Рыбный Мурман. 1987 г. Декабрь.

• УЩЫление пртзШ ством : новый этап • В редакцию поступали многочисленные вопросы: какой будет «Севрыба»? Публикуя отчет с партхозактива, мы отвечаем на эти вопросы. В своем докладе на акти­ ве начальник ВРПО «Севры­ ба» М. И. Каргин отметил, что с 1986 года рыбная про­ мышленность работает в но­ вых условиях хозяйствования. Это способствовало перевы­ полнению основных плановых заданий прошлого года. Тем не менее коренной перестрой- . ки на бассейне не произо- 5 шло. Доказательством тому служат результаты работы текущего года — не будут выполнены планы по боль­ шинству показателей. Докладчик привел немало примеров несостоятельности существующей структуры уп­ равления предприятиями и ее неспособности обеспечить стабильную работу и дина­ мичное развитие отрасли. От­ сутствие научно обоснован­ ной' системы управления, пре­ обладание административно­ волевых методов приводят к тому, что на смену «инкам» хорошей работы непременно приходят провалы в произ­ водственной деятельности. С февраля этого года руко- . водители и специалисты, в том числе большая группа капитанов, занимается разра­ боткой новой структуры уп­ равления, которая позволила бы устранить ныне сущест­ вующие проблемы. В рамках этой работы были оргаиизо- ^ ваны игровые сессии по оп­ тимизации схемы управления Северного бассейна. Анализ показал, что достичь постав­ ленной цели можно лишь в том случае, если все про­ изводственные процессы (основные и вспомогатель­ ные) будут складываться в единую систему. Требуется единое управление Северным бассейном, основанное на эко­ номических принципах взаи­ моотношений между коллек­ тивами. Однако достичь эту цель сразу, единым рывком .невоз­ можно. Отсутствует необходи­ мое программное, информа­ ционное обеспечение, не под­ готовлена экономическая ос­ нова. Серьезной подготовки и переподготовки требуют и уп­ равленческие кадры. Поэто­ му переход на новую струк­ туру управления предполага­ ется проводить в три этапа. Первый этап. Его планиру­ ется начать в следующем го­ ду. Он предусматривает со­ здание новой организацион­ ной структуры — «объеди­ ненный флот» на базе соеди­ нения четырех флотов (тра­ лового, «Мурманрыбпрома», «Севрыбхолодфлота», «Сев- рыбпромразведки»). Он будет состоять из трех структур­ ных единиц: головного пред­ приятия на базе тралфлота и «Мурманрыбпрома», а также подчиненных ему «Севрыб­ холодфлота» и «Севрыбпром- разведки». Аппарат управле­ ния головного предприятия одновременно является аппа­ ратом управления всего объ­ единенного флота. В основу формирования оргструктуры объединенного флота положен программно­ целевой метод управления, где центральное место зани­ мает отдел сводного програм­ мирования. Этот центральный отдел является составителем и держателем производствен­ ной программы, ответствен­ ным за ее сбалансированность с подпрограммами других функциональных подразделе­ ний (добычи, обработки, ма­ териально-технического обе­ спечения и т. д.). Его основ­ ная цель — обеспечение вы­ полнения государственного заказа и достижение устой­ чивого финансового положе­ ния. Отдел готовит варианты производственной деятельно­ сти, окончательное решение по которым принимает про­ мысловый совет объединен­ ного флота под председатель­ ством генерального директо­ ра. Реализацию поставленной советом задачи должен осу­ ществлять хозрасчетный от­ дел. Он разрабатывает рей­ совые задания судам, подво­ дит итоги их производствен­ но - финансовой деятельно­ сти, а также обобщает ре­ зультаты работы по флоту. • В условиях перехода на самофинансирование для увязки показателей как объ­ единенного флота, так и су­ дов разработана система хоз­ расчета по каждому типу су­ дов. В его основу на первом этапе заложен противозатрат­ ный механизм, т. е. обеспе­ чение режима экономии, при котором выплачивается пре­ мия и создается фонд поощ- стройтреста. Здесь же отра­ батывается механизм управ­ ления ГПО с образованием единого координационного центра. Третий этап. Переход на программно -целевые прин­ ципы управления, создание фирмы «Север» в 1990 году. Специализированный аппа­ рат управления полностью передаст свои полномочия совету директоров. Расчет экономической эф­ фективности показывает, что предлагаемый вариант струк­ туры позволит улучшить про­ изводственные показатели работы, создаст условия для объединения взаимосвязан­ ных производственных про- КДК 01 It БЫТЬ? рения экипажа за экономию. А на втором этапе экипажи будут стимулироваться за вы­ полнение плана по прибыли. На первом этапе функции управления государственным производственным объедине­ нием (ГПО) будет выполнять обособленный аппарат. Его основная задача — регулиро­ вание экономических отно­ шений между объединенным флотом и остальными пред­ приятиями, распределение сырьевых и материальных ли­ митов судоремонта, а также решение* вопросов научно-тех­ нического развития. Функции по управлению процессами добычи, обработки, транспор­ тировки передаются в объеди­ ненный флот. В связи с этим численность аппарата ВРПО сокращается. Второй этап. Для того, что­ бы производственный процесс был неразрывным, представ­ ляется целесообразным со­ здание Мурманского рыбодо­ бывающего и рыбообрабаты­ вающего комплекса. Он бу­ дет образован за счет слия­ ния объединенного флота с рыбообрабатывающим комби­ натом и фабрикой орудий ло­ ва. Параллельно завершится процесс организации научно- производственного объедине­ ния, судообрабатывающего п снабженческого комплексов, цессов в единый комплекс, работающий на конечный ре­ зультат, сократит числен­ ность управленческого персо­ нала за счет централизации ряда функций управления ориентировочно на 150 чело­ век. Работа всех подразделений на конечный результат, по­ вышение уровня концентра­ ции производства / снизит объемы готовой продукции, направляемой на иромпере- работку, уменьшит . сумму штрафов за недопоставку про­ дукции почти на миллион рублей, усилит заинтересо­ ванность трудовых коллекти­ вов в производстве высоко- Что касается структуры управления научным обслу­ живанием, то решение проб­ лемы видится в создании на­ учно-производственных объ­ единений (НПО) в комплексе с конструкторскими органи­ зациями, укреплением до­ говорных связей. В частно­ сти, предполагается создать НПО средств автоматизации управления «Моринформа- тика». Организация НПО на базе ПТО «Севтехрыбпром» и машиностроительных про­ изводств позволит сконцент­ рировать научно-технический потенциал бассейна на разра­ ботке и создании современ­ ной техники и технологии. М. И. Каргин особо оста­ новился на некоторых вопро­ сах совершенствования ор­ ганизации заработной платы. Здесь пока сохраняются эле­ менты социальной несправед­ ливости. Так, у моряков уро­ вень часового заработка зна­ чительно ниже, чем у доке­ ра рыбного порта, машино­ строителя судоверфи или ра­ ботника тарного комбината. При новой структуре эта проблема будет решаться пу­ тем внедрения судового хоз­ расчета н повышения прин­ ципа материальной заинте­ ресованности. .. Для обслуживания судов объединенного флота ведут­ ся проработки создания су- дообрйбатывающего комплек­ са. Он представляется как объединение рыбного порта и автобазы, а также единого структурного подразделения материально - технического снабжения. Создание судо­ обрабатывающего комплекса позволит' централизовать вы­ полнение услуг, развить аген­ тирование, рациональнее ис­ пользовать грузовой и тех- рентабельной продукции на „ береговых перерабатывающих нологическни транспорт, ско- предприятнях. ординировать полную обра- Централизация средств и ботку судов, фондов создаст условия для Докладчик подчеркнул, оказания помощи тем пред­ приятиям, у которых по не­ зависящим от них причинам сложилось тяжелое финан­ совое положение. Примерно на четверть со­ кратится документооборот. Должна претерпеть измене­ ние и существующая систе- что процесс перехода сопря­ жен со многими проблемами. Но, пожалуй, главная из них — перестройка сознания лю­ дей. Не все еще оценивают важность проводимой работы, воспринимают ее как кампа­ нию. Это еще и еще раз на­ поминает о том, что пред- ма финансирования, кредито- стоит огромная работа, и пре- вания. жде всего с людьми. Публикуя сегодня схему новой организационно-управлен­ ческой структуры объединенного флота, редакция пригла­ шает обсудить ее всех читателей газеты. Организационно- управленческая структура объединенного флота ПРИМ ЕЧАНИЯ '№ I — отдел контроля каче­ ства продукции и инженерно­ го обеспечения производства. № 2 - бухгалтерская служ­ ба. N? 3 — отдел сводной отчет­ ности. № 4 — отдел учета затрат на производство. N *5 — отдел учета матери­ альных ценностей. Ns 6 — отдел учета и кон­ троля. N» 7 — отдел расчетов. N? 8 — отдел методологии бухгалтерского учета и поста­ новки задач. № 9 — контрольно . ревизи­ онный отдел. ДИСНТЧЕРСХА* С1УЖЫ ХОЗРАСЧЕТНЫЙ ошл АТЕНТиГлецде СПУЖБА ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СПУЖБА ХОЗРАСЧЕТНЫЙ ошл АГЕНТИРУЮЩАЭ СЛУЖБА дептЕРскд» СЛУЖИ X 3 lPAC 4 £THt»k* отдрл IffнТи^г-СУЛЯ СЛУЖБА НАУЧНОЕ ПОДРАЗДЕ­ ЛЕНИЕ КАПИТАНЫ -ДИРЕКТОРЫ К А П И Т ) * н ы - д и р е к т о Р Ы К А П И Т А Н Ы ПЛАВБАЗЫ, ТРАНСПОРТЫ. TAHKFPb* С У Д А с у д а перспективной Ы .ОПЕРАТИВНОЙ РАДВЕДКИ НИС ь. 25 декабря 1987 года &

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz