Рыбный Мурман. 1986 г. Январь.

• Имя на борту • У родного причала Да, впервые ошвартовался в поне­ дельник у причала порта приписки, родного причала, этот новый траулер, построенный клайпедскими корабела­ ми. «Здравствуй, «Капитан Ш айта­ нов»!», — сказали ему ветераны- промысловики, родственники Дмитрия Ивановича, представители управлений флотов, журналисты «Рыбного Мур­ мана» — газеты, с которой прослав­ ленный рыбак дружил многие годы. Встречу открыл секретарь партко­ ма управления «Севрыбпромразведка» Леонид Алексеевич Малых. Затем от имени ветеранов Мурманского трало­ вого флота слово взял Аким Гри­ горьевич Михайлов, проработавший в этом флоте 43 года. Он прошел путь от матроса до капитана-флагмана, на­ гражден орденом Ленина. Аким Гри­ горьевич рассказал о Д. И. Шайтано- i > ве, своем земляке, человеке, предан­ ном морю и труду рыбака, пожелал экипажу нового траулера высоко не­ сти имя капитана, начертанное на борту. Выступила на встрече также О. Г, Круглова, бывшая в пятидесятые го­ ды председателем женсовета флота. ...Волнуясь, говорила о своем отце Светлана Дмитриевна. Дмитрий Ива­ нович ушел из жизни несколько л е ! назад, но его служение Родине про­ должается — оно в делах моряков ПСТ «Капитан Шайтанов». Светлана Дмитриевна пожелала морякам сча­ стливого плавания и крепкого здо­ ровья. Капитан Ростислав Петрович Ха­ баров в ответном слове заверил при­ сутствующих и руководство флота в том, что коллектив нового траулера сделает все, чтобы выполнить постав­ ленные перед ним задачи. ★ * * ПСТ-1366 «Капитан Шайтанов» и ' ‘ строился с учетом того, что он будет вести разведку рыбных концентраций. На его борту созданы условия для ра­ боты научной группы, в распоряжении которой современная поисковая ап­ паратура и вычислительная техника. Капитан нового траулера Р. П. Хабаров — опытный промысловик, перешедший в промразведку с экипа­ жем БМ РТ «Зарница» Архангельско­ го тралового флота в дни образования управления. Звездный час рыбака Радостной для тружеников нашей отрасли была весна 1963 года: за вы­ дающиеся успехи в добыче рыбы И выпуске пищевой рыбной продукции Указом Президиума Верховного Сове- • та СССР от 13 апреля 39 работникам рыбной промышленности страны, в том числе — семи из Мурманской об­ ласти, было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Среди Героев был на!зван и капи­ тан траулера «Перекоп» Мурманско­ го тралового флота Д. И. Шайтанов. Это был звездный час 56-летнего ка­ питана. «Море слабых не любит» — это и о Дмитрии Ивановиче. А нелегкий рыбацкий труд его испытывать начал очень рано — в 13 лет. Испытание продолжалось всю жизнь. В этой шко­ ле рыбак усвоил много замечательных истин, среди которых была и такая: мало самому хорошо работать — по­ могай и тому, у кого дело не ладит­ ся. Простое правиле^ а ведь далеко не каждый его придерживается." У Дмитрия Ивановича уж е ^был не­ малый судоводительский и промысло­ вый опыт, когда он стал капитаном РТ -228 «Ш ексна». Вскоре об экипа­ же, недавно отстававшем, заговорили на флоте: сам хорошо работает, дру­ гим в сложной обстановке на промыс­ ле помогает. . „Капитан Шайтанов"! Передовой траулер — не только слава, но и ответственность, стремле­ ние постоянно овладевать новым, не бояться перенимать опыт у тех, кто вырвался вперед. Й стабильные высо­ кие заработки — не надо и этого со счетов сбрасывать. Вот почему мно­ гие удивились, когда Дмитрий Ивано­ вич сменил ходовой мостик благопо­ лучной во всех отношениях «Шекс- ны» на такой ж е внешне, но совсем с другой славой мостик РТ -126 «Пол- лукс». Здесь хромала дисциплина, моряки примирились с хроническим невыполнением плана, всеми правда­ ми и неправдами списывались с суд­ на «неудачника». С приходом Д. И. ш ай тан о в а дела пошли на поправку. Не сразу, но моряки поверили и в капитана, и в свои силы. Мало того, «удивили» флот повышенным обяза­ тельством и выполнили его! Хоро­ шо стал работать «Поллукс» — Д. И. Шайтанов... перешел на РТ -130 «Си­ риус». Вытащил и его из прорыва, как затем и экипаж РТ -183 «Северо­ морск». Звездный час к капитану при­ шел на траулере «Перекоп», где под его руководством рыбаки добивались ещ е больших успехов. Так Дмитрий Иванович своим при­ мером доказал; на каждом траулере можно хорошо организовать труд, сплотить коллектив и повести его ft победе. Его университеты — Премудрости русского литера­ турного язы ка я познавал, когда мне уж е было 28 лет, — сказал однажды Дмитрий Иванович. Да, его универси­ теты — это обязанности зуйка, а по­ том — кока на парусниках, еще при­ надлежавших хозяевам-богатеям, на которых гнул спину и отец-«покручен- ннк», В 11 лет осиротев. Дмит­ рий вскоре начал зарабатывать на хлеб. А мечта стать судоводителем начала осуществляться, когда его на­ правили на специальные курсы. От­ сюда — и путь «в капитаны»: им Дмитрий Иванович стал в 35 лет. Р ассказы вая молодежи об этом, он всегда призы вал моряков постоянно учиться. И не только моряков. Выступил в конце 1962 года Дмит­ рий Иванович в газете с небольшой заметкой «П ерехожу на четвертый отстающий», а через некоторое время ему приходит письмо из Умбы, от учительницы М. А. Арефьевой. Она писала о том, что восхищена его па­ триотическим порывам, спрашивала, Как удается отстающие экипажи «вы ­ водить» в передовые, сетовала на нерадивых ребят, которые не хотят учиться. Думается, прочитав это письмо, Дмитрий Иванович вспомнил свои «университеты». Он ответил на все вопросы учительницы, рассказав о Ъом, как помогает коллективам судов покончить с отставанием, как рыбаки 9 пьяницами и разгильдяями борются, о том, как Советская власть помогла его росту. Вспомнив свое безрадост­ ное детство, он написал: «Ребятки, набирайтесь знаний! Все, что хороше­ го получишь в школе, пригодится в Лизни. Знания облагораживают чело­ века, облегчают его жизнь, делают человека полезным для общества». Мудрые слова! Но Дмитрий И вано­ вич говорил такое не только ш коль­ никам. Приходили на траулеры вы ­ пускники мореходных училищ , встава­ ли рядом со старым капитаном. Ко­ нечно, теоретически они были под­ кованы хорошо, а опыта — «кот н аплакал». Тут уж Дмитрий Ивано­ вич становился не только старшим по должности, но и наставником. Учил наглядно, припоминая случаи из сво­ ей богатой практики. В «университетах» старого рыбака, Г ероя Социалистического Т руда есть особая школа — школа партийца, С вязав свою жизнь с Коммунистиче­ ской партией, Д. И. Ш айтанов всегдк оставался верен своему партийному долгу. Руководствуясь этим, ш ел ту* да, где труднее. И когда помогал нй» ладить запущенное дело и сплотить экипаж , опирался не только на свои опыт и знания, а в первую очеред£ — на судовую партийную организа* цию, на актив. Этому его тоже научй- ла жизнь. Наследники, ваше слово! В строю промысловых флотов ecTip несколько траулеров, носящих имена капитанов славного поколений рыбаков, к которому относится Ч Дмитрий Иванович Ш айтанов. Этф БАТ «Капитан М аклаков», БМ РТ «Капитан А рдеев», БМ РТ «Капитан Телов» и другие. Их экипажи доро* ж ат именем, начертанным на борту, добиваются высоких показателей 6 труде. Молодые рыбаки вндят в этом преемственность поколений, их сл ав ­ ных дел, стремление сделать Родину еще богаче и могущественнее. Труженики Северного бассейна вы ­ раж аю т уверенность в том, что эки­ паж ПСТ -1366 «Капитан Ш айтанов» поддержит эту славную традицию своими делами. П. БЫСТРОУМОВ. НА СНИМКАХ : встреча на борт^ нового траулера. Фото В. КОРЕЦКОГО. Д. И. Ш айтанов. Фото автора. 1961 г. I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz