Рыбный Мурман. 1987 г. Август.

• Социальная сфера • В ЭТОМ ГОДУ на судах ВРПО «Севрыба» проводится прог­ рамма исследований, которую наметил на XII пятилетку НИИ гигиены водного транспорта Министерства здравоохране­ ния СССР. С экспедицией, которую возглавляет кандидат медицинских наук Валерий Петрович Хмельков (за его спиной две зимовки на полярных станциях в Антарктиде), мы встретились в райо­ не промысла в Баренцевом море, на плавбазе «Арктика». К этому времени экспедиция, находившаяся с рыбаками с первого дня рейса — с 4 марта 1987 г., — уже накопила богатый мате­ риал, и на пути в порт результаты исследований обобщались, обдумывались, обсуждались с комсоставом плавбазы. Этот ма­ териал и стал предметом нашего разговора с руководителем экспедиции В. П. ХМЕЛЬКОВЫМ. же. в Мурманске, в каком- нибудь училище. Сейчас школьники, учащиеся могут взяться за заказ, выполнить его качественно. — Валерий Петрович, да­ вайте вернемся к вопросу питания. Не секрет, что н на берегу многие, люди не­ правильно питаются, что при­ водит к различным наруше­ ниям н даже заболеваниям. А в условиях длительных рейсов питание, его правиль- повара. Мы предложили так­ же раскладку по калорийнос­ ти пищевых веществ. Для рыбаков ночной смены в обязательном порядке долж­ ны подаваться горячие блю­ да. и всем сменам необходи­ мо усилить завтрак и обед за. счет приготовления заку­ сок или «нулевок». Обычно все сетуют на то, что мало зелени получают перед выходом из порта и потом, в рейсе. Но и здесь ЖИЗНЬ МОРЯКА РЕЙСЕ — Валерий Петрович, ка­ кие задачи ставила перед со­ бой экспедиция, отправляясь в рейс вместе с рыбаками? — Техническим заданием на выполнение научно-иссле­ довательских работ в экспе­ диции были предусмотрены разработка санитарных и со- циально-гигиенических требо­ ваний к обеспечению работ, связанных с рыбопереработ­ кой, включая перегрузку рыбной муки на судах, веду­ щих промысел в арктиче­ ских районах. Это оценка адекватности питания у плавсостава судов, изучение энергозатрат рыбаков при выполнении различных про­ изводственных операций. Нас интересуют также пара­ метры макро- и микроклима­ та в жилых и производст­ венных помещениях в рейсе, а также психоэмоциональная напряженность труда. И в связи с перечисленным — состояние некоторых обмен­ ных процессов и морфологи­ ческого состава крови во время рейса. ' Тайны наши исследования не представляют. А для че­ го они проводятся, вероятно, понятно без особых объясне­ ний: забота о здоровье со­ ветского человека становит­ ся все более конкретной, и политика ЦК КПСС на со­ временном этапе это убеди­ тельно доказывает. Рыбаки большую часть жизни про­ водят в экстремальных усло­ виях: море давно уже стало не только местом сезонного лова и временных перегру­ зок, оно является и местом жизни рыбаков. — Давайте остановимся на конкретных критических замечаниях и предложениях. Подчас не только чисто на­ учные наблюдения, но и просто взгляд человека со стороны может заметить те «мелочи», к которым при­ терпелись, но которые до­ ставляют много неудобств и даже вреда. Думаю, ваши замечания по улучшению ус­ ловий труда будет полезно узнать всем, н рыбакам — в первую очередь. — Сразу надо сказать, что суда типа плавбазы «Арктика» — старые, на ры- бофабриках здесь много- руч­ ных операций, требующих больших энергозатрат; Оста­ ется пожалеть, что флот мёдленно обновляется, ' . а с другой стороны — что еще вяло действует техническая мысль у флотских рациона­ лизаторов. Ведь иногда дос­ таточно ^пристального хозяй­ ского взгляда, чтобы на ра­ бочем месте расположить приспособления, инструмен­ ты по-иному, что-то незначи­ тельное изменить — и рабО’ тать становится удобнее, че* ловек меньше устает. Это ка­ сается не только фабрики, но и других рабочих мест. Вот, например, на плавба­ зе «Арктика» в раздаточной плавсостава нет мармитов для подогрева пищи, поэто­ му тем, кто приходил в по­ следнюю очередь, все доста­ валось остывшее. Мелкими порциями повара доставлять пищу с камбуза отказались — лишние хлопоты. Правда, в ходе рейса стали предпри­ ниматься попытки что-то при­ думать, но в условиях пла­ вания сделать это нелегко.- Командование судна записа­ ло себе в план: установить электродуховки для того, чтобы рядовому составу из раздаточной всегда подава­ лись горячие блюда. А вот другой пример, ког­ да для облегчения труда не требуется особых затрат, кроме душевных. В той же раздаточной уже около пяти лет работает ветеран флота А . А . Селезнева. Как и все работники, она выходит по мере надобности на подвах- ты. а во время своих обыч­ ных трудовых будней добро­ совестно, не требуя помощ­ ников, несет службу в пи­ щеблоке. Посторонний глаз сюда нечасто заглядывает— есть места и поважнее. А сама Алла Алексеевна — не из настырных, вот и получи­ лось, что уже давно «грел­ ка» в раздаточной не рабо­ тает, мойки протекают, на полу все время вода, жен­ щина работает, стоя на мок­ ром. холодном полу в гало­ шах. Разве это порядок? Но вернемся в помещение фабрики, заглянем в ма­ шинное отделение. К основ­ ным неприятным физиче­ ским факторам относятся шум и вибрация. Постоянный шумовой фон в производст­ венных помещениях — 100 — 115 децибелл (в жилых — 7 5— 80 децибелл), а это более чем на 20 процентов превышает допустимый уро­ вень. На судне отмечаются высокие уровни вибрации с характерным присутствием «пиковых» величин. Для сни­ жения воздействия шумов на - организм в производствен­ ных помещениях, особенно в машинном, необходимо при­ менять специальные наушни­ ки. При обследовании рыбооб­ работчиков сразу после вах­ ты у многих наблюдалось раздражение пальцев рук: трещины, покраснение, при­ пухлость. Это связано с от­ сутствием удобной спецодеж­ ды. Перчатки и рукавицы, которые выдаются рыбооб­ работчикам, — малых раз­ меров. Брезентовые перчат­ ки — очень узкие, поэтому в случае захвата механизма­ ми у людей могут быть серь­ езные травмы. Отсутствуют перчатки с высокими. до лок­ тя, чехлами. То. о чем я говорю, может быть устранено. Спецодеж­ ду по давно разработанным образцам можно заказать тут ная организация, конечно, имеют особое значение. — Да, конечно. Касаясь оценки фактического питания плавсостава, следует отме­ тить, что в меню значитель­ ный удельный вес занимают мучные и крупяные изделия, рыба. В очень скудном ас­ сортименте представлены мо­ лочные продукты, овощи. Практически отсутствуют фрукты и соки. Расчет хими­ ческого состава и питатель­ ной ценности среднесуточно­ го набора продуктов, а так­ же рационов питания пока­ зал, что фактическое пита­ ние на плавбазе не сбаланси­ ровано по содержанию основ­ ных пищевых и биологиче­ ских веществ. Питание моря­ ков на протяжении всего рейса характеризовалось низким содержанием белка животного происхождения, высоким — углеводов. В ра­ ционах питания мало вита­ минов С и группы В. Калорийность рационов ко­ лебалась от 2624,8 до 3256,6 килокалорий при норме 4 ,5— 5 тысяч. На плавбазе и на других судах работают продукто­ вые лавочки, в которых про­ даются фрукты, сгущенное молоко, соки, тушенка и другие продукты. Плавсостав их приобретает. За рейс на стол рыбаков (через камбуз) было отпущено продуктов на сумму более 40 тыс. руб­ лей, а здесь нх реализовано на сумму около 14,5 тыс. рублей. Несбалансированность пи­ тания приводит к тому, что у лиц в возрасте 19— 23 лет вес в отношении к идеально­ му недостаточен, а у лиц 3 1— 43-летних увеличен. Ко­ нечно. сказывается не толь­ ко качество питания, но и недостаточная двигательная активность. — Хотелось бы услышать от вас предложения по улуч­ шению питания рыбаков. — Все предложения, в том числе и по питанию, мы высказали в акте, который представили в управление «Севрыбхолодфлот» и ВРПО «Севрыба». Мы рекомендовали при обеспечении судов пищевы­ ми продуктами строго руко­ водствоваться нормами сред­ несуточного продуктового до­ вольствия и таблицами воз­ можных замен пищевых ве­ ществ, утвердить ассорти­ мент продуктов, поступаю­ щих на базу, не менее 50 — 60 наименований (у нас в рейсе их было 2 8— 30). Сре­ ди продуктов важное место должны занимать овощи и Фрукты, соки, приправы, спе­ ции. Следует отдавать пред­ почтение хлебу из муки гру­ бого помола, менее обрабо­ танным крупам, молочным продуктам. растительным маслам. Необходимо привле­ кать к получению продуктов выход можно найти. По опы­ ту, имеющемуся на судах морского пароходства, мож­ но на судах установить фи- татроны — установки для выращивания зеленой мас­ сы. На плавбазах достаточ­ но электроэнергии и произ­ водственных площадей, что­ бы это осуществить: доста­ точно одной двухместной ка­ юты. А желающие повозить­ ся с зеленью в любом эки­ паже найдутся. Тогда посто­ янно будут свежая петруш­ ка, лук, укроп... — Многпе рыбаки жалу­ ются на качество воды на судах. Что вы можете ска­ зать об этом? — Вероятно, жалобы бы­ вают обоснованными на тех судах, которые уже состари­ лись на морской службе, как плавбаза «Арктика». Здесь опреснительное устройство действует на 60 процентов от паспортной суточной про­ изводительности. • Система пресной воды из-за физиче­ ского износа, коррозии тре­ бует замены. Тем более на­ до принимать меры, чтобы качество воды было нормаль­ ным, а иногда на это смот­ рят сквозь пальцы, в том числе и судком. А ведь мо­ жно оснастить суда специаль­ ными насадками, чтобы вода обогащалась необходимыми организму микроэлементами. — Еще один враг здоро­ вья рыбака — гиподина­ мия... — Рекомендовать здесь можно только одно: больше заниматься физкультурой. Можно бегать по вертолет­ ной площадке, играть в во­ лейбол. заниматься в спорт­ зале. Кстати, мы в экспеди­ ции наблюдали, что очень многие с удовольствием при хорошей погоде играют в мяч. В нашем рейсе руководи­ тели судна проявили инициа­ тиву, а мы вместе с пред­ ставителем завода-нзготови- теля помогли в бывшем кра­ сном уголке переоборудован­ ном под спортивный зал, ус­ тановить полифункциональ- ный тренажерный комплекс.- По окончании рейса этот комплекс был по акту пере­ дан экипажу плавбазы «Арк­ тика». — Валерий Петрович, вы говорили о повышенных пси­ хологических нагрузках. В чем это выражается и како­ вы ваши предложения по сни­ жению отрицательного воз­ действия этих перегрузок? — Значимыми социально­ психологическими факторами для рыбаков в длительных рейсах являются монотон­ ность образа жизни и рабо­ ты на судне, относительная сенсорная изоляция, «психо­ логическая теснота», дли­ тельный отрыв от берега, от семьи. Все это порождает сенсорный голод, скуку, нос­ тальгию и другие негатив­ ные моменты. Ухудшается физическое состояние челове­ ка: нарушается сон, исчезает чувство отдыха после сна, появляется раздражитель­ ность... Все это становится заметным у большинства ры­ баков к концу второго меся­ ца. Мы предложили, во-пер­ вых, оснастить суда аппара­ том «Лэнар», о котором уже писала «Полярная правда» и который предназначен для замены фармакологических препаратов, для устранения нервно-эмоционального на­ пряжения, раздражительно­ сти. Во-вторых, целесообраз­ но оборудовать такое поме­ щение, где специально под­ готовленные люди проводили бы аутотренинг, эмоциональ­ но-волевой и психологиче­ ский тренинг, то есть приме­ нялись бы психотерапевтиче­ ские методы. В связи с этим уже се­ годня можно кое-что сделать: украсить жилые помещения картинами с изображением природы, птиц, ншвотных, можно использовать мате­ риалы Кольского края. На судах морского пароходст­ ва эстетике уделяется боль­ шое внимание, не следует обделять вниманием и забо­ той и рыбаков. В плавании очень трудно обеспечить личному составу полноценный отдых, вклю­ чая длительный, непрерыв­ ный ночной сон. Поэтому встает вопрос о необходимо­ сти такой организации труда, которая предусматривала бы возможность систематическо­ го и достаточного по продол­ жительности берегового отды­ ха. После окончания рейса, продолжительность которо­ го, как правило, не должна превышать 2 — 3 месяцев, что соответствует оптималь­ ной длительности плавания, экипажу необходимо предо­ ставлять береговой отдых та­ кой же продолжительности. При этом одно судно обслу­ живается двумя экипажами, закрепленными за ним по­ стоянно, что обеспечивает и хорошее состояние судна. Опыт такой организации уже есть в Прибалтике. Одним словом, надо пересматривать отношение руководителей флота к судам, как к вре­ менному месту работы. Наша экспедиция продол­ жает исследования, теперь— на плавбазе «Полярная звезда». Потом все наблюде­ ния будут обобщаться, на ос­ нове их — разрабатываться рекомендации. Но и предва­ рительные итоги — уже ма­ териал для размышлений. Беседу вела Н. САРСАКО- ВАГ член Союза журналис­ тов СССР. Моряки вернулись в порт с победой. Какой ценой она добыта? 7 августа {987 года 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz