Рыбный Мурман. 1987 г. Август.

• Дневник начальника промрайона (3) • 16 апреля. (Собрание экипажа на БМРТ «Павел Панин». Сколько прини­ мается по совету «берега» соцобяза­ тельств? Ко всем праздникам, датам, и все повышенные. Если на то пошло, то и к каждому воскресенью надо брать повышенные. Все настолько стало из­ битым, что радости не приносит, ско­ рее вызывает негативную реакцию. Это и понятно. Все просчеты руководства должен покрыть моряк своим велико-' лепным трудом. А это что означает при современной технике и технологии? Брак, за который судят. 18 апреля. Промобстановка хорошая, но увеличивается прилов. Нет поиско­ вика. Если посмотреть сверху, район (поисковыми судами обеспечен. Есть ПСТ «Кокшайск», «Геническ», «Ви­ тебск»... Но все они заняты выполнени­ ем научных программ. А флоту нужна сырьевая база, дабы не жечь напрасно топливо. По сути, каждая программа должна обеспечивать промышленность. У нас же так: программа ради програм­ мы. Пример: наука прогнозировала на­ чало промысла путассу на первую дека­ ду февраля, фактически промысел на­ чался 26-го числа и совсем на другой широте. А там, где они планировали, объект появился на месяц позже! Сколько было сожжено напрасно топ­ лива! Неужели и это «научно обосно­ вано»? 20 апреля. Очередь на выгрузку не рассасывается. Траулеру «Борисполь» «Мурманрыбпрома» часов 8—10 простоя обеспечено. И все потому, что ТР .«Карл Либкнехт» работает на два хода. Потери, потери... Почему же? Нас все­ му учили. Но есть такая категория, как нравственная, о ней-то как раз и забы­ ли. Безнравственный человек — горе обществу, безнравственный руководи­ тель — во сто крат хуже. Многие, взбираясь по служебной лестнице, ду­ мают не о том, чтобы дальше видеть на Слаго общества, а о том, чтобы его видели, искать для себя выгоду, 21 апреля. Скоро заканчивается кво­ та на сельдь, а должной обстановки на путассу нет. Возникает сложность по выгрузке, бункеровке в связи с пере­ дислокацией флота в другие районы. Еще раз очевиден факт раздробленно­ сти управления. Необходимо единое ру­ ководство флотом, отраслью. 25 апреля. На рейд порта Аллопул ТР «Отто Гротеволь» подошел к вось­ ми утра, но нет «добро» на заход от судовладельца. «Павел Панин» ждет его, а время идет. По «аварийному» связался с начальником «Севрыбхолод- флота» В. Ф . Корельским. «Добро» по­ лучено. Потеря — десять часов. Приня­ ли снабжение, теперь — масло, а мас­ ла... нет. Как так? Ведь судовая адми­ нистрация 16 марта и 24 апреля запра­ шивала масло и получила ответ от на­ чальника службы эксплуатации «Мур­ манрыбпрома» В. К. Евсюкова: «...ука­ занные масла отправлены ТР «Отто Гро­ теволь». Прошу обеспечить снятие». А снимать — нечего. Придется побирать­ ся у судов «Запрыбы». Будет ли тако­ му руководителю сера? Чрезвычайно сомнительно. И это пагубно отразится на производстве. 2 мая. «Павел Панин» сегодня умень­ шил выработку спинки с 24 до 18 тонн, снижена общая стоимость продукции, несмотря на то, что увеличены общий вылов, морозка. Почему? Сокращен штат, не хватает людей на обработке спинки, нет соответствующей техники. 4 мая. Сегодня заканчиваются про­ мысел и поиск сельди. Отлично потру­ дились БМРТ «Высоковск», «Нарочь», «Вымпел» «Мурманрыбпрома», «Влади­ мир Гаврилов», «Диксон», СТМ «Олени- ца» тралфлота и другие, особенно эки­ паж траулера «Валдай». Честь и хвала вам! Все выдержали. 7 мая. Получил РДО: заготовить 75 тонн обезглавленной путассу с достав­ кой в порт 20—25 мая. Сделаем. А вот ТР нет, чтобы отправить в Мурманск в указанные сроки. 6 и 9 июня в порт приходят БМРТ «Бирюсинск» и «Зеле­ нец». Может быть, им поручить? 13 мая. Пришли две РДО из «Мур­ манрыбпрома». Требуют объяснить плохую работу траулеров «Иван Зима- ков» и «Павел Панин». Причем доло­ жить 12 мая. Что можно сказать? Эки­ паж «Павла Панина» сокращен на 18 человек, добротной, в достаточном ко­ личестве техники нет, основа боевого настроя — ежедневные подзахты, ору­ дие производства — шкерочный нож, люди изматываются до предела, нару­ шается техническая эксплуатация глав­ ного двигателя и механизмов, не обе­ спечивается надлежащим образом безопасность мореплавания — рулевой все время на рыбофабрике, гонится брак, люди просто не в состоянии да­ вать качество в таких объемах. 15 мая. Вечером вышел на связь ТР «Карл Либкнехт»: «Следую в Аллопул». Откуда? Почему не сообщил заранее окончание работ с плавбазой «Дау­ рия»? И добил: мазута нет. А как те­ перь быть с «Павлом Паниным»? Пов­ торно идти на бункеровку? Вообще, многие капитаны «Севрыбхолодфлота» ведут себя весьма неприлично по час­ ти информации. 17 мая. Плохо идет дело с обработ­ кой рыбы. Диспропорция полнейшая. Выпуск только разделанной не обеспе­ чивает полную загрузку морозильных камер. Возникли проблемы с ТР «Карл Либкнехт» и промсудами из-за несвое­ временной информации транспорта. Во что это обойдется? В деньги. Как сут­ ки, так минус 50—60 тонн рыбы. 22 мая. «Ура» кричать пока не будем, но все же... Уловы ночью по 10—20 тонн, суточные 35—40 тонн. Идет ТР помощь. Есть хорошо работающие суда — БМРТ «Торос», «Новокуйбышевск» «Мурманрыбпрома». Но консультация на словах — это все разно что поце­ луй через стекло. Перевезти специали­ стов — нет возможности, спускать шлюпки запрещено. И вообще работаем на одних запре­ тах. Согласно приказу ВРПО запреща­ ется вызывать на уборку рыбы судово­ дителей, механиков, радиоспециалистоз, но... вызывают. 13 июня. Дал РДО судовладельцам, ВРПО — спускаем катера, пересажива­ ем специалистов. Шлюпки надо не за­ прещать использовать, а как можно ча­ ще ходить на них, тем самым трени­ ровать людей. Поведение капитанов некоторых ТР безобразное. Последний пример с «Ва­ лентином Серовым». Вечером 12 июня вышел на совет: мне, мол, надо здесь срочно выдать 600 тонн дизтоплиза, то­ роплюсь к плавбазе «Даурия». Да, топ­ ливо нам нужно. Но почему же капи­ тан не вышел на хозяйственный созет днем? Теперь придется ломать все раз­ нарядки, ибо его подход 13-го, утром. ВНОВЬ ШТИЛИ «Мурманрыбпром» для своих судов «жмет» валюту. Моряки «сидят» на ма­ каронах и лапше. Даю РДО М. И. Кар­ гину. Получаю «добро». Запрашиваю разрешение на внеочередной * заход ТР за продуктами в Аллопул. Тоже «добро». Событие? Да. Так и должно быть всегда. 23 июня. Прибыла смена штабу. Хва­ тит, все-таки 5 месяцев в море. 24 июня. Очень нужен БАТ «Маршал Еременко». Задержался, видимо, в ре­ монте. Много было шума, и... осечка. Интересно, а как сами рабочие СРЗ смотрят на свою работу? 25 июня. Пересели на ТР «Пионер Мурмана», близко теперь берег. 26 июня. Командиры ТР обещают ра­ ботать в хорошем темпе. Посмотрим. Обещаний этих слышим много, правда, дел было мало. 28 июня. «Грузовые дела» идут мед­ ленно. ТР в норму укладывается. А ка­ ково промысловикам? У них-то этих норм нет. А надо бы ввести, да платнгь им за грузовые операции. Пока дейст­ вует принцип разделения: у ТР — нор­ мы обработки, у промысловиков — план добычи. Потом же рыбаки наго­ няют. А планы идут из тиши кабинетов, без знания специфики труда моряков. Если раньше 50—60 тонн морозки дели­ лись на троих, то сейчас (сократили!)— на двоих. ШТОРМЫ ПРОМЫСЛА Продолжение. Нач. в № 33 и 34. 20 августа 1987 года «Отто Гротеволь». У него всего дизель­ ного 300 тонн. Может, ошибка? Нам же надо 1200 тонн дизельного и 1400 тонн мазута. Появилась в уловах скум­ брия. Ее величество! 23 мая. «Рыбный Мурман» № 16 от 17 апреля. Интервью секретаря партко­ ма «Мурманрыбпрома» Ю, А. Констан­ тинова «Верим морякам!» В нем гово­ рится: «Немалую роль играет эффектив­ ное использование судов на промыс­ ле...» Да, но только не в «Мурманрыб- проме». И тому пример траулеров «Мыс Буденного», «Павел Панин», «Кон­ стантин Фомченко». В частности, пер­ вый два месяца (!) ждал снабжения. Рыбаки читают и возмущаются. 24 мая. Подошел ТР «Отто Гротеволь», обрабатывает ПСТ «Смоленск» и СРТ «Макшеево». Рановато прибыл, суток на четверо. Ведь на бортах имеется от 20 до 50 процентов груза. Гнать промыс­ ловиков с половинным либо с непол­ ным грузом бесхозяйственно. Это — потери вылова, других затрат. В том и наше (мое) штабное упущение. 25 мая. Положение чрезвычайно сло­ жное. Установили режим траления только з южном направлении. Корабли много теряют времени на забег в сто­ рону севера. Суточный план, особенно БМРТ и «Алтай», берут с большим на­ пряжением. 27 мая. Погода, погода... Что ты де­ лаешь? Половина БМРТ суточные пла­ ны не выполняют — мешают «забеги». А судовладельцы жмут: «Объясни, по­ чему плохо работаешь?» 1 июня. Плохо работает СТМ. Причи­ ны в некомпетентности специалистов, несовершенстве орудий лова, перена­ сыщенности судами района. 2 июня. Промобстановка усложняется, в то же время флот наращивается. Ви­ димо, в других районах не очень слад­ ко. 9 июня. С БМРТ «Нарочь» получили информацию: везут капитана-директора и помполита для БМРТ «Алтай» трал­ флота. Вот и замена. За что? За то, что корабль прошел «не тем курсом». А в чем, собственно, их вина? В том, что хотели сократить потери времени, за которые судовладелец ежедневно «долбил»: «Исключить все возможные потери... объяснить недолов». Вот так «закружили» капитана, да если еще учесть, что у него и старпома не было, то можно представить, в каком состоя­ нии он был. Немудрено, что и лромсо- веты до конца не прослушивал. Я лич­ но его пины не усматриваю. 11 июня. Обстановка улучшается. Но несем большие издержки от некомпе­ тентности экипажей по настройке ору­ дий лова. Все суда типа СТМ ББГЛ во­ обще «калеки». У траулера «Омня» «специалисты» изрубили весь кабель ИГЭК, а «Опон» пришел на промысел на одном глазном двигателе. Всем нужна А сегодня вечером вообще на совет не явился. Что за отношение? 14 июня. К вечеру заработала груп­ па СТМ. Вот что значит личное уча­ стие специалистов в настройке орудий лова. 16 июня. Тяжело идет заготовка про­ дукции на экспорт, особенно на судах ББГЛ, которые из-за низкой оплаты не заинтересованы в выпуске этого ассор­ тимента. Подошел ПНР «Сказочник Ан­ дерсен», а загружать его нечем. Заго­ товлена половина того, что необходимо. Итак, несовершенство оплаты, плюс до­ лго раскачивался судовладелец, пока выдал задание. Значит, будут задержки поставок и штрафы. Полнейшее безраз­ личие к важным заданиям. Сами себе создаем сложности. Обстановка идет на спад, а других районов пока нет. Направляем ПСТ «Смоленск» проверить перспективные участки. Но и здесь, когда была обста­ новка, некоторые суда использовали ее плохо. Так, БМРТ «Михаил Квасникоз» пришел на промысел после ремонта и... постоянный ремонт в море, то же — у «Николая Закоркина». Слабы специа­ листы. Вообще-то подбором, расстанов­ кой кадров как не занимались, так и не занимаются на флотах. 17 июня. Провели анализ работы су­ дов «Мурманрыбпрома». Какая же на­ рисовалась картина? Вот что заявили капитаны. БМРТ «Олентуй»: .«Вышли из порта с нерабочей РМУ, морозильные камеры разбиты. Береговые службы говорили: «Об этом знаем, дотяни до ремонта»... Сейчас недоделки устраняем». «Большевик»: «Нам в порту сказали: «Корабль предназначен для донных по­ род, с вас и спрос будет соответствую-^ щий»^ А пришли сюда — кричат: «Да­ вай!» А как я могу дать, если механи­ зации нет, ведь объект-то мелкий, не треска». «Вымпел»: «Механики постоянно в машине, на подвахту посылать некого. А Стрелков (главный технолог «Мур­ манрыбпрома») требует: «Давай ту про­ дукцию, давай эту». А чем? Механиза­ ции нет, людей недостает. Насокраща- ли экипажи, а технику не поставили, технологию не изменили». «Николай Закоркин»: «После ремонта на «Резце» — ремонт в море. Фарше- вая линия вместо трех тонн выпускает 300—400 кг». «Михаил Квасников»: «Ремонт после ремонта». «Срочно, срочно» шлет РДО и. о. начальника механико-судовой службы А. Я. Дацишин. Все эти «срочно» надо устранять в порту, для того вы, това­ рищи Стрелкоз и Дацишин, и существу­ ете на своих должностях. 22 июня. Показался на «слышимость» ТР «Пионер Мурмана». Необходимо за­ казать скоропортящиеся продукты. Но 29 июня. Дела переданы. Советы на­ доели настолько, что уже и не хочется их слушать. Третья «точка» ТР работа­ ет за счет экипажей БМРТ. Бедные промысловики... Пришла РДО за подписью И. И. Хус- нетдинова (главного экономиста от­ дела организации труда и заработной платы ВРПО «Севрыба»), Это — от5?т на мою радиограмму, которую адресо­ вал генеральному директору «Мурман­ рыбпрома» В. Д. Демяненко и началь­ нику отдела научной организации тру­ да, заработной платы и управления производством Г. Р. Шаташвили. Что-то взволновались. Есть от чего. То, что сделал Шаташвили с комплектацией сокращенных экипажей, можно расце­ нить как планомерное, упорное расша­ тывание экономики всего предприя­ тия. Приведу пример. Шел «Павел Па­ нин» в рейс экспериментальный. Одна­ ко все суда типа В-408 оказались с со­ кращенными экипажами. С чем сравнить эксперимент, его результаты? Нет пары. Кроме того, сокращен штат сферы производства, без внедрения новой тех­ ники и технологии. Недостает 6—8 мо­ ряков. Но с берега «жали», и, чтобы выполнять задания, пришлось всех ру­ левых направить в рыбцех. Штурман несет ходовую вахту, на подвахту вы­ ходит как рулевой, четыре часа отды­ хает и... снова по кругу. У механиков: вахта, подвахта на рыбе, четыре часа отдых, опять вахта, подвахта по ремон­ ту и профилактике механизмов. Таки^ образом, комсостав стал работать по 16 часов. На отдых — 8 часов, в том числе сон — 5 часов. Нужно ли было сокращать экипаж, который уже был сокращен? Дело в том, что траулер В-408 построен из расчета 90 человек. «Урезали» до 83-х, теперь — до 63-х. На чем основана такая логика? Ведь технология производства не измени­ лась. В кабинетах, на бумаге очень хо­ рошо все выглядит. А на деле? В жиз­ ни же внедряем порочную потогонную систему. Всякое сокращение персонала непос­ редственно в сфере производства без внедрения машин, техники ведет к че­ му? Правильно, к снижению объемов производства, потери финансовых средств, снижению качества продукции, расшатыванию экономики предприятия, отрасли и государства. И это еще не все. Подрывается авторитет партийных решений. Меняется политическое миро­ воззрение трудящихся масс. Подры­ вается нравственная и психологическая сторона дела. Порождается не просто сомнение, а недоверие в людях. И. ДЕГТЯРЕВ. ( Окончание следует.) в рыбныймурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz