Рыбный Мурман. 1987 г. Август.
п Специальный выпуск «Рыбного Мурмана» П Н Р П Л Л Е Л И в помощь идеологическому активу и морякам загранплавания № I I Письмо в порт Наш комиссар Вот уже второй рейс я де лаю с первым помощником капитана Ю. Н. Петровым на ПР «Советск». Этот человек ничем на первый взгляд не отличается от других. Скром ной внешности, живой, от зывчивый. На самом деле у Юрия Николаевича много до стоинств. Отлично справля ется со своими обязанностя ми первого помощника, вы ступает с критикой на партий ных собраниях, строг, уме лый организатор. Но, пожалуй, самое глав ное его достоинство в том, что он всегда с народом. Не подумайте, пожалуйста, что наш Юрий Николаевич добренький. Он может и от ругать по-отцовски. В рейсе возникало немало различных трудностей. И мы шли к не му, чтобы вместе разобрать ся в обстановке, решить, как быть и что предпринять. В рейсе у Юрия Николаеви ча произошло знаменатель ное событие. Двадцать 'лягь лет как он состоит в рядах КПСС. Убежден, что весь этот нелегкий путь им был пройден честно. А. КАРДАПОЛОв, матрос - рыбообработчик ПР «Советск». Быть достойными героев Имя на борту Все дальше и дальше ухо дят от нас суровые годы Ве ликой Отечественной войны. Молодежь узнает о великих сражениях по книгам, кино, рассказам старших. Не забы ты имена погибших героеа. В Мурманском траловом фло те 30 судов носят на борту имена героев Великой Оте чественной войны, крупных военачальников, знатных ры баков — героев труда, капи танов тралового флота. На 17 БАТах созданы му зеи имени корабля. На 7 ППР и БМРТ оформлены му БОЛ ГАРИЯ : СЕЛО ИЛИ ГОРОД? Сколько бы ни ездил по стране, в какие бы уголки ни забирался, нигде не увидишь деревни в наше;и понимании. Любой населенный пункт — городок: в тени деревьев — асфальтированные улицы, кирпичные или блочные до мики с верандами, чаще двухэтажные, цветочные скверики, приусадебные ви ноградники. — Все это непросто да валось, — рассказывали бол гарские друзья. — Сначала мы уходили от хаотичных застроек, характерных для старой Болгарии. Потом ста ло действовать правило, при нятое на уровне правитель ства: строить на селе только по государственным проек там. Любая сельская улица в Болгарии начинается с про кладки теплотрассы, водо провода и канализации, под ходят они к каждому участ ку, где в будущем встанут дома кооператоров. К мо менту возведения дома все коммуникации обычно гото вы, остается только подклю читься к ним. Протянута также электролиния, есть и радиопроводка. Дома строят на селе, как правило, сами жители. Не сколько лет заготовляют или покупают кирпич. другие необходимые стройматериа лы. потом приглашают сосе дей и с их помощью быстро складывают стены. Осталь ное дело рук самого хозяи на. Такой дом простоит сот ню лет, хватит его на детей и внуков. Может, потому на ша деревня не привязывает накрепко жителей, кроме всего прочего, что у ее до мов недолог деревенский век? РУМЫ НИЯ : БЕЗ УТРЕННЕГО СТОЛПОТВОРЕНИЯ Очень скоро в Бухаресте замечаешь, что уже в поло вине шестого утра на улицах много людей. К шести дви жение ослабевает, а в поло зейные уголки. На 6 СТМ ве дутся работы по оформле нию музейных уголков геро ев Карельского фронта, име нами которых они названы. На судах, носящих названия городов, селений, есть стен ды, отражающие связи жите лей с экипажем. На всех ко раблях заведены книги исто рии судна. По итогам смотра-конкурса • прошлом году лучшими признаны музейные уголки БАТ «Генерал Радзиевский», «Маршал Еременко», «Гене рал Чистяков» и др. Есть, к сожалению, и недо статки в этой работе. В част ности, на БАТ «Александр Торцев» (о чем 'писал еже недельник «Рыбный Мурман»). Отдел по работе с моряками загранплавания помог экипа жу устранить недостатки. Недавно из Ленинграда при шло письмо от дочери Вла димира Ивановича Щербако ва. Она пишет, что хотела бы встретиться с экипажем судна, что только одНи позд равительные телеграммы от команды в ее адрес и фото графия БАТа не дают ей представления о той работе, которая проводится на ко рабле. Есть проблемы в создании музейных уголков на тех су дах, названия которых ни как не связаны с историей флота, страны, например, «Гейзер», «Планета», «Вспо лох», «Навигатор» и т. д. И среди кораблей типа «Омуль» тоже есть подобные названия: «Новатор», «Стрелок» и т. п. С удовлетворением мы узна ли, что первое судно типа «Моонзунд» будет названо именем Героя Советского К друзьям за опытом М . С. Горбачев отмечал, что братские страны социализма в ходе своего общест венного, экономического и социального развития накопили немалый опыт, к кото рому и нам следовало бы обращаться. Вот лишь несколько живых картинок к сказан ному, увиденных в последнее время в Бол гарии, Венгрии, ГДР, Румынии, Монголии. вине седьмого возобновляет ся. Картина повторяется в восьмом и в девятом часу, и даже в десятом. В это утреннее время об щественный транспорт не пе реполняется. Оказывается, действует подвижная систе ма рабочего дня. Предприя тия с трехсменным режимом начинают трудовой день в шесть утра, с двухсменным — в семь, односменные — в восемь, учебные заведения и учреждения — в девять, а некоторые — и в десять. На четыре-пять часов растяну ты. как говорят транспортни ки, пассажиропотоки. И за канчивается рабочий день, естественно, в разное время. Выгодно это всем горожа нам. Меньше -задержек, про бок. аварий транспорта. Без перенапряжений силовых си стем используется электро энергия. Не переполняются покупателями в определен ные часы магазины. И. ко нечно. меньше толкотни и нервотрепки, к которым мы притерпелись, целей пугови цы. которые нам приходится так часто пришивать. ВЕНГРИЯ : Ц ЕН А — НЕ ВЫШ Е ГОСУД АРСТВЕННОЙ В Венгрии получила ши рокое распространение част ная торговля, в основ'ном мелкорозничная. промыш ленными и продовольствен ными товарами. Человек покупает патент, получает разрешение занять то или иное помещение, по рой крошечную каморку во дворе дома, нишу в подъез де. закоулок у лестницы. Оборудует свою торговую точку с выдумкой, на кото рую способен, со световой и текстовой рекламой. Руково дит им при этом не только стремление завлечь покупа теля, но и обязанность, ого воренная в патенте: магазин может быть закрыт финан совыми органами, если не отвечает эстетическим нор мам. Товары владелец лавки приобретает у государства или непосредственно на предприятиях по оптовой це не. в том числе и иностран ных фирм. Государству это выгодно: меньше нужно складских помещений, транс порта, товароведов, работни ков складов и баз. Частный предприниматель может про давать и собственные изде лия. но при " условии, если они отвечают государствен ным стандартам. И еще непременное прави ло: цена товара пи в коем случае не может превышать государственную на анало гичный ширпотреб. Отступ ление влечет немедленное изъятие патента, закрытие магазина, запрещение зани маться частным предприни мательством и крупный штраф. А как же с прибылью? Владелец лавчонки не оста ется в накладе, хотя и пла тит солидный налог, до 60 процентов дохода. Прибыль его складывается из разни цы между оптовой и рознич ной ценой. Увеличивает ее быстрый оборот товара. А ему. в свою очередь, помо гает безупречное обслужива ние. Владелец частного ма газина с удовольствием, а не враждебно по отношению к покупателю, как бывает у нас, будет выкладывать то вар перед вами до тех пор, пока не подберете нужную вещь. Он ни па минуту не отвлечется на посторонние дела в присутствии покупа теля. Он встретит вас еще на пороге. Он проводит вас с улыбкой, независимо от то го, купили вы что-нибудь или нет. Заговорит с вами на ва шем родном языке, будь вы поляк или русский, немец или чех. Это тоже его до машняя экономика. Об этом венгерском опыте с любопытством вспоми наешь. соприкасаясь с цена ми в нашей кооперативной торговле и кооперативной сфере услуг. А ведь цель насыщения рынка товарами у венгров и у нас одна: сделать их до ступными для человека. ГДР: ХОЗЯИН УЛИЦЫ - ПЕШ ЕХОД Оказавшись на середине улице и завидев двинувшую ся в твою сторону массу ав томобилей. по накрепко вби той в тебя защитной реак ции-привычке. сломя голову рвешься к противоположно му тротуару, на ходу поко сившись. замечаешь, что и громадные лимузины, и кро шечные пикапы уважитель но пропускают тебя, сбавляя ход. Поток машин остановится перед тобой, если зазеваешь ся и двинешь на красный свет. То. что тебя будет под жидать в этом случае на другой стороне улицы слу жащий народной полиции, не в счет, мы говорим об автомобилях. Четырехколес ный узурпатор городских улиц замедлит бег и остано вится. стоит тебе занести но гу с тротуара на проезжую часть. Независимо от того, какого цвета глазом смотрит в этот момент вдоль улицы светофор. Союза воина-интернациона« листа, погибшего • Афгани*» стане, Александра Миронен» ко. Сейчас идет переписка 4 родственниками и боевым* друзьями этого парня. !Мы обратились в Минрыб* хоз с просьбой очередным судам типа «Моонзунд» при своить имена 'первого рус ского тралмейстера Федоре Егоровича Шамалуева и Героя Социалистического Труда ле* гендарной женщины-капитача Валентины Яковлевны Орли* ковой. Сейчас готовится плакат «Имя на борту», где будут помещены фотографии геро ев и судов, чьими именами они названы. П. НИКИТИН, инспектор отдела по ра боте с моряками загран* плавания тралового флота* Таковы правила в ГДР. В городах там хозяин улицы — пешеход, а не автомобиль, как у пас. Насколько же тяжело и даже опасно жителям этой страны переходить улицы в наших городах, где для во дителей и светофоры часто не указ, не говоря уж о пе шеходах. МОНГОЛИЯ : СЕМ ЕЙНЫ Й ПОДРЯД Монгольские араты тру дятся в госхозах и коопера тивах. Одним из главных на правлений ведения животно водства, которое весьма раз вито, стал семейный подряд еще тогда, когда мы о нем не помышляли. Семья арата получает от кооператива или госхоза сот ни полторы коров, столько же примерно лошадей, а так же верблюдов, овец. Выписы вается маршрутный лист — путь летнего выпаса скота. С весны до поздней осени скотовод живет в степи, его походный бивуак составляет одну, две или три юрты. Начинает он обычно ми нимальными штатами, вдво ем с женой. Потом дочь^за- канчивает школу — прибав ка рабочих рук. В высших учебных заведениях начнут ся каникулы — сын-студент найдет дорогу в отцовскую юрту. Даже на побывку сол дат приезжает, и тот часто отпуск проводит в степи. Все лето семья получает гарантированную оплату. Ав тотранспортом, иногда вер толетами. получает продо вольствие, почту. Полный расчет в конце сезона: за привесы, за сохранность ско та и прочее. Не прямым, конечно, об разом. а применительно к нашим условиям и традици ям. опыт монголов молсет прижиться и у нас. Почему бы не начать с оленеводст ва? Правда, условия куда сложнее в тундре, чем в сте пи. И все же... * * * Нет. нельзя равнодушно относиться к хорошему опы ту, накопленному друзьями. С. ДАЩИНСКИЙ. РЫБНЫЙМУРМАН 14 августа 1987 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz