Рыбный Мурман. 1987 г. Август.

Дневник начальника промрайона О т к р о в е н н о го в о р я , я никогда не предполагал, что после выхода в свет статьи ее автор может приобрес­ ти такую популярность. В каком бы рай­ оне Мирового океана ни находился, будь тс Баренцево море, Северо-Вос­ точная Атлантика или §ерега Африки, везде и всюду рыбаки цитировали выдержки из публицистического мате­ риала «Штили и штормы промысла» {«РМ» № 29—31, 1986 г.). Его автор — начальник промыслового района Иван Егорович Дегтярев. Многие пишут в газету, но нередко та или иная заметка живет всего один день, и имя автора забывается. А вот Дегтярева вспоминают и продолжают на него ссылаться. И тому объяснение прастое: он писал ПРАВДУ. Правду морской жизни. Недавно Иван Егорович принес в ре­ дакцию еще один свой рабочий днев­ ник. К сожалению, размеры газеты не могут позволить напечатать его пол­ ностью. Мы предлагаем читателям ос­ новные наблюдения, мысли, предложе­ ния Дегтярева по улучшению работы Северного бассейна, с которыми он де­ лится очень откровенно. Порой резко, с чем не все могут согласиться, но за этой категоричностью душевная боль рыбака, человека, которому небезраз­ лично наше вчера, сегодня и завтра. А. ВИЛОВ, заведующий отделом промрыболов- ства «РМ». 4 февраля 1987 г. Выходим в море на БМРТ «Высокозск» объединения «Мурманрыбпром», капитан-директор Н. Н. Федоров. Соблюдены формаль­ ности, все внешне спокойно, нормаль­ но. Но сколько потрачено сил на от­ ход! Ведь капитан и его помощники, да и некоторые из комсостава машин­ ной команды, 36 часов без сна, от­ дыха, а впереди — еще 4-5 бессонных часов. Вот налицо одна из причин, ве­ дущих к аварийности. 9 февраля. Подошли к району про­ мысла путассу. Первое траление — тонна. Рыбка — серебро, но жирность всего... 7— 10 процентов. Маловато. То­ варный же вид — королевский. Воз­ никли проблемы. Рвутся тралы. Ка­ саешься грунта — трал цел, но и улоза нет. Когда же его прижимаешь, рыба есть, но и рвань появляется. Ну и курсы траления кто-то выбрал, как раньше на «дрифтерах» — поперек те­ чения. Исправляем... Еще забота: пере­ дислоцированные из Баренцева моря суда оказались практически без топли­ ва. близки к аварийному запасу. Хо­ чешь, в дрейф ложись, хочешь, рыбу лови... Как можно было их посылать сюда незабункерованными! 11 февраля. Идет разговор двух ка­ питанов — БМРТ «Внуково» объедине­ ния «Мурманрыбпром» и рыбомучной базы «Северодвинск» управления «Сев- рыбхолодфлот», которая идет в Мур­ манск. «Внуково»: — Мне нужно отправить в порт 70 тонн рыбмуки. 60 бочек жи ­ ра. Получить от вас 20 тонн дизельно­ го топлива и тонн 50 мазута «Северодвинск»: — Да... Шторм, все закреплено по-походному. Ведь надо борт вооружать, кранцы спускать. За­ держка с приходом получится часов на 12. Мазут, дизельное выдать не могу... Выхожу я на связь с «Северодвин­ ском», прошу ответить конкретно: бу­ дет он обрабатывать «Внуково» или нет. «Северодвинск»: — У меня нет ука­ заний судовладельца. Говорю ему, что не приказываем, а просим, заодно выясняем его отноше­ ние к заботам других и к общему де­ лу. По-прежнему «мое» есть «мое», про­ блемы других «меня» не волнуют. Вот вам образчик руководителя, мысляще­ го старыми категориями. Нет, пока мы не проникнемся уважением к товари­ щу, пока не научимся болеть за общее, коренного сдвига не будет. 13 февраля. Обстановки нет. Кораб­ ли порвали пелагические тралы. Вы­ вод? Группу на промысел вывели с опозданием на 7— 10 дней; существую­ щим тралом рыбу с грунта не под­ нять. Нужны другие, мелкоячейные. Спросите, а почему сами не смогли ре­ шить проблему? Законный вопрос. Но на судах специалисты боятся нарушить приказ от 4 ноября 1985 года, согласно которому всякое творчество судовых специалистов запрещено. А ЦПКТБ не больно-то голову себе ломает. 15 февраля. Пересел на БМРТ «Пина- горий», капитан-директор В. М. Иванов, помполит Г. А. Мормуль. Провел бесе- 14 августа187 года ду с судоводителями, мастерами лова по особенностям вооружения тралов, дефектам, недостаткам орудий лова. Вечером встретился с экипажем, рас­ сказывал о развитии, проблемах, ре­ зервах рыбной промышленности. 17 февраля. Траулер «Мыс Буденно­ го», капитан-директор Е. А. Черкашин, помполит В. Г. Синицын. Котлы в нера­ бочем состоянии, в помещениях холод­ но, большинство членов команды боле­ ет. Снабжения, в том числе промысло­ вого, нет, продовольствия тоже. Пока «массовой» рыбы нет, трудно достается план БМРТ. Однако суда «Севрыбы» работают лучше запрыбов- ских примерно в 2—2,5 раза. Когда-то (не так давно) было наоборот. Да, морякам крайне необходима по­ мощь во всем. Должно быть правило: «Берег для промысла», а промысел в долгу не останется. Мой разговор с капитаном ТР «Там­ бов» В. Г. Постновым: — Вам необходимо принять больно­ го с «Мыса Буденного» и доставить его в порт. Постнов: — Я иду по графику. Дол­ жен быть в порту 21—22 февраля. Без указаний министерства менять курс не буду. — С каких это пор министерство ста­ ло командовать транспортами СРХФ? ница», БМРТ «Диксон» тралфлота пере­ строили тралы и по 30—60 тонн берут в сутки и топливо зря не жгут на пе­ ребежках. А БМРТ «Петрозаводск», «Внуково» «Мурманрыбпрома», «Сия­ ние» «Архангельскрыбпрома» мало то­ го, что «пустые», но и с ограниченным запасом топлива. Будете знать, как от рыбы бегать, ишь, гончие... 21 февраля. «Оленица» получила ра­ диограмму (РДО) от своего руководст­ ва — Мурманского тралфлота: «Вы­ грузку производить на «Алтай». А мне пришла РДО из ВРПО: «Оленицу» вы­ гружать в порту». Утром же на совете 20 февраля даю указание танкеру «Нефтекамск», соответствующие коорди­ наты, где иностранными властями раз­ решена бункеровка советских трауле­ ров. Чтобы избежать потери времени, я снял с бункеровки БМРТ «Алтай», ко ­ торый следует вместе с траулером «Валдай» на перегрузку. Определил точку встречи «Валдая» с «Нефтекам­ ском». И в течение всего дня пытаюсь установить связь с танкером. Глухо... Уже на следующий день узнаю: он сов­ сем в других координатах ждет «Вал­ дая». Спрашиваю капитана танкера: «По­ чему оказался там, почему «Валдай» идет к вам, а не в точку, указанную мною?» Ответ: «Валдай» уверенно го­ ворил, что идет именно сюда». «Кто Теперь — что? Единственно, чем мы можем помочь промысловикам, это ус­ покоить их нервы, дав отрицательную оценку работе транспорта. Выигрыш только тогда выигрыш, когда выигры­ вают все. Смешная (грустная) ситуация с трау­ лером «Славгород». Он идет на под­ мену в Лас-Пальмас. С грузом?! С раз­ ных инстанций пришло 15(!) РДО, тре­ бующих его разгрузки, и на какие толь­ ко ТР не планировался. На счастье под­ вернулся «Валентин Серов» «Севрыб- холодфлота». 1 марта. С берега от руководства флотов получена в адрес капитанов РДО — менять район промысла. Сня­ лись «Холмогоры», «Валдай» тралфло­ та. А ведь они имели здесь суточный вылов по 58— 63 тонны. Опять потери... 5 марта. Вновь РДО от своего руко­ водства: «Почему затягивается передис­ локация флота?» Отвечаю, мол. группу переводить нецелесообразно. 6 марта. Еще одна, уже категорич­ ная: «Почему... чем занимается ш та б ^ что конкретно предпринято...» Даю об? '’ стоятельное объяснение. И все же: ко­ му виднее ход промысла? Нам здесь или на берегу? А разве мало того, что группа «Севрыбы» работает на 30—40 процентов выше запрыбовской? Скоро убедитесь в нашей правоте по «пере- И. Е. Дегтярев ВНОВЬ ШТИЛИ ШТОРМЫ ПРОМЫСЛА Через час у меня связь с берегом. По­ ставлю з известность руководство фло­ та и ВРПО. Постнов: — Без указаний ВРПО ва­ ши указания по снятию больного вы­ полнять не буду. Вот до чего доходились, а? Здоровье моряка дешевле двух часов. Неслыхан­ ное дело в морской этике! Законно встает вопрос: имеет ли моральное право такой капитан быть капитаном? Нет! Его действия нравственно разлага­ ют окружающих, порождают неверие в доброе, внимательное отношение к че­ ловеку труда. 18 февраля. Траулер «Мыс Буденно­ го». Снабжения нет — ушло в АЧА на ТР «Тамбов», продуктов нет — ушли в СЗА на ТР «Александр Иванов». Вода ржавая, подобно густо заваренному кофе. Команда болеет, одного отправи­ ли в порт. И рыбалки нет. Вот вам и человеческий фактор: пожалел «Мур­ манрыбпром» 23 рубля для приобре­ тения 100 тонн воды на мытье танков питьевой воды. Владимир Владимирович Коронкевич, помощник начальника промрайона по связи, сходил в душ, помылся (сам он — седой). Приходит в каюту, а эконо­ мист глаза вытаращил на него: «Влади­ мирович, ты что — хной что ли по­ красился?» «Нет», — отвечает. «А что?» «Да ты взгляни в зеркало». По­ смотрелся — и пошли такие восклица­ ния... 19 февраля. На БМРТ «Алтай» трал­ флота вышла из строя траловая ле­ бедка, полностью , разрушилась веду­ щая шестерня. Трал поднять не могут... Этого следовало ожидать. Ведь необхо­ дима повышенная скорость траления, а лебедка старая, как бы там ни было, а дорога «Алтаю» — в порт и надолго. Специалисты «Мыса Буденного» — старпом и старший мастер добычи—по­ бывали на запрыбовском судне, почер­ пнули много для себя полезного. Частично закончили * мытье танков. Куда только смотрит санэпидстанция! Через три дня обещают дать чистую воду. Хорошо... 20 февраля. Суда бьют тревогу: где рыба? А что вам было говорено? Ребя­ та, задержитесь, ведь группа стала ма­ ленькой — 8 единиц, успех будет, тем более что ожидаются западные ветры. Не послушались, порвали тралы, и, по­ лучив указания судовладельцев, рвану­ лись в другой район, думали, рыба са­ ма будет на борт прыгать. Ан нет... За­ то оставшиеся СТМ «Стрелок», «Оле- давал такие указания?» «Я полагал, он действует от вашего имени». «Почему не вызвали меня выяснить причину рез­ кого отклонения? Ведь произошла за­ держка на 7 часов, потеря непрости­ тельная». «Я был уверен, что вопрос согласован». Теперь, как ни выясняй, произошел «прокол». По-прежнему нет согласо­ ванности между судовладельцами и штабом промрайона. 22 февраля. Находимся на борту БМРТ «Высоковск» «Мурманрыбпрома». Как только нагреваются помещения, на­ чинают потеть переборки. Вода стала скапливаться в нашей каюте, и шесть раз ее вычерпывали. Но интересное зрелище было по утрам, когда просы­ пались: к умывальнику практически хо­ дить не следовало. Результат? Все забо­ лели. Переселились на БМРТ «Мыс Буден­ ного». Здесь условия жизни несколько легче. Но... нет воды. Носят ее ведра­ ми из машины на камбуз. Вообще, жизнь интересная, веселая, правда, рас­ плачиваться приходится здоровьем. 26 февраля. Подходим к ТР «Комис­ сар Полухин» за снабжением. Он — в 60 милях севернее координат, которые ему указывались. В общей сложности «Мыс Буденного», учебное судно «Про­ фессор Кленова» и БМРТ «Николай Закоркин», которые к нему подошли, потеряли 30 часов, а в улове — 50—60 тонн. Когда прекратится эта «самостий­ ность», направленная на развал? А с берега идут РДО: не ущемлять само­ стоятельности. Но если она граничит с безграмотностью? Каждый начал счи­ тать свое, а потери несем общие. Да еще какие! ТР не принимает к борту «Николая Закоркина» — его стрелы за­ няты с «Мысом Буденного». Тогда за­ чем же капитан транспорта давал тра­ улеру указание сниматься? Неужели не мог определиться — может или нет обрабатывать сразу два судна? Значит, впереди еще потери... 27 февраля. Начался шторм. Жаль «Николая Закоркина». Если бы он за­ держался на промысле до окончания обработки «Мыса Буденного»... Ведь его «собратья» выдали по 55 тонн. А сколь­ ко он потеряет! Где же был штаб? Тут, здесь и., нет нас. Ситуация... Все это нами (мною) предвиделось, одна­ ко же ориентируемся на заявления ка­ питанов. Скажи капитан ТР Корякин, что работать будет одними стрелами на 2 судна и, конечно. «Николай Закоркин» остался бы на промысле. Не сказал. дислокации», потом, так сказать, све­ дем дебет с кредитом. Волевое реше­ ние хорошо, но когда оно базирует^» на расчетах, хотя бы близких к дейст­ вительности. Вечерний, да и дневной советы под­ твердили «закат» промысла в том рай­ оне, куда умчались «беглецы». Уловы — 1 , 3 , 5 тонн. Начало конца. А в предполагаемом нами районе поиско­ вик «Зарница» обнаружил косяк. Улов — 20 тонн. Это — настоящий промы­ сел. Теперь можно переходить туда. 8 марта. Группа заканчивает переход. Первый тревожный сигнал: у БМРТ «Большевик» и «Борисполь» «Мурман­ рыбпрома»' осталось, соответственно, 20 и 33 тонны топлива. «Большевик» на переходах потерял 7,5 суток плюс 5 суток в ожидании ТР, который подве­ зет топливо. И это на рыбе, когда ее можно ловить по потребности! Каково экипажу? А ведь «Мурманрыбпром» от­ стает с каждым днем все больше и больше. Недолов составил уже более 13 тысяч тонн. Ну что ж, судовладель­ цу виднее, как работать. И еще вопрос: для чего «Севрыбе» штабы в море? Быть «буфером» или «наковальней»? Флот хорошо работает — «береговые» бьют себя в грудь: вот, мол, как мы организовали. Плохо виновен штаб, конкретно, начальник промрайона. Если штаб необходим для оперативного руководства, значит, до­ веряйте, не доверяете — уберите. Техническое состояние судов в насто­ ящее время такое, что работать, пере­ крывая суточные задания на 30 процен­ тов и более, небезопасно во всех от­ ношениях, а многие БМРТ, если не большинство, не способны и на это. Только-только берут 100 процентов. Где резерв? Он — в обдуманном, взвешен­ ном, четком управлении флотом. 9 марта. Сегодня можно с уверен­ ностью подводить итоги потерь от пе­ рехода ряда судов на другой градус (следствие волевого решения судовла­ дельцев). «Петрозаводск», «Внуково», «Борисполь», «Высоковск», «Пинагорий» из-за беготни на сельдь недоловили на сумму миллион шестьсот восемьдесят тысяч рублей. Плюс — бездарно израс­ ходовали 1000— 1050 тонн дизельного топлива. А если бы остались на путас­ су, то этих потерь не было. Штаб пре­ дупреждал о никчемности подобной пе­ редислокации. Сейчас правота .наша подтвердилась. А сколько нас «били»... Северо-Восточная Атлантика. (Продолжение следует.) РЫБНЫММУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz