Рыбный Мурман. 1987 г. Август.
r- J Страница репортера Память Немелочи жизни П А Р Т И З А Н С К А Я ТРОПА... Как ** крута и тяжела ты. Вьешься меж камней и березок, пропадаешь в бо лотинах, упираешься в острие сопок. Партизанская тропа. Идут по ней се годня ветераны. Они пришли на встречу со своей боевой юностью, пришли, чтоб поклониться праху тех. кто* не вернулся из походов на базу, чтоб вновь увидеть родные стены землянок и привести к ним детей и внуков, посидеть у партизанского костра, вспоминая друзей-товарищей и те страшные годы, оставившие го рящий след в сердцах. 45-летию со дня создания партизан ских отрядов «Большевик Заполярья» и «Советский Мурман» посвящался этот слет, как и в прошлые годы, он состоялся на партизанской базе. И в эти же дни на другой стороне озера Юмос, на высоте Ударная, проходил областной слет комсомольцев и моло дежи — победителей Всесоюзного по хода по местам революционной, бое вой и трудовой славы. В воскресенье. 16 августа, эти два слета как бы объединились в один. ШЖШЩШ I ж ф ш з м ж Встреча с юностью оощий* слет памяти, поклонения под вигу старшего поколения. Рассказы о боевой юности парти зан, сплетаясь, перекликались с рас сказами парней-«афганцев». Их про низывала одна мысль: несмотря на все трудности, смертельную опас ность. всегда и везде сохранять вер ность Родине-матери, сохранять бла годарную живую память о героях, от стоявших Свободу и Жизнь. Здесь, у обелиска погибшим пар тизанам, у легендарного камня, за щищавшего бойцов во время налета вражеской авиации, юность Заполярья присягала на верность идеалам от цов. давала слово восстановить име на погибших воинов, сохранить их могилы, их им-ена для потомков. От сильного душевного волнения сорвался голос у Сергея Балашова, недавно вернувшегося из Афганиста на. И старики-партизаны поняли его состояние, спросили: «Как там. сы нок, наши ребята служат?» (Будто о своих друзьях по партизанскому от ряду спросили.) И Сережа, справив шись с собой, произнес: «Достойно!» И тут из-за его спины вышел мор ской пехотинец Северного флота, тез ка, Сергей Белов: — Дорогие боевые друзья! — об ратился он к ветеранам. — Не вол нуйтесь за нас. Мы .крепко охраняем границу. Комсомольцы вручили партизанам гвоздики. Но лучшим подарком для них было известие, что в Печенгском районе и в поселке Полярные Зори скоро откроются музеи партизанского движения, где все они, М. Я. Мош- ников, А. А . Федунов. В. Н. Деряби на, А. П. У солкина (Артемьева), А. С. Смирнов. С. Д. Куроедов, И. К. Ива нов, А. М. Голубев... всегда будут самыми дорогими гостями. Парни и девчата окружили Полину Михайловну . Кузьмину — бывшего работника Карельского архива. Это она многие годы вела поиск парти зан, установила, что во время Вели кой Отечественной войны на Карель ском фронте действовало 32 парти занских отряда, объединявших более 5 тысяч человек. Сегодня Полина Ми хайловна разыскала уже около 2 ты сяч бывших партизан и многим из них помогла встретиться со своей бо евой юностью. Скорбная минута молчания... Над Партизанским островом (отныне он так именуется официально) стоит ти шина. Казалось, сама природа скло нила голову перед подвигом геро ев. Л ЛОПАТКО. ФОТО С. МОНАХОВА. есть лиm m нй домотвя? Хотите инфаркт? Что руками замаха ли? Жалко себя? Ну, тогда острых ощу щений?.. Итак, вы живете на территории, при надлежащей ЖЭУ-9 Октябрьского рай она. И у вас потек водопроводный кран. Мелочь: всего-то-назсего надо заменить прокладку. Сами не мозкете и не уме ете: обе руки, как говорят англичане, — левые. Звоните в ЖЭУ по телефону 5-14-31. Вашу заявку примут. Через три недели (таков примерно срок) вновь звоните, справляетесь: сантехников ждать до или лосле обеда? Ответ — «после». Отпрашиваетесь на работе. И... на дверях квартиры меловая надпись: «Бы ли слесаря». Как так? Да так: пришли з то время, когда им выгодно, но не вам. Вновь — звоно к в ЖЭУ. Наученные горь ким опытом , ждете теперь весь день. Н а 'е г о закате , наконец-то, предстают двое. «Да... — произносит один, — т у т работы надолго. Завтра будьте дома». Что поделаешь — буду. Оставь надежды, вся к просящий у ЖЭУ-9. Ни завтра, ни послезавтра; ни... Ладно. С домоуправом надо повстре чаться лично. «Сделаем», — слышим бодрый ответ. В общем, их величества сан техни ки наконец-то появляются . Схватились за работу, ко гда им было обещано... Ш уст рые ребята! За час (не за день, на к бы ло оговорено) управились. Не покраснев, положили х о зя й с кую «красненькую » се бе в карман. Ушли . А т у т , к а к назло, и стоя к по тек, и ванна, и сливной бачок, и еще кран , и труба, и вентиляция отказала. Потоп. Звонишь, ходишь , просишь , тре буешь, пишешь... Пришли (через три недели). Трубу за менили. Ушли . А к а к же все остальное? Кто будет ремонтировать? Ушлые слесари посоветовали: «Жалуй тесь, жалуйтесь , авось чего-нибудь до бьетесь, вот одна старушка...» И (в ко торый раз!) звоните в ЖЭУ, трест — ноль реакции . Говоришь слесарям: — Люди, неуже ли вам не стыдно т а к работать?» «А вы спросите у начальства — почему нам мало платят, да еще запчастей нет?» Таков ответ. Спросили у начальника ЖЭУ-9 В. Н. Родионова. Суть его слов сводилась к тому, «что слесари в основном запчастя ми обеспечены, а вот то, что касается зарплаты, мол, у всех она такая. А может быть, дело в другом? Те же слесари утверждают, что в течение года это — уже третий начальник ЖЭУ, поговаривают, и его хотят заменить. Будет ли когда-нибудь при такой че харде порядок? Нет. И не предвидится. Начальники приходят и уходят, а тру бы текут... Н. ЕГОРОВ, мурманчанин. Подвигу— 45 лет А С ЛЕТ НАЗАД, 25 августа, в неравном бою с фашист ским крейсером «Адмирал Шеер» в Карском море у острова Белу ха погиб ледокольный пароход «А. Сибиряков». Построен он был в 1909 году в Глазго для зверобойного про мысла в тяжелом ледовом рай о н е Ньюфаундленда. Судно но сило имя «Беллавенчур». Этот ле докольный пароход, водоизмеще нием в 3200 тонн, длиной 76,5 метра и мощностью паровой ма шины в 1472 л. с., был в 1916 го ду приобретен Морским мини стерством России и назван в честь русского золотопромыш ленника, патриота и исследовате ля Арктики А. М. Сибирякова. До 1920 года пароход использо вался в ледовых условиях аркти ческих морей для перевозки во енных грузов. После .освобожде ния Севера от интервентов и бе логвардейцев «А. Сибиряков» участвовал в первой советской транспортной экспедиции в А р к тику по доставке сибирского хле ба для голодающих Поморья. С 1921 года осуществлял первый советский зверобойный промысел в Горле Белого моря и принимал участие в Карских экспедициях. 55 лет тому назад «А. Сибиря ков» осуществил свой знамени тый поход по Северному морско му пути. За этот поход ледо- Мы помним тебя, «Сибиряков»! кольный пароход «А. Сибиряков» был награжден орденом Трудо вого Красного Знамени, а члены экипажа — правительственными наградами. Во время Великой Отечествен ной войны «А. Сибиряков», под названием «Лед-6», продолжал свой скромный труд, только гру зы его стали оборонными, а на палубе появились орудия и пуле меты, в экипаже — краснофлот цы - артиллеристы. Он действо вал в составе Беломорской во енной флотилии. Экипаж оставал ся под командованием старшего лейтенанта Анатолия Алексеевича Качарова (ранее — капитана па рохода). Вооружение судна со ставляли два 76-мм и два 45-мм орудия. ...В очередной рейс пароход вышел из Диксона с зимовщика ми, оборудованием, строймате риалами и снабжением. Предсто яло зайти на остров Уединения, а затем следовать к северной оконечности Северной Земли и там построить полярную станцию. Карское море встречало на ред кость приветливо. Но тишина бы ла обманчива. На пароходе по лучили предупреждение о том, что Карское море «сидит в зоне молчания». Судовая рация нахо дилась только на приеме. Опас ность бродила рядом. Известно было, что на восток следовал караван советских транспортных судов с ледоколом. И вот в районе острова Белу ха -«А. Сибиряков» («Лед-6») «на скочил» на большой военный ко рабль, который шел ему навстре чу, семафором запрашивая о со стоянии льдов в проливе Виль- кицкого, о караване транспортов и ледоколе. Радист Шаршавин радиограммой на Диксон о штаб морских перевозок сообщил о встрече с крейсером... Сделаем небольшое отступле ние. В 1942 году гитлеровское ко мандование значительно расши рило район действий надводных кораблей на северных внутрен них коммуникациях. В генераль ном штабе гитлеровской ставки был разработан так называемый план «Вундерланд» — «Страна чудес». По этому плану группа кораблей должна была подгото вить вторжение рейдера — тяже лого крейсера «Адмирал Шеер» в Карское море, чтобы, захва тив караваны советских транспор тов, нарушить судоходство по Севморпути. В августе операция началась. В Карское море проник «Адмирал Шеер» с несколькими подводны ми лодками. Рейдер имел водо измещение 12100 тонн, длину 188 метров, могучее вооружение: шесть 280-мм, восемь 150-мм, шесть 105-мм и восемь 37-мм орудий, скорость 28 узлов, два самолета-разведчика на борту. Все это позволяло фашистам на деяться на успешное завершение операции. 25 августа рейдер обнаружил юго-западнее архипелага Норден- шельда ледокольный пароход «А. Сибиряков». Подняв американ ский флаг и назвавшись «Сисия- мой», крейсер, приближаясь к пароходу, предложил ему засто порить машины. Не отвечая, па роход увеличил ход и направил ся к острову Белуха. Через не сколько минут на крейсере был поднят флаг с зловещей свасти кой и передан приказ: «Прекра тить работу рацией. Спустить флаг и сдаться без боя!» Командование парохода реши ло вступить в неравный бой, рас считывая задержать, насколько удастся, рейдер, чтобы дать воз рыбныймурман 11 можность нашему каравану су дов, находившемуся в проливе Вилькицкого, войти во льды мо ря Лаптевых. При дистанции между кораб лями около пяти миль, в 15 ча сов 40 минут пароход первым произвел залп из орудий. Крей сер начал обстрел парохода из орудий глазного калибра. Снаря дом срезало фок-мачту и сор вало антенну. Главстаршина Сара ев под огнем противника на уце левшей мачте натянул антенну. Снова застучал ключом радист В. В. Шаршавин, но при очеред ном залпе радиорубки не стало. Радист уцелел буквально чудом. Снаряды попали в машинное и котельное отделение. Возник пожар на корме. От прямого по падания п носовую палубу взор вались находившиеся на ней боч ки с бензином. Выведены из строя зенитки. Огонь распростра нился по всему пароходу. Снаряд разорвался на мостике. Коман дир А. А. Качарава был тяжело ранен и потерял сознание, но успел дать команду открыть кинг стоны. Охваченный пламенем, па роход продолжал героически сра- (Окончанис на 12-й стр.) 21 августа 187 года ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz