Рыбный Мурман. 1986 г. Январь.

Вечером 6 пятницу ЗАМЕТКИ I'-- О КИНОЭПОПЕЕ «БИТВА ЗА МОСКВУ» ФОТОКОНКУРС «ОБЪЕКТИВ-86» ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ О Береге с большой буквы Имя московского писате­ л я Андрея Никитина уж е знакомо читателям еж ене­ дельника. В свое время он был гостем нашей редакции, подготовил специально для «Рыбного М урмана» публи­ цистические заметки, кото­ ры е были опубликованы в одном из номеров газеты. Надо сказать, что тема возрождения отдаленных сел Терского берега в его твор­ честве не случайна. Начав разрабаты вать ее более 15 лет назад, Никитин .высту­ пает на страницах различных центральных изданий не про­ сто как очеркист-бытописа­ тель, а в первую очередь как социолог, экономист, стра­ стный пропагандист положи­ тельны х перемен, наметив­ шихся за последние годы в развитии рыболовецких кол­ хозов Мурманской области. Поэтому и хотелось бы се­ годня обратит^ внимание за ­ интересованного читателя на последние работы А. Никити­ на, вышедшие в минувшем году. Такие, как книга и зд а­ тельства «Современник» «День, прожитый дважды» и очерк в ж урнале «Ок­ тябрь» № 12 «Рыбаки живут на берегу». Созданные по следам по­ ездок по Терскому берегу, они прежде всего подкупа­ ют широтой, масштабностью ■писательского видения, уме­ вшем понять и донести до чи­ тателя, что стоит за каждым конкретным эпизодом иэ будничной жизни рыбаков- •колхозников, обнажить эко­ номические пружины порой работающего на холостом ходу механизма развития на­ ш их рыболовецких хозяйств. Со страниц произведений Ни­ китина звучат взволнованные голоса жителей села Чапома, собравшихся обсудить свои чн е слишком веселые кол­ хозные дела»; председателя Терского райисполкома М. А. ■Шитарева, размышляющего о причинах инертности в решении некоторых важней­ ших вопросов хозяйственной •политики края. Перед нами встают ярко обрисованные образы руководителей Мур­ манского рыбакколхозсоюза, н ачальника ВРПО «Севры ­ б а» М. И. Каргина («...высо­ кий.., на первый взгляд, ка­ кой-то неуклюжий, и только потом понимаешь, что это от силы, клокочущей в нем энергии»). Вновь и вновь обращаясь к проблемам межхозяйствен- ной кооперации рыболовец­ ких колхозов области с пред­ приятиями «Севрыбы», автор ратует за возможно более широкое распространение на­ копленного в Заполярье опы­ т а , распространение его на все отрасли народного хо­ зяйства, где возможно уве­ личение производства про­ дуктов питания и потребле­ ния, где подобная коопера­ ция рентабельна и необходи­ м а по экономическим или со­ циальным причинам. Он со своей стороны делает все возможное, чтобы нужное, чрезвычайно важное дело, открывающее широчайшие перспективы организации хо­ зяйства в масштабе всей страны, а не только Терского берега, получило безотлага­ тельную , самую решительную поддержку партийных и со­ ветских органов на самом высоком уровне. Не случайно в ж урналь­ ном очерке Никитин" пишет слово «берег» с большой буквы. При недавней личной встрече Андрей Леонидович, который, кстати, больше из­ вестен массовому читахелю как историк и литературовед, полушутя признался, что разобраться в проблемах раз­ вития прибрежных хозяйств Кольского полуострова для него подчас сложнее, чем дать свою оригинальную трактовку создания величай­ шего памятника славянской письменности «Слово о пол­ ку Игореве». Что ж . в этом есть долр правды. Хотя бы потому, что жизнь все на­ стойчивее выдвигает на первый план актуальны е те­ мы нашей хозяйственной деятельности. В. ГЕОРГИ. ФРАЗЫ Легче ли сохранить душев* ное равновесие, когда душа в пятках? Может ли полоса неудач у оказаться взлетной полосой? Как должно быть обидно плагиатору, когда его обвиня­ ют в приверженности к штам­ пам! Если сюжет стал избитым, — значит, для этого были ос­ нования. Эпитафия: «•Рассыпался в любезностях». И. НИКОЛАЕВ. Природа белает человека чище. Все ненужное он остав­ ляет ей. Самая распространенная любовь к природе — вегетари­ анская. Уж не из-за отсутствия ли вечных запчастей человечест­ во отказывается от вечного двигателя? Могущество физики: у нее даже отрицательные частицы, способны играть положитель­ ные роли. Е. КОНДРАШОВ. ПО ГО РИ ЗОНТАЛИ : 3. А р ти ст, ведущ ий концертно-эстрадное представлен и е. 6 . Ж и дкая часть крови. 7. Вид м атериального поощ рения. 10. Город-порт в А в стр али и . 12. Д вухкор пусное судно. 13. Безукоризненны й вид, внеш ний блесн. 14. Р а з­ дел м ехан и ки . 15. Р уж ье с вин­ товой нарезкой. 17. Сорт яб­ лок. 18. Негармоничное соче­ тани е м у зы к ал ьн ы х звуко в. 21. П родукт ж и зн едеятельн ости пчел. 24. П тица сем ейства я с т ­ реб ины х. 25. Бо г небесного о г­ ня в др евнеславянской м ифо­ ло ги и . 23. П ринадлеж ность во­ енной парадной одеж ды . ПО В ЕР Т И К А Л И : 1. Род кор- О ТВ ЕТЫ НА КРОССВО РД, ПО ГО РИ ЗОНТАЛИ : 1. «Холоп­ ка». 5. Семга. 7. Рю ген. 10. Ме- тон цм и я. 13. Кавал. 14. Хасан. 15 Н абат. 19. П олевой. 20. Се­ м естр. 21. Тиховод. 22. Ц ице­ рон. 25. Н алим. 27. Вож ак. 28. К иазо. 33. Богодухов. 35. Б ан ­ к а. 36. А эрон. 37. Ч елекен. ПО В ЕР Т И К А Л И : 1. Халеб. 2. тр ав сем ейства лю- ти ко в ы х. 2. Вид сценического и с к у с ств а . 3. Н акладны е голе­ нищ а с застеж кам и . 4. Преоб­ разование. 5. Пионер освоения Сибири. 8. Вымыш ленное имя. 9. Лечебно-профилактическое учреж дение. 11. Ж изненная а к ­ ти в н о сть. 13. Областной центр на У кр аи н е. 16. К о н стр укц и я, ж е стк о закрепленная одним концом. 19. Областной центр в Р С Ф С Р . 20. Вы сш ее состояние д у х а в буддизме. 22. М еталли­ ческий щ и ток на р уко ятке ш п аги , рапиры . 23. Народ в Тур ц и и , Иране, И раке. Составил О. ШАМИН. ОП УБЛИ КО ВАН НЫ Й В № 2 Лимонад. 3. П еликан. 4. Арш ин. 5. «Слава». 9. Ницца. 11. М аке­ дония. 12. К аф етерий. 13. К апи­ тан. 16. Торонто. 17. Колон. 18. Репин. 23. «Колокол». 24. Мазу- рук. 26. А краб. 29. Зупан. 30. К осач. 31. Волан. ПО И ЗО ГНУТЫМ ЛИНИЯМ : 6. Муза. 8. Герц. 32. Рейн. 34. Петр. Ожившая Ни одного вымышленного лица, ни одной придуманной ситуации — такую строгую, бескомпромиссную задачу по­ ставил перед собой автор сце­ нария и режиссер Нового фильма «Битва за Москву», лауреат Ленинской премии Юрий Озеров. Прием истори­ ческой хроники не нов для этого мастера. Он занимал значительное место в преж­ них, широко известных его работах — киноэпопеях «Ос­ вобождение» и «Солдаты сво­ боды» — придавал им ощуще­ ние масштабности, достовер­ ности всего происходящего. В новой же ленте сделан еще один шаг в этом направлении. Только то, что было на самом деле: не снижая пафоса ге­ роических событий, не отводя глаза от таких, которые очень тяжело вспоминать.... Да, начало войны оказалось не таким, каким его предпола­ гали многие. Причины неудач советских войск в те месяцы давно уже осмыслены истори­ ками. Но в «Битве за Москву», пожалуй, впервые в отечест­ венном кинематографе, пред­ принята попытка детально по­ казать их через судьбы, столк­ новения характеров, поступки конкретных людей. И все же лейтмотив кино­ ленты оптимистичен. В тра­ гических коллизиях первых дней, недель моментально вы­ являлась сущность человека. И тех, кто, несмотря на вне­ запность нападения, был го­ тов, не раздумывая, встать на защиту страны с винтовкой в руках, командиров, готовых принимать единственно верные решения, неизменно оказыва­ лось большинство. Иначе и быть не могло. Чередой проходят перед зрителями героические кар­ тины обороны Брестской кре­ пости, Смоленска, Киева. В ко­ ротких эпизодах раскрывается духовное величие таких лю­ дей, как комкор Петровский, Отказавшийся сесть в специ­ ально присланный спасатель­ ный самолет, пока возглавляе­ мая им часть не выйдет иэ окружения. Отказавшийся — и погибший в цепи, плечом к плечу с солдатами. Таких, как генерал Романов, герой обо­ роны Могилева, попавший к фашистам в плен, бежавший и погибший в Белоруссии пар- КРОССВОРД— — история ЗАКАЛКА, ТРЕНИРОВКА... Фото В. КОНОНОВА. тизанским вожаком. Таких, как дравшийся до последнего патрона командир гарнизона Брестской крепости майор Гаарилоа. Само понятие битвы за Мо­ скву приобретает в фильме расширенное толкование. Началась она не с первыми выстрелами, а еще с военно- стратегической игры сороко­ вого года, на которой был разобран возможный вариант гитлеровского нападения. И участниками этой битвы были не только погибшие, защищая столицу. Зоя Космодемьян­ ская, панфиловцы, тысячи дру­ гих известных и неизвестных героев. Огромный вклад в нее внесли и те, до кого не мог даже эхом донестись гро­ хот артиллерийской канонады. Например, советский развед­ чик Рихард Зорге, чьи данные позволили снять войска с дальневосточной границы и перебросить их под стены Москвы. Весь период крова­ вого противоборства, на ка- ■ ком бы участке фронта оно ни происходило, по мысли автора фильма, можно считать битвой за Москву, за сердце нашей земли, за смысл совет­ ского строя. Десятки образов историче­ ских личностей появляются на экране. Причем кинематогра­ фисты настойчиво добивались их портретной узнаваемости: Сталин, Жуков, Рокоссовский, Шапошников, Панфилов, Ко­ нев, многие другие. Киноэпо­ пею «Битва за Москву» можно по праву назвать ожившей историей. И эта история, не­ отделимая от дня сегодняшне­ го, держит зрителей в посто­ янном напряжении: ведь на наших глазах — а приказах военачальников, беззаветных действиях солдат — вновь ре­ шается судьба Отечества. Сейчас на экраны Мурман­ ска вышел первый фильм эпопеи, он называется «Агрес­ сия». Вскоре появится второй фильм — «Тайфун». Пожелаем же киноэпопее «Битва за Мо­ скву» хорошей зрительской судьбы. Д. СТОЛБОВ. 17 января 1986 года! 1 0 РЫБНЫЙ мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz