Рыбный Мурман. 1987 г. Декабрь.
Передает наш спецкор Парадоксы промысла п РАКТИЧЕСКИ парализо- вана сейчас работа одно го кз самых дальних районов промысла. Нерест рыбы задер живается, она рассеялась по площадкам, не концентрируют ся в плотные скопления и пи щевые объекты. Разгулялась штормовая погода, и конца ей не видно. Ветер, не прекраща ясь, свирепствует с силой 20 метров в секунду. Выход один — перебежать на запасные участки лова. Но есть ли там рыба? Ответ на этот вопрос должны дать ледокольно-спаса тельное судно «Гигант» и ППР «Зеленоборск», ушедшие на проверку нового района. С ве рой и надеждой ждет от них сообщений группа судов. Пять поисковых суток отве дено «Зеленоборску». А вооб- ще-то он уже почти два меся ца в рейсе. Но похвастаться пока нечем. За это время вы лов составил около половины запланированного. Например, вчера, перед отходом на поиск, «ПАРИКМАХЕРСКАЯ» НА БОРТУ выловили всего 14 тонн, а су точная нагрузка — 38. Иной раз бывало и получше. Только тут тормозила рыбо- фабрика. Экипаж трудится в сокращенном варианте (кстати, «Зеленоборск» — единствен ный из ППРов, работающий здесь по-новому), а механиза ции — почти нуль. Пытались сами поставить головорубоч ную машину — не получилось. Хотели наладить самоделку- плавникорезку — не пошла, стрижет только хребтовые плав ники, а брюшные — ни в ка кую. Ничего не оставалось де лать, как брать в руки ножни цы. Парикмахерская да и толь ко, а не производственный цех. И быстрее получается, и каче ственнее. А в то же время работаю щий рядом ППР «Ковдор» вы пускал в сутки 30 тонн разде ланной продукции, в полтора раза больше, чем «парикмахе ры». Спустили катер. Поехали помощник капитана по произ водству Н. Ф . Сухонин и ме ханик-наладчик Н. П. Ищенко за опытом к коллегам. Но ока залось, что там рыбофабрика намного вместительнее, совсем иной конструкции. Так что пе ренять нечего — условия дру гое. Конечно, проще простого упрекнуть специалистов судна, однако это было бы не совсем справедливо. Перед рейсом ка питан-директор В. Г. Никола енко не раз обивал пороги ме ханико-судовой службы, отдела материально-технического снаб жения, мол, пришлите в море ленты транспортера, электро ды, соответствующую сталь. Вроде обещали. Зашел даже к секретарю парткома тралфлота В. И. Шулюпину, попросил про контролировать доставку мате риалов. До сих пор не понима ет, за что получил отповедь: «Эти вопросы парткому несвой ственны». Правда, ТР «Пролив Диа ны» доставил ленту транспор тера. И все. Три раза давал капитан радиограммы в адрес механико-судовой службы. От туда — молчок. Спрос же за невыполнение задания будет с экипажа. Может, такова стра тегия управления? Ведь судно скоро идет на списание, значит, нет необходимости модернизи ровать рыбофабрику? Тогда за чел! сокращать экипаж, ибо вы пуск продукции значительно уменьшился. — А между тем планы оста лись прежними, — говорит Владислав Григорьевич и пока зывает толстую папку рейсовых заданий, накопившихся за де сять лет. Удивительно: судно старело, штаты ужимались, как шагрене вая кожа, а планы по вылову, выпуску продукции оставались почти на одном и том же уров не. Не уменьшился и объем работ по системе непрерывного технического обслуживания, хотя в прошлом рейсе было 92 человека, в этом — 75. Нело гичны и расценки: стоимость любой ошкеренной рыбы — 811 рублей 80 копеек за тон ну. Но даже дилетанту, понят но: трудоемкость обработки различных рыб неодинакова. Поиск ох как нужных скоп лений рыбы пока результатов не дал. Но «Зеленоборск» на стойчив. «Не можем позволил* себе терять время» — так на чертано на мостике рефриже ратора. О чем не принято говорить вслух... ЕСЛИ СРАВНИТЬ И ПОДУМАТЬ — Вот в «Запрыбе» и пла ны меньше, и рыборазделоч ной техники больше, а уж о деньгах и говорить нечего — после каждого рейса «Жигу ли» в кармане. А у нас зар плата — одни слезы, — зави довали моряки одного из трау леров «Севрыбы». — Мурманчане всегда были молодцами, где захотели, там и ввели сокращенку, нам же ее навязали. Снабжения полу чают сколько хотят, мы же побираемся на промысле. И народ у нас не держится, бе жит, нет никакого стимула хо дить в море, — изливали мне душу рыбаки БМРТ «Комсо мол Украины» Рижской ба зы тралового флота «Запры- бы». Весь день я провел у них на •борту. Беседовал в каютах, на палубе, рыбофабрике, в салоне команды. И все как один се товали на свою рыбацкую судь- бу. Вначале о самом больном — сокращении штатного распи сания. В прошлом, эксперимен тальном, рейсе из него были изъяты, в частности, четвертый штурман, старший тралмейстер, электрорадионавигатор. Но работа на промысле показала: без них обойтись невозможно. Сейчас эти должности введены вновь, правда, электрорадиона вигатор включен в состав ре монтной бригады, он не входит в общий пай. На рыбофабрике 11 моряков, а на подвахту к ним постоянно приходят пять матросов палуб ной команды. По общему мне нию, Зтого количества явно не хватает. Чтобы процесс добычи и обработки не прерывался, как минимум, надо еще четы ре человека. Но самая большая нагрузка все же легла на машинную команду. Здесь сокращены три моториста, электрик, а токарь переведен в рембригаду. Вахту стоят механик и моторист, так они работают по 14 часов в сутки (имея в виду регулярные подвахты по профилактике обо рудования). В нынешнем рейсе промобстановка была «кислая», и матросам приходилось тру диться «всего-навсего» по 10— 12 часов в сутки. Двадцать лет назад, после постройки судна, в его штате было 150 человек, затем 94, сегодня 81. Совсем до неразум ного сокращения, оставив толь ко капитана к старшего меха ника, дело, видимо, не дойдет, ибо судно вскоре пойдет на «иголки». Впрочем, кто знает, ибо отдельные решения от дельных руководителей никак не укладываются в логику жизни, ведь техники-то почти никакой, разве что самодель ные ленточные транспортеры да филетировочные приспособле ния. Вообще у экипалха настрое ние было невеселое. Рейс за кончился. А на пай всего 2050 рублей, плановый — 2400. — При таких жестких нор мах, которые выдает нам база, — рассказывает первый по мощник капитана В. П. Ляль- ко, — немыслимо выполнять планы. Задания базы выше ми нистерских по вылову, замо розке, разделанной продукции на 3— 5 тонн. . Итак, в чем же можно поза видовать рыбакам «Запрыбы»? Пожалуй, лишь в том, что к ним постоянно приходят пись ма, газеты. За пять месяцев они четыре раза получили поч ту. В то же время наши моря ки за рейс — один, иногда два, хотя в этот район регулярно ходят транспортные рефриже раторы «Севрыбы». В чем посочувствовать? Еди ножды, да и то при выходе из инпорта получили скоропортя щиеся продукты. А весь рейс — макароны да лапша. Рыба кам Северного бассейна грех жаловаться не только на отсут ствие, но на перебои в снабже нии овощами, фруктами. Ну а теперь о том, о чем почему-то не принято говорить вслух — заработной плате тех и других. Матросу первого класса «Комсомола Украины» за 152 суток начислили 2600 рублей, матросу «Мурманрыб- прома», как говорили мне на БМРТ «Василий Адонкин», за 169 суток — 3900. Элементар ный подсчет показывает, что в сутки рыбак «Запрыбы» полу чает 17 рублей, «Севрыбы» — 23. Извините, но куда в таком случае деваются наши поляр ные надбавки и коэффициен ты? На северные льготы, как компенсацию за холод, поляр ные ночи, стужу зимой и ле том семьям северных рыбаков чья-то жесткая рука постави ла жирный крест. Однозначно; тут справедливостью не пахнет. Во всем же остальном беды рыбаков двух бассейнов одина ковы. Тут и низкая механиче ская оснащенность рыбофаб- рик, далеко не всегда проду манное сокращение штатов, практически узаконенный, во преки закону, двенадцатичасо вой рабочий день. Мысли в этом направлении можно развивать и дальше, фактов больше, чем достаточ но. И моряки единодушны: пе рестройка управления отраслью назрела давным-давно. Услы шат ли их голос в Министерст ве рыбного хозяйства СССР и ЦК профсоюза работников рыб ного хозяйства? Очень этого они хотят, и чем скорее, тем лучше и для повышения эффек тивности производства, и для полной реализации Продоволь ственной программы. А . ВИЛОВ. Атлантический океан. Резонанс (читатель продолжает разговор) ДВЕ НЕДЕЛИ НАЗАД была опубликована статья Г. Шаяхметова, в которой автор писал о недостатках в ор ганизации сдачи продукции на плавбазы, об устаревших, ни кому не нужных ГОСТах и ТУ (технических условиях). А сегодня мы предлагаем вниманию читателей письмо мастера- приемщика. Дорогие пассажиры За два рейса у меня созда лось впечатление о себе, как о пассажире. На переходах приемщик ничем не занима ется. Сам период работы со ставляет 7 — 10 дней, т. е. время загрузки транспорта. Осматриваешь принимаемую •рыбопродукцию, чтобы она соответствовала требованиям ГОСТа и ТУ, но делаешь все это без особого энтузиазма, т. к. осознаешь всю бессмыс ленность своей работы. По приходе в порт ты не эконо мишь экипажу ни одного ча-~ са стоянки при выгрузке, по скольку вся принятая тобой продукция предъявляется снова Северной инспекции по качеству. Сейчас мастерами по при емке рыбопродукции ходят в море работники управления 4 декабря 187 года «Севрыбхолодфлот». Ходят в основном молодые специа листы, некоторые сразу пос ле окончания училищ, кото рые не видели, как и вы глядит эта рыба на разде лочном столе. Судят обо всем по книжкам и сборни кам инструкций. Старые, знающие свое дело специа листы, работать на этой должности при теперешних условиях не хотят и не бу дут: ходить в море на одном окладе мало желающих. Для ппиппечения специалистов необходимо пересмотреть во прос оплаты или вообще со кратить эту должность. Е. БАБКИН, мастер-приемщик рыбы уп равления «Севрыбхолод флот». Спросили бы у моряков Прочитал статью «Зачем стараться?» матро са Д. Никитского («РМ», 1987 г., № 46) и ре шил поговорить о проблемах работы экипа жей с сокращенными штатами. Жаль Д. Никитского, не повезло ему с кол лективом, если моряки идут на уборку рыбы, лишь бы «отстоять свои три часа». Я работаю в Мурманском траловом флоте 16 лет, сейчас — старшим мастером добычи на ПСТ. На этих судах нет палубной команды. Поэтому все работы, связанные с ремонтом и вооружением тралов, фактически выполня ют три человека: старший мастер лова и два мастера. Хотя промвооружение такое же, как на БМРТ. Суда типа ПСТ работают в Баренцевом мо ре на промысле донных пород. Кто ходил в море, тому не надо говорить ни о климате этого района, ни о порывах тралов и прочих экстремальных ситуациях и в полярный день, ОТ РЕДАКЦИИ. Мы попросили прокоммен тировать письмо моряка в отделе добычи флота. Инженер отдела А . И. БУРАВЛЕВ сказал: «Министерство рыбного хозяйства СССР в своем распоряжении указало, какие именно должности на судах подлежат сокращению. В и тем более полярную ночь. Нам приходится работать в таких условиях по 12—16 часов в сутки. Так это было втро ем. А сейчас? Сократили должность одного мастера добычи, остались вдвоем. Скажите, о каких подвахтах может идти речь? Я еще не ходил в море с сокращенным экипажем, но разговаривал с людьми, кото рым довелось испытать такую работу. Стар шие мастера добычи после таких рейсов ду мают, где найти другую работу. Я не против сокращения штатов, но все должно быть разумным. Пусть экипажи сами решают, без кого они смогут обойтись. Важ но, чтобы это решение не отразилось на ко нечных результатах работы, на здоровье и настроении людей. В. БУШ, старший мастер добычи Мурманского тра лового флота. частности, на ПСТ это должность мастера до бычи. Пока сокращение шло в виде экспери мента, еще советовались с капитанами, с эки пажами: без кого можно обойтись, не пре вышая установленный фонд зарплаты. Теперь уже эксперимент стал нормой, то есть нико го ни о чем не спрашивакц»,. РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz