Рыбный Мурман. 1986 г. Январь.

Мы — интернационалисты ГОТОВЫ ПРИЙТИ Ий ВЫРУЧКУ •— Из дальних странствии возвратясь. Рыбный рынок Б е р г е н а Вместе с экипажами различ­ ных научно-исследовательских судов мне несколько раз при­ ходилось бывать в Бергене. Это второй по величине город в Норвегии, расположенный в глубине небольшого фиорда на западном побережье стра­ ны в провинции Хордаланн. В городе находится Бергенский институт морских исследова­ ний (БИМИ) директората ры- л боловства Норвегии. Давние тесные связи существуют меж­ ду этим научным центром и Полярным научно-исследова­ тельским институтом рыболов­ стве' и океанографии им. Н. М. Книповича (ПИНРО). Ученые обеих стран часто встречают­ ся как на берегу, так и в мо­ ре, обмениваются результата­ ми научных работ, проводят совместные исследования. Год назад делегация ПИНРО была в Бергене на втором советско- норвежском симпозиуме, по­ священном исследованиям биологии и промысла мойвы Баренцева моря. Берген — старинный город, основанный в начале одинна­ дцатого века, бывший в сред­ ние века одним из крупных центров морских сообщений на севере Европы. Он очень живописен. Особенно непов­ торима его старая часть — на­ бережная Брюгген с деревян­ ными постройками, сохранив­ шими свой средневековый об­ лик. В Бергене много достопри­ мечательностей — музеи, кар­ тинные галереи, аквариум с обитателями северных морей. Но меня всегда привлекает знаменитый рыбный рынок. Находится он на небольшом пространстве у причала в са­ мой глубине гавани. Совсем рядом плещется вода, прича­ ливают небольшие рыболов­ ные суда, доставляющие улов. Как говорится, конвейер «мо­ ре — прилавок» действует без каких-либо посредников. На прилавках много различ­ ных продуктов. По соседству — небольшие металлические контейнеры с живой рыбой. Немало на лотках и морских беспозвоночных: креветок, кальмаров, омаров. Есть и семга. Это не удивительно. Норвегия занимает одно из первых мест в мире по выра­ щиванию товарного лосося. Ежегодно в стране произво­ дится несколько тысяч тонн семги и форели. Рыбные товары и их све­ жесть радуют глаз. Люди на рынке немногословны, дру­ желюбны, спокойно деловиты. Продавцы в прорезиненных комбинезонах разрезают, упа­ ковывают, оформляют товар прямо на прилавках. Покупа­ тели выбирают, приценивают­ ся, если цена им подходит — забирают товар не торгуясь. Цены на рыбу, правда, не ни­ же мясных. Треска, например, эта обычная пища норвежцев, стоит лишь в 4—5 раз дешев­ ле, чем семга. Относятся бер­ генцы к рыбе бережно, с уважением, ведь многие зна­ ют тяжесть труда рыбака. К вечеру на рыночном пя­ тачке уже пустынно, тележки исчезли, нигде ни соринки. И только вездесущие мальчиш­ ки ловят леской рыбу прямо у причала... Н. ЯРАГИНА, мл. научный сотрудник ПИНРО. НА СНИМКАХ: набережная Брюгген; рыбный рынок Бер - гена. Фото Л. СЕРЕБРОВА. Высокий профессионализм, опыт советских моряков, их готовность в любую минуту прийти на выручку ценят в любом порту мира, куда захо­ дили наши суда. К ним неред­ ко обращаются за помощью представители различных ком­ паний, владельцы судов. Не так давно ремонтно-под­ менная команда № 1 прово­ дила межремонтное техобслу­ живание наших кораблей в порту Дакар. Во время стоян­ ки к капитану В. Д. Дикареву обратились капитан и радио­ инженер голландского судна «Андреа Смите» с просьбой помочь в ремонте вышедшего из строя радиопередатчика. За работу взялись наши спе­ циалисты В. И. Рубан, П. Т. Иванюк, А. С. Боярский. Не прошло и полутора часов, как радиопередатчик заработал. Обрадованные голландцы при­ несли благодарственное пись­ мо и долго восхищались «про­ фессионализмом русских ра­ диоинженеров». В один из дней, когда суд­ но стояло на рейде, вахтен­ ный штурман старший помощ­ ник капитана О. С. Фатеев вдруг увидел, как рыболов­ ную джонку с пятнадцатью се­ негальцами уносит в океан. Он немедленно сообщил об этом капитану рейда. Быстро спустили спасательный катер. Оказалось, что на джонке от­ казал мотор. Благодаря быст­ роте, слаженным действиям советских моряков, сенегаль­ цы были спасены. Конечно, такое поведение советских моряков, их интер­ национализм не остаются не­ замеченными. Местное насе­ ление, как правило, очень до­ брожелательно относится к нашим рыбакам, люди с удо­ вольствием идут на контакт, принимают участие в товари­ щеских спортивных встречах. Случаются в инпортах по­ рой и неприятные инциденты: различного рода провокации и даже откровенные бандит­ ские вылазки. Такая обстанов­ ка требует от наших моряков особой бдительности, органи­ зованности и дисциплины. И здесь многое зависит от деятельности в экипаже об­ щественных организаций, Моряк за рубежом идеологических групп. В РПК-1 ее возглавляет первый помощник капитана В. Е. Рас­ попов. Особое внимание он и его актив обращают на повы­ шение идейно-политического и профессионального уровня экипажа и особенно — коман­ диров. Члены идеологической группы проводят большую информационно - пропаганди­ стскую работу, организуют культурно-массовые и спор­ тивные мероприятия, знакомят моряков с особенностями в политической и культурной жизни страны, в которой при­ ходится работать. Конечно, такая работа дает свои положительные резуль­ таты. Ремонтно-подменный экипаж № 1 был награжден грамотой представителя Мин- рыбхоза СССР в республике Сенегал, он завоевал первое место в социалистическом со­ ревновании среди других РПК, работавших в этой стране. В. ЩИКЛИН, начальник отдела по рабо­ те с моряками загранпла- вания управления «Севрыб- промразведка». СВЕТ ПРАВДЫ Иностранцы при встрече с нашими моряками очень часто спрашивают: «П ред­ ставители каких националь­ ностей работают у вас на флоте, на судне?» П оказа­ тельны в этом отношении многие экипажи. Например, БА Т а «Командарм Щ ерба­ ков». Плечом к плечу здесь трудятся русские, украинцы , белорусы , представители народностей Кавказа. А* й одном из последних рейсов на борту траулера работали два курсанта МВИМУ: Д о ­ минго Эфа Манге из Эквато­ риальной Гвинеи и Ж озе Освальдо ла Сильва из Р е с ­ публики Гвинея-Бисау. И, вопреки буржуазной пропаганде, в течение всего рейса на судне не было д а ­ ж е н ам ека” на какие-либо конфликты , тем более на национальной основе. Зато проводились вечера интерна­ циональной дружбы . М оря­ ки с большим интересом слуш али рассказы Доминго и Освальдо о свЬих странах. Суда тралового флота нередко заходят в инпорты. Надо заметить, что каждый второй . моряк у нас — это молодой человек в возрасте до 3 0 лет. Все это вместе взятое, тем более в услови­ ях расширения масштабов и активизации антисоветской пропаганды , «психологиче­ ской войны», которую ведут империалистические силы, и определяет сегодня главное направление в нашей работе — формирование у рыбаков четких классовых, ж изнен­ ных позиций, повышение политической бдительности. На флоте постепенно, из года в год, склады вается система идеологической р а ­ боты, которая пронизывает все у зловы е моменты д е я ­ тельности партийных орга­ низаций. Функционирует постоян­ но действующий семинар по контрпропаганде. В его р або­ те принимают участие п ер­ вые помощники, секретари парторганизаций, идеологи­ ческий актив. В кабинете по­ литпросвещ ения при партко­ ме флота создана выставка справочных, информацион­ ных и методических м ате­ риалов по контрпропаган­ де. С оздается кабинет контр­ пропаганды и в отделе по работе с моряками загран- плавания. Во всех экипаж ах и кол­ лективах береговых пред­ приятий в прошедшем году прошли научно-практические конференции на тему «По­ вышение политической к у л ь­ туры молодежи — важное средство совершенствования советского образа жизни». Проводится и другая целена­ правленная работа по улуч­ шению воспитательного про­ цесса. В результате ее у многих иностранцев меняется пред­ ставление о нашей стране, о советском человеке. Об этом красноречиво свиде­ тельствуют записи в судо­ вых книгах отзывов. С кая:- дым годом мы приобретаем все больше друзей за рубе­ жом. Конечно, не всегда и не везде нас встречают добро­ ж елательно. В ряде иност­ ранных портов обстановка такова, что возможности для проведения интернациональ­ ной работы крайне ограни­ ченны. Кое-где власти кате­ горически запрещ аю т мест­ ному населению посещать советские суда, препятству­ ют контактам с нашими мо­ ряками. Есть примеры, ког­ да мы сталкиваемся в ин­ портах с провокациями, по­ пытками вручить ц ерков­ ную, порнографическую , ан ­ тисоветскую продукцию. Такие действия всегда встречают твердый отпор мо­ ряков, получают правиль­ ную оценку. Хочется приве­ сти прим еры продуманной политико-воспитательной р а­ боты. На БМ РТ «Павел Орлов» (капитан А. С. Седых, п ер ­ вый помощник В. А. Се­ вастьянов) сразу ж е по вы­ ходе в рейс на партийном собрании была утверждена группа по контрпропаганде,, разработан и утвержден план работы. Любое важное событие в стране, за рубежом члены контрпропагандистской груп­ пы оперативно доводили до рыбаков, разъясняли его с партийных, классовых пози­ ций. При этом широко ис­ пользовались ф аксимиль­ ны е газеты. В экипажах БМ РТ «П а­ вел Орлов», ППР «Зап о ­ 17 января 1986 года лярный» и других особое внимание уделяется вопро­ сам прослушивания зап ад­ ных радиостанций. Р адио­ передачи обсуждаются в коллективах — так вы р а­ баты вается единая, правиль­ н ая оценка любой информа­ ции, прозвучавш ей в эфире. Интересно прошло на траулере «П авел Орлов» об­ суждение статьи «Клеймо на майке» («А ргум енты и ф акты »). Дискуссию удачно дополнил просмотр докумен­ тального фильма «Дефицит и поклонники». Или другой пример. Эки­ паж ППР «Франс Галс» н а­ ходился в Буэнос-Айресе. Д ля моряков была органи­ зована автобусная экскурсия по городу. Гид, сопровождав­ ший моряков (с его слов — украинец, ребенком эмигри­ ровавший с родителями в Аргентину в 1939 г.), в бе­ седах с моряками прямо го­ ворил о том, что в Арген­ тине, если хочешь жить ма- ло-мальскц обеспеченно, нуж ­ но трудиться не 8 часов в день, а много больше, и жизнь простого рабочего очень тяжела. Привел такой пример: приличная квартира стоит 1 8 0— 250 тысяч дол­ ларов. Наши моряк» расска­ зали о положении в СССР, й’/ подчеркнув при этом бес­ платное получение квартир, бесплатное обучение и меди­ цинскую помощь... Анализ состояния воспи­ тательной работы на судах флота показывает, что на­ ряду с положительными мо­ ментами в работе экипажей есть еще недостатки. Опре­ делен н ая часть командиров,- особенно среднего и млад­ шего звена, слабо участвует в воспитательной работе. Недостаточно изучается об­ щественное мнение, состоя­ ние психологического клим а­ та в экипажах. Проблемным остается вопрос изучения комсоставом иностранных языков. Не изжиты оконча; тельно случаи . нарушений дисциплины, та мож енных норм. Так что работа нам - предстоит еще большая. Ю. ШОЛОХОВ, старший инспектор отде­ ла по работе с моряками загранплавания Мурман­ ского тралового флота I t 6 дЖ'ДЗД

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz