Рыбный Мурман. 1986 г. Сентябрь.

• В гостях у муз Р СЕВЕРОМОРСКЕ не так давно состоялись н первые съемки нового фильма Эльдара Р я ­ занова «Забытая мелодия для флейты». Картина ставится по пьесе Э. Брагинского «Аморальная история». Фильм будет двухсерийный. Режиссер называет его «антибюрократическим», что дает представление о нем, как о сатиричесной ленте. В главных ролях будут сниматься Леонид Фила­ тов, Татьяна Догилева, Марина Неелова, Всеволод Санаев, Александр Ширвиндт, Валентин Гафт и другие известные актеры (к сожалению, никто из них в Мурманск со съемочной группой не приезжал). Музыка — Андрея Петрова. Съемки в Североморске прошли удачно. Не хотелось расспрашивать знаменитого ре­ жиссера про кино. Ну в самом деле, какой смысл? Все опубликованные беседы с ним — это про нино. Все встречи с ним в «Кинопанораме» — это тоже вокруг кино. Книга Рязанова «Неподведен- ные итоги» — о том, как делается нино. Какие могут бы ть вопросы! Хотелось узнать не тольно Рязанова-режиссера, а и человека: как он, например, организует свой быт, досуг? Из множества возникавших вопросов было отобрано 30 ш тук. Но съемки в Северомор­ ске заняли всего несколько дней, расписание ра­ боты киногруппы было напряженным, и долго готовившееся интервью — ирония судьбы? — «случилось» в спешке, в автобусе, который уво­ зил кинематографистов к московскому самолету, и потому далеко отклонилось от «канонов жанра». — Давайте первые тридцать вопросов пропу­ стим, а начнем с тридцать первого, — пошутил Эльдар Александрович, задав тем самым тон раз­ говору, К заготовленному вопроснику путь был отре­ зан, и тогда на мастера кинокомедии вопросы посыпались без всякого порядка... Н Е Т О Л Ь К О О К И Н О . . . Встреча с кинорежиссером Э. Рязановым Житейские частности — Вы родились в Москве? — Нет, в Куйбышеве, кото­ рый назывался тогда Самарой. «Ах, Самара-городок...» — песня еще такая была. — Часто бываете там? — Сорок пять лет не был, к сожалению. Так жизнь скла­ дывается, что туда не попадал ии разу. — Как вы отдыхаете летом? — Люблю море, плавание. Правда, не всегда получается — летом, как правило, бывают «ъемки. Но когда удается, я стараюсь уехать на Черное море, чтобы поплавать, поло­ вить рыбку. Я вообще люб­ лю отдых пассивный — что­ бы жить или в Доме отдыха, или в санатории, не тратить сил ни на транспорт, ни на очереди. Поскольку очень много работы, то за месяц надо накопить силы. — У вас есть хобби? — У меня слишком много разных работ, на хобби не остается времени. — Есть у вас домашние обя­ занности? Помогаете ли вы жене по хозяйству? — Конечно. По магазинам хожу — обязанность по­ купки продуктов в основном лежит на мне. Иногда готов­ лю. Когда приходят гости — включаюсь во все заботы, ко­ торые с этим связаны. Конеч­ но, помогаю жене — она ведь тоже работает, — У вас есть дети? Они меч­ тают о кино? — У меня есть дочь. Она работает в институте киноис­ кусства, специалист по датско­ му кино. В сентябре будет защищать диссертацию по этой теме. Брейк, рок и поэзия — 30 л*т назад веселый, дерзкий молодежный фильм «Карнавальная ночь» предло­ жил зрителю современные эстрадные ритмы — например, «ча-ча-ча», — что было воспри­ нято в штыки многими из стар­ шего поноления. Сейчас тоже частенько ругают молодежь за музы ку и танцы: говорят, что столь популярный танец брейк — чуждо рационалистичен, не­ естественен. Кан вы относитесь н брейку? — Это когда крутятся на спине? Мне очень нравится этот танец! Я в восторге. Ви­ дел, как это делают прекрас­ но за границей — это очень оригинально, остроумно. Та­ кой танец требует хорошей физической подготовки — и танец, и спорт одновременно. Это на танго и не фокстрот, которые может любой человек исполнять. Тут нужны моло­ дость и сила. И эстетически мне этот танец нравится. — Вы слушаете реи-музыку? — Нет, у меня вкусы дру­ гие. Я люблю нежную, мело­ дичную музыку. — Нто в а ш любимый совет­ ский номпозитор? — Мой любимый компози­ тор — тот, с которым я рабо­ таю, это Андрей Павлович Петров. Мне нравится музыка Шнитке — это очень серьез­ ный, вдумчивый композитор. Мне нравятся композиторы Шварц, Тухманов, Тариверди- ев, с которым я тоже работал. Довольно много музыкантов, чьи произведения мне симпа­ тичны, приятны. — Эльдар Александрович, сейчас много спорят об Алле Пугачевой. Говорят даже: «фе­ номен Пугачевой» — то в од­ ном, то в другом смысле. Вот Пугачева в «Иронии судьбы», и вот — нынешняя, в соавтор­ стве с Ильей Резником. Как вы считаете, почему она так из­ менилась? — Интересно, что Алла Пу­ гачева ни разу не выступала на своих концертах с песнями, которые она спела для «Иро­ нии судьбы». В фильма она делала то, что мы хотели, и не была автором того об­ раза, в котором пела, а вы­ полняла заказ, который был предъявлен Таривердиевым и мной. А потом, когда вышла на эстраду, стала складывать­ ся сама как певица, как лич­ ность. И выяснилось: то, что она делала для фильма, не совпадает с ее индивидуаль­ ностью, она идет своим путем. И когда слушаешь песни из «Иронии судьбы», то просто a голову не приходит, что это поет та же певица, которая сейчас регулярно выступает по телевизору и на эстраде, — такое ощущение, что просто разные люди. — У вас есть книги, к кото­ рым вы не раз возвращаетесь? — Часто перечитываю стихи Бориса Пастернака, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Блока — их я читаю всегда, постоянно, это как бы спутни­ ки моей жизни. В этот же ряд входят Белла Ахмадулина, Бу­ лат Окуджава. — В ваших фильмах часто звучат стихи и песни на стихи $*ллы Ахмадулиной. Вы друж­ ны с поэтом и вне экрана? — У нас добрые дружеские отношения уже много лет. Я очень люблю ее поэзию и счи­ таю Ахмадулину одним из са­ мых лучших поэтов нашего времени. Заминка Следующий вопрос к Эльда­ ру Александровичу сделал наш разговор заметно напря­ женным. — Фильмы Эльдара Рязано­ ва неизменно — на актуальные темы, в них всегда много му­ зыки и остроумия, всегда за­ няты ведущие актеры, которые часто переходят из одного фильма в другой, сюжеты, как правило, неожиданны, даже фантастичны, фильмы неизмен­ но популярны и собирают ши­ рокую массу зрителей. Вас не настораживает эта «неизмен­ ность», которую могут воспри­ нять и как однообразность? — Если уж вы так считаете, то так и задавайте вопрос. Фильмы, которые я делаю, они все не похожи один на другой. «Гараж» не похож на «Иронию судьбы», а «Ирония судьбы» — на фильмы «О бедном гусаре замолвит* слово»... Чем «Карнавальная ночь» похожа на «Жестокий романс» или «Берегись авто­ мобиля»? — А на появлялось у вас ж е­ лание экранизировать, напри­ мер, последние повести Астафь­ ева или Белова, или Распути­ на, или Айтматова — те ве­ щи, которые сегодня наиболее читаемы и остры, мысли ко­ торых требуют широкой по­ пуляризации? — Распутин, Астафьев, Айт­ матов и Белов работают в аб­ солютно серьезном жанре, ли­ шенном юмора, а я работаю асе-таки в жанре комедии. И хотя я люблю их как читатель, но желания поставить их в ки­ но у меня не возникало. Я бы хотел экранизировать ро­ ман «Мастер и Маргарита». Это то, что мне ближе. — Давно зреет у вае это же­ лание? —- Давно, уже много лат. С тех пор, как прочитал этот ро­ ман в первый раз. Но вот, как видите, желание есть, а осу­ ществить его пока не удается. — Из любопытства: ного бы вы хотели взять на роли И«- шуа Ганоцри, Бегемота? — Вы не задали более важ­ ный вопрос: а почему я на поставил эту картину, если больше двадцати лет мечтаю об этом? — Но ведь даже сам этот знаменитый роман Булгакова кое-кто до сих пор считает весьма спорным явлением я советской литературе... — Вот поэтому и мне на дают делать эту картину. Так зачем же обсуждать, кто там мог бы сыграть — это пока отношения к делу не имеет. О Мурманске и мурманчанах —- Эльдар Александрович, в Мурманске мало тепла. Согре­ вало ли вас что-нибудь в се­ верном городе? — Нам понравились и город, и люди, и моряки, с которы­ ми мы встретились. Все, с кем мы общались, произвели на нас хорошее, сердечное, доб­ рое впечатление. Нам помога­ ли. Мы здесь сняли все, что хотели. И город понравился: чистый, новый, живой какой- то. Мосфильмовцы встречались с мурманчанами, были на про­ гулке в Баренцевом море. Мы благодарим обслуживавшую нас автоколонну за безукориз­ ненную работу (ведь во вре­ мя съемок мобильность — первое дело). Благодарим всех, кто нам помогал и теп­ ло встречал а Мурманске. С. АРХИПОВ. Фото С. ЕЩЕНКО. На поэтической волне Отчий дом Отчий дом, родимый дом, Что во сне и на яву! Отчий дом, любимый дом, Где, и странствуя, живу!.. Сердце сына — в отчем доме, Отчий дом — в душ е моей! В самолете и в вагоне Он со мной бы л столько дней! Отчий дом — откуда братья Уезжали в край проклятый, В край проклятый потому, Что погибли там... В дому Мама мучилась, рыдала, Край суровый проклинала... Мать внуш ила: сБросишь дом — Покарает божий гром!..» Почему же кровный, отчий Дом забы ла вся родня, Растеряла у обочин Чувство крова и огня? При отце всем — каравай, Хлебосольство! Но на диво Б уд у жадным я: мой край, Д ом и даже струйки дыма Сберегу я и в разлуке! Отчий д о х — какие звуки! ★ ★ * П рикормил я сизых голубей! На моем окне воркуют прямо! И с ладони крош ки сухарей Голуби берут, кружась над рамой! Много ли мне нужно? Воркованье, М иску супа, краешек стола... Телу моему — существованье, А душ е моей — разверт крыла! В. ГАЛЮДКИН. ПЕСНЯ РОДИЛАСЬ В МОРЕ Раскинулось море широко, Н волны буш ую т вдали, Плывем мы, товарищ, далеко. Подальше от нашей Земли... «Раскинулось море широко». Трудно, пожалуй, найти в на­ шей стране человека, которому была бы незнакома эта песня, а ведь живет она ужа ни много ни мало — 80 лет! Однажды, бу­ дучи на Украина, я случайно узнал, что в небольшом город­ ка Чигирине проживает автор песни. И вот я в древнем город­ ке, где меня очень приветливо встретили хозяин дома Федор Сидорозич Предтеча и его вер­ ная подруга Мария Михайловна. Много интересного поведал мне бывший моряк русского флота, участник революций 1905-го и 1917 годов, гражданской вой­ ны. Член партии с 1924 года, по­ четный гражданин города, Ф е ­ дор Сидорович более 30 лет от­ дал морю. До преклонных лет ветеран вел большую общест­ венную работу. А вот и незнакомая многим история создания песни. Весна 1906 года. Коммерче­ ский пароход «Одесса» с пасса­ жирами и грузом зерна, пройдя Суэцкий канал, следует Красным морем в индийский порт Дели. На палубу с трудом поднялся молодой кочегар Василий Гонча­ ренко — земляк и приятель Ф е ­ дора: — На могу! Нет больше сил... Увидев закопченного, грязно­ го кочегара, боцман прорычал: — Вон отсюда, чумазый! Пуга­ ешь благородную публику! — и прогнал Василия обратно в коте­ льное отделение. Через некоторое время судо­ вой врач констатировал: — Ему ужа ничто не поможет. Тепловой удар! Посла трагической гибели дру­ га Федор Сидорович сочинил слова «Песни кочегара» (так на­ зывался первый вариант песни «Раскинулось море широко»). В ней говорилось о тоске по родным местам, выражался про­ тест против угнетателей. За это по возвращении в родной порт автор был списан на берег как бунтовщик. В последнем четверостишье были строки: Напрасно старушна ждет сына домой, Ей скажут, она зарыдает... А волны морские бегут за нормой, Бегут и вдали исчезают... С прибытием Предтечи на службу в Балтийский флот и там зазвучали вв слова. Приобретая все большую популярность, она стала своеобразным гимном рус­ ских моряков на длительное вре­ мя. В основу мелодии был поло­ жен романс «После битвы» ком­ позитора А. Гурилева. Любители музыки могут в этом убедиться, проиграв мелодию, ноты кото­ рой опубликованы в сборнике «Романсы русских композито­ ров», изданном в 1954 году. У песен разные судьбы. Одни, едва родившись, оставив равно­ душными слушателей, уходят в небытие. Другие ж ивут и вол­ нуют слушателей долгие годы. Думается, что именно и такому разряду и относится песня «Рас­ кинулось море широко». Ее ис­ полняли популярнейшие певцы и довольно часто в предвоенные го ды — Леонид Утесов. В одном из писем автору Л. О. Утесов писал: «Спасибо вам за пренрасную пес­ ню. Ж м у вашу матросскую ру­ ну». До последних дней частыми гостями уютного домика на те­ нистой улица Богдана Хмельниц­ кого были приезжавшие сюда военные и торговые моряки, они с интересом слушали рассказы ветерана партии Федора Сидо- ровика Предтечи. Умер старый моряк на 91-м году жизни в 1975 году. Но слова песни, соз­ данной им в грозные дни рево­ люционных событий, будут еще долго звучать. В. ГУСЕВ, капитан 2-го ранга в отставке.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz