Рыбный Мурман. 1986 г. Сентябрь.
К 70'Летию Мурманска (4966- 4976 годы) 1966 ГОД 27 Д ЕКА Б РЯ , Бюро Мурманского обкома КПСС одобрило инициативу передовых кол лективов о развертывании соревнования за досрочное выполнение плана второго года восьмой пятилетки, за достойную встречу 50-летия Великого Октября. Сре ди инициаторов — коллектив сельдяного флота и экипаж ППР «Перемышль» тра лового флота. 1967 ГОД 15 МАРТА. Бюро Мурманского горкома КПСС рассмотрело вопрос о совершенство вании работы партийных организаций пред приятий рыбной промышленности города по выполнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 июня 1966 года «О мерах по дальнейшему развитию рыбного хозяйства в стране, улучшению качества и ассортимента рыбной продук ции». 17 МАЯ. Состоялась торжественная встреча лидера соревнования — экипажа ППР «Перемышль» (капитан-директор Н. К. Елфимов). Морякам вручено свидетельство о занесении коллектива в Книгу трудовых подарков в честь 50-летия Великого Ок тября. 21 ОКТЯБРЯ. Победители соцсоревнова ния в честь 50-летия Великого Октября на граждены Почетными знаменами ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Со вета Министров СССР и ВЦСПС. Среди на гражденных — Мурманский траловый флот и рыбный порт. Д ЕКА Б РЬ. Экипаж ППР «Перемышль» — инициатор и лидер соревнования в честь 50-летия Октября — в 1967 году поставил рекорд: добыл 157 тысяч центнеров рыбы, изготовив 104 тысячи центнеров рыбной продукции. 1968 ГОД. 22 МАРТА. Партийно-хозяйственный ак тив областного центра обсудил задачи по выполнению постановления Совета Мини стров СССР от 9 февраля 1968 года «О ме рах по дальнейшему развитию городов Архангельска и Мурманска». ОКТЯБРЬ. На ВДНХ СССР проходила Не деля главка «Севрыба». Представленная здесь Мурманским рыбокомбинатом про дукция получила диплом Всесоюзной торго вой палаты и награждена 58 медалями. НАЧАЛО Д ЕКА БРЯ. Коллектив Мурман ского тралового флота выполнил годовой план. Экипажи 150 судов, соревнуясь за достойную встречу 100-летия со дня рож дения В. И. Ленина, досрочно выполнили свои годовые планы. 1969 ГОД 15 Ф Е В Р А Л Я . Областное собрание пар тийно-хозяйственного актива объявило 1969 год годом Ленинской трудовой вахты. 14 О КТЯБРЯ. Бюро обкома КПСС приняло постановление о работе главка «Севрыба» по ускорению технического прогресса. 17 — 19 ОКТЯБРЯ. Торжественно отмеча лось 25-летие разгрома немецко-фашист ских войск в Заполярье. В Мурманске, на вершине Зеленого мыса, заложен памятник защитникам Кольского полуострова. 14 НОЯБРЯ. Экипаж ППР «Перемышль» выполнил годовой план (в течение пятилет ки моряки окупили стоимость траулера более чем в 2 раза!) 11 Д ЕКА БРЯ. Бюро обкома КПСС одобри ло инициативу коллективов, призвавших северян начать трудовую вахту под деви зом: «Ленинсному столетию — сто дней ударного труда!» Среди инициаторов — эки пажи БМРТ-376 «А. Гмырев» и ППР «Запо лярный». 1970 ГОД 20 Ф Е В РА Л Я . Газета «Полярная правда» награждена орденом Трудового Красного Знамени. 4 АП РЕЛЯ. Мурманскому комсомолу ис полнилось 60 лет. В связи с юбилеем Мур манская областная комсомольская органи зация награждена Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. 10 АП РЕЛЯ. На торжественном собрании во Дворце культуры им. С. М. Кирова кол лективу Мурманского тралового флота вру чена^ Ленинская юбилейная Почетная гра мота ЦК КПСС. Президиума Верховного Со вета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС. Среди 15 предприятий области, от меченных этой наградой в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, — Мурман ский рыбный порт. Тысячи тружеников рыбной отрасли области отмечены медаля ми «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина». ИЮЛЬ. Мурманский траловый флот отме тил свое 50-летие. 24 НОЯБРЯ. Трудящиеся области, в том числе — труженики рыбной отрасли, вы полнили пятилеткий план по общему объ ему промышленного производства. 1971 ГОД 11 Ф Е В РА Л Я . Мурманск награжден орде ном Трудового Красного Знамени. 30 МАРТА — 9 АП РЕЛ Я. В Москве про ходил XXIV съезд КПСС. Среди его делега тов — напитан-директор БМ РТ сельдяного флота В. А. Долгих. 26 АП РЕЛ Я. Звания Героя Социалистиче ского Труда удостоены боцман СРТ «Пинг вин» сельдяного флота Г. М. Коптяков, стар ший мастер по добыче рыбы ППР «Запо лярный» Мурманского тралового флота К. М. Мошников и бригадир Мурманской судоверфи М. В. Шеронкин. 22 Д ЕКА БРЯ. На торжественном заседа нии Мурманского горкома партии и город ского Совета депутатов трудящихся городу Мурманску вручен орден Трудового Крас ного Знамени. Награду вручил нандидат в члены Политбюро ЦК КПСС Ю. В. Андро пов. 1972 ГОД 7 ЯН ВА РЯ . Бюро обкома КПСС одобрило инициативу коллективов, решивших успеш но справиться с заданиями начавшегося года и девятой пятилетки в целом. Среди ’ инициаторов — экипажи ППР «Гейзер» тралового флота, БМ РТ «Олентуй» управле ния «Мурмансельдь» и П Р «Феликс Кон» «Севрыбхолодфлота». 4—7 ИЮЛЯ. В Мурманске проходил V Всесоюзный нонкурс телефильмов, посвя щенных жизни и труду советских моряков и рыбаков, под названием «Человек и мо ре». 2 С ЕН ТЯБРЯ. Состоялось собрание обще ственности Мурмансна, посвященное 50-ле тию образования СССР. В собрании участ- ГОШДЕЕЕЫЕ Они ■— с «Севреммаша» Д ЛЯ КОНСТРУКТОРА завода «Севрем- маш» Аллы Ивановны Кокаревой, ноторую вы видите на снимке, 70-летие Мурманска — как личный праздник: в нашем городе она родилась, училась, отсюда уехала в Харьков поступать в институт. Окончив его, работала конст руктором в Курске — там она оказа лась по распределению, и вот уж е более 15 лет — на «Севреммаше». В кол лективе ее уважают, она награждена медалью «За трудовое отличие». С РИ ГА Д И Р ТОКАРЕЙ этого завода Владимир Иванович Васильев — не северянин, но с Мурманском связаны его самые зрелые годы жизни, о том, как Владимир Иванович работает, мож но судить по наградам, которых он здесь удостоен, — грудь бригадира укра шают орден «Знак Почета», медаль «За трудовую доблесть». МОЖНО ДЕЛАТЬ ЛУШЕ И БОЛЬШЕ Д О ПРИЕЗДА В МУРМАНСК у меня уже был немалый житей ский опыт. В те годы, когда начина лось взросление нашего поколения, еще чувствительны были потери, на несенные стране войной. Родом я из Старой Руссы 4- небольшого, но ши роко известного города. В 15 лет пришел на судомеханический завод, выучился на токаря. В армию при звали, когда отмечалось 10-летие Победы. Служба военная была хоро шей школой — закалялся, как и мно гие мои сверстники, физически и идейно. Снова работал, стал комму нистом. В Мурманске, в 1968 году, меня сра зу же приняли в дизельный цех судо верфи. С созданием «Севреммаша» пере шел на это новое предприятие, которое, кстати, находится на территории голов ного предприятия объединения «Мур манская судоверфь», а комплектовалось кадрами с флотов и заводов бассейна. Работали мы сначала индивидуаль но. Но вот* в начале восьмидесятых бригадная форма труда становится главной в организации производства, основой его. Создали и мы бригады токарей. Сейчас у нас их четыре. Плюс бригада фрезеровщиков. Не обошлось, конечно, без трудностей, без преодоления психологического барьера — ведь станочники «испокон веков» были «единоличниками». Те перь все это позади... В бригаде 7 человек. Состав в основ ном стабильный, но, бывает, уходят лю ди на учебу, на службу и т. д. Это естественный процесс. Хочу отметить, что все рабочие в нашей небольшом коллективе, независимо от трудового стажа и уровня квалификации, выпол няют все задания умело и добросовест но. Мы применили даже пооперацион ный метод изготовления деталей. И это принесло успех. Порядок отличный — из года в год мы не имеем наруше ний трудовой и производственной дис циплины. Да иначе и быть не может в коллективе коммунистического труда! И если вдруг возникнет необходимость в срочном выполнении заказа (такое в судоремонте не редкость), мы не жалеем сил и времени. Болеем, как говорится, за честь марки, ответственность чувствуем. Радует работа опытных токарей Николая Ивановича Маруса, Петра Михайловича Нефедова, Валерия Александровича Федосиева... Петра Михайловича мы в бригаде подгото вили к вступлению в партию. Кста ти сказать, помню период, когда в нашем коллективе было четыре ком муниста. Валерий, назову его так, пришел .молодым, неопытным парниш кой. Стал квалифицированным рабо чим. Отслужил, снова к нам вернул ся. Комсомолец Сергей Заверняев — тоже из демобилизованных. Трудо любивый, старательный; уверен: бу дет толковый токарь! Коллектив — он всегда ноллентив. Не только в стенах завода, цеха. Сдавали нормы комплекса ГТО — на стадион пошли бригадой. На сенонос в подшеф ный совхоз в субботу. — тоже вместе. В лес за дарами природы и зарядом бодрости — тоже не в одиночку. Накануне 70-летия Мурманска мы отметим свой профессиональный праздник — День машиностроителя. Коллективу «Севреммаша» есть чем гордиться: руками наших специали стов сделано немало, чтобы техноло гическое оборудование судов работа ло хорошо. Не буду приводить циф ры, но достаточно сказать, что за 15 лет своего существования завод удво ил выпуск продукции с тех же пло щадей. Юбилей юбилеем, но надо смот реть в завтрашний день. Мы уверены: севреммашевцы могут сделать больше и лучше. Но надо создать необходимые условия для ускорения движения впе ред. Был в недалеком прошлом разго вор о том, что нам построят новые кор пуса — старая-то «одежда» уж е по швам трещит! И деньги, вроде, выделили, а потом... отобрали. Сейчас вот завод ма шиностроительный для выпуска техно логического оборудования стал реаль ным делом — уж е площадка за терри торией судоверфи на берегу залива для него готовится. О «Севреммаше» — словно забыли. А будь у нас кузнечным цех, гальваническое отделение — со. всем по-другому зажили бы. Гальвани ка крайне необходима — детали меха низмов на рыбофабриках, которые мы ремонтируем, должны иметь антикор розийное покрытие. Забот, конечно, и других много. И хоть разговор этот перед юбилеем, но высказаться надо: пусть одно из мо лодых, но уже набравших силу, пред приятий города-героя получит «вто рое дыхание»! В. ВАСИЛЬЕВ, бригадир токарей завода «Севрем- маш». Наша анкета 1. Чем был и остается в вашей судьбе Мурманск — город, рожденный Ок тябрем? 2. Какой период вашей жизни наиболее тесно связан с историей развития столицы Советского Заполярья? 3. Кого из своих друзей, товарищей по работе вы хотели бы вспомнить в год 70-летия Мурманска? 4. Каким вы видите будущее города-героя Мурманска? Сегодня на вопросы нашей анкеты отвечает ветеран войны и труда Павел Ми хайлович БАЗАНОВ. Ивесь орденоносный флот 1. Мурманск я впервые увидел в кон це марта 1930 года — это был боль шой, деревянный и не очень устроен ный поселок. Запомнилось каменное здание ТПО (его и сегодня почти в том же виде мурманчане знают), чуть ниже двухэтажный деревянный дом — уп равление «Желрыбы». Еще — англий ские «чемоданы» (полукруглые дома из металлических конструкций — остались от интервентов), лачуги и ларьки ки тайцев, деревянный железнодорожный вокзал... Вот такое знакомство состоя лось с городом, который стал для ме ня городом-судьбой. Здесь я, парень из деревни Унежма Архангельской об ласти, крепко встал на ноги, пережил войну, был участником многих важных событий. 2. Можно сказать — вся жизнь. Уже сказал о первых шагах по улицам Мур манска 56 лет назад. Тогда еще через «Биржу труда» устроился грузчиком в рыбный порт, где было всего пять при чалов. На двух из них двухэтажные де ревянные здания: на первом этаже — цех обработки рыбы, на втором — управления (на втором причале — пор та, на пятом — тралового флота). Механизации на разгрузке — ника кой. Как потомственному рыбаку, рабо та грузчика мне не понравилась. Завер бовался в становище «Захребетное» — для обработки трески на клипфиск, ко торый шел на экспорт. Обучив несколь ко колхозников рыбообработке, вернул ся в Мурманск, где вскоре устроился матросом-клипфискником на РТ-41 «Мак сим Горький». Капитаном этого трауле ра был Петр Егорович Кононов. Здесь же проходили практину штурманскими учениками учащиеся Архангельского технинума Яков Алексеевич Гунин и Михаил Михайлович Епарин — в буду щем широко известные люди Мурмана. Клипфиск — ценная продукция, в максимальном выпуске ее были заин тересованы все, начиная с капитана. Со здав бригаду из 6 человек, мы при ступили к трудоемкой работе. За рейс удавалось вырабатывать до 25—30 тонн клипфиска. Но жизнь звала вперед. Так я ст Ц слушателем УКК первого набора. В мае 1932 года получил диплом штур мана судов до 200 регистровых тонн. Первый мой траулер, где я приступил к работе в новой должности, был РТ-26 «Треска». Учился дальше — полу чил диплом капитана. В 1936 году был назначен старпомом на РТ-36 «Больше вик», а в 1939-м стал капитаном РТ-41 «Максим Горький», куда несколько лет назад пришел матросом. В годы Великой Отечественной ^ойны командовал буксиром в Северном флоте, выполняя задания командования. Осо бенно запомнился десант 12-й бригады морской пехоты в конце апреля — на чале мая 1942 года: мы принимали уча стие в обеспечении высадки и снятия десанта. Здесь я встретил своего стар шего брата Ивана, командира взвода. В боях он был ранен, и следующая встре ча у нас состоялась уже в Полярном, где он лежал в госпитале. После войны — снова работал ■ Мурманском траловом флоте. До ухо да на пенсию. Мой скромный вклад в обеспечение страны рыбной про^?" цией отмечен орденом Трудового Крас ного Знамени. 3. В предыдущем ответе я уже на звал несколько имен. Друзей и хоро ших товарищей-сослуживцев много. Вспомню весь орденоносный флот — ему отданы лучшие годы жизни. 4. Прекрасный, во многом — «самыи- самый за Полярным кругом» — вижу мирным и процветающим. 19сентября 1986 года: 6 С ВМ 1 Д Ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz