Рыбный Мурман. 1987 г. Август.

Решения XXV II съезда КПСС- i жизнь! Правофланговые Полезный опыт В статье «Бумажные перевертыши» («РМ» № 30, 24 июля с. г.) совершенно справедливо ставится вопрос о необходимости из­ менить направленность работы «Севрыбпромразведки». Оцен­ ка труда этого подразделения должна производиться не по количеству ими самими выловленной рыбы, а только по обес­ печению флотов устойчивой сырьевой базой в пределах обслу­ живаемого промыслового района. На пятнадцать процентов выросла в этой году производитель­ ность труда з комсомольско-молодежном коллективе смены «Ритм» на втором коптильном заводе рыбокомбината. В ос­ новном такой рост стал возможен благодаря реорганизации схе­ мы управления производством. Создание сквозных смен позво­ лило рыбообработчикам видеть конечный результат. Несколько снизилось количество людей в смене. Все эти меры и позволи­ ли добиться высокой эффективности труда. НА СНИМКИ : секретарь комсомольской организации смены jfPuT.it», член оперативной комсомольской дружины Первомай­ ского района рыбообработчица Наталья СЕМЕН ЧЕНКО. к хозрасчету В подтверждение этого по­ ложения следует сделать не­ большой экскурс в прошлое, полезный опыт которого тоже может пригодиться. В первые годы становления промысла в Баренцевом мо­ ре были сделаны первые шаги по организации промысловой разведки — появились спе­ циальные поисковые суда. В 1937 году в соответствии с приказом бывшего тогда народным комиссаром пище­ вой промышленности А. И. Микояна ■ тресте «Мурманры- ба» был организован отдел промысловой разведки. Воз­ главил его опытный промыс­ ловый капитан тралфлота А. Ф. Таран. Его заместителем по научной работе был мас­ титый ученый ПИНРО, боль­ шой знаток Баренцева моря М. П. Сомов. Так было обес­ печено сочетание практики промысла и биологической науки. В распоряжение разведки было выделено 6 траулеров и 8 небольших промысловых су­ дов различных типов — «ком­ байнов», «дрифтерботов». Все они, находясь в оперативном подчинении руководства пром­ разведки, остались на балан­ се я полном техническом об­ служивании промысловых фло­ тов. Как правило, отдавались самые лучшие суда, оснащен­ ные всей имеющейся в нали­ чии поисковой и электронави- гационной техникой. Командо­ вали ими опытные капитаны. Кроме того, тогда у развед­ ки. начиная с 1938 года, было авиаззено в составе двух гид­ ропланов и одной амфибии, которые вели поиски сельди е прибрежной части Баренце­ ва моря. Базировались они на специально оборудованном аэродроме. Позднее, с началом промы­ сла сельди в Северной Атлан­ тике, в экспедиции постоянно работали перспективная и опе­ ративная разведки. Первая ве­ ла научные работы и готовила материалы для определения запасов сельди на перспекти­ ву. Суда оперативной развед­ ки. находясь непосредственно в распоряжении руководите­ ля промысла. обеспечивали выход промысловых судов на обнаруженные ими скопления рыбы. Помнится такой период, ко г­ да .работа поисковиков оце- низалась по количеству най­ денных ими косяков сельди. В прямой зависимости от мощ­ ности найденного косяка на­ Продолжаем разговор ходилась и заработная плата команд поисковых судов. Ко­ роче говоря, платили за най­ денные косяки рыбы. В старой (до 1965 года) «Мурмансельди» суда перспек­ тивной разведки вообще не имели плана добычи, а опера­ тивной — самый мизерный, чисто символический. Их до­ лю с лихвой покрывали про­ мысловые суда. Каждый за­ нимался своим делом: кто ло­ вил рыбу, а кто ее искал и готовил сырьевую базу. Луч­ шим подтверждением пра­ вильности выбора этой си­ стемы являлась постоянно хо­ рошая работа флота. Совершенно очевидно, что и в наше время промысловая разведка не должна быть свя­ зана планом добычи. Ее за­ дача — искать и находить ры­ бу. Это подтверждается всей историей существования про ­ мышленного поомысг.а рыбы на Севере. В ближайшее время пред­ полагается перестройка струк­ туры Северного рыбопромыс­ лового комплекса, в состав которого, по-видимому, вой­ дут и некоторые научные уч­ реждения рыбной отрасли. При этом на иных, чем сейчас, принципах должна быть орга­ низована и работа промысло­ вой разведки, работа которой в целом должна оцениваться в зависимости от выполнения бассейном плана рыбодобычи в заданном ассортименте. Г. БОРОДУЛИН, ветеран рыбной промыш­ ленности Северного бас­ сейна. ВЫ РЕ5ЕНКА... следующим причинам: при не­ совершенстве средств механи­ зации ручного труда на по­ грузочных работах — большая утомляемость личного состава. Судну 19 лет, его техническое состояние не позволяет умень­ шать численность машинной команды, сокращение трех мо­ тористов значительно ослаби­ ло контроль за механизмами и рабочими помещениями в машинно-котельном отделе­ нии». Из рейсового отчета ТР «Пионер Мурмана» о про­ ведении экспериментально­ го рейса. «Нельзя допустить, чтобы переход на самоокупаемость и самофинансирование был со­ вершен так же авантюристиче­ ски, как ранее был внедрен щекинский метод, одним из последствий которого являет­ ся нынешнее тяжелое техни­ ческое состояние судов фло­ та, работавших по этому ме­ тоду». Б. М. ЛЕННИКОВ, глав­ ный механик ТР «Василий Суриков». Из радиограммы Н. И. Кот- ляра: «Сокращение штатов на судах проводить с учетом со­ блюдения правил технической эксплуатации, безопасности мореплавания». Итак, из бесед с моряками, после изучения рейсовых от­ четов и рапортов складывает­ ся впечатление, что сокраще­ ние штатов готовы поддержать на плавбазах и транспортных судах типа «Карл Либкнехт», наоборот, резко против экспе­ римента выступили на ТР типа «Сибирь». Основные претен­ зии моряков: резкое увеличе­ ние интенсивности труда, не­ обоснованные сокращения в машинной команде, которые ведут к нарушению правил технической безопасности су­ дов и безопасности морепла­ вания. И. А. БУЛАТОВ: — Видите ли, при вводе в эксплуатацию судов в свое время были спу­ щены непомерно раздутые штаты. Поэтому даже внедре­ ние щекинского метода про­ шло, на мой взгляд, безболез­ ненно. Что же касается ТР ти­ па «Сибирь» и «Карл Либк­ нехт»... Вы не задумывались вот над чем: суда ходят одно­ типные, а производственные показатели на них — разные. Например, ТР «Роза Люксем­ бург» (капитан-директор В. И. Лила) уходит в эксперимен­ тальный рейс с 14 матросами (это даже меньше, чем мы им предлагали), а капитен-дирек- тор однотипного ТР «Карл Либ­ кнехт» Ю. В. Корниенко счи­ тает, что и 20 матросов на суд­ не мало. Все объясняется про­ сто — есть передовые капи­ таны. те, кто поддерживает все новое, прогрессивное, а есть такие, кому выгодно, ко ­ му хочется, чтобы все оста­ валось по-прежнему. Что касается возросшей ин­ тенсивности труда, увеличе­ ния рейсовых норм, то мы су­ щественно повысили должно­ стные оклады плавсоставу. От­ куда можно взять на это средства? Только за счет уве­ личения выработки. Корр.: — Объясните под­ робнее порядок повышения заработной платы, дело в том, что на судах нередко прихо­ дилось слышать: «В экспери­ ментальном рейсе работали больше, а получили меньше, чем обычно». С. И. КОНЬШИНА: — За счет чего мы повысили зара­ ботную плату плавсоставу? Во- первых, это увеличение долж­ ностных окладов, но они уве­ личились по-разному, от 10 до 35 процентов, ао-вторых, до­ платы за переработанное свы­ ше нормативов время. Они были установлены в размере 45 процентов от оклада. Здесь следует отметить, что зарпла­ та значительно увеличилась у рядового состава (на 16—28 процентов), а вот у командно­ го — рост гораздо меньше, около 5 процентов здесь ме­ шает «потолок» в 300 рублей на начисление районного ко ­ эффициента и по/ярных над­ бавок, Мы ходатайствовали о повышении «потолка» до 400 рублей, но пока не получили на это разрешение. И. А. БУЛАТОВ: — В этом незначительном росте зарпла­ ты у командного состава, на мой взгляд, и кроется главная причина недовольства сокра­ щением численности экипажей. У нас больше всего нарека­ ний по эксперименту от судо­ механической службы. А ка­ кой смысл главному механику болеть за эксперимент, если зарплата у него увеличилась* за рейс на 34 рубля (2.7 про­ цента), а ответственность воз­ росла несоавнимо больше? Б. М. ЛЕННИКОВ: — Поверь­ те, незначительный рост зар­ платы меня не волнует, а вот ответственность за людей, за их жизнь... Костяк флота, лю­ ди, посвятившие морю жизнь, сетуют не на снизившиеся за­ работки и премии. Их беспо­ коит то, что два года пере­ стройки в стране до сих пор на работе флота не отрази­ лись, что по-прежнему пыта­ ются применять обанкротив­ шиеся методы силового внед­ рения необоснованных почи­ нов, прикрываясь словом «пе­ рестройка». * * * Попробуем подвести итоги «круглого стола». Работа с со­ кращенным экипажем — оче­ видная неизбежность. Под­ тверждение этому — реше­ ние о переходе управления «Севрыбхолодфлот» к эксплу­ атации судов с новыми штата­ ми с 1 сентября 1987 года. Причину перехода мы выясни­ ли выше — необходимость удержаться «на плаву» в но­ вых условиях хозяйствования. Кстати, веяния нового време­ ни заметны во всем, что каса­ ется приведенного эспери- мента. Например, поначалу со­ кращение проводилось на ос­ нове штатов, жестко установ­ ленных министерством. Нега­ тивное отношение к таким «но­ вовведениям» со стороны мо­ ряков было очевидным. Тогда министерство внесло необходимые поправки: неиз­ менными остались лишь фонд заработной платы судна и раз­ меры окладов — численность и должностной состав устана­ вливаются на собрании экипа­ жа, там же теперь будет оп­ ределяться и размер доплаты за переработку, не 45 процен­ тов для всех, как раньше, а от 20 до 80 процентов, в зависи­ мости от трудового вклада. Демократизм подобного ре­ шения — налицо, но, в свою очередь, у работников управ­ ления возникают опасения: не приведет ли это к бесконтроль­ ности судовых коллективов. Итак, сокращение численно­ сти экипажей — вопрос ре ­ шенный. Но проводить его на­ до по методу «семь раз от­ мерь — один отрежь». Слиш­ ком дорога цена ошибки. Экс­ перимент дает значительный рост производительности тру­ да, но за счет резкого увели­ чения его интенсивности. Вре­ мени для воспроизводства ра­ бочей силы, для отдыха мо­ жет оказаться недостаточно, снизится качество работ, тех­ ническое состояние судов мо ­ жет ухудшиться, из-за устало­ сти моряков возрастает невни­ мательность, и уже «маячит» недоброй памяти тень «Адми­ рала Нахимова». Для справки: в последний день эксперимен­ тального рейса на ТР «Васи­ лий Суриков» прорвало трубо­ провод в системе охлаждения гребного вала, возникла угро­ за поломки генератора, лишь своевременные действия вах­ ты предотвратили аварию. По мнению экипажа, это — след­ ствие сильного сокращения в машинной команде. Стремление «выжать» из флота все сейчас, без должно­ го технического обоснования, внедрения необходимых средств на его обновление и развитие, в угоду громкому почину, может привести к большим потерям в будущем. П. БОЛЫЧЕВ, наш корр. рыбный мурман 28 августа 1987 года а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz