Рыбный Мурман. 1987 г. Декабрь.

п •Люди рыбацкого Секра В отделе кадров на каждого моряка заполняют специаль­ ную карточку учета: что окон­ чил, когда пришел на флот, на каких судах и в какой долж­ ности работал. Вносится также информация о поощрениях и взысканиях. На карточке Ми­ хаила Анатольевича Сахно обе эти графы заполнены. Одкако не пытайтесь узнать, что за взыскания были наложены на этого человека: их у него нет. Вот поощрения — дело дру­ гое. Даже места в графе «по­ ощрения» не хватило, потому инспектор и стал заносить их в графу для взысканий. Такой уж- курьез получился. Михаил Анатольевич Сахно по специальности механик-на­ ладчик. В Мурманский трало­ вый флот пришел после окон­ чания Ейского техникума рыб­ ной промышленности. Первый \ выход в море принес для него v одни разочарования. Ходил стажером механика-наладчика. Наставник оказался человеком осторожным до крайностей, не позволял новичку никакой са­ мостоятельности. Только и слышал от него: «Михаил — принеси, Михаил — подай». В итоге после рейса Сахно «за­ валил» аттестацию: не смог рассказать комиссии о всех возможных капризах в работе филейной машины. Случай уникальный: имея специальное образование, Михаил не смог получить право работать по специальности. Огорчился, но не смирился. В следующий рейс пошел на другом судне слесарем. Меха- ником-наладчиком на трауле­ ре был опытный моряк Влади­ слав Рыльков. Зная, что Сахно имеет диплом об окончании техникума, он стал привлекать его к самостоятельной работе на рыбофабрике. Выбирал для этого промежутки времени, когда в бункере не было ры­ бы. Задание давал без под­ робных объяснений. «Сам по­ смотри, разберись, сделай, а я проверю», — ограничивал механик-наладчик свой инст­ руктаж перед работой и этим заставлял Михаила думать и искать решение самостоятель­ но. Такое наставничество по­ шло новичку на пользу. По приходе в порт тот прошел наконец аттестацию на меха­ ника-наладчика. На этот раз Сахно получил направление на БМРТ «Прог­ ресс». Траулер содержали не в лучшем техническом состо- Вот пример. На траулере установили заводскую рыбо­ разделочную машину. Попро­ бовали ее в работе — вроде ничего. И б друг пошли регу­ лярные сбои. Рыбные отходы попадали на ременный привод кассетного полотна, и он про­ буксовывал. Машина простаи­ вала. Вот тогда Сахно вместо ремня поставил цепь и пере­ делал механизм протаскива­ ния рыбы сквозь ножи. На­ дежность в работе и произво­ дительность рыборазделочной машины возросли. го. БАТ «Адмирал Головко» направили в другой район промысла, на ставриду. Уловы поднимали не хуже других: до 15—20 тонн. Но вот со шкеркой рыбы не ладилось. Вместе с подвахтой обрабаты­ вали 6—7 тонн за вахту. Зави­ довали соседям по промыслу — БАТу «Адмирал Падорин», у которого показатели по шкерке рыбы были вдвое луч­ ше. Переговорили по УКВ и оказалось, что там использу­ ют для обработки рыбы специ­ альные приспособления, — НА «ОТЛИЧНО» янии.' Начал механик-налад- чик проверять работу техноло­ гического оборудования и вы­ яснил: громыхает подшипник на мельнице жиромучной ус­ тановки. Оказалось, погнут вал. Провозился с ним Миха­ ил в общей сложности 72 ча­ са. Боялся не оправдать дове­ рия в новой для себя долж­ ности. Но к началу промысла установку все же отремонти­ ровал. «Сейчас с той же ра­ ботой справился бы в два ра­ за быстрее. Ну а тогда опыта не хватало», — вспоминает Михаил ответственный для не­ го период. Работал он тогда по 16—20 часов в сутки, лишь бы технологическая линия не простаивала. Старательность молодого специалиста заме­ тили. Судовой комитет пред­ ложил поощрить М. А . Сахно. Так появилась первая запись в его карточке—благодарность. За 11 лет, что ходит Михаил Анатольевич в море, таких записей уже сделан не один десяток. А это свидетельству­ ет о его профессиональном росте, понимании всех тонкос­ тей работы наладчика. Впрочем, забота о рацио­ нальном использовании средств малой механизации является одной из основных обязаннос­ тей механика-наладчика. До­ статочно сменить объект про­ мысла, как возникает необхо­ димость переналадки судовой технологической линии. На БАТ «Адмирал Головко» перед выходом судна в рейс доставили на борт две маши­ ны для выработки спинки пу­ тассу. Одну из них установили, а вот другая никак не увязы­ валась с существующей на тра­ улере поточной линией. Ее ус­ тановка только усложняла ра­ боту рыбцеха, снижала объем заморозки рыбы. Пришлось Михаилу Анатольевичу покол­ довать над всей технологиче­ ской цепочкой. Развернули два имеющихся транспортера, ус­ тановили дополнительные, и рыбу от двух машин теперь можно было собирать в один сборник. Суточная заморозка не пострадала, да и выход спинки путассу увеличился до 30 тонн. Однако на путассу экипаж траулера проработал недол­ «конусы». «Дельная вещь! Чер­ вячный винт заменяет шкероч- ный нож», — сразу ухватился за эту идею Михаил Анатоль­ евич. У себя на судне он сде­ лал по четыре таких приспо­ собления с каждой стороны транспортера. Разделка ставри­ ды пошла быстрее. При хоро­ шей, крупной рыбе за четыре часа выходило до 15 тонн по­ луфабриката. Впрочем, с первых дней при­ хода в новый район донимала механика-наладчика и пресерв- ная линия. Не хватало людей для ее обслуживания. Суточ­ ная производительность не превышала 3 тысяч банок в сутки. «Мало закатываем», — укоризненно качал головой ка­ питан, когда технолог прино­ сил ему суточную сводку. Но вот однажды механик-налад­ чик обратился к технологу Исакову с предложением: «Бо­ рис Тимофеевич, вот схема, по которой я хочу переоборудо­ вать пресервную линию». Раз­ говор происходил в рыбцехе на смене вахт, поэтому пока разглядывали и сверяли сде­ ланный от руки чертеж с тем, что имелось в действительнос­ ти, вокруг собрались моряки. Получилось вроде техническо­ го консилиума. Несколько дельных предложений матро­ сов привели схему к оптималь­ ному варианту. И уже не было такого, чтобы во время рабо­ ты линии что-нибудь перено­ силось, перетаскивалось. Ра­ бота шла, как говорится, из рук в руки. Когда сделали ре­ конструкцию, то в сутки уже закатывали 10 тысяч банок. Но что примечательно — для из­ готовления этой поточной ли­ нии оказалось достаточно под­ ручного материала и все из­ готовили своими руками. Кстати, о руках. В траловом флоте говорят, что они у Ми­ хаила Анатольевича золотые. Мозолистые, огрубевшие от постоянной работы с метал­ лом, они много делают для облегчения труда моряков, для выполнения экипажем рей­ совых заданий. Приятно смот­ реть, как эти руки управляют­ ся с гаечным ключом или то­ карным станком: ни одного лишнего движения. «Плохо только, не смогли они осво­ ить ни одного музыкального инструмента», — шутит Сах­ но. Но песни Михаил любит. «Нет не шлягеры. Люблю слу­ шать Юрия Антонова, Влади­ мира Высоцкого или Алек­ сандра Розенбаума. Коллекци­ онирую их записи. Когда слу­ шаешь этих авторов, неволь­ но задумываешься: даешь оценку собственным поступ­ кам, делам». А дел и проблем у механика-наладчика, как мы уже знаем, в каждом рейсе с избытком. Но М. А. Сахно справляется. Об этом свиде­ тельствует признание его «Луч­ шим по профессии». По труду и честь. В. МИКОЛЮК, инженер ЦПКТБ. С С Т Ь СЛОВА , как му- ^ зыка, как праздник. Вслушайтесь: каравелла, бриг, корвет, барк... Помни­ те? — «Опять паруса «Кру­ зенштерна» шумят над моей головой...» И признайтесь, большие, сильные и мудрые мужчины, разве над вами в детстве не шумели паруса бригантин, разве ваши маль­ чишеские сердца не замира­ ли от этих названий. А скольким девчонкам снились и скольким еще будут снить­ ся алые паруса Александра Грина?! Человек* может быть от­ личным работником, прекрас­ ным специалистом, но если, кроме работы, кроме забот о хлебе насущном, его больше ничего не интересует, он бе­ ден и неинтересен. Любое увлечение, будь то книги, спорт, моделирование, фото­ графия, — любое творчество обогащают человека духов­ но. Николай Витальевич По­ номарев хороший специалист, вот уже десять лет работает он в траловом флоте. Начи­ нал матросом, в первый же год работы закончил Ш УКС , с тех пор ходит в море мотористом, сейчас он моторист 1-го класса. И в общественной работе прини­ мает участие, и на судовой Доске почета не раз была его фотография. Впрочем, та­ ких, как он, добросовестных, трудолюбивых парней, не­ мало в мурманских флотах. И увлечение у него «мор­ ское» — он делает модели парусных судов. Наверное, все мальчишки одинаковы, чем только они не увлекаются в детстве? Вот и Николай и выпили­ вал, и рисовал, и резьбой по дереву увлекался. На служ- ПЙРУСЙ ФЛОТА РОССИЙСКОГО бе (служил в Военно-Мор­ ском Флоте) занялся моде­ лированием, правда, по срав­ нению с работами последних лет, то были простенькие мо­ дели: яхты, подводные лод­ ки из оргстекла. Потом де­ мобилизация, выбор профес­ сии, а значит, и своего ме­ ста в жизни прервали это увлечение. А в 1984 году он «заболел» своим увлечением снова... За три года Николай сде­ лал два корабля — бриг «Меркурий», парусное судно «Санта-Мария» и заканчива­ ет последний;, тот, что вы видите на фотографии, пер­ вый русский парусный ко­ рабль. Впрочем, уже закон­ чил. Осталось лишь вывести на борту судна красивое и гордое имя «Орел». Все модели выполнены в масштабе 1 :1 0 0 . Инстру­ мент у Николая почти весь самодельный. И при подборе материалов для изготовле­ ния судов ему приходится применять немало смекалки. Попробуйте угадать, из чего сделаны борта «Орла», — ни­ когда не угадаете! — из обыкновенных школьных ли­ неек. Их пошло на изготов­ ление бортов 15 штук. Ко­ нечно, удивил продавцов придирчивый покупатель, пе­ ребравший кучу линеек, каж­ дую проверял ‘ на изгиб, по­ долгу вертел в руках. По-разному относятся то­ варищи Николая по работе к его увлечению. Некоторые считают чудаком, не понима­ ют, как можно, отстояв вах­ ту, тратить время отдыха на этот кропотливый труд. Дру­ гие говорят, что, имея такие умелые руки, нужно искать работу на берегу. И не по­ нять ни тем, ни другим, что, хоть и спилены крошечными надфилями у Николая паль­ цы чуть не до крови, и уста­ ют глаза и руки, обрабаты­ вая микродетали, — рабо­ тая, он отдыхает, и никакие деньги не компенсируют той радости, которую приносит ему эта работа. Есть у Николая мечта — сделать модель самого боль­ шого русского парусного суд­ на «12 апостолов», а если смотреть дальше, то и моде­ ли всех русских парусных судов. Модель «Орла» собирал Николай пять месяцев. Она путешествовала с ним в Пор­ тугалию и Перу. Зная об этом, глядя на то, как бе­ режно укладывает он модель «Орла» в специально сделан­ ный ящик с придуманными им хитроумными крепления­ ми, верится, что так оно и будет: будут, обязательно будут у Николая, модели всех парусных судов русского флота! Т. ТРУНОВАг старший инженер областно­ го управления Промстрой­ банка. Фото В. КОНОНОВА. 18декабря 1987года о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz