Рыбный Мурман. 1987 г. Август.
Решения XXV II съезда КПСС- i жизнь! Правофланговые Полезный опыт В статье «Бумажные перевертыши» («РМ» № 30, 24 июля с. г.) совершенно справедливо ставится вопрос о необходимости из менить направленность работы «Севрыбпромразведки». Оцен ка труда этого подразделения должна производиться не по количеству ими самими выловленной рыбы, а только по обес печению флотов устойчивой сырьевой базой в пределах обслу живаемого промыслового района. На пятнадцать процентов выросла в этой году производитель ность труда з комсомольско-молодежном коллективе смены «Ритм» на втором коптильном заводе рыбокомбината. В ос новном такой рост стал возможен благодаря реорганизации схе мы управления производством. Создание сквозных смен позво лило рыбообработчикам видеть конечный результат. Несколько снизилось количество людей в смене. Все эти меры и позволи ли добиться высокой эффективности труда. НА СНИМКИ : секретарь комсомольской организации смены jfPuT.it», член оперативной комсомольской дружины Первомай ского района рыбообработчица Наталья СЕМЕН ЧЕНКО. к хозрасчету В подтверждение этого по ложения следует сделать не большой экскурс в прошлое, полезный опыт которого тоже может пригодиться. В первые годы становления промысла в Баренцевом мо ре были сделаны первые шаги по организации промысловой разведки — появились спе циальные поисковые суда. В 1937 году в соответствии с приказом бывшего тогда народным комиссаром пище вой промышленности А. И. Микояна ■ тресте «Мурманры- ба» был организован отдел промысловой разведки. Воз главил его опытный промыс ловый капитан тралфлота А. Ф. Таран. Его заместителем по научной работе был мас титый ученый ПИНРО, боль шой знаток Баренцева моря М. П. Сомов. Так было обес печено сочетание практики промысла и биологической науки. В распоряжение разведки было выделено 6 траулеров и 8 небольших промысловых су дов различных типов — «ком байнов», «дрифтерботов». Все они, находясь в оперативном подчинении руководства пром разведки, остались на балан се я полном техническом об служивании промысловых фло тов. Как правило, отдавались самые лучшие суда, оснащен ные всей имеющейся в нали чии поисковой и электронави- гационной техникой. Командо вали ими опытные капитаны. Кроме того, тогда у развед ки. начиная с 1938 года, было авиаззено в составе двух гид ропланов и одной амфибии, которые вели поиски сельди е прибрежной части Баренце ва моря. Базировались они на специально оборудованном аэродроме. Позднее, с началом промы сла сельди в Северной Атлан тике, в экспедиции постоянно работали перспективная и опе ративная разведки. Первая ве ла научные работы и готовила материалы для определения запасов сельди на перспекти ву. Суда оперативной развед ки. находясь непосредственно в распоряжении руководите ля промысла. обеспечивали выход промысловых судов на обнаруженные ими скопления рыбы. Помнится такой период, ко г да .работа поисковиков оце- низалась по количеству най денных ими косяков сельди. В прямой зависимости от мощ ности найденного косяка на Продолжаем разговор ходилась и заработная плата команд поисковых судов. Ко роче говоря, платили за най денные косяки рыбы. В старой (до 1965 года) «Мурмансельди» суда перспек тивной разведки вообще не имели плана добычи, а опера тивной — самый мизерный, чисто символический. Их до лю с лихвой покрывали про мысловые суда. Каждый за нимался своим делом: кто ло вил рыбу, а кто ее искал и готовил сырьевую базу. Луч шим подтверждением пра вильности выбора этой си стемы являлась постоянно хо рошая работа флота. Совершенно очевидно, что и в наше время промысловая разведка не должна быть свя зана планом добычи. Ее за дача — искать и находить ры бу. Это подтверждается всей историей существования про мышленного поомысг.а рыбы на Севере. В ближайшее время пред полагается перестройка струк туры Северного рыбопромыс лового комплекса, в состав которого, по-видимому, вой дут и некоторые научные уч реждения рыбной отрасли. При этом на иных, чем сейчас, принципах должна быть орга низована и работа промысло вой разведки, работа которой в целом должна оцениваться в зависимости от выполнения бассейном плана рыбодобычи в заданном ассортименте. Г. БОРОДУЛИН, ветеран рыбной промыш ленности Северного бас сейна. ВЫ РЕ5ЕНКА... следующим причинам: при не совершенстве средств механи зации ручного труда на по грузочных работах — большая утомляемость личного состава. Судну 19 лет, его техническое состояние не позволяет умень шать численность машинной команды, сокращение трех мо тористов значительно ослаби ло контроль за механизмами и рабочими помещениями в машинно-котельном отделе нии». Из рейсового отчета ТР «Пионер Мурмана» о про ведении экспериментально го рейса. «Нельзя допустить, чтобы переход на самоокупаемость и самофинансирование был со вершен так же авантюристиче ски, как ранее был внедрен щекинский метод, одним из последствий которого являет ся нынешнее тяжелое техни ческое состояние судов фло та, работавших по этому ме тоду». Б. М. ЛЕННИКОВ, глав ный механик ТР «Василий Суриков». Из радиограммы Н. И. Кот- ляра: «Сокращение штатов на судах проводить с учетом со блюдения правил технической эксплуатации, безопасности мореплавания». Итак, из бесед с моряками, после изучения рейсовых от четов и рапортов складывает ся впечатление, что сокраще ние штатов готовы поддержать на плавбазах и транспортных судах типа «Карл Либкнехт», наоборот, резко против экспе римента выступили на ТР типа «Сибирь». Основные претен зии моряков: резкое увеличе ние интенсивности труда, не обоснованные сокращения в машинной команде, которые ведут к нарушению правил технической безопасности су дов и безопасности морепла вания. И. А. БУЛАТОВ: — Видите ли, при вводе в эксплуатацию судов в свое время были спу щены непомерно раздутые штаты. Поэтому даже внедре ние щекинского метода про шло, на мой взгляд, безболез ненно. Что же касается ТР ти па «Сибирь» и «Карл Либк нехт»... Вы не задумывались вот над чем: суда ходят одно типные, а производственные показатели на них — разные. Например, ТР «Роза Люксем бург» (капитан-директор В. И. Лила) уходит в эксперимен тальный рейс с 14 матросами (это даже меньше, чем мы им предлагали), а капитен-дирек- тор однотипного ТР «Карл Либ кнехт» Ю. В. Корниенко счи тает, что и 20 матросов на суд не мало. Все объясняется про сто — есть передовые капи таны. те, кто поддерживает все новое, прогрессивное, а есть такие, кому выгодно, ко му хочется, чтобы все оста валось по-прежнему. Что касается возросшей ин тенсивности труда, увеличе ния рейсовых норм, то мы су щественно повысили должно стные оклады плавсоставу. От куда можно взять на это средства? Только за счет уве личения выработки. Корр.: — Объясните под робнее порядок повышения заработной платы, дело в том, что на судах нередко прихо дилось слышать: «В экспери ментальном рейсе работали больше, а получили меньше, чем обычно». С. И. КОНЬШИНА: — За счет чего мы повысили зара ботную плату плавсоставу? Во- первых, это увеличение долж ностных окладов, но они уве личились по-разному, от 10 до 35 процентов, ао-вторых, до платы за переработанное свы ше нормативов время. Они были установлены в размере 45 процентов от оклада. Здесь следует отметить, что зарпла та значительно увеличилась у рядового состава (на 16—28 процентов), а вот у командно го — рост гораздо меньше, около 5 процентов здесь ме шает «потолок» в 300 рублей на начисление районного ко эффициента и по/ярных над бавок, Мы ходатайствовали о повышении «потолка» до 400 рублей, но пока не получили на это разрешение. И. А. БУЛАТОВ: — В этом незначительном росте зарпла ты у командного состава, на мой взгляд, и кроется главная причина недовольства сокра щением численности экипажей. У нас больше всего нарека ний по эксперименту от судо механической службы. А ка кой смысл главному механику болеть за эксперимент, если зарплата у него увеличилась* за рейс на 34 рубля (2.7 про цента), а ответственность воз росла несоавнимо больше? Б. М. ЛЕННИКОВ: — Поверь те, незначительный рост зар платы меня не волнует, а вот ответственность за людей, за их жизнь... Костяк флота, лю ди, посвятившие морю жизнь, сетуют не на снизившиеся за работки и премии. Их беспо коит то, что два года пере стройки в стране до сих пор на работе флота не отрази лись, что по-прежнему пыта ются применять обанкротив шиеся методы силового внед рения необоснованных почи нов, прикрываясь словом «пе рестройка». * * * Попробуем подвести итоги «круглого стола». Работа с со кращенным экипажем — оче видная неизбежность. Под тверждение этому — реше ние о переходе управления «Севрыбхолодфлот» к эксплу атации судов с новыми штата ми с 1 сентября 1987 года. Причину перехода мы выясни ли выше — необходимость удержаться «на плаву» в но вых условиях хозяйствования. Кстати, веяния нового време ни заметны во всем, что каса ется приведенного эспери- мента. Например, поначалу со кращение проводилось на ос нове штатов, жестко установ ленных министерством. Нега тивное отношение к таким «но вовведениям» со стороны мо ряков было очевидным. Тогда министерство внесло необходимые поправки: неиз менными остались лишь фонд заработной платы судна и раз меры окладов — численность и должностной состав устана вливаются на собрании экипа жа, там же теперь будет оп ределяться и размер доплаты за переработку, не 45 процен тов для всех, как раньше, а от 20 до 80 процентов, в зависи мости от трудового вклада. Демократизм подобного ре шения — налицо, но, в свою очередь, у работников управ ления возникают опасения: не приведет ли это к бесконтроль ности судовых коллективов. Итак, сокращение численно сти экипажей — вопрос ре шенный. Но проводить его на до по методу «семь раз от мерь — один отрежь». Слиш ком дорога цена ошибки. Экс перимент дает значительный рост производительности тру да, но за счет резкого увели чения его интенсивности. Вре мени для воспроизводства ра бочей силы, для отдыха мо жет оказаться недостаточно, снизится качество работ, тех ническое состояние судов мо жет ухудшиться, из-за устало сти моряков возрастает невни мательность, и уже «маячит» недоброй памяти тень «Адми рала Нахимова». Для справки: в последний день эксперимен тального рейса на ТР «Васи лий Суриков» прорвало трубо провод в системе охлаждения гребного вала, возникла угро за поломки генератора, лишь своевременные действия вах ты предотвратили аварию. По мнению экипажа, это — след ствие сильного сокращения в машинной команде. Стремление «выжать» из флота все сейчас, без должно го технического обоснования, внедрения необходимых средств на его обновление и развитие, в угоду громкому почину, может привести к большим потерям в будущем. П. БОЛЫЧЕВ, наш корр. рыбный мурман 28 августа 1987 года а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz