Рыбный Мурман. 1987 г. Август.

r- J Страница репортера Память Немелочи жизни П А Р Т И З А Н С К А Я ТРОПА... Как ** крута и тяжела ты. Вьешься меж камней и березок, пропадаешь в бо­ лотинах, упираешься в острие сопок. Партизанская тропа. Идут по ней се­ годня ветераны. Они пришли на встречу со своей боевой юностью, пришли, чтоб поклониться праху тех. кто* не вернулся из походов на базу, чтоб вновь увидеть родные стены землянок и привести к ним детей и внуков, посидеть у партизанского костра, вспоминая друзей-товарищей и те страшные годы, оставившие го­ рящий след в сердцах. 45-летию со дня создания партизан­ ских отрядов «Большевик Заполярья» и «Советский Мурман» посвящался этот слет, как и в прошлые годы, он состоялся на партизанской базе. И в эти же дни на другой стороне озера Юмос, на высоте Ударная, проходил областной слет комсомольцев и моло­ дежи — победителей Всесоюзного по­ хода по местам революционной, бое­ вой и трудовой славы. В воскресенье. 16 августа, эти два слета как бы объединились в один. ШЖШЩШ I ж ф ш з м ж Встреча с юностью оощий* слет памяти, поклонения под­ вигу старшего поколения. Рассказы о боевой юности парти­ зан, сплетаясь, перекликались с рас­ сказами парней-«афганцев». Их про­ низывала одна мысль: несмотря на все трудности, смертельную опас­ ность. всегда и везде сохранять вер­ ность Родине-матери, сохранять бла­ годарную живую память о героях, от­ стоявших Свободу и Жизнь. Здесь, у обелиска погибшим пар­ тизанам, у легендарного камня, за­ щищавшего бойцов во время налета вражеской авиации, юность Заполярья присягала на верность идеалам от­ цов. давала слово восстановить име­ на погибших воинов, сохранить их могилы, их им-ена для потомков. От сильного душевного волнения сорвался голос у Сергея Балашова, недавно вернувшегося из Афганиста­ на. И старики-партизаны поняли его состояние, спросили: «Как там. сы­ нок, наши ребята служат?» (Будто о своих друзьях по партизанскому от­ ряду спросили.) И Сережа, справив­ шись с собой, произнес: «Достойно!» И тут из-за его спины вышел мор­ ской пехотинец Северного флота, тез­ ка, Сергей Белов: — Дорогие боевые друзья! — об­ ратился он к ветеранам. — Не вол­ нуйтесь за нас. Мы .крепко охраняем границу. Комсомольцы вручили партизанам гвоздики. Но лучшим подарком для них было известие, что в Печенгском районе и в поселке Полярные Зори скоро откроются музеи партизанского движения, где все они, М. Я. Мош- ников, А. А . Федунов. В. Н. Деряби­ на, А. П. У солкина (Артемьева), А. С. Смирнов. С. Д. Куроедов, И. К. Ива­ нов, А. М. Голубев... всегда будут самыми дорогими гостями. Парни и девчата окружили Полину Михайловну . Кузьмину — бывшего работника Карельского архива. Это она многие годы вела поиск парти­ зан, установила, что во время Вели­ кой Отечественной войны на Карель­ ском фронте действовало 32 парти­ занских отряда, объединявших более 5 тысяч человек. Сегодня Полина Ми­ хайловна разыскала уже около 2 ты­ сяч бывших партизан и многим из них помогла встретиться со своей бо­ евой юностью. Скорбная минута молчания... Над Партизанским островом (отныне он так именуется официально) стоит ти­ шина. Казалось, сама природа скло­ нила голову перед подвигом геро­ ев. Л ЛОПАТКО. ФОТО С. МОНАХОВА. есть лиm m нй домотвя? Хотите инфаркт? Что руками замаха­ ли? Жалко себя? Ну, тогда острых ощу­ щений?.. Итак, вы живете на территории, при­ надлежащей ЖЭУ-9 Октябрьского рай­ она. И у вас потек водопроводный кран. Мелочь: всего-то-назсего надо заменить прокладку. Сами не мозкете и не уме­ ете: обе руки, как говорят англичане, — левые. Звоните в ЖЭУ по телефону 5-14-31. Вашу заявку примут. Через три недели (таков примерно срок) вновь звоните, справляетесь: сантехников ждать до или лосле обеда? Ответ — «после». Отпрашиваетесь на работе. И... на дверях квартиры меловая надпись: «Бы­ ли слесаря». Как так? Да так: пришли з то время, когда им выгодно, но не вам. Вновь — звоно к в ЖЭУ. Наученные горь ким опытом , ждете теперь весь день. Н а 'е г о закате , наконец-то, предстают двое. «Да... — произносит один, — т у т работы надолго. Завтра будьте дома». Что поделаешь — буду. Оставь надежды, вся к просящий у ЖЭУ-9. Ни завтра, ни послезавтра; ни... Ладно. С домоуправом надо повстре­ чаться лично. «Сделаем», — слышим бодрый ответ. В общем, их величества сан техни ки наконец-то появляются . Схватились за работу, ко гда им было обещано... Ш уст ­ рые ребята! За час (не за день, на к бы­ ло оговорено) управились. Не покраснев, положили х о зя й с кую «красненькую » се­ бе в карман. Ушли . А т у т , к а к назло, и стоя к по ­ тек, и ванна, и сливной бачок, и еще кран , и труба, и вентиляция отказала. Потоп. Звонишь, ходишь , просишь , тре­ буешь, пишешь... Пришли (через три недели). Трубу за­ менили. Ушли . А к а к же все остальное? Кто будет ремонтировать? Ушлые слесари посоветовали: «Жалуй­ тесь, жалуйтесь , авось чего-нибудь до­ бьетесь, вот одна старушка...» И (в ко торый раз!) звоните в ЖЭУ, трест — ноль реакции . Говоришь слесарям: — Люди, неуже ­ ли вам не стыдно т а к работать?» «А вы спросите у начальства — почему нам мало платят, да еще запчастей нет?» Таков ответ. Спросили у начальника ЖЭУ-9 В. Н. Родионова. Суть его слов сводилась к тому, «что слесари в основном запчастя­ ми обеспечены, а вот то, что касается зарплаты, мол, у всех она такая. А может быть, дело в другом? Те же слесари утверждают, что в течение года это — уже третий начальник ЖЭУ, поговаривают, и его хотят заменить. Будет ли когда-нибудь при такой че­ харде порядок? Нет. И не предвидится. Начальники приходят и уходят, а тру­ бы текут... Н. ЕГОРОВ, мурманчанин. Подвигу— 45 лет А С ЛЕТ НАЗАД, 25 августа, в неравном бою с фашист­ ским крейсером «Адмирал Шеер» в Карском море у острова Белу­ ха погиб ледокольный пароход «А. Сибиряков». Построен он был в 1909 году в Глазго для зверобойного про­ мысла в тяжелом ледовом рай­ о н е Ньюфаундленда. Судно но­ сило имя «Беллавенчур». Этот ле­ докольный пароход, водоизмеще­ нием в 3200 тонн, длиной 76,5 метра и мощностью паровой ма­ шины в 1472 л. с., был в 1916 го­ ду приобретен Морским мини­ стерством России и назван в честь русского золотопромыш­ ленника, патриота и исследовате­ ля Арктики А. М. Сибирякова. До 1920 года пароход использо­ вался в ледовых условиях аркти­ ческих морей для перевозки во­ енных грузов. После .освобожде­ ния Севера от интервентов и бе­ логвардейцев «А. Сибиряков» участвовал в первой советской транспортной экспедиции в А р к ­ тику по доставке сибирского хле­ ба для голодающих Поморья. С 1921 года осуществлял первый советский зверобойный промысел в Горле Белого моря и принимал участие в Карских экспедициях. 55 лет тому назад «А. Сибиря­ ков» осуществил свой знамени­ тый поход по Северному морско­ му пути. За этот поход ледо- Мы помним тебя, «Сибиряков»! кольный пароход «А. Сибиряков» был награжден орденом Трудо­ вого Красного Знамени, а члены экипажа — правительственными наградами. Во время Великой Отечествен­ ной войны «А. Сибиряков», под названием «Лед-6», продолжал свой скромный труд, только гру­ зы его стали оборонными, а на палубе появились орудия и пуле­ меты, в экипаже — краснофлот­ цы - артиллеристы. Он действо­ вал в составе Беломорской во­ енной флотилии. Экипаж оставал­ ся под командованием старшего лейтенанта Анатолия Алексеевича Качарова (ранее — капитана па­ рохода). Вооружение судна со­ ставляли два 76-мм и два 45-мм орудия. ...В очередной рейс пароход вышел из Диксона с зимовщика­ ми, оборудованием, строймате­ риалами и снабжением. Предсто­ яло зайти на остров Уединения, а затем следовать к северной оконечности Северной Земли и там построить полярную станцию. Карское море встречало на ред­ кость приветливо. Но тишина бы­ ла обманчива. На пароходе по­ лучили предупреждение о том, что Карское море «сидит в зоне молчания». Судовая рация нахо­ дилась только на приеме. Опас­ ность бродила рядом. Известно было, что на восток следовал караван советских транспортных судов с ледоколом. И вот в районе острова Белу­ ха -«А. Сибиряков» («Лед-6») «на­ скочил» на большой военный ко­ рабль, который шел ему навстре­ чу, семафором запрашивая о со­ стоянии льдов в проливе Виль- кицкого, о караване транспортов и ледоколе. Радист Шаршавин радиограммой на Диксон о штаб морских перевозок сообщил о встрече с крейсером... Сделаем небольшое отступле­ ние. В 1942 году гитлеровское ко ­ мандование значительно расши­ рило район действий надводных кораблей на северных внутрен­ них коммуникациях. В генераль­ ном штабе гитлеровской ставки был разработан так называемый план «Вундерланд» — «Страна чудес». По этому плану группа кораблей должна была подгото­ вить вторжение рейдера — тяже­ лого крейсера «Адмирал Шеер» в Карское море, чтобы, захва­ тив караваны советских транспор­ тов, нарушить судоходство по Севморпути. В августе операция началась. В Карское море проник «Адмирал Шеер» с несколькими подводны­ ми лодками. Рейдер имел водо­ измещение 12100 тонн, длину 188 метров, могучее вооружение: шесть 280-мм, восемь 150-мм, шесть 105-мм и восемь 37-мм орудий, скорость 28 узлов, два самолета-разведчика на борту. Все это позволяло фашистам на­ деяться на успешное завершение операции. 25 августа рейдер обнаружил юго-западнее архипелага Норден- шельда ледокольный пароход «А. Сибиряков». Подняв американ­ ский флаг и назвавшись «Сисия- мой», крейсер, приближаясь к пароходу, предложил ему засто­ порить машины. Не отвечая, па­ роход увеличил ход и направил­ ся к острову Белуха. Через не­ сколько минут на крейсере был поднят флаг с зловещей свасти­ кой и передан приказ: «Прекра­ тить работу рацией. Спустить флаг и сдаться без боя!» Командование парохода реши­ ло вступить в неравный бой, рас­ считывая задержать, насколько удастся, рейдер, чтобы дать воз­ рыбныймурман 11 можность нашему каравану су­ дов, находившемуся в проливе Вилькицкого, войти во льды мо­ ря Лаптевых. При дистанции между кораб­ лями около пяти миль, в 15 ча­ сов 40 минут пароход первым произвел залп из орудий. Крей­ сер начал обстрел парохода из орудий глазного калибра. Снаря­ дом срезало фок-мачту и сор­ вало антенну. Главстаршина Сара­ ев под огнем противника на уце­ левшей мачте натянул антенну. Снова застучал ключом радист В. В. Шаршавин, но при очеред­ ном залпе радиорубки не стало. Радист уцелел буквально чудом. Снаряды попали в машинное и котельное отделение. Возник пожар на корме. От прямого по­ падания п носовую палубу взор­ вались находившиеся на ней боч­ ки с бензином. Выведены из строя зенитки. Огонь распростра­ нился по всему пароходу. Снаряд разорвался на мостике. Коман­ дир А. А. Качарава был тяжело ранен и потерял сознание, но успел дать команду открыть кинг­ стоны. Охваченный пламенем, па­ роход продолжал героически сра- (Окончанис на 12-й стр.) 21 августа 187 года ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz