Рыбный Мурман. 1987 г. Август.

•Решения XXV II съезда КПСС-# жизнь!» Правофланговые Радиограмма в номер С П А С И Б О , С М Е Ж Н И К И К АШЕ СУДНО, согласно запланированному рейсовому заданию, работало на про­ мысле с плавбазой «Маточкин Шар» в тече­ ние июня—июля. Сдавали ей рыбопродук­ цию, готовую к последующей заморозке. Экипаж плавбазы создал для нас отличные условия. Любые производственные вопросы — будь то приемка продукции, получение снабжения, топлива или даже стирка постель­ ного белья — решались севрыбхолодфлоюв- цами оперативно, без проблем. Все это способствовало хорошему настрое­ нию, на нет сводило потери промыслового времени. Спасибо вам, смежники! В. ГРИШИЧЕВ, капитан ПСТ «Роста» объединения «Ар- хангельскрыбпром». Вести из Кандалакши В Ханой, на выставку Д ВА ВАЕРНЫХ БЛОКА со стальными и по­ лимерными вставками — закрытого и от­ крытого типов — отправили в столицу Вьетна­ ма Ханой на международную выставку новой техники и механизмов кандалакшские машиностроители. Преимущества этого промыслового обору­ дования в том, что по мере изнашивания части блока, которая принимает на себя ос­ новную нагрузку, ее можно легко снять и за­ менить новой. Естественно, срок службы бло­ ка в целом значительно увеличивается. Образцы продукции успешно изготовила одна из лучших бригад завода, возглавляе­ мая И. И. Холодом. Потеснитесь, мужчины! Б ОЛЬШОЙ экономический эффект — бо­ лее трех тысяч рублей — принесло Кан­ далакшскому рыбоконсервному заводу рацио­ нализаторское предложение рыбообработчи- цы Валентины Ивановны Пушкаревой. По под­ готовленным ею чертежам изменена конст­ рукция отсекателя рыбы на транспортере. Новшество полностью исключает повреж­ дение продукции при транспортировке. Сам факт, конечно, не из сенсационных. Од­ нако, по признанию старожилов предприятия, здесь давно не припомнят случая, когда бы автором ценной разработки была женщина. Хозяин палубы О Н ВЫШЕЛ проводить меня с судна. Спуска­ емся по трапу. Владимир Михайлович продолжает ув­ леченно рассказывать о ми­ нувшем рейсе. И вдруг, рез­ ко отвернувшись от меня, кричит парням из подменно­ го экипажа: — Что ж вы делаете? Не сошкрябали старую краску и красите!.. Дома бы так не сделали! Матросы стали что-то го­ ворить, оправдываясь. Я не прислушивалась. Вспомнила, как несколько минут назад в каюте боцма­ на Владимира Михайловича Черного я спросила его: — Ваши товарищи гово­ рят, что вы вспыльчивый, ото *ак? — Я — вспильчивый? — Владимир Михайлович гово­ рит с характерным украин­ ским акцентом. — Да. конеч­ но, если, например, грузят бочки нуда попало, загро­ мождают палубу. А ее ж к грузовым операциям надо подготовить. Ну и вспи- лишь... Так ведь это не на­ долго, и опять мы тысячу лет — друзья. В общем-то все. что дела­ ет на плавбазе «Даурия» боцман Черный, по-хозяйски основательно, на совесть. Собственную каюту оборудо­ вал, как родную квартиру: в «комиссионке» купил холо­ дильничек маленький, при­ обрел малогабаритный цвет­ ной телевизор, настроил по­ лочек, шкафчиков, все рас­ ставил компактно, удобно. За долгие годы работы в га­ зете я перевидела сотни раз­ ных кают, но такой не виде­ ла. А дело-то, оказывается, в том, что каждый моряк считает свое жилище на суд­ не временным, пусть не на один рейс, пусть даже год- два придется здесь работать, но все равно рано или позд­ но будет другое судно. Владимир Михайлович на «Даурии» 12 лет и. как он сам говорит, не надо ему «ни нового, ни старого, ни белого, ни черного парохо­ да», только «Даурия». 12 лет — не 12 месяцев! Пото­ му-то, как в собственной квартире, он что-то делает сегодня, что-то откладывает на завтра, зная, что никуда от него это не уйдет, нику­ да не денется его дело, что ему его. это дело, и завер­ шать. Кажется, зачем тан под­ робно описывать каюту моря­ ка — какой в этом смысл? А смысл в том, что не «вре­ менно прописавшийся» спе­ циалист и к своим обязанно­ стям по заведованию, как го­ ворят на флоте, относится по- житейски мудро: это мое кровное, за меня никто здесь порядка не наведет и под­ держивать его постоянно не будет. Зато и каждый на посто­ ронний взгляд пустяк тако­ му человеку виден сразу, вызывает естественное для хозяина недовольство. И ес­ ли на всех судах боцмана побаиваются больше, чем старпома, то на «Даурии» — вдвойне. Хотя Владимир Михайлович никогда не ищет помощи у начальства, все проблемы старается решить сам. Моряки, рассказывая о Черном, говорили, что ему удается в любой, даже кон­ фликтной ситуации, убедить, уговорить, а порой просто шуткой снять напряжение момента. Например, случает­ ся такая «цепная реакция»: капитан с утра «всыпал» старпому, тот боцману, а он приходит к матросам «вспильчивый». Сам Влади­ мир Михайлович может «пахать» круглосуточно, но не всем же охота так рабо­ тать. Вот и готов повод для конфликта. Но нужен ли в море чело­ веку конфликт? Особенно — в длительном рейсе, когда по­ рой. например, долгое от­ сутствие вестей из дому мо­ жет любого из равновесия вывести. И Михалыч гасит свою «вспильчивость»... А то. что боцман на «Да­ урии» может работать, за­ быв об отдыхе, го бори ли многие. Вот. скажем, в по­ следние дни последнего рей­ са. Плавбаза возвращалась на шесть суток раньше, чем планировалось, и намечен­ ный к приходу объем работ пришлось вмещать в срок, вдвое меньший. Так боцман, если и спал в эти дни. то. говорят, часа по четыре в сутки. А иначе он и не может. Да. к тому же, и «положе­ ние» обязывает: заместитель секретаря партийной органи­ зации, председатель группы народного контроля. А еще — депутат. Два созыва под­ ряд Владимира Михайлови­ ча избирали в районный Со­ вет народных депутатов, во второй уже раз он — депу­ тат областного Совета (толь­ ко что избран). Надо ли говорить о том. насколько сложней работать «морскому» депутату. чем «береговому»? Не с кем по­ советоваться. нет рядом ни юристов, ни «больших» ру­ ководителей. А в депутате, тем более — областного Со­ вета, люди видят порой по­ следнюю инстанцию. И ведь далеко не каждый учитыва­ ет сложности положения де­ путата, своего же товарища по труду. Раз выбрали, ока­ зали высокое доверие — ра­ ботай. депутат, ищи возмож­ ности оправдать это дове­ рие избирателей. Из множества добрых дел депутата Владимира Михай­ ловича назовем два. «Даурия» стояла в ре­ монте в Клайпеде. И конца той стоянки не видно было. Тогда боцман Черный пи­ шет письмо депутату Вер­ ховного Совета СССР, на­ чальнику ВРПО «Севрыба» М. И. Каргину,настаивает на том, чтобы Михаил Ивано­ вич потребовал от Министер­ ства ускорения выхода плав­ базы. Не раз призывал ру­ ководство «Севрыбхолод- флота» принять все меры. И общими усилиями дело сдвинулось. А был такой случай. Мо­ ряк провинился, и в загран- рейсы его не выпускали. Куда только не обращался он — безрезультатно. Напи­ сал письмо Черному. И Вла­ димир Михайлович дошел до самых высоких инстанций и добился: сняли с моряка ста­ рое взыскание. Часто идут к нему люди на судне с просьбой помочь в решении производственных проблем: снабжение приво­ зят не вовремя, заявку вы­ полняют не полностью — да мало ли проблем на судне! Конечно, обращаются мо­ ряки и к администрации плавбазы, к первому помощ­ нику капитана. Но. согласи­ тесь. куда проще говорить со своим коллегой, боцма­ ном, да еще и с полномочия­ ми депутата. Хотя Владимир Михайлович считает, что его роль в решении большинст­ ва вопросов сводится к тому, чтобы внимательно выслу­ шать человека и посовето­ вать, как действовать даль­ ше. А ведь бывает, что че­ ловеку и нужен-то всего лишь совет. Но, на мой взгляд, Черный просто скро­ мничает, не рассказывая о своей конкретной помощи людям. А сколько еще дел впереди, особенно в вопросах перестройки! Вообще. этот человек весьма скромный, говорить о себе не любит, зато о род­ ном судне, о моряках — сколько угодно. Хотя ему есть чем похвастаться (не в смысле пустого хвастовства, конечно). Владимир Михай­ лович — кавалер ордена Трудовой Славы III степени, награжден медалями за труд, знаками «Победитель соцсоревнования», не раз признавался лучшим по про­ фессии, не говоря уже о по­ четных грамотах и благодар­ ностях — их у него великое множество... Говорят, что по внешнему виду судна можно опреде­ лить. что за боцман на нем ходит. Старая «Даурия» и сегодня выглядит красави­ цей. А чего это стоит Влади­ миру Михайловичу? Видимо, потому и приходится порой «вспилить» для пользы де­ ла... И. БЕРЕЗЮК. Курсом НТР Когда косят подводные луга... НЕТ нужды теперь ждать у * * моря погоды заготовите­ лям водорослей. Три механи­ зированные линии, смонтиро­ ванные на Соловецких остро­ вах, сушат морскую капусту в любое ненастье. Добытые из пучины травы прежде развешивали на ветру да солнышке, а оно на Белом море не балует. Посветит день- другой да спрячется надолго за дождевые тучи. Падало из- за этого качество сырья, сдер­ живался сбор водорослей. Те­ перь барабанные сушилки, спроектированные мурманча­ нами и отработанные совмест­ ными усилиями таллинских, бердянских и архангельских мастеров, вырабатывают по тонне продукции в сутки. Правда, установки недешевы. Но затраты окупаются стори­ цей. Сейчас на Беломорском побережье у наиболее богатых подводных лугов монтируются еще три сушильных агрегате. Рукотворное «солнце» — не единственная новинка открыв­ шегося в северных морях се­ зона сбора водорослей. На вооружении ловцов появились драги новой конструкции. Они аккуратно срезают растения на многометровой глубине и не повреждают корневую систе­ му. Значит, на месте нынеш­ них «покосов» вызреет не ме­ нее щедрый урожай. В этом году для крупнейше­ го в стране Архангельского опытного водорослевого ком ­ бината в Белом и Баренцевом морях будет заготовлено 1250 тонн ламинарии, анфельции, еукуса — ценного сырья для медицинской, пищевой и лег­ кой промышленности. (Корр. ТАСС]. N этому сообщению ТАСС остается добавить, что сушиль­ ные барабаны изготовлены И установлены на Солоенах спе­ циалистами «Севтехрыбпрома». 7 августа 1987 года рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz