Рыбный Мурман. 1987 г. Август.
Дневник начальника промрайона О т к р о в е н н о го в о р я , я никогда не предполагал, что после выхода в свет статьи ее автор может приобрес ти такую популярность. В каком бы рай оне Мирового океана ни находился, будь тс Баренцево море, Северо-Вос точная Атлантика или §ерега Африки, везде и всюду рыбаки цитировали выдержки из публицистического мате риала «Штили и штормы промысла» {«РМ» № 29—31, 1986 г.). Его автор — начальник промыслового района Иван Егорович Дегтярев. Многие пишут в газету, но нередко та или иная заметка живет всего один день, и имя автора забывается. А вот Дегтярева вспоминают и продолжают на него ссылаться. И тому объяснение прастое: он писал ПРАВДУ. Правду морской жизни. Недавно Иван Егорович принес в ре дакцию еще один свой рабочий днев ник. К сожалению, размеры газеты не могут позволить напечатать его пол ностью. Мы предлагаем читателям ос новные наблюдения, мысли, предложе ния Дегтярева по улучшению работы Северного бассейна, с которыми он де лится очень откровенно. Порой резко, с чем не все могут согласиться, но за этой категоричностью душевная боль рыбака, человека, которому небезраз лично наше вчера, сегодня и завтра. А. ВИЛОВ, заведующий отделом промрыболов- ства «РМ». 4 февраля 1987 г. Выходим в море на БМРТ «Высокозск» объединения «Мурманрыбпром», капитан-директор Н. Н. Федоров. Соблюдены формаль ности, все внешне спокойно, нормаль но. Но сколько потрачено сил на от ход! Ведь капитан и его помощники, да и некоторые из комсостава машин ной команды, 36 часов без сна, от дыха, а впереди — еще 4-5 бессонных часов. Вот налицо одна из причин, ве дущих к аварийности. 9 февраля. Подошли к району про мысла путассу. Первое траление — тонна. Рыбка — серебро, но жирность всего... 7— 10 процентов. Маловато. То варный же вид — королевский. Воз никли проблемы. Рвутся тралы. Ка саешься грунта — трал цел, но и улоза нет. Когда же его прижимаешь, рыба есть, но и рвань появляется. Ну и курсы траления кто-то выбрал, как раньше на «дрифтерах» — поперек те чения. Исправляем... Еще забота: пере дислоцированные из Баренцева моря суда оказались практически без топли ва. близки к аварийному запасу. Хо чешь, в дрейф ложись, хочешь, рыбу лови... Как можно было их посылать сюда незабункерованными! 11 февраля. Идет разговор двух ка питанов — БМРТ «Внуково» объедине ния «Мурманрыбпром» и рыбомучной базы «Северодвинск» управления «Сев- рыбхолодфлот», которая идет в Мур манск. «Внуково»: — Мне нужно отправить в порт 70 тонн рыбмуки. 60 бочек жи ра. Получить от вас 20 тонн дизельно го топлива и тонн 50 мазута «Северодвинск»: — Да... Шторм, все закреплено по-походному. Ведь надо борт вооружать, кранцы спускать. За держка с приходом получится часов на 12. Мазут, дизельное выдать не могу... Выхожу я на связь с «Северодвин ском», прошу ответить конкретно: бу дет он обрабатывать «Внуково» или нет. «Северодвинск»: — У меня нет ука заний судовладельца. Говорю ему, что не приказываем, а просим, заодно выясняем его отноше ние к заботам других и к общему де лу. По-прежнему «мое» есть «мое», про блемы других «меня» не волнуют. Вот вам образчик руководителя, мысляще го старыми категориями. Нет, пока мы не проникнемся уважением к товари щу, пока не научимся болеть за общее, коренного сдвига не будет. 13 февраля. Обстановки нет. Кораб ли порвали пелагические тралы. Вы вод? Группу на промысел вывели с опозданием на 7— 10 дней; существую щим тралом рыбу с грунта не под нять. Нужны другие, мелкоячейные. Спросите, а почему сами не смогли ре шить проблему? Законный вопрос. Но на судах специалисты боятся нарушить приказ от 4 ноября 1985 года, согласно которому всякое творчество судовых специалистов запрещено. А ЦПКТБ не больно-то голову себе ломает. 15 февраля. Пересел на БМРТ «Пина- горий», капитан-директор В. М. Иванов, помполит Г. А. Мормуль. Провел бесе- 14 августа187 года ду с судоводителями, мастерами лова по особенностям вооружения тралов, дефектам, недостаткам орудий лова. Вечером встретился с экипажем, рас сказывал о развитии, проблемах, ре зервах рыбной промышленности. 17 февраля. Траулер «Мыс Буденно го», капитан-директор Е. А. Черкашин, помполит В. Г. Синицын. Котлы в нера бочем состоянии, в помещениях холод но, большинство членов команды боле ет. Снабжения, в том числе промысло вого, нет, продовольствия тоже. Пока «массовой» рыбы нет, трудно достается план БМРТ. Однако суда «Севрыбы» работают лучше запрыбов- ских примерно в 2—2,5 раза. Когда-то (не так давно) было наоборот. Да, морякам крайне необходима по мощь во всем. Должно быть правило: «Берег для промысла», а промысел в долгу не останется. Мой разговор с капитаном ТР «Там бов» В. Г. Постновым: — Вам необходимо принять больно го с «Мыса Буденного» и доставить его в порт. Постнов: — Я иду по графику. Дол жен быть в порту 21—22 февраля. Без указаний министерства менять курс не буду. — С каких это пор министерство ста ло командовать транспортами СРХФ? ница», БМРТ «Диксон» тралфлота пере строили тралы и по 30—60 тонн берут в сутки и топливо зря не жгут на пе ребежках. А БМРТ «Петрозаводск», «Внуково» «Мурманрыбпрома», «Сия ние» «Архангельскрыбпрома» мало то го, что «пустые», но и с ограниченным запасом топлива. Будете знать, как от рыбы бегать, ишь, гончие... 21 февраля. «Оленица» получила ра диограмму (РДО) от своего руководст ва — Мурманского тралфлота: «Вы грузку производить на «Алтай». А мне пришла РДО из ВРПО: «Оленицу» вы гружать в порту». Утром же на совете 20 февраля даю указание танкеру «Нефтекамск», соответствующие коорди наты, где иностранными властями раз решена бункеровка советских трауле ров. Чтобы избежать потери времени, я снял с бункеровки БМРТ «Алтай», ко торый следует вместе с траулером «Валдай» на перегрузку. Определил точку встречи «Валдая» с «Нефтекам ском». И в течение всего дня пытаюсь установить связь с танкером. Глухо... Уже на следующий день узнаю: он сов сем в других координатах ждет «Вал дая». Спрашиваю капитана танкера: «По чему оказался там, почему «Валдай» идет к вам, а не в точку, указанную мною?» Ответ: «Валдай» уверенно го ворил, что идет именно сюда». «Кто Теперь — что? Единственно, чем мы можем помочь промысловикам, это ус покоить их нервы, дав отрицательную оценку работе транспорта. Выигрыш только тогда выигрыш, когда выигры вают все. Смешная (грустная) ситуация с трау лером «Славгород». Он идет на под мену в Лас-Пальмас. С грузом?! С раз ных инстанций пришло 15(!) РДО, тре бующих его разгрузки, и на какие толь ко ТР не планировался. На счастье под вернулся «Валентин Серов» «Севрыб- холодфлота». 1 марта. С берега от руководства флотов получена в адрес капитанов РДО — менять район промысла. Сня лись «Холмогоры», «Валдай» тралфло та. А ведь они имели здесь суточный вылов по 58— 63 тонны. Опять потери... 5 марта. Вновь РДО от своего руко водства: «Почему затягивается передис локация флота?» Отвечаю, мол. группу переводить нецелесообразно. 6 марта. Еще одна, уже категорич ная: «Почему... чем занимается ш та б ^ что конкретно предпринято...» Даю об? '’ стоятельное объяснение. И все же: ко му виднее ход промысла? Нам здесь или на берегу? А разве мало того, что группа «Севрыбы» работает на 30—40 процентов выше запрыбовской? Скоро убедитесь в нашей правоте по «пере- И. Е. Дегтярев ВНОВЬ ШТИЛИ ШТОРМЫ ПРОМЫСЛА Через час у меня связь с берегом. По ставлю з известность руководство фло та и ВРПО. Постнов: — Без указаний ВРПО ва ши указания по снятию больного вы полнять не буду. Вот до чего доходились, а? Здоровье моряка дешевле двух часов. Неслыхан ное дело в морской этике! Законно встает вопрос: имеет ли моральное право такой капитан быть капитаном? Нет! Его действия нравственно разлага ют окружающих, порождают неверие в доброе, внимательное отношение к че ловеку труда. 18 февраля. Траулер «Мыс Буденно го». Снабжения нет — ушло в АЧА на ТР «Тамбов», продуктов нет — ушли в СЗА на ТР «Александр Иванов». Вода ржавая, подобно густо заваренному кофе. Команда болеет, одного отправи ли в порт. И рыбалки нет. Вот вам и человеческий фактор: пожалел «Мур манрыбпром» 23 рубля для приобре тения 100 тонн воды на мытье танков питьевой воды. Владимир Владимирович Коронкевич, помощник начальника промрайона по связи, сходил в душ, помылся (сам он — седой). Приходит в каюту, а эконо мист глаза вытаращил на него: «Влади мирович, ты что — хной что ли по красился?» «Нет», — отвечает. «А что?» «Да ты взгляни в зеркало». По смотрелся — и пошли такие восклица ния... 19 февраля. На БМРТ «Алтай» трал флота вышла из строя траловая ле бедка, полностью , разрушилась веду щая шестерня. Трал поднять не могут... Этого следовало ожидать. Ведь необхо дима повышенная скорость траления, а лебедка старая, как бы там ни было, а дорога «Алтаю» — в порт и надолго. Специалисты «Мыса Буденного» — старпом и старший мастер добычи—по бывали на запрыбовском судне, почер пнули много для себя полезного. Частично закончили * мытье танков. Куда только смотрит санэпидстанция! Через три дня обещают дать чистую воду. Хорошо... 20 февраля. Суда бьют тревогу: где рыба? А что вам было говорено? Ребя та, задержитесь, ведь группа стала ма ленькой — 8 единиц, успех будет, тем более что ожидаются западные ветры. Не послушались, порвали тралы, и, по лучив указания судовладельцев, рвану лись в другой район, думали, рыба са ма будет на борт прыгать. Ан нет... За то оставшиеся СТМ «Стрелок», «Оле- давал такие указания?» «Я полагал, он действует от вашего имени». «Почему не вызвали меня выяснить причину рез кого отклонения? Ведь произошла за держка на 7 часов, потеря непрости тельная». «Я был уверен, что вопрос согласован». Теперь, как ни выясняй, произошел «прокол». По-прежнему нет согласо ванности между судовладельцами и штабом промрайона. 22 февраля. Находимся на борту БМРТ «Высоковск» «Мурманрыбпрома». Как только нагреваются помещения, на чинают потеть переборки. Вода стала скапливаться в нашей каюте, и шесть раз ее вычерпывали. Но интересное зрелище было по утрам, когда просы пались: к умывальнику практически хо дить не следовало. Результат? Все забо лели. Переселились на БМРТ «Мыс Буден ного». Здесь условия жизни несколько легче. Но... нет воды. Носят ее ведра ми из машины на камбуз. Вообще, жизнь интересная, веселая, правда, рас плачиваться приходится здоровьем. 26 февраля. Подходим к ТР «Комис сар Полухин» за снабжением. Он — в 60 милях севернее координат, которые ему указывались. В общей сложности «Мыс Буденного», учебное судно «Про фессор Кленова» и БМРТ «Николай Закоркин», которые к нему подошли, потеряли 30 часов, а в улове — 50—60 тонн. Когда прекратится эта «самостий ность», направленная на развал? А с берега идут РДО: не ущемлять само стоятельности. Но если она граничит с безграмотностью? Каждый начал счи тать свое, а потери несем общие. Да еще какие! ТР не принимает к борту «Николая Закоркина» — его стрелы за няты с «Мысом Буденного». Тогда за чем же капитан транспорта давал тра улеру указание сниматься? Неужели не мог определиться — может или нет обрабатывать сразу два судна? Значит, впереди еще потери... 27 февраля. Начался шторм. Жаль «Николая Закоркина». Если бы он за держался на промысле до окончания обработки «Мыса Буденного»... Ведь его «собратья» выдали по 55 тонн. А сколь ко он потеряет! Где же был штаб? Тут, здесь и., нет нас. Ситуация... Все это нами (мною) предвиделось, одна ко же ориентируемся на заявления ка питанов. Скажи капитан ТР Корякин, что работать будет одними стрелами на 2 судна и, конечно. «Николай Закоркин» остался бы на промысле. Не сказал. дислокации», потом, так сказать, све дем дебет с кредитом. Волевое реше ние хорошо, но когда оно базирует^» на расчетах, хотя бы близких к дейст вительности. Вечерний, да и дневной советы под твердили «закат» промысла в том рай оне, куда умчались «беглецы». Уловы — 1 , 3 , 5 тонн. Начало конца. А в предполагаемом нами районе поиско вик «Зарница» обнаружил косяк. Улов — 20 тонн. Это — настоящий промы сел. Теперь можно переходить туда. 8 марта. Группа заканчивает переход. Первый тревожный сигнал: у БМРТ «Большевик» и «Борисполь» «Мурман рыбпрома»' осталось, соответственно, 20 и 33 тонны топлива. «Большевик» на переходах потерял 7,5 суток плюс 5 суток в ожидании ТР, который подве зет топливо. И это на рыбе, когда ее можно ловить по потребности! Каково экипажу? А ведь «Мурманрыбпром» от стает с каждым днем все больше и больше. Недолов составил уже более 13 тысяч тонн. Ну что ж, судовладель цу виднее, как работать. И еще вопрос: для чего «Севрыбе» штабы в море? Быть «буфером» или «наковальней»? Флот хорошо работает — «береговые» бьют себя в грудь: вот, мол, как мы организовали. Плохо виновен штаб, конкретно, начальник промрайона. Если штаб необходим для оперативного руководства, значит, до веряйте, не доверяете — уберите. Техническое состояние судов в насто ящее время такое, что работать, пере крывая суточные задания на 30 процен тов и более, небезопасно во всех от ношениях, а многие БМРТ, если не большинство, не способны и на это. Только-только берут 100 процентов. Где резерв? Он — в обдуманном, взвешен ном, четком управлении флотом. 9 марта. Сегодня можно с уверен ностью подводить итоги потерь от пе рехода ряда судов на другой градус (следствие волевого решения судовла дельцев). «Петрозаводск», «Внуково», «Борисполь», «Высоковск», «Пинагорий» из-за беготни на сельдь недоловили на сумму миллион шестьсот восемьдесят тысяч рублей. Плюс — бездарно израс ходовали 1000— 1050 тонн дизельного топлива. А если бы остались на путас су, то этих потерь не было. Штаб пре дупреждал о никчемности подобной пе редислокации. Сейчас правота .наша подтвердилась. А сколько нас «били»... Северо-Восточная Атлантика. (Продолжение следует.) РЫБНЫММУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz