Рыбный Мурман. 1987 г. Август.
ш Дневник начальника промрайона (2) 10 марта. В конце суток получаем ра диограмму от руководства: «Район ис пользуется не полностью.., ждем боль шего...» Вот так, желаемое хотим еы - дать за действительное. В районе вме сте с «соседями» 60 судов. Косяк ры бы — один. Траление — по очереди, есть промахи, они неизбежны у любо го судна. А еще в такой куче надо обе спечить безопасность мореплавания. 11 марта. Странно. В разговоре с бе регом слышу: «По вашему району воп росов нет...» Так что же тогда означа ют РДО? Кому не по плечу дело, тот зарыва ется о сухой траве слов. Обстановка сложная. Улучшения не предвидится. Подошел ТР «Полярный круг». В разговоре с «Севрыбхолодфлотом» выяснил, что ТР «Пионер Мурмана» от нас — тю-тю... А как же быть с «Ива ном Зимаковым», «Внуково», «Высоков ском»? Ведь меня уверяли, что будет «Пионер Мурмана», и я отказался от болгарского транспорта. Даю срочную РДО в ВРПО: в чем дело? Разобрались с доставленным из пор та на «Полярном круге» снабжением. И... чего надо — нет, чего не надо — с избытком, в том числе и клапан от котла «паровоза Черепанова». Механи ки не знают, зачем он и куда его при строить. Нет шкерочных ножей, «руба шек» для мешков. Фантастика. 12 марта. На борт принят электрора дионавигатор с «Новокуйбышевска» Лу- кашук. Цель — настройка гидролокато ра, без него слеп и глух «Мыс Фрун зе». Жизнь показывает все новые и но вые упущения в подготовке судна и экипажа к рейсу. До Лукашука был флагманский специалист В. Ф . Шандро, настраивал трал, но отсутствует дель, обращались ко всем судам «Мурман- рыблрома», просили — ни у кого нет. Работай-;- как хочешь. Вся надежда на суда, которые подходят. » 13 марта. Гидролокатор до конца не сделали — нет запчастей. Лукашук ушел на свое судно. Хороший специа лист, но его самого вместо детали не поставишь. Аппаратура связи не рабо тает. Вообще «Мыс Буденного»—это об разец, как не надо готовить корабли к рейсу. До ручки доведено судно (да и большинство траулеров) всякими экспе риментами типа подменных экипажей. Кто-то получил премии за внедрение «метода». А его последствия сказыва ются уже давно, дальше — хуже. Ста бильные экипажи могут несколько по править положение. Но только несколь ко. Как опустошаются души моряков, видя эти безобразия. Подрывается ве ра в перестройку. Нет, еще не изжит протекционизм, который имеется и на Севере. Иначе как рассматривать то обстоятельство, когда человек не справился с одним судном, незначительной группой судов, и вдруг... руководитель? Хороший чело век? Может быть. Но хороший человек не означает хороший специалист. Вот они, наши беды. 16 марта. ТР «Калининградский берег» везет снабжение для «Внуково». Но ведь траулер снимается в порт! Это снабжение ему было необходимо... в декабре 1986 года. Траулеры «Домоде дово», «Соловецкий», «Нарочь» только что из Мурманска, вслед им отправле но снабжение, мол, считают в «Мур- манрыбпроме», на ТР — дешевле. По- истине верх бесхозяйственности. Одна ко РДО от главного инженера В. И. Самцова гласит: «...В новых условиях хозяйствования материальный ущерб придется возмещать...» В данном слу чае служба эксплуатации должна воз мещать. Только она знает сроки и рай оны работы флота. От ее оперативно сти зависит очень многое. 17 марта. Все сложнее и сложнее приходится вести промысел. Косяк, об наруженный БМРТ «Зарница», «разбил ся» так быстро, что вскоре уловы ста ли по одной тонне (первые суда взяли по 20 тонн). Мурманский траловый флот принял решение о переводе в другой район БМРТ «Памир». Верно. Интересно, тралфлотовцы чутко при слушиваются к нашим рекомендациям, и просчетов у них нет. А вот «Мурман- рыбпром» пока принимал «энергичные» меры, потерял около трех тысяч тонн улова. 18 марта. Шторм 8—9 баллов. На по иск рыбы направились БМРТ «Зарница» «Севрыбпромразведки». Количество су дов с аварийным запасом увеличивает ся. Транспорта еще нет. 19 марта. Утренний совет. Сообщила «Зарница»: улов 20 тонн, днем — 12 тонн. Так, есть, значит, еще 4—5 суток живем. Решение промсовета: все быст роходные суда — РТМС, В-408, «Алтай» остаются на старых позициях, БМРТ идут к «Зарнице». 20 марта. Решение промсовета сор вано указанием «Мурманрыбпрома»: всем их судам приказано идти к «Зар нице». А ведь здесь, у нас. обстанов ка улучшается, малые косяки соберут ся в один. Это точно. В районе же «Зарницы» косяк таким большим коли чеством судов разобьем за сутки. Лю бопытная ситуация складывается на сельди. Численность стада мы не зна ем, объект отнерестился, держится на малой акватории. Опыта работы прак тически нет. Как давать рекомендации? Сложно. Остается старый дедовский (но верный) способ: если после шторма ры - ‘ ба будет, то будет, если нет... Выдерж ка должна быть сутки—двое. Выход один: постоянно на сельди держать 2 —4 судна типа СТМ. Не обращать вни мания на спады, даже длительные. На ука нам ничего не может подсказать... рос: для каких же целей созданы уп равления флотов, различные отделы, службы и т. д.? Ответ: для обеспечения работы флота. А что на деле? Управ ления • выступают в роли не помощни ков, а погонщиков.. Будет ли при та кой организации успех? Нет! Зато «гне том» достигается цель — усидеть в кресле. Собрать бы всех кричащих «Давай!» на один корабль и направить в район промысла, и на сто процентов уверен — судно работать не будет. Надо, обязательно надо всем берего вым выходить в море в должности су довых специалистов. 25 марта. Подошли БМРТ «Алтай», «Памир», «Эльбрус» тралового флота. У них недостает скорости, ваеров, ка беля, в нерабочем состоянии гидрав лика. 26 марта. С утра шторм утих. ТР «Ка- линиградский берег» с трудом согла сился обработать БМРТ «Внуково» «Мурманрыбпрома» — выдать продук ты. Бедолага, хоть7перед отходом в порт получит продукты. А то ведь весь рейс с протянутой рукой. 29 марта. Утренний совет. Результаты ВНОВЬ ШТИЛИ питального ремонта. Ваеров и кабеля недостает. Уловы невысокие, но рыба на борту имеется. Убрать — пробле ма. РМУ не выходит на паспортную производительность. Под руковод ством старшего механика В. Н. Жоло- бова дефект устраняется. Но условия- то не заводские. Нет многого из ЗИПа, который находится в ААурманске в 20 ящиках. Обещали доставить... 3 апреля. Гоняем полугруженые БМРТ на выгрузку к ТР «Калининград ский берег». Транспорт «кричит» о сво ем простое. Недовольны промыслови ки, ведь переход неблизок — двое су ток в один конец. Был бы ТР на про мысле... Но здесь шторм 7—9 баллов постоянно. Не лучше ли было его на править в другой район, туда, где очень нужны рефемкости. Здесь же следовало бы, используя промобста- новку, полностью забить трюмы ры бой и только тогда — на выгрузку. Однако ТР есть, и сделать ничего не могу. 7 апреля. Получаю РДО из «Мурман рыбпрома»: «Почему мал выход спин ки?» Да потому, что машины не рабо тают, недостает 10 человек матросов. Неужели там, на берегу, это не понят но? 8 апреля. Вечером пришла радио грамма из «Мурманрыбпрома» от на чальника службы эксплуатации В. К. Евсюкова: «...конце второй, начале тре тьей декады подвыгрузить МБ-368, 371, ШТОРМЫПРОМЫСЛА (Продолжение. Нан . в 33.) 21 августа1987 года 21 марта. Заштормило. Поисковик «Новочебоксары» сообщил: ночью имел уловы по 15 тонн. Вот оно, о чем предупреждали: не покидать рай он. Образовался хороший косяк. Да, в трудном положении капитаны. Какое им принять решение? Задер жаться? А вдруг будешь пустой? Тог да «разгон» с берега... Вот и вынужден быть в общей стае, мол, куда все, ту да и я. А куда, зачем — это потом разберемся. Спрос-то будет меньше: делал, как приказали с берега. Ото брали инициативу у капитанов. 22 марта. Район пополнился фран цузскими, ирландскими, норвежскими, а к вечеру и фарерскими судами. Бор- товики с кормовым тралением. Наблю дали мы, как они выбирают трал. Трал полностью сетной. Улов значителен. Выливают улов насосом. Просто, «под бирают» мешок, чтобы рыба была плот нее, и качают ее через шланг. Ваера и трал набирают на один барабан. Ника ких тебе «подвесных» роликов, порчи ваеров. «Гниют»... Нам бы в рыбной отрасли так «гнить». Сколько можно было бы сберечь народных рублей! РТМС «Биосфера» находится на ста рых позициях. За ночь — четыре раза по 20 тонн. Вот так-то! Что значит иметь выдержку. 23 марта. Вчера анализировали сла бую работу судов «Мурманрыбпрома». К каким выводам прихожу? Первый — суда технически не подготовлены к промыслу. Второй *— частая сменяе мость экипажей, их слабый профессио нализм. Так, БМРТ «Зеленец» умудрил ся «сотворить» три заверта на ваерах; у «Олентуя» все «сыплется», а ведь судно перед ремонтом. А стоит ли его «лечить»? Подошел БМРТ «Бирюсинск» после «досрочного» ремонта на Мур манской судоверфи. Двое суток не может запустить ваерные лебедки. На правили на него электромехаников с других судов. Третий — плохое снаб жение. Недостает кабеля ИГЭК, ваера... Четвертый — корабли -должны быть подготовлены в порту для моря, а не наоборот. Остался (и укрепляется!) принцип: «Давай, давай» — в ущерб качеству. Пятый — необходима разде лочная техника. Где же машины . «Сев- техрыбпрома»? 24 марта. Седьмая РДО с берега: объяснить причины работы БМРТ «Сев- рыба» ниже траулеров «Запрыбы». Сколько же можно объяснять? Да, это случилось в последнее время. Я вижу, корабли ходят на рыбе, а результаты разные. Чрезвычайно гнетущая обста новка создана для капитанов, а кон кретной помощи нет. Уместно ска зать: дайте нам, в море, судоремонт ный завод, док, водолазов, фабрику орудий лова, продовольственный склад, и мы будем работать лучше, чем требуют с берега. Возникает воп- «обработки» косяка: семь поврежде ний орудий лова, два утеряно вовсе. При тралениях от 30 до 40 промахов. Почему? Плохо работает акустика: ко сяк «слышат», когда практически ма невр выхода на него невозможен. К 12 часам косяк разбит полностью, уловы от 0 до 3—5 тонн. Все выловленное за ночь по-настоящему обработать не мо гут и тем самым не могут увеличить выпуск пищевой. Очень большие поте ри на судах, где нет разделочной тех ники и сокращен экипаж. Конечно, уменьшать штаты надо, но при этом на сыщать траулеры техникой. 30 марта. Шторм, Когда же он за кончится? Против стихии мы бессиль ны. Не дает покоя мысль: чего проще — подготовь корабль в порту к про мыслу и трудись отечеству и себе на благо. Ан нет. Просят: «Ты выйди в море, дошлем, поможем...» Вышли и... началось: «Дай объяснение, почему пло хо работаете.., напоминаю.., строго указываю...» 31 марта. И месяц, и квартал закон чены. Каковы же итоги? При существу ющей обстановке, с учетом перегру женности района, люди трудились с ве ликим усердием и упрекнуть их не в чем. Моряки сделали все от них зави сящее. Корабли, идущие в порт, рей совые планы перевыполнили. Но нахо дились на пределе физических сил, хо дили под дамокловым мечом. Ведь инструкции по переработке рыбы ста рые, не исключено «свидание» с про курором. Но к прокурору нужно при гласить и береговых «погонял». А сколь ко потеряли от сокращения на судах, где нет рыборазделочной техники. Со здали видимость повышения произво дительности труда. 1 апреля. «Первое апреля—никому не верь». Вначале не поверили и мы, ког да на совете БМРТ «Алтай» сообщил о больших уловах. Оказывается, на суд не поставили свой, нерекомендованный трал. Так же поступил и БМРТ «Валдай». Но пошли РДО с ЦПКТБ: «На каком ос новании...» и т. д. Вместо того, чтобы поинтересоваться, что за трал, — взбучка. А результаты прекрасные. Ока залось, это плод коллективного ума от дела добычи тралфлота. Испытания про водит флагманский специалист В. Ф. Шандро, толковый, знающий, видевший работу трала на подводном аппарате «Тетис». 2 апреля. Перешли на БМРТ «Павел Панин» «Мурманрыбпрома». При пе ресадке один искупался в водах Ат лантики. Вообще при существующих плазсредствах пересадка далеко не без опасна. Наконец-то хоть нормальной водой обмоемся. Именно «обмоемся», вода и здесь в дефиците. И опять сложности с продуктами. «Павел Панин» вышел недавно из ка- 445...» Вроде все ясно. Но по 445-му (БМРТ «Олентуй») это — восьмое ре шение, принятое судовладельцем. Де вятым, видимо, восьмое отменят. 9 апреля. Нужно отправить с БМРТ «Холмогоры» тралфлота медицинский жир . Транспорт его не берет, у него танки только под жир технический. Боч ки? Их нет. Весьма оригинально. Когда были и ТР, и танкер, — никому ниче го не нужно, они ушли — всем все по требовалось. А где же раньше были. 10 апреля. ТР «Калининградский Ье- рег» снялся в Мурманск. Его резуль тат — 140 процентов. Но что — быст ро он загрузился, сэкономил^ промыс ловое время? Нет. Почему? Да все по тому же : 6 судов ходило к нему не выгрузку, дополнительные потери. 26 судо-суток при среднем вылове 55 тонн. Итого потеряно 1430 тонн рыбы. Можно ли было избежать этого? Да. Двое с половиной — тР °е суток ТР мог бы штормовать в районе промыс ла, все равно эти сутки затрачены на переходы. Вот берите высокие процен ты транспорта, кладите их на стол и ешьте. Вдобавок 260 тонн дизтоплива зря сожгли. Это еще раз доказывает беспомощность штаба, как органа опе ративного руководства флотом в море. Спрашивается, что же изменилось у нас в рыбной промышленности за по следнее время? Ничего. Нужно упоря дочить планирование работы. Нужна реорганизация. 11 апреля. Подошли ТР «Александр Иванов» и «Космонавт Гагарин». Смех... БМРТ «Эльбрус» получает от первого дизтопливо, от второго — воду. Вот еще комплексные потери. 14 апреля. «Беловежская пу-ща!» На чал с песни. А хоть бы и с песни. Чем плохо? Жизнь советского человека дол жна быть песней, и не меньше! И труд, словно песня. Да, пока это мечта сре ди существующей бюрократии. Тяжело. Но надо стремиться к лучшему и его достигать. Флот, используя штормовую погоду, передислоцируется по районам про мысла. 15 апреля. Ленин говорил: «...Челове ческие проекты, не считающиеся с ве ликими законами природы, принося* только несчастье». Этому несчастью мь свидетели, й с болью убеждаемся » правоте гения. Поднимается вопрос о создании жи ро-мучного флота. Но ведь мы еще н€ можем собрать все. что сейчас добы ваем. Одного жира сколько выбрасы ваем — ужас. Брать весь, отгружал некуда. А гракса? Тоже за борт. А эт< — 20—25 процентов дополнительно» рыбмуки. И создание нового флота? Нам недостает желания и ум< д ^ ярее (Продолжение следует.) в рыбныймурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz