Рыбный Мурман. 1987 г. Декабрь.

Передает наш спецкор Парадоксы промысла п РАКТИЧЕСКИ парализо- вана сейчас работа одно­ го кз самых дальних районов промысла. Нерест рыбы задер­ живается, она рассеялась по площадкам, не концентрируют­ ся в плотные скопления и пи­ щевые объекты. Разгулялась штормовая погода, и конца ей не видно. Ветер, не прекраща­ ясь, свирепствует с силой 20 метров в секунду. Выход один — перебежать на запасные участки лова. Но есть ли там рыба? Ответ на этот вопрос должны дать ледокольно-спаса­ тельное судно «Гигант» и ППР «Зеленоборск», ушедшие на проверку нового района. С ве­ рой и надеждой ждет от них сообщений группа судов. Пять поисковых суток отве­ дено «Зеленоборску». А вооб- ще-то он уже почти два меся­ ца в рейсе. Но похвастаться пока нечем. За это время вы­ лов составил около половины запланированного. Например, вчера, перед отходом на поиск, «ПАРИКМАХЕРСКАЯ» НА БОРТУ выловили всего 14 тонн, а су­ точная нагрузка — 38. Иной раз бывало и получше. Только тут тормозила рыбо- фабрика. Экипаж трудится в сокращенном варианте (кстати, «Зеленоборск» — единствен­ ный из ППРов, работающий здесь по-новому), а механиза­ ции — почти нуль. Пытались сами поставить головорубоч­ ную машину — не получилось. Хотели наладить самоделку- плавникорезку — не пошла, стрижет только хребтовые плав­ ники, а брюшные — ни в ка­ кую. Ничего не оставалось де­ лать, как брать в руки ножни­ цы. Парикмахерская да и толь­ ко, а не производственный цех. И быстрее получается, и каче­ ственнее. А в то же время работаю­ щий рядом ППР «Ковдор» вы­ пускал в сутки 30 тонн разде­ ланной продукции, в полтора раза больше, чем «парикмахе­ ры». Спустили катер. Поехали помощник капитана по произ­ водству Н. Ф . Сухонин и ме­ ханик-наладчик Н. П. Ищенко за опытом к коллегам. Но ока­ залось, что там рыбофабрика намного вместительнее, совсем иной конструкции. Так что пе­ ренять нечего — условия дру­ гое. Конечно, проще простого упрекнуть специалистов судна, однако это было бы не совсем справедливо. Перед рейсом ка­ питан-директор В. Г. Никола­ енко не раз обивал пороги ме­ ханико-судовой службы, отдела материально-технического снаб­ жения, мол, пришлите в море ленты транспортера, электро­ ды, соответствующую сталь. Вроде обещали. Зашел даже к секретарю парткома тралфлота В. И. Шулюпину, попросил про­ контролировать доставку мате­ риалов. До сих пор не понима­ ет, за что получил отповедь: «Эти вопросы парткому несвой­ ственны». Правда, ТР «Пролив Диа­ ны» доставил ленту транспор­ тера. И все. Три раза давал капитан радиограммы в адрес механико-судовой службы. От­ туда — молчок. Спрос же за невыполнение задания будет с экипажа. Может, такова стра­ тегия управления? Ведь судно скоро идет на списание, значит, нет необходимости модернизи­ ровать рыбофабрику? Тогда за­ чел! сокращать экипаж, ибо вы­ пуск продукции значительно уменьшился. — А между тем планы оста­ лись прежними, — говорит Владислав Григорьевич и пока­ зывает толстую папку рейсовых заданий, накопившихся за де­ сять лет. Удивительно: судно старело, штаты ужимались, как шагрене­ вая кожа, а планы по вылову, выпуску продукции оставались почти на одном и том же уров­ не. Не уменьшился и объем работ по системе непрерывного технического обслуживания, хотя в прошлом рейсе было 92 человека, в этом — 75. Нело­ гичны и расценки: стоимость любой ошкеренной рыбы — 811 рублей 80 копеек за тон­ ну. Но даже дилетанту, понят­ но: трудоемкость обработки различных рыб неодинакова. Поиск ох как нужных скоп­ лений рыбы пока результатов не дал. Но «Зеленоборск» на­ стойчив. «Не можем позволил* себе терять время» — так на­ чертано на мостике рефриже­ ратора. О чем не принято говорить вслух... ЕСЛИ СРАВНИТЬ И ПОДУМАТЬ — Вот в «Запрыбе» и пла­ ны меньше, и рыборазделоч­ ной техники больше, а уж о деньгах и говорить нечего — после каждого рейса «Жигу­ ли» в кармане. А у нас зар­ плата — одни слезы, — зави­ довали моряки одного из трау­ леров «Севрыбы». — Мурманчане всегда были молодцами, где захотели, там и ввели сокращенку, нам же ее навязали. Снабжения полу­ чают сколько хотят, мы же побираемся на промысле. И народ у нас не держится, бе­ жит, нет никакого стимула хо­ дить в море, — изливали мне душу рыбаки БМРТ «Комсо­ мол Украины» Рижской ба­ зы тралового флота «Запры- бы». Весь день я провел у них на •борту. Беседовал в каютах, на палубе, рыбофабрике, в салоне команды. И все как один се­ товали на свою рыбацкую судь- бу. Вначале о самом больном — сокращении штатного распи­ сания. В прошлом, эксперимен­ тальном, рейсе из него были изъяты, в частности, четвертый штурман, старший тралмейстер, электрорадионавигатор. Но работа на промысле показала: без них обойтись невозможно. Сейчас эти должности введены вновь, правда, электрорадиона­ вигатор включен в состав ре­ монтной бригады, он не входит в общий пай. На рыбофабрике 11 моряков, а на подвахту к ним постоянно приходят пять матросов палуб­ ной команды. По общему мне­ нию, Зтого количества явно не хватает. Чтобы процесс добычи и обработки не прерывался, как минимум, надо еще четы­ ре человека. Но самая большая нагрузка все же легла на машинную команду. Здесь сокращены три моториста, электрик, а токарь переведен в рембригаду. Вахту стоят механик и моторист, так они работают по 14 часов в сутки (имея в виду регулярные подвахты по профилактике обо­ рудования). В нынешнем рейсе промобстановка была «кислая», и матросам приходилось тру­ диться «всего-навсего» по 10— 12 часов в сутки. Двадцать лет назад, после постройки судна, в его штате было 150 человек, затем 94, сегодня 81. Совсем до неразум­ ного сокращения, оставив толь­ ко капитана к старшего меха­ ника, дело, видимо, не дойдет, ибо судно вскоре пойдет на «иголки». Впрочем, кто знает, ибо отдельные решения от­ дельных руководителей никак не укладываются в логику жизни, ведь техники-то почти никакой, разве что самодель­ ные ленточные транспортеры да филетировочные приспособле­ ния. Вообще у экипалха настрое­ ние было невеселое. Рейс за­ кончился. А на пай всего 2050 рублей, плановый — 2400. — При таких жестких нор­ мах, которые выдает нам база, — рассказывает первый по­ мощник капитана В. П. Ляль- ко, — немыслимо выполнять планы. Задания базы выше ми­ нистерских по вылову, замо­ розке, разделанной продукции на 3— 5 тонн. . Итак, в чем же можно поза­ видовать рыбакам «Запрыбы»? Пожалуй, лишь в том, что к ним постоянно приходят пись­ ма, газеты. За пять месяцев они четыре раза получили поч­ ту. В то же время наши моря­ ки за рейс — один, иногда два, хотя в этот район регулярно ходят транспортные рефриже­ раторы «Севрыбы». В чем посочувствовать? Еди­ ножды, да и то при выходе из инпорта получили скоропортя­ щиеся продукты. А весь рейс — макароны да лапша. Рыба­ кам Северного бассейна грех жаловаться не только на отсут­ ствие, но на перебои в снабже­ нии овощами, фруктами. Ну а теперь о том, о чем почему-то не принято говорить вслух — заработной плате тех и других. Матросу первого класса «Комсомола Украины» за 152 суток начислили 2600 рублей, матросу «Мурманрыб- прома», как говорили мне на БМРТ «Василий Адонкин», за 169 суток — 3900. Элементар­ ный подсчет показывает, что в сутки рыбак «Запрыбы» полу­ чает 17 рублей, «Севрыбы» — 23. Извините, но куда в таком случае деваются наши поляр­ ные надбавки и коэффициен­ ты? На северные льготы, как компенсацию за холод, поляр­ ные ночи, стужу зимой и ле­ том семьям северных рыбаков чья-то жесткая рука постави­ ла жирный крест. Однозначно; тут справедливостью не пахнет. Во всем же остальном беды рыбаков двух бассейнов одина­ ковы. Тут и низкая механиче­ ская оснащенность рыбофаб- рик, далеко не всегда проду­ манное сокращение штатов, практически узаконенный, во­ преки закону, двенадцатичасо­ вой рабочий день. Мысли в этом направлении можно развивать и дальше, фактов больше, чем достаточ­ но. И моряки единодушны: пе­ рестройка управления отраслью назрела давным-давно. Услы­ шат ли их голос в Министерст­ ве рыбного хозяйства СССР и ЦК профсоюза работников рыб­ ного хозяйства? Очень этого они хотят, и чем скорее, тем лучше и для повышения эффек­ тивности производства, и для полной реализации Продоволь­ ственной программы. А . ВИЛОВ. Атлантический океан. Резонанс (читатель продолжает разговор) ДВЕ НЕДЕЛИ НАЗАД была опубликована статья Г. Шаяхметова, в которой автор писал о недостатках в ор­ ганизации сдачи продукции на плавбазы, об устаревших, ни­ кому не нужных ГОСТах и ТУ (технических условиях). А сегодня мы предлагаем вниманию читателей письмо мастера- приемщика. Дорогие пассажиры За два рейса у меня созда­ лось впечатление о себе, как о пассажире. На переходах приемщик ничем не занима­ ется. Сам период работы со­ ставляет 7 — 10 дней, т. е. время загрузки транспорта. Осматриваешь принимаемую •рыбопродукцию, чтобы она соответствовала требованиям ГОСТа и ТУ, но делаешь все это без особого энтузиазма, т. к. осознаешь всю бессмыс­ ленность своей работы. По приходе в порт ты не эконо­ мишь экипажу ни одного ча-~ са стоянки при выгрузке, по­ скольку вся принятая тобой продукция предъявляется снова Северной инспекции по качеству. Сейчас мастерами по при­ емке рыбопродукции ходят в море работники управления 4 декабря 187 года «Севрыбхолодфлот». Ходят в основном молодые специа­ листы, некоторые сразу пос­ ле окончания училищ, кото­ рые не видели, как и вы­ глядит эта рыба на разде­ лочном столе. Судят обо всем по книжкам и сборни­ кам инструкций. Старые, знающие свое дело специа­ листы, работать на этой должности при теперешних условиях не хотят и не бу­ дут: ходить в море на одном окладе мало желающих. Для ппиппечения специалистов необходимо пересмотреть во­ прос оплаты или вообще со­ кратить эту должность. Е. БАБКИН, мастер-приемщик рыбы уп­ равления «Севрыбхолод­ флот». Спросили бы у моряков Прочитал статью «Зачем стараться?» матро­ са Д. Никитского («РМ», 1987 г., № 46) и ре­ шил поговорить о проблемах работы экипа­ жей с сокращенными штатами. Жаль Д. Никитского, не повезло ему с кол­ лективом, если моряки идут на уборку рыбы, лишь бы «отстоять свои три часа». Я работаю в Мурманском траловом флоте 16 лет, сейчас — старшим мастером добычи на ПСТ. На этих судах нет палубной команды. Поэтому все работы, связанные с ремонтом и вооружением тралов, фактически выполня­ ют три человека: старший мастер лова и два мастера. Хотя промвооружение такое же, как на БМРТ. Суда типа ПСТ работают в Баренцевом мо­ ре на промысле донных пород. Кто ходил в море, тому не надо говорить ни о климате этого района, ни о порывах тралов и прочих экстремальных ситуациях и в полярный день, ОТ РЕДАКЦИИ. Мы попросили прокоммен­ тировать письмо моряка в отделе добычи флота. Инженер отдела А . И. БУРАВЛЕВ сказал: «Министерство рыбного хозяйства СССР в своем распоряжении указало, какие именно должности на судах подлежат сокращению. В и тем более полярную ночь. Нам приходится работать в таких условиях по 12—16 часов в сутки. Так это было втро­ ем. А сейчас? Сократили должность одного мастера добычи, остались вдвоем. Скажите, о каких подвахтах может идти речь? Я еще не ходил в море с сокращенным экипажем, но разговаривал с людьми, кото­ рым довелось испытать такую работу. Стар­ шие мастера добычи после таких рейсов ду­ мают, где найти другую работу. Я не против сокращения штатов, но все должно быть разумным. Пусть экипажи сами решают, без кого они смогут обойтись. Важ­ но, чтобы это решение не отразилось на ко­ нечных результатах работы, на здоровье и настроении людей. В. БУШ, старший мастер добычи Мурманского тра­ лового флота. частности, на ПСТ это должность мастера до­ бычи. Пока сокращение шло в виде экспери­ мента, еще советовались с капитанами, с эки­ пажами: без кого можно обойтись, не пре­ вышая установленный фонд зарплаты. Теперь уже эксперимент стал нормой, то есть нико­ го ни о чем не спрашивакц»,. РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz