Рыбный Мурман. 1987 г. Декабрь.
п Экономика: на пути перестройки Сколько рыбы“ на рыбозаводе? Сколько у нас на Кольском полуострове рыбозаводов? Како ва эффективность их работы? Оправдыва ют ли они себя? Бу дут ли строиться но вые? А. БУРКОВ. пос. Верхнетуломский. Отвечает начальник «Мур* манрыбвода» К. Н. БУДАНОВ. — На полуострове ш е с ть ры бозаводов. Заводы убы то чны , х о т я в общей цепи воспроиз водства ло со севы х и гр аю т оп ределенную роль. В среднем пром во зврат со с та в л я е т два проц ен та . В д альнейш ем , ко гда К б у д е т построен завод по товар- * ному вы ращ иванию сем ги , ры бозаводы см о гу т обеспечивать его посадочным материалом . Новые заводы с тр о и ть с я не б у д у т . По данным Минрыбхоза С С С Р , р е кон с тр укц и я Тайболь- ско го рыбозавода намечена на 1992 год . О стальны е заводы то ж е предпо ла гае тся нач а ть ре ко н с тр уи р о в а ть в тринадца той п я ти л е тк е . Мнение председателя Ихтио логической комиссии Минрыб хоза СССР, члена-корреспон- дента АН СССР А. В. ЯБЛО- НОВА. — Совершенно очевидно , что повсеместное сокращ ение уло вов и н е эф ф е к ти в н а я работа ры боводны х заводов уж е при вели к н е га ти вным р е з у л ь т а т ам , а в дальнейш ем м о гу т при в ес ти и к исчезновению сем ги на севере с тр а н ы . Возможно , было бы целесо образно все ср е д с тв а сконц ен т риро ва ть д л я со хр ан ени я есте с т в е н н ы х п о п у л яц и й , о п тим а л ь ного исполь зовани я нерестово в ы р о с тн ы х у ч а с тко в р е к и для ра зр або тки э ф ф я к т и в н ы х ком п ен сац ио нны х мер. Новые суда Какими траулерами пополнится флот? Вопрос, вынесенный в заголовок, волнует мно гих моряков. Посмотрите на снимок, сделанный на верфи в Штральзунде (ГДР): готовится к плаванию оче редное судно типа «Моонзунд». Оно будет во многом отличаться от первого: учтены все за мечания комиссии МРХ СССР. Тип — РТМКС. Несколько таких траулеров пополнят Мурман ский траловый флот. Первый из них будет назы ваться «Александр Косырев». Длина судна 120,7 метра, ширина 19 метров, дейдвейт 3300 тонн, мощность двигателя 2—2,5 тысячи киловатт, автономность плавания 96 суток. На рыбофабрике траулера можно будет моро зить 60 тонн рыбы в сутки, изготавливать за 20 часов 26 тысяч, физических банок консервов, выпускать 50—60 тонн муки. В двух трюмах по местятся 2250 тонн мороженой продукции, в двух других трюмах — 1200 банок консервов, в пятом трюме можно разместить 220 тонн рыб ной муки. На мостике обеспечен круговой обзор, ком пактно расположены штурманские и навигаци онные приборы. Фото В. КОНОНОВА. К вопросу о кадрах Дипломированные радисты I Нельзя ли готовить радистов с высшим образованием на базе MB И М У по ускоренной программе обучения? Л. ВАШКЕВИЧ. Мурманск. Отвечает Николай Борисович КОЗЛОВ, старший инженер отдела кадров и учебных за ведений «Севрыбы». — Потребность в радиоин- женерных кадрах для пред приятий рыбной промышлен ности страны — всего не сколько десятков специали стов в год. Подготовку ради стов с высшим образованием осуществляет Калининград ское училище (ежегодный на бор — 120 курсантов). Существует там и уско ренный курс обучения. Перед руководством MB И МУ эта проблема ста^ вится уже в течение лет ПЯ' ти. Но администрацию устраивает только глобальное решение проблемы: солидный факультет с соответствующи ми должностями и так далее. Кроме того, на рыболовец ких судах, поторопившись, сократили электрорадионави гаторов. Переквалифициро- вание их в радисты ничего хорошего не сулит. jфмократизация управления кто и как вым, директорами третьего и второго коптильного заводов. После предвыборных речей кандидатов к микрофону подходили представители кол лективов и давали претенден там характеристики. — За время руководства Пронина ручной труд на треть ем коптильном исчез, все пол ностью механизировано. По строены прекрасные бытовые помещения, розарий, сауна, молодежный бар. Директор у нас строгий, но, если к нему приходишь, он всегда даст совет, как отец, всегда помо жет, если это в его силах. Все наши рабочие считают, что Пронин сможет руководить г)бъединенным заводом. — При Тимофееве мы стали больше зарабатывать. Я ду маю, что нужно его выбрать. — Лучшего директора, чем Пронин, не будет. А что до заработков, то рабочие, ИТР у Пронина меньше, чем у дру гих не получали. Предлагаю всем голосовать за Александ ра Георгиевича. — Пронин человек немоло дой, через три года уйдет на пенсию, а нам опять пере страиваться? Я не знаю Про нина, с ним не работала, но скажу честно: я не хочу с ним работать. — У Александра Георгиеви ча большой опыт. Он работал на всех трех коптильных заво дах. — Все говорят: опыт, опыт... А он в новом деле может сыграть злую шутку. Нужно многое менять, пере страивать. Не повредит ли здесь пусть и большой, но ^все-таки опыт прошлого? Подвести итоги обсуждения кандидатов я попросил Юрия Васильевича Мананкова, заме стителя генерального директо ра рыбокомбината по эконо мике. Был задан вопрос: «Будь у вас такая возможность, за кого бы вы проголосовали?» — Трудно, очень трудно от ветить. По всей вероятности, предпочтение должно быть отдано Пронину. Люди ожида ют от перестройки конкрет ных дел, а Александра Геор гиевича отличает такая черта — хозяйственная цепкость. Но и Тимофеев — вполне равноценная фигура. Ему при сущи чувство новизны, дух перестройки. Но беда, и не только его, что все это пока выступает на уровне идей, предложений, а людям нуж ны результаты. Что касается Ю. Г. Хамова: его меньше всего знают, кро ме того, он человек чрезвы чайно скромный и не умеет «подать себя». Лично я бы, наверное, от дал предпочтение Тимофееву. Хотя, если доверят завод Пронину, — он готовый руко водитель. У администрации рыбокомбината голова за коп тильный завод «болеть» не будет. Почему я бы все-таки голосовал за Тимофеева? Про нин — жесткий хозяйственник и, к сожалению, способен, если не подавить, то не дать раскрыться чужой творческой инициативе. ТАКТИЧЕСКАЯ БОРЬБА Я перехожу к самой слож ной части анализа. Сложной с этической точки зрения: ведь все, с кем пришлось говорить о предвыборной тактике пре тендентов, продолжают рабо тать на своих местах. Навер ное, поэтому они просили при публикации их фамилий не на зывать. Во избежание недора зумений сообщаю, что изла гаю свою личную точку зре ния и никому из претенден тов никаких вопросов (кроме того, о котором речь ниже) не задавал. Вопрос: как кандидат на должность должен «подавать» себя, доказывать избирателям, что именно он лучше всех остальных подходит на долж ность директора? Готового ре цепта, к сожалению, нет. Заявление о желании балло тироваться на должность ди ректора объединенного коп тильного завода подал только один (!) человек — В. Е. Тимо феев. Больше претендентов не было... На мой взгляд, в таких условиях проводить выборы нецелесообразно: из кого вы бирать? Наверное, следовало передать вопрос о назначении руководству рыбокомбината. Тем не менее выборы со стоялись. Председатель ко миссии спросил у собравших ся: есть ли другие кандидату ры (кроме В. Е. Тимофеева)? И тогда представители третье го и первого коптильных пред ложили в кандидаты своих директоров — А. Г. Пронина и Ю. Г. Хамова, которые со гласились баллотироваться в ответ на доверие избирателей. Пожалуй, ни для кого из при сутствующих это не было не ожиданностью. Еще до выбо ров приходилось слышать мне ние: «Пронин не будет пода вать заявление, а подождет, пока ему окажут доверие — выдвинут мнением масс, по просят. К тому же, это чисто тактический ход, ибо подавать заявление и получать оценку экспертов ему невыгодно: на баллах скажутся минусы — от сутствие высшего образования и солидный возраст. А на вы борах он обойдет конкурен тов за счет более многочис ленного «своего» коллектива». Что ж, наверное, для дости жения желаемого результата — победы — годится и такая тактика. Правда, остался оса док. Оригинальной была и про грамма Александра Георгиеви ча: «Что я могу вам пообе щать, если изберете меня ди ректором? Гарантирую три года беспокойной жизни, в ме ру своих способностей отдам все силы для того, чтобы кол лектив хорошо трудился, улуч шал свое материальное благо получие. Хотите решить эти вопросы — выбирайте. Все». Вам это ничего не напоми нает? Да-да, Михаил Ульянов в роли Егора Трубникова в фильме «Председатель»: «Мои отчеты — в закромах». Такие ассоциации возникли у многих. На фоне обстоятельно под робной (порой затянутой) про граммной речи Тимофеева выступление Пронина смотре лось (и слушалось) выигрыш нее. Когда подсчитали избира тельные бюллетени, голоса рас пределились так: за Ю. Г. Ха мова — 16, за В. Е. Тимофеева — 99, за А. Г. Пронина — 150. ВМЕСТО ЭПИЛОГА А теперь обещанный вопрос к претендентам (теперь уже бывшим): «Если бы вы были не директором и кандидатом, а, скажем, слесарем, за кого бы вы голосовали?» Хамов: — Не знаю, трудно сказать. Тимофеев: — За Тимофеева. Пронин: — Ни за кого: Ха мов и Пронин — неперспек тивны по возрасту, а у Тимо феева нет опыта, рановато ему, надо сначала в замах по ходить. На месте слесаря я бы предложил четвертого че ловека. П. БОЛЫЧЕВ, корр. «Рыбного Мурмана». Комментарий зам . министра Пора остановить бумажнуюлавину! Более пяти лет «Рыбный Мурман» на своих страницах публикует материалы, полные возмущения по поводу бумаж ного моря, бушующего в рыб ной отрасли. Но лавина инст-* рукций, отчетов, справок, сво док хоть и убывает, но край не медленно. Свидетельство тому — обширная почта и на шей, и других редакций. В ча стности, в журнале «Рыбное хозяйство» (1987, № 11) напе чатана интересная статья ка питана дальнего плавания Ф . Герасименко. , Комментарий к ней (в со кращении) заместителя мини стра рыбного хозяйства СССР Юрия Николаевича БЫСТРОВА мы предлагаем вашему внима нию. — Приказом Минрыбхоза ССС Р от 28 ноября 1986 г ., N j 642 отменено ведение на с у д а х 22 ж ур н а ло в , сущ е ственно сокращ ено число д р у г и х д о к у ментов , о б я за те л ьны х для о т хо д ящ и х в рейс судов . Приказом М инрыбхоза СССР о т 4 янв ар я 1987 г ., N* 2 у т верждена новая И н стр укц и я о порядке оформления прихода и вы п у с к а судов в море к а п и тан ам и м ор ски х ры бны х пор то в , п р ед усм а три в ающ ая зн а чительное упрощение оформле ния о тхода судов в море, со кращ ение числа тр еб уем ы х при этом докум ен тов . Вм есте с этим в ходе прово димого сокращ ени я числа до кум ен то в сле д уе т и склю чи ть упрощ енческий подход к реш е нию вопроса об упорядочении до к ум ен тац и и . С одной сторо ны , необходимо ли кви диро ва ть и зл иш е с тв а , про тиворечивость в норм а ти вны х д о к ум е н та х , по вторение одних и т е х же норм в р а зли чны х д о к ум е н та х , не н уж н ую ре глам ен тацию д ей с т в и й ' командиров в про с тейш и х с и т у а ц и я х . С другой с тороны , нельзя д о п у с ти ть о т с у т с тв и е руковод ств к дей ствию в т е х с л у ч а я х , ко гда это д ей с тви тельно необходимо , особенно в во про са х , с в я з а н ны х с обеспе чением безопасности морепла в ания , со хр анения ж изни и здо ровья людей на море, а та кж е те хниче ской э к сп л у а та ц и и с у д на и его м еханизмов . Сегодня в полную си л у тр е б уе тся соверш енствование си стемы и н с тр у к т аж е й , проверки зн ан и й , а т а кж е обучения ме тодам и приемам борьбы за ж и в уч е с ть с у д н а , пользования сп а са тел ьным и средствами и т . п. Однако и здесь подход дол жен бы ть хорошо продум ан ным и тщ а те л ьн о взвеш енным . П р а к ти к а расследования а в а ри й ны х сл уч а ев , случ аев на руш ения установленно го режи ма плавания и промы сла , ин сп е к то р ски е проверки по ка зы ваю т, что м но ги х аварий и ав а р и й ны х прои сш ествий можно было бы и збеж ать при владе нии комсоставом со о тв е т с тв ую щими вопросами в полной ме ре. С учетом ска занно го при зна но целесообразным , прежде чем пере ходи ть к очередным ш а гам в сокращ ении числа у ч е тн ы х , о тч е тны х и норм а тив но -руководящ их до кум ен то в , к и х упорядочению , обсуди ть э то т вопрос в э к и п аж а х судов , с л уж б а х баз фло тов и ВРПО , в учеб ны х зав е д ен и я х , о р ган а х гос- ры бф ло ти н сп екц ий , портнадзо- р а х . то е сть д а ть возможность сп ециали стам , морской общ ест венности о тр асли вы ск а з а ть свое мнение по у ка занном у вопросу на основе широкой гл а сн о с ти . М инистер ство рыбного хо зя й с тв а ССС Р надеется на а к тивное уч а с ти е в д и с к у с си и к а пи тано в , д р у г и х лиц ком соста ва судов ф л о та , бере говы х ф л о т с к и х специали сто в и р у ко водителей с тем , ч тобы , опира я с ь на и х коллективное мне ние, най ти п у ти коренного со верш ен ствования сис темы нор м а тивно .р уко водящ ей и уче тн о отчетной до кум ен тации для обеспечения высокопроизводи тельной работы при одновре менном обеспечении требова ний безопасности мореплава ни я , со хр ан ения ж и зни и здо ровья людей , поддерж ания вы сокого уровня ор гани зации с у довой служ бы и те хни ч е ской э к с п л у а та ц и и судов и и х м е ха низмов. рыбныймурман 25 декабря 1987 года о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz