Рыбный Мурман. 1987 г. Август.

• Социальная сфера • • Память** Обсуждаем Проект ---------------- перестройки здравоохранения Воспитанию — конкретные формы На СОЛЕЕ 76 тысяч тружеников рыбной промышленности состоят на учета в подразделениях объединенной медсан­ части ВРПО «Севрыба». Среди них — рыбаки, докеры, рыбообработчики, строители, курсанты, учащиеся трех профтехучилищ. Мы призваны охранять здоровье практически каждого шестого .жителя областного центра. Что сделано для совершенствования этой работы в последнее время? На всех предприятиях разработаны про ­ граммы «Здоровье» и годовые ком ­ плексные планы по улучшению условий труда, санитарно - оздоровительных условий. Более года как на судах объ­ единения введен наркологический кон­ троль. Оборудованы и действуют сто­ матологический кабинет-при здравпунк­ те тралового флота, физиотерапевтиче­ ский — при здравпункте рыбного пор­ та. Расположены они непосредственно на территории порта, это позволило приблизить медицинскую помощь к самим предприятиям. Самое серьезное значение мы при­ даем правильному подбору и расста­ новке, воспитанию медицинских кад­ ров. Удалось добиться снижения не­ производительных потерь рабочего вре­ мени, улучшения трудовой и производ­ ственной дисциплины. Завершена обя­ зательная/аттестация врачей, которая показала, что в целом специалисты медсанчасти находятся на уровне сов­ ременных требований. Больше внима­ ния стало уделяться повышению про­ фессиональной квалификации работни­ ков. Но, надо признать, в этом деле да­ леко не все идет гладко. Случаются еще и жалобы от пациентов. Внедре­ ние новых форм организации труда идет медленно, в порой встречает и противодействие отдельных работни­ ков. их несогласие с необходимостью ■ зять на себя большую нагрузку. Из- за нехватки кадров в этом году мы вы­ нуждены были пять судов, оборудован­ ных медицинскими пунктами, выпустить в море без медиков. Только в Барен­ цево море и только для работы в группе с другими судами. Но все рав­ но эти случаи свидетельствуют о недо­ статках в работе. Д АЛЬНЕЙШЕЕ повышение качества работы мы в большой степени свя­ зываем со строительством нового зда­ ния больницы медсанчасти, которое должно закончиться в 1990 году. В опу­ бликованных недавно «Основных на­ правлениях развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохра­ нения СССР • двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года» говорится о необходимости коренного улучшения материально - технической базы отрас­ ли. Для нас это также вопрос перво­ степенной важности. Впервые о строительстве нового боль­ ничного здания начали говорить более тридцати лет назад. Уже тогда работ­ ни ки медсанчасти ощущали нехватку площадей для размещения больных и медицинского оборудования. За эти го ­ ды определенное неудобство преврати­ лось сначала в проблему, а потом и в настоящий тормоз улучшения качества медицинского обслуживания рыбаков. Имеющиеся сейчас здания стационара и поли клини ки N* 2 совершенно не соот­ ветствуют современным требованиям. .Мы можем принять на лечение в ны ­ н еш н е й больнице только 250 человек, хотя потребность огромного коллектива отрасли значительно больше. Здесь нель­ зя установить необходимое новое обо­ рудование, о ткры ть дополнительно к а ­ бинеты для специалистов. Я уж не го ­ ворю о ка ки х -то элемен 'ар ны х удобст­ вах для медицинского персонала. Дошло до того, что врачи вынуждены переоде­ ваться не в специальном гардеробе, а в ординаторской , медсестрам же прихо ­ дится делать это прямо в коридоре. Что же касается комнат отдыха, бытовых по­ мещений или, скажем, душа (а часть персонала по правилам должна прини­ мать душ) — того, что стало нормой для многих производственных коллективов, — для нас все это мечты, связанные лишь со строительством новой больни­ цы . Кстати , замечу, что нынеш ний про- е к т ЦК КПСС и Совета Министров, по­ ж алуй , впервые т а к твердо говорит о том, что медицинским работникам , нак и всем прочим , тоже нуж но улучшение условий труда , быта и отдыха. М ВСЕ ЖЕ СТРОИТЕЛЬСТВО здания — это полдепа. Новая больница должна быть насыщена современным оборудованием. Только тогда она ста­ нет полноценным диагностическим цент- перемен ром, в котором можно обеспечить вы­ сокое качество и попноту лабораторно­ го обследования пациентов. Компью­ терный томограф, прочая аппаратура, отвечающая требованиям оремени, — все это стоит немалых денег. По рас­ четам на эти цели необходимо затра­ тить 3 миллиона рублей. И хотя ВРПО поддержало нашу заявку, уверенности, что оборудование поступит полностью и в срок, нет. Тем более обескуражи­ вают такие факты, когда поступающая аппаратура просто-напросто отказыва­ ется работать. Недавно к нам через об­ ластное управление «Медтехника» при­ шел эхо-энцефалограф авторитетной венгерской фирмы «Медикор». Однако он ни дня не работал из-за неполадок, случившихся, по ' всей видимости, во время транспортировки. Надежда на то, что «Основные направления», приобре­ тя силу закона, подтолкнут ведомства, обеспечивающие изготовление и по­ ставку медицинского оборудования, пе­ рестроить свою работу и полностью удовлетворять нужды лечебных учреж­ дений, как того требует проект. До окончания .строительства новой больницы ещ« более двух лет. Но уже сейчас, думается, пора начать вот та­ кой разговор. Чтобы «освоить мощно­ сти»», заполнить штатное расписание, по­ надобится около трехсот медицинских работников дополнительно. Где взять специалистов при их нехватке в городе и в самой медсанчасти? У нас, напри­ мер, и сейчас вакантны должности 17 врачей и 35 фельдшеров. Причина од ­ на — плохая обеспеченность жильем. В очереди стоит более двухсот человек, каждый пятый работник объединенной медсанчасти. Причем большинство из них — в очереди на получение жилья, то есть прописаны по судну, живут в общежитии. А тут прибудет такой вну­ шительный отряд новых сотрудников! Вопрос очень серьезный. Когда не­ важно отдохнувший человек становится к станку — это плохо. А когда он дол­ жен брать в руки скальпель? Ведь но­ выми в новой больнице будут как раз отделения хирургического профиля, специалисты нужны именно для них. Сейчас трудно гадать, ка кое именно количестве жилья потребуется, чтобы ка к -то обеспечить пополнение. Наверня­ ка среди них будут и мурманчане, о ко н ­ чившие инсти туты , имеющие, к а к го ­ ворится, кры ш у над головой. Но ясно, что несколькими комнатами в общ ежи ­ тии все равно не обойтись. Проект ЦК КПСС и Совета Министров подсказывает: «При проектировании объ­ ектов здравоохранения предусматривать строительство ж и лы х домов с тем, что­ бы не менее 25 процентов работающих были обеспечены ведомственной жилой площадью». Когда проектировалась но­ вая больница, та ко го положения не су ­ ществовало. Но проблема все равно не­ минуемо возникнет , ни куда от нее не денешься. И, считаю , мы вправе вос­ пользоваться этой строкой проекта, что ­ бы поставить вопрос перед руководст ­ вом ВРПО «Севрыба». Н ужно обдумать возможные варианты заранее, чтобы к тому дню , ко гда распахнутся двери но­ вой больницы , не оказалось та к , что палаты полны , а врачей, специалистов — нет. МЕДИЦИНСКОЕ обслуживание рыба­ ков стоит на пороге серьезных ор ­ ганизационных перемен. Буквально на днях из Министерства здравоохране­ ния СССР поступил приказ, предусмат­ ривающий объединение медсанчастей, принадлежащих рыбакам и транспорт­ ным пароходствам, в единые службы. В остальных республиках такое слия­ ние произошло еще десять лет назад, в РСФСР же оно не состоялось, глав­ ным образом, аидимо, потому, что на­ ша республика обладает самыми боль­ шими по численности рыбацкими кол­ лективами и соответственно достаточно сильными ведомственными медслужба- ми. Пока нельзя сказать, как конкрет­ но произойдет объединение, нигде еще у нас этот вопрос не обсуждался. Воз­ никнут, наверное, и проблемы Но то, что мы сложим в общую копилку опыт, достигнутый рыбацкой медсанчастью и бассейновой больницей водников, дол­ жно принести свои ощутимые плоды. Во всяком случае у нас есть надежный ориентир — Проект перестройки со­ ветского здравоохранения. А. РЕДРУХИНА, начальник медсанчасти ВРПО «Севрыба». Мемориалу быть! I Г 1ОЛУЧИЛ Я от своего друга из 11 Владивостока цветную почто­ вую открытку, на которой, как гла­ сит подпись, изображен «Мемориал «Боевая слава Краснознаменного Ти­ хоокеанского флота». На снимке за­ печатлены сторожевой корабль «Крас­ ный вымпел», стоящий на вечном якоре, а за ним — на берегу — под­ водная лодка «С-56» (снимок ввер­ ху). Судьба этих славных кораблей дорога многим морякам, точнее ска­ зать — целым флотам. Мне лично особенно дорог сторожевик — в да­ лекие 20-е годы я был на нем сиг­ нальщиком. Это целая эпопея, если подробно рассказывать. Но буду кра­ ток. чтобы не отвлекаться от избран­ ной темы. В 1911 году в Петербурге было по­ строено посыльное судно «Адмирал Завойко». Сначала оно служило ях­ той камчатского генерал-губернатора, затем — посыльным судном сибир­ ской военной флотилии, как стал на­ зываться после русско-японской вой­ ны наш военный флот Дальнего Вос­ тока. Весной 1921 года «Адмирал Завой­ ко» вышел из Владивостока в Петро­ павловск' - Камчатский для приемки пушнины с факторий. На Камчатке моряки судна узнали, что во Влади­ востоке власть взяли белогвардейцы. Верный революции экипаж с ценным грузом на борту ушел в Шанхай, где сдал пушнину Советскому торговому представительству — «Центросоюзу». Валюта очень пригодилась молодому государству рабочих и крестьян. 2*2 января 1923 года на «Адмирале За­ войко» в присутствии советского пол­ преда был поднят флаг социалисти­ ческой Родины, а в марте того же года корабль вернулся в освобожден­ ный от белогвардейцев и интервен­ тов Владивосток. Ему было присвое­ но название «Красный вымпел». Так было положено начало советскому Тихоокеанскому флоту. «Красный вымпел» участвовал в борьбе за установление Советской власти на Камчатке. Чукотке. Саха­ лине и побережье Охотского моря. Десятки лет он нес службу стороже­ вика и вошел в историю как тихо­ океанская «Аврора». Берегут во Владивостоке старый корабль, гордят­ ся им. учат молодежь на примере боевой истории экипажа «Красного вымпела». Подводная лодка «С-56» северянам известна больше: в годы Великой Отечественной войны она совершила переход с Дальнего Востока в Запо­ лярье и отлично воевала в составе Северного флота. Ее прославленный командир Г. И. Щедрин стал здесь Героем Советского Союза, многие моряки получили по четыре-пять го­ сударственных наград. На счету «С- 56» 10 потопленных и 4 поврежден­ ных кораблей и судов фашистского флота. II это за восемь боевых похо­ дов! Затем лодка вернулась па Даль­ ний Восток, приняла участие в раз­ громе империалистической Японии. А теперь занимает почетное место к ме­ мориале боевой славы Тихоокеанско­ го флота. Но вернемся к берегам Кольского залива. Есть подобный памятный ком­ плекс в Североморске, в составе ко­ торого знаменитая лунинская К-21, торпедный катер североморца, дваж­ ды Героя Советского Союза, бывше­ го тралфлотовца А . О. Шабалина. Но с залива их не рассмотришь... А мурманчане и гости областного цент­ ра могут побывать там только лишь в специально организованных экскур­ сиях. Во время празднования знамена­ тельных событий, на встречах с ве­ теранами войны и труда мы многие годы говорим об увековечении памя­ ти кораблей -воинов и кораблей-тру- жеников. Были они и в одном «ля- це». например. РТ-ТЩ или СКР. Увы. пет их — давно «ушли на иголки». Даже знаменитого «Ерма­ ка» не сберегли. Как упрек нам. сто­ ят на обсушке в Минькино БМРТ- 257 «Салтыков-Щедрин» и РТ-307 «Миргород» — нет. не памятниками, у них, списанных тоже, более про­ стая роль. Там же в прошлом году были подняты со дна останки шхуны «Николай Книпович». Будут ее вос­ станавливать. Но это — особый раз­ говор. А вот соседи, архангелогород­ цы, утерли нам нос (извините за та­ кое выражение), поставив на набе­ режной в центре города парусное ш-шшяя тШ тятв’; судно «Запад», которое вы видите на снимке. переснятом из журнала «Морской флот». Как видно, там патриоты города и флота выше клас­ сом. И не в белой зависти дело, про­ сто мне. показывая конкретные при­ меры воспитания людей, особенно молодежи, в духе патриотизма, хо­ телось бы напомнить мурманчанам, руководителям, в чьих силах попра­ вить дело: мемориальный корабель­ ный комплекс в нашем порту надо создать. И не в виде памятных зна­ ков. какие уже есть, а с настоящим кораблем, лучше — из нескольких кораблей. Морского пароходства н рыбной промышленности. В. ЕЛФИМОВ, ветеран партии, труда и вой­ ны. г. Мурманск. 28 августа 1987 года 8 РЫБНЫЙ мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz