Рыбный Мурман. 1987 г. Декабрь.
Решения XXV II съезда. КПСС-S жизнь! Вести из Кандалакши Твой друг тренажер ЧЕЛОВЕК У СТАНКА U A опытном машиностро- ■■ителыюм 180 профес сий. Но совсем недавно не которых из них не было. То карь-автоматчик, электрон щик, электроэррозионист... Первым освоил профессию электроэррозиониста слесарь Александр Николаев. Он уча ствовал в наладке, пуске, а затем и в эксплуатации элек- троимпульсного копироваль- но -прошивочного станка, предназначенного для обра ботки деталей очень слож ной конфигурации. А Нико лаев стал первым операто ром подобного станка не столько на заводе, но и во :'всем городе. Новую профес сию Александр освоил от лично. Он сумел даже вне сти рационализацию, что позволило улучшить обслу живание сложного агрегата. И все же его больше привле кает работа слесаря-инстру ментальщика, всегда требую щая высокой квалификации и творческой мысли. Труд ‘А. Николаева высоко оценен ,присвоением звания «Мастер — золотые руки». Новому для завода делу .Николаев обучил своего од нофамильца Николая Нико лаева. Электроискровой ста нок находится в отдельном от экспериментально _ ин струментального участка по мещении. Часть одной стены занимает стеллаж, но в его ячейках не инструмент, а изготовленные из графита электроды. Здесь штампы, матрицы, пуансоны, клейма для маркировки. Николай Михайлович вытаскивает из гнезда прямоугольный ме таллический лист. На нем выпукло исполнен крюк. При крепляет пластину к верх ней рабочей части станка. Теперь она будет использо ваться в качестве анода. Внизу установлена заготов ка, служащая катодом. Под нимаются шторки на станке. И все пространство между ними заполняется керосином, перемешенным с маслом. Эта смесь служит диэлект риком. , Включается станок, зажи гается на панели лампочка. Николаев сближает графито вую форму с установленной заготовкой. Выбирает нуж ный режим, и искры -разряда наносят те же контуры дета ли, что сделаны из графита. Электроискровой станок вы полняет роль и кузнеца, и станочника, и слесаря. Дета ли, сошедшие с него, могут быть использованы без даль нейшей механической обра ботки. Неподалеку у токарного станка что-то вытачивал дру гой работник этого малень кого отделения эксперимен тально - инструментального участка. Закончив дело, Ни колай Михайлович отреко мендовал его: — Иван Хоптюк — мест ный Кулибин. Если зайдете в кузницу, там любой под твердит, что у Ивана свет лая голова. Только в по следнее время сделаны штам пы, позволившие обходиться при изготовлении штырей без фрезерной обработки, матри ца со сменными вставками на изготовление скоб. То есть теперь в одной и той же матрице можно ковать ско бы разных размеров. Иван Михайлович Хоптюк, как и Николай Михайлович Николаев, по штатному рас писанию слесари. Но могут обслуживать разные станки. Николай Михайлович ра ботает на заводе 15 лет. Профессию осваивал в учи лище. Но главную закалку получил в коллективе участ ка. Большое влияние на ста новление молодого рабочего оказали ветераны производ ства Григорий Сергеевич Ях- но, Геннадий Архипович Ла- . минский. Потом уже у Ни колая Михайловича появи лись ученики. А обслужива нию электроискрового стан ка учились и представители . объединения «Мурманская . судоверфь», и судоремонтно го завода «Севреммаш». А. БРЫСОЗ. г. Кандалакша. самоокупаемость в з а и м н а я уже выработаны формы типо вых договоров на принципе взаимной ответственности сто рон. Корр.: Промразведка рабо тает для добывающего флотаг а не наоборот. Поэтому пояс ните, пожалуйста, на чем бу дет основываться не только ваша ответственность, но и промысловиков! Какие крите рии станут основополагающи ми! — Результаты разведки мо гут быть значительными толь ко в том случае, если они оперативно и эффективно ис пользуются добывающими су дами, что пока, к сожалению, бывает далеко не всегда. Кри териями качества работ по до говорам, направленным на обеспечение флота сырьевой базой, мы предлагаем взять выполнение плановых заданий по вылову рыбы и выпуску товарной продукции. То есть "принимать за оценку конеч ный результат использования сырьевой базы промысла. Другое дело с договорами на перспективные работы. Они потому и называются перспек тивными, что заранее опреде лить их результат не з состоя нии никто. Здесь мы видим выход в строгом определении ресурсов в соответствии с принятой тематикой, возмож ности контроля со стороны заказчика за ходом работ, а также в своевременном (ес ли получены отрицательные данные) прекращении их фи нансирования. Если же добы вающий флот непосредствен но в период действия догово ра использует результат пер спективной разведки (новый район или объект промысла), то определенная сумма будет отчисляться для поощрения участников данной работы. Корр.: Как вы уже говорили, промразведка содержит суда, работающие по программам ПИНРО, ЦПКТБ и «Севгосрыб- флотинспекции». Останется ли порядок их финансирования прежним! — Стоимость содержания этих судов, на наш взгляд, на иболее целесообразно пога шать за счет передачи их в прямую аренду соответствую щим организациям, работать по следующей схеме: ПИНРО или другая организация вклю чает в стоимость своих работ затраты на содержание необ ходимого флота, получает со ответствующие суммы путем отчисления из централизован ных фондов или по догово рам с заинтересованных орга низаций, а затем арендует флот у нас. Насколько мне известно, сейчас этот вопрос решается именно в таком на правлении. Корр.:' Как влияют на дея тельность научно-поисковых судов планы по добыче рыбы поисковиками! Ожидаются ли в этом вопросе какие-либо из менения! — Наша производственная деятельность, как я уже го ворил, носит в основном по путный характер. Но из нее складывается весьма сущест венная сумма средств. Сейчас окупаемость научно-поисковых рейсов за счет реализации ры бопродукции составляет от 30 до 40 процентов. Это учтено в договорах соот ветствующим снижением сто имости содержания судов. Но ситуация меняется. Ныне происходит активное обновле ние флота, причем большин ство поступающих к нам су дов приходит в научно-поиско- вом варианте с резко умень шенными производственными мощностями. В то же время за счет внедрения новейшей поисковой и научно - иссле довательской аппаратуры, ши рокого применения автомати зированных методов сбора и обработки информации, ис пользования авиакосмических средств поднимается эффек тивность разведки. Уже сей час с целью сокращения за трат передаем часть судов промысловым флотам. Плани руем сделать это без ущерба качеству наших работ. Следо вательно, деятельность пром разведки все меньше будет связываться напрямую с то- варно - денежными отноше ниями и в еще большей мере переходить в сферу инфор мационного обеспечения по требителей. Это повышает за интересованность в качествен ном улучшении оперативной и прогностической информации. Корр. Так как научно-поис- ковые работы направлены на обеспечение «Севрыбы» в це лом, возникает вопрос доле вого участия в договорных от ношениях предприятий. Как он будет решаться! — В качестве основного принципа при распределении договорных сумм мы предла гаем взять процентное отно шение вылова рыбы и других морепродуктов каждым пред приятием к общей добыче ВРПО «Севрыба» в году, пред шествующем дате заключения договора или планирующиеся показатели на год заключения догозора. Значительная сложность вне дрения экономических мето дов управления сырьевыми исследованиями (отсутствие ти повых методик нормирования) отразилась на разработанных проектах договоров. Вероятно, в процессе об суждения будут внесены ка кие-то, может быть, принципи альные изменения. Тем не ме нее переход на хоздоговор ные методы финансирования неизбежен и должен быть осуществлен уже с 1 января 1988 года. Это позволит во многом упорядочить работу и более рационально использо вать ресурсы Северного бас сейна. И безусловно повысит заинтересованность заказчи ков и ответственность испол нителей за конечные резуль таты научно - поисковой дея тельности. На ошибках у ч а т с я И З ОКОН четвертого эта жа рыбный порт — словно на ладони. Суда у причалов, суда на рейде. Лес мачт. Большие морозильные и посольно -свежьевые трау леры, величественные плав базы и маленькие сейнерки. Надо совсем немного вооб ражения, чтобы ощутить се бя на мостике одного из них, потому что и радиолокатор, и эхолот, и машинный теле граф, и даже часы в кабине тах тренажерного центра объединения «Севрыба» та кие же, как на судне. Зада ча тренажеров — закрепить у судовых специалистов про фессиональные навыки: «Вер тикаль» и «Горизонт», к при меру,. имитируют ситуации, которые могут возникнуть на промысле рыбы. радиоло кационные тренажеры «Пе ленг» и «Створ» моделируют . варианты расхождения судов в тумане, а «Поиск» — ком бинированный тренажер про мысла и судовождения. Более десятилетия служат приборы верой и правдой, и почти десять тысяч моряков промысловых флотов Север ного бассейна получили сви детельства о прохождении курсов в стенах тренажерно го центра. Рабочий день тренажерно го центра начинается рано, еще до прихода тех, кто учится. Инженеры, техниче ский персонал настраивают приборы, закладывают в них программы очередных заня тий. И каждый день в один и тот же час в учебных каби нетах раздается привычное: «Внимание. Задача пошла». Первая дверь — тренажер «Вертикаль». На стене ка бинета висит схема промыс лового района банки Доб рая. Рельеф дна банки — острые скалы, глубокие ущелья, резкие перепады глубин. Трудно поверить, что в таком гиблом месте можно ловить рыбу. Трена жер убеждает — можно. Тут же на схеме нанесены кур сы траления, показаны места постановки трала, скорость, длина ваеров. На ленте по искового эхолота самописец вычерчивает кривую линию грунта, редкие пятна у грун та — скопления рыбы. Роб ко касаясь тумблеров и ру чек, молодые, только из учи лища, штурманы вниматель но следят, как трал касает ся грунта. Обрыв трала. Но Михаил Николаевич Ма каров, преподаватель трена жера, делает вид, что не за метил первой неудачи. Опыт ный капитан знает, как важ но с первых же дней заста вить молодежь поверить в свои силы. И не беда, если первый «трал зароется в грунт». На ошибках учатся, и через пару-другую дней эти же парни будут уверенно загонять в трал косяки ры бы, Следующая дверь — ра диолокационный тренажер «Створ». Здесь хозяин — Вячеслав Иванович Шканов. Лишь ему — инженеру БТЦ подвластны суда, «проходя щие» по Кольскому заливу и Кильдннской Салме. Только ему повинуются все эти буи, острова, ближние и дальние берега, заложенные в про грамму тренажера. И учени ки на «Створе» • посолиднее: убеленные сединой капита ны, их старшие помощники. Сегодня на экране локато ра — Кольский залив. За дача — пройти до выхода из залива в сплошном тумане, разойтись при этом со всеми судами. Обстановка сложная, но вполне реальная. На ли це капитана (а эта долж ность на тренажере выбор ная) неподдельное волнение. Итак, курс 5 градусов, ход средний. Луч индикатора вы светил по курсу цель. Штур ман произвёл расчет, докла дывает: «Судно следует пе ресекающимся курсом, ско рость десять узлов». С каж дым оборотом антенны лока тора цель все блинее и бли же. Уверенным движением капитан переводит ручку те-i леграфа на «самый полный назад». Медленно, будто не хотя, судно останавливается.: Отметка цели проходит по экрану почти у самого цент-; ра. Облегченно вздохнув, су доводители поднимают взгляд от локатора, чтобы в иллю минатор разглядеть хулига на. И только тогда вспоми нают, что находятся в каби нете. «Все верно, — одобритель но улыбается Вячеслав Ива нович, — здесь понервничае те, в море беды избежите». И незаметно включает в за дачу еще одну цель. В глубине коридора за дверью тренажер «Пеленг». На радарах типа «Наяда» и «Кивач» могут заниматься одновременно до сорока че ловек. И здесь на помощь В. И. Шканову приходит его коллега А. М. Карпилянский. В течение двух недель судо водители решают задачи ма неврирования на море. При ходится рассчитывать элемен ты движения при расхожде нии в тумане с десятком су дов сразу. И какие страсти кипят на «морских просто рах», где конечная цель — чисто разойтись в двух ми лях друг от друга и выйти на прежний курс. После пя- тидесятиминутных маневров все с интересом смотрят на монитор, где точно показан курс каждого судна. Ошиб ки, просчеты разбираются тут же. Короткий перерыв, и снова: «Задача пошла»! За окнами темнеет, ухо дят из тренажерного центра обучающиеся. Но рабочий день сотрудников на этом не заканчивается. Кто-то занят наладкой новой техники, кто- то модернизирует старую. «Такова специфика нашей работы, — говорит начальник базового тренажерного цент ра Б. В. Сорокин. — На ме сте стоять нельзя, безнадеж но отстанем от требований времени. К примеру, начали появляться на судах системы автоматизированной радиоло кационной прокладки. Мон таж такой станции выполня ем и мы. Еще пример: сме нились традиционные районы промысла в Атлантике, и мы внесли поправки в тренаже ры. Словом, и учим, и учим ся сами». В. СОКОЛОВ, судоводитель Архангель ского рыбакколхозсоюза. РЫБНЫЙМУРМАН 18 декабря1987 года #
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz