Рыбный Мурман. 1987 г. Декабрь.
Отчеты о перестройке Подвиг В ПАРТИЙНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФЛОТОВ И БЕРЕГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ СОБРА НИЯ, НА КОТОРЫХ ПАРТКОМЫ, ПАРТБЮРО И СЕКРЕТАРИ ПАРТОРГАНИЗАЦИЙ ОТЧИТЫВАЮТСЯ О РАБОТЕ ПО РУКОВОД СТВУ ПЕРЕСТРОЙКОЙ. МЫ ПРОДОЛЖАЕМ РАССКАЗ ОБ ЭТИХ ВАЖНЕЙШИХ СО- БЫТИЯХ В ЖИЗНИ ПАРТИЙНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. U А ПАРТИЙНОЕ собрание коммунистов аппарата упразления «Севрыбхолодфлот» мы преднамеренно пришли пораньше. Хотелось побеседовать с секретарем парткома Олегом Ильи- чем Жиляевым, да и мнение коммунистов послушать — чего они ждут от предстоящего разговора, ведь отчеты партийных комитетов и бюро о ходе перестройки на собраниях и плену мах, которые сейчас идут повсеместно, — важный, ответствен ный этап на пути к XIX Всесоюзной партконференции. Предсто ящие отчеты — серьезная проверка партийного воздействия на перестройку. Но поговорить не удалось. Был четверг, шло очередное за седание партийного комитета флота, закончившееся буквально за несколько минут до начала собрания. Валерий Сергеевич Брезгин, заместитель секретаря парткома, успел лишь на ходу ответить на вопросы корреспондента. — Чего я жду от предстоящего собрания? Надеюсь, это бу- ^дет не традиционный отчет, а живой, неформальный обмен .мнениями. Пусть люди выскажутся откровенно, без оглядки на 'партком. В общем, мне трудно что-то предугадать. Собрание по кажет, как партбюро осуществляет руководство перестройкой. Посидите, послушайте. Но слушать оказалось не так-то просто... Секретарь партийного бюро, главный капитан флота Юрий Иванович Виденеев попросил полчаса для доклада. Кто-то воз мущенно, вызвав смех в зале, выкрикнул: «Ого! Слишком дол го». Сошлись на 25 минутах. Докладчик начал читать. Но если отчитываться, имея перед глазами грамотно составленный В дефиците инициатива текст, проще простого, то слушать общие, обтекаемые фразы, точь-в-точь повторяющие смысл передовых статей центральных газет, действительно было утомительно. Признаюсь, ждала, вот-вот Юрий Иванович напрямую, просто и доходчиво начнет говорить о конкретном вкладе в дело перестройки, вызывая коммунистов на смелость суждений, активность позиции, быть может, даже споры о том, как же дальше работать флоту. ^Ничего подобного не произошло. Деятельность партбюро за терялась в многословном потоке, мелкой дробью рассыпавшись по отделам и службам аппарата управления, не дав никакой пищи для размышления. Впрочем, и выступления содокладчи ков, членов партбюро (тоже по бумажкам) вряд ли задели за живое присутствующих. Во всяком случае, не нашлось ни од ного, кто бы пожелал сказать свое слово. Честно говоря, давненько не приходилось видеть такого по вального равнодушия к собственным делам. Коммунисты, при сутствовавшие на партийном собрании, шуршали предусмотри тельно захваченными газетами, вполголоса переговаривались, от кровенно зевали и дремали. В общем, никакого интереса к про исходящему. Невольно подумалось, что перестройка в мышле нии и настроении коммунистов этой партийной организации еще не наступила. Мы обратились к секретарю парткома управления «Севрыб холодфлот» с просьбой высказать свою точку зрения. Вот что он ответил: — Согласен полностью с присутствующим на собрании пер вым секретарем Октябрьского райкома партии В. Ф . Никити ным: не такого разговора мы ожидали... Где, как не с трибу ны партийного собрания, лицом к лицу с руководством флота, надо говорить о наших уязвимых местах. Говорить не абстракт но, вообще, а по существу, не боясь проявить самостоятель ность взглядов, высказать свои предложения, проявить личную инициативу. Нет в партийной организации аппарата управления этой са- алой инициативы. Острый дефицит. Не стремятся наши комму- нисты ни к демократизации, ни к перестройке собственного мы шления. Оттого и такие безликие собрания: посидели, послу шали, на том и застряли. Гласность деятельности партийной организации также отсут ствует. Недавний пример: в промысловом районе Баренцева моря сложилась неблагоприятная обстановка, часть судов прак тически простаивала. Удалось решить, казалось, неразрешимую проблему — перебросить две невизированные плавбазы в рай он промысла Англии. Но кто об этом знает? Лишь узкий круг людей. А почему бы, скажем, не выпустить специальную мол нию, повесить на видном месте, известить народ о конкретном успехе флота, где слово партийных руководителей стало дей ствительно решающим. Встал вопрос о совете трудовых коллективов в связи с при нятым Законом о социалистическом предприятии. И что же ду мают партийцы управления? Ждут, что скажут партком, проф ком, еще кто-нибудь, а сами в сторонку. Работа партбюро признана удовлетворительной, но ведь так никто и не понял, как же именно осуществляется руководство перестройкой. И вообще, что стоит за этой общепринятой оцен кой? Об этом бы задуматься нам сегодня. Разве нет у флота проблем? Переход на новые условия хо зяйствования, сокращение штатов, подбор кадров, регулирова ние оплаты труда — все это~болезые точки флота, и здесь не обходим добрый совет коммунистов, их непосредственное уча стие, поддержка, а не слепое поддакивание руководству. Срабатывает многолетний стереотип: «вверху» знают что к чему, им и решать, и никакой требовательности ни к себе, ни к другим. Л. ТАРТАКОВСКАЯ. Р е к о р д у РТ-29 «Киров» л е т 8 декабря 1937 года. Рапорт экипажа: «Есть 60 тысяч!» Золотой юбилей этого за мечательного рекорда мур манских рыбаков у многих северян старшего поколения вызовет в памяти картины тех далеких, трудных, не простых лет жизни. В пер вую очередь они памятны им достижениями народа в строительстве социализма, в разительных изменениях в условиях труда, в отношении к нему. «Работаем на себя» — это не было отвлеченным понятием, теорией: на гла зах северян росли Мурманск, порт, флот. Жилось нелег ко, многого не хватало, но уже въезжали рыбаки в квар тиры каменных домов, по строенных на их деньги, а в море уходили не на суденыш ках, латаных-перелатаных, до ставшихся «по наследству» от хозяев, а на современных траулерах, каким был и РТ- 29 «Днепр». Да, именно этот траулер, к сведению моло дых читателей, и получил потом имя видного деятеля нашей партии Сергея Миро новича Кирова, так много сделавшего для нашего края с Ленинградской парторгани зацией. Траулер «Днепр» стал в строй судов Мурманского тралового флота в июне 1931 года. Капитаном был назна чен молодой (всего 2 года работы штурманом) капитан Георгий Герасимович Тис- ленко. Он еще сам учился промысловому делу, а пред стояло освоить новое судно, создать из новичков и спло тить экипаж, повести его на ударную работу. И вот тут- то и сказались организатор ские способности молодого капитана: восемь лет — с первых рейсов! — держал коллектив первенство. Чем, как говорится, взял Георгий Герасимович, каким ключиком открывал души людей? В первую очередь — доверием и личным приме ром. Ведь под его командой были и ровесники, и рыбаки постарше, поопытнее. Он верил им, кого-то учил и сам беспрестанно учился. И не стеснялся этого, как дру гие, боясь «потерять автори тет». Кировцы в 1934 году первыми на флоте освоили отечественный трал, усо вершенствовали его, а так же сократили операции по спуску-подъему с трех ча сов до 30 минут. Даже на каменистых грунтах они до бивались уловов до 10 тонн за траление. Можно еще многое сказать о новом, что первыми сделали кировцы, совершенствуя приемы про мысловой работы. ■Тут и продолжение лова в свежую погоду, и безавральная убор ка улова (до 60 тонн в сут ки!)", и умение не терять ко сяк даже во время шторма. Техника, конечно, эксплуа тировалась грамотно. Это заслуга стармеха В. М. Ма каревича. Г. Г. Тисленко верил в возможности коллектива и вел его от победы к победе. Если в 1932 году киров цы добыли 17,8 тысячи центнеров рыбы (средний вылов на траулер по флоту — 11,5 тысячи), то в после дующие годы эти показате ли, соответственно, выгляде ли так: 1933 год — 23,3 ты сячи и 15,1 тысячи, 1934 год — 27,3 тысячи и 16,6 тысячи. 1935 год — 38,1 тысячи и 17,8 тысячи... Об ратите внимание на послед нюю цифру: флот вышел на рубеж, с какого киров цы начинали. А мастерст во их росло и росло. И вот наступил их «звезд ный час» — рекордный, 1937 год: 8 декабря киров цы доложили: «Есть 60 тысяч!» Это был рекорд не только для тралфлотовцев — такого улова не знали рыбаки ни одного траулера в мире! Высшее достижение «по делили» вместе с рыбаками два капитана: Г. Г. Тислен ко и А. И. Стрельбицкнй. РТ-29 Андрей Иосифович принял в августе тридцать седьмого. Это был достой ный преемник руководителя прославленного экипажа: от общего вылова 61000 цент неров в 1937-м кировцы Г. Г . ТИСЛЕНКО в следующем году шагнули к 62000 центнеров добытой рыбы. В конце 1938 года комсомолец Андрей Стрель- бицкий был принят в пар тию, а весной тридцать де вятого он с трибуны XVIII съезда ВКП(б) по поруче нию рыбаков Мурмана до ложил о их успехах и заве рил съезд, что' труженики моря и впредь будут по- стахановски трудиться, а понадобится — их трауле ры станут боевыми корабля ми. ...В 50*е годы, для мно гих уже сегодня тоже «дале кие», мне не раз доводилось встречаться с Г. Г. Тислен ко и А. И. Стрельбицким. Разговаривая о разных «те кущих» делах, интересовав ших газету, мы неизменно возвращались к их трудо вой и боевой юности: пер вый командовал военизиро ванной тралбазой, второй водил в прифронтовое море РТ-29, ставший ТЩ-38 Се верного флота. В послевоен ные годы эти еще не старые люди, но заслуженные вете раны, занимавшие высокие посты, с гордостью говори ли о работе на РТ-29 «Ки ров», об экипаже. Это были, как мне кажется, самые яр кие страницы их биографий. Рекорд кировцев звал ры баков к новым свершениям. Он был знаменем, маяком для тех, кто уже в годы Ве ликой Отечественной войны достиг довоенного вылова на траулер, i ; to в 1947 году перекрыл довоенную добычу Северного рыбопромышлен ного бассейна. П. БЫСТРОУМОВ. НА СНИМКЕ: РТ-29 «Ки ров» в Мурманском рыбном порту. рыбный мурман 3 4 декабря 1987 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz