Рыбный Мурман. 1986 г. Январь.
В гостях у муз Встречи на промысле д Рассказ ВЕ АГИТБРИГАДЫ находят ся сейчас в районе про мысла в Баренцевом море. На борту транспортного рефри жератора «Вильгельм Пик» базируется группа артистов Ленконцерта. В ее составе — исполнительница русских на родных песен Тамара Пятни ца, эстрадная певица Людми ла Смага, музыкант Станислав Миневич. Конферансье А д е лаида Завьялова выступает Выступают перед рыбаками перед рыбаками с юмористи ческими и сатирическими про изведениями, многие из кото рых посвящены теме борьбы с пьянством. На днях на плавбазе «Сев- рыба» а море вышла также агитбригада студентов Лите ратурного института имени Горького. Тружеников моря знакомят со своим творчест вом молодые писатели Андрей Эдоков, Олег Борушко, Олег Поляков, Александр Попов. Д. СТОЛБОВ. Люди увлечённые Вновь катятся волны Почти полвека отплавал на рыбацких судах Георгий Ф и лимонович Шаповалов. Пер вый раз ступил на палубу мо лодым матросом еще в нача ле тридцатых — на Азовском море это было. Потом потя нуло на Север. За два года до войны закончил он Мур манское мореходное училище, ходил и за сельдью, и на зверобойный промысел. А в грозные годы не тех же са мых судах, что, вооруженные пулеметами да легкими пу шчонками, встали в строи Северного флота, охранял по бережье полуострова, достав лял десанты в тыл врага, бое припасы и продовольствие на Рыбачий... И опять были ^мир ный рыбацкий труд, первые рейсы под флагом только что рожденного управления «Мур- мансельдь» (ныне — объеди нение «Мурманрыбпром»), многолетнее капитанство. Чего только не перевидано f плаваниях за эти полвека! все, наверное, что можно бы ло с капитанского мостика. А оттуда далеко видать. Поэтому и сейчас, когда работает Ге оргий Филимонович на бере гу, в диспетчерской флота, ча- ще всего рисует он море. Рисование — давняя страсть Шаповалова. Бывало, в сво бодные минуты карандашом ли, фломастером, акварелью — тем, что под руку подвер нется, — делал наброски уви денного в рейсе, торопясь за печатлеть на бумаге поразив шие воображение пейзажи. Только много ли свободных минут у капитана?.. Когда же стало проще распоряжаться личным временем, когда взял ся за кисть всерьез, то вы яснилось, что есть у нас еще один вполне самостоятельный художник-любитель. Лет уже семь появляются на областных выставках само деятельного творчества рабо ты Георгия Филимоновича. Пишет он и пейзажи многоли кого Заполярья, и «портреты» ставшего родным Мурманска: живет-то ведь любой моряк на берегу. А все-таки чаще смешивает на палитре синюю и зеленую краски: море! Ему отдана судьба, к нему тянет ся душа. И вновь катятся, ярясь и пенясь, стремясь вы плеснуться за подрамник, вол ны. В. НИКОЛИН. Фото В. КОРЕЦКОГО. Поднять флаг! Порт всегда живет полно кровной рабочей жизнью . Но есть такая минута, когда его пульс резко учащ ается. Свеж ее утро. У причалов — лес корабельных мачт. Словно шеи цаплей, вытяну ты стрелы кранов. Корпуса ремонтных заводов смотрят светлыми окнами в море. Я, с красной повязкой вах- тенного матроса на рукаве, стою на палубе. Слышу чет кий голос диспетчера из р е продуктора: — Судам, стоящим в пор ту, поднять государственный флаг! Бегу на корму. Быстро перебираю руками — и алый флаг, мягко ш елестя, взви вается к вершине флагштока. Часто бьется сердце: ведь в этот миг рождается трудовой день. На всех судах затреп ета ли красные флаги. Над водой, распластав крылья, плывет чайка. Солн це выглянуло из-за сопки, брызнуло лучами на город, щедро сыпануло золота в залив. По носу нашего судна у причала ошвартовался трау лер. В мгновение ока в тол пе на берегу смешались бе реты, цветные платки, ш ляп ки. Люди см еялись, говори ли, кричали... Как это понят но! Сам я много р аз вот та кой ж е радостный, взволно ванный сходил с траулера на берег... А над палубой согнул стальную шею портальный кран. Р ум яная девушка в оранжевом непромокаемом костюме, стоя у раскрытого трюма, дирижирует: — Вира-а! И к голубому небу Тянет ся стампа, наполненная кр ас ным окунем. Вдыхаю рыбный запах, слушаю , как старший м еха ник требует у прораба-судо- ремонтника: — Смотрите же, капроно вые подшипники поставьте! — Конечно, конечно, сде лаю, — заверяет на ходу прораб. — Ведь мы будем вам выдавать гарантийный паспорт! Все будет как поло жено. ...Порт живет. Читаю надписи на рулевых рубках: «Экипаж коммунистического труда», «Комсомольско-мо лодежный -экипаж». Послышалось: в небе кряк нул кран-исполин, и комп лект ящиков с рыбой, взя тый с большого морозильно го траулера, поплыл по во з духу в стоящий рядом вагон- холодильник. Выписывая дугу на заливе, качнулся траулер. Ему низко поклонился порт со всеми своими зданиями. Траулер уходит за рыбой. А к при чалам все идут и идут маши ны, груженные сетями, боч кам и ...' В рабочей одежде спешит народ. На палубах судов слышит ся звон металла, дробь пнев матических молотков, свер кают вспышки электродов. Матросы, несущие свою службу, и механики, колдую щие над узлами механизмов, и вахтенный штурман, даю щий распоряжение боцману, — все, от уборщика до капи тана, заняты своим делом. ...Уходят составы с рыб ной продукцией. Они увезут ее во все края нашей боль шой страны. Гляжу вокруг, и сердце охватывает гордость. Это все, все до последней мелочи, со здано нами. Нами — совет скими людьми. День под красным флагом вошел в рабочий ритм. ф Л. ГОРЮНОВ, ветеран рыбной промыш ленности. Улучшать условия для самодеятельного творчества U А СУДАХ управления «Севрыбхолодф л о т» организованы тридцать два коллектива художественной самодеятельности. Среди них немало вокально-инструмен тальных ансамблей. Яркий, праздничный этот жанр дав но стал привлекательным ' для молодежи. А моряки — народ в основном молодой. Поэтому на плавбазах само собой получается, что из двухсот и более человек экипажа обязательно оты щутся несколько парией, ко торые хорошо владеют ин струментами. могут соста вить ансамбль. На транспортных реф риж е раторах, где экипажи втрое меньше, мы ориентируемся главным образом на диско теки. Однако и на транспор тах у нас действуют несколь ко ансамблей. Хорошие музыкальны е коллективы созданы на тран спортных рефрижераторах «Тамбов», «К арл Либкнехт», плавбазах «Севрыба», «Ма- точкнн Ш ар», многих других судах. Немало доставляют самодеятельные артисты при ятных часов соплавателям , не говоря уж е о той радости, которую извлекаю т сами из любимого увлечения. Впрочем, с радостью я, пожалуй, поторопился. По тому что она, как поется, — со слезами на глазах. Поясню на примере. Очень недостает нам. например, усилительной аппаратуры . Б ез нее нц ВИА не удастся ПОРА ПЕРЕШИТЬ ТРИШКИН КАФТАН наладить, ни дискотеку ор ганизовать. Остро нужны микрофоны, ударны е уста новки, некоторые другие то вары культурно - бытового- назначения. В прошлом го ду профкому «Севрыбхолод- флота» удалось приобрести семь усилителей, причем пять из них — маломощные и ненадежные «Электроны». Чтобы не увязать в деталях, скажу лишь, что семью эти ми усилителями можно худо- бедно обеспечить лишь два ансамбля. Многие ж е из им е ющихся в распоряжении латаны -перелатаны , дав но перешагнули пенсионный возраст, то есть норматив ный срок службы. Чуть что — «горят» и умолкают,'"по ка не побывают в ремонте, который можно сделать толь ко на берегу. Поступление вовсе не покрывает естест венного (и «рукотворного» то ж е) износа аппаратуры . ‘ С ремонтом другая про блема. Чинить ведь прихо дится на вернувшемся суд не многие предметы к у л ь турно - бытового назначения. Магнитофоны, радиоаппара тура. телевизоры , фотоаппа раты , кинотехника, м узы каль ные инструменты — все это ремонтируется в разных ателье, которые разбросаны по всему Мурманску. И ез дят моряки по городу, тер я ют время в очередях, а пред меты потом нередко застре вают в недрах сферы бытово го обслуживания на месяцы. Что остается делать с ос тавшимися на руках теми ж е усилителями? Судно го тово отплыть — не остав лять же экипаж без Музыки! Вот и отдаешь на судно, скрепя сердце, те же два «Электрона». Хотя знаеш ь и предупреждаешь людей, что если попробуют они под ключить к усилителям боль ше чем по одному инстру менту, то поминай их как звали... Только что это за ансамбль с двумя инструмен тами? Д аж е слово такое упо треблять неудобно. И нам это ясно, и самодеятельным музы кантам , которые вряд ли не попытаются испытать «силу» этих усилителей. Значит, снова — на поклон к ремонтникам... Настоящий тришкин каф тан получается: здесь корот ко, там узко... Пора уже пе релицевать его, перёшить так, чтобы условия для са модеятельного творчества стали впору запросам рыба ков. Не только нашего, кста ти, флота. А для этого нуж но решить две проблемы: снабжения и ремонта. Почему мы не можем при обрести аппаратуру и инстру менты удовлетворительного качества в нужных количе ствах? Потому что в рыбко- оповском универмаге «Вол на» они бывают редко. А прилавки горпромторга по целому, ряду позиций защ и щены от нас инструкциями, лимитами... Пробить же брешь в этих «редутах», на сколько мне известно, может отдел торговли горисполкома, если даст разреш ение гор- промторгу, его магазинам продавать флотам по безна личному расчету необходи мые товары на определенную сумму без зачета в лимит. Предложение это уже не раз высказывалось от имени профкома «Севрыбхолодфло- та», и я сам с ним выступал на одном совещании в Ок тябрьском райкоме партии, но дело пока не движется. Решить проблему ремонта, видимо, может ВРПО «Сев- рыба». Думается, для этого необходимо создать па тер ритории порта или поблизо сти пункт комплексного при ема телерадиоаппаратуры , учредить во флоте должность мастера по ремонту. Тогда не придется из-за каждой мелкой поломки морякам е з дить из конца в конец горо да. Тогда ускорятся сроки починки, фактически — боль ше станет на судах исправ ной аппаратуры! Мысль эта тоже давно уж е обсуждается, но о воплощении ее ничего не слышно. В проекте новой редакции Программы КПСС говорится: «Сфера культуры призвана удовлетворять возрастающие запросы различных катего рий населения, обеспечивать необходимые возможности для самодеятельного худо^ жественного творчества на рода...» А решенне этой и других задач партия видит, в частности, в укреплении материальной базы культур но - просветительной работы, «в интенсивном культурном строительстве на селе и во вновь осваиваемых районах». Предельно ясные, четкие сло ва. Только я предложил бы развить последнюю фразу, например, таким образом: «во вновь осваиваемых и от даленных районах, в том чи сле в районах морского про мысла». Думаю , и моряки, и рыбаки — ведь их сотни тысяч по стране! — неустан ным трудом вдали от бере га заслужили право на осо бо внимательное отношение к своим культурным запро сам. Е. ПАНФИЛОВ, инструктор профкома уп равления «Севрыбхолод флот». 24 янвапя 1986 года 8 РЫБНЫЙ мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz