Рыбный Мурман. 1987 г. Август.
• Дневник начальника промрайона (3) • 16 апреля. (Собрание экипажа на БМРТ «Павел Панин». Сколько прини мается по совету «берега» соцобяза тельств? Ко всем праздникам, датам, и все повышенные. Если на то пошло, то и к каждому воскресенью надо брать повышенные. Все настолько стало из битым, что радости не приносит, ско рее вызывает негативную реакцию. Это и понятно. Все просчеты руководства должен покрыть моряк своим велико-' лепным трудом. А это что означает при современной технике и технологии? Брак, за который судят. 18 апреля. Промобстановка хорошая, но увеличивается прилов. Нет поиско вика. Если посмотреть сверху, район (поисковыми судами обеспечен. Есть ПСТ «Кокшайск», «Геническ», «Ви тебск»... Но все они заняты выполнени ем научных программ. А флоту нужна сырьевая база, дабы не жечь напрасно топливо. По сути, каждая программа должна обеспечивать промышленность. У нас же так: программа ради програм мы. Пример: наука прогнозировала на чало промысла путассу на первую дека ду февраля, фактически промысел на чался 26-го числа и совсем на другой широте. А там, где они планировали, объект появился на месяц позже! Сколько было сожжено напрасно топ лива! Неужели и это «научно обосно вано»? 20 апреля. Очередь на выгрузку не рассасывается. Траулеру «Борисполь» «Мурманрыбпрома» часов 8—10 простоя обеспечено. И все потому, что ТР .«Карл Либкнехт» работает на два хода. Потери, потери... Почему же? Нас все му учили. Но есть такая категория, как нравственная, о ней-то как раз и забы ли. Безнравственный человек — горе обществу, безнравственный руководи тель — во сто крат хуже. Многие, взбираясь по служебной лестнице, ду мают не о том, чтобы дальше видеть на Слаго общества, а о том, чтобы его видели, искать для себя выгоду, 21 апреля. Скоро заканчивается кво та на сельдь, а должной обстановки на путассу нет. Возникает сложность по выгрузке, бункеровке в связи с пере дислокацией флота в другие районы. Еще раз очевиден факт раздробленно сти управления. Необходимо единое ру ководство флотом, отраслью. 25 апреля. На рейд порта Аллопул ТР «Отто Гротеволь» подошел к вось ми утра, но нет «добро» на заход от судовладельца. «Павел Панин» ждет его, а время идет. По «аварийному» связался с начальником «Севрыбхолод- флота» В. Ф . Корельским. «Добро» по лучено. Потеря — десять часов. Приня ли снабжение, теперь — масло, а мас ла... нет. Как так? Ведь судовая адми нистрация 16 марта и 24 апреля запра шивала масло и получила ответ от на чальника службы эксплуатации «Мур манрыбпрома» В. К. Евсюкова: «...ука занные масла отправлены ТР «Отто Гро теволь». Прошу обеспечить снятие». А снимать — нечего. Придется побирать ся у судов «Запрыбы». Будет ли тако му руководителю сера? Чрезвычайно сомнительно. И это пагубно отразится на производстве. 2 мая. «Павел Панин» сегодня умень шил выработку спинки с 24 до 18 тонн, снижена общая стоимость продукции, несмотря на то, что увеличены общий вылов, морозка. Почему? Сокращен штат, не хватает людей на обработке спинки, нет соответствующей техники. 4 мая. Сегодня заканчиваются про мысел и поиск сельди. Отлично потру дились БМРТ «Высоковск», «Нарочь», «Вымпел» «Мурманрыбпрома», «Влади мир Гаврилов», «Диксон», СТМ «Олени- ца» тралфлота и другие, особенно эки паж траулера «Валдай». Честь и хвала вам! Все выдержали. 7 мая. Получил РДО: заготовить 75 тонн обезглавленной путассу с достав кой в порт 20—25 мая. Сделаем. А вот ТР нет, чтобы отправить в Мурманск в указанные сроки. 6 и 9 июня в порт приходят БМРТ «Бирюсинск» и «Зеле нец». Может быть, им поручить? 13 мая. Пришли две РДО из «Мур манрыбпрома». Требуют объяснить плохую работу траулеров «Иван Зима- ков» и «Павел Панин». Причем доло жить 12 мая. Что можно сказать? Эки паж «Павла Панина» сокращен на 18 человек, добротной, в достаточном ко личестве техники нет, основа боевого настроя — ежедневные подзахты, ору дие производства — шкерочный нож, люди изматываются до предела, нару шается техническая эксплуатация глав ного двигателя и механизмов, не обе спечивается надлежащим образом безопасность мореплавания — рулевой все время на рыбофабрике, гонится брак, люди просто не в состоянии да вать качество в таких объемах. 15 мая. Вечером вышел на связь ТР «Карл Либкнехт»: «Следую в Аллопул». Откуда? Почему не сообщил заранее окончание работ с плавбазой «Дау рия»? И добил: мазута нет. А как те перь быть с «Павлом Паниным»? Пов торно идти на бункеровку? Вообще, многие капитаны «Севрыбхолодфлота» ведут себя весьма неприлично по час ти информации. 17 мая. Плохо идет дело с обработ кой рыбы. Диспропорция полнейшая. Выпуск только разделанной не обеспе чивает полную загрузку морозильных камер. Возникли проблемы с ТР «Карл Либкнехт» и промсудами из-за несвое временной информации транспорта. Во что это обойдется? В деньги. Как сут ки, так минус 50—60 тонн рыбы. 22 мая. «Ура» кричать пока не будем, но все же... Уловы ночью по 10—20 тонн, суточные 35—40 тонн. Идет ТР помощь. Есть хорошо работающие суда — БМРТ «Торос», «Новокуйбышевск» «Мурманрыбпрома». Но консультация на словах — это все разно что поце луй через стекло. Перевезти специали стов — нет возможности, спускать шлюпки запрещено. И вообще работаем на одних запре тах. Согласно приказу ВРПО запреща ется вызывать на уборку рыбы судово дителей, механиков, радиоспециалистоз, но... вызывают. 13 июня. Дал РДО судовладельцам, ВРПО — спускаем катера, пересажива ем специалистов. Шлюпки надо не за прещать использовать, а как можно ча ще ходить на них, тем самым трени ровать людей. Поведение капитанов некоторых ТР безобразное. Последний пример с «Ва лентином Серовым». Вечером 12 июня вышел на совет: мне, мол, надо здесь срочно выдать 600 тонн дизтоплиза, то роплюсь к плавбазе «Даурия». Да, топ ливо нам нужно. Но почему же капи тан не вышел на хозяйственный созет днем? Теперь придется ломать все раз нарядки, ибо его подход 13-го, утром. ВНОВЬ ШТИЛИ «Мурманрыбпром» для своих судов «жмет» валюту. Моряки «сидят» на ма каронах и лапше. Даю РДО М. И. Кар гину. Получаю «добро». Запрашиваю разрешение на внеочередной * заход ТР за продуктами в Аллопул. Тоже «добро». Событие? Да. Так и должно быть всегда. 23 июня. Прибыла смена штабу. Хва тит, все-таки 5 месяцев в море. 24 июня. Очень нужен БАТ «Маршал Еременко». Задержался, видимо, в ре монте. Много было шума, и... осечка. Интересно, а как сами рабочие СРЗ смотрят на свою работу? 25 июня. Пересели на ТР «Пионер Мурмана», близко теперь берег. 26 июня. Командиры ТР обещают ра ботать в хорошем темпе. Посмотрим. Обещаний этих слышим много, правда, дел было мало. 28 июня. «Грузовые дела» идут мед ленно. ТР в норму укладывается. А ка ково промысловикам? У них-то этих норм нет. А надо бы ввести, да платнгь им за грузовые операции. Пока дейст вует принцип разделения: у ТР — нор мы обработки, у промысловиков — план добычи. Потом же рыбаки наго няют. А планы идут из тиши кабинетов, без знания специфики труда моряков. Если раньше 50—60 тонн морозки дели лись на троих, то сейчас (сократили!)— на двоих. ШТОРМЫ ПРОМЫСЛА Продолжение. Нач. в № 33 и 34. 20 августа 1987 года «Отто Гротеволь». У него всего дизель ного 300 тонн. Может, ошибка? Нам же надо 1200 тонн дизельного и 1400 тонн мазута. Появилась в уловах скум брия. Ее величество! 23 мая. «Рыбный Мурман» № 16 от 17 апреля. Интервью секретаря партко ма «Мурманрыбпрома» Ю, А. Констан тинова «Верим морякам!» В нем гово рится: «Немалую роль играет эффектив ное использование судов на промыс ле...» Да, но только не в «Мурманрыб- проме». И тому пример траулеров «Мыс Буденного», «Павел Панин», «Кон стантин Фомченко». В частности, пер вый два месяца (!) ждал снабжения. Рыбаки читают и возмущаются. 24 мая. Подошел ТР «Отто Гротеволь», обрабатывает ПСТ «Смоленск» и СРТ «Макшеево». Рановато прибыл, суток на четверо. Ведь на бортах имеется от 20 до 50 процентов груза. Гнать промыс ловиков с половинным либо с непол ным грузом бесхозяйственно. Это — потери вылова, других затрат. В том и наше (мое) штабное упущение. 25 мая. Положение чрезвычайно сло жное. Установили режим траления только з южном направлении. Корабли много теряют времени на забег в сто рону севера. Суточный план, особенно БМРТ и «Алтай», берут с большим на пряжением. 27 мая. Погода, погода... Что ты де лаешь? Половина БМРТ суточные пла ны не выполняют — мешают «забеги». А судовладельцы жмут: «Объясни, по чему плохо работаешь?» 1 июня. Плохо работает СТМ. Причи ны в некомпетентности специалистов, несовершенстве орудий лова, перена сыщенности судами района. 2 июня. Промобстановка усложняется, в то же время флот наращивается. Ви димо, в других районах не очень слад ко. 9 июня. С БМРТ «Нарочь» получили информацию: везут капитана-директора и помполита для БМРТ «Алтай» трал флота. Вот и замена. За что? За то, что корабль прошел «не тем курсом». А в чем, собственно, их вина? В том, что хотели сократить потери времени, за которые судовладелец ежедневно «долбил»: «Исключить все возможные потери... объяснить недолов». Вот так «закружили» капитана, да если еще учесть, что у него и старпома не было, то можно представить, в каком состоя нии он был. Немудрено, что и лромсо- веты до конца не прослушивал. Я лич но его пины не усматриваю. 11 июня. Обстановка улучшается. Но несем большие издержки от некомпе тентности экипажей по настройке ору дий лова. Все суда типа СТМ ББГЛ во обще «калеки». У траулера «Омня» «специалисты» изрубили весь кабель ИГЭК, а «Опон» пришел на промысел на одном глазном двигателе. Всем нужна А сегодня вечером вообще на совет не явился. Что за отношение? 14 июня. К вечеру заработала груп па СТМ. Вот что значит личное уча стие специалистов в настройке орудий лова. 16 июня. Тяжело идет заготовка про дукции на экспорт, особенно на судах ББГЛ, которые из-за низкой оплаты не заинтересованы в выпуске этого ассор тимента. Подошел ПНР «Сказочник Ан дерсен», а загружать его нечем. Заго товлена половина того, что необходимо. Итак, несовершенство оплаты, плюс до лго раскачивался судовладелец, пока выдал задание. Значит, будут задержки поставок и штрафы. Полнейшее безраз личие к важным заданиям. Сами себе создаем сложности. Обстановка идет на спад, а других районов пока нет. Направляем ПСТ «Смоленск» проверить перспективные участки. Но и здесь, когда была обста новка, некоторые суда использовали ее плохо. Так, БМРТ «Михаил Квасникоз» пришел на промысел после ремонта и... постоянный ремонт в море, то же — у «Николая Закоркина». Слабы специа листы. Вообще-то подбором, расстанов кой кадров как не занимались, так и не занимаются на флотах. 17 июня. Провели анализ работы су дов «Мурманрыбпрома». Какая же на рисовалась картина? Вот что заявили капитаны. БМРТ «Олентуй»: .«Вышли из порта с нерабочей РМУ, морозильные камеры разбиты. Береговые службы говорили: «Об этом знаем, дотяни до ремонта»... Сейчас недоделки устраняем». «Большевик»: «Нам в порту сказали: «Корабль предназначен для донных по род, с вас и спрос будет соответствую-^ щий»^ А пришли сюда — кричат: «Да вай!» А как я могу дать, если механи зации нет, ведь объект-то мелкий, не треска». «Вымпел»: «Механики постоянно в машине, на подвахту посылать некого. А Стрелков (главный технолог «Мур манрыбпрома») требует: «Давай ту про дукцию, давай эту». А чем? Механиза ции нет, людей недостает. Насокраща- ли экипажи, а технику не поставили, технологию не изменили». «Николай Закоркин»: «После ремонта на «Резце» — ремонт в море. Фарше- вая линия вместо трех тонн выпускает 300—400 кг». «Михаил Квасников»: «Ремонт после ремонта». «Срочно, срочно» шлет РДО и. о. начальника механико-судовой службы А. Я. Дацишин. Все эти «срочно» надо устранять в порту, для того вы, това рищи Стрелкоз и Дацишин, и существу ете на своих должностях. 22 июня. Показался на «слышимость» ТР «Пионер Мурмана». Необходимо за казать скоропортящиеся продукты. Но 29 июня. Дела переданы. Советы на доели настолько, что уже и не хочется их слушать. Третья «точка» ТР работа ет за счет экипажей БМРТ. Бедные промысловики... Пришла РДО за подписью И. И. Хус- нетдинова (главного экономиста от дела организации труда и заработной платы ВРПО «Севрыба»), Это — от5?т на мою радиограмму, которую адресо вал генеральному директору «Мурман рыбпрома» В. Д. Демяненко и началь нику отдела научной организации тру да, заработной платы и управления производством Г. Р. Шаташвили. Что-то взволновались. Есть от чего. То, что сделал Шаташвили с комплектацией сокращенных экипажей, можно расце нить как планомерное, упорное расша тывание экономики всего предприя тия. Приведу пример. Шел «Павел Па нин» в рейс экспериментальный. Одна ко все суда типа В-408 оказались с со кращенными экипажами. С чем сравнить эксперимент, его результаты? Нет пары. Кроме того, сокращен штат сферы производства, без внедрения новой тех ники и технологии. Недостает 6—8 мо ряков. Но с берега «жали», и, чтобы выполнять задания, пришлось всех ру левых направить в рыбцех. Штурман несет ходовую вахту, на подвахту вы ходит как рулевой, четыре часа отды хает и... снова по кругу. У механиков: вахта, подвахта на рыбе, четыре часа отдых, опять вахта, подвахта по ремон ту и профилактике механизмов. Таки^ образом, комсостав стал работать по 16 часов. На отдых — 8 часов, в том числе сон — 5 часов. Нужно ли было сокращать экипаж, который уже был сокращен? Дело в том, что траулер В-408 построен из расчета 90 человек. «Урезали» до 83-х, теперь — до 63-х. На чем основана такая логика? Ведь технология производства не измени лась. В кабинетах, на бумаге очень хо рошо все выглядит. А на деле? В жиз ни же внедряем порочную потогонную систему. Всякое сокращение персонала непос редственно в сфере производства без внедрения машин, техники ведет к че му? Правильно, к снижению объемов производства, потери финансовых средств, снижению качества продукции, расшатыванию экономики предприятия, отрасли и государства. И это еще не все. Подрывается авторитет партийных решений. Меняется политическое миро воззрение трудящихся масс. Подры вается нравственная и психологическая сторона дела. Порождается не просто сомнение, а недоверие в людях. И. ДЕГТЯРЕВ. ( Окончание следует.) в рыбныймурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz