Рыбный Мурман. 1986 г. Январь.
Мы — интернационалисты ГОТОВЫ ПРИЙТИ Ий ВЫРУЧКУ •— Из дальних странствии возвратясь. Рыбный рынок Б е р г е н а Вместе с экипажами различ ных научно-исследовательских судов мне несколько раз при ходилось бывать в Бергене. Это второй по величине город в Норвегии, расположенный в глубине небольшого фиорда на западном побережье стра ны в провинции Хордаланн. В городе находится Бергенский институт морских исследова ний (БИМИ) директората ры- л боловства Норвегии. Давние тесные связи существуют меж ду этим научным центром и Полярным научно-исследова тельским институтом рыболов стве' и океанографии им. Н. М. Книповича (ПИНРО). Ученые обеих стран часто встречают ся как на берегу, так и в мо ре, обмениваются результата ми научных работ, проводят совместные исследования. Год назад делегация ПИНРО была в Бергене на втором советско- норвежском симпозиуме, по священном исследованиям биологии и промысла мойвы Баренцева моря. Берген — старинный город, основанный в начале одинна дцатого века, бывший в сред ние века одним из крупных центров морских сообщений на севере Европы. Он очень живописен. Особенно непов торима его старая часть — на бережная Брюгген с деревян ными постройками, сохранив шими свой средневековый об лик. В Бергене много достопри мечательностей — музеи, кар тинные галереи, аквариум с обитателями северных морей. Но меня всегда привлекает знаменитый рыбный рынок. Находится он на небольшом пространстве у причала в са мой глубине гавани. Совсем рядом плещется вода, прича ливают небольшие рыболов ные суда, доставляющие улов. Как говорится, конвейер «мо ре — прилавок» действует без каких-либо посредников. На прилавках много различ ных продуктов. По соседству — небольшие металлические контейнеры с живой рыбой. Немало на лотках и морских беспозвоночных: креветок, кальмаров, омаров. Есть и семга. Это не удивительно. Норвегия занимает одно из первых мест в мире по выра щиванию товарного лосося. Ежегодно в стране произво дится несколько тысяч тонн семги и форели. Рыбные товары и их све жесть радуют глаз. Люди на рынке немногословны, дру желюбны, спокойно деловиты. Продавцы в прорезиненных комбинезонах разрезают, упа ковывают, оформляют товар прямо на прилавках. Покупа тели выбирают, приценивают ся, если цена им подходит — забирают товар не торгуясь. Цены на рыбу, правда, не ни же мясных. Треска, например, эта обычная пища норвежцев, стоит лишь в 4—5 раз дешев ле, чем семга. Относятся бер генцы к рыбе бережно, с уважением, ведь многие зна ют тяжесть труда рыбака. К вечеру на рыночном пя тачке уже пустынно, тележки исчезли, нигде ни соринки. И только вездесущие мальчиш ки ловят леской рыбу прямо у причала... Н. ЯРАГИНА, мл. научный сотрудник ПИНРО. НА СНИМКАХ: набережная Брюгген; рыбный рынок Бер - гена. Фото Л. СЕРЕБРОВА. Высокий профессионализм, опыт советских моряков, их готовность в любую минуту прийти на выручку ценят в любом порту мира, куда захо дили наши суда. К ним неред ко обращаются за помощью представители различных ком паний, владельцы судов. Не так давно ремонтно-под менная команда № 1 прово дила межремонтное техобслу живание наших кораблей в порту Дакар. Во время стоян ки к капитану В. Д. Дикареву обратились капитан и радио инженер голландского судна «Андреа Смите» с просьбой помочь в ремонте вышедшего из строя радиопередатчика. За работу взялись наши спе циалисты В. И. Рубан, П. Т. Иванюк, А. С. Боярский. Не прошло и полутора часов, как радиопередатчик заработал. Обрадованные голландцы при несли благодарственное пись мо и долго восхищались «про фессионализмом русских ра диоинженеров». В один из дней, когда суд но стояло на рейде, вахтен ный штурман старший помощ ник капитана О. С. Фатеев вдруг увидел, как рыболов ную джонку с пятнадцатью се негальцами уносит в океан. Он немедленно сообщил об этом капитану рейда. Быстро спустили спасательный катер. Оказалось, что на джонке от казал мотор. Благодаря быст роте, слаженным действиям советских моряков, сенегаль цы были спасены. Конечно, такое поведение советских моряков, их интер национализм не остаются не замеченными. Местное насе ление, как правило, очень до брожелательно относится к нашим рыбакам, люди с удо вольствием идут на контакт, принимают участие в товари щеских спортивных встречах. Случаются в инпортах по рой и неприятные инциденты: различного рода провокации и даже откровенные бандит ские вылазки. Такая обстанов ка требует от наших моряков особой бдительности, органи зованности и дисциплины. И здесь многое зависит от деятельности в экипаже об щественных организаций, Моряк за рубежом идеологических групп. В РПК-1 ее возглавляет первый помощник капитана В. Е. Рас попов. Особое внимание он и его актив обращают на повы шение идейно-политического и профессионального уровня экипажа и особенно — коман диров. Члены идеологической группы проводят большую информационно - пропаганди стскую работу, организуют культурно-массовые и спор тивные мероприятия, знакомят моряков с особенностями в политической и культурной жизни страны, в которой при ходится работать. Конечно, такая работа дает свои положительные резуль таты. Ремонтно-подменный экипаж № 1 был награжден грамотой представителя Мин- рыбхоза СССР в республике Сенегал, он завоевал первое место в социалистическом со ревновании среди других РПК, работавших в этой стране. В. ЩИКЛИН, начальник отдела по рабо те с моряками загранпла- вания управления «Севрыб- промразведка». СВЕТ ПРАВДЫ Иностранцы при встрече с нашими моряками очень часто спрашивают: «П ред ставители каких националь ностей работают у вас на флоте, на судне?» П оказа тельны в этом отношении многие экипажи. Например, БА Т а «Командарм Щ ерба ков». Плечом к плечу здесь трудятся русские, украинцы , белорусы , представители народностей Кавказа. А* й одном из последних рейсов на борту траулера работали два курсанта МВИМУ: Д о минго Эфа Манге из Эквато риальной Гвинеи и Ж озе Освальдо ла Сильва из Р е с публики Гвинея-Бисау. И, вопреки буржуазной пропаганде, в течение всего рейса на судне не было д а ж е н ам ека” на какие-либо конфликты , тем более на национальной основе. Зато проводились вечера интерна циональной дружбы . М оря ки с большим интересом слуш али рассказы Доминго и Освальдо о свЬих странах. Суда тралового флота нередко заходят в инпорты. Надо заметить, что каждый второй . моряк у нас — это молодой человек в возрасте до 3 0 лет. Все это вместе взятое, тем более в услови ях расширения масштабов и активизации антисоветской пропаганды , «психологиче ской войны», которую ведут империалистические силы, и определяет сегодня главное направление в нашей работе — формирование у рыбаков четких классовых, ж изнен ных позиций, повышение политической бдительности. На флоте постепенно, из года в год, склады вается система идеологической р а боты, которая пронизывает все у зловы е моменты д е я тельности партийных орга низаций. Функционирует постоян но действующий семинар по контрпропаганде. В его р або те принимают участие п ер вые помощники, секретари парторганизаций, идеологи ческий актив. В кабинете по литпросвещ ения при партко ме флота создана выставка справочных, информацион ных и методических м ате риалов по контрпропаган де. С оздается кабинет контр пропаганды и в отделе по работе с моряками загран- плавания. Во всех экипаж ах и кол лективах береговых пред приятий в прошедшем году прошли научно-практические конференции на тему «По вышение политической к у л ь туры молодежи — важное средство совершенствования советского образа жизни». Проводится и другая целена правленная работа по улуч шению воспитательного про цесса. В результате ее у многих иностранцев меняется пред ставление о нашей стране, о советском человеке. Об этом красноречиво свиде тельствуют записи в судо вых книгах отзывов. С кая:- дым годом мы приобретаем все больше друзей за рубе жом. Конечно, не всегда и не везде нас встречают добро ж елательно. В ряде иност ранных портов обстановка такова, что возможности для проведения интернациональ ной работы крайне ограни ченны. Кое-где власти кате горически запрещ аю т мест ному населению посещать советские суда, препятству ют контактам с нашими мо ряками. Есть примеры, ког да мы сталкиваемся в ин портах с провокациями, по пытками вручить ц ерков ную, порнографическую , ан тисоветскую продукцию. Такие действия всегда встречают твердый отпор мо ряков, получают правиль ную оценку. Хочется приве сти прим еры продуманной политико-воспитательной р а боты. На БМ РТ «Павел Орлов» (капитан А. С. Седых, п ер вый помощник В. А. Се вастьянов) сразу ж е по вы ходе в рейс на партийном собрании была утверждена группа по контрпропаганде,, разработан и утвержден план работы. Любое важное событие в стране, за рубежом члены контрпропагандистской груп пы оперативно доводили до рыбаков, разъясняли его с партийных, классовых пози ций. При этом широко ис пользовались ф аксимиль ны е газеты. В экипажах БМ РТ «П а вел Орлов», ППР «Зап о 17 января 1986 года лярный» и других особое внимание уделяется вопро сам прослушивания зап ад ных радиостанций. Р адио передачи обсуждаются в коллективах — так вы р а баты вается единая, правиль н ая оценка любой информа ции, прозвучавш ей в эфире. Интересно прошло на траулере «П авел Орлов» об суждение статьи «Клеймо на майке» («А ргум енты и ф акты »). Дискуссию удачно дополнил просмотр докумен тального фильма «Дефицит и поклонники». Или другой пример. Эки паж ППР «Франс Галс» н а ходился в Буэнос-Айресе. Д ля моряков была органи зована автобусная экскурсия по городу. Гид, сопровождав ший моряков (с его слов — украинец, ребенком эмигри ровавший с родителями в Аргентину в 1939 г.), в бе седах с моряками прямо го ворил о том, что в Арген тине, если хочешь жить ма- ло-мальскц обеспеченно, нуж но трудиться не 8 часов в день, а много больше, и жизнь простого рабочего очень тяжела. Привел такой пример: приличная квартира стоит 1 8 0— 250 тысяч дол ларов. Наши моряк» расска зали о положении в СССР, й’/ подчеркнув при этом бес платное получение квартир, бесплатное обучение и меди цинскую помощь... Анализ состояния воспи тательной работы на судах флота показывает, что на ряду с положительными мо ментами в работе экипажей есть еще недостатки. Опре делен н ая часть командиров,- особенно среднего и млад шего звена, слабо участвует в воспитательной работе. Недостаточно изучается об щественное мнение, состоя ние психологического клим а та в экипажах. Проблемным остается вопрос изучения комсоставом иностранных языков. Не изжиты оконча; тельно случаи . нарушений дисциплины, та мож енных норм. Так что работа нам - предстоит еще большая. Ю. ШОЛОХОВ, старший инспектор отде ла по работе с моряками загранплавания Мурман ского тралового флота I t 6 дЖ'ДЗД
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz