Рыбный Мурман. 1986 г. Январь.
Литературная страница Творчество • молодых Взгляд в будущее Сегодня в Мурманске откры вается пятый областной семи нар молодых литераторов, ко торый проводят отделение Сою за писателей и обком комсомо ла, О его главных задачах, уча стниках нашему корреспонден ту рассказал ответственный се к ретарь Мурманской писатель ской организации В. JI. ТИМО ФЕЕВ : — Предыдущие подобные се минары показали, что это очень нужная, полезная форма рабо ты с начинающими. Ее можно назвать взглядом в литератур ное будущее нашего края. По ступающие в адрес организато ров рукописи мы всегда читаем с чувством надежды. Надежды на то, что из некоторых «семи наристов» со временем вырастут те, кто сможет сказать свое сло во о Заполярье и его людях. На семинаре молодые получат ква лифицированную, серьезную оценку своему творчеству и определенную помощь. Узнают, над чем работают сверстники, да и просто познакомятся. По следнее также считаю весьма важным. Люди одного поколе ния, живущие в одном краю, должны обязательно дружить друг с другом. Это ведь и в творчестве великая поддержка — чувство товарищеского пле ча. — Виктор Леонтьевич, каков состав участников семинара! — Их будет около пятидеся ти. Все это люди разные — и до профессии, и по возрасту. Есть совсем молодые ребята, едва перешагнувшие за два дцать, есть участники более зрелого возраста. Привлекает, что на этот раз среди них не мало рабочих. Например, води тель из Кандалакши Николай Колычев, электромонтер Юрий Синицын и электролизница Людмила Высоцкая — оба р а ботают в Мончегорске на ком бинате «Североникель», докер Мурманского торгового порта Кадым Гатаулин. — А есть ли работники рыб ной промышленности? — Как не быть! Конечно, и среди них нашлось немало лю дей, пробующих свои силы в литературе. Скажем, слесарь- наладчик тралового флота А лек сей Соколов, судовой врач Олег Патрушев, рабочий управления «Мурманрыбвод» Анатолий Ка- линичук, мастер судоверфи С ер гей Песков. — Как предполагается стро ить работу семинара? — В его рамках будут дейст вовать две секции поэтов и две прозаиков. Их работой руково дят профессиональные писатели — в этом задействовано прак тически все наше отделение Союза писателей. В каждой сек ции будут заниматься по де с я т ь — двенадцать начинающих литераторов. Так что есть все возможности для подробного и, разумеется, взыскательного р аз говора обо всех авторах. — Виктор Леонтьевич, мож но ли говорить о конкретной результативности подобных се минаров? — Можно, хотя и непросто, ведь речь идет о творчестве. Конечно, не все участники се минаров становятся профессио нальными писателями. Но вот в последние годы вышли в свет поэтические кассеты «Прибой», «Хибины», «Ступени». Многие авторы , опубликовавшие в них свои первые книжечки, в свое время получили напутствие на семинарах молодых литераторов. Интервью взял В. НИКОЛИН. Д ЕЙСТВИЕ нового публици стического романа мур манского прозаика Виталия Маслова «Внутренний рынок» начинается 23 марта 1980 го да. Событие из ряда вон вы ходящее потрясает семитысяч ный архангельский поселок Краснощелье. Женщины оста новили работу лесозавода: сортплощадка выше головы завалена, и на транспортерах столько товара — вот-вот ава рия, люди не справляются. Всякое бывало за полвека ра боты Кокурского лесозавода, но чтобы самовольно остано вить его работу! Вторая новость, облетевшая поселок в тот же день, — у Василия Зосимовича Филатова заболела корова. И третье, из ряда драматических: в среду, 26 марта нашли мертвым Вень ку Ягнетева, замерз по пья ному делу. Разного порядка и разного значения происшествия, кото рые и событиями-то разве что в местном масштабе назовешь. И причины заранее известны: виновата низкая организация труда в первом случае, во втором речь идет о стариков ском горе, корова у них весь свет в окошке, в третьем — сами виноваты, пьют без ме ры... Да кабы так! И тут роман В. Маслова словно бы взрыва ется бурным кипением стра стей: не так все! Давайте до беремся до корня, не мест ные по значению своему эти события, глубже, глубже надо смотреть, отбросить надо бли зорукую логику, правде в гла за посмотреть, нельзя дальше так... Евстолия Селиверстова, ког да командовала у пилорам, что кричала? Не 0 себе, не о других даже заботилась: «Ви дите, что доски — и сосна, и ель — вместе лежат, товар гу бим...» Разнопородица! Не се годня и не вчера это началось — работа ради плана, ради достижения ближайшего ре зультата. Заведомо обесцени ваются общие результаты тру да: товар не на экспорт, на внутренний рынок пойдет, мил лионные будут убытки. На заводе 70 процентов ручного труда, чуть больше половины штата... Так начинает разматываться клубок противоречий, где сложно переплелись производ ственные, нравственные, се мейные, личные и прочие жиз ненные нити. Необходимость реорганиза ции производства, смена ус таревшего оборудования — и на первый план выдвигается Петр Еремин, начальник цеха, бывший главный инженер, подвижническая деятельность которого по техническому пе реоснащению проходит в борь бе как с ведомственным фор мализмом, так и косностью местных руководителей. Пьянство — и внимание при ковывается к горестной фигу ре Веньки Ягнетева, когда-то нужного общественности чело века, заводилы, капитана фут больной команды, а теперь вот не нужного никому. Особенно же — к фигуре Окреция Ше стакова, бывшего учителя-ис торика, бывшего журналиста, изверившегося в возможности преодолеть разрыв между словом и делом. И Окреций, и Верка Филатова, балансирую щая над пропастью, — во многом жертвы волюнтариз ма, словно бы узаконившего несовпадение видимости и сущности. Жертвой волюнтаристской психологии, на иной манер, стал и директор Петелин, ушедший от больших забот в строительство собственного до ма, уставший от непродуман Заметки о романе В, Маслова «Внутренний рынок» НА ПЕРЕЛОМЕ ных директив сверху, форма лизма и запланированной по казухи. Он из своих, местный, двадцати шести лет стал ди ректором, но сторонятся его теперь люди, знают: «искра» в нем пропала. Такой прием акцентирован ного выдвижения персонажей очень действен, ибо позво ляет впрямую высказать на сущное, движущее человеком в настоящий момент. А два персонажа из рома на В. Маслова заставляют вни мательно вглядеться и поду мать: такого, пожалуй, еще не было. Это семидесятилет ний пенсионер Кирилл Мак симович Шестаков и главный инженер Рюрик Борисович Ажгибков. Кирилл Максимович Шеста ков вобрал в свою биографию всю жизнь Кокурского лесо завода, буквально с фунда мента. Был землекопом при его строительстве, пилоста- вом, партсекретарем, началь ником механического цеха, пять лет тянул биржу, четыре навигации командовал погруз кой на суда свои и иностран ные. Когда началась ставка на разнопородицу, первым забил тревогу, добился, что бы стали сортировать лес. За то и взвалили на него вину за невыполнение плана По вы катке, за то, что лес под го рой вморозили. И вновь по шла в рамы разнопородица! Несмотря на просьбы и хож дения по начальству, полты сячи вмороженных кубов так и унесло в море. И решил Кирилл Максимович не тра тить больше слов, решил бе речь свою старую гордость... В н утрен н и й разговор К и ри л ла М аксимовича с самим со бой незаметно перер астает в о ткр ы тую , взы сн ую щ ую речь автора. Строго сп р аш и вает он со своего всегда честного, все гда справедливого, всегда со вестливого — а вот поди же! — виноватого в падении бы лой славы Конурсного завода — героя. Строгим судом с по зиций партийной совести суд и т своего героя Витали й Маслов. Обязан был номм унист и гр аж данин Кирилл Ш естанов, ав торитетнейш ий человек Крас- нощ елья, дум ать о будущ ем Когда вопрос встал, б ы ть или не бы ть Конурском у заво ду, а зн ач и т, и сем иты сячном у по се л ку, ставш ем у «неперспек ти в н ы м », — поздно д ум ать о ли ч н ы х обидах. Драма Кирилла Ш естакова у с у гу б л я е тся еще и личным горем — сы н Окреций, на ко торого возлагал он все свои надеж ды , стал забулды гой и пьянью И когда потерявш ий человеческий облик сы н при ш ел с топором, чтобы р уш и ть отчий дом, Кирилл М аксимович не вы держ ал, начал ж есто кую , на излом, борьбу с сы ном . Че рез зап ер тую дверь, за кото рой — насильно отторж енны й о т алкогольной отравы Окре ций, идет яр остны й д и сп у т: сы н нап адает, отец защ ищ ае т ся. Окреций осуж дает отц а, к а зн и т и его и себя. К а зн и т п редвзято, несправедливо — но почему же его слова д с /га - ют до сердца? «Отец! Ты из менился за последние го ды ... И зм енился... Я вот подум ал: в та к и х , к а к ты , на бар ри кадах стр е ляю т с обеих сторон!» Устранившийся, было, от от ветственности за родные де тища — «опозоренный» завод и опустившийся сын вдруг ока зываются на одной катастро фической линии — Кирилл Максимович теперь очищает себя жесткими, как наждачный песок, мыслями. «Думай, от куда беды наши?.. Когда же это началось, что стало исче зать чувство хозяина? Доски в грязь упали — втопчут, а не поднимут, лес понесло в море — пусть несет, не наше». Первое деяние прошедшего суровый курс самокритики Ки рилла Максимовича — он ор ганизует спасение уносимого в море леса. «Может быть, му жики, эта ночь великой поль зой обернется? Переломом? Если даже и не весь лес собе рем, Чтоб как раньше, когда вот так же было, когда всем миром». Лес, который был собран за двое памятных суток, унесло снова. Но урок коллективной, мирской, хозяйской работы не пропал даром: «Люди людьми себя почувствовали», — констатирует Кирилл Макси мович, недаром после этого 2-го и 3-го июля так поднялась выработка. На заседании парткома — здесь кульминационные главы романа, потому что именно от сюда начинается перелом, ре шается судьба лесозавода, и слово становится делом — Шестаков выступает во всео ружии, уверенный, что его голос — голос рабочих, же лающих быть действительными хозяевами завода. «Из всех наших бед — толь ко один, мне кажется, и есть выход: вернуть завод рабо чим, доказать, что они — истинные хозяева. Вы думае те, зря было сказано: земля — крестьянам, фабрики — рабочим? — Не устарело? — улыбнул ся Владеков. — Это — никогда не уста реет!» Владеков — заместит е л ь генерального директора объ единения, высказывающий мысль о «нецелесообразности» Кокурского лесозавода. Прямо здесь, на парткоме, намечает Шестаков программу немедленных действий, как выиграть навигацию в две не дели вместо запланированных Петелиным двух месяцев. Образ Кирилла Максимови ча — самая большая удача автора. Давно уже тоскует наш читатель по настоящему положительному герою — че ловеку активной гражданской позиции, борцу и деятелю, одолевающему силой духа внутреннюю инертность и сме ло вступающему в бой. Его знамя — партийная совесть. Шестаков вступает в бой не С лицами — в них ли дело! Ни директор Петелин, расте рявший авторитет, ни «бумаж ный» секретарь парткома Харь- юзов, ни сам Владеков не опасны по отдельности, ни даже вместе взятые. Опасен принцип, выразителем которо го они, а более всех главный инженер завода Ажгибков, являются. Они — не хозяева, хотя взяли на себя функцию «думать» и решать за всех. Это люди, оторвавшиеся от насущных нужд народа, бессо знательно — а в случае с Аж- гибковым и сознательно — идущие наперекор его корен ным интересам. Чтобы понять всю опасно сть руководителей ти па главного инж енера, надо зн ать соц и аль но - психологические истоки их линии поведения. П оэтом у в биограф ии Аж гибкова имеет едва ли не первостепенное зн а чение ком плекс неполноценно, с ти , слож ивш ийся в раннем де тств е : он — сирота при ж и в ы х р о дителях, не видевш их и не захо те вш и х видеть своего ребенка. Главное здесь не то , что он детдомовец, главное то, что он приш ел в ж и зн ь без дом ны м и о стался таки м по своей духовной с у ти . Бездом н о сть в ко н те к сте романа В . М аслова п о лучает особое, сим волическое то лкован ие. Окреций Ш естако в вин и т пло х и х учи телей истории в том , что «ребята — бездомные из ш колы в ы хо д ят» . В ен ька Ягне- тев о казал ся без дома и — погиб. К р ай н яя степ ень паде ния О креция в том , что он под нял топор против р о дительско го дом а. Возрож дение В ерки Ф и латовой начинается с воз вращ ения ее в ро дительски й дом . Дом, сем ья — зазем ление для человена, без которого ему нельзя ни как. «Зазем ление», к с та ти говоря, — значим ая особенность с ти ля п и сателя, которы й стр е м и т ся п о казать несовм естим ость ложной деклар ати в н о сти , при кры вающ ей социальную дем а гогию (главное оруж ие А ж ги б кова), и земной конкретини дел и поступ ков. Ж и тейское — не частное. В нон тексте народ ного бы тия оно^ приобретает государ ствен ную важ ность. В этом плане подчеркнуто кон центрированное вним ание по луч ае т «идея» коровы В асилия Ф и латова. Н ачать с то го , что она единственная на весь по селок. А двадц ать четы ре го да назад (автор, как всегда, нонкретен в реалиях) держ али в Краснощ елье коров 180, коз и овец — бессчетно. Н вось мидесятом у году коз осталось две, коров — ни единой. Баб ка А нна Ф и лато ва с приобре тением коровы (вся история ее покупки необыкновенно тр о гате л ьн а), можно с к а з а ть , об рела себя. Д ревняя к р е с ть я н ская тя га к «ж ивн ости», без которой и дом не дом , наш ла наконец-то удовлетворение. Дедно В ася за хлевом да за се ном стал забы вать о б уты лк е . Нет, большое это дело — пол нота народного б ы ти я, кото рое не на экономической лиш ь выгоде одной зиж д ется — для душ и крестьян ско й корова н уж на. Главное же — мысль о Ро дине. Если проверяет человек всего себя, свои дела и по ступки мыслью о Родине, толь ко тогда он гражданин, толь ко тогда он счастлив. Об этом размышляет директор школы Дружинин перед выпускным вечером. Он скажет: «Нельзя быть врагом земле, на кото рой живешь. Отомстит! Пом ните и берегите!.. Идите в на уку или не идите — ваше де ло. Но учитесь! Без этого нельзя, если даже и без это го вы добрые, умные, уме лые. Учитесь! И прежде все го думайте о Родине... О Ро дине — как Хозяева! И тогда, ребята, мне кажется, исчез нут многие наши пороки, пьян ство, например. Потому что заботливый хозяин разве мо жет быть пьяницей?» Роман заканчивается, как и подобает публицистическому произведению, делом. Олег Шестаков решил пойти в род ное ГПТУ — по стопам деда. Кирилл Максимович и Окре ций отправляются разбирать завалы на бирже. На стол ди ректора Петелина ложатся два заявления: «Прибыл после окончания лесотехнического ин ститута. Прошу принять на работу». Это Федор Еремин, сын Петра Владимировича Ере мина. И его самого заявление: «Прошу срочно ходатайство вать о моем возвращении на должность главного инженера. Пока живы». В сознании лю дей произошел перелом. Они ощущают себя качественно новыми людьми, готовыми к свершениям и подвижническо му труду. К долгой терпеливой работе с думой о Родине и ее будущем Публицистический по стилю, партийный по пафосу роман В. Маслов* оперативно откли кается на веления жизни, по казывая правдиво и убедитель но наступление качественно иного времени. В. ХАРЧЕВ, критик. «•Внутренний Ж урнал « Се- В. МАСЛОВ, рынок». Роман, вер», 19S5, №№ 7 — 9. рыбныймурман 31 января 1986 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz