Рыбный Мурман. 1987 г. Декабрь.
г г 1 I ‘ ' > •Г'_ ?.? : •.*£.* • V * г \ S - W l 1 . ■ « •• Рабочее собрате: прямой эфир Вы проводите Дни открытого письма. А ка кая от них польза? Что меняется? Или хотя бы что собираются изменить? Рыбный порт с 1 января будет переходить на хозрасчет и самофинансирование. А мы не знаем, готов ли он работать в новых условиях? B. СМИРНОВ, П. СЕМЕНАС, В. ОСИПЕНКО, C. ЕГОРЕНКОВ и др. О-* 18 C ft- У И ТАК, что меняется! Что будет меняться? Чтобы располагать наиболее точной, наиболее компе тентной информацией, ежене дельник «Рыбный Мурман» совме стно с работниками Мурманской студии телевидения решили про вести заключительную встречу Дней открытого письма в рамках телевизионного рабочего собра ния. Трансляция его шла по пря мому эфиру. Что называется, «живьем». Это собрание должно было от ветить и на самый актуальный для портовиков вопрос: «Готовы ли они к хозрасчетным отноше ниям! К тому, чтобы в своей дея тельности они не рассчитывали на «бездонный» государственный карман». Удалось ли получить ответы! О том судить читателям. А мы пуб» ликуем ниже сжатую стенограм му рабочего собрания с коротки ми комментариями редакции. ОПТИМИСТЫ,ПЕССИМИСТЫИМОЛЧАЛИВОЕБОЛЬШИНСТВО До того, как началось собрание, его организаторы попросили аудиторию за нять места, согласно вывешенным таб личкам. С одной стороны — оптимисты. С другой — пессимисты. Визуально оп тимистов было гораздо больше. Выска зывания же (почти все) носили пессими стический характер. Но гораздо больше было тех, кто молчал. Кто привык мол чать. Сидеть и молчать. Иногда дре мать. Так всегда было. А под конец они проснулись. ВОПРОСЫ ЖУРНАЛИСТОВ — В еженедельник «Рыбный Мурман» поступило письмо от докеров второго грузового района. 85 человек пишут о том. что еще весной они задавали ряд вопросов, на которые хотели бы полу чить ответ. Письмо направляли в Пер- вомайский райком партии. Речь шла о необходимости сокращения портовых рабочих и управленческого аппарата. О низком уровне механизации работ. О недоразумениях с расценками и нор мами. Вразумительного ответа до сих пор не получено... — Как вы думаете при систематиче ских простоях выполнять план и зараба тывать прибыль? Отвечает заместитель начальника пор та по экономическим вопросам Н. Н. УГРЮМОВ: — О письме. В июне точно такое же письмо было направлено в обком партии. Создали комиссию, которая изучила ситуацию во втором районе. Правда, подписей тогда было 80. Сейчас — 85. Из отпусков пришли. Зима зее-таки. (КОММ ЕН ТАРИИ . Не зима виновата в то м , что число подписей увеличилось . Попросту ни то гд а , ни теп ер ь докеры о т вета на свои вопросы не по лучи ли . И вряд ли при та ко й волоки те они пове р я т в слова о перестройке .) — О простоях, — продолжает Н. Н. Угрюмов. — Вопрос прямой: как про стои покрываются работой порта? Орга низация нашего производства напрямую связана с ритмичностью подхода судов, с подачей вагонов. До сего дня мы не научились эффективно использовать противозатратный механизм. . Коллек тив большой, а прибыль малая. На се годня — около шести миллионов руб лей. Положение трудное. Проведена экономическая учеба. По лучен определенный практический . ма териал, взятый за основу положения о внутрихозяйственном расчете. (КОММ ЕНТАРИИ . И это ответ? Это — ко н с та тац и я ф а к т о в . И не более.) ЗВОНОК В СТУДИЮ — Почему сокращения начались с ря дового состава, а не с управленческого аппарата? Ответ Н. Н. Угрюмова: — Сокращение рабочих составило примерно десять процентов от их чис ленности, в основном за счет вакант ных мест. В четырех подразделениях численность ИТР уменьшена на 17—18 проценгоз. Вопрос задает бригадир укрупненной комплексной бригады Р. С. МИНИГУ- ЛОВ: — Бывают дни безработицы. Тогда убираем снег. По тарифу. В будущем году будем «съедать» сами себя. Сколь ко людей держать? Кто скажет точно? И где все же сертифицировать продук цию — в море или на берегу? Ответ начальника порта В. В. КУСКО ВА: — Мы жили не по средствам. С 1 ян варя никто нам этого не позволит. Сни жать далее численность нельзя. При массовом подходе судов не сможем справиться с погрузкой-выгрузкой. Что бы избежать простоев на «безрыбье», обучаем докеров смежным професси ям, например, строительным специаль ностям- (Вопрос з а л у : — К то б в строи тели пошел? Тиш и н а .) Ответ заместителя начальника объе динения ВРПО «Севрыба» Э . К . НАУМО ВА: — Равномерного подхода судов не будет. Мы рыбу ловим, а не уголь во зим. Выход один: изменить структуру работы порта. Никакой уборки снега, никаких смежных специальностей. Надо все самим рассчитать. И вы это сделае те, если два-три месяца останетесь без зарплаты. Быстро найдете применение тем, кто поставил 85 подписей под письмом. Потому что вопросы хозрас чета надо понимать глубже. Порт дол жен работать ритмично, независимо от подхода судов. Давайте построим холо дильник и будем возить туда-сюда- Из пустого в порожнее. «Вагон — трюм» — вот наша цель. ЗВОНОК В СТУДИЮ — Реплика Наумова о зарплате гово рит о том, что товарищ не понимает сущности перестройки. Люди должны жить лучше. Товарищи руководители, поймите: если не будет повышения зар платы. перестройка провалится. Обещать красивое «завтра» бесполезно. Не пове рят. Э . К. Наумов: — Хочу пояснить, что имел в виду: если расходы будут больше, чем дохо ды, окажется, что платить зарплату не чем. - • - Микрофон у докера первого грузо вого района Н. А. СИДОРИНА: — Говорят, что каждый рабочий — хозяин производства. Я докером-меха- низатором нанимался, а не хозяином. Таких хозяев сотни возле отдела кадров стоят. Возьмем первый район. Здесь должен быть один хозяин — начальник района. У него должна быть свобода действий и несколько толковых помощ ников, отвечающих за свой сектор ра боты. Но отвечающих-то и нет. Хозя ев много, вон в управлении сколько на роду сидит, а взять конкретный простой бригады — ответственного не найти. Такое «многохозяйствование» привело и к отвратительнейшему состоянию тех ники. (КОММ ЕН ТАРИЙ . Во многом прав до- нер . Но сам — с кр аю . П у с ть нач аль с тво д ум а е т . А я — не хо з яи н , я — «рабо тя га » .) Разговор о состоянии техники про должает начальник отдела механизации порта С. Б. ОЛЕНЕВ: — Я сел к пессимистам, но — с краю. Сделать шаг к оптимистам нетрудно- Пока же выступлю с пессимистических позиций. По количеству порт имеет ме ханизмов для погрузки-выгрузки боль ше всех. А вот по качеству... 35 процен тов погрузчиков выработали все сроки. Реально оценивая перспективу, скажу, что в один год техническое перевоору жение мы не совершим. Предлагаю со кратить количество техники, но заме нять ее на лучшие образцы. За счет этого можно сократить парк в полтора- два раза. Вот реальный путь уменьше ния затрат и увеличения прибыли. (КОММ ЕНТАРИИ . Все верно. Только но му начальнин о тдела м е хани зации «о т футболивает»» право на д ей с тви я? На по с туп ки ? ) ЗВОНОК В СТУДИЮ — Возникло подозрение, что в зале нет рабочих, одни инженерно-технические работники. — Рабочие молчат, так как их сокра щают, а начальство остается, потому и говорит. Реплика журналиста: — В перерыве рабочие говорили о том. что их в зале меньше половины. Правда, такая «гласность» дальше курилки не просочилась. Слово берет бригадир первого гру зового района В. Н. ЗАИКА: — Здесь, по-моему, всего десять— пятнадцать докеров, а не «меньше по лоз ины». Теперь о простоях. Я бы хотел посо ветовать, как их сократить хотя бьГ на 50 процентов. Для этого много не на до: состыковать бригаду, стивидора и диспетчера. Чтобы была четкая инфор мация о работе. Три вопроса бригадира водителей вто рого грузового района А. А. ВОЛКОВА: — Я пессимист. О каком хозрасчете может идти речь, если нам все решения навязывают? Например, наше подсобное хозяйство за 565 километров. Свинина и молоко — золотые. Какой хозяин стал бы это терпеть? Второе. На балансе порта Дворец культуры и техники имени С. М. Киро ва. Но попробуйте туда достать билеты? И третье. Нас обязали содержать до рогу между первым и вторым грузовы ми районами. Уходит уйма средств , ко торых не хватает на благоустройство районов. Как возместить «ухлопанный» на постоянный ремонт дороги асфальт? Отвечает председатель Первомайско го райисполкома J1. Я. ГУДИНА: — Вопросы иждивенческие: то, что в порту — наше, а в городе — чужое. А город — для всех наш город. Он кар тофель покупает по 40 копеек, а прода ет по 24. (Реплика. Половину продает, другую — гноит.) — Интересный ic e же у вас подход, — продолжает Лидия Яковлевна, — на шу прибыль — только нам. Наш спорт комплекс — только нам. А почему бы его не построить для всего города? (КОММ ЕН ТАРИИ . Ин тересны е мы сли вы ск а з а л а Л . Я . Г у д и н а : не х о т и т е , мол, для общ ества пор аде ть , все себе х о т и т е . Но е с т ь в Заноне о го судар ственном предпри я тии и стро ки о норм а ти вны х о тч и сл е н и я х немалой ч а с ти прибыли в го сбю дж е т. То е с т ь и в городской бюд ж е т тож е . Д авай те ж е , наконец , от «продр а звер с тки » п ере ходи ть к «продна л о г у * и не п ер е кры в а ть кислород пред приимчивости и инициативе предприя ти й . То же и о спорткомплексе.) Этим мы и собирались закончить. Но много камней было брошено. Много вопросов задано. А на некоторые из них ответы были. Их стал выдавать и «горячий телефон» редакции. Два мнения как послесловие к собра нию. И. Г. Алексеев — мастер «Севрыбсбы- та»: — Кто и что мешает работе докеров рыбного порта, если корабли и вагоны стоят, а докеры не работают? Отвечаю: сертификация рыбопродук ции. Конкретно, в воскресенье два часа не выгружался ТР «Иван Шишкин». Вре мя ушло на доставку в цех дефроста- ции, размораживание, переговоры и т. д. Таких случаев — сотни. Зачем эт<гД тормоз? Контроль нужен не после выпу^ ска продукции, а в процессе производ ства. А надстройку в виде Северной инспекции по качеству — ликвидиро вать. А. С. Храповицкий — бывший началь ник конструкторского бюро рыбного порта, почетный гражданин города Мурманска: — В криминалистике у нас существу ют отличные средства контроля, при ко торых легко определяются составные части и консистенция любого продукта. У нас в порту лет двадцать пять назад велись подобные разработки, близкие к практическим результатам. Речь шла о приборе, который бы вписывался в конвейерную линию и определял каче ство продукции. Тогда ведомственные барьеры выстроил рыбокомбинат: при бор «высвечивал» и их огрехи. Им это было невыгодно. Приборы «не пошли». Но технически и теперь возможно их применение. Контролирующий узел смонтировать можно везде: хоть на причалах, хоть в здании. И. Г. Алексеев: — Сейчас никто не знает, как склады-- вается положение с вагонами. А ведь^ было раньше так, что представитель «Севрыбсбыта» еженедельно связывал ся с транспортным отделом Министер ства путей сообщения. Обстановка до кладывалась в порт и судовладельцу. Теперь работаем вслепую. А . С. Храповицкий: __ Это все перекосы нашей психоло гии, когда вместо заботы о достовер ной информации, о механизации вся на дежда была на «эй, ухнем». Годами та кая психология насаждалась. Вспоминаю, как на угольной базе мы все предельно механизировали. Но приезжаю: стоят шеренгами грузчики и вручную переки дывают уголь. «Что делаете?» спра шиваю. На что начальник базы тов. Ми хайлов отвечает: «А мне полтыщи че ловек дали. Должен же я был их чем- то занять». И теперь мы недалеко ушли. Посмот рите на докера после авральной рабо ты. Примет он душ и ложится на пол. Чтобы позвоночник вытянуть. Короче он у него становится. А о настоящей механизации по-прежнему остается только мечтать. С те н о гр ам м у со б р ан и я вели Е. ПАП- ^ СИН, В. МИЛЮТИН. 25 декабря1987 года 8 РЫБНЫЙ мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz