Рыбный Мурман. 1987 г. Август.
9 Командировка i каменный кк / Нынешним летом мне посчастливилось со вершить увлекательный поход по Терскому берегу. Поход не только в пространстве, но и во времени. Иной раз, склонившись над россыпями колотого кварца у очага перво- бытных охотников, или осторожно пересту пая через камни лабиринта, или шагая по плоским плитам песчаника среди дрезних за хоронений, или просто отсчитывая километры по отливу, подставив лицо солнечному вет ру, — иной раз мне казалось, что за новым поворотом откроется не очередная морская губа с покосившейся тоневой избушкой, а распахнется тысячелетней давности луко морье, где на приливной волне покачивают ся байдары загадочного морского народа Беломорья... Совершить этот поход во вре мени и пространстве помог уже известный читателям «Рыбного Мурмана» московский писатель А. Л. Никитин. Два десятка лет назад Андрей Леонидо вич возглавил свою первую археологическую экспедицию на Терском берегу, а нынче ис кал новые подтверждения, казалось бы, фан тастической гипотезе, которая связывает вое дино петроглифы Онежского озера и на скальные изображения в низовьях реки Выг, лабиринты Беломорья и греческие мифы. Конечно, мой пересказ будет слишком вольным по сравнению с серьезными рабо тами А. Л. Никитина по археологии, истории, палеогеографии, исторической экологии Вос точной Европы... Что ж, при желании читатель сам отыщет эти публикации. Я же поделюсь лишь впечатлениями от похода, от бесед со своим попутчиком и старшим товарищем. / . У м б с к и й « В а в и л о н » О каменных лабиринтах Бе ломорья, этих удивительных сооружениях, назначение ко торых до сих пор не разгада но наукой, написано так много, что мне стыдно повторять ся. Как и стыдно признаться в том, что в свое время за целый год жизни в Умбе я ни разу не побывал у близлежа щего лабиринта, хотя порой и выезжал подергать трески в Островскую губу, огибая вы ступающий в море крутЬй ка менный мыс. Но на этот раз дора Умбского рыбозавода уверенно взяла курс в не большой залив, где и при шлось бросить якорь, доби раясь до берега на лодке. По рассказам старожилов, байкам очевидцев я ожидал увидеть менее впечатляющую картину. Конечно, это было не внушительное сооружение из каменных глыб, а просто вы ложенные из крупной ' гальки круги. И все же явно «прочи тывалась» характерная двой ная спираль и довольно-таки приличных размеров. Кое-где она была скрыта моховой по душкой, пряталась в пористой корке лишайника, покрывшей за тысячелетия камни и откры тую площадку морской скалы. Удивительным контрастом могла служить нижняя часть одного из поднятых нами камней — чистая, сохранившая бледно - розовый рисунок гальки. Вот, пожалуй, и все, что может увидеть на этом мысу дилетант. Разве что вспомнить еще легенды и пре дания различных народов, на чьей территории встреча ются подобные лабиринты. Так, в Англии и Ирландии считали, что на них при лун ном свете танцуют эльфы и феи, которые завлекают к се бе, под землю, неосторожно го свидетеля их плясок обе щанием вечной молодости, бессмертия и сказочных бо гатств. В горной Норвегии, где лабиринты лежат в глуби не фиордов, люди полагали, что их создатели — зловред ные йотуны, этакие ле дяные великаны. А на род Швеции считал, что ка менные спирали отмечают входы в подземные дворцы карликов - двергов, владею щих всеми секретами кузнеч ного ремесла, а потому ору жие, которое они выковывали героям саг, делало их вла дельцев непобедимыми... Совсем иную картину ис следователь встречает в Ка релии и на Беломорье. Ниче го таинственного и волшебно го, по мнению поморов, в ла биринтах нет. Ну а к каким т е л все-таки выводам пришли ар хеологи? — Дело в том, что лабирин ты известны во всей Север ной Европе. На берегах Бело го моря их насчитывается бо лее трети из известных. Ос тальные, от семи до восьми десятков, разбросаны на огромном пространстве: в юго-западной Англии не ме нее трех, в Швеции — 12 ла биринтов, в Норвегии — 4, в Финляндии — около 50, на се- стояния, ничем не связанные территории не позволяли при нять тот единственно возмож ный вывод, что каменные спирали выложены руками од ного народа. А ведь лабирин ты, как правило, повторяют ми. Логика в таком предпо ложении есть, но только семга в подобную ловушку вряд ли зайдет. Да и зачем нужны столь громоздкие со оружения? Давайте поднимем ся на мыс, осмотрим проти воположную лагуну. Предложение Никитина бы ло принято, и через несколь ко минут мы стояли у края обрыва, откуда открывался вид на низкий и ровный бе рег с сосновым бором и уз кой полосой пляжа. Отлив уже достиг своего максимума, обнажив широкую полосу пес чаного дна, посредине кото рой параллельно берегу шел своеобразный желоб, «труба», как называют его рыбаки, ос тавшийся заполненным водой. Именно он и был причиной богатых уловов на этом тоне вом участке. Ведь идущая мо рем рыба не просто прижи малась здесь к берегу, сколь зила над песчаной отмелью. Ее путь проходил по этой са мой «трубе», которую пере гораживали неводами. Столь идеальное для ловли семги место действительно, как мы убедились позже, было един ственным на всем протяже нии Терского берега. Не, по- миф, не мог быть именно та ким? Для жертвоприношений требуется жертвенник, ал тарь. стоящий в храме, но ни как не здание — лабиринт. И алтарь этот находился не во дворце, а в подземелье, как о том повествует древний миф. Он вполне мог оказаться при митивной двойной каменной спиралью, которая у самых различных народов земного шара символизировала Солн це. И художник, вырезавший штемпель для древнегрече ской монеты, знал гораздо больше, чем сообщал слуша телям распространенный миф о Тезее и Минотавре... (Итак, лабиринты — это ал тари Солнца, единственного действительного божества се верных народов, которое да рило жизнь всему сущему на Земле? Но кто же все-таки был их строителем?) — Единство лабиринтов за ставляет предполагать, что это памятники одного и того же народа. Поскольку наи большее количество лабирин тов находится на Соловецких островах, то, вероятно, имен но оттуда шло расселение, а если не расселение, то шли плавания строителей лабирин- л а б и р и н т о в J,*, ------- - VCi верных берегах Балтийского моря, в Ботническом заливе и на островах Северной Атлан тики... (Я слушаю Андрея Леонидо вича, а сам мысленно пыта юсь создать его словесный портрет. На мгновение вспы хивающие при удачно сфор мулированной фразе глаза —- и усталая интонация голоса, когда в тысячный раз прихо дится повторять одно и то же. Высвеченное временем уста лое, но спокойное лицо с мальчишескими упрямыми чер тами, которое бывает, навер ное, только у тех, кто сумел пронести юношеский задор в свой шестой десяток лет, кто как-то сразу, без подготовки, вдруг превратился из гадкого утенка в лебедя...) — Так вот,, археолог, при выкший к тому, что опреде ленный вид памятника связан со столь же определенным народом, который ' его оста вил, при взгляде на лабирин ты невольно останавливается в недоумении. Огромные рас- друг друга своими размера ми и конструкциями! (и тут в глазах Никитина вновь пробежал огонек гото вящегося к драке десятилет него пацана.) — Что же это был за на род, столь многочисленный, освоивший огромные морские пространства, в которых дол жен ориентироваться по зве здам? Куда он исчез? Где ис кать его корни? Наконец, ког да именно происходило стро ительство лабиринтов? И для чего их создавали? Собственно говоря, все, что высказывали по этому поводу ученые, можно свести к двум точкам зрения, попеременно преобладающим в науке, — так сказать, «реалистической», или бытовой, и «магической», сакральной. Первая предпола гает, что лабиринты являются моделью рыболовных лову шек, которые сооружались на морском дне, обнажаемом от ливом. Спирали, выложенные из камней, служили основани ем для шестов, переплетенных еловыми или ивовыми прутья- тому ли его отметили когда- то знаком лабиринта? — Однако это не так, — продолжил рассказ Никитин. — Почему тогда на Соловец ких островах в одном месте расположено сразу несколько одинаковых гигантских ла биринтов? Дело в том, что каменные спирали сле дует рассматривать в ком плексе не с материальной культурой обитателей древне го Беломорья, не в одном ря ду с каменными скребками и и очагами, остатками жилищ, охотничьими и рыболовными ловушками, а в комплексе культуры духовной. Все дальнейшие исследова ния убедили меня, что лаби ринты служили входами в подземное царство мертвых, о чем, кстати сказать, недву смысленно напоминают свя занные с ними легенды. Феи, эльфы, дверги, йотуны — все они были выходцами «с того света», куда завлекали неосто рожных путников или любо пытствующих искателей при ключений. (На мой взгляд, сила дока зательств Никитина в том, что он пытается смотреть на все Беломорье в целом, старается решить ее загадки во взаимо связи всей истории человека на протяжении чуть ли не де сятков тысячелетий.) — Классический тип лаби ринта мы находим на древне греческой монете с острова Крит, где легендарный лаби ринт царя Миноса, который на самом деле состоял из пе реплетений многочисленных залов, переходов, дверей и лестниц, представлен точно таким, как этот, под Умбой. А почему, собственно, крит ский лабиринт, о котором рассказывает древнегреческий * тов. Плавания, которые рас пространяли границы извест ной им Ойкумены все даль ше, и в конце концов мир для древних мореходов рас ширился настолько, что они уже не вернулись назад. По чему? Мне думается, что главной причиной явилось резкое похолодание, резкое изменение климата, которое мы наблюдаем во второй по ловине второго — начале пер вого тысячелетия до нашей эры. Белое море стало за мерзать. Морскому народу пришлось держаться севера Кольского полуострова, омы ваемого теплым Гольфстри мом. А когда Беломорье ста ло полностью покрываться льдом, они ушли еще даль ше. Возможно, стали шотланд цами, смешались с населени ем северных датских остро вов... Тут остается только га дать. Каким-то отражением этих скитаний, вероятно, остались воспоминания об «островах блаженных» на далеком севе ре, которые дошли до нас в эпосе кельтов Уэльса. Эти «острова блаженных», где оби тают души умерших, очень похожи на наши Соловецкие острова... — Андрей Леонидович, ну а откуда пришел, где сформи ровался этот морской народ Беломорья? Есть ли еще сле ды его обитания? — Да. Это прежде всего два древних поселения на мысе Востра под Чапомой, а также древнейшие могильни ки, которые удалось недавно обнаружить у мыса Корабль, напротив тони Великие Юри- ки... Но это уже новый рас сказ, очередные пункты на шего маршрута. Прежде чем поставить точку в конце первой главки о похо де по Терскому берегу, не могу не высказать чувства тревоги за судьбу Умбского лабиринта. К сожалению, то, что создава лось тысячелетия, назад, сегодня можно разрушить за каких- нибудь полчаса. Й в любой момент. Сейчас на мысу построена какая-то избушка, встретили нас подвыпившие люди, которые уже начали вырубать лес. Кстати, повалена и самая большая из обступивших лабиринт сосен... Очень хочется верить, что тот интерес, который проявил к уникальному памятнику не только Терского берега, но и миро вой культуры первый секретарь Терского райкома партии Вик тор Иванович Лисеенко, побывавший с нами на этом мысу, ста нет залогом сохранности Умбского лабиринта. __ В. ГЕОРГИ. рыбныймурман 9 14 августа 1987 года Л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz