Рыбный Мурман. 1986 г. Январь.

• Вечером в пятницу ФОТОКОНКУРС «ОБЪЕКТИВ-85»I -КТО СМЕЕТСЯ ПОСЛЕДНИМ? ЯНВАРСКАЯ ЛЫЖНЯ. Фото В. КОНОНОВА. ВЫСТАВКИ' Ш ВШИ МОЛЬБЕРТЫ, РЫШИ? Можно ли сделать карти­ ну из камней? Только не то­ ропитесь с ответом. Остроты — в сторону... Тонкие, плав­ ные переходы цветов, про­ стые сюжеты: лики природы, застигнутой в момент лири­ ческой задумчивости, — приятное впечатление остав­ ляют работы служащ ей из Апатитов JI. Б . Сазыкиной «Хибины», «Ч ум», «Тиши­ на», «Осень». Рассмотрев их, недоверчиво спотыкаешь­ ся о примечание на таблич­ ках — «Дробл. минералы». Дробленые минералы? Да, действительно, нежные, теп­ лые эти картины выполнены из самого, казалось бы, не­ подходящего, грубого м ате­ риала. Попросту говори — из 1 самней. А увидеть их можно на областной пыстав- ке самодеятельного изобра­ зительного творчества, экспо- . зшш я которой развернута в . фоне, а также на третьем этаж е областной научной библиотеки. Б олее 130 работ разных жанров отобрано на этот раз для экспозиции. Живопись, графика, резьба по дереву, кружеиоплетение, изделия из бисера, восковые рельефы — лучшее из того, над чем ра­ ботали самодеятельные х у ­ дожники нашего края в ми­ нувшем году. Немало встречается на выставке знакомых имен. Открьшается она тремя боль­ шими пейзажами .матроса из «Мурманрыбпр'ома» О. М. Столярова. Вот Кола — та­ кая, какой ее можно увидеть с сопки с .противоположной стороны залива. Териберка: карабкаются по скалам дома поселка, плывет по заливу рыбацкий сейнер, лодки... А вот нарядная, салютующая всенародному празднику Мо­ сква. Не миновала кисть а в ­ тора и главной его работы, о которой рассказы вает карти­ на «Шторм»: пятеро чело­ век, затянутых в орапжеиые робы,_ показаны художником в момент борьбы со взбунто­ вавшейся стихией. Кстати, на выставке мож ­ но увидеть и портрет само­ го С толярова — его написал другой рыбак, коллега по профессий и по увлечению , — К. Е. Ельчин. Ему ж е принадлежит картина «В мо­ ре»: вновь — тяж елы е вол­ ны, хлещущие в борт судна, ощущение жизни, как посто­ янного испытания мужества и стойкости человека. В прошедшем году паши читатели встречались с глав­ ным конструктором проекта НТО «Севтехрыбпром», лау ­ реатом Государственной пре­ мии СССР" Ю. А. Благове­ щенским и заведующей мор­ ским отделением кинопрока­ та Л. Н. Кисенко в материа­ лах рубрики «Б еседа с у вле­ ченным человеком». В экс­ позиции выставки — новые их работы, пейзажи и натюр­ морты. Давно, плодотворно тру­ дятся на ниве самодеятель­ ного изобразительного твор­ чества бывшие судоводители В. К. Соломашенко и Г. Ф. Шаповалов. Первому и з них принадлежит полотно «К о­ рабли», а второй выступил с картинами «Бабье лето», .«Осень». Надолго задерживаю тся зрители перед серией мор­ ских пейзажей, выполненных пастелью военнослужащим из Североморска А. И. Гришан- цевым. Трудно пройти и ми­ мо последних работ извест­ ного самодеятельного живо­ писца из поселка Верхнету- ломский С. П. Локко — «Лебединая песня», «Лесо­ тундра. О зеро Бельба», «Старый причал». Выставка весьма разнооб­ разна по содержанию пред­ ставленных работ, хотя, ко­ нечно, изображения природы, сельские сценки явно преоб­ ладают по количеству над так называемой производст­ венной темой. Сюжеты боль­ шинства картин посвящены Заполярью , его природе и людям. И все же, несмотря на это, трудно сказать, что па выставке сложился полно­ ценный портрет нашего края. Наверное, вот почему... Ду­ мается, в городе, стоящем на перекрестке океанских дорог, в области с давними рыбацкими традициями, мог­ ло оказаться и больше ху- дожников-любителей. посвя­ тивших свое творчество мо­ рю. Те из них, что названы выше, известны уже давно. А где ж е новые имена? Где ваши мольберты . молодые рыбаки? — Дело в том, что культ- базы рыбацких флотов очень вяло, неохотно откликаются па подобные мероприятия, — размыш ляет работник обла­ стного научно-методического центра народного творчества и культпросветработы О. А. Евтюкова. — На этот р аз вообще никак не откликну­ лись, ни одной работы не представили. И очень ж аль. Ведь известно, что в часы досуга на судне очень мно­ гие' рыбаки охотно занима­ ются рисованием, живописью, резьбой по дереву. Но их работы редко можно увидеть за пределами, так сказать, степ своего флота. Может быть, некоторые авторы стес­ няются показывать свои про­ изведения более широкой аудитории, может, побаива­ ются довольно высоких тре­ бований выставочной комис­ сии. А скорее всего, боль­ шинство даж е не знает о . том, что можно «показаться» на областной выставке. И тут культбазы могли бы сы ­ грать" очень хорошую роль в том, чтобы стимулировать творчество рыбаков. Н авер­ няка среди них, среди мно­ гих малоизвестных авторов, есть и такие способные люди, как, например, первый по­ мощник капитана морского пароходства Владимир Ва­ сильевич Туманов. Много лет он рисовал, что называется, для себя морские и сельские пейзажи, портреты. А потом случайно работник культбазы пароходства принес к нам несколько его работ. И ока­ залось, что автор — вполне сложившийся самодеятель­ ный художник. Картины Ту­ манова сразу ж е попали на областную, а через некото­ рое время — и на Всерос­ сийскую выставку народного творчества. Словом, если бы культбазы рыбацких флотов более заинтересованно отно­ сились к самодеятельным ху­ дожникам, мастерам приклад­ ного ж анра, помогали им найти действительно широ­ кую аудиторию, то и сами авторы получили бы пользу, и морская тема была бы представлена на нашей еж е­ годной выставке более полно. В. БЕЛЯЕВ. Перемена мест слагаемых За полчаса до обеденного перерыва я вошел в булочную и встал в очередь. — Скажите, пожалуйста, — спросил я у крупного муж­ чины с усами, — вы случайно не знаете, бородинский есть? — Есть, — неохотно ото­ звался усач. — Есть бородин­ ский. Только вот продазца нет. — А где же он? — поин­ тересовался я. — Спросите что-нибудь по­ легче, — ответил мужчина. — Действительно, — сказа­ ла девушка, стоявшая перед усачом, — зря вы товарища спрашиваете, где продавец. —- Видите ли, — начал осто­ рожно объяснять я. — Тут, по- моему, больше некого спро­ сить об этом. Я обвел взглядом булочную. Очередь последовала моему примеру. Заметив в углу кас­ сиршу, мы дружно направили на нее испепеляющие взгля­ ды. Но она сидела спокойно, как будто перед ней был экран-отражатель. Наконец, дама в шляпке, стоявшая в очереди перзой, не выдержала. — Но где же? Где же, нако­ нец, продавщица? Очередь зашумела. В разгар шума из служеб­ ного помещения вышел муж­ чина в белом халате. — Спокойно, граждане! — сказал он. — Я директор бу­ лочной. В чем дело? Объяснять долго не при­ шлось. — Граждане! — прорвался через частокол возмущений директор. — Ведь все мы лю­ ди. Согласитесь — люди? Очередь не дискутировала этот вопрос. — Но ведь и продавщица, — человек, — продолжал ди­ ректор. — ’Микрорайон, как вы знаете, новый. Столовых почти нет. Но надо же чело­ веку что-то поесть в перерыв. Вот она и выскочила на се­ кундочку в молочную купить пакетик молока. Неужели вы откажете ей в такой малости, как съесть в обеденный пе­ рерыв булочку с молоком? Очередь переглянулась и утихла. «Теряем чуткость к ближне­ му, — подумал я, — теряем... Кстати, жена ведь просила еще молока купить». Я бодрым шагом направился в молочную. Когда я открыл дверь мо­ лочной, то услышал слова женщины в белом халате, об­ ращенные к покупателям: — ...скоро будет. Выбежала на секундочку в булочную за хлебом. Л. ЛАЙНЕР. •КРОССВОРД ПО ГОРИЗОНТАЛИ : 1. Опе­ р етта Н. С трельникова. 5. Ло­ сосевая рыба. 7. Остров в Б а л ­ тийском море. 10. Зам ена н аз­ вания предмета, явления др у­ гим названием. 13. Молдав­ ский народный м узы кальны й и н стр ум ен т. 14. Озеро в При­ морском нрае. 15. Колоколь­ ный звон. 19. Советский п и са­ те л ь. 20. Период учебного года в вы сш и х и средних спец и аль­ н ы х учебны х заведен и ях. 21. У ч асто к речного русла со сл а­ бо выраж енным течением . 22. Древнегреческий оратор. 25. Промысловая рыба. 27. Персо­ наж из пьесы В. В иш невско­ го «О птим истическая тр а ге ­ ди я». 28. П ерсонаж из оперы 3 . П алиаш вили «Д аиси». 33. Город в Харьковской области. 35. Отдельно леж ащ ая мель. 36. Л екарственное средство для предупреж дения мореной и вы ­ сотной болезни. 37. Полуостров в Каспийском море. ПО В ЕР ТИ К А Л И : 1. Город в Си ри и . 2. Н апиток. 3. Водо­ плавающ ая птиц а. 4. Старин ная р усская мера дли н ы . 5 П ьеса советского поэта В . Гу сева. 9. Морской порт на юге Ф ранции. 11. Р есп ублика в со ставе Ю гославии. 12. П ун кт пи тан и я посетителей при продо вольственны х м агази н ах. 13 Воинское звание. 16. Порт Ка нады . 17. Мелкий арендатор земли в Рим ской империи. 18 Вы дающ ийся русски й живопи сец. 23. Ж ур н ал, основанный А . И. Герценом. 24. Вы дающ ий ся советский полярный летчик 26. Звезда в созвездии Скор пиона. 29. Персонаж Из one ретты И. Ш тр ауса «Цы гансний барон». 30. Подлинная фами лия писательницы Леси Укра и н ки . 31. П ринадлеж ность для игры в бадминтон. ПО ИЗО ГНУТЫМ ЛИНИЯМ 6. Источник поэтичесного вдо хновения. 8. Единица частоты 32. Река, впадающ ая в Север ное море. 34. М уж ское имя. Подготовил А . ПАНОВ. О ТВ ЕТЫ НА КРО ССВО РД , ОП УБЛИ КО ВАННЫЙ В № 1 По горизонтали: 2. Сосна. 4. П етарда. 7. Слива. 8. А стра. 12. Н еж данова. 13. «Порош а». 15. С казка. 17. Д иорама. 18. Ма­ ки. 19. Осло. 22. «Норма». 23. Сплав. 27. «К расногвардейцы ». 28. Апорт. По вертикали : 1. М аска. 2. Снеговик. 3. А ндерсен. 5. П ла­ тон. 6. А ркада. 9. «С негуроч­ ка». 10. Н овоазовск. 11. «Ма­ скарад». 13. П рем чаид. 14. «Аида». 15. Свая. 16. А ргонавт. 20. Т акса. 21. А сеев. 24. «Го­ ра». 25. А втор. 26. Крот. J0 янвавя 1966 года- 10 ш ж п ч Д

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz