Рыбный Мурман. 1986 г. Сентябрь.
• В гостях у муз Р СЕВЕРОМОРСКЕ не так давно состоялись н первые съемки нового фильма Эльдара Р я занова «Забытая мелодия для флейты». Картина ставится по пьесе Э. Брагинского «Аморальная история». Фильм будет двухсерийный. Режиссер называет его «антибюрократическим», что дает представление о нем, как о сатиричесной ленте. В главных ролях будут сниматься Леонид Фила тов, Татьяна Догилева, Марина Неелова, Всеволод Санаев, Александр Ширвиндт, Валентин Гафт и другие известные актеры (к сожалению, никто из них в Мурманск со съемочной группой не приезжал). Музыка — Андрея Петрова. Съемки в Североморске прошли удачно. Не хотелось расспрашивать знаменитого ре жиссера про кино. Ну в самом деле, какой смысл? Все опубликованные беседы с ним — это про нино. Все встречи с ним в «Кинопанораме» — это тоже вокруг кино. Книга Рязанова «Неподведен- ные итоги» — о том, как делается нино. Какие могут бы ть вопросы! Хотелось узнать не тольно Рязанова-режиссера, а и человека: как он, например, организует свой быт, досуг? Из множества возникавших вопросов было отобрано 30 ш тук. Но съемки в Северомор ске заняли всего несколько дней, расписание ра боты киногруппы было напряженным, и долго готовившееся интервью — ирония судьбы? — «случилось» в спешке, в автобусе, который уво зил кинематографистов к московскому самолету, и потому далеко отклонилось от «канонов жанра». — Давайте первые тридцать вопросов пропу стим, а начнем с тридцать первого, — пошутил Эльдар Александрович, задав тем самым тон раз говору, К заготовленному вопроснику путь был отре зан, и тогда на мастера кинокомедии вопросы посыпались без всякого порядка... Н Е Т О Л Ь К О О К И Н О . . . Встреча с кинорежиссером Э. Рязановым Житейские частности — Вы родились в Москве? — Нет, в Куйбышеве, кото рый назывался тогда Самарой. «Ах, Самара-городок...» — песня еще такая была. — Часто бываете там? — Сорок пять лет не был, к сожалению. Так жизнь скла дывается, что туда не попадал ии разу. — Как вы отдыхаете летом? — Люблю море, плавание. Правда, не всегда получается — летом, как правило, бывают «ъемки. Но когда удается, я стараюсь уехать на Черное море, чтобы поплавать, поло вить рыбку. Я вообще люб лю отдых пассивный — что бы жить или в Доме отдыха, или в санатории, не тратить сил ни на транспорт, ни на очереди. Поскольку очень много работы, то за месяц надо накопить силы. — У вас есть хобби? — У меня слишком много разных работ, на хобби не остается времени. — Есть у вас домашние обя занности? Помогаете ли вы жене по хозяйству? — Конечно. По магазинам хожу — обязанность по купки продуктов в основном лежит на мне. Иногда готов лю. Когда приходят гости — включаюсь во все заботы, ко торые с этим связаны. Конеч но, помогаю жене — она ведь тоже работает, — У вас есть дети? Они меч тают о кино? — У меня есть дочь. Она работает в институте киноис кусства, специалист по датско му кино. В сентябре будет защищать диссертацию по этой теме. Брейк, рок и поэзия — 30 л*т назад веселый, дерзкий молодежный фильм «Карнавальная ночь» предло жил зрителю современные эстрадные ритмы — например, «ча-ча-ча», — что было воспри нято в штыки многими из стар шего поноления. Сейчас тоже частенько ругают молодежь за музы ку и танцы: говорят, что столь популярный танец брейк — чуждо рационалистичен, не естественен. Кан вы относитесь н брейку? — Это когда крутятся на спине? Мне очень нравится этот танец! Я в восторге. Ви дел, как это делают прекрас но за границей — это очень оригинально, остроумно. Та кой танец требует хорошей физической подготовки — и танец, и спорт одновременно. Это на танго и не фокстрот, которые может любой человек исполнять. Тут нужны моло дость и сила. И эстетически мне этот танец нравится. — Вы слушаете реи-музыку? — Нет, у меня вкусы дру гие. Я люблю нежную, мело дичную музыку. — Нто в а ш любимый совет ский номпозитор? — Мой любимый компози тор — тот, с которым я рабо таю, это Андрей Павлович Петров. Мне нравится музыка Шнитке — это очень серьез ный, вдумчивый композитор. Мне нравятся композиторы Шварц, Тухманов, Тариверди- ев, с которым я тоже работал. Довольно много музыкантов, чьи произведения мне симпа тичны, приятны. — Эльдар Александрович, сейчас много спорят об Алле Пугачевой. Говорят даже: «фе номен Пугачевой» — то в од ном, то в другом смысле. Вот Пугачева в «Иронии судьбы», и вот — нынешняя, в соавтор стве с Ильей Резником. Как вы считаете, почему она так из менилась? — Интересно, что Алла Пу гачева ни разу не выступала на своих концертах с песнями, которые она спела для «Иро нии судьбы». В фильма она делала то, что мы хотели, и не была автором того об раза, в котором пела, а вы полняла заказ, который был предъявлен Таривердиевым и мной. А потом, когда вышла на эстраду, стала складывать ся сама как певица, как лич ность. И выяснилось: то, что она делала для фильма, не совпадает с ее индивидуаль ностью, она идет своим путем. И когда слушаешь песни из «Иронии судьбы», то просто a голову не приходит, что это поет та же певица, которая сейчас регулярно выступает по телевизору и на эстраде, — такое ощущение, что просто разные люди. — У вас есть книги, к кото рым вы не раз возвращаетесь? — Часто перечитываю стихи Бориса Пастернака, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Блока — их я читаю всегда, постоянно, это как бы спутни ки моей жизни. В этот же ряд входят Белла Ахмадулина, Бу лат Окуджава. — В ваших фильмах часто звучат стихи и песни на стихи $*ллы Ахмадулиной. Вы друж ны с поэтом и вне экрана? — У нас добрые дружеские отношения уже много лет. Я очень люблю ее поэзию и счи таю Ахмадулину одним из са мых лучших поэтов нашего времени. Заминка Следующий вопрос к Эльда ру Александровичу сделал наш разговор заметно напря женным. — Фильмы Эльдара Рязано ва неизменно — на актуальные темы, в них всегда много му зыки и остроумия, всегда за няты ведущие актеры, которые часто переходят из одного фильма в другой, сюжеты, как правило, неожиданны, даже фантастичны, фильмы неизмен но популярны и собирают ши рокую массу зрителей. Вас не настораживает эта «неизмен ность», которую могут воспри нять и как однообразность? — Если уж вы так считаете, то так и задавайте вопрос. Фильмы, которые я делаю, они все не похожи один на другой. «Гараж» не похож на «Иронию судьбы», а «Ирония судьбы» — на фильмы «О бедном гусаре замолвит* слово»... Чем «Карнавальная ночь» похожа на «Жестокий романс» или «Берегись авто мобиля»? — А на появлялось у вас ж е лание экранизировать, напри мер, последние повести Астафь ева или Белова, или Распути на, или Айтматова — те ве щи, которые сегодня наиболее читаемы и остры, мысли ко торых требуют широкой по пуляризации? — Распутин, Астафьев, Айт матов и Белов работают в аб солютно серьезном жанре, ли шенном юмора, а я работаю асе-таки в жанре комедии. И хотя я люблю их как читатель, но желания поставить их в ки но у меня не возникало. Я бы хотел экранизировать ро ман «Мастер и Маргарита». Это то, что мне ближе. — Давно зреет у вае это же лание? —- Давно, уже много лат. С тех пор, как прочитал этот ро ман в первый раз. Но вот, как видите, желание есть, а осу ществить его пока не удается. — Из любопытства: ного бы вы хотели взять на роли И«- шуа Ганоцри, Бегемота? — Вы не задали более важ ный вопрос: а почему я на поставил эту картину, если больше двадцати лет мечтаю об этом? — Но ведь даже сам этот знаменитый роман Булгакова кое-кто до сих пор считает весьма спорным явлением я советской литературе... — Вот поэтому и мне на дают делать эту картину. Так зачем же обсуждать, кто там мог бы сыграть — это пока отношения к делу не имеет. О Мурманске и мурманчанах —- Эльдар Александрович, в Мурманске мало тепла. Согре вало ли вас что-нибудь в се верном городе? — Нам понравились и город, и люди, и моряки, с которы ми мы встретились. Все, с кем мы общались, произвели на нас хорошее, сердечное, доб рое впечатление. Нам помога ли. Мы здесь сняли все, что хотели. И город понравился: чистый, новый, живой какой- то. Мосфильмовцы встречались с мурманчанами, были на про гулке в Баренцевом море. Мы благодарим обслуживавшую нас автоколонну за безукориз ненную работу (ведь во вре мя съемок мобильность — первое дело). Благодарим всех, кто нам помогал и теп ло встречал а Мурманске. С. АРХИПОВ. Фото С. ЕЩЕНКО. На поэтической волне Отчий дом Отчий дом, родимый дом, Что во сне и на яву! Отчий дом, любимый дом, Где, и странствуя, живу!.. Сердце сына — в отчем доме, Отчий дом — в душ е моей! В самолете и в вагоне Он со мной бы л столько дней! Отчий дом — откуда братья Уезжали в край проклятый, В край проклятый потому, Что погибли там... В дому Мама мучилась, рыдала, Край суровый проклинала... Мать внуш ила: сБросишь дом — Покарает божий гром!..» Почему же кровный, отчий Дом забы ла вся родня, Растеряла у обочин Чувство крова и огня? При отце всем — каравай, Хлебосольство! Но на диво Б уд у жадным я: мой край, Д ом и даже струйки дыма Сберегу я и в разлуке! Отчий д о х — какие звуки! ★ ★ * П рикормил я сизых голубей! На моем окне воркуют прямо! И с ладони крош ки сухарей Голуби берут, кружась над рамой! Много ли мне нужно? Воркованье, М иску супа, краешек стола... Телу моему — существованье, А душ е моей — разверт крыла! В. ГАЛЮДКИН. ПЕСНЯ РОДИЛАСЬ В МОРЕ Раскинулось море широко, Н волны буш ую т вдали, Плывем мы, товарищ, далеко. Подальше от нашей Земли... «Раскинулось море широко». Трудно, пожалуй, найти в на шей стране человека, которому была бы незнакома эта песня, а ведь живет она ужа ни много ни мало — 80 лет! Однажды, бу дучи на Украина, я случайно узнал, что в небольшом город ка Чигирине проживает автор песни. И вот я в древнем город ке, где меня очень приветливо встретили хозяин дома Федор Сидорозич Предтеча и его вер ная подруга Мария Михайловна. Много интересного поведал мне бывший моряк русского флота, участник революций 1905-го и 1917 годов, гражданской вой ны. Член партии с 1924 года, по четный гражданин города, Ф е дор Сидорович более 30 лет от дал морю. До преклонных лет ветеран вел большую общест венную работу. А вот и незнакомая многим история создания песни. Весна 1906 года. Коммерче ский пароход «Одесса» с пасса жирами и грузом зерна, пройдя Суэцкий канал, следует Красным морем в индийский порт Дели. На палубу с трудом поднялся молодой кочегар Василий Гонча ренко — земляк и приятель Ф е дора: — На могу! Нет больше сил... Увидев закопченного, грязно го кочегара, боцман прорычал: — Вон отсюда, чумазый! Пуга ешь благородную публику! — и прогнал Василия обратно в коте льное отделение. Через некоторое время судо вой врач констатировал: — Ему ужа ничто не поможет. Тепловой удар! Посла трагической гибели дру га Федор Сидорович сочинил слова «Песни кочегара» (так на зывался первый вариант песни «Раскинулось море широко»). В ней говорилось о тоске по родным местам, выражался про тест против угнетателей. За это по возвращении в родной порт автор был списан на берег как бунтовщик. В последнем четверостишье были строки: Напрасно старушна ждет сына домой, Ей скажут, она зарыдает... А волны морские бегут за нормой, Бегут и вдали исчезают... С прибытием Предтечи на службу в Балтийский флот и там зазвучали вв слова. Приобретая все большую популярность, она стала своеобразным гимном рус ских моряков на длительное вре мя. В основу мелодии был поло жен романс «После битвы» ком позитора А. Гурилева. Любители музыки могут в этом убедиться, проиграв мелодию, ноты кото рой опубликованы в сборнике «Романсы русских композито ров», изданном в 1954 году. У песен разные судьбы. Одни, едва родившись, оставив равно душными слушателей, уходят в небытие. Другие ж ивут и вол нуют слушателей долгие годы. Думается, что именно и такому разряду и относится песня «Рас кинулось море широко». Ее ис полняли популярнейшие певцы и довольно часто в предвоенные го ды — Леонид Утесов. В одном из писем автору Л. О. Утесов писал: «Спасибо вам за пренрасную пес ню. Ж м у вашу матросскую ру ну». До последних дней частыми гостями уютного домика на те нистой улица Богдана Хмельниц кого были приезжавшие сюда военные и торговые моряки, они с интересом слушали рассказы ветерана партии Федора Сидо- ровика Предтечи. Умер старый моряк на 91-м году жизни в 1975 году. Но слова песни, соз данной им в грозные дни рево люционных событий, будут еще долго звучать. В. ГУСЕВ, капитан 2-го ранга в отставке.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz