, социального и пенси онного обеспечения, медицин ское обслуживание, перемены в жизни советских людей. Ни один вопрос не остался без от вета. С большим интересом они смотрели наши фильмы, очень понравилась лента о Москов ской Олимпиаде «О спорт, ты — мир!». Познакомились с но вой для себя игрой «домино». Азартно играли с моряками в волейбол, в шахматы. Наибольшее восхищение вы звали чистота и порядок на судне, трудолюбие и профес сиональные качества моряков, отзывчивость и доброжелатель ность советских людей, высоко оценили искусство поваров А. М. Гукова и Г. И. Высокой, благодарны были старшему по мощнику капитана А. В. Сыр- кину, начальнику радиостанции Ю. Л. Скоблову, матросам В. Г. Руссу-Дискулйу и П. А. Кури ну за интересную экскурсию по судну. В память о нахождении на нашем судне Кристиану Фронс- далу, Аннет Форстер й Марку су Гуферсу были вручены су вениры, а комсомолец Валерий Руссу-Дискулцу каждому пода рил портрет, выполненный ка рандашом. * Перед уходом с судна в пор ту Санта-Крус де Тенерифе иностранцы еще раз горячо по благодарили всех моряков за проявленное внимание, сказа ли, что нашли новых друзей и что у них появилось огромное желание посетить Советский Союз, побывать в Мурманске. Просили через нашу газету пе редать благодарность советским морякам. Прилагаем их письмо. И. ПОРТЯННИКОВ, первый помощник капитана ППР «Буссоль». $ 1 Г b o fij; Т/Л 'А ' - о. /Л .Ъ trx'wvreb+b* t t'V'- /£{. /3 с'и. a fiest А .... И Л С ) Щ Ц ; салъл . g W i I'd l So C \ ^ ^ сfit/ * - / tf'H B u s s c i u t r f У Mm s e t * * * * * M e by of еле of t/ut oU+- (HAUr ПИС ЬМ О В РЕДАКЦИЮ Н АШ ЕЙ ГАЗЕТЫ «В августе этого года наша парусная шлюпка «Кон-Тина», 12-мет ровый тримаран, потеряла мачту в Южной Атлантике. Находясь на расстоянии 600 миль от берега, мы были не в состоянии продол жать плавание. По любительской радиостанции мы запросили по мощи, и, как результат, траулер «Куропаткин» из Мурманска при шел к нам на помощь. Необходимо было покинуть «Кон-Тину», и нас перевели на траулер «Буссоль», В течение одного дня на «Куропаткине» и восьми дней на «Бус- соле» мы наслаждались самым любезным гостеприимством капитана и команды. У нас сложились очень теплые, дружеские отношения со всеми 'членами экипажа, и мы высоко оценили профессиональные каче ства моряков и искусство мореплавания на мурманских траулерах. Мы были поражены великодушием наших новых друзей и считаем, что нам очень повезло в том, что получили возможность познако миться с новым для нас миром. Мы просим разрешения воспользоваться страницами вашей газе ты, чтобы выразить самую горячую благодарность всем людям, ко торые помогали нам в наших трудностях. Особенно поблагода рить моряков этих двух русских кораблей. Кристиан Фронсдал (Норвегия). Маркус Гуферс (Голландия). Аннет Форстер (ФРГ)». 4 декабря 1987 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz