Рыбный Мурман. 1987 г. Август.
• Социальная сфера • В ЭТОМ ГОДУ на судах ВРПО «Севрыба» проводится прог рамма исследований, которую наметил на XII пятилетку НИИ гигиены водного транспорта Министерства здравоохране ния СССР. С экспедицией, которую возглавляет кандидат медицинских наук Валерий Петрович Хмельков (за его спиной две зимовки на полярных станциях в Антарктиде), мы встретились в райо не промысла в Баренцевом море, на плавбазе «Арктика». К этому времени экспедиция, находившаяся с рыбаками с первого дня рейса — с 4 марта 1987 г., — уже накопила богатый мате риал, и на пути в порт результаты исследований обобщались, обдумывались, обсуждались с комсоставом плавбазы. Этот ма териал и стал предметом нашего разговора с руководителем экспедиции В. П. ХМЕЛЬКОВЫМ. же. в Мурманске, в каком- нибудь училище. Сейчас школьники, учащиеся могут взяться за заказ, выполнить его качественно. — Валерий Петрович, да вайте вернемся к вопросу питания. Не секрет, что н на берегу многие, люди не правильно питаются, что при водит к различным наруше ниям н даже заболеваниям. А в условиях длительных рейсов питание, его правиль- повара. Мы предложили так же раскладку по калорийнос ти пищевых веществ. Для рыбаков ночной смены в обязательном порядке долж ны подаваться горячие блю да. и всем сменам необходи мо усилить завтрак и обед за. счет приготовления заку сок или «нулевок». Обычно все сетуют на то, что мало зелени получают перед выходом из порта и потом, в рейсе. Но и здесь ЖИЗНЬ МОРЯКА РЕЙСЕ — Валерий Петрович, ка кие задачи ставила перед со бой экспедиция, отправляясь в рейс вместе с рыбаками? — Техническим заданием на выполнение научно-иссле довательских работ в экспе диции были предусмотрены разработка санитарных и со- циально-гигиенических требо ваний к обеспечению работ, связанных с рыбопереработ кой, включая перегрузку рыбной муки на судах, веду щих промысел в арктиче ских районах. Это оценка адекватности питания у плавсостава судов, изучение энергозатрат рыбаков при выполнении различных про изводственных операций. Нас интересуют также пара метры макро- и микроклима та в жилых и производст венных помещениях в рейсе, а также психоэмоциональная напряженность труда. И в связи с перечисленным — состояние некоторых обмен ных процессов и морфологи ческого состава крови во время рейса. ' Тайны наши исследования не представляют. А для че го они проводятся, вероятно, понятно без особых объясне ний: забота о здоровье со ветского человека становит ся все более конкретной, и политика ЦК КПСС на со временном этапе это убеди тельно доказывает. Рыбаки большую часть жизни про водят в экстремальных усло виях: море давно уже стало не только местом сезонного лова и временных перегру зок, оно является и местом жизни рыбаков. — Давайте остановимся на конкретных критических замечаниях и предложениях. Подчас не только чисто на учные наблюдения, но и просто взгляд человека со стороны может заметить те «мелочи», к которым при терпелись, но которые до ставляют много неудобств и даже вреда. Думаю, ваши замечания по улучшению ус ловий труда будет полезно узнать всем, н рыбакам — в первую очередь. — Сразу надо сказать, что суда типа плавбазы «Арктика» — старые, на ры- бофабриках здесь много- руч ных операций, требующих больших энергозатрат; Оста ется пожалеть, что флот мёдленно обновляется, ' . а с другой стороны — что еще вяло действует техническая мысль у флотских рациона лизаторов. Ведь иногда дос таточно ^пристального хозяй ского взгляда, чтобы на ра бочем месте расположить приспособления, инструмен ты по-иному, что-то незначи тельное изменить — и рабО’ тать становится удобнее, че* ловек меньше устает. Это ка сается не только фабрики, но и других рабочих мест. Вот, например, на плавба зе «Арктика» в раздаточной плавсостава нет мармитов для подогрева пищи, поэто му тем, кто приходил в по следнюю очередь, все доста валось остывшее. Мелкими порциями повара доставлять пищу с камбуза отказались — лишние хлопоты. Правда, в ходе рейса стали предпри ниматься попытки что-то при думать, но в условиях пла вания сделать это нелегко.- Командование судна записа ло себе в план: установить электродуховки для того, чтобы рядовому составу из раздаточной всегда подава лись горячие блюда. А вот другой пример, ког да для облегчения труда не требуется особых затрат, кроме душевных. В той же раздаточной уже около пяти лет работает ветеран флота А . А . Селезнева. Как и все работники, она выходит по мере надобности на подвах- ты. а во время своих обыч ных трудовых будней добро совестно, не требуя помощ ников, несет службу в пи щеблоке. Посторонний глаз сюда нечасто заглядывает— есть места и поважнее. А сама Алла Алексеевна — не из настырных, вот и получи лось, что уже давно «грел ка» в раздаточной не рабо тает, мойки протекают, на полу все время вода, жен щина работает, стоя на мок ром. холодном полу в гало шах. Разве это порядок? Но вернемся в помещение фабрики, заглянем в ма шинное отделение. К основ ным неприятным физиче ским факторам относятся шум и вибрация. Постоянный шумовой фон в производст венных помещениях — 100 — 115 децибелл (в жилых — 7 5— 80 децибелл), а это более чем на 20 процентов превышает допустимый уро вень. На судне отмечаются высокие уровни вибрации с характерным присутствием «пиковых» величин. Для сни жения воздействия шумов на - организм в производствен ных помещениях, особенно в машинном, необходимо при менять специальные наушни ки. При обследовании рыбооб работчиков сразу после вах ты у многих наблюдалось раздражение пальцев рук: трещины, покраснение, при пухлость. Это связано с от сутствием удобной спецодеж ды. Перчатки и рукавицы, которые выдаются рыбооб работчикам, — малых раз меров. Брезентовые перчат ки — очень узкие, поэтому в случае захвата механизма ми у людей могут быть серь езные травмы. Отсутствуют перчатки с высокими. до лок тя, чехлами. То. о чем я говорю, может быть устранено. Спецодеж ду по давно разработанным образцам можно заказать тут ная организация, конечно, имеют особое значение. — Да, конечно. Касаясь оценки фактического питания плавсостава, следует отме тить, что в меню значитель ный удельный вес занимают мучные и крупяные изделия, рыба. В очень скудном ас сортименте представлены мо лочные продукты, овощи. Практически отсутствуют фрукты и соки. Расчет хими ческого состава и питатель ной ценности среднесуточно го набора продуктов, а так же рационов питания пока зал, что фактическое пита ние на плавбазе не сбаланси ровано по содержанию основ ных пищевых и биологиче ских веществ. Питание моря ков на протяжении всего рейса характеризовалось низким содержанием белка животного происхождения, высоким — углеводов. В ра ционах питания мало вита минов С и группы В. Калорийность рационов ко лебалась от 2624,8 до 3256,6 килокалорий при норме 4 ,5— 5 тысяч. На плавбазе и на других судах работают продукто вые лавочки, в которых про даются фрукты, сгущенное молоко, соки, тушенка и другие продукты. Плавсостав их приобретает. За рейс на стол рыбаков (через камбуз) было отпущено продуктов на сумму более 40 тыс. руб лей, а здесь нх реализовано на сумму около 14,5 тыс. рублей. Несбалансированность пи тания приводит к тому, что у лиц в возрасте 19— 23 лет вес в отношении к идеально му недостаточен, а у лиц 3 1— 43-летних увеличен. Ко нечно. сказывается не толь ко качество питания, но и недостаточная двигательная активность. — Хотелось бы услышать от вас предложения по улуч шению питания рыбаков. — Все предложения, в том числе и по питанию, мы высказали в акте, который представили в управление «Севрыбхолодфлот» и ВРПО «Севрыба». Мы рекомендовали при обеспечении судов пищевы ми продуктами строго руко водствоваться нормами сред несуточного продуктового до вольствия и таблицами воз можных замен пищевых ве ществ, утвердить ассорти мент продуктов, поступаю щих на базу, не менее 50 — 60 наименований (у нас в рейсе их было 2 8— 30). Сре ди продуктов важное место должны занимать овощи и Фрукты, соки, приправы, спе ции. Следует отдавать пред почтение хлебу из муки гру бого помола, менее обрабо танным крупам, молочным продуктам. растительным маслам. Необходимо привле кать к получению продуктов выход можно найти. По опы ту, имеющемуся на судах морского пароходства, мож но на судах установить фи- татроны — установки для выращивания зеленой мас сы. На плавбазах достаточ но электроэнергии и произ водственных площадей, что бы это осуществить: доста точно одной двухместной ка юты. А желающие повозить ся с зеленью в любом эки паже найдутся. Тогда посто янно будут свежая петруш ка, лук, укроп... — Многпе рыбаки жалу ются на качество воды на судах. Что вы можете ска зать об этом? — Вероятно, жалобы бы вают обоснованными на тех судах, которые уже состари лись на морской службе, как плавбаза «Арктика». Здесь опреснительное устройство действует на 60 процентов от паспортной суточной про изводительности. • Система пресной воды из-за физиче ского износа, коррозии тре бует замены. Тем более на до принимать меры, чтобы качество воды было нормаль ным, а иногда на это смот рят сквозь пальцы, в том числе и судком. А ведь мо жно оснастить суда специаль ными насадками, чтобы вода обогащалась необходимыми организму микроэлементами. — Еще один враг здоро вья рыбака — гиподина мия... — Рекомендовать здесь можно только одно: больше заниматься физкультурой. Можно бегать по вертолет ной площадке, играть в во лейбол. заниматься в спорт зале. Кстати, мы в экспеди ции наблюдали, что очень многие с удовольствием при хорошей погоде играют в мяч. В нашем рейсе руководи тели судна проявили инициа тиву, а мы вместе с пред ставителем завода-нзготови- теля помогли в бывшем кра сном уголке переоборудован ном под спортивный зал, ус тановить полифункциональ- ный тренажерный комплекс.- По окончании рейса этот комплекс был по акту пере дан экипажу плавбазы «Арк тика». — Валерий Петрович, вы говорили о повышенных пси хологических нагрузках. В чем это выражается и како вы ваши предложения по сни жению отрицательного воз действия этих перегрузок? — Значимыми социально психологическими факторами для рыбаков в длительных рейсах являются монотон ность образа жизни и рабо ты на судне, относительная сенсорная изоляция, «психо логическая теснота», дли тельный отрыв от берега, от семьи. Все это порождает сенсорный голод, скуку, нос тальгию и другие негатив ные моменты. Ухудшается физическое состояние челове ка: нарушается сон, исчезает чувство отдыха после сна, появляется раздражитель ность... Все это становится заметным у большинства ры баков к концу второго меся ца. Мы предложили, во-пер вых, оснастить суда аппара том «Лэнар», о котором уже писала «Полярная правда» и который предназначен для замены фармакологических препаратов, для устранения нервно-эмоционального на пряжения, раздражительно сти. Во-вторых, целесообраз но оборудовать такое поме щение, где специально под готовленные люди проводили бы аутотренинг, эмоциональ но-волевой и психологиче ский тренинг, то есть приме нялись бы психотерапевтиче ские методы. В связи с этим уже се годня можно кое-что сделать: украсить жилые помещения картинами с изображением природы, птиц, ншвотных, можно использовать мате риалы Кольского края. На судах морского пароходст ва эстетике уделяется боль шое внимание, не следует обделять вниманием и забо той и рыбаков. В плавании очень трудно обеспечить личному составу полноценный отдых, вклю чая длительный, непрерыв ный ночной сон. Поэтому встает вопрос о необходимо сти такой организации труда, которая предусматривала бы возможность систематическо го и достаточного по продол жительности берегового отды ха. После окончания рейса, продолжительность которо го, как правило, не должна превышать 2 — 3 месяцев, что соответствует оптималь ной длительности плавания, экипажу необходимо предо ставлять береговой отдых та кой же продолжительности. При этом одно судно обслу живается двумя экипажами, закрепленными за ним по стоянно, что обеспечивает и хорошее состояние судна. Опыт такой организации уже есть в Прибалтике. Одним словом, надо пересматривать отношение руководителей флота к судам, как к вре менному месту работы. Наша экспедиция продол жает исследования, теперь— на плавбазе «Полярная звезда». Потом все наблюде ния будут обобщаться, на ос нове их — разрабатываться рекомендации. Но и предва рительные итоги — уже ма териал для размышлений. Беседу вела Н. САРСАКО- ВАГ член Союза журналис тов СССР. Моряки вернулись в порт с победой. Какой ценой она добыта? 7 августа {987 года 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz