Рыбный Мурман. 1987 г. Август.

9 Безопасность мореплавания ----- АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА -ДИСЦИПЛИНА На «контроле» либерализма В январе проходило бас­ сейновое совещание по без­ опасности мореплавания. На нем острой критике были подвергнуты капитаны, кото­ рые неоднократно совершали аварии. В решении было запи­ сано: службам мореплавания провести анализ деловых ка­ честв этих судоводителей и решить вопрос о возможности их дальнейшего использова­ ния на командных должнос­ тях. Пробежало полгода. И что же? Решение осталось на бу­ маге. В соответствующих слу­ жбах нарушителей поставили на так называемый «особый контроль» — не более. А ведь в «Севрыбхолодфлоте» в те­ чение четырех лет по три случая аварии на совести ка­ питанов А. И. Ковалева, А. И. Нуйкина, d ББГЛ — капитана Л. Я. Адамского, п морском рыбном порту — старшего механика •— сменного помощ­ ника Г. М. Симагина. А к чему приводит либера­ лизм, можно увидеть на при­ мере капитана СТР «Светло- водск» объединения «Мур­ манрыбпром» М. И. Гомана. За пять лет он совершил 3 аварийных происшествия (две намотки и одной столкновение), а в мае этого года нарушил правила рыболовства. Вот уж лоистине: где начинается исе- прощенчество, там кончается- порядок. Наш корр. С морем не шутят... Ж Mi Тревога! Секунда — и надет спасательный жилет, другая — и команда уже в шлюпке. Здесь все решают мгновения. Про­ медление грозит тяжелыми по­ следствиями. НА СНИМКЕ : учебные за­ нятия. Рыбаки набираются опыта на всякий случай... Ведь с морем не шутят. Печальная статистика В первом полугодии на судах рыбной промышленности Се­ верного бассейна произошел 21 аеарийный случай, в тсгл числе 3 аварии и 18 аварийны х происшествий . Наибольшее количество падает на объединение «Мурманрыбпром» и М урманский тра ­ ловый флот. ♦ * • На судах тралового флота зарегистрированы авария и 6 ава­ рийны х происшествий , из них четыре связаны с деятельностью судоводителей, остальные — с повреждениями судовых техниче­ с ки х средств. * * * В «Мурманрыбпроме» из 7 аварийных случаев три допусти ­ ли судоводители, 2 аварии и 2 аварийны х происшествия связа­ ны с повреждениями те хниче с ки х средств. * * » 4 аварийных происшествия по вине судоводителей произошло в Мурманском рыбакколхозсою зе . * •* w По одному аварийному происшествию , связанному с повреж ­ дениями те хниче с ки х средств, имели место на судах «Севрыб- холодфлота», «Севрыбпромразведки» и Архан гельско го рыбан- колхозсоюза . ♦ * * В текущем году одна посадка на гр ун т — траулера «Закав­ казье» (капитан -директор В. А. Борисов) М урманско го тралфло­ та. В течение с у то к судно было в нерабочем состоянии. Потери составили 12 тысяч рублей. За б месяцев зарегистрировано 13 намоток на гребное устрой ­ ство судов. * *• * В «активе» судоводителей — 3 столкновения : ТР «Валентин Серов» (капитан -директор А . И. Н уй кин ) с транспортом «Амур» в Кольском заливе, СРТМ «Гемма» (капитан П. О. Зоренко) кол ­ хоза «Ударник» с СРТМ «Косино» (капитан М. М. Голынл) кол ­ хоза «Северная звезда» в Баренцевом море, СТР «Союз-9» «Мур­ манрыбпрома» с • иностранным транспортом в Центрально-Вос- точной Атлантике . . * * * Убы тки от аварийных случаев составили 137,6 ты сячи рублей, из ко торы х 118 тысяч приходится на «Мурманрыбпром». * * * Простой судов, связанный с ликвидацией последствий аварий­ ны х повреждений, и те хниче с ки х средств, составил около 68 су­ т о к , при этом 52 су то к потерял «Мурманрыбпром». ТРЕВОЖНЫЙ СИГНАЛ Поставили автограф Были аплодисменты, теплые рукопожатия... БМРТ «Прог­ ресс» тралового флота вышел из капитального ремонта с Гданьской судоверфи. Прошло всего три месяца, и... оборва­ лась лопасть у гребного вин­ та. Оказалось, во время «ле­ чения» судна была нарушена технология по затяжке гаек крепления лопастей. Больше месяца потрачекб на восста­ новление. С горечью приходится гово­ рить о том, что такие факты не единичны. Халтурно рабо­ тают не только на Мурман­ ской судоверфи, но и о ин- лортах, где ремонтируют на­ ши корабли. Резонно спро­ сить: а чем же занимаются, в частности в ПНР, представите­ ли Министерства рыбного хо­ зяйства СССР, которые обяза­ ны контролировать ход ремон­ та, заставлять переделывать некачественную работу? Или они только ограничиваются раздачей автографов при под­ писании актов о приемке су- дов? Н. ВОЛКОВ, судоводитель. НЕ ПУГАТЬ Всем известно, что воз­ можности людей различны. Следовательно, и функции штурманов в системе судо­ водитель — управляемое судно зависят от индивиду­ альных способностей. К со­ жалению, ни «Гипрорыб- флот», ни ЦПКТБ не зани­ маются изучением и внедре­ нием научных дисциплин, по­ зволяющих по-новому взгля­ нуть на проблему безопас­ ности плаванпя и подготовку кадров. Одно из таких направле­ ний — эргономика. Объек­ том исследования в ней яв­ ляется система: человек — машина — среда. Несомнен­ но. что человеческий фактор — основной элемент систе­ мы. Этим пора бы заняться, так как все разговоры о без­ ответственности и халатнос­ ти что-то не дают снижения аварийности. Ясно также и другое — профессиональная подготовка в учебных заве­ дениях оставляет желать лучшего. Ведь не секрет, что сложившиеся формы обу­ чения практически не пре­ терпели существенных изме­ нений за последние 10— 20 лет. Сразу возникает вопрос, а как быть с сокращением’ штатов судоводителей, кон­ кретно четвертых помощни­ ков капитанов на БМРТ? От­ вет один — мы сегодня к этому не готовы. .Молодой специалист не может само­ стоятельно исполнять обя­ занности вахтенного, а долж­ ность четвертого помощника капитана как раз- ступень для приобретения необходи­ мых практических навыков. Выход, конечно, есть. За ко­ роткие сроки в учебных за­ ведениях Министерства граж­ данской авиации СССР го­ товят пилотов, способных са­ мостоятельно управлять со­ временными воздушными ко­ раблями. Они проходят под­ готовку на комплексных тре­ нажерах, выпускаемых при­ менительно к типам самоле­ тов, что позволяет в стенах училища отрабатывать все классы задач, которые при­ ходится решать в реальных условиях, включая аварий­ ные ситуации. Было бы очень полезно нам использо­ вать опыт авиаторов. Работниками нашей служ­ бы в 1985— 1987 гг. прово­ дились эксперименты по от­ работке практических дейст­ вий вахтенных специалистов в экстремальных ситуациях (внезапная остановка главно­ го двигателя, неисправность рулевого устройства, выход из строя РЛС в тумане и т. д.). Судоводители отзыва­ лись о таких играх положи­ тельно, но это. по сравнению с работой на тренажерах, на­ поминает обработку невспа­ ханного поля лопатой вмес­ то трактора. Анализ работы молодых специалистов показал, что ВРЕМЯ И КАДРЫ качественный состав их не улучшается, а, нао_борот, они обладают слабой волей, бы­ стро теряются в сложной об- становкё, впадают в песси­ мизм. стараются уйти в дру­ гие отрасли, где режим ра­ боты и отдыха более легкий и где быстрее решаются со­ циальные проблемы. Поэтому Еще одна проблема выте­ кает из перехода на самофи­ нансирование. Если будет минимальный резерв, -как комплектовать различные курсы, тренажеры? Но если дают самостоятельность предприятиям и они несут полную ответственность за все. в том числе и за ава- сейчас ведется индивидуаль­ ная работа с каждым судо­ водителем, глубокое изуче­ ние его деловых, моральных и политических качеств и на основе этого — повышение его уровня профессионально­ го мастерства и морально- политических качеств. Но возникает вопрос, а как и где проводить индивиду­ альную работу с судоводите­ лями? В 1988 году пред­ приятия «Севрыбы» будут переходить на самофинанси­ рование, и численность судо­ водителей и всех специалис­ тов флота' будет минималь­ ной. Раздутого резерва быть не должно, значит, учебу на берегу не организуешь. Сле­ дует учитывать и то. что мо­ ряки на берегу стремятся от­ дыхать, а не учиться. Выход один — увеличить число ка- питанов-наставников и уси­ лить работу службы море­ плавания непосредственно в море. Для этого срочно тре­ бует решения вопрос об оп­ лате труда каиитанов-настав- ников в море, как лиц экспе­ диционного состава. рийность (они ее и раньше несли), то зачем разрывать эту ответственность. • застав­ ляя согласовывать назначе­ ния судовых специалистов в Севгосрыбфлотинспе к ц и и? Более того, собираются, ком­ плектуются личные дела на капитанов, старших механи­ ков, старших помощников, вторых механиков и частич­ но на капитанов крупкотон­ нажных судов в отделах кад­ ров, в службах ВРПО «Сев- рыба». РК КПСС, ГК КПСС. Сколько бумаги исписано, а есть ли эффект от этой ра­ боты? Время требует и пере­ стройки системы повышения квалификации. Один раз в пять лет следует организо­ вать обучение, включив в не­ го все те дисциплины, кото­ рые на данный период требу­ ют нормативные документы/ в том числе тренажерную подготовку. Постоянно же отрывать судовых специали­ стов в течение года на раз­ личные курсы — расточи­ тельство рабочег > времени и финансовых средств. Имеет смысл подчеркнуть, что профилактика -аварийно­ сти зависит от людей, в пер­ вую очередь от капитана. Престиж флота начинается с него. Но сейчас он порой нервный, задерганный, пере- утомленный. К сожалению, оформление отхода до того громоздко, что не только ка­ питан, но » весь экипаж при выходе из Мурманска еле держится на ногах. Нам сле­ дует подумать о том, чтобы дать возможность опытным капитанам по ходатайству су­ довладельца выходить в мо­ ре без проверки пожарной инспекцией, санитарной слу­ жбы и портовой комиссии. Сравнительно недавно нау­ чал действовать мощный фактор, который крайне от­ рицательно влияет на прес­ тижность капитана. — это уголовная и материальная ответственность за аварию, качество рыбопродукции. Конечно, когда доказаны факты личной преступной ха­ латности. повлекшие за со­ бой аварию (например, был пьян или покинул мостик в сложных условиях плавания), — это разговор особый. Но когда по большинству -ава­ рийных случаев и забраков- кам рыбопродукции дела пе­ редаются в транспортную прокуратуру — это пугает судоводителей, кандидатов в капитаны, так как за этим обычно следует личная жиз­ ненная катастрофа. А кто из капитанов даст гарантию, что он .застрахован от ава­ рийной ситуации? А. КОЛЕСОВ, заместитель начальника уп­ равления «Севрыбпром- разведка» ВРПО «Севрь:ба» по мореплаванию. шиш) и 28 августа 1987 года «

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz