Рыбный Мурман. 1986 г. Январь.

• Реформа школы: поиски и проблемы • Трудовое воспитание У л у чш е н и е т р у д о в о й п о д г о т о в к и м о л о д е ж и , в то м числе и школьной, стало насущной необходимостью. Этого требует реформа школы, этого требует и сама жизнь. Над этой задачей работают сейчас и народное образование, и базовые предприятия. Пока что наиболее эффективны в этом плане учебно-производственные комбинаты. Н АШ УПК существует всего второй год. И если в про­ шлом году мы присвоили ква­ лификацию рабочим только двух профессий — рыбообра­ ботчика и автослесаря, то в нынешнем уже учащиеся один­ надцати профилей должны сдавать на рабочий разряд. А то, что больше половины ре­ бят, обучавшихся на комбина­ те, выбрали рабочие профес­ сии, — доказательство целесо­ образности такой подготовки. Сами ребята относятся к обучению в УПК очень серь­ езно. В цехе металлообработ­ ки, созданном усилиями наших базовых предприятий — объ­ единения «Мурманская судо­ верфь» и завода «Севреммаш», выполняются важные заказы. Одни вытачивают винты с по­ тайной головкой для крепежа палубного настила, другие — винты со сферической голов­ кой, третьи изготовляют роли­ ки переключателей мощности электроплит. Нет здесь при­ вычного для школы шума, разговоров — ребята заняты Серьезным делом, им интерес­ но. Да и преподаватели под­ держивают строгую рабочую Дисциплину. У Павла Васильевича Шуми- Ло большой педагогический и производственный опы т. Кон­ стан тин Эмильевич Вебер — Молодой мастер производствен­ ного обучения, но человек он серьезный, требовательный. По словам Павла Васильевича, за ­ казы предприятий, которые вы ­ полняю т ш кольники, требую т подготовки токаря третьего разряда, а они с ними справ­ ляю тся, правда, времени затр а­ чиваю т пока больше нормы. Теоретическую подготовку учащ ихся по профилю «рыбо- за больными», «металлообра­ ботка», «автослесарь», «повар- кулинар» и другие, при выде­ лении на предприятии рабочих мест вполне могут перейти сюда и успешно справляться с заданиями. Требует реш ения и еще один вопрос — как определить с та ­ ту с мастера производственного обучения. Пока он сл уга д в ух господ: работает в У П К , а зар ­ п л ату получает на предприя­ ти и. Там же он на п ар тучете, член профсою зной ор ган иза­ ции... К ак правило, на УП К бази­ р уется и районный кабинет КТО ВСТАНЕТ К СТАНКУ? обработка» ведут преподава­ тель Людмила Анатольевна Тринда и мастера производст­ венного обучения Ольга В асиль­ евна Завойнина и Валентина Васильевна Гриш ечко. П ракти­ ческие навыки наши девуш ки получаю т на коптильном заво­ де N° 3 рыбообрабатывающего комбината. Здесь забо тятся о создании хорош их условий тр у ­ да и отды ха старш еклассни ко в. И все же работать на завод после ш колы приш ли из 112-ти человек всего две девуш ки. По­ чему? Думаю , дело в том, что заним аю тся ш кольницы уклад ­ кой копченой мойвы в коробки. А это т тр уд никак нельзя на­ звать творческим , интересным . Необходимо или знаком ить ре­ бят в процессе обучения с не­ сколькими специальностям и, или же начать обучение с бо­ лее сложной профессии «опе­ ратор белкового производства». Примеров успешной работы учащихся на УПК немало. По­ сле первого года обучения учащиеся таких профилей, как «рыбообработка», «младшая медицинская сестра по уходу профориентации. Но для того чтобы он выполнял свои ф у н к ­ ции, нужны заведующ ий, врач и психолог-социолог. Во многих областях Р СФ С Р это уж е сде­ лано, помогли базовые пред­ п ри ятия. Задачу улучшения профес­ сиональной подготовки ребят, поставленную реформой, на мой взгляд, можно решать двумя путями. Первый, по ко­ торому мы можем идти уже сейчас, это полностью пере­ дать все часы трудовой подго­ товки и общественно полезно­ го труда восемь в неделю на учебно-производственные ком­ бинаты. Это составит 692 часа, а не 412, как теперь. Прибли­ зительно столько же времени затрачивается на подготовку рабочего на предприятии. Есть на этом пути определенные сложности, но, думаю, он ре­ ален. Пока речь ш ла о 9 — 10 к л а с­ сах. Но в реформе ш колы есть такж е задача углубленного трудового обучения учащ и хся 8 —9 классов. К окончанию седьмого класса (по новой стр у кту р е ш колы ) учащ иеся должны бы ть подготовлены к сознательном у выбору про­ ф есси и, которую они б уд ут по­ л уч ать в 8 — 11 к л а сс а х . И вот здесь есть второй п у ть , дум аю , более персп екти вны й . У чащ и е­ ся 8 —9 классов проходят про­ ф ильное обучение на базе УП К один полный день в неделю (три часа трудового обучения и три часа, вы деляемы е на об­ щ ественно полезный тр уд ). По­ сле девятого класса они имею т допроф ессиональную подго­ то в ку, вполне м о гут вы ходить на рабочие места базовы х предприятий и получать к в а­ лиф икационны й разряд уж е здесь. Заним аясь по избранно­ му профилю с восьмого к л а с­ са, учащ иеся осваиваю т про­ ф ессию за 1240 часов, вклю чая и летнюю трудовую п р а кти к у. Этого достаточно для получе­ ния р азр яда. Я не случайно говорю о раз­ ных путях трудовой подготов­ ки. Дело в том, что требование выделять рабочие места на некоторых предприятиях вызы­ вает «шарахания». Порой пы­ таются забрать ребят из УПК и перевести на предприятие. Это не движение вперед, а возвращение лет этак на два­ дцать. Ведь учащиеся, не имеющие никакой допрофес- сиональной подготовки, только мешают производственному процессу. Если же на подго­ товленное предприятием ра­ бочее место придет школьник, знающий азы профессии, он не будет обузой. Но с выде­ лением таких мест, конечно же, надо поторопиться. Ведь сюда смогут прийти сегодняш­ ние девятиклассники из УПК. А на их места на комбинате уже в 1986—87 учебном году можно принять 8-классников. Г. БАРЫШКИН, директор УПК Первомай­ ского района. НА СИПМКС: девятиклас - сники Игорь Айдаров , Борис Жуков и Виктория Салухова в цехе рыбокомбината. Слово — мастеру > К своей смене-с холодком... Сейчас у наших будущих то­ карей, второкурсников ГПТУ- 12, — вторая практика. Рас­ пределены мои мальчишки по разным цехам объединения «Мурманская судоверфь». Охотно направляем ребят ■ слесарно-механический цех, да и сами учащиеся идут туда е удовольствием. Хотя, казалось бы, не слишком должна нра­ виться им высокая требова­ тельность, которая тут царит. С первых же шагов требуют с ребят четкого соблюдения дисциплины: на работу — без опозданий, поработал — убе­ ри рабочее место, приведи £танок в полный порядок. Ни­ каких тебе скидок на моло­ дость. Зато во время смены Воспитать патриотов' не только наставник, за тобой закрепленный, готов помочь, подсказать, но и любой другой рабочий, оказавшийся рядом. Всегда можно обратиться и к инструктору, который в каж­ дой смене есть. Специально для практикан­ тов в первом цехе оборудова­ на раздевалка, где у ребят свои шкафчики, умывальники. Хорошо принимают практи­ кантов в слесарно-механиче­ ском цехе завода-филиала № 1. Работой их стараются Постоянно обеспечивать, при­ чем заказы поручают самые разнообразные, чтобы заинте­ ресовать ребят. Поэтому мы обычно остаемся друг другом довольны. Старший мастер цеха Влади­ мир Николаевич Солодяжников благодарит нас за хорошую будущую смену. Считаю, что такой прием учащихся нашего ГПТУ должен быть закономер­ ным. «Активное участие в ор­ ганизации трудовой подготовки и воспитании учащихся — важнейшая обязанность про­ изводственных коллективов», — сказано в «Основных на­ правлениях реформы общеоб­ разовательной и профессио­ нальной школы». Но, к сож алению , не везде п р актикан то в встречаю т нак свои х. К прим еру, слесарно­ м еханический цех СРЗ-2. В ок­ тябре туда на п р а кти ку было направлено семь человек из группы токарей. П риш ли ребя­ та в цех, казало сь бы, все здесь е сть, токар ны е стан ки специально для учащ ихся- п р актикан то в устан о влены , об­ стан овка рабочая. Но, нак о ка­ залось позже, стан ки эти не пригодны для выполнения оп­ ределенны х работ. И это ни­ кого не п у гае т. Ни начальника цеха, ни м астера токарного уч а с тк а . А должно бы насто­ рож ить — ведь эти стан ки мо­ г у т «сами» вклю читься или неожиданно во время работы вы клю чи ться. С загр узко й ребят работой дело обстоит еще хуж е . За целый месяц практики они от­ работали «чистого времени» три-четыре рабочих дн яТ Все остальное время они «самоот­ верженно» деж урили в к ур и л­ ке. Так дальш е продолж аться не могло. Но ни м астер токарного уч а стка Н. В. Р и хте р , ни на­ чальник цеха вы хода из этого положения найти не могли. Тогда мы попробовали найти его сами — реш или перевести часть заназов из училищ а • это т ц ех. Но возникли новые тр уд н о сти , и все осталось по- преж нем у. Мы были вынуждены четы­ рех человек из слесарно-меха­ нического цеха СРЗ-2 переве­ сти на завод «Ремстроймаш». здесь ребят приняли с удо­ вольствием, но с тем услови­ ем, что после окончания учи­ лища они придут на завод. И надо отдать должное старше­ му мастеру завода «Ремстрой­ маш» Александру Степановичу Стрельчене и мастеру Юрию Иннокентьевичу Сверчкову — встретили учащихся они отцов­ ским теплом: к каждому при­ крепили опытного наставника. А что же администрация «нашего» цеха на СРЗ-2? Здесь, мне кажется, вздохнули с об­ легчением и нисколько не со­ жалеют о том, что расстались со своей будущей сменой. н. с о к о л о в , мастер производственного обучения ГПТУ-12. Становятся мужчинамимальчишки Обычным сентябрьским теп­ лым вечером несколько кур­ сантов Мурманского мореход­ ного училища им. И. И. Меся- цева стояли около здания учи­ лища и обсуждали прошедший день. В это время у забора появился подвыпивший парень и начал их оскорблять. Началь­ ник организационно-строевого отдела училища Владимир Григорьевич Вальков, услышав ругань, приказал курсантам задержать хулигана. Первым бросился к незна­ ком цу Сергей Кузнецов. Не­ см отря на сопротивление, х у ­ ли ган был доставлен в общ е­ ж и ти е, а приш едш ая по вы зо ­ ву м аш ина отвезла его в мед­ в ы тр езв и тель. В. Г. Вальков обратил вним а­ ние на см елость первокурсн и ­ ка. С остоялось переое зн аком ­ ство . О казалось, что Сергей два года служ и л в авто батальо н е, вы полняя интернациональны й до лг в А ф га н и ста н е . После ар ­ мии сразу1 п оступ ил в у ч и л и ­ ще. В разговоре немногосло­ вен. На вопрос: «За что на­ градили медалью «За боевые заслуги»?» — отвечает корот­ ко: «За служ б у»... Случаев пресечения х у л и га н ­ ства, оказания помощи мили­ ции курсантам и можно приве­ сти немало. В прошлом году Валерий Федотов с товарищ а­ ми помогли милиционеру в за ­ держании вооруженного пре­ ступ н и ка . Несколько раньше кур сан ты Бокаев и Алексеев сами приструнили хули ган а, пристававш его ночью к провод­ ни ку поезда. Чаще всего эти случаи ста ­ н овятся известными позже, по­ сле оф иц иальны х сообщений в училищ е. И проникаеш ься невольным уважением к ребя­ там , которые в обычной ж из­ ни ничем не вы деляю тся, но поддержание общественного порядка счи таю т своим прямым долгом. Не случайно, наверное, после окончания училищ а мно­ гие вы п ускн и ки связы ваю т свою ж изнь с органами МВД или Вооруж енным и Силами С С С Р. Среди них майор А . Н. Базанов, кап итаны В . С. Дру- зин , Н. И. Карели н , С. В. Федо- g oe, капитан тр етьего ранга . Н. Зверов и Ю, Н. В иш няков, кап итан -лей тен ан т В . М. Голо­ вин. Действительно, один случай — случай, а здесь уже про­ сматривается некоторая зако­ номерность, объяснение кото­ рой следует искать в том по­ литическом и военно-патрио­ тическом воспитании, которое получают курсанты а училище. Приходилось ли вам бывать на первом построении перво­ курсников, ну хотя бы 1 сен­ тября? Разве можно назвать строем их неровные, колеб­ лющиеся шеренги? И всего два месяца спустя, -на демонстра­ ции 7 ноября, они проходят четким шагом по главной ули­ це города. И не только это. Даже внешний вид, манера ве­ сти себя меняются прямо на глазах. Первыми это замечают родители и преподаватели, воспитатели. Да и сами ребя­ та. Вот курсант Виктор Коро- пец на первом курсе допускал мальчишество, несобранность, бесхарактерность, шел на по­ воду у других. Сейчас он вто­ рокурсник, становится само­ стоятельней, тверже характе­ ром, уверенней в своих дей* ствиях. «Виктор на верном пу­ ти», — отвечает классный ру­ ководитель. Евгений Егоров длительное время болел, но преодолел все трудности и проявляет настоящие бойцов­ ские качества. Константин Ка- рабанов был на первом курсе «трудным» курсантом, сейчас оказывает действенную по­ мощь командиру в поддержа­ нии порядка и дисциплины в роте. И таких примеров десят­ ки. Что делает из мальчишек мужчин в училище? Вся орга­ низация учебно воспитательной работы, но особенно активные формы военно-патриотического воспитания. Здесь тематиче­ ские вечера и встречи с ве­ теранами, походы по местам боевой славы и экскурсии » музеи, посещение боевых ко­ раблей и прохождение прак­ тики на них. Кстати, особенно закаляет ребят морская прак­ тика. А разве военно-спортивны ' игры и соревнования, которые та к популярны в училищ е, не закаляю т? Интересно, что имен­ но те ребята, которые антивно заним аю тся спортом, работа­ ю т в ДОСААФ , отлично у ч атся. Т ак и х курсан то в, как Михаил Перов, Евгений Корш унов, Лев Беликов, Орест Коберню к, Винтор Лескин, в любой момент Дня и ночи можно поднять по Тревоге, и они вы полнят с честью любой приказ. Л ескин и Коберню к, н ста ти , являю тся депутатам и районного и город­ ского Советов народны х депу­ татов. Военно-патриотическое вос­ питание в училищ е тесно пере­ п летается с трудовым . Много хорош и х дел на счету тр удо ­ вы х отрядов, отличивш ихся в последние годы на Горьковском автозаводе, в Саратове, в Мур­ м анске. Бы вает трудно, но чем старш е кур с, тем меньше ж а ­ лоб на тр удн ости . Зн ач и т, ре­ бята взрослею т. Н. ЛИЩЕНКО преподаватель Мурманско­ го мореходного училища имени И. И. Месяцева. 3 января 1986 года В РЫБНЫЙ мурман /3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz