Рыбный Мурман. 1987 г. Декабрь.

4 Подвигу 45 лет НЕБО ЗОВЕТ! Работая как-то в архиве, я увидел газетную заметку 1936 года о пер­ вой авиабригаде в Мурманской шко­ ле Ко 8. «Бригада», конечно, громко звучит — кружок это авиамодели­ стов. Но школьники увлеченно зани­ мались авиаделом, изготовили пре­ красную модель трехмоторного само­ лета с размахом крыльев 147 санти­ метров. Да, увлечение авиацией в те годы было массовым. Помню, как мо­ лодые мурманчане/ среди которых было немало и представителей рыб­ ной отрасли, прыгали с парашютом, ■ летали на планерах, готовились стать летчиками — защитниками' родного неба. И вот эта встреча... Николай Михайлович» о к а зы в а е т с я , уч и л ся именно в этой самой восьмой ш ко ле , с которой и начался наш рас- • с к а з . И был уча с тни ком к р уж к а авиа- • моделистов , а после окончания ш колы — его руководи телем . Потом - г л е тн о ­ план ерн ая ш кола О соавиахима — с э то ­ го у м но ги х то гда н ачинал ся п у т ь в больш ую авиацию . А работал н а ’ кон ­ сервном заводе рыбоком бин ата , где был избран комсор гом . Одной из свои х ком­ сом о л ь ски х забо т сч и тал выполнение з а ­ дач военно-прикладного х а р а к т е р а . За­ помнились лы ж ны е переходы в про ти ­ в о га за х от цехов рыбокомбината до Ко- : л ы . А еще — большой-, переход допри* зы вни ко в по м а рш р у т у : Ки ро в ск г- Умг ба — К а н д а л а кш а .. Командовал п ерехо ­ дом и звес тны й в М урм анске ф и з к у л ь ­ т у р н и к К о н с тан ти н Хренов , Николай Зо« ри хин был комиссаром . З а к а л я л и с ь ре­ б я та , к а к го вори тся , душ ой и те лом . И о тд ы х а т ь умели толково — самодея­ те л ьн о с ть и с е го дн яш н яя имеет корни в т е х го д а х . На консервном заводе , н а ­ пример , ее ор гани зовал Н. М. Зо ри хин . Н А ЧАЛ О ПУТИ - 1939 год. Призыв в Рабоче-Кре­ стьянскую Красную Армию. Успеш­ ное окончание ’летно-планерной . шко­ лы Осоавиахима давало Николаю Ми­ хайловичу преимущество перед дру­ гими призывниками — военкомат его и направил в авиацию. И еще об одном «положительном факторе с улыбкой говорил ветеран: при ро-4 сте 176 сантиметров он имел вес — 58 килограммов — тогда для авиато­ ра это тоже был плюс: легкомотор­ ные машины грузоподъемностью не . отличались... Первый ш а г к о с ущ е ствлению мечты сделан — н ач ал а сь служ б а в ави ач а ­ с ти . В т я ги в а л с я в арм ей скую ж и зн ь . И общественной работы не ч ур а л с я . Это зам е тили — избрали секретарем коми­ те т а ВЛКСМ ч а с ти . Забо т прибавилось . Но они , конечно , о тли ч али сь о т т е х , что были на рыбокомбинате : ш ла у си л енн ая боевая под го товка — в во зд ухе пахло грозой , на Западе грем ела война ... С удьба сделала поворот: молодого воина послали в сп е цш ко л у , в которой го то в и ли ... а ви ам е хани ко в . Обидно, что не «в л е тчи ки пош ел» , но любовь к авиации бы ла превыш е все го . К том у же и гр аж д ан с к а я сп ециал ьно с ть где-то « кон тачи л а » с военной . А об о тв е т с т ­ венности и говори ть нечего — ме х аник в о тве те не то л ь ко за м аш и н у , но и з а л е тч и к а . А о т со стояни я те х н и к и з а в и ­ с и т в зн ачи тельной мере и у сп е х поле­ т а , во здуш но го боя. Л е т а т ь в се -таки довелось — в к а ч е с т ­ ве м е хани к а по приборам : требовалось зн а т ь до то н ко с тей и х рабо ту в полете . ...Началась война. Для Николая Михайловича и многих его товари­ щей выпало на долю рытье окопов, строительство оборонительных соору­ жений на подступах к Москве, а по­ том, с 23 ноября сорок первого, служ­ ба в полку ночных бомбардировщи­ ков. Шли жестокие бои на земле и в воздухе.- Враг рвался к столице, но наши воины выстояли, а потом и преподали урок гитлеровцам — об этом знает весь мир. Есть в победе под Москвой и толика ратного труда авиамеханика Н. М. Зорихина. ЗДРАВСТВУЙ, «НОРМАНДИЯ»! В конце 1942 года в Иванове на­ чала формироваться эскадрилья фран­ цузских летчиков-добровольцев. Вна­ чале в ее составе было 14 летчиков и 58 авиамехаников, а также 17 со­ ветских авиатехников. По просьбе французов эскадрилья получила имя — «Нормандия». Вооружена она бы­ ла истребителями ЯК-1, зате.м ЯК-9 и ЯК-3. Особенно полюбился фран­ цузским летчикам ЯК-3. Они отзыва­ лись об истребителе: <<Мы сливаемся с ним в одно целое!». Да, эта маши­ на имела отличные характеристики: высокую маневренность, легкое уп­ равление. хорошую скорость и надеж­ ное оружие. А это в скоротечном воз­ душном бою обеспечивало победу. Конечно, при умелом владении тех­ никой. А французы не жалели вре­ мени и сил для этого, накапливали боевой опыт. Смелости же им было не занимать. После освоения личным составом бо- Ч ИТАТЕЛИ, конечно, знакомы с историей полка «Норман­ дия— Неман» — по литературным источникам, по фильму о подви­ гах французских летчиков-добро­ вольцев на фронтах Великой Оте­ чественной войны. И о дружбе их с советскими авиаторами. А так­ же о механиках и техниках, гото­ вивших боевые машины друзей- патриотов Франции. Но вот инте­ ресный факт: среди специалистов знаменитого полка был сменный регулировщик оборудования же­ стянобаночного цеха консервного завода Мурманского рыбокомби­ ната Николай Зорихин. Летом ны­ нешнего года, накануне Дня ры­ бака, он после многолетнего пе­ рерыва побывал в Мурманске, Наш внештатный корреспондент А. С. Храповицкий, сам ветерай войны и труда,» встретился с Ни­ колаем Михайловичем, беседовал с ним. Публикуем его рассказ. Мурманчанин в полку «Нормандия-Неман» евой те х н и к и э с к а др и л ь я вли л ась в 303-ю и стреби тельн ую авиадиви зию 1-й воздушной арм ии . Получив н апр авле ­ ние в «Нормандию » , Николай М и хайло ­ вич с тал о б сл уж и в а ть спецоборудование и приборы д ев я ти самолетов . Ф р а н ц у з ­ ски е л е тчи ки хорошо приняли нового а в и ам е х а н и к а . Смелые в во зд ухе , нена­ видевшие вр а га , о кк упиро вавш е го и х ро­ д и н у , на земле ф р ан ц у зы любили по­ ш у т и т ь , по -братски тепло о тно сили сь к об служ ивающ ем у пер сон ал у . А Николая Зори хин а избрали ком сор гом . Сначала э ск а др и л ьи , а ко гда она выросла до п о л ка , то и всей ч а с ти . Э т у почетную , но неле гк ую н а гр у з к у он нес до самой демобилизации в 1945 год у . К с т а т и с к а ­ з а т ь , о доверии л е тчи ко в «Нормандии» к сове тским м е хани кам говорит такой ф а н т : по просьбе командования полка весь те хн и ч е ски й со став был у ком п л е к ­ тован нашими сп ец и али стам и . В НЕБЕСАХ ВОЕВАЛИ ОДНИХ Славный боевой путь у «Норман­ дии»: Курская битва (1943 г.), Бело­ русская операция (1944 г.). разгром немецко-фашистских войск в Восточ­ ной Пруссии (1945 г.). В ноябре 1944 года за боевые заслуги полка в пе­ риод форсирования реки Неман ему было присвоено наименование «Нор­ мандия — Неман». . Только в этой операции было сбито 29 самолетов врага. А всего на счету полка 273 сбитых в воздухе и 80 поврежден­ ных на земле самолетов, много унич­ тоженной боевой техники и живой си­ лы противника. Полку 18 раз объяв­ лялась благодарность Верховного командования. Советское правитель­ ство наградило его орденами Боевого Красного Знамени и Александра Нев­ ского, а французское — орденом По­ четного легиона. Боевого креста с пальмовой ветвью, Крестом Освобож­ дения и медалью. Советские специа­ листы носили на груди «бант» Почет­ ного легиона и наш гвардейский знак — это как бы скрепляло боевое брат­ ство воинов двух стран. Многие французские летчики отме­ чены советскими наградами, а четве­ ро из них стали Героями Советского Союза. Это Марсель Альбер, Роллан де ля П.уап, Жак Андре и Марсель Лефевр (последний — посмертно). Особенно запом ни лся Николаю Ми­ хай ло ви ч у Ро ллан де ля П уап , ко торого про сто по имени звали — Ро л л ан . Пос­ ле каждо го удачно го боя , подруливая к с то я н к е , он поднимал над головой сж а ­ ты й н ул ан : м е хани кам бы л ясен смы сл т а ко го « салю та» своего боевого д р у г а : е с ть еще один! А всего Ро лл ан сбил 16 в р аж е с ки х м аш ин . Смелые были люди — э ти пило ты из Ф р анц и и . Но мешал им один н едо с та ­ то к — с та р а л и с ь в одиночку доби ться победы . Н адеяли сь на свое м а с тер с тво , на у д а ч у . И гибли — в бою н уж н а и в заим о вы р уч к а . К аж д а я потеря перено­ сил а сь тяж е л о . А пер е учи вали сь не­ о хо тно . У зн а в об э том , в эскадри л ью приш ел командир 303-й диви зи и , про­ славленны й л е тч и к Герой Сове тско го Союза Г . Н. З а хар о в . Ра зговор с ф р а н ­ ц у зским и л е тчи кам и был по -русски про­ с ты м : он взял в у г л у веник и подал Р о л л ан у : «Сломай !» С дела ть э то , конеч­ но, невозможно . А во т по одному п р у ­ т и к у — проще про сто го . Наша тактика группового боя бы­ ла освоена полком «Нормандия — Неман», что принесло немало побед, сократило потери. А в сложных си­ туациях французские летчики, не жа­ лея жизни, шли на выручку. Так Марсель Лефевр, на счету которо­ го было немало сбитых вражеских ма­ шин, в одном из боев, спасая от вер­ ной гибели товарища, сам был подбит. Сердце храбреца перестало биться. БОЕВОЕ БРАТСТВО На празднование 40-летия Победы в Москву приезжали ветераны полка «Нормандия — Неман». Они встре­ чались с советскими друзьями, воз­ ложили венок и цветы к мемориаль­ ной доске, установленной на здании бывшей французской военной миссии в Москве. На доске фамилии 42 по­ гибших летчиков. Эта встреча запе­ чатлена фотографом. Такой снимок мне показал Николай Михайлович. На фотографии Лоран, награжденный орденами Боевого Красного Знамени и Отечественной войны, Герой Совет­ ского Союза Жак Андре, рядом — Н. М. Зорихин (на груди по соседст­ ву с нашими наградами — француз­ ские), еще механик Никитин, другие товарищи по полку. — А кто стоит между летчиками? — Это не летчик* и не механик, — отвечает Николай Михайлович, — это пехотинец, разведчик. А почему с нами?.. И тут я услышал о том, как* по­ братался морской пехотинец Назарян с летчиками «Нормандии». Случилось это уже в 1945-м, на Балтике. ...« Я к и » — м аш и ны , к а к обычно го ­ вор я т в т а к и х с л у ч а я х , « с у хо п у тн ы е » , но д р а т ь с я на н и х при ходило сь и над морем . И одн аж ды , вы бро си вш и сь из подбитого самоле та с п ар ашю том , Ф р а н ­ с у а де Ж о ф ф р прин ял б а л ти й ск ую к у ­ пель . Бы л а весна , но к уп ан и е к у р о р т ­ ным не на зо веш ь . Ф р а н ц у з с к и й л е тч и к — человек волевой — до берега до­ п лы л . ...Н е л е гко дали сь ему э ти д в а—три ки лом е тр а . Ф р а н с у а обстреляли сначала «м ессеры » , потом ф аш и с ты -а в том а тч и ки . Спас деревянный б р у с , ко торы й попал­ ся на гл а з а л е т ч и к у . Над заливом и вдоль берега шел бой. А л ед ян а я вода дел ал а свое дело — силы т а я л и ... Ф р а н ­ с у а потерял- сч е т врем ени ... В ито ге ф р ан ц у з с ко го л е тч и к а подобрали наши ра зведчи ки , и первым на помощь при ­ шел Н а зар ян . Позже он был отмечен ф р ан ц у з ско й на градой . * * * — Боевая дружба не стареет, — говорит Николай Михайлович. — У нас создай совет техников-ветеранов полка «Нормандия — Неман». Совет возглавляет бывший старший инже­ нер полка Сергей Давыдович Ага- вельян. тогда капитан, а ныне инже­ нер-полковник. Во Франции действу­ ет Ассоциация летчиков-ветеранов. Д а , др уж ба э т а ин терн ацион ал ьн ая . Уж е в наш и дни среди ф р а н ц у з с к и х ле тч и ко в по явил ся еще один Герой Со­ ве тско го Сою за. Это Ж ан -Л у К р е тьен , . член эни п аж а космическо го корабля «Союз Т-б». Т а к к четырем летчикам по лка «Нормандия — Неман» , удо стоен ­ ным вы сш е го о тличи я нашей Родины , при соединился ко см он ав т — граж данин Ф р а н ц и и . Поистине , др уж б а не зн ае т гр аниц ! Она к а к и преж де , с л уж и т делу м ира . П А Р А Д ПОБЕДЫ НАД П А РИЖ ЕМ Да, был такой воздушный парад. И главным участником его стал полк «Нормандия — Неман», хотя свое мастерство демонстрировали и аме­ риканцы, и англичане. Е с т ь у ф р ан ц у з с ко го народа обычай , родивш ийся в глубин е веков — воина и з похода в с тр е ч а т ь с оружием . И лет- чини — наш и б р а тья по оруж ию — вер­ н у л и с ь в победном 45-м домой на пода­ р е н ны х Сове тским пр а ви тел ь ством бое­ в ы х м аш и н а х . Н иколай М ихайлович с фосхищ ением говорил о в стрече на аэро ­ дроме Б урж е под П ариж ем , где призем ­ ли ло сь сорок «Я ко в » , о при ем а х и бес­ ч и с л е н ны х беседах с ф р а н ц у з ам и , ко то ­ рым хо те л о с ь « зн а ть о Ро ссии все» . Че­ ты р н а д ц а ти со ве тским м е ханин ам , в том числе и Н. М. З о р и х и н у , в э ти дни при ­ ш ло сь напряж енно п о тр у д и т ь с я — са ­ молеты го то ви ли сь к п ар ад у . Но к то р ж е с тв у го тови ла сь и пре сса : на с тр а н и ц а х б о л ьш и н с тв а г а з е т пе с т­ рели м а те р и а лы , в к о то р ы х в о с х в а л я ­ ли сь ам ер и кан ски е и ан гл и й с ки е воз­ д уш н ы е силы и весьма скромно гово­ рилось о ф р а н ц у з с к и х л е тч и к а х . И вот этот день настал — 14 ию­ ля 1945 года. Он был выбран не слу­ чайно — это День взятия Бастилии, национальный праздник французов. Народу посмотреть парад собралось — тьма-тьмущая. Промчались аме­ риканские «Аэрокобры», следом — английские «Спптфайеры». Зрители приветствовали их. Затем — пауза. Слышен нарастающий гул моторов, и вот появились «Яки», изображая в четком строю орденский крест — полк «Нормандия — Неман» привет­ ствовал Родину.' Зри те ли воздали должное своим а в и а ­ тор ам . Но беспредельным было и х вос­ хищ ен и е , ко гда дев я тн а «Яков» р а зы ­ гр а л а над и х головами во здуш ный «бой», а за тем л учш и е из н и х пока зали все , что умели и прим еняли в военном небе, впло ть до лобовы х а т а к . На зем ­ ле все зам ер ли , ко гда после ка скад а ф и г у р вы сш е го пи ло таж а последние два и стреби те л я понесли сь н а в стр еч у д р у г д р у г у . А скоро с ть каж до го по тем вре­ менам о громная — до 700 килом е тров , в сумме — «за зв у к » ! В зры в востор ­ ж е н н ы х кри ко в з а г л уш и л рев моторов — та к и м был о тв е т ф р ан ц у зо в и и х го с тей на ф и н а л ьны е вы с т уп л е н и я л е т ­ чиков полка «Нормандия — Неман» . Та ко й бы ла р е акци я и п р е с сы , о тм е ти в ­ шей вы сокий к л а с с пи ло тиро в ани я , л е г ­ ко с ть упр а вл ени я и д р у ги е до стоин с тва со ве тско го сам о л е та , см ело сть ф р а н ц у з ­ с к и х летчино в . Га з е ты р а с с к а зы в а л и и о со в е т с к и х а в и а к о н с тр у к то р а х . Ветераны запомнили на всю жизнь этот Парад Победы в небе Парижа. И сегодня, спустя десятки лет, в памя­ ти «звучат» возгласы «Слава совет­ скому народу!» «Слава конструктору Яковлеву! Слава летчикам полка «Нормандия — Неман»!» ПОСЛЕ ВОИНЫ Демобилизовался Н. М. Зорихин сразу после возвращения из Фран­ ции. Поехал в Петрозаводск — на родину жены. Вера Ярукова была оружейницей в полку «Нормандия — Неман». Познакомились. Дали друг другу слово: «Война кончится — по­ женимся!» Слово сдержали. В Каре­ лии работал в авиауправлении, а за­ тем был направлен в Красноярск — здесь отвечал за материально-техни­ ческое обеспечение воздушных трасс, вплоть до Арктики. Два сына. Воло­ дя инженер-энергетик, работает в Мо­ скве. Сергей пошел по стопам отца — он авиатехник в Красноярске. Второй раз во Ф р анции довелось по­ бы в а ть в мае 1966 года . Д еле гац ия бы- . л а небольшой : командир 303-й Смолен­ ской Кр асно знам енной ордена Суворова истреби тельной диви зии Герой Сове тско ­ го Союза генерал-майор Г . Н. З а хар о в , командир 18-го гвардей ско го и стреби ­ тел ьно го полка Герой Сове тско го Союза А . Е . Го лубев , б р а т ско го п о л ка , к а к его звали за со вм е стн ую боевую рабо ту с «Нормандией» . От те хн и ч е ско го перевра ­ ла ездил Н. М. З о р и хи н . 7 дней в Па­ риж е , 3 — в поездке по с тр ан е . Ф р а н ­ ц у з с ки й народ не забы в а е т подви га л е т ­ чиков - добровольцев , с уваж ением о т ­ но си тся к боевому б р а т с тв у с со ве тски ­ ми воинами . А се годня у в се х народов гл а в н а я цель — не д о п у с ти т ь я д е р н о го ( б е зум и я , со хр а н и ть на земле мир . Вот такая встреча произошла у меня с одним из ветеранов нынешним летом. А. ХРАПОВИЦКИЙ, ветеран войны и труда. НЛ СНИМКЕ: II. М. 'Зорихин. II декабря 1987 года 8 РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz