Рыбный Мурман. 1987 г. Август.

п Специальный выпуск «Рыбного Мурмана» П Н Р П Л Л Е Л И в помощь идеологическому активу и морякам загранплавания № I I Письмо в порт Наш комиссар Вот уже второй рейс я де­ лаю с первым помощником капитана Ю. Н. Петровым на ПР «Советск». Этот человек ничем на первый взгляд не отличается от других. Скром­ ной внешности, живой, от­ зывчивый. На самом деле у Юрия Николаевича много до­ стоинств. Отлично справля­ ется со своими обязанностя­ ми первого помощника, вы­ ступает с критикой на партий­ ных собраниях, строг, уме­ лый организатор. Но, пожалуй, самое глав­ ное его достоинство в том, что он всегда с народом. Не подумайте, пожалуйста, что наш Юрий Николаевич добренький. Он может и от­ ругать по-отцовски. В рейсе возникало немало различных трудностей. И мы шли к не­ му, чтобы вместе разобрать­ ся в обстановке, решить, как быть и что предпринять. В рейсе у Юрия Николаеви­ ча произошло знаменатель­ ное событие. Двадцать 'лягь лет как он состоит в рядах КПСС. Убежден, что весь этот нелегкий путь им был пройден честно. А. КАРДАПОЛОв, матрос - рыбообработчик ПР «Советск». Быть достойными героев Имя на борту Все дальше и дальше ухо­ дят от нас суровые годы Ве­ ликой Отечественной войны. Молодежь узнает о великих сражениях по книгам, кино, рассказам старших. Не забы­ ты имена погибших героеа. В Мурманском траловом фло­ те 30 судов носят на борту имена героев Великой Оте­ чественной войны, крупных военачальников, знатных ры­ баков — героев труда, капи­ танов тралового флота. На 17 БАТах созданы му­ зеи имени корабля. На 7 ППР и БМРТ оформлены му­ БОЛ ГАРИЯ : СЕЛО ИЛИ ГОРОД? Сколько бы ни ездил по стране, в какие бы уголки ни забирался, нигде не увидишь деревни в наше;и понимании. Любой населенный пункт — городок: в тени деревьев — асфальтированные улицы, кирпичные или блочные до­ мики с верандами, чаще двухэтажные, цветочные скверики, приусадебные ви­ ноградники. — Все это непросто да­ валось, — рассказывали бол­ гарские друзья. — Сначала мы уходили от хаотичных застроек, характерных для старой Болгарии. Потом ста­ ло действовать правило, при­ нятое на уровне правитель­ ства: строить на селе только по государственным проек­ там. Любая сельская улица в Болгарии начинается с про­ кладки теплотрассы, водо­ провода и канализации, под­ ходят они к каждому участ­ ку, где в будущем встанут дома кооператоров. К мо­ менту возведения дома все коммуникации обычно гото­ вы, остается только подклю­ читься к ним. Протянута также электролиния, есть и радиопроводка. Дома строят на селе, как правило, сами жители. Не­ сколько лет заготовляют или покупают кирпич. другие необходимые стройматериа­ лы. потом приглашают сосе­ дей и с их помощью быстро складывают стены. Осталь­ ное дело рук самого хозяи­ на. Такой дом простоит сот­ ню лет, хватит его на детей и внуков. Может, потому на­ ша деревня не привязывает накрепко жителей, кроме всего прочего, что у ее до­ мов недолог деревенский век? РУМЫ НИЯ : БЕЗ УТРЕННЕГО СТОЛПОТВОРЕНИЯ Очень скоро в Бухаресте замечаешь, что уже в поло­ вине шестого утра на улицах много людей. К шести дви­ жение ослабевает, а в поло­ зейные уголки. На 6 СТМ ве­ дутся работы по оформле­ нию музейных уголков геро­ ев Карельского фронта, име­ нами которых они названы. На судах, носящих названия городов, селений, есть стен­ ды, отражающие связи жите­ лей с экипажем. На всех ко ­ раблях заведены книги исто­ рии судна. По итогам смотра-конкурса • прошлом году лучшими признаны музейные уголки БАТ «Генерал Радзиевский», «Маршал Еременко», «Гене­ рал Чистяков» и др. Есть, к сожалению, и недо­ статки в этой работе. В част­ ности, на БАТ «Александр Торцев» (о чем 'писал еже­ недельник «Рыбный Мурман»). Отдел по работе с моряками загранплавания помог экипа­ жу устранить недостатки. Недавно из Ленинграда при­ шло письмо от дочери Вла­ димира Ивановича Щербако­ ва. Она пишет, что хотела бы встретиться с экипажем судна, что только одНи позд­ равительные телеграммы от команды в ее адрес и фото­ графия БАТа не дают ей представления о той работе, которая проводится на ко ­ рабле. Есть проблемы в создании музейных уголков на тех су­ дах, названия которых ни­ как не связаны с историей флота, страны, например, «Гейзер», «Планета», «Вспо­ лох», «Навигатор» и т. д. И среди кораблей типа «Омуль» тоже есть подобные названия: «Новатор», «Стрелок» и т. п. С удовлетворением мы узна­ ли, что первое судно типа «Моонзунд» будет названо именем Героя Советского К друзьям за опытом М . С. Горбачев отмечал, что братские страны социализма в ходе своего общест­ венного, экономического и социального развития накопили немалый опыт, к кото­ рому и нам следовало бы обращаться. Вот лишь несколько живых картинок к сказан­ ному, увиденных в последнее время в Бол­ гарии, Венгрии, ГДР, Румынии, Монголии. вине седьмого возобновляет­ ся. Картина повторяется в восьмом и в девятом часу, и даже в десятом. В это утреннее время об­ щественный транспорт не пе­ реполняется. Оказывается, действует подвижная систе­ ма рабочего дня. Предприя­ тия с трехсменным режимом начинают трудовой день в шесть утра, с двухсменным — в семь, односменные — в восемь, учебные заведения и учреждения — в девять, а некоторые — и в десять. На четыре-пять часов растяну­ ты. как говорят транспортни­ ки, пассажиропотоки. И за­ канчивается рабочий день, естественно, в разное время. Выгодно это всем горожа­ нам. Меньше -задержек, про­ бок. аварий транспорта. Без перенапряжений силовых си­ стем используется электро­ энергия. Не переполняются покупателями в определен­ ные часы магазины. И. ко­ нечно. меньше толкотни и нервотрепки, к которым мы притерпелись, целей пугови­ цы. которые нам приходится так часто пришивать. ВЕНГРИЯ : Ц ЕН А — НЕ ВЫШ Е ГОСУД АРСТВЕННОЙ В Венгрии получила ши­ рокое распространение част­ ная торговля, в основ'ном мелкорозничная. промыш­ ленными и продовольствен­ ными товарами. Человек покупает патент, получает разрешение занять то или иное помещение, по­ рой крошечную каморку во дворе дома, нишу в подъез­ де. закоулок у лестницы. Оборудует свою торговую точку с выдумкой, на кото­ рую способен, со световой и текстовой рекламой. Руково­ дит им при этом не только стремление завлечь покупа­ теля, но и обязанность, ого­ воренная в патенте: магазин может быть закрыт финан­ совыми органами, если не отвечает эстетическим нор­ мам. Товары владелец лавки приобретает у государства или непосредственно на предприятиях по оптовой це­ не. в том числе и иностран­ ных фирм. Государству это выгодно: меньше нужно складских помещений, транс­ порта, товароведов, работни­ ков складов и баз. Частный предприниматель может про­ давать и собственные изде­ лия. но при " условии, если они отвечают государствен­ ным стандартам. И еще непременное прави­ ло: цена товара пи в коем случае не может превышать государственную на анало­ гичный ширпотреб. Отступ­ ление влечет немедленное изъятие патента, закрытие магазина, запрещение зани­ маться частным предприни­ мательством и крупный штраф. А как же с прибылью? Владелец лавчонки не оста­ ется в накладе, хотя и пла­ тит солидный налог, до 60 процентов дохода. Прибыль его складывается из разни­ цы между оптовой и рознич­ ной ценой. Увеличивает ее быстрый оборот товара. А ему. в свою очередь, помо­ гает безупречное обслужива­ ние. Владелец частного ма­ газина с удовольствием, а не враждебно по отношению к покупателю, как бывает у нас, будет выкладывать то­ вар перед вами до тех пор, пока не подберете нужную вещь. Он ни па минуту не отвлечется на посторонние дела в присутствии покупа­ теля. Он встретит вас еще на пороге. Он проводит вас с улыбкой, независимо от то­ го, купили вы что-нибудь или нет. Заговорит с вами на ва­ шем родном языке, будь вы поляк или русский, немец или чех. Это тоже его до­ машняя экономика. Об этом венгерском опыте с любопытством вспоми­ наешь. соприкасаясь с цена­ ми в нашей кооперативной торговле и кооперативной сфере услуг. А ведь цель насыщения рынка товарами у венгров и у нас одна: сделать их до­ ступными для человека. ГДР: ХОЗЯИН УЛИЦЫ - ПЕШ ЕХОД Оказавшись на середине улице и завидев двинувшую­ ся в твою сторону массу ав­ томобилей. по накрепко вби­ той в тебя защитной реак­ ции-привычке. сломя голову рвешься к противоположно­ му тротуару, на ходу поко­ сившись. замечаешь, что и громадные лимузины, и кро­ шечные пикапы уважитель­ но пропускают тебя, сбавляя ход. Поток машин остановится перед тобой, если зазеваешь­ ся и двинешь на красный свет. То. что тебя будет под­ жидать в этом случае на другой стороне улицы слу­ жащий народной полиции, не в счет, мы говорим об автомобилях. Четырехколес­ ный узурпатор городских улиц замедлит бег и остано­ вится. стоит тебе занести но­ гу с тротуара на проезжую часть. Независимо от того, какого цвета глазом смотрит в этот момент вдоль улицы светофор. Союза воина-интернациона« листа, погибшего • Афгани*» стане, Александра Миронен» ко. Сейчас идет переписка 4 родственниками и боевым* друзьями этого парня. !Мы обратились в Минрыб* хоз с просьбой очередным судам типа «Моонзунд» при­ своить имена 'первого рус­ ского тралмейстера Федоре Егоровича Шамалуева и Героя Социалистического Труда ле* гендарной женщины-капитача Валентины Яковлевны Орли* ковой. Сейчас готовится плакат «Имя на борту», где будут помещены фотографии геро­ ев и судов, чьими именами они названы. П. НИКИТИН, инспектор отдела по ра­ боте с моряками загран* плавания тралового флота* Таковы правила в ГДР. В городах там хозяин улицы — пешеход, а не автомобиль, как у пас. Насколько же тяжело и даже опасно жителям этой страны переходить улицы в наших городах, где для во­ дителей и светофоры часто не указ, не говоря уж о пе­ шеходах. МОНГОЛИЯ : СЕМ ЕЙНЫ Й ПОДРЯД Монгольские араты тру­ дятся в госхозах и коопера­ тивах. Одним из главных на­ правлений ведения животно­ водства, которое весьма раз­ вито, стал семейный подряд еще тогда, когда мы о нем не помышляли. Семья арата получает от кооператива или госхоза сот­ ни полторы коров, столько же примерно лошадей, а так­ же верблюдов, овец. Выписы­ вается маршрутный лист — путь летнего выпаса скота. С весны до поздней осени скотовод живет в степи, его походный бивуак составляет одну, две или три юрты. Начинает он обычно ми­ нимальными штатами, вдво­ ем с женой. Потом дочь^за- канчивает школу — прибав­ ка рабочих рук. В высших учебных заведениях начнут­ ся каникулы — сын-студент найдет дорогу в отцовскую юрту. Даже на побывку сол­ дат приезжает, и тот часто отпуск проводит в степи. Все лето семья получает гарантированную оплату. Ав­ тотранспортом, иногда вер­ толетами. получает продо­ вольствие, почту. Полный расчет в конце сезона: за привесы, за сохранность ско­ та и прочее. Не прямым, конечно, об­ разом. а применительно к нашим условиям и традици­ ям. опыт монголов молсет прижиться и у нас. Почему бы не начать с оленеводст­ ва? Правда, условия куда сложнее в тундре, чем в сте­ пи. И все же... * * * Нет. нельзя равнодушно относиться к хорошему опы­ ту, накопленному друзьями. С. ДАЩИНСКИЙ. РЫБНЫЙМУРМАН 14 августа 1987 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz