Рыбный Мурман. 1986 г. Сентябрь.

К 70'Летию Мурманска (4966- 4976 годы) 1966 ГОД 27 Д ЕКА Б РЯ , Бюро Мурманского обкома КПСС одобрило инициативу передовых кол­ лективов о развертывании соревнования за досрочное выполнение плана второго года восьмой пятилетки, за достойную встречу 50-летия Великого Октября. Сре­ ди инициаторов — коллектив сельдяного флота и экипаж ППР «Перемышль» тра­ лового флота. 1967 ГОД 15 МАРТА. Бюро Мурманского горкома КПСС рассмотрело вопрос о совершенство­ вании работы партийных организаций пред­ приятий рыбной промышленности города по выполнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 июня 1966 года «О мерах по дальнейшему развитию рыбного хозяйства в стране, улучшению качества и ассортимента рыбной продук­ ции». 17 МАЯ. Состоялась торжественная встреча лидера соревнования — экипажа ППР «Перемышль» (капитан-директор Н. К. Елфимов). Морякам вручено свидетельство о занесении коллектива в Книгу трудовых подарков в честь 50-летия Великого Ок­ тября. 21 ОКТЯБРЯ. Победители соцсоревнова­ ния в честь 50-летия Великого Октября на­ граждены Почетными знаменами ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Со­ вета Министров СССР и ВЦСПС. Среди на­ гражденных — Мурманский траловый флот и рыбный порт. Д ЕКА Б РЬ. Экипаж ППР «Перемышль» — инициатор и лидер соревнования в честь 50-летия Октября — в 1967 году поставил рекорд: добыл 157 тысяч центнеров рыбы, изготовив 104 тысячи центнеров рыбной продукции. 1968 ГОД. 22 МАРТА. Партийно-хозяйственный ак­ тив областного центра обсудил задачи по выполнению постановления Совета Мини­ стров СССР от 9 февраля 1968 года «О ме­ рах по дальнейшему развитию городов Архангельска и Мурманска». ОКТЯБРЬ. На ВДНХ СССР проходила Не­ деля главка «Севрыба». Представленная здесь Мурманским рыбокомбинатом про­ дукция получила диплом Всесоюзной торго­ вой палаты и награждена 58 медалями. НАЧАЛО Д ЕКА БРЯ. Коллектив Мурман­ ского тралового флота выполнил годовой план. Экипажи 150 судов, соревнуясь за достойную встречу 100-летия со дня рож­ дения В. И. Ленина, досрочно выполнили свои годовые планы. 1969 ГОД 15 Ф Е В Р А Л Я . Областное собрание пар­ тийно-хозяйственного актива объявило 1969 год годом Ленинской трудовой вахты. 14 О КТЯБРЯ. Бюро обкома КПСС приняло постановление о работе главка «Севрыба» по ускорению технического прогресса. 17 — 19 ОКТЯБРЯ. Торжественно отмеча­ лось 25-летие разгрома немецко-фашист­ ских войск в Заполярье. В Мурманске, на вершине Зеленого мыса, заложен памятник защитникам Кольского полуострова. 14 НОЯБРЯ. Экипаж ППР «Перемышль» выполнил годовой план (в течение пятилет­ ки моряки окупили стоимость траулера более чем в 2 раза!) 11 Д ЕКА БРЯ. Бюро обкома КПСС одобри­ ло инициативу коллективов, призвавших северян начать трудовую вахту под деви­ зом: «Ленинсному столетию — сто дней ударного труда!» Среди инициаторов — эки­ пажи БМРТ-376 «А. Гмырев» и ППР «Запо­ лярный». 1970 ГОД 20 Ф Е В РА Л Я . Газета «Полярная правда» награждена орденом Трудового Красного Знамени. 4 АП РЕЛЯ. Мурманскому комсомолу ис­ полнилось 60 лет. В связи с юбилеем Мур­ манская областная комсомольская органи­ зация награждена Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. 10 АП РЕЛЯ. На торжественном собрании во Дворце культуры им. С. М. Кирова кол­ лективу Мурманского тралового флота вру­ чена^ Ленинская юбилейная Почетная гра­ мота ЦК КПСС. Президиума Верховного Со­ вета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС. Среди 15 предприятий области, от­ меченных этой наградой в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, — Мурман­ ский рыбный порт. Тысячи тружеников рыбной отрасли области отмечены медаля­ ми «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина». ИЮЛЬ. Мурманский траловый флот отме­ тил свое 50-летие. 24 НОЯБРЯ. Трудящиеся области, в том числе — труженики рыбной отрасли, вы ­ полнили пятилеткий план по общему объ­ ему промышленного производства. 1971 ГОД 11 Ф Е В РА Л Я . Мурманск награжден орде­ ном Трудового Красного Знамени. 30 МАРТА — 9 АП РЕЛ Я. В Москве про­ ходил XXIV съезд КПСС. Среди его делега­ тов — напитан-директор БМ РТ сельдяного флота В. А. Долгих. 26 АП РЕЛ Я. Звания Героя Социалистиче­ ского Труда удостоены боцман СРТ «Пинг­ вин» сельдяного флота Г. М. Коптяков, стар­ ший мастер по добыче рыбы ППР «Запо­ лярный» Мурманского тралового флота К. М. Мошников и бригадир Мурманской судоверфи М. В. Шеронкин. 22 Д ЕКА БРЯ. На торжественном заседа­ нии Мурманского горкома партии и город­ ского Совета депутатов трудящихся городу Мурманску вручен орден Трудового Крас­ ного Знамени. Награду вручил нандидат в члены Политбюро ЦК КПСС Ю. В. Андро­ пов. 1972 ГОД 7 ЯН ВА РЯ . Бюро обкома КПСС одобрило инициативу коллективов, решивших успеш ­ но справиться с заданиями начавшегося года и девятой пятилетки в целом. Среди ’ инициаторов — экипажи ППР «Гейзер» тралового флота, БМ РТ «Олентуй» управле­ ния «Мурмансельдь» и П Р «Феликс Кон» «Севрыбхолодфлота». 4—7 ИЮЛЯ. В Мурманске проходил V Всесоюзный нонкурс телефильмов, посвя­ щенных жизни и труду советских моряков и рыбаков, под названием «Человек и мо­ ре». 2 С ЕН ТЯБРЯ. Состоялось собрание обще­ ственности Мурмансна, посвященное 50-ле­ тию образования СССР. В собрании участ- ГОШДЕЕЕЫЕ Они ■— с «Севреммаша» Д ЛЯ КОНСТРУКТОРА завода «Севрем- маш» Аллы Ивановны Кокаревой, ноторую вы видите на снимке, 70-летие Мурманска — как личный праздник: в нашем городе она родилась, училась, отсюда уехала в Харьков поступать в институт. Окончив его, работала конст­ руктором в Курске — там она оказа­ лась по распределению, и вот уж е более 15 лет — на «Севреммаше». В кол­ лективе ее уважают, она награждена медалью «За трудовое отличие». С РИ ГА Д И Р ТОКАРЕЙ этого завода Владимир Иванович Васильев — не северянин, но с Мурманском связаны его самые зрелые годы жизни, о том, как Владимир Иванович работает, мож­ но судить по наградам, которых он здесь удостоен, — грудь бригадира укра­ шают орден «Знак Почета», медаль «За трудовую доблесть». МОЖНО ДЕЛАТЬ ЛУШЕ И БОЛЬШЕ Д О ПРИЕЗДА В МУРМАНСК у меня уже был немалый житей­ ский опыт. В те годы, когда начина­ лось взросление нашего поколения, еще чувствительны были потери, на­ несенные стране войной. Родом я из Старой Руссы 4- небольшого, но ши­ роко известного города. В 15 лет пришел на судомеханический завод, выучился на токаря. В армию при­ звали, когда отмечалось 10-летие Победы. Служба военная была хоро­ шей школой — закалялся, как и мно­ гие мои сверстники, физически и идейно. Снова работал, стал комму­ нистом. В Мурманске, в 1968 году, меня сра­ зу же приняли в дизельный цех судо­ верфи. С созданием «Севреммаша» пере­ шел на это новое предприятие, которое, кстати, находится на территории голов­ ного предприятия объединения «Мур­ манская судоверфь», а комплектовалось кадрами с флотов и заводов бассейна. Работали мы сначала индивидуаль­ но. Но вот* в начале восьмидесятых бригадная форма труда становится главной в организации производства, основой его. Создали и мы бригады токарей. Сейчас у нас их четыре. Плюс бригада фрезеровщиков. Не обошлось, конечно, без трудностей, без преодоления психологического барьера — ведь станочники «испокон веков» были «единоличниками». Те­ перь все это позади... В бригаде 7 человек. Состав в основ­ ном стабильный, но, бывает, уходят лю ­ ди на учебу, на службу и т. д. Это естественный процесс. Хочу отметить, что все рабочие в нашей небольшом коллективе, независимо от трудового стажа и уровня квалификации, выпол­ няют все задания умело и добросовест­ но. Мы применили даже пооперацион­ ный метод изготовления деталей. И это принесло успех. Порядок отличный — из года в год мы не имеем наруше­ ний трудовой и производственной дис­ циплины. Да иначе и быть не может в коллективе коммунистического труда! И если вдруг возникнет необходимость в срочном выполнении заказа (такое в судоремонте не редкость), мы не жалеем сил и времени. Болеем, как говорится, за честь марки, ответственность чувствуем. Радует работа опытных токарей Николая Ивановича Маруса, Петра Михайловича Нефедова, Валерия Александровича Федосиева... Петра Михайловича мы в бригаде подгото­ вили к вступлению в партию. Кста­ ти сказать, помню период, когда в нашем коллективе было четыре ком­ муниста. Валерий, назову его так, пришел .молодым, неопытным парниш­ кой. Стал квалифицированным рабо­ чим. Отслужил, снова к нам вернул­ ся. Комсомолец Сергей Заверняев — тоже из демобилизованных. Трудо­ любивый, старательный; уверен: бу­ дет толковый токарь! Коллектив — он всегда ноллентив. Не только в стенах завода, цеха. Сдавали нормы комплекса ГТО — на стадион пошли бригадой. На сенонос в подшеф­ ный совхоз в субботу. — тоже вместе. В лес за дарами природы и зарядом бодрости — тоже не в одиночку. Накануне 70-летия Мурманска мы отметим свой профессиональный праздник — День машиностроителя. Коллективу «Севреммаша» есть чем гордиться: руками наших специали­ стов сделано немало, чтобы техноло­ гическое оборудование судов работа­ ло хорошо. Не буду приводить циф­ ры, но достаточно сказать, что за 15 лет своего существования завод удво­ ил выпуск продукции с тех же пло­ щадей. Юбилей юбилеем, но надо смот­ реть в завтрашний день. Мы уверены: севреммашевцы могут сделать больше и лучше. Но надо создать необходимые условия для ускорения движения впе­ ред. Был в недалеком прошлом разго­ вор о том, что нам построят новые кор­ пуса — старая-то «одежда» уж е по швам трещит! И деньги, вроде, выделили, а потом... отобрали. Сейчас вот завод ма­ шиностроительный для выпуска техно­ логического оборудования стал реаль­ ным делом — уж е площадка за терри­ торией судоверфи на берегу залива для него готовится. О «Севреммаше» — словно забыли. А будь у нас кузнечным цех, гальваническое отделение — со. всем по-другому зажили бы. Гальвани­ ка крайне необходима — детали меха­ низмов на рыбофабриках, которые мы ремонтируем, должны иметь антикор­ розийное покрытие. Забот, конечно, и других много. И хоть разговор этот перед юбилеем, но высказаться надо: пусть одно из мо­ лодых, но уже набравших силу, пред­ приятий города-героя получит «вто­ рое дыхание»! В. ВАСИЛЬЕВ, бригадир токарей завода «Севрем- маш». Наша анкета 1. Чем был и остается в вашей судьбе Мурманск — город, рожденный Ок­ тябрем? 2. Какой период вашей жизни наиболее тесно связан с историей развития столицы Советского Заполярья? 3. Кого из своих друзей, товарищей по работе вы хотели бы вспомнить в год 70-летия Мурманска? 4. Каким вы видите будущее города-героя Мурманска? Сегодня на вопросы нашей анкеты отвечает ветеран войны и труда Павел Ми­ хайлович БАЗАНОВ. Ивесь орденоносный флот 1. Мурманск я впервые увидел в кон­ це марта 1930 года — это был боль­ шой, деревянный и не очень устроен­ ный поселок. Запомнилось каменное здание ТПО (его и сегодня почти в том же виде мурманчане знают), чуть ниже двухэтажный деревянный дом — уп­ равление «Желрыбы». Еще — англий­ ские «чемоданы» (полукруглые дома из металлических конструкций — остались от интервентов), лачуги и ларьки ки­ тайцев, деревянный железнодорожный вокзал... Вот такое знакомство состоя­ лось с городом, который стал для ме­ ня городом-судьбой. Здесь я, парень из деревни Унежма Архангельской об­ ласти, крепко встал на ноги, пережил войну, был участником многих важных событий. 2. Можно сказать — вся жизнь. Уже сказал о первых шагах по улицам Мур­ манска 56 лет назад. Тогда еще через «Биржу труда» устроился грузчиком в рыбный порт, где было всего пять при­ чалов. На двух из них двухэтажные де­ ревянные здания: на первом этаже — цех обработки рыбы, на втором — управления (на втором причале — пор­ та, на пятом — тралового флота). Механизации на разгрузке — ника­ кой. Как потомственному рыбаку, рабо­ та грузчика мне не понравилась. Завер­ бовался в становище «Захребетное» — для обработки трески на клипфиск, ко­ торый шел на экспорт. Обучив несколь­ ко колхозников рыбообработке, вернул­ ся в Мурманск, где вскоре устроился матросом-клипфискником на РТ-41 «Мак­ сим Горький». Капитаном этого трауле­ ра был Петр Егорович Кононов. Здесь же проходили практину штурманскими учениками учащиеся Архангельского технинума Яков Алексеевич Гунин и Михаил Михайлович Епарин — в буду­ щем широко известные люди Мурмана. Клипфиск — ценная продукция, в максимальном выпуске ее были заин­ тересованы все, начиная с капитана. Со­ здав бригаду из 6 человек, мы при­ ступили к трудоемкой работе. За рейс удавалось вырабатывать до 25—30 тонн клипфиска. Но жизнь звала вперед. Так я ст Ц слушателем УКК первого набора. В мае 1932 года получил диплом штур­ мана судов до 200 регистровых тонн. Первый мой траулер, где я приступил к работе в новой должности, был РТ-26 «Треска». Учился дальше — полу­ чил диплом капитана. В 1936 году был назначен старпомом на РТ-36 «Больше­ вик», а в 1939-м стал капитаном РТ-41 «Максим Горький», куда несколько лет назад пришел матросом. В годы Великой Отечественной ^ойны командовал буксиром в Северном флоте, выполняя задания командования. Осо­ бенно запомнился десант 12-й бригады морской пехоты в конце апреля — на­ чале мая 1942 года: мы принимали уча­ стие в обеспечении высадки и снятия десанта. Здесь я встретил своего стар­ шего брата Ивана, командира взвода. В боях он был ранен, и следующая встре­ ча у нас состоялась уже в Полярном, где он лежал в госпитале. После войны — снова работал ■ Мурманском траловом флоте. До ухо­ да на пенсию. Мой скромный вклад в обеспечение страны рыбной про^?" цией отмечен орденом Трудового Крас­ ного Знамени. 3. В предыдущем ответе я уже на­ звал несколько имен. Друзей и хоро­ ших товарищей-сослуживцев много. Вспомню весь орденоносный флот — ему отданы лучшие годы жизни. 4. Прекрасный, во многом — «самыи- самый за Полярным кругом» — вижу мирным и процветающим. 19сентября 1986 года: 6 С ВМ 1 Д Ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz