Рыбный Мурман. 1987 г. Август.
9 Безопасность мореплавания ----- АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА -ДИСЦИПЛИНА На «контроле» либерализма В январе проходило бас сейновое совещание по без опасности мореплавания. На нем острой критике были подвергнуты капитаны, кото рые неоднократно совершали аварии. В решении было запи сано: службам мореплавания провести анализ деловых ка честв этих судоводителей и решить вопрос о возможности их дальнейшего использова ния на командных должнос тях. Пробежало полгода. И что же? Решение осталось на бу маге. В соответствующих слу жбах нарушителей поставили на так называемый «особый контроль» — не более. А ведь в «Севрыбхолодфлоте» в те чение четырех лет по три случая аварии на совести ка питанов А. И. Ковалева, А. И. Нуйкина, d ББГЛ — капитана Л. Я. Адамского, п морском рыбном порту — старшего механика •— сменного помощ ника Г. М. Симагина. А к чему приводит либера лизм, можно увидеть на при мере капитана СТР «Светло- водск» объединения «Мур манрыбпром» М. И. Гомана. За пять лет он совершил 3 аварийных происшествия (две намотки и одной столкновение), а в мае этого года нарушил правила рыболовства. Вот уж лоистине: где начинается исе- прощенчество, там кончается- порядок. Наш корр. С морем не шутят... Ж Mi Тревога! Секунда — и надет спасательный жилет, другая — и команда уже в шлюпке. Здесь все решают мгновения. Про медление грозит тяжелыми по следствиями. НА СНИМКЕ : учебные за нятия. Рыбаки набираются опыта на всякий случай... Ведь с морем не шутят. Печальная статистика В первом полугодии на судах рыбной промышленности Се верного бассейна произошел 21 аеарийный случай, в тсгл числе 3 аварии и 18 аварийны х происшествий . Наибольшее количество падает на объединение «Мурманрыбпром» и М урманский тра ловый флот. ♦ * • На судах тралового флота зарегистрированы авария и 6 ава рийны х происшествий , из них четыре связаны с деятельностью судоводителей, остальные — с повреждениями судовых техниче с ки х средств. * * * В «Мурманрыбпроме» из 7 аварийных случаев три допусти ли судоводители, 2 аварии и 2 аварийны х происшествия связа ны с повреждениями те хниче с ки х средств. * * » 4 аварийных происшествия по вине судоводителей произошло в Мурманском рыбакколхозсою зе . * •* w По одному аварийному происшествию , связанному с повреж дениями те хниче с ки х средств, имели место на судах «Севрыб- холодфлота», «Севрыбпромразведки» и Архан гельско го рыбан- колхозсоюза . ♦ * * В текущем году одна посадка на гр ун т — траулера «Закав казье» (капитан -директор В. А. Борисов) М урманско го тралфло та. В течение с у то к судно было в нерабочем состоянии. Потери составили 12 тысяч рублей. За б месяцев зарегистрировано 13 намоток на гребное устрой ство судов. * *• * В «активе» судоводителей — 3 столкновения : ТР «Валентин Серов» (капитан -директор А . И. Н уй кин ) с транспортом «Амур» в Кольском заливе, СРТМ «Гемма» (капитан П. О. Зоренко) кол хоза «Ударник» с СРТМ «Косино» (капитан М. М. Голынл) кол хоза «Северная звезда» в Баренцевом море, СТР «Союз-9» «Мур манрыбпрома» с • иностранным транспортом в Центрально-Вос- точной Атлантике . . * * * Убы тки от аварийных случаев составили 137,6 ты сячи рублей, из ко торы х 118 тысяч приходится на «Мурманрыбпром». * * * Простой судов, связанный с ликвидацией последствий аварий ны х повреждений, и те хниче с ки х средств, составил около 68 су т о к , при этом 52 су то к потерял «Мурманрыбпром». ТРЕВОЖНЫЙ СИГНАЛ Поставили автограф Были аплодисменты, теплые рукопожатия... БМРТ «Прог ресс» тралового флота вышел из капитального ремонта с Гданьской судоверфи. Прошло всего три месяца, и... оборва лась лопасть у гребного вин та. Оказалось, во время «ле чения» судна была нарушена технология по затяжке гаек крепления лопастей. Больше месяца потрачекб на восста новление. С горечью приходится гово рить о том, что такие факты не единичны. Халтурно рабо тают не только на Мурман ской судоверфи, но и о ин- лортах, где ремонтируют на ши корабли. Резонно спро сить: а чем же занимаются, в частности в ПНР, представите ли Министерства рыбного хо зяйства СССР, которые обяза ны контролировать ход ремон та, заставлять переделывать некачественную работу? Или они только ограничиваются раздачей автографов при под писании актов о приемке су- дов? Н. ВОЛКОВ, судоводитель. НЕ ПУГАТЬ Всем известно, что воз можности людей различны. Следовательно, и функции штурманов в системе судо водитель — управляемое судно зависят от индивиду альных способностей. К со жалению, ни «Гипрорыб- флот», ни ЦПКТБ не зани маются изучением и внедре нием научных дисциплин, по зволяющих по-новому взгля нуть на проблему безопас ности плаванпя и подготовку кадров. Одно из таких направле ний — эргономика. Объек том исследования в ней яв ляется система: человек — машина — среда. Несомнен но. что человеческий фактор — основной элемент систе мы. Этим пора бы заняться, так как все разговоры о без ответственности и халатнос ти что-то не дают снижения аварийности. Ясно также и другое — профессиональная подготовка в учебных заве дениях оставляет желать лучшего. Ведь не секрет, что сложившиеся формы обу чения практически не пре терпели существенных изме нений за последние 10— 20 лет. Сразу возникает вопрос, а как быть с сокращением’ штатов судоводителей, кон кретно четвертых помощни ков капитанов на БМРТ? От вет один — мы сегодня к этому не готовы. .Молодой специалист не может само стоятельно исполнять обя занности вахтенного, а долж ность четвертого помощника капитана как раз- ступень для приобретения необходи мых практических навыков. Выход, конечно, есть. За ко роткие сроки в учебных за ведениях Министерства граж данской авиации СССР го товят пилотов, способных са мостоятельно управлять со временными воздушными ко раблями. Они проходят под готовку на комплексных тре нажерах, выпускаемых при менительно к типам самоле тов, что позволяет в стенах училища отрабатывать все классы задач, которые при ходится решать в реальных условиях, включая аварий ные ситуации. Было бы очень полезно нам использо вать опыт авиаторов. Работниками нашей служ бы в 1985— 1987 гг. прово дились эксперименты по от работке практических дейст вий вахтенных специалистов в экстремальных ситуациях (внезапная остановка главно го двигателя, неисправность рулевого устройства, выход из строя РЛС в тумане и т. д.). Судоводители отзыва лись о таких играх положи тельно, но это. по сравнению с работой на тренажерах, на поминает обработку невспа ханного поля лопатой вмес то трактора. Анализ работы молодых специалистов показал, что ВРЕМЯ И КАДРЫ качественный состав их не улучшается, а, нао_борот, они обладают слабой волей, бы стро теряются в сложной об- становкё, впадают в песси мизм. стараются уйти в дру гие отрасли, где режим ра боты и отдыха более легкий и где быстрее решаются со циальные проблемы. Поэтому Еще одна проблема выте кает из перехода на самофи нансирование. Если будет минимальный резерв, -как комплектовать различные курсы, тренажеры? Но если дают самостоятельность предприятиям и они несут полную ответственность за все. в том числе и за ава- сейчас ведется индивидуаль ная работа с каждым судо водителем, глубокое изуче ние его деловых, моральных и политических качеств и на основе этого — повышение его уровня профессионально го мастерства и морально- политических качеств. Но возникает вопрос, а как и где проводить индивиду альную работу с судоводите лями? В 1988 году пред приятия «Севрыбы» будут переходить на самофинанси рование, и численность судо водителей и всех специалис тов флота' будет минималь ной. Раздутого резерва быть не должно, значит, учебу на берегу не организуешь. Сле дует учитывать и то. что мо ряки на берегу стремятся от дыхать, а не учиться. Выход один — увеличить число ка- питанов-наставников и уси лить работу службы море плавания непосредственно в море. Для этого срочно тре бует решения вопрос об оп лате труда каиитанов-настав- ников в море, как лиц экспе диционного состава. рийность (они ее и раньше несли), то зачем разрывать эту ответственность. • застав ляя согласовывать назначе ния судовых специалистов в Севгосрыбфлотинспе к ц и и? Более того, собираются, ком плектуются личные дела на капитанов, старших механи ков, старших помощников, вторых механиков и частич но на капитанов крупкотон нажных судов в отделах кад ров, в службах ВРПО «Сев- рыба». РК КПСС, ГК КПСС. Сколько бумаги исписано, а есть ли эффект от этой ра боты? Время требует и пере стройки системы повышения квалификации. Один раз в пять лет следует организо вать обучение, включив в не го все те дисциплины, кото рые на данный период требу ют нормативные документы/ в том числе тренажерную подготовку. Постоянно же отрывать судовых специали стов в течение года на раз личные курсы — расточи тельство рабочег > времени и финансовых средств. Имеет смысл подчеркнуть, что профилактика -аварийно сти зависит от людей, в пер вую очередь от капитана. Престиж флота начинается с него. Но сейчас он порой нервный, задерганный, пере- утомленный. К сожалению, оформление отхода до того громоздко, что не только ка питан, но » весь экипаж при выходе из Мурманска еле держится на ногах. Нам сле дует подумать о том, чтобы дать возможность опытным капитанам по ходатайству су довладельца выходить в мо ре без проверки пожарной инспекцией, санитарной слу жбы и портовой комиссии. Сравнительно недавно нау чал действовать мощный фактор, который крайне от рицательно влияет на прес тижность капитана. — это уголовная и материальная ответственность за аварию, качество рыбопродукции. Конечно, когда доказаны факты личной преступной ха латности. повлекшие за со бой аварию (например, был пьян или покинул мостик в сложных условиях плавания), — это разговор особый. Но когда по большинству -ава рийных случаев и забраков- кам рыбопродукции дела пе редаются в транспортную прокуратуру — это пугает судоводителей, кандидатов в капитаны, так как за этим обычно следует личная жиз ненная катастрофа. А кто из капитанов даст гарантию, что он .застрахован от ава рийной ситуации? А. КОЛЕСОВ, заместитель начальника уп равления «Севрыбпром- разведка» ВРПО «Севрь:ба» по мореплаванию. шиш) и 28 августа 1987 года «
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz