Рыбный Мурман. 1987 г. Август.

& Страница репартера ПО ЗАКОНАМ МОРСКОГО БРАТСТВА ПРОИСШЕСТВИЯ БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ... Терпел бедствие БМРТ «Николай Куропаткин»; управления «Севрыбпромраз- ведка» вёл поиск рыбы в центральной части Атлантики непода­ леку от экватора. 15 августа в полночь с самолета французской береговой охраны поступило сообщение, что з этом районе тер­ пит бедствие парусное судно. Верные морскому долгу, советские рыбаки немедленно по­ следовали на помощь. Вскоре был обнаружен тримаран «Кон- Тина» (судно с тремя корпусами) под норвежским флагом (порт приписки Берген), на котором оказалась сломанной мачта. Три­ маран потерял ход и вынужден был дать «SOS». Он был ошвартован к борту нашего БМРТ, а экипаж поднят на борт. 16 августа экипаж парусника был пересажен на ППР «Буссоль», следующий на Канарские острова. В. ГЕРЦАК, *. старший моринспектор «Сев- V* госрыбфлотинспекции». Il,,il ' -Г ПЕРЕКРЕСТОК По вине пешехода Начнем с кардинального вопроса: кто основной винов­ ник дорожного спокойствия, кто сегодня приносит нам больше всего хлопот? Безус­ ловно — пешеход. Особенно— находящийся в нетрезвом - со­ стоянии. Вот несколько тому примеров. На перекрестке пр. Коль­ ского и ул. Беринга — два мощных трехрядных потока транспорта в каждом направ­ лении, четкая разметка про­ езжей части, обозначены пе­ реходы; светофоры с четырех сторон. Но тем не менее ко­ тельщик цеха № 8 Мурман­ ской судоверфи А. И. Седых пытался перейти проезжую часть дороги в нетрезвом со­ стоянии на запрещающий сиг­ нал светофора. В результате попал под заднее колесо гру­ зового автомобиля. С множе­ ственными переломами госпи­ тализирован. Аналогичный случай про­ изошел на улице Ломоносова. П. В. Шевчук, матрос «Севрыб- промразведчи», находясь в ал­ когольном опьянении, решил остановить машину на проез­ жей части дороги и был сбит. Ему повезло, если можно так сказать. Обслужен амбулатор­ но. И вот что любопытно. По­ страдавшие пешеходы доста­ точно хорошо знакомы с пра­ вилами дорожного движения. Но, как видим, между «знать» и «выполнять» — дистанция огромного размера. Да и цифры говорят сами о себе: 95 дорожно-транспортных про­ исшествий совершено в этом году только по вине постра­ давших пешеходов. И совер­ шенно необъяснимо, что из 15-ти тысяч задержанных на­ рушителей правил дорожного движения, редко кто ссылался на незнание этих правил. Вот и получается, что благодаря бдительности работников гос- автоинспекции и дружинников основная масса пешеходов бы­ ла вовремя остановлена, тем самым удалось предотвратить несчастные случаи. Однако опыт показывает, что одними мерами админист­ ративного воздействия нельзя достичь желаемого результа­ та. Необходима активная под­ держка общественности, тру­ довых коллективов. Г. ЗАХАРОВ, капитан милиции. Помощь пришла не из космоса — КОСМОНАВТЫ ! Космо- навтинн идут! —радост­ но закричала Л. А. Задорожная, увидев фигуры в шлемах и скафандрах, стремглав бежав­ шие вверх по лестнице. Вы­ глядело место действия соот­ ветствующим образом: клубы дыма, я зы ки пламени — чем не приземление «летающей та ­ релки»? И, возможно, зароди­ лась бы да пошла гулять еше одна история о посещении Земли инопланетными братья­ ми по разуму , о ко н та кте с внеземной цивилизацией... Толь­ ко у космических пришельцев не было ни секунды лишней на ко н та кты с преисполненной восторга женщ иной . У них име­ лось более важное, более го ­ рячее дело, по с коль ку это бы ­ ли одетые в брезентовые робы и ка с ки пожарные третьей по­ жарной части Мурманска . Какой такой светлый празд­ н и к случился в этот день у За­ дорожной, знает она одна. Для всех прочих это был прозаиче­ с кий трудовой понедельник. Во всяком случае, День космонав ­ т и к и уж е три месяца к а к ми­ новал. Тем не менее означен­ ный понедельник женщ ина от­ метила, не щадя ни сил, ни (в прямом смысле- слова!) здоро­ вья. От души проводив день тяжелый , Задорожная не заме­ тила, к а к уснула. Не заметила и того, что телевизор остался включенным . Дальнейшее представить не­ трудно. Увы, та кая пока в стра­ не «телевизионная ситуация», что наши «Радуги», «Горизон­ ты» или «Темпы» подчас вне­ запно загораются. Качество их еще весьма далеко от научно- фантастического. И сгорают они буквально за одну-две ми­ нуты да ещ е ,со страшным ча­ дом и копотью . А вот что случилось в квар ­ тире горничной Дома между­ рейсового отдыха рыбаков Л. А. Задорожной, когда там вспы хнул оставленный без присмотра телевизор. Соседи увидели дым из окна , быстро вызвали пожарны х . Нашелся смельчан, который вы­ тащил на лестничную площад­ к у заснувш ую после пьян ки ж енщ ину . Горящий телевизор создал та кую температуру , что все стоявшие возле него вещи в комнате сгорели. Остальные были испорчены копотью . В. КАЛИНИНА, сотрудник отдела пожар­ ной охраны УВД. JWОРСКОЙ ЛЕВ прямо-таки *"■ въехал по слипу на палу­ бу траулера «Буссоль» вместе с десятком тонн серебристого хека. Зашлепал ластами по до­ скам палубы: здоровенный, грозный — метра на два дли­ ной и весом под триста кило­ граммов. Он гостил на судне, пока, однажды задремав ’ на солнышке, не сорвался в воду. «Буссоли» вообще везло на пассажиров, не значащихся в списке экипажа. После сильно­ го шторма с мачты боцман снял большой грязно-серый шевелящийся живой комок, от- ресами орнитологических цент­ ров Японии и Франции. На том же «Валентине Се­ рове» одно время жила крач­ ка, окольцованная в Канда­ лакшском государственном за­ поведнике; В один из штормов на ППР «Ван Дейк» занесло серую цаплю. Забилась она, совер­ шенно обессилевшая, в самый угол носовой площадки. Боц­ ман И. С. Захаров, сжалив­ шись над попавшей в беду птицей, закрепил перед ней на оттяжке кормушку. Трое су­ ток спустя серая цапля, на- МОРСКИЕ ВИЗИТЕРЫ, или 0 морском льве, летучей обезьяне и других «гостях» наших моряков нес его судовому врачу В. М. Симаковой. Гость тут же хва­ тил ее за руку острыми зуб­ ками. Бывалые моряки определи­ ли, что это — крылан, руко­ крылое животное, что-то вро­ де летучей собаки. В конголез­ ском порту Пуэнт-Нуар, куда заходила «Буссоль», моряки видели их на банановых дере­ вьях. ...Подивившись большекры­ лому ушастому зверьку, от­ пустили его на свободу. Да не тут-то было: набросились на него чайки, щиплют беднягу, пришлось тому в судовых над­ стройках спасаться. Лишь по­ здно вечером, когда поредела бело-серая их свита, вахтен­ ные увидели, как улепетывает наш ушастый гость. А на транспортном рефри­ жераторе «Валентин Серов» прижилась голубка. Села в одну из судовых шлюпок в Атлантическом океане и за три месяца побывала у бере­ гов Новой Земли, острова Колгуев, в Германской Демо­ кратической Республике. На ее лапках было два кольца с ад­ бравшись силенок, среди бела дня распахнула крылья и Пере­ летела на находящийся непо­ далеку траулер «Ковдор». От­ туда — к берегу. Два дня плавал вокруг ТР «Полярный круг» маленький пингвиненок, но морякам бы­ ло не до него. Только когда он залез между бортами «По­ лярного круга» и БМРТ «Вос­ ход», подошедшего к рефри­ жератору по производственной необходимости, и создалась опасность для его жизни, ма­ лыша, опутав сетью, подняли на борт рефрижератора. На­ кормили, на юте из брезента сделали для него бассейн. Он привязался к людям, брал еду из рук третьего механика Н. П. Макарова. Прозвали его Сидором. Но в одну из тем­ ных ночей он все же покинул судно: в гостях, мол, хорошо, а дома лучше. Рыбаки осегда стараются по­ мочь братьям нашим мень­ шим. В. ЗАСУХИН, действительный член гео­ графического общества СССР. ИНТЕРВЬЮ НЕДЕЛИ «Неждать, а снимать фильмы» Больше месяца работала в окрестностях Мурманска и Колы творческая группа Одесской киностудии. Здесь на натуре сни­ малась большая часть первой (всего будет две) серии телеви­ зионного художественного фильма под названием «Это было прошлым летом». Сценарий его написала Мария Зверева, мо­ лодая, но уже опытная представительница цеха кинематогра­ фической литературы. Режиссер-постановщик также молода. Зрителям она знакома по трем телевизионным фильмам: «Год активного солнца», «Я — клоун» и «Сказки старого волшебни­ ка». Последний из них, кстати, недавно демонстрировался по второй программе ЦТ. С него и началось интервью, которое режиссер Наталия ЗБАНДУТ дала нашему корреспонденту. — Честно говоря, этот фильм очень трудно мне дался. В последнее время в печати мно­ го говорится о том, что тво­ рится в нашем кинематографи­ ческом хозяйстве. Каждый фильм, после того как он за­ вершен, должен пройти не­ сколько инстанций, которые решают его судьбу. Обсужде­ ния проходят сложно, с нер­ вотрепкой. И в результате иногда одерживает верх та­ кое мнение: «Что-то тут не так. Нужно фильм переде­ лать». Спрашиваешь: что имен­ но не так? Конкретно? «Ну, зна­ ете, чего-то не хватает. Вооб­ ще... Или что-то лишнее... На­ до переделать!» И начинается мучительная для автора кани­ тель: готовое произведение перекраивается, латается, што­ пается. Короче говоря, в ре­ зультате получилось далеко не то, что задумывалось. Правда, у других бывало и похуже, РЫБНЫЙМУРМАН когда даже переделок от ре­ жиссера не требовали, а про­ сто клали ленту на полку. «Сказки...» все-таки дошли до экрана. Однако в качестве ви­ зитной карточки я его не вы­ беру. — Но после пятого съезда Союза кинематографистов в кино тоже началась перестрой­ ка. И она направлена, в част­ ности, на то, чтобы сделать четким авторское право. — Да, перестройка начата по многим направлениям, но идет, на мой взгляд, медлен­ но. Тормозов повсюду еще предостаточно: чиновники от искусства не хотят терять свое влияние, посты, право разрешать или не разрешать. Так что надеяться на большие результаты немедленно было бы наивно. — Значит, надо ждать! — Значит, надо работать. Снимать фильмы, которые бы говорили людям правду, а ее можно сказать в самых раз­ ных жанрах, даже в мюзикле или сказке. Это и будет по­ мощь перестройке. — О чем вы снимаете свой новый фильм! — Знаете, сразу вспомни­ лись разговоры ассистенток с актерами, которых приглашали на пробы. Те, естественно, то­ же интересовались: о чем? И вот слышу, одна по телефону отвечает: «О любви!». Другая говорит: «Об экологии!» Да, все это будет в картине — и любовь, и проблемы эколо­ гии. Только этим она не ис­ черпывается. Тема нашего фильма, если определить ее одним словом, — конфор­ мизм. Разговор будет о поко­ лении сорокалетних людей, которые полностью сформиро­ вались в минувшие десятиле­ тия, получившие теперь наз­ вание застойных. В центре •— московский ученый, биолог, который занимается монито­ рингом, то есть наблюдением животных Севера. Двадцать лет он корпит в лаборатории и, наконец, приходит к вызо- ду, что его работа никому не нужна, что безобразия, приво­ дящие к гибели животных, прекратить не удастся. Он ре­ шает бросить лабораторию, уйти о сторону, но перед этим в последний раз отправляется в ежегодную командировку в северный заказник, где рабо­ тает его друг. Эти две роли исполняют Аристарх Ливанов и Владимир Пучков. И d o t тут выясняется, насколько это раз­ ные люди. Через заказник тя­ нут газопровод, круша все на­ право и налево, здесь хозяй­ ничают браконьеры. Только ес­ ли один наблюдает все это уже со стороны, то для вто­ рого жизнь без борьбы не­ мыслима. Есть такие люди, которые при любых услови­ ях будут идти до конца, если знают, что защищают правое дело. События в конце кон­ цов принимают драматический оборот. Вот вкратце содержа­ ние первой серии, которую мы снимаем в Мурманской обла­ сти. Действие второй будет происходить в Москве. А в целом мы хотим поразмыш­ лять, чем отличается позиция невмешательства от предатель­ ства. И отличается ли... — Кто еще из актеров за­ нят в фильме! — Главную женскую роль исполняет молодая актриса Дарья Михайлова. Играют так­ же Михаил Глузский, Петр Юрченков, Георгий Штиль. Важная роль у Ольги Остроу­ мовой, но она о Мурманске не снимается. — Знаю, вы работаете в очень напряженном режиме. Видимо, поэтому, хотя группа находится здесь целый месяц, за это время артисты ни разу не встретились с мурманчана­ ми, как обычно делают, на­ пример, актеры гастролирую­ щих театров! — Вопрос не совсем по ад­ ресу. Времени у нас действи­ тельно в обрез. Но у каждого актера выпадали свободные от съемок часы. Глузский, на­ пример, был свободен целыми днями. Мне кажется расточи­ тельством, что они у него про­ падали совершенно бесплод­ но. Ведь Михаил Андреевич не только популярный артист, а и,очень интересный, как го­ ворится, контактный собесед­ ник... Городским властям мы представлялись, кинофикато- рам оставляли телефон. Но единственными, кто проявил инициативу, были работники КОЛЬС КОЙ милиции. С ними и встречались члены группы. Больше нйкто возможностью организовать творческую встречу с актерами не заин­ тересовался. У меня ка.< у по­ становщика совсем другие за­ боты, но я сама удивлена этим обстоятельством. — Жаль, что наша беседа состоялась в самом конце съемок, мы бы раньше зада­ ли этот вопрос организаторам культурной работы через га­ зету. Во всяком случае, поз­ вольте пожелать будущему фильму ни пуха ни пера. — К черту! Взял интервью В. БЕЛЯЕВ. 28 августа 1987 года *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz