Рыбный Мурман. 1987 г. Декабрь.

п Экономика: на пути перестройки Сколько рыбы“ на рыбозаводе? Сколько у нас на Кольском полуострове рыбозаводов? Како­ ва эффективность их работы? Оправдыва­ ют ли они себя? Бу­ дут ли строиться но­ вые? А. БУРКОВ. пос. Верхнетуломский. Отвечает начальник «Мур* манрыбвода» К. Н. БУДАНОВ. — На полуострове ш е с ть ры ­ бозаводов. Заводы убы то чны , х о т я в общей цепи воспроиз­ водства ло со севы х и гр аю т оп­ ределенную роль. В среднем пром во зврат со с та в л я е т два проц ен та . В д альнейш ем , ко гда К б у д е т построен завод по товар- * ному вы ращ иванию сем ги , ры ­ бозаводы см о гу т обеспечивать его посадочным материалом . Новые заводы с тр о и ть с я не б у д у т . По данным Минрыбхоза С С С Р , р е кон с тр укц и я Тайболь- ско го рыбозавода намечена на 1992 год . О стальны е заводы то ­ ж е предпо ла гае тся нач а ть ре­ ко н с тр уи р о в а ть в тринадца той п я ти л е тк е . Мнение председателя Ихтио­ логической комиссии Минрыб­ хоза СССР, члена-корреспон- дента АН СССР А. В. ЯБЛО- НОВА. — Совершенно очевидно , что повсеместное сокращ ение уло ­ вов и н е эф ф е к ти в н а я работа ры боводны х заводов уж е при ­ вели к н е га ти вным р е з у л ь т а ­ т ам , а в дальнейш ем м о гу т при ­ в ес ти и к исчезновению сем ги на севере с тр а н ы . Возможно , было бы целесо­ образно все ср е д с тв а сконц ен т­ риро ва ть д л я со хр ан ени я есте ­ с т в е н н ы х п о п у л яц и й , о п тим а л ь ­ ного исполь зовани я нерестово ­ в ы р о с тн ы х у ч а с тко в р е к и для ра зр або тки э ф ф я к т и в н ы х ком ­ п ен сац ио нны х мер. Новые суда Какими траулерами пополнится флот? Вопрос, вынесенный в заголовок, волнует мно­ гих моряков. Посмотрите на снимок, сделанный на верфи в Штральзунде (ГДР): готовится к плаванию оче­ редное судно типа «Моонзунд». Оно будет во многом отличаться от первого: учтены все за­ мечания комиссии МРХ СССР. Тип — РТМКС. Несколько таких траулеров пополнят Мурман­ ский траловый флот. Первый из них будет назы­ ваться «Александр Косырев». Длина судна 120,7 метра, ширина 19 метров, дейдвейт 3300 тонн, мощность двигателя 2—2,5 тысячи киловатт, автономность плавания 96 суток. На рыбофабрике траулера можно будет моро­ зить 60 тонн рыбы в сутки, изготавливать за 20 часов 26 тысяч, физических банок консервов, выпускать 50—60 тонн муки. В двух трюмах по­ местятся 2250 тонн мороженой продукции, в двух других трюмах — 1200 банок консервов, в пятом трюме можно разместить 220 тонн рыб­ ной муки. На мостике обеспечен круговой обзор, ком­ пактно расположены штурманские и навигаци­ онные приборы. Фото В. КОНОНОВА. К вопросу о кадрах Дипломированные радисты I Нельзя ли готовить радистов с высшим образованием на базе MB И М У по ускоренной программе обучения? Л. ВАШКЕВИЧ. Мурманск. Отвечает Николай Борисович КОЗЛОВ, старший инженер отдела кадров и учебных за­ ведений «Севрыбы». — Потребность в радиоин- женерных кадрах для пред­ приятий рыбной промышлен­ ности страны — всего не­ сколько десятков специали­ стов в год. Подготовку ради­ стов с высшим образованием осуществляет Калининград­ ское училище (ежегодный на­ бор — 120 курсантов). Существует там и уско­ ренный курс обучения. Перед руководством MB И МУ эта проблема ста^ вится уже в течение лет ПЯ' ти. Но администрацию устраивает только глобальное решение проблемы: солидный факультет с соответствующи­ ми должностями и так далее. Кроме того, на рыболовец­ ких судах, поторопившись, сократили электрорадионави­ гаторов. Переквалифициро- вание их в радисты ничего хорошего не сулит. jфмократизация управления кто и как вым, директорами третьего и второго коптильного заводов. После предвыборных речей кандидатов к микрофону подходили представители кол­ лективов и давали претенден­ там характеристики. — За время руководства Пронина ручной труд на треть­ ем коптильном исчез, все пол­ ностью механизировано. По­ строены прекрасные бытовые помещения, розарий, сауна, молодежный бар. Директор у нас строгий, но, если к нему приходишь, он всегда даст совет, как отец, всегда помо­ жет, если это в его силах. Все наши рабочие считают, что Пронин сможет руководить г)бъединенным заводом. — При Тимофееве мы стали больше зарабатывать. Я ду­ маю, что нужно его выбрать. — Лучшего директора, чем Пронин, не будет. А что до заработков, то рабочие, ИТР у Пронина меньше, чем у дру­ гих не получали. Предлагаю всем голосовать за Александ­ ра Георгиевича. — Пронин человек немоло­ дой, через три года уйдет на пенсию, а нам опять пере­ страиваться? Я не знаю Про­ нина, с ним не работала, но скажу честно: я не хочу с ним работать. — У Александра Георгиеви­ ча большой опыт. Он работал на всех трех коптильных заво­ дах. — Все говорят: опыт, опыт... А он в новом деле может сыграть злую шутку. Нужно многое менять, пере­ страивать. Не повредит ли здесь пусть и большой, но ^все-таки опыт прошлого? Подвести итоги обсуждения кандидатов я попросил Юрия Васильевича Мананкова, заме­ стителя генерального директо­ ра рыбокомбината по эконо­ мике. Был задан вопрос: «Будь у вас такая возможность, за кого бы вы проголосовали?» — Трудно, очень трудно от­ ветить. По всей вероятности, предпочтение должно быть отдано Пронину. Люди ожида­ ют от перестройки конкрет­ ных дел, а Александра Геор­ гиевича отличает такая черта — хозяйственная цепкость. Но и Тимофеев — вполне равноценная фигура. Ему при­ сущи чувство новизны, дух перестройки. Но беда, и не только его, что все это пока выступает на уровне идей, предложений, а людям нуж­ ны результаты. Что касается Ю. Г. Хамова: его меньше всего знают, кро­ ме того, он человек чрезвы­ чайно скромный и не умеет «подать себя». Лично я бы, наверное, от­ дал предпочтение Тимофееву. Хотя, если доверят завод Пронину, — он готовый руко­ водитель. У администрации рыбокомбината голова за коп­ тильный завод «болеть» не будет. Почему я бы все-таки голосовал за Тимофеева? Про­ нин — жесткий хозяйственник и, к сожалению, способен, если не подавить, то не дать раскрыться чужой творческой инициативе. ТАКТИЧЕСКАЯ БОРЬБА Я перехожу к самой слож­ ной части анализа. Сложной с этической точки зрения: ведь все, с кем пришлось говорить о предвыборной тактике пре­ тендентов, продолжают рабо­ тать на своих местах. Навер­ ное, поэтому они просили при публикации их фамилий не на­ зывать. Во избежание недора­ зумений сообщаю, что изла­ гаю свою личную точку зре­ ния и никому из претенден­ тов никаких вопросов (кроме того, о котором речь ниже) не задавал. Вопрос: как кандидат на должность должен «подавать» себя, доказывать избирателям, что именно он лучше всех остальных подходит на долж­ ность директора? Готового ре­ цепта, к сожалению, нет. Заявление о желании балло­ тироваться на должность ди­ ректора объединенного коп­ тильного завода подал только один (!) человек — В. Е. Тимо­ феев. Больше претендентов не было... На мой взгляд, в таких условиях проводить выборы нецелесообразно: из кого вы­ бирать? Наверное, следовало передать вопрос о назначении руководству рыбокомбината. Тем не менее выборы со­ стоялись. Председатель ко­ миссии спросил у собравших­ ся: есть ли другие кандидату­ ры (кроме В. Е. Тимофеева)? И тогда представители третье­ го и первого коптильных пред­ ложили в кандидаты своих директоров — А. Г. Пронина и Ю. Г. Хамова, которые со­ гласились баллотироваться в ответ на доверие избирателей. Пожалуй, ни для кого из при­ сутствующих это не было не­ ожиданностью. Еще до выбо­ ров приходилось слышать мне­ ние: «Пронин не будет пода­ вать заявление, а подождет, пока ему окажут доверие — выдвинут мнением масс, по­ просят. К тому же, это чисто тактический ход, ибо подавать заявление и получать оценку экспертов ему невыгодно: на баллах скажутся минусы — от­ сутствие высшего образования и солидный возраст. А на вы­ борах он обойдет конкурен­ тов за счет более многочис­ ленного «своего» коллектива». Что ж, наверное, для дости­ жения желаемого результата — победы — годится и такая тактика. Правда, остался оса­ док. Оригинальной была и про­ грамма Александра Георгиеви­ ча: «Что я могу вам пообе­ щать, если изберете меня ди­ ректором? Гарантирую три года беспокойной жизни, в ме­ ру своих способностей отдам все силы для того, чтобы кол­ лектив хорошо трудился, улуч­ шал свое материальное благо­ получие. Хотите решить эти вопросы — выбирайте. Все». Вам это ничего не напоми­ нает? Да-да, Михаил Ульянов в роли Егора Трубникова в фильме «Председатель»: «Мои отчеты — в закромах». Такие ассоциации возникли у многих. На фоне обстоятельно под­ робной (порой затянутой) про­ граммной речи Тимофеева выступление Пронина смотре­ лось (и слушалось) выигрыш­ нее. Когда подсчитали избира­ тельные бюллетени, голоса рас­ пределились так: за Ю. Г. Ха­ мова — 16, за В. Е. Тимофеева — 99, за А. Г. Пронина — 150. ВМЕСТО ЭПИЛОГА А теперь обещанный вопрос к претендентам (теперь уже бывшим): «Если бы вы были не директором и кандидатом, а, скажем, слесарем, за кого бы вы голосовали?» Хамов: — Не знаю, трудно сказать. Тимофеев: — За Тимофеева. Пронин: — Ни за кого: Ха­ мов и Пронин — неперспек­ тивны по возрасту, а у Тимо­ феева нет опыта, рановато ему, надо сначала в замах по­ ходить. На месте слесаря я бы предложил четвертого че­ ловека. П. БОЛЫЧЕВ, корр. «Рыбного Мурмана». Комментарий зам . министра Пора остановить бумажнуюлавину! Более пяти лет «Рыбный Мурман» на своих страницах публикует материалы, полные возмущения по поводу бумаж­ ного моря, бушующего в рыб­ ной отрасли. Но лавина инст-* рукций, отчетов, справок, сво­ док хоть и убывает, но край­ не медленно. Свидетельство тому — обширная почта и на­ шей, и других редакций. В ча­ стности, в журнале «Рыбное хозяйство» (1987, № 11) напе­ чатана интересная статья ка­ питана дальнего плавания Ф . Герасименко. , Комментарий к ней (в со­ кращении) заместителя мини­ стра рыбного хозяйства СССР Юрия Николаевича БЫСТРОВА мы предлагаем вашему внима­ нию. — Приказом Минрыбхоза ССС Р от 28 ноября 1986 г ., N j 642 отменено ведение на с у ­ д а х 22 ж ур н а ло в , сущ е ственно сокращ ено число д р у г и х д о к у ­ ментов , о б я за те л ьны х для о т ­ хо д ящ и х в рейс судов . Приказом М инрыбхоза СССР о т 4 янв ар я 1987 г ., N* 2 у т ­ верждена новая И н стр укц и я о порядке оформления прихода и вы п у с к а судов в море к а п и ­ тан ам и м ор ски х ры бны х пор­ то в , п р ед усм а три в ающ ая зн а ­ чительное упрощение оформле­ ния о тхода судов в море, со­ кращ ение числа тр еб уем ы х при этом докум ен тов . Вм есте с этим в ходе прово­ димого сокращ ени я числа до­ кум ен то в сле д уе т и склю чи ть упрощ енческий подход к реш е­ нию вопроса об упорядочении до к ум ен тац и и . С одной сторо ­ ны , необходимо ли кви диро ва ть и зл иш е с тв а , про тиворечивость в норм а ти вны х д о к ум е н та х , по­ вторение одних и т е х же норм в р а зли чны х д о к ум е н та х , не­ н уж н ую ре глам ен тацию д ей с т ­ в и й ' командиров в про с тейш и х с и т у а ц и я х . С другой с тороны , нельзя д о п у с ти ть о т с у т с тв и е руковод ств к дей ствию в т е х с л у ч а я х , ко гда это д ей с тви ­ тельно необходимо , особенно в во про са х , с в я з а н ны х с обеспе­ чением безопасности морепла­ в ания , со хр анения ж изни и здо­ ровья людей на море, а та кж е те хниче ской э к сп л у а та ц и и с у д ­ на и его м еханизмов . Сегодня в полную си л у тр е ­ б уе тся соверш енствование си ­ стемы и н с тр у к т аж е й , проверки зн ан и й , а т а кж е обучения ме­ тодам и приемам борьбы за ж и в уч е с ть с у д н а , пользования сп а са тел ьным и средствами и т . п. Однако и здесь подход дол­ жен бы ть хорошо продум ан ­ ным и тщ а те л ьн о взвеш енным . П р а к ти к а расследования а в а ­ ри й ны х сл уч а ев , случ аев на ­ руш ения установленно го режи­ ма плавания и промы сла , ин­ сп е к то р ски е проверки по ка зы ­ ваю т, что м но ги х аварий и ав а ­ р и й ны х прои сш ествий можно было бы и збеж ать при владе­ нии комсоставом со о тв е т с тв ую ­ щими вопросами в полной ме­ ре. С учетом ска занно го при зна ­ но целесообразным , прежде чем пере ходи ть к очередным ш а гам в сокращ ении числа у ч е тн ы х , о тч е тны х и норм а тив ­ но -руководящ их до кум ен то в , к и х упорядочению , обсуди ть э то т вопрос в э к и п аж а х судов , с л уж ­ б а х баз фло тов и ВРПО , в учеб­ ны х зав е д ен и я х , о р ган а х гос- ры бф ло ти н сп екц ий , портнадзо- р а х . то е сть д а ть возможность сп ециали стам , морской общ ест­ венности о тр асли вы ск а з а ть свое мнение по у ка занном у вопросу на основе широкой гл а сн о с ти . М инистер ство рыбного хо ­ зя й с тв а ССС Р надеется на а к ­ тивное уч а с ти е в д и с к у с си и к а ­ пи тано в , д р у г и х лиц ком соста ­ ва судов ф л о та , бере говы х ф л о т с к и х специали сто в и р у ко ­ водителей с тем , ч тобы , опира­ я с ь на и х коллективное мне­ ние, най ти п у ти коренного со­ верш ен ствования сис темы нор­ м а тивно .р уко водящ ей и уче тн о ­ отчетной до кум ен тации для обеспечения высокопроизводи­ тельной работы при одновре­ менном обеспечении требова­ ний безопасности мореплава­ ни я , со хр ан ения ж и зни и здо­ ровья людей , поддерж ания вы ­ сокого уровня ор гани зации с у ­ довой служ бы и те хни ч е ской э к с п л у а та ц и и судов и и х м е ха ­ низмов. рыбныймурман 25 декабря 1987 года о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz