Рыбный Мурман. 1987 г. Август.
• Решения XXV II съезда КПСС ~ 6жизнь! • Сказано — сделано Наш комментарий Сегодня Одной из лучших в рыбном порту по праву считается укруп ненная комплексная бригада № 19 второго грузового * района, возглавляемая Виктором Михайловичем Черкозьяновым. До срочно — к 23 июля — докеры выполнили соцобязательства: завершить план двух лет пятилетки к 70-летию Великого Октяб ря. 9130 тонн грузов обработаны сверх задания. План семи ме сяцев выполнен на 133,8 процента . Заметный вклад в достижения бригады внесли докеры Хамид Хабибович Ганиев и Рубен Ервандович Казарян (на снимке). К ОЛЛЕКТИВ ПТО.«Севтехрыбпром» обратился в Ми нистерство рыбного хозяйства СССР с предложением о создании научно-производственного объединения «Севтех- рыбпром». Наш корреспондент попросил заместителя ди ректора Е. К. К ОЛ П АК ОВА прокомментировать этот факт. N Шаг в завтра —' Евгений Константинович , кан отреагировал М инрыбхоз СССР на ваш у инициативу? — Положительно. Нас под держали и в «Севрыбе». и в Москве. Теперь ждем решения. Надеемся, что в ближайшее время НПО начнет функциони ровать. — Многие рыбаки недоволь ны вашей деятельностью, мол, на технологов и конс тр у кторо в падает звездопад почестей и наград, а машин современных ш море в нуж ном количе гтве к а к не было, т а к и не г. Насту пя т ли перемены? — За 10 -чет существования ПТО коллективом сделано очень много. Но не вина на ша, а беда состоит в том, что сейчас мы можем лишь раз рабатывать технологию и сред ства механизации, но практи чески не имеем возможности опробовать созданное в про мышленных условиях, тем бо лее серийно изготавливать комплексные линии. НПО долж но взять на себя весь никл: создание — изготовление — внедрение. — Каними вы видите на правления деятельности НПО? —- Во-первых, разработка технологии обработки тради ционных и новых объектов промысла, объектов марикуль- туры. Во-вторых, создание, ти ражирование и внедрение сов местно с промышленностью комплексно * механизирован ных линий, их ремонт и сер висное обслуживание. В-треть их, создание приборов, средств автоматизации и тренажерной техники на основе промышлен ной электроники и микропро цессорной техники. В-четвер тых, разработ!са проектов стро ительства и реконструкции бе реговых предприятий для вы пуска опробироваиной в опыт ном производстве продукции. — Какие предприятия мо гут войти в фирму? — В нее намечается вклю чить опытно - промышленный завод белковых продуктов (сей час он в ведении рыбокомби ната), опытно - машинострои тельный завод, который нач нет строиться в будущем году силами треста «Мурманскпром- строн*. Предприятие будет иметь объем выпуска техниче ского оборудования и запас ных частей на 5 миллионов рублей, а в перспективе 15 миллионов рублей. Кроме того, мы считаем необходимым при соединить к НПО и Кандалак шский опытный машинострои тельный завод. — Таким образом, произой дет умножение сил на уки и производства. — Несомненно. Важно, что расширится область исследо ваний по созданию искусствен ных продуктов питания. Поя вится возможность проверить технологию прямо в производ ственном процессе, дорабаты вать узкие места, оперативно вносить изменения в техноло гию. своевременно реагировать на запросы потребителей. — Известно, что от идеи до ее реализации, то есть вопло щения в металле, проходит * нашей отрасли не менее семи лет, сократятся ли эти сроки? — Должен отметить, что у нас в настоящее время идея до макета в металле проходит примерно за два года, а с соз данием НПО сократится зна чительно. да и срок окупае мости снизится в полтора раза. — Можно ли сказать , что с помощью научно - производ ственного объединения на фло тах и береговых предприяти ях , в частности, будет полно стью ликвидирован ручной труд? — Для этого и рождается фирма. Рассчитываем, что еже годно уровень механизации бу дет растп на 7 процентов. Со циально-экономическое разви тие рыбной отрасли будет обе спечено за счет технического перевооружения, путем широ кого использования средств ме ханизации, автоматизации, но вейших технологий. Интервью провел А. ВИЛОВ. новое мышление ВМЕСТО ПРИКАЗА техническое перевооружение, реконструкцию и так далее будут выше доходов. Минусо вый баланс. Можно было при вычно двинуть вперед гвар дию объективных причин и ждать указаний сверху, из род ного ведомства. Время не то. Время нового экономического мышления. Рубль, а не при каз подстегивает инициативу. И на верфи стали учиться считать. Стали искать но вые .приводы экономической перестройки. И во многом преуспели, хотя о полной го товности к переходу на само финансирование говорить еще рано. В разработанной программе значатся совершенствование структуры управления произ водством, более глубокая спе циализация и создание комп лексных производств. Так, уже действуют доковое и машино строительное производства, на повестке дня — заготовитель ное. Идет организация специ ализированных участков. Тщательная инвентаризация основных фондов позволила реализовать на сторону ненуж ных запасов на 200 тысяч руб лей. Двух-трехсменный режим работы, подсчитали, даст еще 5—6 миллионов рублей. И 3— 4 миллиона рублей можно «выкроить» за счет снижения затрат на поддержание обо рудования в исправном со стоянии, техническое перево оружение. Проведение мероприятий научно - технического прогрес са началось с создания анало гичного отдела, в штате кото рого 36 человек. Возглавил его опытный специалист В. Д. Кривощекин. Теперь вся «власть» по наиважнейшему направлению сконцентрирова лась в одном подразделении. Перспективные направления работы •— холодная сварка чу гуна, которая сулит немалые выгоды, порошковое напыле ние, развальцовка труб с по мощью электрогидровзрыва и т. д. Верфь работает на дого ворной и творческой основе более чем • с двадцатью на учно - исследовательскими и проектно - конструкторскими организациями. Важная задача НТП — ре сурсосбережение. Сегодня повторно используется лишь 4 процента материалов. Цель — за два—три года довести эту цифру * до 18 — 20 про центов. (Это — уровень ГДР.) Уже в будущем году наме чается рост товарной продук ции на 8—10 миллионов руб лей. При достигнутых пока темпах, как отмечалось, 10 млн. рублей за три года. Здесь почва для роста, что называется, благодатная: де фицит судоремонта. Увеличение объемов будет идти при снижении численно сти повременщиков, ИТР, слу жащих на 400 человек и при переходе на более высокие тарифы и оклады. . Эту сложную и небескон фликтную работу разделили на три этапа. С 1 июля 1987 го да перевести всех рабочих- ловременщиков и экипажи слу- жебно - вспомогательного фло та. С 1 октября — всех рабо чих - сдельщиков. С 1 апреля 1988 года — ИТР и служащих. 2590 повременщиков уже получают новые оклады. 238 штатных единиц сокращены. Столь тонкое дело проводи лось при широком участии коллектива. К примеру, пред полагалось сократить 220 еди ниц, но встречные предложе ния позволили увеличить эту цифру. Логика проста: кол лективы вправе распоряжать ся фондом заработной платы, который остается в низовых подразделениях. Нареканий и недовольства не было: кто сам изъявил же лание уволиться, кто добро вольно ушел на другие пред приятия, кто на заслуженный отдых. Семидесяти нашлось дело на судоверфи. Тех, кто работает сдельно, принято решение не сокра щать. Где найти средства? Их дадут более интенсивный труд, рациональные, обоснованные нормы. Кстати, об объеме подготовительной работы го ворит хотя бы такой факт — пересмотрены все 180 тысяч норм. При этом ни один эко номист,- ни один нормиров щик не был привлечен со стороны. Будут сокращены 170— 180 инженерно - технических • ра ботников и служащих. С 1 о к тября начнется внеочеред ная переаттестация. Таким образом, в подгото вительный период идет накоп ление средств, затем эта эко номия направляется на повы шение тарифов. Трудный переходный период на судоверфи. Пока еще идет поклонение плану. План — лю бой ценой! Зачастую ценой ущемления интересов соци альной сферы. Но план вско ре должен будет потесниться и уступить место новой, на правленной на конечный ре зультат, категории — приро сту хозрасчетного дохода. Именно он будет определять экономическое благополучие предприятия. Категория новая, а мышле ние в одночасье не перестро ить. Идет сложный процесс ломки старых представлений. А нового багажа пока мало... В предыдущем номере еже недельника бригадиры судо верфи называли болевые точки производства. Напом ним: «бригадиры превратились в снабженцев, доставал», «брак в ремонте судов порож дает штурмовщина», «поража ет обилие бумаг в ремонтном деле»... Назывались и другие слагаемые недостаточно ста бильной работы. На них не закрывают глаза. Причем при влекает то, что взят прицел на искоренение не каждого отдельного недостатка, а на ликвидацию причин, их поро ждающих. На семинаре была названа главная — поденщи на. Превратить поденщика в хозяина — это уже новый подход. В. МИЛЮТИН. на ВДНХ СССР Подводный «луноход» — Фрэд, возьми левее, — подает очередную команду с пульта инженер Л. Барсуков. И похожий на луноход робот, опущенный с борта судна на глубоководный шельф, начи нает медленно поворачивать свой корпус, обходя очеред ное донное препятствие. «Крестные отцы» робота *■— молодые ученые и конструк торы МВТУ имени Н. Э. Бау мана — продолжали жесткие испытания своего начиненного электроникой детища. Его так и назвали: «ФРЭД». Но это не английское имя, а аббревиату ра: «Функциональный робот, экспериментальный, донный». Предназначен он для прове дения различных исследова тельских и технических опера ций на дне моря, озера, океа на. Перед его создателями стояла трудная задача: научить робота действовать и ориен тироваться под толщей воды не хуже аквалангиста или во долаза. ...Внешний облик и способ его передвижения — как две капли воды «луноходные». Все его действия автоматизирова ны. Многочисленные механиз мы заменили ему мышцы, гидрофоны — уши, телекаме ры со светильниками — гла за. Информация, добытая при борами, поступает на пульт уп равления, который устанавли вается на берегу или на бор ту исследовательского судна. «ФРЭД» оснащен современ ными аппаратами для подвод ных кино- и фотосъемок, а также телевизионными каме рами. Благодаря им появилась возможность дистанционного наблюдения, за подводными объектами. По желанию с пульта можно делать панорам* ные и стереоскопические съемки значительных участков морского дна. Кино- и фотоаппаратура в морском деле мало отличают ся от применяемой в назем ных условиях. Камера лишь помещена в водонепроницае мый герметический корпус. Разработчики позаботились и о создании оптической систе мы, которая нейтрализует ис кажения, неизбежные при съемках в воде. Подводный робот не только исследует дно, но и берет образцы гео логических пород. Его можно также с успехом использо вать и на морских нефтепро мыслах, снабдив различными инструментами для осмотра и ремонта подводных конструк ций, трубопроводов. По сравнению со своими со братьями «ФРЭД» легок: ве сит чуть более 700 килограм мов, маневренен. Передвига ется на колесах, в каждом из которых свой мотор с редук тором. При необходимости ро бот может «осесть» на грунт. — Прошлым летом робото технический комплекс «ФРЭД» испытывался на шельфе Бал тийского меря, — рассказыва ет один из его конструкторов Л. Барсуков. — Испытания про шли успешно. Была отработа на связь по кабель-тросу с базой, расположенной на рас-> стоянии в один километр, про верено действие гидравличе ских приборов. Обслуживали аппарат два оператора. Сотрудники МВТУ им. Н. Э. Баумана продолжают совер шенствовать модель, демонст рирующуюся сейчас на ВДНХ СССР. С. БРАТУХИН, внешт. корр. рыбный мурман 5 21 августа 1987 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz