Рыбный Мурман. 1986 г. Январь.
Вечером 6 пятницу ЗАМЕТКИ I'-- О КИНОЭПОПЕЕ «БИТВА ЗА МОСКВУ» ФОТОКОНКУРС «ОБЪЕКТИВ-86» ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ О Береге с большой буквы Имя московского писате л я Андрея Никитина уж е знакомо читателям еж ене дельника. В свое время он был гостем нашей редакции, подготовил специально для «Рыбного М урмана» публи цистические заметки, кото ры е были опубликованы в одном из номеров газеты. Надо сказать, что тема возрождения отдаленных сел Терского берега в его твор честве не случайна. Начав разрабаты вать ее более 15 лет назад, Никитин .высту пает на страницах различных центральных изданий не про сто как очеркист-бытописа тель, а в первую очередь как социолог, экономист, стра стный пропагандист положи тельны х перемен, наметив шихся за последние годы в развитии рыболовецких кол хозов Мурманской области. Поэтому и хотелось бы се годня обратит^ внимание за интересованного читателя на последние работы А. Никити на, вышедшие в минувшем году. Такие, как книга и зд а тельства «Современник» «День, прожитый дважды» и очерк в ж урнале «Ок тябрь» № 12 «Рыбаки живут на берегу». Созданные по следам по ездок по Терскому берегу, они прежде всего подкупа ют широтой, масштабностью ■писательского видения, уме вшем понять и донести до чи тателя, что стоит за каждым конкретным эпизодом иэ будничной жизни рыбаков- •колхозников, обнажить эко номические пружины порой работающего на холостом ходу механизма развития на ш их рыболовецких хозяйств. Со страниц произведений Ни китина звучат взволнованные голоса жителей села Чапома, собравшихся обсудить свои чн е слишком веселые кол хозные дела»; председателя Терского райисполкома М. А. ■Шитарева, размышляющего о причинах инертности в решении некоторых важней ших вопросов хозяйственной •политики края. Перед нами встают ярко обрисованные образы руководителей Мур манского рыбакколхозсоюза, н ачальника ВРПО «Севры б а» М. И. Каргина («...высо кий.., на первый взгляд, ка кой-то неуклюжий, и только потом понимаешь, что это от силы, клокочущей в нем энергии»). Вновь и вновь обращаясь к проблемам межхозяйствен- ной кооперации рыболовец ких колхозов области с пред приятиями «Севрыбы», автор ратует за возможно более широкое распространение на копленного в Заполярье опы т а , распространение его на все отрасли народного хо зяйства, где возможно уве личение производства про дуктов питания и потребле ния, где подобная коопера ция рентабельна и необходи м а по экономическим или со циальным причинам. Он со своей стороны делает все возможное, чтобы нужное, чрезвычайно важное дело, открывающее широчайшие перспективы организации хо зяйства в масштабе всей страны, а не только Терского берега, получило безотлага тельную , самую решительную поддержку партийных и со ветских органов на самом высоком уровне. Не случайно в ж урналь ном очерке Никитин" пишет слово «берег» с большой буквы. При недавней личной встрече Андрей Леонидович, который, кстати, больше из вестен массовому читахелю как историк и литературовед, полушутя признался, что разобраться в проблемах раз вития прибрежных хозяйств Кольского полуострова для него подчас сложнее, чем дать свою оригинальную трактовку создания величай шего памятника славянской письменности «Слово о пол ку Игореве». Что ж . в этом есть долр правды. Хотя бы потому, что жизнь все на стойчивее выдвигает на первый план актуальны е те мы нашей хозяйственной деятельности. В. ГЕОРГИ. ФРАЗЫ Легче ли сохранить душев* ное равновесие, когда душа в пятках? Может ли полоса неудач у оказаться взлетной полосой? Как должно быть обидно плагиатору, когда его обвиня ют в приверженности к штам пам! Если сюжет стал избитым, — значит, для этого были ос нования. Эпитафия: «•Рассыпался в любезностях». И. НИКОЛАЕВ. Природа белает человека чище. Все ненужное он остав ляет ей. Самая распространенная любовь к природе — вегетари анская. Уж не из-за отсутствия ли вечных запчастей человечест во отказывается от вечного двигателя? Могущество физики: у нее даже отрицательные частицы, способны играть положитель ные роли. Е. КОНДРАШОВ. ПО ГО РИ ЗОНТАЛИ : 3. А р ти ст, ведущ ий концертно-эстрадное представлен и е. 6 . Ж и дкая часть крови. 7. Вид м атериального поощ рения. 10. Город-порт в А в стр али и . 12. Д вухкор пусное судно. 13. Безукоризненны й вид, внеш ний блесн. 14. Р а з дел м ехан и ки . 15. Р уж ье с вин товой нарезкой. 17. Сорт яб лок. 18. Негармоничное соче тани е м у зы к ал ьн ы х звуко в. 21. П родукт ж и зн едеятельн ости пчел. 24. П тица сем ейства я с т реб ины х. 25. Бо г небесного о г ня в др евнеславянской м ифо ло ги и . 23. П ринадлеж ность во енной парадной одеж ды . ПО В ЕР Т И К А Л И : 1. Род кор- О ТВ ЕТЫ НА КРОССВО РД, ПО ГО РИ ЗОНТАЛИ : 1. «Холоп ка». 5. Семга. 7. Рю ген. 10. Ме- тон цм и я. 13. Кавал. 14. Хасан. 15 Н абат. 19. П олевой. 20. Се м естр. 21. Тиховод. 22. Ц ице рон. 25. Н алим. 27. Вож ак. 28. К иазо. 33. Богодухов. 35. Б ан к а. 36. А эрон. 37. Ч елекен. ПО В ЕР Т И К А Л И : 1. Халеб. 2. тр ав сем ейства лю- ти ко в ы х. 2. Вид сценического и с к у с ств а . 3. Н акладны е голе нищ а с застеж кам и . 4. Преоб разование. 5. Пионер освоения Сибири. 8. Вымыш ленное имя. 9. Лечебно-профилактическое учреж дение. 11. Ж изненная а к ти в н о сть. 13. Областной центр на У кр аи н е. 16. К о н стр укц и я, ж е стк о закрепленная одним концом. 19. Областной центр в Р С Ф С Р . 20. Вы сш ее состояние д у х а в буддизме. 22. М еталли ческий щ и ток на р уко ятке ш п аги , рапиры . 23. Народ в Тур ц и и , Иране, И раке. Составил О. ШАМИН. ОП УБЛИ КО ВАН НЫ Й В № 2 Лимонад. 3. П еликан. 4. Арш ин. 5. «Слава». 9. Ницца. 11. М аке дония. 12. К аф етерий. 13. К апи тан. 16. Торонто. 17. Колон. 18. Репин. 23. «Колокол». 24. Мазу- рук. 26. А краб. 29. Зупан. 30. К осач. 31. Волан. ПО И ЗО ГНУТЫМ ЛИНИЯМ : 6. Муза. 8. Герц. 32. Рейн. 34. Петр. Ожившая Ни одного вымышленного лица, ни одной придуманной ситуации — такую строгую, бескомпромиссную задачу по ставил перед собой автор сце нария и режиссер Нового фильма «Битва за Москву», лауреат Ленинской премии Юрий Озеров. Прием истори ческой хроники не нов для этого мастера. Он занимал значительное место в преж них, широко известных его работах — киноэпопеях «Ос вобождение» и «Солдаты сво боды» — придавал им ощуще ние масштабности, достовер ности всего происходящего. В новой же ленте сделан еще один шаг в этом направлении. Только то, что было на самом деле: не снижая пафоса ге роических событий, не отводя глаза от таких, которые очень тяжело вспоминать.... Да, начало войны оказалось не таким, каким его предпола гали многие. Причины неудач советских войск в те месяцы давно уже осмыслены истори ками. Но в «Битве за Москву», пожалуй, впервые в отечест венном кинематографе, пред принята попытка детально по казать их через судьбы, столк новения характеров, поступки конкретных людей. И все же лейтмотив кино ленты оптимистичен. В тра гических коллизиях первых дней, недель моментально вы являлась сущность человека. И тех, кто, несмотря на вне запность нападения, был го тов, не раздумывая, встать на защиту страны с винтовкой в руках, командиров, готовых принимать единственно верные решения, неизменно оказыва лось большинство. Иначе и быть не могло. Чередой проходят перед зрителями героические кар тины обороны Брестской кре пости, Смоленска, Киева. В ко ротких эпизодах раскрывается духовное величие таких лю дей, как комкор Петровский, Отказавшийся сесть в специ ально присланный спасатель ный самолет, пока возглавляе мая им часть не выйдет иэ окружения. Отказавшийся — и погибший в цепи, плечом к плечу с солдатами. Таких, как генерал Романов, герой обо роны Могилева, попавший к фашистам в плен, бежавший и погибший в Белоруссии пар- КРОССВОРД— — история ЗАКАЛКА, ТРЕНИРОВКА... Фото В. КОНОНОВА. тизанским вожаком. Таких, как дравшийся до последнего патрона командир гарнизона Брестской крепости майор Гаарилоа. Само понятие битвы за Мо скву приобретает в фильме расширенное толкование. Началась она не с первыми выстрелами, а еще с военно- стратегической игры сороко вого года, на которой был разобран возможный вариант гитлеровского нападения. И участниками этой битвы были не только погибшие, защищая столицу. Зоя Космодемьян ская, панфиловцы, тысячи дру гих известных и неизвестных героев. Огромный вклад в нее внесли и те, до кого не мог даже эхом донестись гро хот артиллерийской канонады. Например, советский развед чик Рихард Зорге, чьи данные позволили снять войска с дальневосточной границы и перебросить их под стены Москвы. Весь период крова вого противоборства, на ка- ■ ком бы участке фронта оно ни происходило, по мысли автора фильма, можно считать битвой за Москву, за сердце нашей земли, за смысл совет ского строя. Десятки образов историче ских личностей появляются на экране. Причем кинематогра фисты настойчиво добивались их портретной узнаваемости: Сталин, Жуков, Рокоссовский, Шапошников, Панфилов, Ко нев, многие другие. Киноэпо пею «Битва за Москву» можно по праву назвать ожившей историей. И эта история, не отделимая от дня сегодняшне го, держит зрителей в посто янном напряжении: ведь на наших глазах — а приказах военачальников, беззаветных действиях солдат — вновь ре шается судьба Отечества. Сейчас на экраны Мурман ска вышел первый фильм эпопеи, он называется «Агрес сия». Вскоре появится второй фильм — «Тайфун». Пожелаем же киноэпопее «Битва за Мо скву» хорошей зрительской судьбы. Д. СТОЛБОВ. 17 января 1986 года! 1 0 РЫБНЫЙ мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz