Рыбный Мурман. 1986 г. Сентябрь.
К 70-летию Мурманска IT 1ЕРВАЯ ПОПЫТКА окон чилась неудачей. Наша газета рассказызала в августе о начале работ по восстановлению экспедици онного судна «Николай Кни- пович», которое решено превратить в филиал крае ведческого музея, о его славной тридцатилетней слу жбе науке, изучающей се верные моря. Этот рассказ был опубликован накануне намечавшегося подъема суд на, лежавшего на отмели Кольского залива у поселка Минькино. Идея была такая: приподнять вросший в ил корпус одним стропом, в образовавшийся зазор заве сти второй, затем плав кран, напрягши стотонно сильные мускулы, должен был поставить судно к себе на палубу и переправить _ к причалу судоверфи. Но двадцать семь лет, в течение которых вода и ветры поочередно пытали дубовую обшивку на проч ность, не прошли даром. Трос, на который пришлась вся тяжесть, начал попросту перепиливать набрякшее де рево. Красный буек, при крепленный к корпусу, от чаянно трепыхался на волне, вода была мутной, и водо лазам, раз за разом уходив шим на глубину, никак не удавалось завести второй строп. Работа заняла целый день; в конце концов, чтобы уберечь корпус от дальней шего разрушения, было ре- и_ено оставить его до поры на месте. К двадцати семи годам добавился еще почти месяц. Вновь работники АСПТР — экспедиционного отряда аза- рийно-спасательных, судо подъемных и подводно-тех нических работ — вместе с курсантами МВИМУ занялись П О В О Л Н А М Н А Ш Е Й П А М Я Т И подготовкой к подъему. Вновь зашипела, вгрызаясь в грунт под корпусом, струя гидромонитора. В прорытые таким образом туннели при помощи плазающего транс портера «амфибия» были протянуты тяжеленные тро сы. Учитывая опыт неудач ной попытки, под тросы по местили прокладки из ли стов металла и дерезянных брусьев. «Брага» — толстый канат — стянула судно вдоль. Все это делалось тщательно, но отнюдь не вразвалку: • ведь работать можно было только в дни и часы сизигийных — наи больших — отливов, когда корпус полностью обнажал ся. ...За несколько дней до второй попытки заведующий лабораторией ПИНРО В. Т. Жевноватый, инициатор воз рождения «Николая Книпови- ча» и непременный участник всех проводившихся работ, узнал радостное известие. В музее истории освоения Арк тики школы № 46 сохранились штурвал с «Нинолая Книпови- ча» и чертежи. Штурвал, приказам которого тридцать лет подчинялось судно! Ко торый помнит руни двух по колений моряков, в том чис ле и руки самого Вячеслава Трофимовича. нескол^но лет ходившего на судне старпо. мом... Ценнейшая находка, ес ли учесть, как мало подлин ных предметов уцелело с той поры. Еще и поэтому настро ение у Жевноватого в минув шую субботу было приподня тым. Впрочем, таким же оно бы ло и у всех, кто собрался тем утром на палубе принад лежащего АСПТР плавнрана № 14. И поначалу око оправ далось. Без заминки, без до садных неожиданностей стре ла мощного крана отделила судно от грунта. Над рябью залива показались темные борта, кое-где тронутые зе леными пятнами слизи. Что бы не тревожить лишний раз утомленное дерево, было ре шено вести «Николая Книпо- вича» на плаву, тюдзешен- ныи на двух стропах, до самого причала. Надо сказать, работами, связанными с подъемом «Николая Книпозича», зани малось множество людей, всех их перечислить невоз можно. Но нельзя не отме тить вклад группы курсантов МВИМУ, которой руководил заведующий лабораторией училища А. В. Беляев, и во долазов под командой стар шины водолазной станции экспедиционного отряда А. М. Фокина. Молодая энергия первых и опыт, про фессионализм вторых были незаменимы в период подго товительных работ. А в этот день в центре события оказались экипаж плавкрана и руководитель подъема, начальник произ водственного отдела АСПТР С. Н. Бушуйский. И несмот ря на то, что экипаж прак тически лишь один день участвовал в деле, чувство валось, для него это не про сто очередное задание. Не что большее — личное при общение к тому, что связы вает в единую цепь далекие д р уг от друга поколения, к истории. — Нужное дело... Очень нужное, — задумчиво гово рил капитан плавкрана Н. П. Полуянов, глядя на высунув шуюся из воды обшивку «Николая Книповича». — Мало у нас таких реликвий на Кольской земле. И не о печальной ли (обы денной для состарившихся судов и все-таки — печаль ной) судьбе легендарного «Ермака», на котором в на чале шестидесятых ходил котельным машинистом, ду мал в ту ^минуту Николай Павлович? Когда плавкран, по малой мощности собственной маши ны ' подпираемый с бортов двумя буксирами рыбного порта, «Ураном» и «Задор ным», прошел с полкиломет ра от места подъема, послы шался тревожный треск. Скользнувший катер поднял волну, и та увесисто хле станула по истрепанной об шивке. Крутобокие борта «Николая Книпозича» сло жились, словно книжка. Но — ничего страшного, этого мож но было ожидать. И вновь — медленное, осто рожное движение вперед... Потом все-таки пришлось остановиться — в нескольких сотнях метров от дока, кото рый предстояло обогнуть, от причала. Начавшийся отлив со скоростью повлек воды залива прочь, и продолжать движение было небезопасно для потрепанного деревянного норпуса. После нескольних часов вынужденного ожида ния — ювелирная постановка к причалу, которую мастер ски выполнили энипажи плавнрана и помогавшего «Задорного» (второй бунсир просто не уместился в прост ранстве между доком и при чалом). А слева на эту опе рацию поглядывал стоявший в доке БМРТ «Персей-3» — работяга ПИНРО, прямой на следник дел, которые начи нали в двадцатых на Севере «Персей» и «Николай Книпо вич». И вот, наконец, момент, которого все ждали с на деждой и тревогой. Высунув из кабины голову, напряжен но прислушиваясь к коман дам, начал аккуратно дейст вовать рычагами крановщик Б. П. Тихонов. Медленно поднимался из воды корпус в щетине облепивших его ракушек. Отчетлизо виднелся белый рубец, оставленный на потемневших досках тросом при прошлой попытке. Судно поднималось все выше, уже оторвалось от воды.., Но дерево... дерево... Слегка подскобленное и вы сушенное, оно говорит само . за себя: из отборного дуба строилось судно, хоть куда он еще годится. Но пропи тавшееся точно губка мно гими тоннами воды, дерево не выдержало напряжения. Трещина неотвратимо ползла по рубцу, и кусок кормы, метров шесть, с надсадным треском отвалился от ко р пуса, нырнул в темную воду. Трудная была минута. Вме сте с кормой рухнули и на дежды, что полностью о ку пятся предосторожности, с которыми велись повторные работы. Но как бы то ни было, дело следовало дове сти до конца.- И оно было доведено до конца, «Нико лай Книпович» закончил свой последний рейс по воде и, опутанный стропами, лег на причал судоверфи дожидать ся реставрации. ...И последняя информа ция. В минувшую среду бы ла поднята утонувшая ко р ма судна. Теперь слово •—1 за специалистами «Гипро- рыбфлота», которые гото вят строительные чертежи, и умельцами деревообделоч ного цеха судоверфи. От .них зависит, когда возродится «Николай Книпович», когда вновь отправится в плавание. В плавание по волнам нашей памяти. В. НИКОЛИН. i РЕКЛАМА ОБЪЯВЛЕНИЯ РЕКЛАМА “ I I С П Р О М Ы С Л А - В П О Р Т По предварительным данным диспетчерских служб флотов, сегодня ожидаются: ПСТ-1344 «Артемовен» («по зеленой»), БМРТ-0023 «Николай Куропат- кин», БМРТ-2643 «ВымПел»; завтра: ПСТ-1313 «Костополь» («по зеленой»), ПСТ-1341 «Ленек» («по зеленой»), ТР «Полярный круг», ТР «Алек сандр Иванов»; 28 сентября: ПСТ-1359 «Ма кеевка» («по зеленой»), ТСМ- 645 «Облучье»; 29 сентября: БМРТ-2639 «Но- вокуйбышевск», IICT-1350 «Ми- шуков» («по зеленой»), ПСТ-1308 «Кренометр» («по зеленой»), СТМ-711 «Призыв»; 30 сентября: ПСТ-1328 «Кур- ганинск», ПСТ-1352 «XX съ езд комсомола Литвы» («но зел е ной»), БМРТ-452 «Славгород»; 1 октября: ПСТ-1322 «Кала- чинск», плавбаза «Алексей Хлобыстов»; 2 октября: РТ-300 «Муром», плавбаза «Севрыба», экипаж БМРТ-111 «Гольфстрим» сам о летом из Москвы рейс № 2339 (102 человека). П Р И Г Л А Ш А Ю Т Н А РА БО ТУ РЫ Б Н Ы Й ПОРТ механиков для работы на бе регу, инженера-строителя — руководителя проектно-сметной группы, прораба общестрои тельных работ, временно — бухгалтеров, фельдшера спец- медпункта. Плотников, каменщиков, кро вельщиков, газоэлектросварщи- ков, водителей автопогрузчи ков, водителей азтокракоз, трактористов, машинистов а в тогрейдера, водителей снего погрузчика, машиниста экска ватора, аккумуляторщиков, электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрообору дования, элентромоитероз с вя зи, слесарей по ремонту элект ропогрузчиков, слесарей по ремонту портальных кранов, слесарей по ремонту автотех ники, слесарей-трубопроводчи- ков, изолировщиков, уборщиц, гардеробщиц, дворников. ~ В СЛУЖ БУ КАПИТАНА ПОР ТА — лоцманов, на суда пор тового флота — электромеха ников, матросов-мотористов, боцманов, котельных маши нистов, кочегаров. В ДЕТСКИЕ УЧ РЕЖ Д ЕН И Я — нянь, поваров, кухонную рабо чую. В Ж ЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ЦЕХ — машинистов тепловоза, со ставителей поездов, стрелоч ниц, слесарей по ремонту под вижного состава, монтеров пу ти. НА Т У РБА ЗУ — посудомойку, уборщицу. О БРАЩАТЬСЯ ПО АДРЕСУ: 133001, г. Мурманск, ул. Трало вая, 87, отдел кадров рыбного порта. ВНИМАНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ «РЫБНОГО МУРМАНА»! В редакцию еженедельника и 8 «Союзпечать» обращаются наши читатели с претензиями на недостаточное количество номеров газеты, поступающее в киоски. Сообщаем, что роз ничная продажа «Рыбного Мурмана» увеличена не будет. Для желающих постоянно знакомиться с его свежими номерами напоминаем: индекс «РМ» 52832, подписная цена на год 2 руб ля 60 копеек. КИНОТЕАТРЫ «МУРМАНСК» 26 сентября — «Человек-ор кестр», «Проделки в старинном духе» (информационный се анс): 10. 27 сентября — «Человен-ор- кестр*. 28 сентября — «Человек-ор- нестр», «Каждый охотник же лает знать»: 10 . 29 сентября — 2 онтября — «Тайны мадам Вонг». «АТЛАНТИКА» 26 сентября — «Контракт ве ка» (2 серии), «Пацаны»: 14.30; «Стрелять сгоряча не стоит», «Травиата» (2 серии): 18; «От роки во Вселенной»: 10, 11.30, 13. 27—28 сентября — «Конт ракт века», «Стрелять сгоря ча не стоит», «Травиата»: 18, «Отроки во Вселенной». 29—30 сентября — «Король скачек», «Беснонечная исто рия», «Шанс», «Лунная ведь ма» (для детей). 1 онтября — «Король ска чек», «Шанс», документальный фильм «Тепло нашего дома»: 16; «Игры для детей школьно го возраста» (премьера): 19; «Пари с волшебницей». 2 онтября — «Король сна- чен», «Верная Рука — друг индейцев», «Бесконечная исто рия», «Пари с волшебницей». «МИР» 26 сентября — «Бармен из «Золотого якоря», «Игры для детей школьного возраста» (премьера): 19.20. 27 сентября — «Бармен из «Золотого якоря». 28 сентября — «Ладушки, ладушки...»: 10; «Бармен из «Золотого якоря». 29 сентября — «Ладушни, ладушки...»: 10; «Тихая заста ва», «Белые волни». 30 сентября — «Тихая заста ва», «Белые волки». 1 онтября — «Тихая заста ва», «Белые волки», «Игры для детей школьного возраста» (премьера): 19.20. 2 онтября — «Прорыв», «Но вые приключения неуловимых». «РОДИНА» 26— 28 сентября — «Белые волки», «Случайный отец», «Бесконечная история». 29 —30 сентября — «Чегем- ский детектив», «Научись тан цевать». 1—2 онтября — «Бармен из «Золотого якоря», «Научись танцевать». «АВРО РА » 26 сентября — «Гулливер в стране великанов», «Спартак» (2 серии). «Бронзовый ключ», «Тайны мадам Вонг» (кинопа норама с премьерным пока зом): 19.30. 27 сентября — «Гулливер в стране великанов», «Спартан», «Бронзовый ключ». 58 сентября — «Ры сь выхо дит на тропу»: 11: «Гулливер в стране великанов», «Спар так», «Бронзовый ключ». 29 сентября — «Ры сь выхо дит на тропу»: 10; «Короли шутки». 30 сентября — «Короли шутт ни». 1 онтября — «После дождич- на в четверг»: 10.30; «Короли шутки». «УТЕС» 26 сентября — «Король ска чек». 27 сентября — «Король ска чен», «Таинственный старик»: 13; документальные фильмы: «Диалоги о здоровье», «О здо ровье знаю все, но...»: 17.20. 28 сентября — «Дети напи тана Гранта»: 13; «Король ска чен». 29 сентября — 1 октября — «Гулливер в стране великанов», «Вспыш ка», «Чудо-юДо» (мульт- сборник): 10.30. 2 онтября — «Луизиана» (2 серии, дети до 16 лет не до пускаются): 17.30, 20. ^ . «С ЕВЕРНО Е СИЯНИЕ» 26 — 28 сентября — «Русь из начальная» (2 серии). Большая программа: 1. «Операция «Зу- зук», 2. «Прерия»: 10, 13.15, 16.30, 19.45; «Говорит Москва», «Такая ж есткая игра хонней», «Чебурашка идет в школу». 29 —30 сентября — «Зимняя вишня», «Затянувшийся экза мен», «Цыганское счастье», «Каждый охотнин желает знать». 1 онтября — «Зимняя виш ня», «Затянувшийся экзамен», «Каждый охотник желает знать». I 26 сентября: Кинофильм «Прощание славянки»: 19, 21. 27 сентября: День коллектив ного отдыха тралового флота на турбазе «Лесной причал»: 10.00. «Шахматный клуб «Бе лая ладья» в фойе кинозала ДМО (ул. Воровского, 5/23): 17.00. Концерт артистов Мур манской филармонии «Вальс, вальс, вальс...» на турбазе «Лесной причал»: 15.00. Кино- ДОМ МЕЖДУРЕЙСОВОГО ОТДЫХА ТРАЛОВОГО ФЛОТА (ул. Воровского, 5/23) фильм «Бал»: 19, 21. 28 сентября: Вечер старин ного романса в кинозале ДМО (ул. Воровского, 5/23): 19.00. 29 сентября: Кинофильм «Без злого умысла»: 19, 21. 30 сентября: Кинофильм «Личное дело судьи Ивановой»: 19, 21. «Кинолекторий «Здо ровье» — «Алкоголь и его по следствия» в кинозале ДМО (ул. Шмидта, 43): 19.30. 1 октября: Кинолекторий «Время, события, факты»* — «Актуальные проблемы идеоло гической борьбы на современ ном этапе» в кинозале ДМО (ул. Йоровского. 5/23): 19.00. 2 октября: Кинофильм «Тра виата»: 20 . 00 . Зам. редактора Л. А. ШЕБЕКО. 183038, Мурманск, ул. Шмидта, 43 (1-й этаж, правое крыло). Телефон для справок — 7-47-08. Редактор — 7-47-19 (АТС рыбного порта — 40-90), за меститель редактора — 7-73-45, ответственный секретарь — 7-74-75. ОТДЕЛЫ: партийной жизни и пропаганды — 7-73-45, промышленного рыболовства — 7-74-91, береговых пред приятий — 7-63-66, культуры и быта, информации и спорта — 7-62-64, писем — 7-47-08. Типография издательства обкома КПСС, г. Мурманск, ул. К. Маркса, 18. «Рыбный Мурман». Индекс 52832. Тираж 17035 Зак. 7828. ПН-00294.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz