Рыбный Мурман. 1986 г. Январь.

• XXVII съезду КПСС-достойную встречу! • ВЕРЕЧЬ «Пожалуй, сейчас нет более актуальной задачи, чем экономия топлива, сырья и материалов, — подчеркнул М. С. Горбачев на встрече с трудящимися Днепропетровска. Следует отметить, что снижение затрат ресурсов только на один процент позво­ лило бы увеличить прирост национального дохода страны по­ чти на семь миллиардов рублей. Новые условия хозяйствования, в которых начала работать рыбная отрасль Северного бассейна, треб.ует хозяйского под­ хода ко всему тому, что мы имеем. И прежде всего, необхо­ димо изменить выработанное годами мнение о неисчерпаемо­ сти природных богатств. Резервы экономии имеются на каждом рабочем месте, в каждом трудовом коллективе. И чем быстрее их вскроем, тем скорее продвинемся вперед по пути улучшения благосостоя­ ния народа. Так считают читатели еженедельника. В своих письмах они проявляют озабоченность создавшимся положением и предлагают меры по устранению негативных яв­ лений. Сегодня — им слово. Р Е С У Р С Ы Экономия начинается с порядка На мой взгляд, сейчас на флоте нет более важной проблемы, чем экономия ре. сурсов. В течение всего про­ шлого года и сейчас суда стоят в порту или дрейф у­ ют в море из-за отсутствия топлива. Много недолавлива- ется 'рыбы , да и настроение у рыбаков неважное. Вспоминаю самыми доб­ рыми словами капитана Ге- р.оя Социалистического Тру­ да .Валентину Яковлевну Ор- ликову, под руководством которой мне посчастливилось работать. В мою бытность, в 60-е годы, она командовала танкером. Вот уж поистине была хозяйка1 Заран ее со­ бирала заявки на топливо, а не было при ней ругани к а­ питанов на промысле, как это бывает сейчас. Порядок любила. Не отсюда ли, с дисциплины, начинается эко­ номия? Если была возмож ­ ность, то мы, как правило,- заправляли суда горючим, водой во льдах. Чтобы мень­ ше качало, чтобы ни одна капля ГСМ не пропала зря. Не хочу всех сегодняш ­ них капитанов назвать тран­ жирами. В большинстве это думающие, знающие люди. Мне довелось работать так­ ж е с П. В. Ш ум елянко (правда, сейчас он — зам. начальника флота). Павел Викторович понимал, что многое, если не все, на суд­ не зависит от механиков. Расскаж у о его схеме рабо­ ты. Трал поднят на борт. По­ ка рыбу морозят, все меха­ низмы — компрессоры, ф аб­ рика, рыбомучное отделение — крутятся на полную мощ ­ ность, а траулер идет м а­ лым ходом — в поиске три- четы ре часа. В движении один главный двигатель и два вспомогательных, а дру­ гой главный — в профилак­ тическом ремонте. За это врем я всю рыбу перерабо­ тали. Но вот напали на косяк. Выключаем все, что погло­ щ ает энергию, даж е свет в каютах. Судно идет со ско­ ростью 4 ,2— 4,3 узл а, это вполне достаточно дл я л о т , подъема трала. Пока ходил с П. В. Ш ум елянко на БА Т «Генерал Радзиевский», все­ гда были с планом, а затр а­ ты топлива на тонну рыбы были минимальными. И на палубе, и на мостике, и в машинном отделении, хорошо понимая друг друга, люди трудились в едином ритме. Но так бы вает, к велико­ му сожалению , не всегда. Как часто мы видим клубы сажи, вылетающ ие из тру ­ бы судна. Что это? Элемен­ тарное наплевательское от­ ношение механиков к своему делу. В прошлом году при­ шел с промысла ПСТ «Ва- динск», окутанный черным дымом. На плавмастерской. ему п еребрали форсунки, топливные насосы, турбины. Вроде все нормально. Ушел в море. Но оттуда дает РДО — двигатель работает не на полную мощность. Послали меня помочь команде1. И здалека в море можно было признать «Вадинск» по густым черным клубам. По­ нятно, что топливо шло не н а работу силовой установкй, а вы летало в трубу. Почт'! сутки я потратил на устра­ нение помпажа турбины (в этом была причина). А ведь до этого экипаж неделю не работал — мучился, сотни тонн рыбы остались в море. Вот к ака я потеря. Из-за че­ го? И з-за того, что в марте, когда тр алф л о т получиЛ траулер у «Севрыбпромраз- ведки», кое-кто подошел к ф акту прием а фор.мально. Двигатель не прокрутили, не проверили у плавпричала под нагрузкой. Х алатность — вот тому название. Увы, этот факт — не единичный. Сейчас, как никогда, по­ ж алуй, нужна грамотная эксплуатация механизмов,- основанная на крепкой, ес.:й хотите, жесткой дисциплине. А дл я этого, считаю, необ­ ходима не форм альная, а деловая, более предметная аттестация специалистов. Ведь порой дело доходит до нелепостей. ...На промысле буквально с первых дней неважно шли дела у БМ РТ «Прионежье». К тому ж е капитан кон­ ф ликтовал с «дедом», кото­ рый, мол, не мог дать суД- ну нужную скорость. Оказалось, у траловых до­ сок был неверно избран угол атаки. Можно себе предста­ вить, как эти доски, пло­ щадью каж д ая по 9 квад­ ратных метров, тащились за судном не под нужным уг­ лом, а плашмя, тормозив судно. Д а и система автом а­ тики тралового комплекса была расстроена. Капитаны зачастую тр я­ сут механиков: «Дай ходу!»' Ан нет. Мощностей не хва­ тает. Но давайте разберем ся: всегда ли нужна скорость? Возьмем БАТы . Кроме двух главных двигателей, на них стоят еще два вспомога­ тельных. Есть приказ ВРПО , запрещ ающий использовать «вспомогачи», ибо они долж ­ ны прим еняться только на стоянках. Но с м оря идет поток РДО от капитанов: «Прошу разрешить в необхо­ димых случаях включение вспомогательных двигате­ лей». Мало того, что они пе­ рекладывают ответственность за нарушение на плечи н а ­ чальника флота и главного инженера, но если и полу­ чают такое разреш ение, то беспощадно эксплуатирую т всю установку. А ведь каж ­ дый вспомогательный двига­ тель «съедает» в сутки 1 6 0 0— 1800 килограммов топлива. Ну хорошо. Включили все, что можно и что нель­ зя. Есть ли от этого толк? Не уверен. Н а борт поднима­ ются увесистые тралы , стра­ дает качество рыбы. В по­ следнее время на пути та­ ких командиров зажигается «красный свет»,, Однако, если быть до конца объективным, ка­ питанов понять можно. II вот почему. Р аботает груп­ па судов в море. Н ачаль­ ник промрайона на советах просит поисковика сообщить, где он находится. Капитан судна промразведки указы ­ вает координаты , где в дан­ ный момент уж е идет про­ мысел. Руководитель райо­ на негодует, приказы вая в конце концов зан яться своим непосредственным д е ­ лом, а не ловлей рыбы. Как тут быть? Ведь фи­ нансовое благополучие эки­ паж а зависит от количества и качества взяты х даров мо­ ря. А поиск. Поругают, ну и что? Вот и бегают суда-ловцы, р азы ски вая косяки, не наде­ ясь на «разведчиков». Неод­ нократно в печати, в том чис­ ле и «Рыбном Мурмане», говорилось о необходимости более четкой специализации ПИНРО , промразведки и реорганизации их с тем, Чтобы не связы вать по р у ­ кам каучно-поисковые суда производственными показа­ телями. Пока — одни р а з­ говоры... Новых, более гибких форм работы, руководства требует жизнь. Но готовы ли мы к ним? Вот в чем вопрос. Не секрет, что судно уходит на промысел, к примеру, с моторным топливом. Там оно заканчи вается, танкер при­ возит турбинное, дизельное топливо разных марок, коро­ че, что дадут. Надо срочно перестраивать двигатель — установить новый угол отра­ жения. Да еще надо опро­ бовать его. На БАТ ах, к примеру, на это уходит 15 часов. Как правило, такая работа ведется в проме­ ж утках между тралениями. Но к этой проблеме прибави­ лась еще одна — нередко м азут доставляют низкого качества, и его приходится перемешивать с дизтопли­ вом, подогревать. И к та­ кой работе флотские спе­ циалисты готовы. В топлив­ ных танках, непосредствен­ но перед двигателем, стали устанавливать подогреватели, разж иж ая мазут. Это дает эфф ект, и довольно боль­ шой. Подключилась к нашим «болячкам» и наука. Вместо традиционных сортов горюче­ го в паровых котлах при­ м еняется водотопливная эмульсия, в чем нем алая за. слуга ЦПКТБ, специалисты которого пошли дальше — предложили использовать эмульсию и в двигателях внутреннего сгорания. Но, на мой взгляд, эта перспек­ тивная работа затянулась, требует ускорения. К тому же многие механики лишь понаслышке знают о том, как применять ее. Значит, есть необходимость начать учебу флотских специалис­ тов, до мелочей ввести их в курс дела. Подготовка судов, экипа­ ж ей к работе в новых, изме­ нившихся условиях должна начинаться на берегу. Это —• мое твердое убеждение. В море уж е некогда переучи­ ваться^ тем более учиться. Там надо работать. И здесь не могу не сказать о том,- что особо меня и других ме­ хаников волнует, — созда­ нии лаборатории автомати­ ки, теплотехники, гидравли­ ки, которая, кстати, есть в пароходстве. Она могла бы испытывать траловы е комплексы послед ремонта под нагрузкой. Ведь списываем мы много судов. Почему бы один из трало­ вых комплексов не снять со старого траулера? И тогда бы не пришлось уж е на про­ мысле мучиться с наладкой траловы х лебедок. Примеров простоя по этой причине в море слишком много. И. БОТВЕНКО, флагманский механик Мур­ манского тралфлота. Чехарда Траловый флот — крупней­ шее предприятие рыбной от­ расли в стране, со своей историей, традициями, дела­ ми. Но врем.я неизбежно на­ лагает свой отпечаток на все. Стареют люди, стареют корабли. Техника просит по­ мощи. Многое зависит от тех, кто ее эксплуатирует, кому она служит. Здесь переплета­ ются многие вопросы, о кото­ рых и хочу рассказать. В «цепочке» РПК-13, рабо­ тающей в инпорту, пять су­ дов типа БМРТ польской по­ стройки, Все они имеют со­ лидный возраст, а «ветеран» этого отряда судов — БМРТ- 400 «Лесков», — служит рыба­ кам уже четверть века. Но не всегда именно воз­ раст старит технику, скорее губит ее нерадивое отноше­ ние людей. Группа народно­ го контроля РПК-13 дважды за период МРТО принимала участие вместе со специали­ стами в проверке состояния судна, поступившего в ремонт, его обеспеченности снабже­ нием и всем необходимым, с тем, чтобы мы могли выпол­ нить не только заявленный объем, но и все то, что обес­ печило бы дальнейшую бес­ перебойную работу экипажа на промысле. И вот приходится сталки­ ваться с такими явлениями, которые иначе не назовешь как бесхозяйственность, не­ организованность, пренебре­ жительное отношение к основ­ ным средствам предприятия. Начну с перечня работ, ко­ торые нам необходимо про­ вести. Кто как не судовые специалисты должны четко знать, что надо конкретно ре­ монтировать и чем нас обес­ печить. Вот примеры. На БМРТ «Са­ лют» было дано задание ус­ тановить дублер палубы в провизионной кладовой. На­ чали подготовительные работы, потратили время. А оказа­ лось, что это надо сделать в коридоре шахты транспортера. Или, скажем, задание — изго­ товить 60 квадратных метров трюмных решеток, но... доска­ ми не обеспечили. Для пере­ борок на рыбофабрике при­ слали не тот металл, который необходим. . В радарной и кладовой ра­ диослужбы грязь, беспорядок. Убираем мусор вместо основ­ ного дела. По электрочасти надо про­ вести ремонт на 7 транспорте­ рах. Но их гораздо больше на траулере, и поскольку не ука зано, на каких именно тран­ спортерах, — снова трата вре­ мени на поиски. На БМРТ «Лесков» необхо­ димы были фалы для оттяж­ ки антенны. Вместо них вы­ слали... главную антенну. На «Салюте» требовалось заме­ нить осветительный кабель на тралмейстерском мостике. Но никт0 не подумал обеспечить кабелем. Значит, надо расхо­ довать инвалютные средства, что в данном случае будет прямым расточительством. Своей статьей я хочу обра­ тить внимание судовых спе­ циалистов на необходимость более серьезной подготовки судов к МРТО в инпорту. Не­ доработки в этом деле обхо­ дятся слишком дорого: ма­ териально — для государства, морально — для тех, кому приходится искать выход. Л. ДЬЯКОВ, рефмашинист тралового флота, заместитель секре- таря парторганизации РПК-13, председатель груп­ пы народного контроля. 17 января 1986 года ишипкициМИ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz