Рыбный Мурман. 1987 г. Декабрь.
4 Подвигу 45 лет НЕБО ЗОВЕТ! Работая как-то в архиве, я увидел газетную заметку 1936 года о пер вой авиабригаде в Мурманской шко ле Ко 8. «Бригада», конечно, громко звучит — кружок это авиамодели стов. Но школьники увлеченно зани мались авиаделом, изготовили пре красную модель трехмоторного само лета с размахом крыльев 147 санти метров. Да, увлечение авиацией в те годы было массовым. Помню, как мо лодые мурманчане/ среди которых было немало и представителей рыб ной отрасли, прыгали с парашютом, ■ летали на планерах, готовились стать летчиками — защитниками' родного неба. И вот эта встреча... Николай Михайлович» о к а зы в а е т с я , уч и л ся именно в этой самой восьмой ш ко ле , с которой и начался наш рас- • с к а з . И был уча с тни ком к р уж к а авиа- • моделистов , а после окончания ш колы — его руководи телем . Потом - г л е тн о план ерн ая ш кола О соавиахима — с э то го у м но ги х то гда н ачинал ся п у т ь в больш ую авиацию . А работал н а ’ кон сервном заводе рыбоком бин ата , где был избран комсор гом . Одной из свои х ком сом о л ь ски х забо т сч и тал выполнение з а дач военно-прикладного х а р а к т е р а . За помнились лы ж ны е переходы в про ти в о га за х от цехов рыбокомбината до Ко- : л ы . А еще — большой-, переход допри* зы вни ко в по м а рш р у т у : Ки ро в ск г- Умг ба — К а н д а л а кш а .. Командовал п ерехо дом и звес тны й в М урм анске ф и з к у л ь т у р н и к К о н с тан ти н Хренов , Николай Зо« ри хин был комиссаром . З а к а л я л и с ь ре б я та , к а к го вори тся , душ ой и те лом . И о тд ы х а т ь умели толково — самодея те л ьн о с ть и с е го дн яш н яя имеет корни в т е х го д а х . На консервном заводе , н а пример , ее ор гани зовал Н. М. Зо ри хин . Н А ЧАЛ О ПУТИ - 1939 год. Призыв в Рабоче-Кре стьянскую Красную Армию. Успеш ное окончание ’летно-планерной . шко лы Осоавиахима давало Николаю Ми хайловичу преимущество перед дру гими призывниками — военкомат его и направил в авиацию. И еще об одном «положительном факторе с улыбкой говорил ветеран: при ро-4 сте 176 сантиметров он имел вес — 58 килограммов — тогда для авиато ра это тоже был плюс: легкомотор ные машины грузоподъемностью не . отличались... Первый ш а г к о с ущ е ствлению мечты сделан — н ач ал а сь служ б а в ави ач а с ти . В т я ги в а л с я в арм ей скую ж и зн ь . И общественной работы не ч ур а л с я . Это зам е тили — избрали секретарем коми те т а ВЛКСМ ч а с ти . Забо т прибавилось . Но они , конечно , о тли ч али сь о т т е х , что были на рыбокомбинате : ш ла у си л енн ая боевая под го товка — в во зд ухе пахло грозой , на Западе грем ела война ... С удьба сделала поворот: молодого воина послали в сп е цш ко л у , в которой го то в и ли ... а ви ам е хани ко в . Обидно, что не «в л е тчи ки пош ел» , но любовь к авиации бы ла превыш е все го . К том у же и гр аж д ан с к а я сп ециал ьно с ть где-то « кон тачи л а » с военной . А об о тв е т с т венности и говори ть нечего — ме х аник в о тве те не то л ь ко за м аш и н у , но и з а л е тч и к а . А о т со стояни я те х н и к и з а в и с и т в зн ачи тельной мере и у сп е х поле т а , во здуш но го боя. Л е т а т ь в се -таки довелось — в к а ч е с т ве м е хани к а по приборам : требовалось зн а т ь до то н ко с тей и х рабо ту в полете . ...Началась война. Для Николая Михайловича и многих его товари щей выпало на долю рытье окопов, строительство оборонительных соору жений на подступах к Москве, а по том, с 23 ноября сорок первого, служ ба в полку ночных бомбардировщи ков. Шли жестокие бои на земле и в воздухе.- Враг рвался к столице, но наши воины выстояли, а потом и преподали урок гитлеровцам — об этом знает весь мир. Есть в победе под Москвой и толика ратного труда авиамеханика Н. М. Зорихина. ЗДРАВСТВУЙ, «НОРМАНДИЯ»! В конце 1942 года в Иванове на чала формироваться эскадрилья фран цузских летчиков-добровольцев. Вна чале в ее составе было 14 летчиков и 58 авиамехаников, а также 17 со ветских авиатехников. По просьбе французов эскадрилья получила имя — «Нормандия». Вооружена она бы ла истребителями ЯК-1, зате.м ЯК-9 и ЯК-3. Особенно полюбился фран цузским летчикам ЯК-3. Они отзыва лись об истребителе: <<Мы сливаемся с ним в одно целое!». Да, эта маши на имела отличные характеристики: высокую маневренность, легкое уп равление. хорошую скорость и надеж ное оружие. А это в скоротечном воз душном бою обеспечивало победу. Конечно, при умелом владении тех никой. А французы не жалели вре мени и сил для этого, накапливали боевой опыт. Смелости же им было не занимать. После освоения личным составом бо- Ч ИТАТЕЛИ, конечно, знакомы с историей полка «Норман дия— Неман» — по литературным источникам, по фильму о подви гах французских летчиков-добро вольцев на фронтах Великой Оте чественной войны. И о дружбе их с советскими авиаторами. А так же о механиках и техниках, гото вивших боевые машины друзей- патриотов Франции. Но вот инте ресный факт: среди специалистов знаменитого полка был сменный регулировщик оборудования же стянобаночного цеха консервного завода Мурманского рыбокомби ната Николай Зорихин. Летом ны нешнего года, накануне Дня ры бака, он после многолетнего пе рерыва побывал в Мурманске, Наш внештатный корреспондент А. С. Храповицкий, сам ветерай войны и труда,» встретился с Ни колаем Михайловичем, беседовал с ним. Публикуем его рассказ. Мурманчанин в полку «Нормандия-Неман» евой те х н и к и э с к а др и л ь я вли л ась в 303-ю и стреби тельн ую авиадиви зию 1-й воздушной арм ии . Получив н апр авле ние в «Нормандию » , Николай М и хайло вич с тал о б сл уж и в а ть спецоборудование и приборы д ев я ти самолетов . Ф р а н ц у з ски е л е тчи ки хорошо приняли нового а в и ам е х а н и к а . Смелые в во зд ухе , нена видевшие вр а га , о кк упиро вавш е го и х ро д и н у , на земле ф р ан ц у зы любили по ш у т и т ь , по -братски тепло о тно сили сь к об служ ивающ ем у пер сон ал у . А Николая Зори хин а избрали ком сор гом . Сначала э ск а др и л ьи , а ко гда она выросла до п о л ка , то и всей ч а с ти . Э т у почетную , но неле гк ую н а гр у з к у он нес до самой демобилизации в 1945 год у . К с т а т и с к а з а т ь , о доверии л е тчи ко в «Нормандии» к сове тским м е хани кам говорит такой ф а н т : по просьбе командования полка весь те хн и ч е ски й со став был у ком п л е к тован нашими сп ец и али стам и . В НЕБЕСАХ ВОЕВАЛИ ОДНИХ Славный боевой путь у «Норман дии»: Курская битва (1943 г.), Бело русская операция (1944 г.). разгром немецко-фашистских войск в Восточ ной Пруссии (1945 г.). В ноябре 1944 года за боевые заслуги полка в пе риод форсирования реки Неман ему было присвоено наименование «Нор мандия — Неман». . Только в этой операции было сбито 29 самолетов врага. А всего на счету полка 273 сбитых в воздухе и 80 поврежден ных на земле самолетов, много унич тоженной боевой техники и живой си лы противника. Полку 18 раз объяв лялась благодарность Верховного командования. Советское правитель ство наградило его орденами Боевого Красного Знамени и Александра Нев ского, а французское — орденом По четного легиона. Боевого креста с пальмовой ветвью, Крестом Освобож дения и медалью. Советские специа листы носили на груди «бант» Почет ного легиона и наш гвардейский знак — это как бы скрепляло боевое брат ство воинов двух стран. Многие французские летчики отме чены советскими наградами, а четве ро из них стали Героями Советского Союза. Это Марсель Альбер, Роллан де ля П.уап, Жак Андре и Марсель Лефевр (последний — посмертно). Особенно запом ни лся Николаю Ми хай ло ви ч у Ро ллан де ля П уап , ко торого про сто по имени звали — Ро л л ан . Пос ле каждо го удачно го боя , подруливая к с то я н к е , он поднимал над головой сж а ты й н ул ан : м е хани кам бы л ясен смы сл т а ко го « салю та» своего боевого д р у г а : е с ть еще один! А всего Ро лл ан сбил 16 в р аж е с ки х м аш ин . Смелые были люди — э ти пило ты из Ф р анц и и . Но мешал им один н едо с та то к — с та р а л и с ь в одиночку доби ться победы . Н адеяли сь на свое м а с тер с тво , на у д а ч у . И гибли — в бою н уж н а и в заим о вы р уч к а . К аж д а я потеря перено сил а сь тяж е л о . А пер е учи вали сь не о хо тно . У зн а в об э том , в эскадри л ью приш ел командир 303-й диви зи и , про славленны й л е тч и к Герой Сове тско го Союза Г . Н. З а хар о в . Ра зговор с ф р а н ц у зским и л е тчи кам и был по -русски про с ты м : он взял в у г л у веник и подал Р о л л ан у : «Сломай !» С дела ть э то , конеч но, невозможно . А во т по одному п р у т и к у — проще про сто го . Наша тактика группового боя бы ла освоена полком «Нормандия — Неман», что принесло немало побед, сократило потери. А в сложных си туациях французские летчики, не жа лея жизни, шли на выручку. Так Марсель Лефевр, на счету которо го было немало сбитых вражеских ма шин, в одном из боев, спасая от вер ной гибели товарища, сам был подбит. Сердце храбреца перестало биться. БОЕВОЕ БРАТСТВО На празднование 40-летия Победы в Москву приезжали ветераны полка «Нормандия — Неман». Они встре чались с советскими друзьями, воз ложили венок и цветы к мемориаль ной доске, установленной на здании бывшей французской военной миссии в Москве. На доске фамилии 42 по гибших летчиков. Эта встреча запе чатлена фотографом. Такой снимок мне показал Николай Михайлович. На фотографии Лоран, награжденный орденами Боевого Красного Знамени и Отечественной войны, Герой Совет ского Союза Жак Андре, рядом — Н. М. Зорихин (на груди по соседст ву с нашими наградами — француз ские), еще механик Никитин, другие товарищи по полку. — А кто стоит между летчиками? — Это не летчик* и не механик, — отвечает Николай Михайлович, — это пехотинец, разведчик. А почему с нами?.. И тут я услышал о том, как* по братался морской пехотинец Назарян с летчиками «Нормандии». Случилось это уже в 1945-м, на Балтике. ...« Я к и » — м аш и ны , к а к обычно го вор я т в т а к и х с л у ч а я х , « с у хо п у тн ы е » , но д р а т ь с я на н и х при ходило сь и над морем . И одн аж ды , вы бро си вш и сь из подбитого самоле та с п ар ашю том , Ф р а н с у а де Ж о ф ф р прин ял б а л ти й ск ую к у пель . Бы л а весна , но к уп ан и е к у р о р т ным не на зо веш ь . Ф р а н ц у з с к и й л е тч и к — человек волевой — до берега до п лы л . ...Н е л е гко дали сь ему э ти д в а—три ки лом е тр а . Ф р а н с у а обстреляли сначала «м ессеры » , потом ф аш и с ты -а в том а тч и ки . Спас деревянный б р у с , ко торы й попал ся на гл а з а л е т ч и к у . Над заливом и вдоль берега шел бой. А л ед ян а я вода дел ал а свое дело — силы т а я л и ... Ф р а н с у а потерял- сч е т врем ени ... В ито ге ф р ан ц у з с ко го л е тч и к а подобрали наши ра зведчи ки , и первым на помощь при шел Н а зар ян . Позже он был отмечен ф р ан ц у з ско й на градой . * * * — Боевая дружба не стареет, — говорит Николай Михайлович. — У нас создай совет техников-ветеранов полка «Нормандия — Неман». Совет возглавляет бывший старший инже нер полка Сергей Давыдович Ага- вельян. тогда капитан, а ныне инже нер-полковник. Во Франции действу ет Ассоциация летчиков-ветеранов. Д а , др уж ба э т а ин терн ацион ал ьн ая . Уж е в наш и дни среди ф р а н ц у з с к и х ле тч и ко в по явил ся еще один Герой Со ве тско го Сою за. Это Ж ан -Л у К р е тьен , . член эни п аж а космическо го корабля «Союз Т-б». Т а к к четырем летчикам по лка «Нормандия — Неман» , удо стоен ным вы сш е го о тличи я нашей Родины , при соединился ко см он ав т — граж данин Ф р а н ц и и . Поистине , др уж б а не зн ае т гр аниц ! Она к а к и преж де , с л уж и т делу м ира . П А Р А Д ПОБЕДЫ НАД П А РИЖ ЕМ Да, был такой воздушный парад. И главным участником его стал полк «Нормандия — Неман», хотя свое мастерство демонстрировали и аме риканцы, и англичане. Е с т ь у ф р ан ц у з с ко го народа обычай , родивш ийся в глубин е веков — воина и з похода в с тр е ч а т ь с оружием . И лет- чини — наш и б р а тья по оруж ию — вер н у л и с ь в победном 45-м домой на пода р е н ны х Сове тским пр а ви тел ь ством бое в ы х м аш и н а х . Н иколай М ихайлович с фосхищ ением говорил о в стрече на аэро дроме Б урж е под П ариж ем , где призем ли ло сь сорок «Я ко в » , о при ем а х и бес ч и с л е н ны х беседах с ф р а н ц у з ам и , ко то рым хо те л о с ь « зн а ть о Ро ссии все» . Че ты р н а д ц а ти со ве тским м е ханин ам , в том числе и Н. М. З о р и х и н у , в э ти дни при ш ло сь напряж енно п о тр у д и т ь с я — са молеты го то ви ли сь к п ар ад у . Но к то р ж е с тв у го тови ла сь и пре сса : на с тр а н и ц а х б о л ьш и н с тв а г а з е т пе с т рели м а те р и а лы , в к о то р ы х в о с х в а л я ли сь ам ер и кан ски е и ан гл и й с ки е воз д уш н ы е силы и весьма скромно гово рилось о ф р а н ц у з с к и х л е тч и к а х . И вот этот день настал — 14 ию ля 1945 года. Он был выбран не слу чайно — это День взятия Бастилии, национальный праздник французов. Народу посмотреть парад собралось — тьма-тьмущая. Промчались аме риканские «Аэрокобры», следом — английские «Спптфайеры». Зрители приветствовали их. Затем — пауза. Слышен нарастающий гул моторов, и вот появились «Яки», изображая в четком строю орденский крест — полк «Нормандия — Неман» привет ствовал Родину.' Зри те ли воздали должное своим а в и а тор ам . Но беспредельным было и х вос хищ ен и е , ко гда дев я тн а «Яков» р а зы гр а л а над и х головами во здуш ный «бой», а за тем л учш и е из н и х пока зали все , что умели и прим еняли в военном небе, впло ть до лобовы х а т а к . На зем ле все зам ер ли , ко гда после ка скад а ф и г у р вы сш е го пи ло таж а последние два и стреби те л я понесли сь н а в стр еч у д р у г д р у г у . А скоро с ть каж до го по тем вре менам о громная — до 700 килом е тров , в сумме — «за зв у к » ! В зры в востор ж е н н ы х кри ко в з а г л уш и л рев моторов — та к и м был о тв е т ф р ан ц у зо в и и х го с тей на ф и н а л ьны е вы с т уп л е н и я л е т чиков полка «Нормандия — Неман» . Та ко й бы ла р е акци я и п р е с сы , о тм е ти в шей вы сокий к л а с с пи ло тиро в ани я , л е г ко с ть упр а вл ени я и д р у ги е до стоин с тва со ве тско го сам о л е та , см ело сть ф р а н ц у з с к и х летчино в . Га з е ты р а с с к а зы в а л и и о со в е т с к и х а в и а к о н с тр у к то р а х . Ветераны запомнили на всю жизнь этот Парад Победы в небе Парижа. И сегодня, спустя десятки лет, в памя ти «звучат» возгласы «Слава совет скому народу!» «Слава конструктору Яковлеву! Слава летчикам полка «Нормандия — Неман»!» ПОСЛЕ ВОИНЫ Демобилизовался Н. М. Зорихин сразу после возвращения из Фран ции. Поехал в Петрозаводск — на родину жены. Вера Ярукова была оружейницей в полку «Нормандия — Неман». Познакомились. Дали друг другу слово: «Война кончится — по женимся!» Слово сдержали. В Каре лии работал в авиауправлении, а за тем был направлен в Красноярск — здесь отвечал за материально-техни ческое обеспечение воздушных трасс, вплоть до Арктики. Два сына. Воло дя инженер-энергетик, работает в Мо скве. Сергей пошел по стопам отца — он авиатехник в Красноярске. Второй раз во Ф р анции довелось по бы в а ть в мае 1966 года . Д еле гац ия бы- . л а небольшой : командир 303-й Смолен ской Кр асно знам енной ордена Суворова истреби тельной диви зии Герой Сове тско го Союза генерал-майор Г . Н. З а хар о в , командир 18-го гвардей ско го и стреби тел ьно го полка Герой Сове тско го Союза А . Е . Го лубев , б р а т ско го п о л ка , к а к его звали за со вм е стн ую боевую рабо ту с «Нормандией» . От те хн и ч е ско го перевра ла ездил Н. М. З о р и хи н . 7 дней в Па риж е , 3 — в поездке по с тр ан е . Ф р а н ц у з с ки й народ не забы в а е т подви га л е т чиков - добровольцев , с уваж ением о т но си тся к боевому б р а т с тв у с со ве тски ми воинами . А се годня у в се х народов гл а в н а я цель — не д о п у с ти т ь я д е р н о го ( б е зум и я , со хр а н и ть на земле мир . Вот такая встреча произошла у меня с одним из ветеранов нынешним летом. А. ХРАПОВИЦКИЙ, ветеран войны и труда. НЛ СНИМКЕ: II. М. 'Зорихин. II декабря 1987 года 8 РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz