Рыбный Мурман. 1986 г. Январь.
• XXVII съезду КПСС-достойную встречу! • ВЕРЕЧЬ «Пожалуй, сейчас нет более актуальной задачи, чем экономия топлива, сырья и материалов, — подчеркнул М. С. Горбачев на встрече с трудящимися Днепропетровска. Следует отметить, что снижение затрат ресурсов только на один процент позво лило бы увеличить прирост национального дохода страны по чти на семь миллиардов рублей. Новые условия хозяйствования, в которых начала работать рыбная отрасль Северного бассейна, треб.ует хозяйского под хода ко всему тому, что мы имеем. И прежде всего, необхо димо изменить выработанное годами мнение о неисчерпаемо сти природных богатств. Резервы экономии имеются на каждом рабочем месте, в каждом трудовом коллективе. И чем быстрее их вскроем, тем скорее продвинемся вперед по пути улучшения благосостоя ния народа. Так считают читатели еженедельника. В своих письмах они проявляют озабоченность создавшимся положением и предлагают меры по устранению негативных яв лений. Сегодня — им слово. Р Е С У Р С Ы Экономия начинается с порядка На мой взгляд, сейчас на флоте нет более важной проблемы, чем экономия ре. сурсов. В течение всего про шлого года и сейчас суда стоят в порту или дрейф у ют в море из-за отсутствия топлива. Много недолавлива- ется 'рыбы , да и настроение у рыбаков неважное. Вспоминаю самыми доб рыми словами капитана Ге- р.оя Социалистического Тру да .Валентину Яковлевну Ор- ликову, под руководством которой мне посчастливилось работать. В мою бытность, в 60-е годы, она командовала танкером. Вот уж поистине была хозяйка1 Заран ее со бирала заявки на топливо, а не было при ней ругани к а питанов на промысле, как это бывает сейчас. Порядок любила. Не отсюда ли, с дисциплины, начинается эко номия? Если была возмож ность, то мы, как правило,- заправляли суда горючим, водой во льдах. Чтобы мень ше качало, чтобы ни одна капля ГСМ не пропала зря. Не хочу всех сегодняш них капитанов назвать тран жирами. В большинстве это думающие, знающие люди. Мне довелось работать так ж е с П. В. Ш ум елянко (правда, сейчас он — зам. начальника флота). Павел Викторович понимал, что многое, если не все, на суд не зависит от механиков. Расскаж у о его схеме рабо ты. Трал поднят на борт. По ка рыбу морозят, все меха низмы — компрессоры, ф аб рика, рыбомучное отделение — крутятся на полную мощ ность, а траулер идет м а лым ходом — в поиске три- четы ре часа. В движении один главный двигатель и два вспомогательных, а дру гой главный — в профилак тическом ремонте. За это врем я всю рыбу перерабо тали. Но вот напали на косяк. Выключаем все, что погло щ ает энергию, даж е свет в каютах. Судно идет со ско ростью 4 ,2— 4,3 узл а, это вполне достаточно дл я л о т , подъема трала. Пока ходил с П. В. Ш ум елянко на БА Т «Генерал Радзиевский», все гда были с планом, а затр а ты топлива на тонну рыбы были минимальными. И на палубе, и на мостике, и в машинном отделении, хорошо понимая друг друга, люди трудились в едином ритме. Но так бы вает, к велико му сожалению , не всегда. Как часто мы видим клубы сажи, вылетающ ие из тру бы судна. Что это? Элемен тарное наплевательское от ношение механиков к своему делу. В прошлом году при шел с промысла ПСТ «Ва- динск», окутанный черным дымом. На плавмастерской. ему п еребрали форсунки, топливные насосы, турбины. Вроде все нормально. Ушел в море. Но оттуда дает РДО — двигатель работает не на полную мощность. Послали меня помочь команде1. И здалека в море можно было признать «Вадинск» по густым черным клубам. По нятно, что топливо шло не н а работу силовой установкй, а вы летало в трубу. Почт'! сутки я потратил на устра нение помпажа турбины (в этом была причина). А ведь до этого экипаж неделю не работал — мучился, сотни тонн рыбы остались в море. Вот к ака я потеря. Из-за че го? И з-за того, что в марте, когда тр алф л о т получиЛ траулер у «Севрыбпромраз- ведки», кое-кто подошел к ф акту прием а фор.мально. Двигатель не прокрутили, не проверили у плавпричала под нагрузкой. Х алатность — вот тому название. Увы, этот факт — не единичный. Сейчас, как никогда, по ж алуй, нужна грамотная эксплуатация механизмов,- основанная на крепкой, ес.:й хотите, жесткой дисциплине. А дл я этого, считаю, необ ходима не форм альная, а деловая, более предметная аттестация специалистов. Ведь порой дело доходит до нелепостей. ...На промысле буквально с первых дней неважно шли дела у БМ РТ «Прионежье». К тому ж е капитан кон ф ликтовал с «дедом», кото рый, мол, не мог дать суД- ну нужную скорость. Оказалось, у траловых до сок был неверно избран угол атаки. Можно себе предста вить, как эти доски, пло щадью каж д ая по 9 квад ратных метров, тащились за судном не под нужным уг лом, а плашмя, тормозив судно. Д а и система автом а тики тралового комплекса была расстроена. Капитаны зачастую тр я сут механиков: «Дай ходу!»' Ан нет. Мощностей не хва тает. Но давайте разберем ся: всегда ли нужна скорость? Возьмем БАТы . Кроме двух главных двигателей, на них стоят еще два вспомога тельных. Есть приказ ВРПО , запрещ ающий использовать «вспомогачи», ибо они долж ны прим еняться только на стоянках. Но с м оря идет поток РДО от капитанов: «Прошу разрешить в необхо димых случаях включение вспомогательных двигате лей». Мало того, что они пе рекладывают ответственность за нарушение на плечи н а чальника флота и главного инженера, но если и полу чают такое разреш ение, то беспощадно эксплуатирую т всю установку. А ведь каж дый вспомогательный двига тель «съедает» в сутки 1 6 0 0— 1800 килограммов топлива. Ну хорошо. Включили все, что можно и что нель зя. Есть ли от этого толк? Не уверен. Н а борт поднима ются увесистые тралы , стра дает качество рыбы. В по следнее время на пути та ких командиров зажигается «красный свет»,, Однако, если быть до конца объективным, ка питанов понять можно. II вот почему. Р аботает груп па судов в море. Н ачаль ник промрайона на советах просит поисковика сообщить, где он находится. Капитан судна промразведки указы вает координаты , где в дан ный момент уж е идет про мысел. Руководитель райо на негодует, приказы вая в конце концов зан яться своим непосредственным д е лом, а не ловлей рыбы. Как тут быть? Ведь фи нансовое благополучие эки паж а зависит от количества и качества взяты х даров мо ря. А поиск. Поругают, ну и что? Вот и бегают суда-ловцы, р азы ски вая косяки, не наде ясь на «разведчиков». Неод нократно в печати, в том чис ле и «Рыбном Мурмане», говорилось о необходимости более четкой специализации ПИНРО , промразведки и реорганизации их с тем, Чтобы не связы вать по р у кам каучно-поисковые суда производственными показа телями. Пока — одни р а з говоры... Новых, более гибких форм работы, руководства требует жизнь. Но готовы ли мы к ним? Вот в чем вопрос. Не секрет, что судно уходит на промысел, к примеру, с моторным топливом. Там оно заканчи вается, танкер при возит турбинное, дизельное топливо разных марок, коро че, что дадут. Надо срочно перестраивать двигатель — установить новый угол отра жения. Да еще надо опро бовать его. На БАТ ах, к примеру, на это уходит 15 часов. Как правило, такая работа ведется в проме ж утках между тралениями. Но к этой проблеме прибави лась еще одна — нередко м азут доставляют низкого качества, и его приходится перемешивать с дизтопли вом, подогревать. И к та кой работе флотские спе циалисты готовы. В топлив ных танках, непосредствен но перед двигателем, стали устанавливать подогреватели, разж иж ая мазут. Это дает эфф ект, и довольно боль шой. Подключилась к нашим «болячкам» и наука. Вместо традиционных сортов горюче го в паровых котлах при м еняется водотопливная эмульсия, в чем нем алая за. слуга ЦПКТБ, специалисты которого пошли дальше — предложили использовать эмульсию и в двигателях внутреннего сгорания. Но, на мой взгляд, эта перспек тивная работа затянулась, требует ускорения. К тому же многие механики лишь понаслышке знают о том, как применять ее. Значит, есть необходимость начать учебу флотских специалис тов, до мелочей ввести их в курс дела. Подготовка судов, экипа ж ей к работе в новых, изме нившихся условиях должна начинаться на берегу. Это —• мое твердое убеждение. В море уж е некогда переучи ваться^ тем более учиться. Там надо работать. И здесь не могу не сказать о том,- что особо меня и других ме хаников волнует, — созда нии лаборатории автомати ки, теплотехники, гидравли ки, которая, кстати, есть в пароходстве. Она могла бы испытывать траловы е комплексы послед ремонта под нагрузкой. Ведь списываем мы много судов. Почему бы один из трало вых комплексов не снять со старого траулера? И тогда бы не пришлось уж е на про мысле мучиться с наладкой траловы х лебедок. Примеров простоя по этой причине в море слишком много. И. БОТВЕНКО, флагманский механик Мур манского тралфлота. Чехарда Траловый флот — крупней шее предприятие рыбной от расли в стране, со своей историей, традициями, дела ми. Но врем.я неизбежно на лагает свой отпечаток на все. Стареют люди, стареют корабли. Техника просит по мощи. Многое зависит от тех, кто ее эксплуатирует, кому она служит. Здесь переплета ются многие вопросы, о кото рых и хочу рассказать. В «цепочке» РПК-13, рабо тающей в инпорту, пять су дов типа БМРТ польской по стройки, Все они имеют со лидный возраст, а «ветеран» этого отряда судов — БМРТ- 400 «Лесков», — служит рыба кам уже четверть века. Но не всегда именно воз раст старит технику, скорее губит ее нерадивое отноше ние людей. Группа народно го контроля РПК-13 дважды за период МРТО принимала участие вместе со специали стами в проверке состояния судна, поступившего в ремонт, его обеспеченности снабже нием и всем необходимым, с тем, чтобы мы могли выпол нить не только заявленный объем, но и все то, что обес печило бы дальнейшую бес перебойную работу экипажа на промысле. И вот приходится сталки ваться с такими явлениями, которые иначе не назовешь как бесхозяйственность, не организованность, пренебре жительное отношение к основ ным средствам предприятия. Начну с перечня работ, ко торые нам необходимо про вести. Кто как не судовые специалисты должны четко знать, что надо конкретно ре монтировать и чем нас обес печить. Вот примеры. На БМРТ «Са лют» было дано задание ус тановить дублер палубы в провизионной кладовой. На чали подготовительные работы, потратили время. А оказа лось, что это надо сделать в коридоре шахты транспортера. Или, скажем, задание — изго товить 60 квадратных метров трюмных решеток, но... доска ми не обеспечили. Для пере борок на рыбофабрике при слали не тот металл, который необходим. . В радарной и кладовой ра диослужбы грязь, беспорядок. Убираем мусор вместо основ ного дела. По электрочасти надо про вести ремонт на 7 транспорте рах. Но их гораздо больше на траулере, и поскольку не ука зано, на каких именно тран спортерах, — снова трата вре мени на поиски. На БМРТ «Лесков» необхо димы были фалы для оттяж ки антенны. Вместо них вы слали... главную антенну. На «Салюте» требовалось заме нить осветительный кабель на тралмейстерском мостике. Но никт0 не подумал обеспечить кабелем. Значит, надо расхо довать инвалютные средства, что в данном случае будет прямым расточительством. Своей статьей я хочу обра тить внимание судовых спе циалистов на необходимость более серьезной подготовки судов к МРТО в инпорту. Не доработки в этом деле обхо дятся слишком дорого: ма териально — для государства, морально — для тех, кому приходится искать выход. Л. ДЬЯКОВ, рефмашинист тралового флота, заместитель секре- таря парторганизации РПК-13, председатель груп пы народного контроля. 17 января 1986 года ишипкициМИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz