Рыбный Мурман. 1987 г. Август.

ш Дневник начальника промрайона (2) 10 марта. В конце суток получаем ра­ диограмму от руководства: «Район ис­ пользуется не полностью.., ждем боль­ шего...» Вот так, желаемое хотим еы - дать за действительное. В районе вме­ сте с «соседями» 60 судов. Косяк ры­ бы — один. Траление — по очереди, есть промахи, они неизбежны у любо­ го судна. А еще в такой куче надо обе­ спечить безопасность мореплавания. 11 марта. Странно. В разговоре с бе­ регом слышу: «По вашему району воп­ росов нет...» Так что же тогда означа­ ют РДО? Кому не по плечу дело, тот зарыва­ ется о сухой траве слов. Обстановка сложная. Улучшения не предвидится. Подошел ТР «Полярный круг». В разговоре с «Севрыбхолодфлотом» выяснил, что ТР «Пионер Мурмана» от нас — тю-тю... А как же быть с «Ива­ ном Зимаковым», «Внуково», «Высоков­ ском»? Ведь меня уверяли, что будет «Пионер Мурмана», и я отказался от болгарского транспорта. Даю срочную РДО в ВРПО: в чем дело? Разобрались с доставленным из пор­ та на «Полярном круге» снабжением. И... чего надо — нет, чего не надо — с избытком, в том числе и клапан от котла «паровоза Черепанова». Механи­ ки не знают, зачем он и куда его при­ строить. Нет шкерочных ножей, «руба­ шек» для мешков. Фантастика. 12 марта. На борт принят электрора­ дионавигатор с «Новокуйбышевска» Лу- кашук. Цель — настройка гидролокато­ ра, без него слеп и глух «Мыс Фрун­ зе». Жизнь показывает все новые и но­ вые упущения в подготовке судна и экипажа к рейсу. До Лукашука был флагманский специалист В. Ф . Шандро, настраивал трал, но отсутствует дель, обращались ко всем судам «Мурман- рыблрома», просили — ни у кого нет. Работай-;- как хочешь. Вся надежда на суда, которые подходят. » 13 марта. Гидролокатор до конца не сделали — нет запчастей. Лукашук ушел на свое судно. Хороший специа­ лист, но его самого вместо детали не поставишь. Аппаратура связи не рабо­ тает. Вообще «Мыс Буденного»—это об­ разец, как не надо готовить корабли к рейсу. До ручки доведено судно (да и большинство траулеров) всякими экспе­ риментами типа подменных экипажей. Кто-то получил премии за внедрение «метода». А его последствия сказыва­ ются уже давно, дальше — хуже. Ста­ бильные экипажи могут несколько по­ править положение. Но только несколь­ ко. Как опустошаются души моряков, видя эти безобразия. Подрывается ве­ ра в перестройку. Нет, еще не изжит протекционизм, который имеется и на Севере. Иначе как рассматривать то обстоятельство, когда человек не справился с одним судном, незначительной группой судов, и вдруг... руководитель? Хороший чело­ век? Может быть. Но хороший человек не означает хороший специалист. Вот они, наши беды. 16 марта. ТР «Калининградский берег» везет снабжение для «Внуково». Но ведь траулер снимается в порт! Это снабжение ему было необходимо... в декабре 1986 года. Траулеры «Домоде­ дово», «Соловецкий», «Нарочь» только что из Мурманска, вслед им отправле­ но снабжение, мол, считают в «Мур- манрыбпроме», на ТР — дешевле. По- истине верх бесхозяйственности. Одна­ ко РДО от главного инженера В. И. Самцова гласит: «...В новых условиях хозяйствования материальный ущерб придется возмещать...» В данном слу­ чае служба эксплуатации должна воз­ мещать. Только она знает сроки и рай­ оны работы флота. От ее оперативно­ сти зависит очень многое. 17 марта. Все сложнее и сложнее приходится вести промысел. Косяк, об­ наруженный БМРТ «Зарница», «разбил­ ся» так быстро, что вскоре уловы ста­ ли по одной тонне (первые суда взяли по 20 тонн). Мурманский траловый флот принял решение о переводе в другой район БМРТ «Памир». Верно. Интересно, тралфлотовцы чутко при­ слушиваются к нашим рекомендациям, и просчетов у них нет. А вот «Мурман- рыбпром» пока принимал «энергичные» меры, потерял около трех тысяч тонн улова. 18 марта. Шторм 8—9 баллов. На по­ иск рыбы направились БМРТ «Зарница» «Севрыбпромразведки». Количество су­ дов с аварийным запасом увеличивает­ ся. Транспорта еще нет. 19 марта. Утренний совет. Сообщила «Зарница»: улов 20 тонн, днем — 12 тонн. Так, есть, значит, еще 4—5 суток живем. Решение промсовета: все быст­ роходные суда — РТМС, В-408, «Алтай» остаются на старых позициях, БМРТ идут к «Зарнице». 20 марта. Решение промсовета сор­ вано указанием «Мурманрыбпрома»: всем их судам приказано идти к «Зар­ нице». А ведь здесь, у нас. обстанов­ ка улучшается, малые косяки соберут­ ся в один. Это точно. В районе же «Зарницы» косяк таким большим коли­ чеством судов разобьем за сутки. Лю­ бопытная ситуация складывается на сельди. Численность стада мы не зна­ ем, объект отнерестился, держится на малой акватории. Опыта работы прак­ тически нет. Как давать рекомендации? Сложно. Остается старый дедовский (но верный) способ: если после шторма ры - ‘ ба будет, то будет, если нет... Выдерж­ ка должна быть сутки—двое. Выход один: постоянно на сельди держать 2 —4 судна типа СТМ. Не обращать вни­ мания на спады, даже длительные. На­ ука нам ничего не может подсказать... рос: для каких же целей созданы уп­ равления флотов, различные отделы, службы и т. д.? Ответ: для обеспечения работы флота. А что на деле? Управ­ ления • выступают в роли не помощни­ ков, а погонщиков.. Будет ли при та­ кой организации успех? Нет! Зато «гне­ том» достигается цель — усидеть в кресле. Собрать бы всех кричащих «Давай!» на один корабль и направить в район промысла, и на сто процентов уверен — судно работать не будет. Надо, обязательно надо всем берего­ вым выходить в море в должности су­ довых специалистов. 25 марта. Подошли БМРТ «Алтай», «Памир», «Эльбрус» тралового флота. У них недостает скорости, ваеров, ка­ беля, в нерабочем состоянии гидрав­ лика. 26 марта. С утра шторм утих. ТР «Ка- линиградский берег» с трудом согла­ сился обработать БМРТ «Внуково» «Мурманрыбпрома» — выдать продук­ ты. Бедолага, хоть7перед отходом в порт получит продукты. А то ведь весь рейс с протянутой рукой. 29 марта. Утренний совет. Результаты ВНОВЬ ШТИЛИ питального ремонта. Ваеров и кабеля недостает. Уловы невысокие, но рыба на борту имеется. Убрать — пробле­ ма. РМУ не выходит на паспортную производительность. Под руковод­ ством старшего механика В. Н. Жоло- бова дефект устраняется. Но условия- то не заводские. Нет многого из ЗИПа, который находится в ААурманске в 20 ящиках. Обещали доставить... 3 апреля. Гоняем полугруженые БМРТ на выгрузку к ТР «Калининград­ ский берег». Транспорт «кричит» о сво­ ем простое. Недовольны промыслови­ ки, ведь переход неблизок — двое су­ ток в один конец. Был бы ТР на про ­ мысле... Но здесь шторм 7—9 баллов постоянно. Не лучше ли было его на­ править в другой район, туда, где очень нужны рефемкости. Здесь же следовало бы, используя промобста- новку, полностью забить трюмы ры­ бой и только тогда — на выгрузку. Однако ТР есть, и сделать ничего не могу. 7 апреля. Получаю РДО из «Мурман­ рыбпрома»: «Почему мал выход спин­ ки?» Да потому, что машины не рабо­ тают, недостает 10 человек матросов. Неужели там, на берегу, это не понят­ но? 8 апреля. Вечером пришла радио­ грамма из «Мурманрыбпрома» от на­ чальника службы эксплуатации В. К. Евсюкова: «...конце второй, начале тре­ тьей декады подвыгрузить МБ-368, 371, ШТОРМЫПРОМЫСЛА (Продолжение. Нан . в 33.) 21 августа1987 года 21 марта. Заштормило. Поисковик «Новочебоксары» сообщил: ночью имел уловы по 15 тонн. Вот оно, о чем предупреждали: не покидать рай­ он. Образовался хороший косяк. Да, в трудном положении капитаны. Какое им принять решение? Задер­ жаться? А вдруг будешь пустой? Тог­ да «разгон» с берега... Вот и вынужден быть в общей стае, мол, куда все, ту­ да и я. А куда, зачем — это потом разберемся. Спрос-то будет меньше: делал, как приказали с берега. Ото­ брали инициативу у капитанов. 22 марта. Район пополнился фран­ цузскими, ирландскими, норвежскими, а к вечеру и фарерскими судами. Бор- товики с кормовым тралением. Наблю­ дали мы, как они выбирают трал. Трал полностью сетной. Улов значителен. Выливают улов насосом. Просто, «под­ бирают» мешок, чтобы рыба была плот­ нее, и качают ее через шланг. Ваера и трал набирают на один барабан. Ника­ ких тебе «подвесных» роликов, порчи ваеров. «Гниют»... Нам бы в рыбной отрасли так «гнить». Сколько можно было бы сберечь народных рублей! РТМС «Биосфера» находится на ста­ рых позициях. За ночь — четыре раза по 20 тонн. Вот так-то! Что значит иметь выдержку. 23 марта. Вчера анализировали сла­ бую работу судов «Мурманрыбпрома». К каким выводам прихожу? Первый — суда технически не подготовлены к промыслу. Второй *— частая сменяе­ мость экипажей, их слабый профессио­ нализм. Так, БМРТ «Зеленец» умудрил­ ся «сотворить» три заверта на ваерах; у «Олентуя» все «сыплется», а ведь судно перед ремонтом. А стоит ли его «лечить»? Подошел БМРТ «Бирюсинск» после «досрочного» ремонта на Мур­ манской судоверфи. Двое суток не может запустить ваерные лебедки. На­ правили на него электромехаников с других судов. Третий — плохое снаб­ жение. Недостает кабеля ИГЭК, ваера... Четвертый — корабли -должны быть подготовлены в порту для моря, а не наоборот. Остался (и укрепляется!) принцип: «Давай, давай» — в ущерб качеству. Пятый — необходима разде­ лочная техника. Где же машины . «Сев- техрыбпрома»? 24 марта. Седьмая РДО с берега: объяснить причины работы БМРТ «Сев- рыба» ниже траулеров «Запрыбы». Сколько же можно объяснять? Да, это случилось в последнее время. Я вижу, корабли ходят на рыбе, а результаты разные. Чрезвычайно гнетущая обста­ новка создана для капитанов, а кон­ кретной помощи нет. Уместно ска­ зать: дайте нам, в море, судоремонт­ ный завод, док, водолазов, фабрику орудий лова, продовольственный склад, и мы будем работать лучше, чем требуют с берега. Возникает воп- «обработки» косяка: семь поврежде­ ний орудий лова, два утеряно вовсе. При тралениях от 30 до 40 промахов. Почему? Плохо работает акустика: ко ­ сяк «слышат», когда практически ма­ невр выхода на него невозможен. К 12 часам косяк разбит полностью, уловы от 0 до 3—5 тонн. Все выловленное за ночь по-настоящему обработать не мо­ гут и тем самым не могут увеличить выпуск пищевой. Очень большие поте­ ри на судах, где нет разделочной тех­ ники и сокращен экипаж. Конечно, уменьшать штаты надо, но при этом на­ сыщать траулеры техникой. 30 марта. Шторм, Когда же он за­ кончится? Против стихии мы бессиль­ ны. Не дает покоя мысль: чего проще — подготовь корабль в порту к про­ мыслу и трудись отечеству и себе на благо. Ан нет. Просят: «Ты выйди в море, дошлем, поможем...» Вышли и... началось: «Дай объяснение, почему пло­ хо работаете.., напоминаю.., строго указываю...» 31 марта. И месяц, и квартал закон­ чены. Каковы же итоги? При существу­ ющей обстановке, с учетом перегру­ женности района, люди трудились с ве­ ликим усердием и упрекнуть их не в чем. Моряки сделали все от них зави­ сящее. Корабли, идущие в порт, рей­ совые планы перевыполнили. Но нахо­ дились на пределе физических сил, хо­ дили под дамокловым мечом. Ведь инструкции по переработке рыбы ста­ рые, не исключено «свидание» с про­ курором. Но к прокурору нужно при­ гласить и береговых «погонял». А сколь­ ко потеряли от сокращения на судах, где нет рыборазделочной техники. Со­ здали видимость повышения произво­ дительности труда. 1 апреля. «Первое апреля—никому не верь». Вначале не поверили и мы, ког­ да на совете БМРТ «Алтай» сообщил о больших уловах. Оказывается, на суд­ не поставили свой, нерекомендованный трал. Так же поступил и БМРТ «Валдай». Но пошли РДО с ЦПКТБ: «На каком ос­ новании...» и т. д. Вместо того, чтобы поинтересоваться, что за трал, — взбучка. А результаты прекрасные. Ока­ залось, это плод коллективного ума от­ дела добычи тралфлота. Испытания про­ водит флагманский специалист В. Ф. Шандро, толковый, знающий, видевший работу трала на подводном аппарате «Тетис». 2 апреля. Перешли на БМРТ «Павел Панин» «Мурманрыбпрома». При пе­ ресадке один искупался в водах Ат­ лантики. Вообще при существующих плазсредствах пересадка далеко не без­ опасна. Наконец-то хоть нормальной водой обмоемся. Именно «обмоемся», вода и здесь в дефиците. И опять сложности с продуктами. «Павел Панин» вышел недавно из ка- 445...» Вроде все ясно. Но по 445-му (БМРТ «Олентуй») это — восьмое ре­ шение, принятое судовладельцем. Де­ вятым, видимо, восьмое отменят. 9 апреля. Нужно отправить с БМРТ «Холмогоры» тралфлота медицинский жир . Транспорт его не берет, у него танки только под жир технический. Боч­ ки? Их нет. Весьма оригинально. Когда были и ТР, и танкер, — никому ниче­ го не нужно, они ушли — всем все по ­ требовалось. А где же раньше были. 10 апреля. ТР «Калининградский Ье- рег» снялся в Мурманск. Его резуль­ тат — 140 процентов. Но что — быст­ ро он загрузился, сэкономил^ промыс­ ловое время? Нет. Почему? Да все по­ тому же : 6 судов ходило к нему не выгрузку, дополнительные потери. 26 судо-суток при среднем вылове 55 тонн. Итого потеряно 1430 тонн рыбы. Можно ли было избежать этого? Да. Двое с половиной — тР °е суток ТР мог бы штормовать в районе промыс­ ла, все равно эти сутки затрачены на переходы. Вот берите высокие процен­ ты транспорта, кладите их на стол и ешьте. Вдобавок 260 тонн дизтоплива зря сожгли. Это еще раз доказывает беспомощность штаба, как органа опе­ ративного руководства флотом в море. Спрашивается, что же изменилось у нас в рыбной промышленности за по­ следнее время? Ничего. Нужно упоря­ дочить планирование работы. Нужна реорганизация. 11 апреля. Подошли ТР «Александр Иванов» и «Космонавт Гагарин». Смех... БМРТ «Эльбрус» получает от первого дизтопливо, от второго — воду. Вот еще комплексные потери. 14 апреля. «Беловежская пу-ща!» На­ чал с песни. А хоть бы и с песни. Чем плохо? Жизнь советского человека дол­ жна быть песней, и не меньше! И труд, словно песня. Да, пока это мечта сре­ ди существующей бюрократии. Тяжело. Но надо стремиться к лучшему и его достигать. Флот, используя штормовую погоду, передислоцируется по районам про ­ мысла. 15 апреля. Ленин говорил: «...Челове­ ческие проекты, не считающиеся с ве­ ликими законами природы, принося* только несчастье». Этому несчастью мь свидетели, й с болью убеждаемся » правоте гения. Поднимается вопрос о создании жи ­ ро-мучного флота. Но ведь мы еще н€ можем собрать все. что сейчас добы­ ваем. Одного жира сколько выбрасы ваем — ужас. Брать весь, отгружал некуда. А гракса? Тоже за борт. А эт< — 20—25 процентов дополнительно» рыбмуки. И создание нового флота? Нам недостает желания и ум< д ^ ярее (Продолжение следует.) в рыбныймурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz