Рыбный Мурман. 1986 г. Сентябрь.

• К 70'Летию Мурманска ( i966~ 1976 годы) • 1. Чем был и остается в вашей судьбе Мурманск — город, рож­ денный Октябрем? 2. Какой период вашей жизни наиболее тесно связан с историей развития столицы Советского За­ полярья? 3. Кого из своих друзей, това­ рищей по работе вы хотели бы вспомнить в год 70-летия Мурман­ ска? 4. Каким вы видите будущее города-героя Мурманска? На вопросы анкеты отвечает ветеран рыбной промышленности Севера Кирилл Павлович ХАЗОВ. ШМ ЦИИН йЦЦ Дорога на склоне — извив серпантина. Внизу — великанский просторов разлет. В ухабах на нас налетает кабина, Водитель баранку отчаянно рвет. Серебряный ягель ползет по отрогам, В шершавый халат запахнув валуны. На Мурманск упала со взгорья дорога, Пройдя сквозь недавние вещие сны. Последний зигзаг. В затуманенный вырез Влетает змеистой полоской фиорд, Кварталы растут, раздвигаясь и ширясь, И крановым лесом вздымается порт. А дальше — высоты в молчанье суровом, И снова — природы некрымский покой. Мой Мурманск! Мой Север! Как хочется снова Сказать: «Навсегда неразлучен с тобой!» Когда по бокам в безразличии шалом Летел автострады берлинской цемент, Искал я вот этой дороги начало Средь тысячи узких, пропыленных лент. Николай КУЛАКОВ. (Из сборника «Заполярье — земля поэтов»). безгранична!» Вот что еще хотелось бы отметить. Радиостанции на судах до войны и в первые послевоенные годы, конечно, не могут идти ни в какое сравнение с ■техникой сегодняшних дней. Те­ перь судоводители не мыслят своей работы без эхолотов, радиолокаторов и радиопеленгаторов. А мне, напри­ мер, доводилось измерять глубину ручным лотом! 3. В мореходке — преподаватель русского языка и литературы Н. И. Маковская и завуч И. А. Хабалов. Влияние на меня этих товарищей глубочайшее. Из капитанов хотелось бы назвать Ф. М. Михова и А. Я. Маклакова. Это были по-настоящему талантли­ вые капитаны. Я восхищался их муд­ ростью и глубокими знаниями про­ мысла. орудий лова, мастерским су­ довождением. А ведь образование их было, по нашим меркам, неполное среднее. Мне довелось видеть очень гра­ мотных капитанов с высшим образо­ ванием. Даже таких, которым... нель­ зя было доверять суда. И вот снова вернусь к Андрею Яковлевичу Мак- лакову. Он учился в нашем УКК. Можно сказать — шлифовал свои знания. А трудолюбия ему было не занимать. Спуск трала — Андрей Яковлевич на мостике, подъем — опять там же (особенно когда уловы слабые). А внешне — спокойствие, неторопливость удивительные! А как швартовался — чувствовалась филигранная работа! Ни суеты, ни нервотрепки для подчиненных. Очень рад, что мне повезло — работал с такими самородками. Рад и тонгу, что имя героя труда носит один из первых больших автономных трауле­ ров нашего тралового флота. 4. Мурманск должен развиваться целесообразно: как с точки зрения добротного и красивого строительства жилых домов и промышленных объ­ ектов, так и по удобствам для горо­ жан. вовали гости из Финляндии, Норвегии и Швеции. 16 Д ЕКА БРЯ. Опубликовано сообщение о награждении победителей Всесоюзного со­ ревнования в честь 50-летия образования СССР юбилейным Почетным знаком ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС. Среди награжденных — коллектив Мурманского ордена Ленина морского рыбного порта. 1973 ГОД 27 ЯН ВА РЯ . В Мурманск из Арктики возвратились ледоколы «Капитан Воронин», «Капитан Мелехов», «Киев», «Мурманск» и флагман ледонольного флота страны — атомоход «Ленин». Закончилась самая про­ должительная и самая напряженная по объему перевозок навигация 1972 года — задание партии о продлении навигации ус­ пешно выполнено! 7 ИЮЛЯ. В Мурманске прошел слет мо­ лодых рыбаков Севера, в котором участво­ вали молодые труженики Мурмана, Архан­ гельска и Карелии. 23 Д ЕКА БРЯ. ЦК КПСС и Совет Минист­ ров СССР обратились с приветствием к ры­ бакам Мурманской и Архангельской обла­ стей, Карельской АССР, досрочно выпол­ нившим годовой план. 1974 ГОД 23 Я Н ВА РЯ . Уназом Президиума Верхов­ ного Совета СССР старшему мастеру по до­ быче рыбы РТ «Веха» В. Т. Козлову при­ своено звание Героя Социалистического Труда. 27 ЯН ВА РЯ . Мурманская область призна­ на победителем Всесоюзного соревнования работников промышленности, строительст­ ва и транспорта за досрочное выполнение плана 1973 года и награждена Красным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Красными зна­ менами с вручением денежных премий на­ граждены два предприятия Мурманска — траловый и сельдяной флоты. 16 ИЮНЯ. Состоялись выборы в Верхов­ ный Совет СССР. Среди избранных депута­ тов — капитан-директор ППР «Навигатор» Л. В. Евграфов. 18 ОКТЯБРЯ. В Мурманске состоялось торжественное собрание, посвященное ^30- летию разгрома немецко-фашистсних войск на правом фланге Великой Отечественной войны. С докладом выступил первый сек­ ретарь обкома КПСС, депутат Верховного Совета СССР В. Н. Птицын. 19 О КТЯБРЯ. В Мурманске, на вершине Зеленого мыса, торжественно открыт памят­ ник защитникам Советского Заполярья. 1975 ГОД 8 ЯН ВА РЯ . Президиум Верховного Совета СССР наградил Мурманский траловый флот орденом Октябрьской Революции. 14 Ф Е В РА Л Я . Мурманская область на­ граждена переходящим Красным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ — за достижение наивысших результатов во Всесоюзном соревновании за досрочное выполнение плана 1974 года. Такой же награды удостоен коллектив Мурманского рыбного порта, управления «Мурмансельдь» и других предприятий. 20 МАРТА. Состоялась первая Первомай­ ская районная партконференция г. Мур­ манска. 1 МАЯ. В порт приписки Мурманск из Ленинграда пришел новый атомный ледо­ кол «Арктика». 7 МАЯ. В Мурманске отнрыт мемориал в память о боевом содружестве стран _анти- гитлеровской коалиции в годы второй ми­ ровой войны. На торжественной цеоемонии присутствовали представители США, Вели­ кобритании, Канады, Норвегии и Австра­ лии. 1976 ГОД 10 Ф Е В РА Л Я . ЦК КПСС, Созет Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ по итогам со­ циалистического соревнования 1975 года наградили памятными знаками «За трудо­ вую доблесть в девятой пятилетне», пере­ ходящими Красными знаменами с занесени­ ем на Всесоюзную Доску почета на ВДНХ ряд предприятий области, в том числе объединение «Мурманская судоверфь». 24 Ф ЕВРА Л Я . Начал работу XXV съезд КПСС. В числе делегатов — капитан-дирек­ тор БМ РТ «Навигатор» Л. В. Евграфов. 28 МАЯ. Пленум Мурмансного горкома КПСС обсудил задачи по мобилизации кол­ лективов трудящихся на повышение эф­ фективности общественного производства и качества работы в свете требовании XXV съезда КПСС. 17 АВГУСТА. На пленуме Мурманского горкома партии проанализирована работа Первомайского райкома по мобилизации трудящихся на выполнение задач, постав­ ленных XXV съездом КПСС. 28 С ЕН ТЯБРЯ. Бюро обкома КПСС обсуди­ ло вопрос о работе парткома тралового флота по организации выполнения социали­ стических обязательств 1976 года. 4 ОКТЯБРЯ. Мурманчане торжественно отметили 60-летие родного города. 12сентября1986года 0 Ш Ш 1 Г.равная магистраль Мурманска, бесспорно, — проспект имени Владимира Иль­ ича Ленина. На верхнем снимке, который сделан в 1966 году (то есть в начале десятилетия, о котором мы сегодня рассказываем), запечатлено немало двухэтажных деревян­ ных домов). На их месте выросли жилые благоустроенные корпуса, «связанные» специализированным магазином «Дет­ ский мир». Рядом «Аметист» и другие здания. В свое время и главный поток транспорта принимал этот проспект. А праздничные шествия, манифестации мурман­ чан, среди которых наиболее значительная — шествие 19 октября 1974 года, в день открытия памятника заполяр­ ному Алеше на Зеленом мысу! Все это сохранят в памя­ ти наш город-юбиляр, его главная магистраль. Наша анкета «Любовь МОЯ 1. Мурманск — город всей моей жизни. Здесь я стал радистом флота рыбной промышленности, радиотех­ ником, начальником связи главка. Здесь я женился, научился по-настоя­ щему работать с книгой, а по суще­ ству, грамотно писать и читать. Лю­ бовь моя к Мурманску безгранична! 2. Коротко на такой вопрос не ответишь, поскольку действительно вся жизнь связана с Мурманском. Приехал я сюда в июле 1931 года. За плечами три класса сельской при­ ходской школы. Но работать дове­ лось в окрОНО инспектором (или инструктором) по ликвидации негра­ мотности моряков тралового флота. А таких было много. В частности, на знаменитом РТ-10 «Лебедка» десять матросов не умели ни читать, ни пи­ сать. С ними в море занимался ра­ дист. Здесь я и влюбился в радио. Это, можно сказать, и определило мою судьбу. Уже 4 апреля 1932 года я пошел в море радистом на РТ-14 «Сталин». Был очень рад, что освоил такую специальность — в ту пору радио многим казалось чудом. В 1936 году поступил в нашу мо­ реходку, а 23 ию н я '1941 года окон­ чил радиотехническое отделение. Воевал на южном участке Карель­ ского фронта в составе 32-й армии. В звании старшины был начальником радиостанции разного типа. В янва­ ре 1943 года стал членом партии. В октябре 1945 года, демобилизо­ вавшись, вернулся в Мурманск. Сно­ ва в стенах • родной мореходки — зав. лабораторией, начальник радио­ телеграфного отделения, преподавал радиотехнические дисциплины и аз­ буку Морзе. В 1948 году фактически был мобилизован директором УКК, а в 1953-м — назначен начальником радиосвязи главка «Севрыба». В эти годы закончил физмат учительского института в Мурманске. В 60-е годы работал на судах «Севрыбхолодфлота», затем в трало­ вом флоте и на радиоцентре. к Мурманску ...Стоит на Зеленом мысу Алеша — мурмансний славный солдат!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz