Рыбный Мурман. 1986 г. Январь.
• Реформа школы: поиски и проблемы • Трудовое воспитание У л у чш е н и е т р у д о в о й п о д г о т о в к и м о л о д е ж и , в то м числе и школьной, стало насущной необходимостью. Этого требует реформа школы, этого требует и сама жизнь. Над этой задачей работают сейчас и народное образование, и базовые предприятия. Пока что наиболее эффективны в этом плане учебно-производственные комбинаты. Н АШ УПК существует всего второй год. И если в про шлом году мы присвоили ква лификацию рабочим только двух профессий — рыбообра ботчика и автослесаря, то в нынешнем уже учащиеся один надцати профилей должны сдавать на рабочий разряд. А то, что больше половины ре бят, обучавшихся на комбина те, выбрали рабочие профес сии, — доказательство целесо образности такой подготовки. Сами ребята относятся к обучению в УПК очень серь езно. В цехе металлообработ ки, созданном усилиями наших базовых предприятий — объ единения «Мурманская судо верфь» и завода «Севреммаш», выполняются важные заказы. Одни вытачивают винты с по тайной головкой для крепежа палубного настила, другие — винты со сферической голов кой, третьи изготовляют роли ки переключателей мощности электроплит. Нет здесь при вычного для школы шума, разговоров — ребята заняты Серьезным делом, им интерес но. Да и преподаватели под держивают строгую рабочую Дисциплину. У Павла Васильевича Шуми- Ло большой педагогический и производственный опы т. Кон стан тин Эмильевич Вебер — Молодой мастер производствен ного обучения, но человек он серьезный, требовательный. По словам Павла Васильевича, за казы предприятий, которые вы полняю т ш кольники, требую т подготовки токаря третьего разряда, а они с ними справ ляю тся, правда, времени затр а чиваю т пока больше нормы. Теоретическую подготовку учащ ихся по профилю «рыбо- за больными», «металлообра ботка», «автослесарь», «повар- кулинар» и другие, при выде лении на предприятии рабочих мест вполне могут перейти сюда и успешно справляться с заданиями. Требует реш ения и еще один вопрос — как определить с та ту с мастера производственного обучения. Пока он сл уга д в ух господ: работает в У П К , а зар п л ату получает на предприя ти и. Там же он на п ар тучете, член профсою зной ор ган иза ции... К ак правило, на УП К бази р уется и районный кабинет КТО ВСТАНЕТ К СТАНКУ? обработка» ведут преподава тель Людмила Анатольевна Тринда и мастера производст венного обучения Ольга В асиль евна Завойнина и Валентина Васильевна Гриш ечко. П ракти ческие навыки наши девуш ки получаю т на коптильном заво де N° 3 рыбообрабатывающего комбината. Здесь забо тятся о создании хорош их условий тр у да и отды ха старш еклассни ко в. И все же работать на завод после ш колы приш ли из 112-ти человек всего две девуш ки. По чему? Думаю , дело в том, что заним аю тся ш кольницы уклад кой копченой мойвы в коробки. А это т тр уд никак нельзя на звать творческим , интересным . Необходимо или знаком ить ре бят в процессе обучения с не сколькими специальностям и, или же начать обучение с бо лее сложной профессии «опе ратор белкового производства». Примеров успешной работы учащихся на УПК немало. По сле первого года обучения учащиеся таких профилей, как «рыбообработка», «младшая медицинская сестра по уходу профориентации. Но для того чтобы он выполнял свои ф у н к ции, нужны заведующ ий, врач и психолог-социолог. Во многих областях Р СФ С Р это уж е сде лано, помогли базовые пред п ри ятия. Задачу улучшения профес сиональной подготовки ребят, поставленную реформой, на мой взгляд, можно решать двумя путями. Первый, по ко торому мы можем идти уже сейчас, это полностью пере дать все часы трудовой подго товки и общественно полезно го труда восемь в неделю на учебно-производственные ком бинаты. Это составит 692 часа, а не 412, как теперь. Прибли зительно столько же времени затрачивается на подготовку рабочего на предприятии. Есть на этом пути определенные сложности, но, думаю, он ре ален. Пока речь ш ла о 9 — 10 к л а с сах. Но в реформе ш колы есть такж е задача углубленного трудового обучения учащ и хся 8 —9 классов. К окончанию седьмого класса (по новой стр у кту р е ш колы ) учащ иеся должны бы ть подготовлены к сознательном у выбору про ф есси и, которую они б уд ут по л уч ать в 8 — 11 к л а сс а х . И вот здесь есть второй п у ть , дум аю , более персп екти вны й . У чащ и е ся 8 —9 классов проходят про ф ильное обучение на базе УП К один полный день в неделю (три часа трудового обучения и три часа, вы деляемы е на об щ ественно полезный тр уд ). По сле девятого класса они имею т допроф ессиональную подго то в ку, вполне м о гут вы ходить на рабочие места базовы х предприятий и получать к в а лиф икационны й разряд уж е здесь. Заним аясь по избранно му профилю с восьмого к л а с са, учащ иеся осваиваю т про ф ессию за 1240 часов, вклю чая и летнюю трудовую п р а кти к у. Этого достаточно для получе ния р азр яда. Я не случайно говорю о раз ных путях трудовой подготов ки. Дело в том, что требование выделять рабочие места на некоторых предприятиях вызы вает «шарахания». Порой пы таются забрать ребят из УПК и перевести на предприятие. Это не движение вперед, а возвращение лет этак на два дцать. Ведь учащиеся, не имеющие никакой допрофес- сиональной подготовки, только мешают производственному процессу. Если же на подго товленное предприятием ра бочее место придет школьник, знающий азы профессии, он не будет обузой. Но с выде лением таких мест, конечно же, надо поторопиться. Ведь сюда смогут прийти сегодняш ние девятиклассники из УПК. А на их места на комбинате уже в 1986—87 учебном году можно принять 8-классников. Г. БАРЫШКИН, директор УПК Первомай ского района. НА СИПМКС: девятиклас - сники Игорь Айдаров , Борис Жуков и Виктория Салухова в цехе рыбокомбината. Слово — мастеру > К своей смене-с холодком... Сейчас у наших будущих то карей, второкурсников ГПТУ- 12, — вторая практика. Рас пределены мои мальчишки по разным цехам объединения «Мурманская судоверфь». Охотно направляем ребят ■ слесарно-механический цех, да и сами учащиеся идут туда е удовольствием. Хотя, казалось бы, не слишком должна нра виться им высокая требова тельность, которая тут царит. С первых же шагов требуют с ребят четкого соблюдения дисциплины: на работу — без опозданий, поработал — убе ри рабочее место, приведи £танок в полный порядок. Ни каких тебе скидок на моло дость. Зато во время смены Воспитать патриотов' не только наставник, за тобой закрепленный, готов помочь, подсказать, но и любой другой рабочий, оказавшийся рядом. Всегда можно обратиться и к инструктору, который в каж дой смене есть. Специально для практикан тов в первом цехе оборудова на раздевалка, где у ребят свои шкафчики, умывальники. Хорошо принимают практи кантов в слесарно-механиче ском цехе завода-филиала № 1. Работой их стараются Постоянно обеспечивать, при чем заказы поручают самые разнообразные, чтобы заинте ресовать ребят. Поэтому мы обычно остаемся друг другом довольны. Старший мастер цеха Влади мир Николаевич Солодяжников благодарит нас за хорошую будущую смену. Считаю, что такой прием учащихся нашего ГПТУ должен быть закономер ным. «Активное участие в ор ганизации трудовой подготовки и воспитании учащихся — важнейшая обязанность про изводственных коллективов», — сказано в «Основных на правлениях реформы общеоб разовательной и профессио нальной школы». Но, к сож алению , не везде п р актикан то в встречаю т нак свои х. К прим еру, слесарно м еханический цех СРЗ-2. В ок тябре туда на п р а кти ку было направлено семь человек из группы токарей. П риш ли ребя та в цех, казало сь бы, все здесь е сть, токар ны е стан ки специально для учащ ихся- п р актикан то в устан о влены , об стан овка рабочая. Но, нак о ка залось позже, стан ки эти не пригодны для выполнения оп ределенны х работ. И это ни кого не п у гае т. Ни начальника цеха, ни м астера токарного уч а с тк а . А должно бы насто рож ить — ведь эти стан ки мо г у т «сами» вклю читься или неожиданно во время работы вы клю чи ться. С загр узко й ребят работой дело обстоит еще хуж е . За целый месяц практики они от работали «чистого времени» три-четыре рабочих дн яТ Все остальное время они «самоот верженно» деж урили в к ур и л ке. Так дальш е продолж аться не могло. Но ни м астер токарного уч а стка Н. В. Р и хте р , ни на чальник цеха вы хода из этого положения найти не могли. Тогда мы попробовали найти его сами — реш или перевести часть заназов из училищ а • это т ц ех. Но возникли новые тр уд н о сти , и все осталось по- преж нем у. Мы были вынуждены четы рех человек из слесарно-меха нического цеха СРЗ-2 переве сти на завод «Ремстроймаш». здесь ребят приняли с удо вольствием, но с тем услови ем, что после окончания учи лища они придут на завод. И надо отдать должное старше му мастеру завода «Ремстрой маш» Александру Степановичу Стрельчене и мастеру Юрию Иннокентьевичу Сверчкову — встретили учащихся они отцов ским теплом: к каждому при крепили опытного наставника. А что же администрация «нашего» цеха на СРЗ-2? Здесь, мне кажется, вздохнули с об легчением и нисколько не со жалеют о том, что расстались со своей будущей сменой. н. с о к о л о в , мастер производственного обучения ГПТУ-12. Становятся мужчинамимальчишки Обычным сентябрьским теп лым вечером несколько кур сантов Мурманского мореход ного училища им. И. И. Меся- цева стояли около здания учи лища и обсуждали прошедший день. В это время у забора появился подвыпивший парень и начал их оскорблять. Началь ник организационно-строевого отдела училища Владимир Григорьевич Вальков, услышав ругань, приказал курсантам задержать хулигана. Первым бросился к незна ком цу Сергей Кузнецов. Не см отря на сопротивление, х у ли ган был доставлен в общ е ж и ти е, а приш едш ая по вы зо ву м аш ина отвезла его в мед в ы тр езв и тель. В. Г. Вальков обратил вним а ние на см елость первокурсн и ка. С остоялось переое зн аком ство . О казалось, что Сергей два года служ и л в авто батальо н е, вы полняя интернациональны й до лг в А ф га н и ста н е . После ар мии сразу1 п оступ ил в у ч и л и ще. В разговоре немногосло вен. На вопрос: «За что на градили медалью «За боевые заслуги»?» — отвечает корот ко: «За служ б у»... Случаев пресечения х у л и га н ства, оказания помощи мили ции курсантам и можно приве сти немало. В прошлом году Валерий Федотов с товарищ а ми помогли милиционеру в за держании вооруженного пре ступ н и ка . Несколько раньше кур сан ты Бокаев и Алексеев сами приструнили хули ган а, пристававш его ночью к провод ни ку поезда. Чаще всего эти случаи ста н овятся известными позже, по сле оф иц иальны х сообщений в училищ е. И проникаеш ься невольным уважением к ребя там , которые в обычной ж из ни ничем не вы деляю тся, но поддержание общественного порядка счи таю т своим прямым долгом. Не случайно, наверное, после окончания училищ а мно гие вы п ускн и ки связы ваю т свою ж изнь с органами МВД или Вооруж енным и Силами С С С Р. Среди них майор А . Н. Базанов, кап итаны В . С. Дру- зин , Н. И. Карели н , С. В. Федо- g oe, капитан тр етьего ранга . Н. Зверов и Ю, Н. В иш няков, кап итан -лей тен ан т В . М. Голо вин. Действительно, один случай — случай, а здесь уже про сматривается некоторая зако номерность, объяснение кото рой следует искать в том по литическом и военно-патрио тическом воспитании, которое получают курсанты а училище. Приходилось ли вам бывать на первом построении перво курсников, ну хотя бы 1 сен тября? Разве можно назвать строем их неровные, колеб лющиеся шеренги? И всего два месяца спустя, -на демонстра ции 7 ноября, они проходят четким шагом по главной ули це города. И не только это. Даже внешний вид, манера ве сти себя меняются прямо на глазах. Первыми это замечают родители и преподаватели, воспитатели. Да и сами ребя та. Вот курсант Виктор Коро- пец на первом курсе допускал мальчишество, несобранность, бесхарактерность, шел на по воду у других. Сейчас он вто рокурсник, становится само стоятельней, тверже характе ром, уверенней в своих дей* ствиях. «Виктор на верном пу ти», — отвечает классный ру ководитель. Евгений Егоров длительное время болел, но преодолел все трудности и проявляет настоящие бойцов ские качества. Константин Ка- рабанов был на первом курсе «трудным» курсантом, сейчас оказывает действенную по мощь командиру в поддержа нии порядка и дисциплины в роте. И таких примеров десят ки. Что делает из мальчишек мужчин в училище? Вся орга низация учебно воспитательной работы, но особенно активные формы военно-патриотического воспитания. Здесь тематиче ские вечера и встречи с ве теранами, походы по местам боевой славы и экскурсии » музеи, посещение боевых ко раблей и прохождение прак тики на них. Кстати, особенно закаляет ребят морская прак тика. А разве военно-спортивны ' игры и соревнования, которые та к популярны в училищ е, не закаляю т? Интересно, что имен но те ребята, которые антивно заним аю тся спортом, работа ю т в ДОСААФ , отлично у ч атся. Т ак и х курсан то в, как Михаил Перов, Евгений Корш унов, Лев Беликов, Орест Коберню к, Винтор Лескин, в любой момент Дня и ночи можно поднять по Тревоге, и они вы полнят с честью любой приказ. Л ескин и Коберню к, н ста ти , являю тся депутатам и районного и город ского Советов народны х депу татов. Военно-патриотическое вос питание в училищ е тесно пере п летается с трудовым . Много хорош и х дел на счету тр удо вы х отрядов, отличивш ихся в последние годы на Горьковском автозаводе, в Саратове, в Мур м анске. Бы вает трудно, но чем старш е кур с, тем меньше ж а лоб на тр удн ости . Зн ач и т, ре бята взрослею т. Н. ЛИЩЕНКО преподаватель Мурманско го мореходного училища имени И. И. Месяцева. 3 января 1986 года В РЫБНЫЙ мурман /3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz