Рыбный Мурман. 1987 г. Август.
рыбный мурман •Решения XXV II съезда КПСС-6 жизнь ! • Д УМАЕТСЯ, в статье дана оценка работы морской инспек ции Мурманрыбвода с позиции.., самой инспекции. Так сказать, автопортрет. Наверное, будет более справедливо, если этот портрет дополнится теми, кого инспекция контроли рует. Итак, разговор о мерах воздействия, применяемых инспек цией к нарушителям, некоторых методах ее работы и *о пра вовом положении капитана. ■■ Точка зрения “ “ (сборник руководящих доку ментов органов рыбоохраны. Том 1, стр. 12, М., 1974), a Hf как незаконный лов, что, в свою очередь, влечет за со бой совершенно иную ответ ственность. Мне могут возразить, а как КТОЗАЩИТИТКАПИТАНА? Отклик на статью «Морская инспекция» «Рыбный Мурман» № 21 О СТАТЬЕ УТВЕРЖДАЕТСЯ: * * «Сейчас нам дано право при обнаружении нарушения Правил рыболовства штрафо вать виновного до десяти ты сяч рублей...» и т. д. Но ведь есть Указы «О даль нейшем ограничении приме няемых штрафов...», и «Об усилении административной ответственности за нарушение Правил рыболовства и охраны рыбных запасов в водоемах СССР». Оба документа огра ничивают размер штрафов для граждан 50 рублей, для должностных лиц — до 100 рублей, если нарушения не влекут за собой уголовной от ветственности. Так почему же в морской инспекции Мур манрыбвода решили, что они вправе накладывать штрафы на советских граждан до 10 тысяч рублей? И как объяс нить, с точки зрения элемен тарной логики, что в террито риальных водах, где действу ет полный суверенитет госу дарства, штрафы не могут превышать 100 рублей, а как только судно пересекает не зримую 12-мильную границу и входит в экономическую зо ну, штрафы сразу подскаки вают до 10 тысяч рублей? Указ об экономической зо не СССР не регламентирует порядок привлечения наруши телей к ответственности. Это содержится в Указе об огра ничении налагаемых штрафов. И фактически в своей работе морская инспекция использу ет именно этот Указ, игнори руя при этом самое главное — ограничение суммы штра фа. Следовательно, необходи мо получить разъяснения от компетентных органов, на сколько законны такие дейст вия морской инспекции. При этом сразу же решится воп рос и о законности премиаль ных выплат, получаемых ра ботниками рыбоохраны из от числений от повышенных штрафов. Это первый, очень важный вопрос, требующий своего разрешения. Далее. Продолжим цитату, приведенную в начале статьи 0 правах инспекторов, кото рыми они располагают: «...кон фисковать улов, выловленный с нарушением Правил. А это в сумме может доходить до 15 тысяч рублей...» Выходит, что кроме Ю тысяч рублей штрафа, с капитана можно взыскать еще 5 тысяч рублей. В статье не дается разъяс нений, каким образом эта сумма может быть взыскана, но совершенно очевидно, что инспекторы имеют в виду воз мещение ущерба, причиненно го живым ресурсам, за неза конный лов. Капитана прирав нивают к браконьеру и гро зят взыскать с него за 1 эк земпляр мойвы, креветки по 1 рублю, трески — 5 рублей, семги — 75 рублей, кита... Здорово, не правда ли? Зато, как утверждают инспекторы (продолжаю цитату), «и безо бразия практически прекрати лись». Однако, думается, без образия как раз здесь и на чинаются: со стороны рыбо охраны по отношению к ка питану, когда к нему приме няют указанное постановле ние. Дело в том, что наруше ния Правил рыболовства, до пускаемые рыбаками гослова и рыболовецких колхозов, должны рассматриваться как производственные нарушения же статья 20 Правил рыболов ства? Действительно, в этой статье указывается, что к ви новным «применяются меры административного воздейст вия, предусмотренные...» и дальше приводится название двух документов, одним из которых является постановле ние о порядке исчисления ущерба. Но какое отношение имеет порядок исчисления ущерба к административной ответственности? Ссылка на него в данном случае являет ся нелепостью, которая пол ностью находится на совести авторов проекта Правил, т. е. работников все той же мор ской инспекции. Итак, вопрос второй, право мерно ли рассматривать ка питана, находящегося на го сударственной службе и до пустившего нарушение Пра вил рыболовства, как браконь ера и применять к нему зако нодательство о незаконном лове? Но и это еще не все. Рыба, выловленная с нару шением Правил рыболовства, как известно, подлежит кон фискации, стоимость ее пере водится на расчетный счет Мурманрыбвода с последую щим перечислением большей части этой суммы в Госбюд жет. И вот здесь администра ция рыбодобывающей органи зации при активной поддерж ке транспортной прокуратуры Октябрьского района Мурман ска предъявляет капитану иск о возмещении ущерба за кон фискованный улов. С капита на взыскивается сумма в пре делах среднемесячного зара ботка (около тысячи рублей). Но на каком основании изъ ятый улов считается для пред Фоторепортаж с промысла П ЯТЬ ЛЕТ не фыл 9 родном по р ту БМРТ «Бело морск» — ремонт ёго производился в инпортах , поближе к районам промысла. Эти сним ки В. Корец* йий сделал во время морской командировки . Мастер ЬЪ добыче рыбы Семен Семенович Морозов - г опы т ны й рыбак: на флоте в 1971 года. Умело справляется С орудиями лова, А в машинном отделении среди л уч ш их второй м ехани к Виктор Борисович Мельник и электромехани к Василий Иванович Ш карбутна . ...Режет океансную волну траулер. Счастливых рей сов, «Беломорск»! Что принесут эти сети — улов... или штраф? приятия ущербом, если этот улов никогда предприятию принадлежать не мог? Вот ес ли бы он был получен без нарушения Правил рыболовст ва, тогда бы принадлежал... В связи с вышесказанным возникает вопров третий? не является ли перечисленная сумма за конфискованный улов для предприятия упущен ной выгодой, которая по со ветскому законодательству возмещению не подлежит? Как заслугу приписывает се бе морская инспекция заботу о максимальном направлении рыбы на пищевые цели. Но в Правилах нет ни одной статьи, которая запрещала бы направлять часть улова на му ку в случае крайней необхо димости. А такая необходи мость, к сожалению, возника ет, когда в трал попадает чрезвычайный улов, от кото рого никто не застрахован, и который невозможно вовремя обработать на пищевую про дукцию. И в том случав ра ционально было бы остатки улова направить на муку, но многие капитаны этого не де лают, опасаясь инспекции, и не без оснований. Повышенная забота морской инспекции о направлении уло ва на пищевые цели на офи циальном языке имеет впол не конкретное название — превышение своих полномо чий. И еще, при проверке судов инспекторы рыбоохраны не выдают капитанам копий актов о проверках, тем самым ли шая их возможности своевре менно принять меры для сзо- ей защиты в случае необос нованных обвинений. Общепризнанным считает ся, что капитан при подписа нии акта может внести в не го свои замечания или объяс нения для своей защиты. Но даже это право капитана трансформировано Г. М, Ко валевым в право инспекции требовать письменные объяс нения от капитана или членов экипажа. В целом положение капита на по отношению к органам рыбоохраны совершенно бес правное. Причиной того, по мнению автора этих строк, являются недостаточно конт ролируемые действия морской инспекции во главе с Г. М. Ковалевым, а также несовер шенство новых Правил рыбо ловства в экономической зоне СССР, которые вступили в си лу с 1 августа прошлого года. Для исправления создавше гося положения в ВРПО «Сев- рыба» подготовлен проект изменений и дополнений Пра вил рыболовства в советской экономической зоне. Проект согласован с Мурманрыбво- дом, утвержден на ученом со вете ПИНРО и, как сообщили работники АЛурманрыбво.да, выслан в Главрыбвод для дальнейшего рассмотрения и утверждения в МРХ СССР. Будем надеяться, что в бли жайшее время промысловики получат Правила рыболовст ва, которые составлены с уче том общепризнанных норм рыболовного права, отличают ся конкретностью, не допуска ют двоякого толкования. И тогда капитану не понадобит ся составлять расписание по тревоге «инспектор». В. КОСОВУЦКИЙ, заместитель заведующего лабораторией лицензион ного лова управления «Сев- рыбпромразведка». &
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz