Рыбный Мурман. 1987 г. Декабрь.

• Социальная сфера: забота о человеке • Важен каждый вопрос На связи — море При встречах с моряками рыболовецких судов представите­ лям флотов ВРПО «Севрыба», партийным работникам задается много вопросов, связанных с необходимостью улучшения идео­ логической работы. Мы выбрали некоторые из них, услышанные на траулерах «Таруса», «Котельнич», «Торос», «Полесье» («Мур­ манрыбпром»), БМРТ «Прионежье», ТР «Северный ветер», «Карл Либкнехт», «Демьян Коротченко» («Севрыбхолодфлот»), БАТ «Адмирал Падорин» (траловый флот) и других судах. Итак, конкретный вопрос — конкретный ответ. — Вносилось пред­ ложение: литературу для библиотек и ки­ нофильмы доставлять в море на транспорт­ ных судах в специ­ альных контейнерах. Принято ли оно? Отвечает Александр Геор­ гиевич ЗИКАНОВ, замести­ тель руководителя группы по работе с моряками загран­ плавания ВРПО «Севрыба». — Именно наше Всесоюзное объединение было инициато­ ром в стране таких контейнер­ ных перевозок. При этом спо­ собе доставки книг и кино­ фильмов сразу решается мно­ го проблем. На первый взгляд все очень просто: дать заказ на судо­ верфь изготовить специальные ящики, и дело сделано. Но они должны быть особыми, из специального листового желе­ за, которое не гнется, не под­ вержено ржавчине. Второе: • для судоверфи такой заказ побочный, следовательно, воз­ никают трудности с производ­ ством. Но к необычному зака­ зу все же отнеслись с внима­ нием. Правда, первая серия контейнеров оказалась не­ удачной, не выдержала испы­ таний на прочность. ЦПКТБ дало свои рекомендации. К Новому году судоверфь долж­ на выполнить заказ на произ­ водство 100 контейнеров. Но дело заволокитилось, как это часто бывает, к сожалению. Мне бы хотелось высказать свою точку зрения и в отноше­ нии кинопроката и библиотек, обеспечивающих плавсостав литературой.- Тут многое за­ висит не только от работников этих организаций, но и от не­ которых первых помощников капитанов, их расторопности, желания, умения подобрать и то, и другое. Иной раз слышишь: «Почему я, помполит, должен превра­ щаться в доставалу и снабжен­ ца? Моя прерогатива — идео­ логическое воспитание моря­ ков, и все. Остальное будьте любезны предоставить». Что ж, должности «толкача» у нас нет. И кто, как не пер­ вый помощник капитана обязан готовить экипаж к выходу в море в идеологическом плане. И ему виднее, как лучше осу­ ществить эту работу. Если в судовой библиотеке все книги читаны-перечитаны, на переборках в красном угол­ ке экспонаты замызганы или пожелтели от времени, а об­ лупленная краска сыплется вам на голову, — здесь отсутствует помощник капитана по поли­ тической части, а присутствует лишь безликая должность. — Почта прихо­ дит с большим опо­ зданием (иногда чуть ли не год « плавает» в море в поисках адре­ сата). Чья вина? — Почему моряки пароходства имеют возможность смотреть телепередачи в море, а рыбаки нет? — Западные радио­ станции «забивают» советские. Неужели у нас нет таких средств связи, чтобы было наоборот?. На все три вопроса отвеча­ ет инженер ВРПО «Севрыба» Андрей Леонтьевич САМОХ­ ВАЛ. — Справедливый упрек в адрес почтового. обслуживания экипажей. Но конкретные ви­ новники — сами флоты. Они, в частности, объединение «Мурманрыбпром» и Мурман­ ский траловый, по-прежнему не представляют почтовому отделению графики прихода и отхода судов. Много случаев несвоевременной выборки поч­ ты из 1-го отделения связи судами, стоящими в Мурман­ ском порту. Для устранения недостатков в почтовом обслуживании су­ дов ВРПО «Севрыба» обязало руководство флотов: — давать заявку в 1-е отде­ ление связи на доставку поч­ ты в районы промысла не позднее, чем на 3 суток до выхода в море; — обеспечить четкое ин­ формирование почтовиков о дислокации судов; — при стоянке кораблей в порту и на судоремонтном предприятии всю почту полу­ чать ежедневно в 1-м отделе­ нии связи. О телепередачах в море. Да, моряки пароходства имеют такую возможность (особенно ледокольщики), потому что на их судах установлены специ­ альные комплексы «Москза». Они очень дорогостоящи, и приобрести их для рыбацких судов пока нет возможностей. Есть другой вариант — со­ здать специальное приемное устройство хотя бы на крупно- тоннажных судах. Могу сказать одно: вопрос о спутниковой системе радиовещания для рыбацких судов уже постав­ лен перед правительством. Объясняю, почему моряки, находясь вдали от Родины, так хорошо слышат западные радиостанции и так плохо со­ ветские. (На этот вопрос мы уже не раз отвечали при встречах с экипажами.) Западные радиостанции, ве­ дут усиленную трансляцию своих передач строго в опре­ деленные часы и в обуслов­ ленных диапазонах волн, отсю­ да высокое качество звучания. Причина помех передач из Советского Союза (например, в ЮВТО) очень проста: отсут­ ствие усиленного вещания. И никакие антенны здесь не по­ могут, кроме специальной спутниковой связи, о которой я говорил выше. — То, что предла­ гают кабинеты полит­ просвещения для су­ довой наглядной аги­ тации, не всегда удов­ летворяет. Ответ дает Валерий Ни­ колаевич МЕЗЕНОК, лектор партийного комитета управле­ ния тралового флота. — Материалы для нагляд­ ной агитации приобретаются в магазине «Плакат». Расчеты с магазином неудобны. Банк оп­ лачивает счет не менее . 25 рублей. Приходится собирать плакаты, пока их не наберется на данную сумму. Естественно, теряется главное — оператив­ ность в снабжении судов. Пособия заказываются по предварительному тематиче­ скому ' плану издательства «Плакат». Но фактически при­ ходится брать «кота в меш­ ке», так как в плане указыва­ ются лишь тема, размеры и цена. Например, в плане пла­ кат назван: «Двенадцатой пя­ тилетке — ударный труд со­ ветского народа!». А изобра­ жены на нем доярки или фре­ зеровщик. То есть ничего об­ щего с рыбной промышлен­ ностью. Малоформатных наглядных пособий издается очень мало. Вот план нового, 1988 года. Из 645 наименований только три альбома малого формата и восемь — для системы по­ литического и экономического образования. Было время, когда отдел пропаганды и агитации Мур­ манского обкома КПСС опе­ ративно издавал комплекты наглядных пособий именно по нашей области. Но вот уже два года они не выходят. А материалов на местные темы больше взять негде. Л юди рыбацкого Севера Что труднее заслу­ жить: орден или по­ четное звание? Г. ГОРЕЛОВА, рыбообработчица. Знакомьтесь: Валентина Васильевна БЕЛОВА, член КПСС, ударник коммунисти­ ческого труда, руководит кол­ лективом сквозной комплекс­ ной бригады на жестяноба­ ночной фабрике тарного ком­ бината, ее фамилия занесена в Книгу почета Мурманской области. Награждена орденом «Знак Почета», двумя меда­ лями, а 16 декабря был опубликован Указ Президиу­ ма Верховного Совета Р С Ф С Р о присвоении*. ей почетного звания «Заслу­ женный работник рыбного хозяйства РС ФС Р » . Ей сло­ во. первой поздравила дочь — Я, наверное, раньше всех об этом узнала. Лена — моя дочка — утром, часов в восемь, радио слушала и говорит вдруг: «Мама, а те­ бе звание присвоили». Позд­ равила меня первой. Я, ко­ нечно, обрадовалась — при­ ятно, хотя о том, что пред­ ставлена к званию, знала за­ ранее; в октябре прошлого года на собрании рабочие на­ ши за меня проголосовали. Почему, не знаю. Работаю, как все, может быть, потому, что характер у меня очень спокойный. Хотя, кто не зна­ ет, наверное, с этим не со­ гласится, придешь куда-ни­ будь, а там говорят: «Чего кричишь?» А я ведь не кри­ чу, просто в цехе у нас шум­ но очень, вот й привыкла го­ ворить громко... Я сама родом из. Пензы, в Мурманск приехала — лет пятнадцать было ■— тетки мои здесь работали, вот и сманили. Ну, приехала, год примерно с их детьми понянчилась, а потом рабо­ тать пошла. Два года в трал- флоте была, а в 1958 году пришла сюда, на жестяно­ баночную фабрику. Пришла, да так и осталась. Вот вы говорите, что у нас и шум­ но, и работа однообразная, одно название чего стоит — штамповщица. А : мне нра­ вится, я рыбокомбинат, на­ пример, хорошо знаю и луч­ ше своей работы не нашла. Так что честно говорю: не хотела никуда никогда пере­ ходить и не уйду. А на вопрос, что труднее «заработать»: орден или по­ четное звание, не знаю, как ответить: и то, и другое тя­ жело дается. 1 Диспетчерская -— Не дозвонилась.. Никак не могла дозвониться в диспет­ черскую «Мурманрыб- прома» после 19 ча­ сов. На том конце — ни гудков, ни каких- либо других звуков. М. КУДРЯВЦЕВА, мурманчанка. Редакция обратилась за разъяснением к главному дис­ петчеру объединения «Мур­ манрыбпром» В. И. ВРУБЛЕВ­ СКОМУ. — Д а , дей с тви тельно , в день, у к а з а н ны й автором в письм е , у нас б ар а хли л те леф он . Не­ ско лько раз о тклю ч а л с я . Мы вы зы вали м астера с А ТС рыб* ного по р та . Сейчас тел еф он и с ­ правлен . Приносим извинения всем , к то не смог до звониться до на с . А вообще с л уж б а ин ­ формации р або тае т с б часов 30 м и н у т до 22 часов . С трого по гр а ф и к у . К а к Обида у в о л и т ь с я ? . Можно ли уволить­ ся, не потеряв поляр­ ные надбавки, до истечения срока до­ говора? Н. ЧЕРЕПАНОВ. Отвечает Лев Леонидович ШАМШУРИН, начальник юри­ дического отдела ВРПО «Сев- рыба». — Можно, по переводу в другую организацию, если ад­ министрация пойдет навстречу. Можно, если есть к тому ува­ жительные причины: состояние здоровья увольняющегося или болезнь близких его, требую­ щих ухода за ними. Возможна ли односменка? Мой муж ходит в море, на берегу — гость нечастый. У нас дочка полутора лет, в городе нет ни родствен­ ников, ни близких знакомых. Я не кляну судьбу, сама такую выбрала. Но вот вышла я на работу. График у меня трехсменный, круглосуточных яслей не предо­ ставили. Как быть? Обратилась я к администрации с просьбой перевести меня на односменную работу: Знаю, что есть у нас такая возможность. Мне отказали. Го- ворят: крутитесь, а нет — увольняйтесь. А ведь мне скоро должны дать колшату... Светлана В. ДО С этим письмом мы обрати­ лись в правовую инспекцию облсовпрофа, к ее начальнику А . С. ТЮКАВИНУ. — Сентябрьские Указы Президиумов Верховных Со­ ветов Союза ССР и РСФСР , которыми внесены дополне­ ния в действующее трудовое законодательство, совершен­ но однозначно запрещают ра­ боту в ночную смену жен­ щинам, имеющим детей 2-х лет. Насчет выхода во вторую смену вопрос посложнее, здесь необходимо разбирать­ ся в каждом отдельном слу­ чае. Но, конечно же, если у администрации есть такая возможность, она должна ид­ ти навстречу женщине. Жаль, т;то Светлана не указала сво­ его места работы, мы могли бы решить вопрос с ее на­ чальством. А так... Могу по­ советовать одно: либо обра­ титься в свой профком, ли­ бо в вышестоящую профсо­ юзную инстанцию. -------- К вопросу о ценах Только с согласия флота Почему морякам отпускают продукты в море по комиссион­ ным ценам: картофель по 80 копеек за кило­ грамм, мясо по 4 руб- . ля 80 копеек за кило­ грамм? Н. ИВАНОВ, ■ мурманчанин. Отвечает В. И. ЛОЗОВОЙ, ди­ ректор магазина № 1 рыбкоо- па тралового флота. — Питание на судне делих* ся на котловое и в судову^- лавку. На котловое питание нам запрещено отпускать про­ дукты по комиссионным це­ нам. Практически это и не де­ лается. Только в особых, ред­ ких случаях, когда продуктов нет, и рыбкооп тралфлота за­ купает их по договорной це­ не. Тогда, с согласия флота, мы предлагаем их рыбакам. Так, в 1986 году мы некоторое время отпускали морковь, свеклу, капусту и лук по ко­ миссионной цене. Картофель комиссионный ни в 1986 году, ни в 1987 году на суда не по­ ступал. То же самое касается и мяса. В судовую лавку можно от­ пускать продукты по комисси­ онным ценам. Мы это практи­ куем. Но всегда наравне с та­ кими отпускаются товары по госцене, в том числе и мяс­ ные. 25 декабря 1987 года S РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz