Рыбный Мурман. 1986 г. Сентябрь.
Резонанс Ломать? Да. Спешить? Нет. Т О . О ЧЕМ Я СЕЙЧАС СКАЖУ, вол - * нует давно многих, однако последним толчком для появления этого письма по служили два события — партийное собра ние коммунистов аппарата управления Мурманского тралового флота и выход га зеты «Рыбный Мурман» 1 августа 1986 года (№ 31). 'Гаи уж получилось, что в этом номере сошлись три материала: окончание статьи И. Е. Дегтярева, очерк о начальнике объ единения «Мурмаирыбпром» Э. К. Наумо ве, ответы на статью А. А. Мунина, опу бликованную в № 22 «РМ». Дело в том, что на собрании в трало вом флоте прозвучала та псе «крамольная» мысль, что и в газете — передать флоту СРЗ. Естественно, возникает вопрос — ка кому? Но еще правильнее поставить воп рос — зачем? Может, остановятся това рищи и задумаются над другим вопросом, древним как экономическая паука, — ко му это выгодно? Конечно, если передать СРЗ одному из флотов, то флоту это, может, и выгодно. Но, во-первых, насколько выгодно, не зна ет пока никто. А, во-вторых, остальным бу дет точно невыгодно. Где только ни гово рилось о слабости ремонтной базы в бас сейне, начиная с выступлений на рабочих собраниях.' до высоких трибун сессий и съездов. Мы же готовы и это растащить по своим «норкам» и «закуткам». В XII пя тилетке все флоты планируют расшире ние. так сказать, «личной» ремонтной базы, каждая обойдется в кругленькую сумму. А в итоге? Распыление средств, материа лов, рабочей силы, неполное использова ние оборудования и т. д. и т. п., нет кон ца минусам и прорехам, которые сами се бе и запланируем на две пятилетки впе ред. Но зато в этой — на коне! До каких нор будем думать о сегодняшней копееч ной выгоде и отметать вопрос о том, что будет потом? Ответ однозначен: ремонтная база долж на быть сосредоточена в одних руках — ВРИО, на правах особого подразделения, как и флоты. Но ее положение необходи мо в корне изменить. Отношения судоре монтников и флотов должны быть не от ношениями всевластного хозяина и бес правного просителя, а отношениями заказ чика (флот) и исполнителя (судоремонтни ки), когда заказчик платит за работу, сде ланную по его требованию (или договору с ним), в строго определенные сроки, а за их срыв исполнитель возмещает все убыт ки заказчика. При этом судоремонтникам передаются все фонды на запчасти и ма териалы для ремонта (за исключением техобслуживания). Вот тогда и посмотрим, как долго и насколько дорого будет обхо диться ремонт. Средства для расширения базы должны идти в основном судоверфи через ВРПО. В таком случае, возможно, флоты захотят внести и дополнительные «свои» средства для реконструкции и ук репления судоремонтной базы. (Кстати, а почему суда ремонтируются в одну смену, а не в две?) Ремонтная база флотов долж на удовлетворять потребности в техниче ском обслуживании судов, мы же начина ем гордиться тем, что делаем чуть ли не капитальный ремонт на плавмастерских. В то же время сейчас есть повод обсу дить и вопрос о роли и статусе ВРПО. Среди работников рыбной промышленно сти есть мнения самые различные: от пол ного отказа от ВРПО до требований не касаться этих вопросов. Но ведь солнце тоже можно «погасить» — для этого до статочно закрыть глаза. Нам же нужен открытый и острый взгляд. Надо сразу сказать, что ВРПО должно стать региональным министерством, на стоящим штабом отрасли на месте, плани рующим стратегические операции, имею щим право распоряжаться средствами в интересах всех -составных частей. И в пер вую очередь, задача ВРПО — сосредото чить в своих руках инфраструктуру отрас ли в регионе, т. е. ее береговые и обслу живающие флоты предприятия. Но что ему не надо делать, так это вме шиваться в вопросы расстановки судов на промысле, чтобы оно не превратилось из рыбопромышленного объединения в судо водительское. Надо решить раз и навсег да: приказы на судно поступают только из управления флота. Отношения ВРПО с предприятиями дол жны строиться на хозрасчетном фунда менте — вплоть до материальной ответ ственности за допущенные просчеты. Тог да не будут возникать вопросы, как поя вилось то или иное неграмотное требова ние — по недомыслию, незнанию или из- за преступного пренебрежения к интересам государства? А таких примеров в статье И. Е. Дегтярева приведено достаточно. Судя по ответу зам. начальника ВРПО В. Н. Пашина, в адрес МРХ СССР уже направлены предложения по улучшению генеральной схемы управления отраслью. Но учтены ли в них требования предприя тий? От того, как быстро мы сможем ис пользовать наши резервы, зависит не толь ко высокая стартовая скорость, не только возможность ускорения на дистанции, но и успешный финиш пятилетки. Только в отличие от спортсмена рыбная промыш ленность должна прийти к финишу здоро вой и полной сил для успешного штурма новых высот. Д. МЕЛЬНИКОВ, инженер отдела организации труда и заработной платы Мурманского тралового фло- Повторение пройденного Голосуем «за» Экономическое обозрение «Повторение пройденного» («РМ», № 29 от 18 июля с. г.) заинтересовало работ ников «Мурманрыбпрома». и оно было рассмотрено на совещании специалистами от делов планово-э кономическо- го, добычи и главного техно лога. На самом деле, новые ус ловия хозяйствования, в ко торых мы сейчас работаем, позволили коллективу выпол нить план первого квартала и полугодия по основным по казателям. Однако, несмотря на то, что сейчас дается простор самостоятельности, инициати ве, не все проблемы подда ются сиюминутному реше нию. Чтобы не быть голо словным. приведу несколько примеров. Известно, что произошел не только сдвиг видового со става, как- правильно отмеча ется в обозрении, но и рез ко упала продуктивность многих районов промысла. В такой ситуации может по казаться естественным, что нужно всеми средствами спо собствовать уменьшению ко личества ремонтируемых су дов и увеличению их на про мысле. Однако это сразу приведе? к сверхплановой численности промышленно производственного персонала. К тому же. в связи с боль шой отдаленностью промрайо- нов. а также из-за необходи мости решать многие соци альные вопросы, мы были вынуждены внедрить в прак тику метод работы стабиль ными экипажами. А это (опять же) привело к увели чению численности работаю щих и, соответственно, к снижению производительно сти труда. Как тут быть? Далее. Чтобы рациональ но использовать уловы, нуж ны современная рыборазде лочная техника, многоцеле вые автоматы, малой же ме ханизацией большие дела не свершишь. Вот почему во всех этих и других вопросах нам как воздух нужна помощь, точ нее, активное содействие нау ки. Вот почему мы, как и автор обозрения. голосуем за создание научно-произ водственного объединения. Л. ИВАНОВ, заместитель генерального директора объединения «Мурманрыбпром». Уважаемая редакция! После публикации моей заметки «Ушла в отпуск» («РМ», № 31, 1 августа) прошло больше месяца, ■ касса Аэрофлота в старом ДМО оставалась закрытой до не давнего времени. Неужели профкому тралфлота безразличны наши нужды? С. АНДРЕЕВ, матрос. Развели руками ... ОТВЕТ Профсоюзный комитет Мур манского тралового флота сообщает, что критика при знана правильной. Председа телем профкома т. Долгим И. И. ставился вопрос перед администрацией флота о не своевременном предоставле нии отпуска кассиру Аэро флота Е. В. Задоенко без со гласования с профкомом. Профсоюзный комитет при нял решение обязать адми нистрацию отозвать мэ отпу ска Е. В. Задоенко для улуч шения обслуживания моряков билетами на самолет. Адми нистрации флота предложено подготовить второго кассира на случай отпускного перио да, болезни и других уважи тельных причин. Контроль » работой кассы Аэрофлота воз ложен на инструктора проф кома т. Морозова А. А. В. КИРЕЕВ, зам. председателя проф кома тралового флота. ОБЪЯСНЕНИЯ В. Р. Киреев: — Кассир должна была приступить к ра боте 23 августа. Как не рабо тает? Разберемся. Этого п е чального факта вообще не должно было случиться, ведь мы подыскали зам ену. А вот почему все ж е касса оказа лась закрытой, не знаю, я — работник еще молодой. Подпи сал кассиру заявление на от пуск начальник отдела кадров В. Ф Дука. А. А. Морозов: _ Нас руко водство флота поставило перед фактом, короче, подвело и профком, и, главное, сотни ры баков. С Задоенко был раз говор, чтобы она подготовила себе замену, но и тот человек почему-то ушел в отпуск. Мы пробовали отозвать Задоенко с отдыха, однако ничего из этого не получилось. Но 28 ав густа кассир должна была выйти на работу. Почему ее нет? Не знаю. Профком сде лает предписание в адрес ад министрации, чтобы впредь рыбаки не страдали из-за н е продуманных решений руко водства флота. Вместо комментария. Са мое негодное здесь — откро венная беспомощности проф кома, который обязан и в силу своего статуса работать, а не разводить руками, от стаивать интересы моряков, не идти на послушном повод ке у начальника отдела кад ров, который одним росчер ком пера испортил настрое ние, отдых людям. Думается, что более принципиальную позицию в этой истории зай мет обком профсоюза работ ников рыбного хозяйства. А. ВИЛОВ. «Тень на плетень» 1. ЕДАВНО совершенно слу- 11 чайно мне в руки попал «Рыбный Мурман» от 2 авгу ста 1985 года. Хочу поделить- ся с вами своими соображ е ниями по поводу статьи «Тень на плетень». Не стану отри цать, может, кое в чем автор и прав. Но только кое в чем, не более. Автор приводит нам статисти ческие выкладки отдела труда и заработной платы тралового флота. Что-то йе верится, что бы на «Алтаях» зарабатывали больше, чем на ПСТ. Этот сред немесячный заработок приво дится без учета полярных над бавок. Но ведь с учетом рай онного коэффициента, не так ли? А отнимите отсюда выче ты, и что же останется? Что остается рыбакам, работающим в южных и западных органи зациях, где нет северных льгот? А если рейс неудачный, что получит моряк*? Столько вре мени наши рыбаки проводят вдали от простых радостей жизни. Добавим сюда силь ные штормы (а некоторые лю ди так и не могут к ним при выкнуть. сколько бы они ни ходили в море). И еще многое можно добавить, включая и то, что суда, работающие в Ба ренцевом море, плохо снабжа ются фруктами и овощами. Не кажется ли вам. что только за одно то. что человек вышел в море, ему нужно платить х о рошие деньги? Аноним пишет, что по отпу скному листу дают только 1 кг рыбы. Автор статьи тут же уличает его во лжи, и, торж е ствуя. сообщ ает нам. что да ют 2 кг балычных изделий, 2—3 кг вяленой (т. е. желто- перки. которой полно во всех рыбных магазинах и купить ее можно и без отпускного ли ста). 2 кг потрошеной рыбы (которую отпускник вряд ли возьмет с собой в отпуск), а также 22 (!!!) наименования консервов (которых тоже в любом «Гастрономе» навалом\}. Что же получается? Получа ется, что обманул редакцию на 1 кг (а, без сомнения, «паск вилянт» имел в виду именно балычные изделия). За этот «обман» он заслуживает пори цания. Но почему-то газета уверена, что 2 кг хорошей рыбы в год вполне достаточно для этого моряка. А ведь он (моряк) не будет есть ее сам (хотя, честно говоря, это ему совсем не трудно сделать), а повезет в свою семью, кото рая. возможно, состоит из 3—4 человек, а может быть, и больше. Интересно, с каки ми моряками беседовал автор, если слова этого «пасквилян та» кажутся ему «враньем», «шлепками» и т. п.? А я вот за годы работы только такие разговоры и слышу среди мо ряков (имею в виду рядовой состав). И вовсе не единичные. Человек не поставил подпи си под своим письмохм и уж е автоматически относится к разряду «пасквилянтов». А мо жет быть, он не подписывает ся из опасения, что, не разоб равшись. в чем дело, ему ср а зу резко дадут отпор, такой, что потом, даже если он бу дет прав, не захочет отстаи вать свою правду? Мне кажется, нужно не так вот с ехидством давать отпор бедняге-«пасквилянту», обви няя его в яселании «бросить комок грязи в нашу действи тельность», а заглянуть глуб же, поинтересоваться мнением самих рыбаков. В этом нее номере газеты было напечатано письмо ма троса Попова, в котором гово рится, что моряки пароходст ва и рыболовного флота нахо дятся в одних и тех ж е усло виях. бороздя моря и океаны, а выходных в торговом флоте два, у нас же — один в н еде лю. И следует предложение — сделать и рыбакам два выход ных. По всему видно, что это предложение так и повисло в воздухе. А ведь условия у нас и у них далеко не одинаковые. Ни для кого не секрет, что у нас работа во много раз труд нее. Возьмите, к примеру, наши ДМО и общежития пароходст ва. Находите разницу в опла те жилья? В ДМО и рубашку бесплатно нельзя постирать. Можно сослаться на то, что рыбаки больше зарабатывают, но это не значит, что они должны и выбрасывать эти деньги с большей интенсив ностью. А как быть тем рыба кам, которые находятся в р е зерве или в ремонте, работают в Баренцевом море на транс портных рефрижераторах и танкерах? Не скажешь. что бы они зарабатывали большую копейку. В. А., рыбак. к 19сентября 1986 года 8 РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz