Рыбный Мурман. 1986 г. Сентябрь.

Партийная жизнь Накануне нового учебного года ЦК КПСС принял постанозле- иие «Об организации политического и экономического образо­ вания трудящихся в 1936/87 учебном году». Наш корреспондент встретился с заместителем заведующего Домом политического просвещения обкома партии Надеждой Сергеевной БЫСТРО- УМОВОЙ и попросил прокомментировать новое постановление. — Что существенно нового внесет этот донумент и систе­ му политического и экономи­ ческого образования? Предпо­ лагается ли канал-то коренная перестройка всей системы или вопрос стоит о совершенство­ вании учебы? — Постановление отражает дух XXVII съезда КПСС, опре­ деляет 'Новый стиль работы по организации марксистско - ле­ нинского образования трудя­ щихся. Раньше инструкции по комплектованию сети полити­ ческого и экономического об­ разования спускались к нам сверху. Мы заранее знали, сколько и каких школ и семи­ наров необходимо создать, где и кого в них обучать. Для какой-либо инициативы, твор­ чества, поиска места не оста­ валось. Обратите внимание на одну очень важную деталь в поста­ новлении: ныиешний учебный год назван годом активной пе­ рестройки. Новый документ предоставил право партий­ ным организациям самим ис­ кать и подбирать для себя более совершенные фор­ мы марксистско - ленинского образования. Одним слозом, поиск идет снизу. Если рань­ ше мы шли от формы к че­ ловеку, грубо говоря, загоня­ ли его искусственно в нее, то сейчас наоборот — идем от человека, его жгланий, воз­ можностей. Но должна сказать, что по­ становление 1981 года не отменено в основе своей, то есть поиск более совершен­ ных, удобных и современных форм учебы будет идти на ба­ зе пока существующей систе­ мы марксистско-ленинского образования. Например, на каком-то участке действует школа марксизма - ленинизма, и коммунистов она вполне устраивает. Никто им «е бу­ дет навязывать что-то нозое. Кстати, до нового постанов­ ления проводился своего рода эксперимент по двум направ­ лениям. Первое — на селе. Было создано несколько еди­ ных школ по производствен­ ному принципу, и комсомоль­ цы, коммунисты и беспартий­ ные изучали проблемы бригад­ ного подряда. Коллектив при этом не дробился, то есть все строилось по принципу: вме­ сте работаем — вместе учим­ ся. Этот принцип мы и поло­ жим, я думаю, в основу сво­ ей работы. Кстати, на эту форму в этом году перейдет весь Агропром. Второе направление экспе­ римента: создание единых комплексных школ. Объединя­ лись все категории слушате­ лей и, соответственно, про­ граммы: политическое и эко­ номическое образование и систско - ленинского образова­ ния упрощается, приближаясь к реальности, к потребности человека. Давайте прикинем, сколько форм учебы предлага­ лось еще в прошлом году? — С учетом массовых форм партийной пропаганды более 30. Осилить их все, прокон­ тролировать невозможно, од­ ним слозом, система стала не­ управляема. Посудите сами, сегодня в области работают 10,5 тысячи пропагандистов, 48 кабинетов политпросвеще­ ния. Вот и получается, чт0 в среднем каждому зав. кабине­ том потребуется 15 лет, что­ бы дойти до каждого пропа­ гандиста, побывать на заня­ тиях в каждой школе. В дей­ ствительности же получается, что у одного пропагандиста на занятиях в год присутство­ вало шесть представителей численность тех, нто, так ска­ зать, индивидуально будет за­ ниматься самообразованием. — Да, такая опасность су­ ществует. Вот поэтому мы и предлагаем партийным орга­ низациям, коммунистам кри­ тически посмотреть на то, что есть, и оставить лишь то, что дает отдачу. А для этого не­ обходимо сейчас поговорить буквально с каждым слушате­ лем. Провести беседы за «круглым столом» с каждой категорией слушателей, выслу­ шать их мнение, вместе поду­ мать и решить, какую форму обучения выбрать. Мы опасаемся двух вещей. Первое — формотворчества, то есть «искусственного изо­ бретения» новых форм учебы. И второе — кое-кто побоится проявить новаторстзо, сме- профессиональная учеба. Оба эти направления себя оправдали. Есть, наверное, смысл к ним присмотреться и попробовать у себя. Повторяю, этот год — год перестройки, во многом экспериментальный: выбирайте ту форму учебы, которая больше устраивает ваш коллектив. Ведь с чем мы сталкивались последнее время. Люди не хотят изучать просто основы (основы марксизма- ленинизма, политэкономии и т. д.), их интересуют пробле­ мы, корень предмета. Это и понятно, резк0 возрос обще­ образовательный уровень на­ рода, и люди не желают то­ лочь воду в ступе, повторять то, что они изучали в школе, училищах, вузах. Новое поста­ новление предоставляет такую возможность. Предложили мы партийным организациям решить на ме­ стах вопрос с учебой лекто­ ров и политинформаторов. Тех из них, кто активен, добросо­ вестен, работает над собой, можно перевести «а самостоя­ тельную учебу, конечно, при соответствующем контроле парторганизации. — Надежда Сергеевна, сле­ довательно, сама система марк- различных контролирующих организаций, а У другого — ни одного. — Насколько наши партий­ ные организации готовы сегод­ ня к работе а новых условиях? — Готовы далеко не все. И об этом говорит недавнее со­ вещание в обкоме партии. Лю­ ди, привыкнув к инструктажу сверху, не сразу предстазляют себе, как действовать в новых условиях, с чего начать. Нуж­ на большая психологическая перестройка. Именно на это и нацелено новое постановле­ ние: постепенно подготовить сознание людей к перестрой­ ке всей системы марксистско- ленинского образования. Ны­ нешний год — подготовитель­ ный, это время апробирования тех форм и возможностей уче­ бы, которые приемлемы имен­ но в данном коллективе. — Нот ли опасения, что сре­ ди организаторов политической и экономической учебы най­ дутся такие «осторожные», нто постарается тихо прожить по- старому, благо, никто силком пока их не заставит перестра­ иваться? И они вполне аргу­ ментированно, вооружившись справками, донажут, что их вполне устраивают имеющиеся формы учебы и даже их коли­ чество. Другие же начнут ру­ бить с плеча, бездумно усекая количество шнол и увеличивая лость и завязнет в старом. На­ ша цель — соединить уже имеющийся опыт с новатор­ ским подходом. — Несомненно, значительная категория слушателей, особен­ но среди ИТР, врачей, педаго­ гов и т. п., изберет индивиду­ альную форму обучения. Но ведь не каждый, даже имею­ щий диплом о высшем образо­ вании, в состоянии плодотвор­ но заниматься самостоятельно. — Естественно. Кому пре­ доставить это право — решит партийная организация. При этом, конечно же, будут учи­ тываться образование чело­ века, его подготовленность к самостоятельной работе, навы­ ки работы с первоисточниками. В каждом конкретном случае должна быть выбрана про­ грамма занятий на год, разра­ ботан индивидуальный план, закреплен консультант. По ито­ гам года такой слушатель обя­ зан пройти общественно-поли­ тическую аттестацию. — Надежда Сергеевна, на­ сколько я понимаю, эти нов­ шества с удовлетворением дол­ жны принять на флотах. Имен­ но они, и уж е не первый год, настаивали на упрощении си­ стемы марнсистско - ленинско­ го образования, точнее, сведе­ ния ее к двум формам... — Да, одна — для команд­ ного состава, другая — для 89К НАЧАЛУ УЧЕБНОГО ГОДА плавсостава. Первые, очевид­ но, выберут для себя курс «Ускорение социально-эконо­ мического развития страны — стратегическия линия КПСС». А для второй категории более приемлем курс, рекомендован­ ный для системы экономиче­ ского образозания, — «Интен­ сификация производства». Кстати, подобный эксперимент был уже проведен в прошлом году на нескольких судах уп­ равления «Севрыбпромразвед- ка». Думаем, что на БМРТ, БАТах следует сохранить и систему комсомольской уче­ бы, особенно в комсомольско- молодежных экипажах. У них — своя специфика, свои воз­ растные интересы, проблемы, и это нельзя не учитывать. — Итак, сейчас идет как бы первый этап подготовки к но­ вому учебному году — ком­ плектация школ. Каковы его основные задачи? — Первое — разговор с людьми, разъяснение пред­ стоящей перестройки, созда­ ние для него психологическо­ го настроя. В сентябре прой­ дут совещания секретарей парторганизаций, семинары пропагандистов. 1 ектября со­ стоятся первые занятия по те­ ме «Двенадцатая пятилетка — пятилетка коренного перелома в социально-экономическом развитии страны». Хорошо, если на них выступят партий­ ные секретари, работники ап­ паратов райкомов, горкомов партии. Второй этап — это октябрь- ноябрь — изучение эффектив­ ности избранных форм учебы. К 1 декабря мы ждем предло­ жения по дальнейшей пере­ стройке системы политическо­ го и экономического образо­ вания. И с января развернется всенародное обсуждение но­ вой структуры. Главное, что требуется от всех парторгани­ заций в этот период, это ини­ циатива и ответственность. — Что бы вы еще могли посоветовать нашим пропаган­ дистам? — Оформить подписку на журналы «Политическое само­ образование», «Молодой ком­ мунист» и «Экономическую га­ зету». В этих изданиях будут печататься темы для перзых занятий, пока не выйдут в свет учебные пособия. Беседу вела Л. ШЕБЕКО. ОТЧЕТЫ И ВЫБОРЫ Ч то зависит от нас? Э ТА ФРАЗА прозвучала на отчетно - выборном собрании партгруппы служ­ бы эксплуатации «Севрыбхо- лодфлота» не единожды. Совершенно очевидно, что проблема взаимоотношений руководства промысловых судов и рыбного порта оста­ ется одной из главных на сегодняшний день. Так что беспокойство коммунистов по поводу срывов плана по вы­ пуску отдельных видов рыб­ ной продукции вполне оправ­ дано. Александр Иванович Сой- кис, капитан - наставник оперативной группы службы эксплуатации флота, — опыт­ ный специалист, человек сме­ лый, решительный, откровен­ ный в суждениях — в своем выступлении четко изложил реальное положение дел фло­ та. Конкретные факты. Флот несет колоссальные убытки из-за простоя плавба­ зы «Рига». (Напомним, что это судно является основным поставщиком такой продук­ ции, как жир и мука.) С мая томится в порту плавбаза «Профессор Бара­ нов.» с грузом соленой сель­ ди, которая стала уже прит­ чей во языцех. Двое суток вхолостую про­ стояла плавбаза «Алексей Хлобыстов» По причине от­ сутствия бочек- и банок. Почему? Коммунисты служ­ бы эксплуатации считают, что причины простоев кроют­ ся прежде всего в слабой, не­ ритмичной обработке судов в порту. Капитан - наставник Аль­ берт Филиппович Леванов, на­ верное, по-своему прав. Бу­ дучи чрезвычайно резким и беспощадным в критике ра­ боты рыбного порта, он не преминул заметить, что и коммунистам службы надо всерьез задуматься о том. как поднять престиж руко­ водства флотом, как нала­ дить деловые, по-человечески доброжелательные отноше­ ния с капитанами промысло­ вых судов, которые иногда справедливо сетуют на бере­ говое начальство. — Порт диктует условия флоту, а не наоборот, как должно быть. Авторитет ру­ ководства службы эксплуата­ ции в настоящее время не па высоте. Простаивают транспорты в ремонте, про­ стаивают из-за отсутствия емкостей — убытки флоту. Постоянные изменения кар- гопланов по разным причи­ нам тоже срабатывают в убыток. Так- что «петь ди­ фирамбы» преждевременно, — таково было резюме Аль­ берта Филипповича. — Резко? Да. Беспощадно? Да. Но справедливо? Да! — за­ ключает начальник службы эксплуатации Евгений Борисо­ вич Лишнезский. — Хотя в це­ лом флот работает хорошо, мы не должны замалчивать и про­ махи. Служба эксплуатации — одна из ведущих служб фло­ та, любой недочет которой от­ ражается на общем рабочем ритме. Отсюда оправдан повы­ шенный спрос к каждому спе­ циалисту любой категории. Научная разработка подготов­ ки кадров более высокого уров­ ня просто необходима в совре­ менных условиях. Зачастую я слыш у лишь критику, а вот как исправить негативные яв­ ления — пока никто толком не знает. Дело за инициативой. Не бояться новшеств, сме­ лее внедрять интересные, толковые предложения, тог­ да и будут ощутимые сдви­ ги. Помните, у нас была не­ благоприятная промысловая обстановка в районе США? Потолковали, нашли опти­ мальный вариант расстанов­ ки судов. Пошли на риск ра­ ди будущего сотрудничества! Согласен, раньше из-за от­ сутствия емкостей плавбазы в море нередко простаивали. Сейчас продукция снимается своевременно. В рыбном пор­ ту иная ситуация: задержки судов по самым разным при­ чинам. Итак, разговор о насущ­ ных проблемах флота стал главной темой отчетно-выбор­ ного собрания партгруппы. Конечно, можно было бы со­ блюсти элементарную по­ вестку дня. Отчет о работе партгруппы. Оценка работы. Перевыборы. И никто бы не смог упрекнуть коммунистов в стандартности проведения собрания подобного рода, тем более что в выступлении се­ кретаря партгруппы Нины Георгиевны Кабаковой: ана­ лиз работы коллектива был дай в полной мере. Компетентность и объек­ тивность секретаря пи у ко­ го не вызывали сомнения, ее добросовестность — тем бо­ лее. Бесспорным остается и то, что Нина Георгиевна — умелый организатор и руко­ водитель на своем нелегком поприще партийного лидера. Потому-то и решили комму­ нисты бразды правления вновь оставить в ее надеж­ ных руках. Остается добавить, чТЬ по решению парткома управле­ ния «Севрыбхолодфлот» пар­ тийная группа службы экс­ плуатации будет расширена в цеховую партийную орга­ низацию, в которую войдут коммунисты двух отделов: коммерческого и юридическо­ го. Заместителем секретаря избрана Людмила Павловна Вишнева, старший инженер коммерческого отдела. Л. ТАРТАКОВСКАЯ. 5 сентября 1986 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz