Рыбный Мурман. 1986 г. Сентябрь.
непрерывного пребывания экипажей крупных и боль ших судов в море менее 90 суток, средних — 70 и ма лых — 60 суток заходы су дов в порты для отдыха экипажей не планируются. На разные темы О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РЕЙСОВ С 1 ЯНВАРЯ 1987 года вводятся в действие новые макси мальные сроки непрерывного пребывания экипажей су дов промыслового флота в море. Об этом рассказывает на чальник отдела организации труда и заработной платы Все союзного рыбопромышленного объединения «Севрыба», кан дидат экономических наук Владимир Иванович КРЮКОВ. — Хочу напомнить, что действующие до сих пор максимальные (временные) сроки непрерывного пребы вания рыбопромысловых су дов и их экипажей в море и продолжительность рейсо- оборотов были установлены еще в 1968 году. За истекший период были проведены гигиенические И физиологические исследова ния режимов труда и отды ха по основным типам судов промыслового флота прак тически во всех районах Мирового океана, разработа ны предложения по их улуч шению. С начала будущего года начнут действовать единые максимальные сроки для данного судна независимо от районов промысла. Единст венным показателем для оп ределения продолжительно сти нахождения в море уста навливается длина судна между перпендикулярами. ВОТ КАКОВЫ МАКСИМАЛЬ НЫЕ СРОКИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЭКИПАЖЕЙ В МОРЕ. Для крупных судов (100 метров и более между перпен дикулярами): плавбаз, приеме- транспортных рефрижерато ров, БАТов типа «Горизонт» — 165 суток; больших (65—100м): БМРТ типов «Иван Бочков», «Алтай», ППР, БМРТ прочих типов, ПР «Советск», ЗРС «Зверобой» — 150; средних (34—65 м): ТСМ типа «Орле нок», ПСТ «Баренцево море», СРТМ, СРТР — 135; малых (24—34 м): ПСТ, PC и других — 110; аварийно-спасательных, рыбоохраны, Госрыбфлотин- спекции и других вспомога тельных судов, независимо От категории, — 110 суток. Для судов, работающих Мурман 1886 Сто лет назад на Мурмане побывал академик архитекту ры Владимир Васильевич Сус лов (1857-1921). О своем пу тешествии он рассказал в кни ге «ПутеЕые заметки о севе ре России и Норвегии». Как искусствоведа, Суслова более всего интересовали па мятники русского зодчества. Вместе с тем ученый зорко всматривался в местную жизнь, благодаря чему оста вил ценные сведения о нашем крае того времени. На Мурман Суслов отпра вился из Петербурга на паро ходе вместе с академиком П. А. Черкасовым. Обогнув Скандинавию, путешественник прибыл в Северную Норвегию, где встретил много русских поморов и познакомился с ходом торговли и проМыслов в Финмаркене. В Хаммерфе- сте его взору предстали «де сятки русских судов, множе ство лопарей, комиссионеров И промышленников... поморы привозили сюда муку, крупу, лес и бересту, а покупали ры бу, бакалейные и галантерей ные товары». В Вардё Суслов пересел на Страницы истории пароход «Архангельск» и по плыл на Мурман. В Печенге внимание ученого привлекла старинная церковь, построен ная над могилою основателя монастыря Трифона. В Ара-гу бе путешественник осмотрел китобойный завод, наблюдал самый промысел в море и разделку китовых туш. Пре красный художник, он сделал зарисовки китобойного судна и дал подробное описание охоты на кита. Обнаружив животное по фонтану воды над поверхностью океана, ки тобои на пароходе приближа лись к плавающему великану и стреляли из тридцатипудо вой пушки снарядом с раз рывной гранатой. Загарпунен ный кит, пишет Суслов, бро сается из стороны в сторону, «пароход, отдавая канат, как громадная птица с двумя ши рокими и белыми крыльями из пены, носится с какою-то исступленною быстротою, но скоро силы кита ослабевают, кровяные фонтаны, как руби новый дождь, сверкают среди огромных волн океана...» Большие надежды ученый возлагал на осмотр старинного южнее 50° южной широты, максимальные сроки непре рывного пребывания экипа жей будут установлены позд нее. Наряду с этим, для отдель ных типов судов при работе в некоторых районах про мысла максимальные сроки, по сравненшо с приведенны ми выше, уменьшаются. Так, для экипажей средних судов в Северо-Восточной Атлан тике этох срок составляет 105 суток. Такая же про должительность максималь ного нахождения экипажей устанавливается для малых судов, а также СРТР типа «Океан», «Бологое», проек та 502 и СРТ (300—400 л. с.) в Северо-Восточной Атлантике. При работе судов непре рывно в море в пределах установленной максималь- года городка Колы, хотя и знал, что в 1854 году англичане со жгли его, в огне погибли 19- главый Воскресенский собор и деревянная крепость петров ской постройки. Не сохрани лось и гражданских зданий XVII—XVIII веков. «В настоя щее время, — отмечал акаде мик, — Кола по своей внеш ности нисколько не больше и не богаче простого села; да же те дома, где помещается администрация, представляют собою жалкие одноэтажные строения. Вообще не только во внешности города, но и во внутренней жизии лежит ка кая-то печальная гармония с окружающей его природою». Суслов зарисовал колоколь ню кладбищенской Троицкой церкви постройки 1727 года, вид на Кольский залив со стоящим судном, рыболовны ми сетями и промысловой хи жиной на берегу, фигурные дымовые трубы, сделал обме ры фундаментов сожженного Воскресенского собора (дли на храма оказалась по осно ванию 38,3 метра и ширина с востока на запад — 21,3 мет ра). Старожилы Колы сказа ной продолжительности в рейсовых заданиях должны предусматриваться заходы в ближайшие советские или иностранные порты для от дыха экипажей. Первый за ход планируется для экипа жей крупных и больших су дов на восьмидесятые — со тые сутки, а средних и ма лых судов — на 6 0—70-е сутки со дня выхода в мо ре. Второй заход для всех категорий судов планирует ся после окончания произ водственной работы в море. Если продолжительность непрерывного пребывания экипажей крупных и боль ших судов в море планиру ется менее 140 суток, сред них — 125 и малых — 105 суток, то должен предусмат риваться один заход в порт для отдыха экипажа. При продолжительности ли ученому, что «храм был чрезвычайно величественный и необыкновенно красивый». На Мурманском берегу Сус лов имел возможность наблю дать тресковые промыслы се верян. Он сообщает, что сюда собирается более 700 шняк (поморских судов с артелью в 4 человека) и добывается до 1.077.000 пудов разной рыбы (около 17.660 тонн). В те вре мена Мурман кормил рыбой огромную массу населения не пашенного Севера. Когда Сус лов спросил промышленников, что означает слово «Мурман», рыбаки ответили: толкуют, что на языке древних жителей «мур» — мать, «ман» — чело век, то есть как бы «земля, кормящая людей». Суслов дает обстоятельное и правдивое описание труда и быта закабаленных богача ми рыбаков-покрученничев, которые отрабатывали на Мур- мене «почти вдвое» свои дол ги. «Отправляются они, •— пи шет ученый, — в дальний путь пешком, а все вещи уклады вают в кережчи (санки) и тя нут их лямкою или собаками... Сотни верст идут они, иногда не встречая даже лопарской тупы (хижины), нет для них ни постоялых дворов, где бы они могли согреться и отдох нуть, нет у них и надежд н* лучшее, ни помощи в застиг нутых на дороге страданиях. Продолжительность од ного захода для отдыха экй- _ пажа в портах для всех ка тегорий судов устанавлива ется 3 суток. Не исключаются случаи, когда заходы в порт осуще ствляются по другим причи нам — снабжение топливом, продовольствием и т. п. Та кие заходы могут считаться и для отдыха экипажа, если при этом предоставляется отдых продолжительностью 3 суток. Срок непрерывного пре бывания экипажей судов в море устанавливается в рей совом задании и определя ется со дня выхода судна в рейс из порта по день воз вращения судна в порт. Вре- мя пребывания экипажа в \ 1 море включает в себя вре мя переходов на промысел и обратно, промысловое вре мя, заходы судна в порт для бтдыха экипажей и другие затраты времени в море. Запрещается направление судов всех типов для рабо ты в тропические районы, если на них отсутствуют си стемы летнего кондициониро- I вания воздуха. Руководителям производ ственных объединений, пред приятий, флотов поручено не допускать выдачи на суда рейсовых заданий без ука зания срока пребывания эки пажа в море или со срока- т v ми, превышающими макси мальные. На отходных со- ; браниях должны доводиться ; до сведения экипажей про должительность нахождения в море в данном рейсе, а также планируемые заходы в порты для отдыха. Идут они еще раннею весною, в морозы и глубокие снега, отдыхая часто под открытым небом, отмораживают себе но ги, руки, подвергаются цинге, страшным ревматизмам и, едва достигнув своих роковых^ становищ, в мокрых одежда*' скучиваются в избы с какими- нибудь 3—4 кубическими са женями воздуха. А дальше — еще более невеселые карти ны. В бури, холода и тума ны они выходят в маленьком, открытом суденышке в океан, проводят там целые сутки и нередко, застигнутые непого дой, делаются жертвою суро вых волн океана, и тогда но вый стон, новые страдания покинутой в далеком Поморье бедной, горемычной семье. Да, горько, читатель, горько живется этому народу!» Суслов возмущался крайне несправедливым дележом промысловой добычи: «Капи тал недобросовестно эксплуа тирует труд — ...хозяин, ни чего не делая, получает 2/3 дохода, а масса людей, изны вающих под тяжелыми рабд- ’ тами, едва-едва прокармливв-1- ют свою семью». Сообщения Суслова о жиз ни народа на Севере — цен ное свидетельство очевидце о тяжелой доле и упорстве в труде наших предков. И. УШАКОВ, краевед- 26сентября 1986г о д а \ .. 6 Ш И Ш Ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz