Рыбный Мурман. 1986 г. Январь.
• Имя на борту • У родного причала Да, впервые ошвартовался в поне дельник у причала порта приписки, родного причала, этот новый траулер, построенный клайпедскими корабела ми. «Здравствуй, «Капитан Ш айта нов»!», — сказали ему ветераны- промысловики, родственники Дмитрия Ивановича, представители управлений флотов, журналисты «Рыбного Мур мана» — газеты, с которой прослав ленный рыбак дружил многие годы. Встречу открыл секретарь партко ма управления «Севрыбпромразведка» Леонид Алексеевич Малых. Затем от имени ветеранов Мурманского трало вого флота слово взял Аким Гри горьевич Михайлов, проработавший в этом флоте 43 года. Он прошел путь от матроса до капитана-флагмана, на гражден орденом Ленина. Аким Гри горьевич рассказал о Д. И. Шайтано- i > ве, своем земляке, человеке, предан ном морю и труду рыбака, пожелал экипажу нового траулера высоко не сти имя капитана, начертанное на борту. Выступила на встрече также О. Г, Круглова, бывшая в пятидесятые го ды председателем женсовета флота. ...Волнуясь, говорила о своем отце Светлана Дмитриевна. Дмитрий Ива нович ушел из жизни несколько л е ! назад, но его служение Родине про должается — оно в делах моряков ПСТ «Капитан Шайтанов». Светлана Дмитриевна пожелала морякам сча стливого плавания и крепкого здо ровья. Капитан Ростислав Петрович Ха баров в ответном слове заверил при сутствующих и руководство флота в том, что коллектив нового траулера сделает все, чтобы выполнить постав ленные перед ним задачи. ★ * * ПСТ-1366 «Капитан Шайтанов» и ' ‘ строился с учетом того, что он будет вести разведку рыбных концентраций. На его борту созданы условия для ра боты научной группы, в распоряжении которой современная поисковая ап паратура и вычислительная техника. Капитан нового траулера Р. П. Хабаров — опытный промысловик, перешедший в промразведку с экипа жем БМ РТ «Зарница» Архангельско го тралового флота в дни образования управления. Звездный час рыбака Радостной для тружеников нашей отрасли была весна 1963 года: за вы дающиеся успехи в добыче рыбы И выпуске пищевой рыбной продукции Указом Президиума Верховного Сове- • та СССР от 13 апреля 39 работникам рыбной промышленности страны, в том числе — семи из Мурманской об ласти, было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Среди Героев был на!зван и капи тан траулера «Перекоп» Мурманско го тралового флота Д. И. Шайтанов. Это был звездный час 56-летнего ка питана. «Море слабых не любит» — это и о Дмитрии Ивановиче. А нелегкий рыбацкий труд его испытывать начал очень рано — в 13 лет. Испытание продолжалось всю жизнь. В этой шко ле рыбак усвоил много замечательных истин, среди которых была и такая: мало самому хорошо работать — по могай и тому, у кого дело не ладит ся. Простое правиле^ а ведь далеко не каждый его придерживается." У Дмитрия Ивановича уж е ^был не малый судоводительский и промысло вый опыт, когда он стал капитаном РТ -228 «Ш ексна». Вскоре об экипа же, недавно отстававшем, заговорили на флоте: сам хорошо работает, дру гим в сложной обстановке на промыс ле помогает. . „Капитан Шайтанов"! Передовой траулер — не только слава, но и ответственность, стремле ние постоянно овладевать новым, не бояться перенимать опыт у тех, кто вырвался вперед. Й стабильные высо кие заработки — не надо и этого со счетов сбрасывать. Вот почему мно гие удивились, когда Дмитрий Ивано вич сменил ходовой мостик благопо лучной во всех отношениях «Шекс- ны» на такой ж е внешне, но совсем с другой славой мостик РТ -126 «Пол- лукс». Здесь хромала дисциплина, моряки примирились с хроническим невыполнением плана, всеми правда ми и неправдами списывались с суд на «неудачника». С приходом Д. И. ш ай тан о в а дела пошли на поправку. Не сразу, но моряки поверили и в капитана, и в свои силы. Мало того, «удивили» флот повышенным обяза тельством и выполнили его! Хоро шо стал работать «Поллукс» — Д. И. Шайтанов... перешел на РТ -130 «Си риус». Вытащил и его из прорыва, как затем и экипаж РТ -183 «Северо морск». Звездный час к капитану при шел на траулере «Перекоп», где под его руководством рыбаки добивались ещ е больших успехов. Так Дмитрий Иванович своим при мером доказал; на каждом траулере можно хорошо организовать труд, сплотить коллектив и повести его ft победе. Его университеты — Премудрости русского литера турного язы ка я познавал, когда мне уж е было 28 лет, — сказал однажды Дмитрий Иванович. Да, его универси теты — это обязанности зуйка, а по том — кока на парусниках, еще при надлежавших хозяевам-богатеям, на которых гнул спину и отец-«покручен- ннк», В 11 лет осиротев. Дмит рий вскоре начал зарабатывать на хлеб. А мечта стать судоводителем начала осуществляться, когда его на правили на специальные курсы. От сюда — и путь «в капитаны»: им Дмитрий Иванович стал в 35 лет. Р ассказы вая молодежи об этом, он всегда призы вал моряков постоянно учиться. И не только моряков. Выступил в конце 1962 года Дмит рий Иванович в газете с небольшой заметкой «П ерехожу на четвертый отстающий», а через некоторое время ему приходит письмо из Умбы, от учительницы М. А. Арефьевой. Она писала о том, что восхищена его па триотическим порывам, спрашивала, Как удается отстающие экипажи «вы водить» в передовые, сетовала на нерадивых ребят, которые не хотят учиться. Думается, прочитав это письмо, Дмитрий Иванович вспомнил свои «университеты». Он ответил на все вопросы учительницы, рассказав о Ъом, как помогает коллективам судов покончить с отставанием, как рыбаки 9 пьяницами и разгильдяями борются, о том, как Советская власть помогла его росту. Вспомнив свое безрадост ное детство, он написал: «Ребятки, набирайтесь знаний! Все, что хороше го получишь в школе, пригодится в Лизни. Знания облагораживают чело века, облегчают его жизнь, делают человека полезным для общества». Мудрые слова! Но Дмитрий И вано вич говорил такое не только ш коль никам. Приходили на траулеры вы пускники мореходных училищ , встава ли рядом со старым капитаном. Ко нечно, теоретически они были под кованы хорошо, а опыта — «кот н аплакал». Тут уж Дмитрий Ивано вич становился не только старшим по должности, но и наставником. Учил наглядно, припоминая случаи из сво ей богатой практики. В «университетах» старого рыбака, Г ероя Социалистического Т руда есть особая школа — школа партийца, С вязав свою жизнь с Коммунистиче ской партией, Д. И. Ш айтанов всегдк оставался верен своему партийному долгу. Руководствуясь этим, ш ел ту* да, где труднее. И когда помогал нй» ладить запущенное дело и сплотить экипаж , опирался не только на свои опыт и знания, а в первую очеред£ — на судовую партийную организа* цию, на актив. Этому его тоже научй- ла жизнь. Наследники, ваше слово! В строю промысловых флотов ecTip несколько траулеров, носящих имена капитанов славного поколений рыбаков, к которому относится Ч Дмитрий Иванович Ш айтанов. Этф БАТ «Капитан М аклаков», БМ РТ «Капитан А рдеев», БМ РТ «Капитан Телов» и другие. Их экипажи доро* ж ат именем, начертанным на борту, добиваются высоких показателей 6 труде. Молодые рыбаки вндят в этом преемственность поколений, их сл ав ных дел, стремление сделать Родину еще богаче и могущественнее. Труженики Северного бассейна вы раж аю т уверенность в том, что эки паж ПСТ -1366 «Капитан Ш айтанов» поддержит эту славную традицию своими делами. П. БЫСТРОУМОВ. НА СНИМКАХ : встреча на борт^ нового траулера. Фото В. КОРЕЦКОГО. Д. И. Ш айтанов. Фото автора. 1961 г. I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz