Рыбный Мурман. 1986 г. Январь.

• XXVII съезду КПСС-достойную встречу! • Правофланговые Немелочи жизни Как раз пятилетку работает на третьем коптильном заводе Мурманского рыбообрабатывающего комбината Надежда Гал­ вина — в 1981 году пришла она на участок горячего копчения. А в ноябре 1985 года — уже досрочно завершила пятилетнее фадание. И сейчас она впереди, да и иначе нельзя — ведь ев смена зовется «Авангард». Фото В. КОРЕЦКОГО. Творцы Более четырех Внимание: конкурс! миллионов рублей Обуздать... бочки * ' Ил н п в и м пиа т а о ы д л я с — такой экономический эф­ фект получен 1 траловом фло­ те за прошедшую пятилетку от внедрения изобретений и рацпредложений. Немало новшеств, направ­ ленных на усовершенствова­ ние узлов, механизмов, умень­ ш ен и е ручного труда, на сче­ ту Г. И. Миненко, Г Д. Митри- ка, Г. В. Рюмкова, Е. Г. Губа­ рева, А. Ю. Седова, В. И. Житкова, И. М Супневича и многих других. В новом году уже подано 102 заявления на рацпредло­ жения, ускоряющие научно- технический прогресс. А. КИЯШКИН, начальник отдела рациона­ лизации и технической ин­ формации тралфлота. На о ый в д р о­ леной рыбопродукции пере­ ходят флоты. Это полиэтиле­ новая бочка,- Она гладкая, а потому ни один из обычных захватов не может с ней ра­ ботать. Для докеров новинка оказалась настоящим мучением. Поэтому — внимание! Объ­ явлен месячный экспресс-кон­ курс на лучшее рационализа­ торское предложение. Сумеете создать приспособление для перегрузки бочек? Тогда не позднее 25 февраля принеси­ те чертеж или модель в рыб­ ный порт. Бюро рационализа­ ции и изобретательства порта ждет смелых решений! Т. огишвили, руководитель бюро по ра­ ционализации и изобрета­ тельству рыбного порта. • • • Катер с перегрузом Рейдовый катер «Дон» не подошел 10 января в шестнад­ цать часов к борту танкера, чтобы высадить людей, следую­ щих на вахту. Катер не забрал людей, отработавших ра­ бочий день, для доставки на берег. Члены экипажа танкера «Дарница» КОЛОС, КРАВЧЕНКО, КРАВЦОВ... Всего 14 подписей. Из объяснения сменного помощника капитана катера «Дон» В. В. КИЯШКО: — К атер и без того шел уж е с перегрузом. Одни о т­ казываю тся сходить, другие норовят попасть на «Дон». Беспорядочное и шумное скопление людей. С вязался с диспетчерской, Добавила остроты и в без того конфликтную ситуацию несдержанность пассажиров. Несложно «вычислить» И ответную реакцию. Однако речь не об этом. А о том, что невнимание к людям ведет к серьезным потерям в экономике. Обстановка ж е 10 января была такова. На северном рейде находились 13 кораб­ лей, на южном — 8. Не счи­ тая судов, стоящих «на боч­ ках». Ш есть катерков пор- тофлота (каждый вмещ ает не более 40 человек) челнока­ ми сновали от причалов к судам и все ж е не всегда успевали. Морякам -«Дарни- цы» немного не повезло, з а ­ держ ались на лишний час. Но из 13 судов кто-то все равно был бы «невезучим». И в то нее время следует за­ метить, что экипажи порто- флота действовали растороп­ но и Грамотно. Об этом, по-видимому, и следовало рассказать смен­ ному помощнику капитана катера «Дон» В. В. Кияшко. К сказанному следует до­ бавить вот что. В конце 1970 года создана служба порто- флота рыбного порта. От флотов были ей тогда пере­ даны 8 пассажирских кате­ ров не первой молодости. Прошло более пятнадцати лет. Новыми современными судами пополнились все фло- обрисовал обстановку. С южного рейда пришел катер «В етерок». Пересадил на не­ го часть людей, следующих на «Дарницу». Не знаю, на вахту они шли или нет, на катере у всех од­ на должность — пассажиры . «Ветерок» и забрал м оря­ ков с танкера. В 17.10 они уж е были у причала. ты бассейна. И только пор- тофлот не получил ни одно­ го катера. Списали «Мечту». Осталось семь. Один в ре­ монте. В феврале, марте уй- Дут на ремонт еще два. Такой штрих. 20 января на рейде за Мишуково сто­ я л а плавбаза «Профессор бар ан о в» . Готовилась выйти в море. Значит, надо доста­ вить па борт около двухсот человек. Ходу до плавбазы при яс­ ной погоде не менее полуто­ ра часов. Таким образом, чуть ли не все ресурсы пор- тофлота надо задействовать, чтобы обеспечить плавбазе выход на промысел. . Картина не из ж изнерадо­ стных. Заявки на новые катера есть в «Севрыбе», есть В министерстве. Катеров нет. Не предвидится изменений к лучш ему и в этой пятилетке. А ведь и надо-то немного. Старший диспетчер порто- ф лота Е. М. Логинов мечта­ тельно вздыхает: — Хотя бы парочку боль­ ших катеров вместимостью по сто пассажиров... На связи — северный рейд. Опять катер с перегрузом? В. ПЕТРОВ. условной экономии экономию, и, следовательно, вопрос о премировании р а­ ботников отпадает, хотя по положению они имеют пол­ ное право получить премию». •Все просто. Не надо ломать голову, заботиться о м ате­ риальном стимулировании. Не выплачивайте — и все. Ибо «выявить фактическую экономию невозможно». Но давайте посмотрим, как «выявляют» ее на местах. Объясняет заместитель на­ чальника отдела труда и за ­ работной платы объединения 3 . Н. Сергачева: «К планам по экономии начальники це- , хов обязаны приложить свой План мероприятий, подтвер­ ждающих, за счет чего они будут добиваться меньших за­ трат. Возьмем сталь. В ме­ роприятиях написано: «Эко­ номия стали достигается за счет восстановления старых Деталей по новой техноло­ гии». В цехе внедряется по­ рошковое напыление. Вместо того чтобы выбросить изно­ с и вш ую с я цилиндровую втул­ ку (вещь дорогую й дефи­ цитную), ее напыляют и сно­ в а отдают на судно. Потом / Открывают овой -журнал п£> учету и записывают туда (в фонд сэкономленного) вес и стоимость детали. И так ежемесячно, потом еж еквартально и ежегодно начальники цехов подписыва­ ют документ с большим пе­ речнем, чего и сколько сохра­ нено. Руководители потом составляют большую сводку и отчитываются перед выше­ стоящими инстанциями. И это является основанием для того, чтобы в будущем году верфи выделили лимитов на м атериалы и энергию мень­ ше ровно на столько, на Сколько они сэкономили в этом году. Но по министерской ин­ струкции оперативный учет (а это как раз он) не ос­ нование для вознаграждения. Д ля бухгалтеров такие дан­ ные — простая бумажка. Именно поэтому рабочие вер­ фи за сбереженные ресурсы премию не получают. ” Но р азве сокращение лимитов на Сумму сэкономленного— это не перерастание условной экономии в фактическую? Р азв е лицевые счета каждой бригады, специальная комис­ сия при главном инж енере и прочие компоненты движе­ ния за экономию, разве они не доказывают, что на вер­ фи учат людей быть хозяе­ вами? Министерская комис­ сия, проверяющ ая весной предприятие, одобрила опыт по экономии и рекомендовала соответствующим институтам обобщить и p a c n p o c tp a iiH T b его. Р азв е этого м ало? Ме­ тодические указания, при­ шедшие из того ж е министер­ ства, перечеркиваю т всю эту работу. Сама постановка воп­ роса «Премия не выплачи­ вается — значит, ничего сбе­ реженного нет» сводит на рет старания рабочих. У них про­ падает ж елание собирать ос­ татки, искусно выкраивать из жести детали. Потому что все равно наверху считают, что ничего такого не делает­ ся. Ситуация, м ягко говоря, йе совпадает с последними решениями партии и прави­ тельства, направленными на то, чтобы рабочие были за ­ интересованы в результатах экономии. С казано ж е в про­ екте Основных направлений: «Существенно усилить роль экономических рычагов в по­ вышении эффективности про­ изводства и проведении ре­ ж им а экономии». Никто не спорит, что вы­ полнять распоряж ения ми­ нистерства нужно. Но как их выполнять, если составлены они без учета специфики су­ доремонта? Видимо, для та­ кого производства необходи­ мы отдельные методические рекомендации. И ЦКТИСу надо их разработать. Тем бо­ лее что судоремонтники, ес­ ли это понадобится, могут дать свои предложения. Ведь премируют ж е они на зам кнуты х участках (выпуск электродов, запчастей и т. д.) Однако доля этой продукции в производственной програм­ м е верфи не более пяти про­ центов, а потому это не ре­ ш ает вопроса премирования в большей части коллектива. Вот, собственно, и вся ис­ тория. Рабочие судоверфи потрудились два дня в прош­ лом году на сбереженных ресурсах. Но положенной премии никто не получил. Потому что (исходя из мини­ стерской инструкции) эконо­ мия не зафиксирована. По­ тому что (исходя и з того ж е документа) экономии нет. Вот такой парадокс полу­ чается. С. САВИНА. Факт и комментарий Идите в штурманы В начале января в среднем мореходном училище «кончи­ лись государственные экзаме­ ны первой экспериментальной группы ускоренного обучения судоводителей. Комментируют этот факт начальник судоводительского отделения В. И. ДУКИН и »е- ведующий производственной практикой А. А. КУРЯКОВ. В. И. Дукин; — Сначала о сути эксперимента. У нас в училище в обыкновенных груп­ пах на штурманов учатся четы­ ре года и четыре месяца. В группе ускоренного обучения — два года и четыре месяца. Как видите, почти в два раза меньше. Это возможно пото­ му, что на экспериментальные курсы мы берем ребят только из плавсостава и только за­ кончивших ранее ПТУ. Получа­ ется эдакий трехступенчатый подъем: училище — средня* мореходка — высшая море­ ходка. Естественно, что при­ шедший к нам моряк знает кое-какие азы, а главное име­ ет двенадцать месяцев плава­ ния. Через два года учебы — он уже дипломированный су­ доводитель. A. А. Куряков: — Но это, так сказать, в идеале. Во-пер­ вых, сама идея ускоренного обучения судоводителей роди­ лась десять лет назад. Ее под­ сказали жизнь, практика. Во- вторых, три года назад вы­ шел приказ министра. И вследствие этого изменились условия приема: будущий кур­ сант должен иметь не только год плавания, но и шесть ме­ сяцев несения вахт на ходовом мостике. Под руководством старшего помощника капитана. А у нас к тому времени уже были набраны ребята, не под­ ходящие под эти условия. • B. И. Дукин: — Мало того, в эту первую эксперименталь­ ную группу мы взяли даже тех, кто не плавал. Что делать? Отделы кадров флотов при­ сылали мало людей из плав­ состава — не из кого выби­ рать. Брали всех. И только пять курсантов — из матро­ сов. Все они сегодня уже штурманы. А вот для осталь­ ных девятнадцати ребят рабо­ чий диплом — в перспективе. A. А. Куряков: — Конечно, напрашивается резонный воп­ рос: а не тратим ли мы день­ ги на ветер? Стоит ли учиться два года, чтобы выйти в мо­ ре матросом? Ведь за месяцы плавания можно забыть азы судовождения. B. И. Дукин: — Чтобы тако­ го не случилось, надо четче организовывать набор на кур­ сы. Большая просьба к отде­ лам кадров флотов — присы­ лайте к нам побольше моря­ ков. Окупится сторицей. Вме­ сто матросов к вам вернутся судоводители. Мы же, со своей стороны, решили облегчить рыбакам сдачу вступительных экзаме­ нов. Теперь у нас приемная комиссия будет экзаменовать абитуриентов по мере их по­ ступления. Чтобы моряк, сдав экзамены, мог снова уйти в рейс. Комиссия будет рабо­ тать непрерывно с лета до осени. Ждем вас, будущие штурманы! РЫБНЫЙ мурмдн 31 января 1986 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz