Рыбный Мурман. 1987 г. Декабрь.
п •Люди рыбацкого Секра В отделе кадров на каждого моряка заполняют специаль ную карточку учета: что окон чил, когда пришел на флот, на каких судах и в какой долж ности работал. Вносится также информация о поощрениях и взысканиях. На карточке Ми хаила Анатольевича Сахно обе эти графы заполнены. Одкако не пытайтесь узнать, что за взыскания были наложены на этого человека: их у него нет. Вот поощрения — дело дру гое. Даже места в графе «по ощрения» не хватило, потому инспектор и стал заносить их в графу для взысканий. Такой уж- курьез получился. Михаил Анатольевич Сахно по специальности механик-на ладчик. В Мурманский трало вый флот пришел после окон чания Ейского техникума рыб ной промышленности. Первый \ выход в море принес для него v одни разочарования. Ходил стажером механика-наладчика. Наставник оказался человеком осторожным до крайностей, не позволял новичку никакой са мостоятельности. Только и слышал от него: «Михаил — принеси, Михаил — подай». В итоге после рейса Сахно «за валил» аттестацию: не смог рассказать комиссии о всех возможных капризах в работе филейной машины. Случай уникальный: имея специальное образование, Михаил не смог получить право работать по специальности. Огорчился, но не смирился. В следующий рейс пошел на другом судне слесарем. Меха- ником-наладчиком на трауле ре был опытный моряк Влади слав Рыльков. Зная, что Сахно имеет диплом об окончании техникума, он стал привлекать его к самостоятельной работе на рыбофабрике. Выбирал для этого промежутки времени, когда в бункере не было ры бы. Задание давал без под робных объяснений. «Сам по смотри, разберись, сделай, а я проверю», — ограничивал механик-наладчик свой инст руктаж перед работой и этим заставлял Михаила думать и искать решение самостоятель но. Такое наставничество по шло новичку на пользу. По приходе в порт тот прошел наконец аттестацию на меха ника-наладчика. На этот раз Сахно получил направление на БМРТ «Прог ресс». Траулер содержали не в лучшем техническом состо- Вот пример. На траулере установили заводскую рыбо разделочную машину. Попро бовали ее в работе — вроде ничего. И б друг пошли регу лярные сбои. Рыбные отходы попадали на ременный привод кассетного полотна, и он про буксовывал. Машина простаи вала. Вот тогда Сахно вместо ремня поставил цепь и пере делал механизм протаскива ния рыбы сквозь ножи. На дежность в работе и произво дительность рыборазделочной машины возросли. го. БАТ «Адмирал Головко» направили в другой район промысла, на ставриду. Уловы поднимали не хуже других: до 15—20 тонн. Но вот со шкеркой рыбы не ладилось. Вместе с подвахтой обрабаты вали 6—7 тонн за вахту. Зави довали соседям по промыслу — БАТу «Адмирал Падорин», у которого показатели по шкерке рыбы были вдвое луч ше. Переговорили по УКВ и оказалось, что там использу ют для обработки рыбы специ альные приспособления, — НА «ОТЛИЧНО» янии.' Начал механик-налад- чик проверять работу техноло гического оборудования и вы яснил: громыхает подшипник на мельнице жиромучной ус тановки. Оказалось, погнут вал. Провозился с ним Миха ил в общей сложности 72 ча са. Боялся не оправдать дове рия в новой для себя долж ности. Но к началу промысла установку все же отремонти ровал. «Сейчас с той же ра ботой справился бы в два ра за быстрее. Ну а тогда опыта не хватало», — вспоминает Михаил ответственный для не го период. Работал он тогда по 16—20 часов в сутки, лишь бы технологическая линия не простаивала. Старательность молодого специалиста заме тили. Судовой комитет пред ложил поощрить М. А . Сахно. Так появилась первая запись в его карточке—благодарность. За 11 лет, что ходит Михаил Анатольевич в море, таких записей уже сделан не один десяток. А это свидетельству ет о его профессиональном росте, понимании всех тонкос тей работы наладчика. Впрочем, забота о рацио нальном использовании средств малой механизации является одной из основных обязаннос тей механика-наладчика. До статочно сменить объект про мысла, как возникает необхо димость переналадки судовой технологической линии. На БАТ «Адмирал Головко» перед выходом судна в рейс доставили на борт две маши ны для выработки спинки пу тассу. Одну из них установили, а вот другая никак не увязы валась с существующей на тра улере поточной линией. Ее ус тановка только усложняла ра боту рыбцеха, снижала объем заморозки рыбы. Пришлось Михаилу Анатольевичу покол довать над всей технологиче ской цепочкой. Развернули два имеющихся транспортера, ус тановили дополнительные, и рыбу от двух машин теперь можно было собирать в один сборник. Суточная заморозка не пострадала, да и выход спинки путассу увеличился до 30 тонн. Однако на путассу экипаж траулера проработал недол «конусы». «Дельная вещь! Чер вячный винт заменяет шкероч- ный нож», — сразу ухватился за эту идею Михаил Анатоль евич. У себя на судне он сде лал по четыре таких приспо собления с каждой стороны транспортера. Разделка ставри ды пошла быстрее. При хоро шей, крупной рыбе за четыре часа выходило до 15 тонн по луфабриката. Впрочем, с первых дней при хода в новый район донимала механика-наладчика и пресерв- ная линия. Не хватало людей для ее обслуживания. Суточ ная производительность не превышала 3 тысяч банок в сутки. «Мало закатываем», — укоризненно качал головой ка питан, когда технолог прино сил ему суточную сводку. Но вот однажды механик-налад чик обратился к технологу Исакову с предложением: «Бо рис Тимофеевич, вот схема, по которой я хочу переоборудо вать пресервную линию». Раз говор происходил в рыбцехе на смене вахт, поэтому пока разглядывали и сверяли сде ланный от руки чертеж с тем, что имелось в действительнос ти, вокруг собрались моряки. Получилось вроде техническо го консилиума. Несколько дельных предложений матро сов привели схему к оптималь ному варианту. И уже не было такого, чтобы во время рабо ты линии что-нибудь перено силось, перетаскивалось. Ра бота шла, как говорится, из рук в руки. Когда сделали ре конструкцию, то в сутки уже закатывали 10 тысяч банок. Но что примечательно — для из готовления этой поточной ли нии оказалось достаточно под ручного материала и все из готовили своими руками. Кстати, о руках. В траловом флоте говорят, что они у Ми хаила Анатольевича золотые. Мозолистые, огрубевшие от постоянной работы с метал лом, они много делают для облегчения труда моряков, для выполнения экипажем рей совых заданий. Приятно смот реть, как эти руки управляют ся с гаечным ключом или то карным станком: ни одного лишнего движения. «Плохо только, не смогли они осво ить ни одного музыкального инструмента», — шутит Сах но. Но песни Михаил любит. «Нет не шлягеры. Люблю слу шать Юрия Антонова, Влади мира Высоцкого или Алек сандра Розенбаума. Коллекци онирую их записи. Когда слу шаешь этих авторов, неволь но задумываешься: даешь оценку собственным поступ кам, делам». А дел и проблем у механика-наладчика, как мы уже знаем, в каждом рейсе с избытком. Но М. А. Сахно справляется. Об этом свиде тельствует признание его «Луч шим по профессии». По труду и честь. В. МИКОЛЮК, инженер ЦПКТБ. С С Т Ь СЛОВА , как му- ^ зыка, как праздник. Вслушайтесь: каравелла, бриг, корвет, барк... Помни те? — «Опять паруса «Кру зенштерна» шумят над моей головой...» И признайтесь, большие, сильные и мудрые мужчины, разве над вами в детстве не шумели паруса бригантин, разве ваши маль чишеские сердца не замира ли от этих названий. А скольким девчонкам снились и скольким еще будут снить ся алые паруса Александра Грина?! Человек* может быть от личным работником, прекрас ным специалистом, но если, кроме работы, кроме забот о хлебе насущном, его больше ничего не интересует, он бе ден и неинтересен. Любое увлечение, будь то книги, спорт, моделирование, фото графия, — любое творчество обогащают человека духов но. Николай Витальевич По номарев хороший специалист, вот уже десять лет работает он в траловом флоте. Начи нал матросом, в первый же год работы закончил Ш УКС , с тех пор ходит в море мотористом, сейчас он моторист 1-го класса. И в общественной работе прини мает участие, и на судовой Доске почета не раз была его фотография. Впрочем, та ких, как он, добросовестных, трудолюбивых парней, не мало в мурманских флотах. И увлечение у него «мор ское» — он делает модели парусных судов. Наверное, все мальчишки одинаковы, чем только они не увлекаются в детстве? Вот и Николай и выпили вал, и рисовал, и резьбой по дереву увлекался. На служ- ПЙРУСЙ ФЛОТА РОССИЙСКОГО бе (служил в Военно-Мор ском Флоте) занялся моде лированием, правда, по срав нению с работами последних лет, то были простенькие мо дели: яхты, подводные лод ки из оргстекла. Потом де мобилизация, выбор профес сии, а значит, и своего ме ста в жизни прервали это увлечение. А в 1984 году он «заболел» своим увлечением снова... За три года Николай сде лал два корабля — бриг «Меркурий», парусное судно «Санта-Мария» и заканчива ет последний;, тот, что вы видите на фотографии, пер вый русский парусный ко рабль. Впрочем, уже закон чил. Осталось лишь вывести на борту судна красивое и гордое имя «Орел». Все модели выполнены в масштабе 1 :1 0 0 . Инстру мент у Николая почти весь самодельный. И при подборе материалов для изготовле ния судов ему приходится применять немало смекалки. Попробуйте угадать, из чего сделаны борта «Орла», — ни когда не угадаете! — из обыкновенных школьных ли неек. Их пошло на изготов ление бортов 15 штук. Ко нечно, удивил продавцов придирчивый покупатель, пе ребравший кучу линеек, каж дую проверял ‘ на изгиб, по долгу вертел в руках. По-разному относятся то варищи Николая по работе к его увлечению. Некоторые считают чудаком, не понима ют, как можно, отстояв вах ту, тратить время отдыха на этот кропотливый труд. Дру гие говорят, что, имея такие умелые руки, нужно искать работу на берегу. И не по нять ни тем, ни другим, что, хоть и спилены крошечными надфилями у Николая паль цы чуть не до крови, и уста ют глаза и руки, обрабаты вая микродетали, — рабо тая, он отдыхает, и никакие деньги не компенсируют той радости, которую приносит ему эта работа. Есть у Николая мечта — сделать модель самого боль шого русского парусного суд на «12 апостолов», а если смотреть дальше, то и моде ли всех русских парусных судов. Модель «Орла» собирал Николай пять месяцев. Она путешествовала с ним в Пор тугалию и Перу. Зная об этом, глядя на то, как бе режно укладывает он модель «Орла» в специально сделан ный ящик с придуманными им хитроумными крепления ми, верится, что так оно и будет: будут, обязательно будут у Николая, модели всех парусных судов русского флота! Т. ТРУНОВАг старший инженер областно го управления Промстрой банка. Фото В. КОНОНОВА. 18декабря 1987года о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz