Рыбный Мурман. 1987 г. Август.
•Вечером в пятницу Гостеприимная «Россия» терпеливо ждала гостей — делегацию секретариата прав ления Союза писателей РСФСР. И в то время, как ста ли писатели подниматься по трапу на борт атомохода, ки нокамера телевидения замета лась, будто не зная, кого же выбрать для крупного плана, . ибо имена были известные, ли ца знакомые: Сергей Михал ков, Анатолий Алексин, Вале рий Поволяев, Александр Про ханов... Но когда суета улеглась, когда зазвучали первые слова доброй беседы, все встало на свои места: «Россия» аркти ческая с достоинством прини мала руководство России ли тературной. Не «гастрольная» поездка 'писателей, а деловая встреча с Мурманском и Северным флотом — вот так оговарива лись заранее цели и задачи четырех программных дней в Заполярье. И это действитель но была работа — ежеднев ная, внимательная, терпели вая, ибо само время сейчас требует новых форм обще ния, само время утверждает: земли могут быть окраинны ми, но не может быть окра инной литературы. — Мы живем по московско му времени, — сказал в бе седе с делегацией первый секретарь Мурманского обко ма КПСС В. Н. Птицын. •— Мы живем по московскому време ни и в прямом, и в перенос ном смысле... Все важное, что происходит и решается в Мо скве, и для нас имеет важное значение. Мы рады вашему приезду, рады вашим словам, потому что пристальное вни мание Союза писателей РСФСР к Мурманской области помо жет и нам разрешить наши проблемы. — Во всяком случае, Союз (писателей исповедует такую доктрину — побольше встре чаться с народом, — ответил председатель правления СП республики Сергей Владими рович Михалков. — И не толь ко книгами, но и прямым об щением с глазу на глаз, по скольку сегодня слово сказан ное имеет большее значение, нежели слозо написанное. Важны нынче в литературе публицистика, очерк, живое слозо... Мне хорошо вспомнились эти слова чуть позже, на бор ту «России», когда беседа пи сателей с экипажем вдруг ста ла обоюдоострой, когда в ход пошли вопросы самые разные, но все — о самом главном •— о перестройке. О новом в эко номике, в политике, в литера туре. И Анатолий Алексин был вынужден развести руками: — Ну что за собеседники в Мурманске — начитанны, ум ны, активны. А экипаж атомохода «Рос сия» был именно таким: начи танным и неравнодушным. Быть может, оттого, что обще ние со сложной техникой, пси хология первопроходцев сде лали этих людей очень вни мательными к слову неправ ды. Быть может, потому-то и колебался разговор, часто прерываемый хорошими сти хами Эль-Регистана и С. Боб- кова, от проблем острополи тических до знутрилитератур- ных. И прав был Герой Социа листического Труда, академик, лауреат Ленинской и Государ ственных премий Сергей Вла димирович Михалков, когда вот так выразил наболевшее: — Говорить сейчас стало легче, а работать — труднее. Сейчас всем нужна п[эавда. Сейчас нужно всем научиться отвечать за свои слова. Много было выступлений за эти четыре дня. Любая экс курсия перерастала в дискус сию, в обмен мнениями. И добрым помощником секрета риату в этой работе послужи ла Мурманская писательская организация в лице ответст венного секретаря В. Л. Тимо феева и прозаика Л. А. Крей на. А. ЭДОКОВ. КРОССВОРД «СПОРТ» НА СНИМКЕ: на улицах Мурманска С. М ихал ков / С. Бобков, -э, оимин , в . Поволяев (слева направо). фото С. ЕЩЕНКО. ВОПРОСИКИ Является ли ускорением в работе присутствие за один день на трех совещаниях? Можно ли колбасу «К зав траку» употреблять в ужин? Входит ли в стаж на пен сию время, которое граждане отстояли в очереди в вино-во дочном магазине? И. ГОНИКМАН. ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 2. Взятие ворот в футболе. 4. Заклю чи тельная встреча в спортивном соревновании. 8. Гимнастиче с ки й снаряд. 11. Ковер для борьбы дзюдо. 13. Спортивный снаряд для сдачи норм физ кул ь тур но го комплекса ГТО. 14. Элемент художественной гим на с ти ки . 15. Футбольный клуб . 17. Деталь швартовного устройства . 19. Официальный документ. 20. Положение в ш ах матной партии . 22. Принадлеж ность для игры в х о к ке й . 23. Болгарский футболист. 25. По единок в боксе. 26. Советский ш тан гист . 27. Спортивный ин вентарь. 29. Часть реактивно го двигателя. 30. Деталь вело сипедного колеса. 32. Парусные го н ки . 34. Столица XX II лет них Олимпийских и гр . 36. Вре мя года. 37. Бесстрашие спорт смена. 38. Единица длины , при меняемая на сприн те р с ки х ди станциях . 39. Основа рангоута спортивной я х ты . 40. Предмет э ки п ир о в ки хо к кеи с та . 43. Стиль спортивного плавания. 47. Спортивная игра. 48. Нави гационный прибор. 49. Стар ший в спортивной команде. 50. Металл, применяемый в авиамоделировании. 51. Совет с ки й х о к ке й ны й вратарь. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Ш ахмат ная фигура . 2. Футболист м ур м анского «Тралфлотовца». 3. ЛЕТНАЯ П ОГОДА . Русская народная игра. 5. По мещение для стоян ки спортив ны х самолетов. 6. Начало спор тивного состязания . 7. Чемпион СССР по боксу . 9. Технический прием в футболе. 10. Ф утболь ная команда второй лиги СССР. 12. Наступление. 14. Спортив ное оружие . 16. Сооружение для соревнований по велоспор т у . 18. Советский футболист, ныне тренер. 19. Выдающийся советский альпинист. 21. Со ветский гроссмейстер-шахма тист . 231 Советская гим настка . 24. Марка советского автомо биля, учас тни ка м но гих между народных авторалли. 25. Совет с ки й легкоатлет, рекордсмен мира. 28. Река в Ленинград ской области. 31. Вратарь сбор ной футбольной команды СССР. 33. Выдающийся советский х о к кейны й тренер. 34. Холодное оружие . 35. Один из главны х румбов. 36. Одна из возмож ны х комбинаций в спортивной игре. 40. Предмет такелажа на яхте . 41. Технический прием в классической борьбе. 42. Бра зил ьс кий футболист. 43. За щ итный прием в не которы х спортивны х и грах . 44. Ленин град с кий футбольный арбитр. 45. Принадлежность для и гры в настольный теннис . 46. У п ражнение со ш тан гой . Составил Г. НЕКРАСОВ. ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ В № 31 ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 5. Ленин град. 10. Наташа. 11. «Сибирь». 12. Лаванда. 13. Флора. 14. «Уз- нин». 15. Радомес. 18. Рубо. 19. Кета. 20. Серебро. 21. Флот. 22. Балл. 24. А р е кипа . 28. Ста до. 29 «Искра». 30. Туманян. 32. Арбитр . 33. Отвага. 34. Ве ло гонка . ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Пенал. 2. Киновед. 3. А гроном . 4. Хамса. 6. Паулс. 7. Ваероукладчик. 8. Обязательство. 9. Круиз . 15. Роста. 16. Очерк. 17. Сноба. 23. Шторм . 25. Ермолов. 26. И г натов. 27. Прага. 30. Триер. 31. Норка. Фото В. Кононова. МОРСКОЕ РЕТРО Братья «Титаника» После того , на к несколько дней назад с затонувш е го судна при помощи телеуправляемого подвод ного робота были сняты первые гр у зы , на страницах газет вновь замелькало имя «Титаника» . Не много найдется людей, которым не знакомо название это го лайне ра, самого кр у п н о го пассажир с ко го судна, по гибш е го 75 лет назад. Но многие ли знаю т , что у «Ти таника» были «родные братья», судьба ко торы х тоже небезынте ресна... Длина 269 метров, ширина — 28, скорость — более 22 узлов, таковы были общие данные для > t трех однотипны х судов, созданных на верфи в Белфасте по проекту Т. Эндрюса и по за ка зу компании «Уайт Стар». В 1911 году был сдан в э кспл уа тацию «Олимпик», через год — «Титаник» , еще че рез три — «Британник» . 20 сентября 1911 года «Олим пи к» под командой капи тана Смита (впоследствии капи тан «Титаника») шел по фарватеру из Саутгемпто на к острову Уайт. Во время пути с мостика был обнаружен следо вавший на расстоянии 3,5 мили от лайнера а н гл и й с ки й крейсер «Хаук» под командованием коман дора Бланта. Сначала крейсер, медленно нагоняя лайнер, шел, что называется «мостик в мос ти к» , а ногда «Олимпик» увели чил ход, стал отставать. Спустя некоторое время «Хаук» , резко вильнув влево, с кры л ся под ко р мовым развалом лайнера. Все ощ у тили лиш ь ле гки й толчо к от стол кновения . Непосредственно перед аварией «Хаук» имел скорость 15, а «Олимпик» 16 узлов , и дис танция между ними была около 100 метров. В правом борту «Оли- мпи ка» зияла 14-метровая пробои на. Повреждения ж е «Хаука» бы ли значительно больше. Оба ко рабля направились на ремонтные базы . Состоявшийся судебный про цесс закончился в пользу военных моряков , было признано , что «Олимпик» значительно превысил рекомендуемую скорость и при близился на опасное расстояние к «Хауку» , ко торы й не мог больше отворачивать к кр ом ке фарватера. Исследователи впоследствии вы двинули гипотезу , что столкнове ние произошло из-за действия гидродинамических сил - (явление взаимного присасывания) близко идущ их параллельным курсом с у дов. В 1916 году «Олимпик», идя в составе каравана, был атакован германской субмариной «У-103». Лайнер, увернувшись от торпеды , таранил своего п р о ти вн и кам и раз резанная пополам подводная лод ка затонула. В 1934 году «Олимпик» в тума не налетел на ам ери канс кий плав- м а я к «Нантакет» (близ Нью-Йорна) и расколол его пополам, а сам из- за повреждений на следующий год был отправлен на слом. Судьба младшего брата «Тита ника» , лайнера «Британник» , была танж е весьма ко ро т кой : после ввода в строй в 1915 году он ис пользовался в качестве плавучего госпиталя во время первой миро вой войны . 21 ноября 1916 года, следуя Э гейским морем, подорвал ся на мине, поставленной за час до этого немецкой подводной лод кой . В. ГУСЕВ. 7 августа1987 года РЫБНЫЙМУРМАН ВИЗИТПИСАТЕЛЕН ФОТОКОНКУРС «ОБЪЕКТИВ-87» Доброе слово, деловая встреча
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz