Рыбный Мурман. 1987 г. Декабрь.

г г 1 I ‘ ' > •Г'_ ?.? : •.*£.* • V * г \ S - W l 1 . ■ « •• Рабочее собрате: прямой эфир Вы проводите Дни открытого письма. А ка­ кая от них польза? Что меняется? Или хотя бы что собираются изменить? Рыбный порт с 1 января будет переходить на хозрасчет и самофинансирование. А мы не знаем, готов ли он работать в новых условиях? B. СМИРНОВ, П. СЕМЕНАС, В. ОСИПЕНКО, C. ЕГОРЕНКОВ и др. О-* 18 C ft- У И ТАК, что меняется! Что будет меняться? Чтобы располагать наиболее точной, наиболее компе­ тентной информацией, ежене­ дельник «Рыбный Мурман» совме­ стно с работниками Мурманской студии телевидения решили про­ вести заключительную встречу Дней открытого письма в рамках телевизионного рабочего собра­ ния. Трансляция его шла по пря­ мому эфиру. Что называется, «живьем». Это собрание должно было от­ ветить и на самый актуальный для портовиков вопрос: «Готовы ли они к хозрасчетным отноше­ ниям! К тому, чтобы в своей дея­ тельности они не рассчитывали на «бездонный» государственный карман». Удалось ли получить ответы! О том судить читателям. А мы пуб» ликуем ниже сжатую стенограм­ му рабочего собрания с коротки­ ми комментариями редакции. ОПТИМИСТЫ,ПЕССИМИСТЫИМОЛЧАЛИВОЕБОЛЬШИНСТВО До того, как началось собрание, его организаторы попросили аудиторию за­ нять места, согласно вывешенным таб­ личкам. С одной стороны — оптимисты. С другой — пессимисты. Визуально оп­ тимистов было гораздо больше. Выска­ зывания же (почти все) носили пессими­ стический характер. Но гораздо больше было тех, кто молчал. Кто привык мол­ чать. Сидеть и молчать. Иногда дре­ мать. Так всегда было. А под конец они проснулись. ВОПРОСЫ ЖУРНАЛИСТОВ — В еженедельник «Рыбный Мурман» поступило письмо от докеров второго грузового района. 85 человек пишут о том. что еще весной они задавали ряд вопросов, на которые хотели бы полу­ чить ответ. Письмо направляли в Пер- вомайский райком партии. Речь шла о необходимости сокращения портовых рабочих и управленческого аппарата. О низком уровне механизации работ. О недоразумениях с расценками и нор­ мами. Вразумительного ответа до сих пор не получено... — Как вы думаете при систематиче­ ских простоях выполнять план и зараба­ тывать прибыль? Отвечает заместитель начальника пор­ та по экономическим вопросам Н. Н. УГРЮМОВ: — О письме. В июне точно такое же письмо было направлено в обком партии. Создали комиссию, которая изучила ситуацию во втором районе. Правда, подписей тогда было 80. Сейчас — 85. Из отпусков пришли. Зима зее-таки. (КОММ ЕН ТАРИИ . Не зима виновата в то м , что число подписей увеличилось . Попросту ни то гд а , ни теп ер ь докеры о т­ вета на свои вопросы не по лучи ли . И вряд ли при та ко й волоки те они пове­ р я т в слова о перестройке .) — О простоях, — продолжает Н. Н. Угрюмов. — Вопрос прямой: как про­ стои покрываются работой порта? Орга­ низация нашего производства напрямую связана с ритмичностью подхода судов, с подачей вагонов. До сего дня мы не научились эффективно использовать противозатратный механизм. . Коллек­ тив большой, а прибыль малая. На се­ годня — около шести миллионов руб­ лей. Положение трудное. Проведена экономическая учеба. По­ лучен определенный практический . ма­ териал, взятый за основу положения о внутрихозяйственном расчете. (КОММ ЕНТАРИИ . И это ответ? Это — ко н с та тац и я ф а к т о в . И не более.) ЗВОНОК В СТУДИЮ — Почему сокращения начались с ря­ дового состава, а не с управленческого аппарата? Ответ Н. Н. Угрюмова: — Сокращение рабочих составило примерно десять процентов от их чис­ ленности, в основном за счет вакант­ ных мест. В четырех подразделениях численность ИТР уменьшена на 17—18 проценгоз. Вопрос задает бригадир укрупненной комплексной бригады Р. С. МИНИГУ- ЛОВ: — Бывают дни безработицы. Тогда убираем снег. По тарифу. В будущем году будем «съедать» сами себя. Сколь­ ко людей держать? Кто скажет точно? И где все же сертифицировать продук­ цию — в море или на берегу? Ответ начальника порта В. В. КУСКО­ ВА: — Мы жили не по средствам. С 1 ян­ варя никто нам этого не позволит. Сни­ жать далее численность нельзя. При массовом подходе судов не сможем справиться с погрузкой-выгрузкой. Что­ бы избежать простоев на «безрыбье», обучаем докеров смежным професси­ ям, например, строительным специаль­ ностям- (Вопрос з а л у : — К то б в строи тели пошел? Тиш и н а .) Ответ заместителя начальника объе­ динения ВРПО «Севрыба» Э . К . НАУМО­ ВА: — Равномерного подхода судов не будет. Мы рыбу ловим, а не уголь во­ зим. Выход один: изменить структуру работы порта. Никакой уборки снега, никаких смежных специальностей. Надо все самим рассчитать. И вы это сделае­ те, если два-три месяца останетесь без зарплаты. Быстро найдете применение тем, кто поставил 85 подписей под письмом. Потому что вопросы хозрас­ чета надо понимать глубже. Порт дол­ жен работать ритмично, независимо от подхода судов. Давайте построим холо­ дильник и будем возить туда-сюда- Из пустого в порожнее. «Вагон — трюм» — вот наша цель. ЗВОНОК В СТУДИЮ — Реплика Наумова о зарплате гово­ рит о том, что товарищ не понимает сущности перестройки. Люди должны жить лучше. Товарищи руководители, поймите: если не будет повышения зар­ платы. перестройка провалится. Обещать красивое «завтра» бесполезно. Не пове­ рят. Э . К. Наумов: — Хочу пояснить, что имел в виду: если расходы будут больше, чем дохо­ ды, окажется, что платить зарплату не­ чем. - • - Микрофон у докера первого грузо­ вого района Н. А. СИДОРИНА: — Говорят, что каждый рабочий — хозяин производства. Я докером-меха- низатором нанимался, а не хозяином. Таких хозяев сотни возле отдела кадров стоят. Возьмем первый район. Здесь должен быть один хозяин — начальник района. У него должна быть свобода действий и несколько толковых помощ­ ников, отвечающих за свой сектор ра­ боты. Но отвечающих-то и нет. Хозя­ ев много, вон в управлении сколько на­ роду сидит, а взять конкретный простой бригады — ответственного не найти. Такое «многохозяйствование» привело и к отвратительнейшему состоянию тех­ ники. (КОММ ЕН ТАРИЙ . Во многом прав до- нер . Но сам — с кр аю . П у с ть нач аль с тво д ум а е т . А я — не хо з яи н , я — «рабо тя­ га » .) Разговор о состоянии техники про­ должает начальник отдела механизации порта С. Б. ОЛЕНЕВ: — Я сел к пессимистам, но — с краю. Сделать шаг к оптимистам нетрудно- Пока же выступлю с пессимистических позиций. По количеству порт имеет ме­ ханизмов для погрузки-выгрузки боль­ ше всех. А вот по качеству... 35 процен­ тов погрузчиков выработали все сроки. Реально оценивая перспективу, скажу, что в один год техническое перевоору­ жение мы не совершим. Предлагаю со­ кратить количество техники, но заме­ нять ее на лучшие образцы. За счет этого можно сократить парк в полтора- два раза. Вот реальный путь уменьше­ ния затрат и увеличения прибыли. (КОММ ЕНТАРИИ . Все верно. Только но­ му начальнин о тдела м е хани зации «о т­ футболивает»» право на д ей с тви я? На по­ с туп ки ? ) ЗВОНОК В СТУДИЮ — Возникло подозрение, что в зале нет рабочих, одни инженерно-технические работники. — Рабочие молчат, так как их сокра­ щают, а начальство остается, потому и говорит. Реплика журналиста: — В перерыве рабочие говорили о том. что их в зале меньше половины. Правда, такая «гласность» дальше курилки не просочилась. Слово берет бригадир первого гру­ зового района В. Н. ЗАИКА: — Здесь, по-моему, всего десять— пятнадцать докеров, а не «меньше по­ лоз ины». Теперь о простоях. Я бы хотел посо­ ветовать, как их сократить хотя бьГ на 50 процентов. Для этого много не на­ до: состыковать бригаду, стивидора и диспетчера. Чтобы была четкая инфор­ мация о работе. Три вопроса бригадира водителей вто­ рого грузового района А. А. ВОЛКОВА: — Я пессимист. О каком хозрасчете может идти речь, если нам все решения навязывают? Например, наше подсобное хозяйство за 565 километров. Свинина и молоко — золотые. Какой хозяин стал бы это терпеть? Второе. На балансе порта Дворец культуры и техники имени С. М. Киро­ ва. Но попробуйте туда достать билеты? И третье. Нас обязали содержать до­ рогу между первым и вторым грузовы­ ми районами. Уходит уйма средств , ко­ торых не хватает на благоустройство районов. Как возместить «ухлопанный» на постоянный ремонт дороги асфальт? Отвечает председатель Первомайско­ го райисполкома J1. Я. ГУДИНА: — Вопросы иждивенческие: то, что в порту — наше, а в городе — чужое. А город — для всех наш город. Он кар­ тофель покупает по 40 копеек, а прода­ ет по 24. (Реплика. Половину продает, другую — гноит.) — Интересный ic e же у вас подход, — продолжает Лидия Яковлевна, — на­ шу прибыль — только нам. Наш спорт­ комплекс — только нам. А почему бы его не построить для всего города? (КОММ ЕН ТАРИИ . Ин тересны е мы сли вы ск а з а л а Л . Я . Г у д и н а : не х о т и т е , мол, для общ ества пор аде ть , все себе х о т и ­ т е . Но е с т ь в Заноне о го судар ственном предпри я тии и стро ки о норм а ти вны х о тч и сл е н и я х немалой ч а с ти прибыли в го сбю дж е т. То е с т ь и в городской бюд­ ж е т тож е . Д авай те ж е , наконец , от «продр а звер с тки » п ере ходи ть к «продна­ л о г у * и не п ер е кры в а ть кислород пред­ приимчивости и инициативе предприя ­ ти й . То же и о спорткомплексе.) Этим мы и собирались закончить. Но много камней было брошено. Много вопросов задано. А на некоторые из них ответы были. Их стал выдавать и «горячий телефон» редакции. Два мнения как послесловие к собра­ нию. И. Г. Алексеев — мастер «Севрыбсбы- та»: — Кто и что мешает работе докеров рыбного порта, если корабли и вагоны стоят, а докеры не работают? Отвечаю: сертификация рыбопродук­ ции. Конкретно, в воскресенье два часа не выгружался ТР «Иван Шишкин». Вре­ мя ушло на доставку в цех дефроста- ции, размораживание, переговоры и т. д. Таких случаев — сотни. Зачем эт<гД тормоз? Контроль нужен не после выпу^ ска продукции, а в процессе производ­ ства. А надстройку в виде Северной инспекции по качеству — ликвидиро­ вать. А. С. Храповицкий — бывший началь­ ник конструкторского бюро рыбного порта, почетный гражданин города Мурманска: — В криминалистике у нас существу­ ют отличные средства контроля, при ко­ торых легко определяются составные части и консистенция любого продукта. У нас в порту лет двадцать пять назад велись подобные разработки, близкие к практическим результатам. Речь шла о приборе, который бы вписывался в конвейерную линию и определял каче­ ство продукции. Тогда ведомственные барьеры выстроил рыбокомбинат: при­ бор «высвечивал» и их огрехи. Им это было невыгодно. Приборы «не пошли». Но технически и теперь возможно их применение. Контролирующий узел смонтировать можно везде: хоть на причалах, хоть в здании. И. Г. Алексеев: — Сейчас никто не знает, как склады-- вается положение с вагонами. А ведь^ было раньше так, что представитель «Севрыбсбыта» еженедельно связывал­ ся с транспортным отделом Министер­ ства путей сообщения. Обстановка до­ кладывалась в порт и судовладельцу. Теперь работаем вслепую. А . С. Храповицкий: __ Это все перекосы нашей психоло­ гии, когда вместо заботы о достовер­ ной информации, о механизации вся на­ дежда была на «эй, ухнем». Годами та­ кая психология насаждалась. Вспоминаю, как на угольной базе мы все предельно механизировали. Но приезжаю: стоят шеренгами грузчики и вручную переки­ дывают уголь. «Что делаете?» спра­ шиваю. На что начальник базы тов. Ми­ хайлов отвечает: «А мне полтыщи че­ ловек дали. Должен же я был их чем- то занять». И теперь мы недалеко ушли. Посмот­ рите на докера после авральной рабо­ ты. Примет он душ и ложится на пол. Чтобы позвоночник вытянуть. Короче он у него становится. А о настоящей механизации по-прежнему остается только мечтать. С те н о гр ам м у со б р ан и я вели Е. ПАП- ^ СИН, В. МИЛЮТИН. 25 декабря1987 года 8 РЫБНЫЙ мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz