Рыбный Мурман. 1987 г. Август.
•Решения XXV II съезда КПСС-# жизнь!» Правофланговые Радиограмма в номер С П А С И Б О , С М Е Ж Н И К И К АШЕ СУДНО, согласно запланированному рейсовому заданию, работало на про мысле с плавбазой «Маточкин Шар» в тече ние июня—июля. Сдавали ей рыбопродук цию, готовую к последующей заморозке. Экипаж плавбазы создал для нас отличные условия. Любые производственные вопросы — будь то приемка продукции, получение снабжения, топлива или даже стирка постель ного белья — решались севрыбхолодфлоюв- цами оперативно, без проблем. Все это способствовало хорошему настрое нию, на нет сводило потери промыслового времени. Спасибо вам, смежники! В. ГРИШИЧЕВ, капитан ПСТ «Роста» объединения «Ар- хангельскрыбпром». Вести из Кандалакши В Ханой, на выставку Д ВА ВАЕРНЫХ БЛОКА со стальными и по лимерными вставками — закрытого и от крытого типов — отправили в столицу Вьетна ма Ханой на международную выставку новой техники и механизмов кандалакшские машиностроители. Преимущества этого промыслового обору дования в том, что по мере изнашивания части блока, которая принимает на себя ос новную нагрузку, ее можно легко снять и за менить новой. Естественно, срок службы бло ка в целом значительно увеличивается. Образцы продукции успешно изготовила одна из лучших бригад завода, возглавляе мая И. И. Холодом. Потеснитесь, мужчины! Б ОЛЬШОЙ экономический эффект — бо лее трех тысяч рублей — принесло Кан далакшскому рыбоконсервному заводу рацио нализаторское предложение рыбообработчи- цы Валентины Ивановны Пушкаревой. По под готовленным ею чертежам изменена конст рукция отсекателя рыбы на транспортере. Новшество полностью исключает повреж дение продукции при транспортировке. Сам факт, конечно, не из сенсационных. Од нако, по признанию старожилов предприятия, здесь давно не припомнят случая, когда бы автором ценной разработки была женщина. Хозяин палубы О Н ВЫШЕЛ проводить меня с судна. Спуска емся по трапу. Владимир Михайлович продолжает ув леченно рассказывать о ми нувшем рейсе. И вдруг, рез ко отвернувшись от меня, кричит парням из подменно го экипажа: — Что ж вы делаете? Не сошкрябали старую краску и красите!.. Дома бы так не сделали! Матросы стали что-то го ворить, оправдываясь. Я не прислушивалась. Вспомнила, как несколько минут назад в каюте боцма на Владимира Михайловича Черного я спросила его: — Ваши товарищи гово рят, что вы вспыльчивый, ото *ак? — Я — вспильчивый? — Владимир Михайлович гово рит с характерным украин ским акцентом. — Да. конеч но, если, например, грузят бочки нуда попало, загро мождают палубу. А ее ж к грузовым операциям надо подготовить. Ну и вспи- лишь... Так ведь это не на долго, и опять мы тысячу лет — друзья. В общем-то все. что дела ет на плавбазе «Даурия» боцман Черный, по-хозяйски основательно, на совесть. Собственную каюту оборудо вал, как родную квартиру: в «комиссионке» купил холо дильничек маленький, при обрел малогабаритный цвет ной телевизор, настроил по лочек, шкафчиков, все рас ставил компактно, удобно. За долгие годы работы в га зете я перевидела сотни раз ных кают, но такой не виде ла. А дело-то, оказывается, в том, что каждый моряк считает свое жилище на суд не временным, пусть не на один рейс, пусть даже год- два придется здесь работать, но все равно рано или позд но будет другое судно. Владимир Михайлович на «Даурии» 12 лет и. как он сам говорит, не надо ему «ни нового, ни старого, ни белого, ни черного парохо да», только «Даурия». 12 лет — не 12 месяцев! Пото му-то, как в собственной квартире, он что-то делает сегодня, что-то откладывает на завтра, зная, что никуда от него это не уйдет, нику да не денется его дело, что ему его. это дело, и завер шать. Кажется, зачем тан под робно описывать каюту моря ка — какой в этом смысл? А смысл в том, что не «вре менно прописавшийся» спе циалист и к своим обязанно стям по заведованию, как го ворят на флоте, относится по- житейски мудро: это мое кровное, за меня никто здесь порядка не наведет и под держивать его постоянно не будет. Зато и каждый на посто ронний взгляд пустяк тако му человеку виден сразу, вызывает естественное для хозяина недовольство. И ес ли на всех судах боцмана побаиваются больше, чем старпома, то на «Даурии» — вдвойне. Хотя Владимир Михайлович никогда не ищет помощи у начальства, все проблемы старается решить сам. Моряки, рассказывая о Черном, говорили, что ему удается в любой, даже кон фликтной ситуации, убедить, уговорить, а порой просто шуткой снять напряжение момента. Например, случает ся такая «цепная реакция»: капитан с утра «всыпал» старпому, тот боцману, а он приходит к матросам «вспильчивый». Сам Влади мир Михайлович может «пахать» круглосуточно, но не всем же охота так рабо тать. Вот и готов повод для конфликта. Но нужен ли в море чело веку конфликт? Особенно — в длительном рейсе, когда по рой. например, долгое от сутствие вестей из дому мо жет любого из равновесия вывести. И Михалыч гасит свою «вспильчивость»... А то. что боцман на «Да урии» может работать, за быв об отдыхе, го бори ли многие. Вот. скажем, в по следние дни последнего рей са. Плавбаза возвращалась на шесть суток раньше, чем планировалось, и намечен ный к приходу объем работ пришлось вмещать в срок, вдвое меньший. Так боцман, если и спал в эти дни. то. говорят, часа по четыре в сутки. А иначе он и не может. Да. к тому же, и «положе ние» обязывает: заместитель секретаря партийной органи зации, председатель группы народного контроля. А еще — депутат. Два созыва под ряд Владимира Михайлови ча избирали в районный Со вет народных депутатов, во второй уже раз он — депу тат областного Совета (толь ко что избран). Надо ли говорить о том. насколько сложней работать «морскому» депутату. чем «береговому»? Не с кем по советоваться. нет рядом ни юристов, ни «больших» ру ководителей. А в депутате, тем более — областного Со вета, люди видят порой по следнюю инстанцию. И ведь далеко не каждый учитыва ет сложности положения де путата, своего же товарища по труду. Раз выбрали, ока зали высокое доверие — ра ботай. депутат, ищи возмож ности оправдать это дове рие избирателей. Из множества добрых дел депутата Владимира Михай ловича назовем два. «Даурия» стояла в ре монте в Клайпеде. И конца той стоянки не видно было. Тогда боцман Черный пи шет письмо депутату Вер ховного Совета СССР, на чальнику ВРПО «Севрыба» М. И. Каргину,настаивает на том, чтобы Михаил Ивано вич потребовал от Министер ства ускорения выхода плав базы. Не раз призывал ру ководство «Севрыбхолод- флота» принять все меры. И общими усилиями дело сдвинулось. А был такой случай. Мо ряк провинился, и в загран- рейсы его не выпускали. Куда только не обращался он — безрезультатно. Напи сал письмо Черному. И Вла димир Михайлович дошел до самых высоких инстанций и добился: сняли с моряка ста рое взыскание. Часто идут к нему люди на судне с просьбой помочь в решении производственных проблем: снабжение приво зят не вовремя, заявку вы полняют не полностью — да мало ли проблем на судне! Конечно, обращаются мо ряки и к администрации плавбазы, к первому помощ нику капитана. Но. согласи тесь. куда проще говорить со своим коллегой, боцма ном, да еще и с полномочия ми депутата. Хотя Владимир Михайлович считает, что его роль в решении большинст ва вопросов сводится к тому, чтобы внимательно выслу шать человека и посовето вать, как действовать даль ше. А ведь бывает, что че ловеку и нужен-то всего лишь совет. Но, на мой взгляд, Черный просто скро мничает, не рассказывая о своей конкретной помощи людям. А сколько еще дел впереди, особенно в вопросах перестройки! Вообще. этот человек весьма скромный, говорить о себе не любит, зато о род ном судне, о моряках — сколько угодно. Хотя ему есть чем похвастаться (не в смысле пустого хвастовства, конечно). Владимир Михай лович — кавалер ордена Трудовой Славы III степени, награжден медалями за труд, знаками «Победитель соцсоревнования», не раз признавался лучшим по про фессии, не говоря уже о по четных грамотах и благодар ностях — их у него великое множество... Говорят, что по внешнему виду судна можно опреде лить. что за боцман на нем ходит. Старая «Даурия» и сегодня выглядит красави цей. А чего это стоит Влади миру Михайловичу? Видимо, потому и приходится порой «вспилить» для пользы де ла... И. БЕРЕЗЮК. Курсом НТР Когда косят подводные луга... НЕТ нужды теперь ждать у * * моря погоды заготовите лям водорослей. Три механи зированные линии, смонтиро ванные на Соловецких остро вах, сушат морскую капусту в любое ненастье. Добытые из пучины травы прежде развешивали на ветру да солнышке, а оно на Белом море не балует. Посветит день- другой да спрячется надолго за дождевые тучи. Падало из- за этого качество сырья, сдер живался сбор водорослей. Те перь барабанные сушилки, спроектированные мурманча нами и отработанные совмест ными усилиями таллинских, бердянских и архангельских мастеров, вырабатывают по тонне продукции в сутки. Правда, установки недешевы. Но затраты окупаются стори цей. Сейчас на Беломорском побережье у наиболее богатых подводных лугов монтируются еще три сушильных агрегате. Рукотворное «солнце» — не единственная новинка открыв шегося в северных морях се зона сбора водорослей. На вооружении ловцов появились драги новой конструкции. Они аккуратно срезают растения на многометровой глубине и не повреждают корневую систе му. Значит, на месте нынеш них «покосов» вызреет не ме нее щедрый урожай. В этом году для крупнейше го в стране Архангельского опытного водорослевого ком бината в Белом и Баренцевом морях будет заготовлено 1250 тонн ламинарии, анфельции, еукуса — ценного сырья для медицинской, пищевой и лег кой промышленности. (Корр. ТАСС]. N этому сообщению ТАСС остается добавить, что сушиль ные барабаны изготовлены И установлены на Солоенах спе циалистами «Севтехрыбпрома». 7 августа 1987 года рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz