Рыбный Мурман. 1987 г. Декабрь.

Отчеты о перестройке Подвиг В ПАРТИЙНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФЛОТОВ И БЕРЕГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ СОБРА­ НИЯ, НА КОТОРЫХ ПАРТКОМЫ, ПАРТБЮРО И СЕКРЕТАРИ ПАРТОРГАНИЗАЦИЙ ОТЧИТЫВАЮТСЯ О РАБОТЕ ПО РУКОВОД­ СТВУ ПЕРЕСТРОЙКОЙ. МЫ ПРОДОЛЖАЕМ РАССКАЗ ОБ ЭТИХ ВАЖНЕЙШИХ СО- БЫТИЯХ В ЖИЗНИ ПАРТИЙНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. U А ПАРТИЙНОЕ собрание коммунистов аппарата упразления «Севрыбхолодфлот» мы преднамеренно пришли пораньше. Хотелось побеседовать с секретарем парткома Олегом Ильи- чем Жиляевым, да и мнение коммунистов послушать — чего они ждут от предстоящего разговора, ведь отчеты партийных комитетов и бюро о ходе перестройки на собраниях и плену­ мах, которые сейчас идут повсеместно, — важный, ответствен­ ный этап на пути к XIX Всесоюзной партконференции. Предсто­ ящие отчеты — серьезная проверка партийного воздействия на перестройку. Но поговорить не удалось. Был четверг, шло очередное за­ седание партийного комитета флота, закончившееся буквально за несколько минут до начала собрания. Валерий Сергеевич Брезгин, заместитель секретаря парткома, успел лишь на ходу ответить на вопросы корреспондента. — Чего я жду от предстоящего собрания? Надеюсь, это бу- ^дет не традиционный отчет, а живой, неформальный обмен .мнениями. Пусть люди выскажутся откровенно, без оглядки на 'партком. В общем, мне трудно что-то предугадать. Собрание по­ кажет, как партбюро осуществляет руководство перестройкой. Посидите, послушайте. Но слушать оказалось не так-то просто... Секретарь партийного бюро, главный капитан флота Юрий Иванович Виденеев попросил полчаса для доклада. Кто-то воз­ мущенно, вызвав смех в зале, выкрикнул: «Ого! Слишком дол­ го». Сошлись на 25 минутах. Докладчик начал читать. Но если отчитываться, имея перед глазами грамотно составленный В дефиците инициатива текст, проще простого, то слушать общие, обтекаемые фразы, точь-в-точь повторяющие смысл передовых статей центральных газет, действительно было утомительно. Признаюсь, ждала, вот-вот Юрий Иванович напрямую, просто и доходчиво начнет говорить о конкретном вкладе в дело перестройки, вызывая коммунистов на смелость суждений, активность позиции, быть может, даже споры о том, как же дальше работать флоту. ^Ничего подобного не произошло. Деятельность партбюро за­ терялась в многословном потоке, мелкой дробью рассыпавшись по отделам и службам аппарата управления, не дав никакой пищи для размышления. Впрочем, и выступления содокладчи­ ков, членов партбюро (тоже по бумажкам) вряд ли задели за живое присутствующих. Во всяком случае, не нашлось ни од­ ного, кто бы пожелал сказать свое слово. Честно говоря, давненько не приходилось видеть такого по­ вального равнодушия к собственным делам. Коммунисты, при­ сутствовавшие на партийном собрании, шуршали предусмотри­ тельно захваченными газетами, вполголоса переговаривались, от­ кровенно зевали и дремали. В общем, никакого интереса к про­ исходящему. Невольно подумалось, что перестройка в мышле­ нии и настроении коммунистов этой партийной организации еще не наступила. Мы обратились к секретарю парткома управления «Севрыб­ холодфлот» с просьбой высказать свою точку зрения. Вот что он ответил: — Согласен полностью с присутствующим на собрании пер­ вым секретарем Октябрьского райкома партии В. Ф . Никити­ ным: не такого разговора мы ожидали... Где, как не с трибу­ ны партийного собрания, лицом к лицу с руководством флота, надо говорить о наших уязвимых местах. Говорить не абстракт­ но, вообще, а по существу, не боясь проявить самостоятель­ ность взглядов, высказать свои предложения, проявить личную инициативу. Нет в партийной организации аппарата управления этой са- алой инициативы. Острый дефицит. Не стремятся наши комму- нисты ни к демократизации, ни к перестройке собственного мы­ шления. Оттого и такие безликие собрания: посидели, послу­ шали, на том и застряли. Гласность деятельности партийной организации также отсут­ ствует. Недавний пример: в промысловом районе Баренцева моря сложилась неблагоприятная обстановка, часть судов прак­ тически простаивала. Удалось решить, казалось, неразрешимую проблему — перебросить две невизированные плавбазы в рай­ он промысла Англии. Но кто об этом знает? Лишь узкий круг людей. А почему бы, скажем, не выпустить специальную мол­ нию, повесить на видном месте, известить народ о конкретном успехе флота, где слово партийных руководителей стало дей­ ствительно решающим. Встал вопрос о совете трудовых коллективов в связи с при­ нятым Законом о социалистическом предприятии. И что же ду­ мают партийцы управления? Ждут, что скажут партком, проф­ ком, еще кто-нибудь, а сами в сторонку. Работа партбюро признана удовлетворительной, но ведь так никто и не понял, как же именно осуществляется руководство перестройкой. И вообще, что стоит за этой общепринятой оцен­ кой? Об этом бы задуматься нам сегодня. Разве нет у флота проблем? Переход на новые условия хо­ зяйствования, сокращение штатов, подбор кадров, регулирова­ ние оплаты труда — все это~болезые точки флота, и здесь не­ обходим добрый совет коммунистов, их непосредственное уча­ стие, поддержка, а не слепое поддакивание руководству. Срабатывает многолетний стереотип: «вверху» знают что к чему, им и решать, и никакой требовательности ни к себе, ни к другим. Л. ТАРТАКОВСКАЯ. Р е к о р д у РТ-29 «Киров» л е т 8 декабря 1937 года. Рапорт экипажа: «Есть 60 тысяч!» Золотой юбилей этого за­ мечательного рекорда мур­ манских рыбаков у многих северян старшего поколения вызовет в памяти картины тех далеких, трудных, не­ простых лет жизни. В пер­ вую очередь они памятны им достижениями народа в строительстве социализма, в разительных изменениях в условиях труда, в отношении к нему. «Работаем на себя» — это не было отвлеченным понятием, теорией: на гла­ зах северян росли Мурманск, порт, флот. Жилось нелег­ ко, многого не хватало, но уже въезжали рыбаки в квар­ тиры каменных домов, по­ строенных на их деньги, а в море уходили не на суденыш­ ках, латаных-перелатаных, до­ ставшихся «по наследству» от хозяев, а на современных траулерах, каким был и РТ- 29 «Днепр». Да, именно этот траулер, к сведению моло­ дых читателей, и получил потом имя видного деятеля нашей партии Сергея Миро­ новича Кирова, так много сделавшего для нашего края с Ленинградской парторгани­ зацией. Траулер «Днепр» стал в строй судов Мурманского тралового флота в июне 1931 года. Капитаном был назна­ чен молодой (всего 2 года работы штурманом) капитан Георгий Герасимович Тис- ленко. Он еще сам учился промысловому делу, а пред­ стояло освоить новое судно, создать из новичков и спло­ тить экипаж, повести его на ударную работу. И вот тут- то и сказались организатор­ ские способности молодого капитана: восемь лет — с первых рейсов! — держал коллектив первенство. Чем, как говорится, взял Георгий Герасимович, каким ключиком открывал души людей? В первую очередь — доверием и личным приме­ ром. Ведь под его командой были и ровесники, и рыбаки постарше, поопытнее. Он верил им, кого-то учил и сам беспрестанно учился. И не стеснялся этого, как дру­ гие, боясь «потерять автори­ тет». Кировцы в 1934 году первыми на флоте освоили отечественный трал, усо­ вершенствовали его, а так­ же сократили операции по спуску-подъему с трех ча­ сов до 30 минут. Даже на каменистых грунтах они до­ бивались уловов до 10 тонн за траление. Можно еще многое сказать о новом, что первыми сделали кировцы, совершенствуя приемы про­ мысловой работы. ■Тут и продолжение лова в свежую погоду, и безавральная убор­ ка улова (до 60 тонн в сут­ ки!)", и умение не терять ко­ сяк даже во время шторма. Техника, конечно, эксплуа­ тировалась грамотно. Это заслуга стармеха В. М. Ма­ каревича. Г. Г. Тисленко верил в возможности коллектива и вел его от победы к победе. Если в 1932 году киров­ цы добыли 17,8 тысячи центнеров рыбы (средний вылов на траулер по флоту — 11,5 тысячи), то в после­ дующие годы эти показате­ ли, соответственно, выгляде­ ли так: 1933 год — 23,3 ты­ сячи и 15,1 тысячи, 1934 год — 27,3 тысячи и 16,6 тысячи. 1935 год — 38,1 тысячи и 17,8 тысячи... Об­ ратите внимание на послед­ нюю цифру: флот вышел на рубеж, с какого киров­ цы начинали. А мастерст­ во их росло и росло. И вот наступил их «звезд­ ный час» — рекордный, 1937 год: 8 декабря киров­ цы доложили: «Есть 60 тысяч!» Это был рекорд не только для тралфлотовцев — такого улова не знали рыбаки ни одного траулера в мире! Высшее достижение «по­ делили» вместе с рыбаками два капитана: Г. Г. Тислен­ ко и А. И. Стрельбицкнй. РТ-29 Андрей Иосифович принял в августе тридцать седьмого. Это был достой­ ный преемник руководителя прославленного экипажа: от общего вылова 61000 цент­ неров в 1937-м кировцы Г. Г . ТИСЛЕНКО в следующем году шагнули к 62000 центнеров добытой рыбы. В конце 1938 года комсомолец Андрей Стрель- бицкий был принят в пар­ тию, а весной тридцать де­ вятого он с трибуны XVIII съезда ВКП(б) по поруче­ нию рыбаков Мурмана до­ ложил о их успехах и заве­ рил съезд, что' труженики моря и впредь будут по- стахановски трудиться, а понадобится — их трауле­ ры станут боевыми корабля­ ми. ...В 50*е годы, для мно­ гих уже сегодня тоже «дале­ кие», мне не раз доводилось встречаться с Г. Г. Тислен­ ко и А. И. Стрельбицким. Разговаривая о разных «те­ кущих» делах, интересовав­ ших газету, мы неизменно возвращались к их трудо­ вой и боевой юности: пер­ вый командовал военизиро­ ванной тралбазой, второй водил в прифронтовое море РТ-29, ставший ТЩ-38 Се­ верного флота. В послевоен­ ные годы эти еще не старые люди, но заслуженные вете­ раны, занимавшие высокие посты, с гордостью говори­ ли о работе на РТ-29 «Ки­ ров», об экипаже. Это были, как мне кажется, самые яр­ кие страницы их биографий. Рекорд кировцев звал ры­ баков к новым свершениям. Он был знаменем, маяком для тех, кто уже в годы Ве­ ликой Отечественной войны достиг довоенного вылова на траулер, i ; to в 1947 году перекрыл довоенную добычу Северного рыбопромышлен­ ного бассейна. П. БЫСТРОУМОВ. НА СНИМКЕ: РТ-29 «Ки­ ров» в Мурманском рыбном порту. рыбный мурман 3 4 декабря 1987 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz